какие страны присоединились к санкциям против рф
Список стран, которые ввели санкции против России
Все больше россиян при выборе стран для отдыха интересуются, входят ли эти страны в НАТО, вводили ли они санкции против России. В таблице внизу приведены все страны, которые вводили какие-либо санкции в 2014-2018 году.
Если неевропейская страна не указана в таблице, значит, санкции она не вводила, и в организацию НАТО не входит.
Следует отметить, что для обычных россиян, тех, которые не попали в санкционные списки, посещение стран, введших антироссийские санкции, не приносит дополнительных сложностей. Однако возможно столкнуться с недоброжелательностью местного населения и пограничных служб.
Карта, где указаны страны, вводившие и не вводившие санкции против России
После событий марта 2018 года в последний столбец добавлена информация о том, высылала эта страна российских дипломатов или нет.
Более подробно о высылке дипломатов в нижней таблице
Евро- союз | Евро | Шенген | НАТО | Санкции/ дипломаты | |
Общее количество стран, официально входящих в соответствующее объединение | |||||
Австрия | нет | да/нет | |||
Албания | нет | нет | нет | да/да | |
Андорра | нет | авто- мати- чески | нет | нет/нет | |
Белоруссия | нет | нет | нет | нет | нет/нет |
Бельгия | да/да | ||||
Болгария | нет | нет | да/нет | ||
Босния и Герцеговина | нет | нет | нет | нет | нет/нет |
Ватикан | нет | авто- мати- чески с Италией | нет | нет/нет | |
Великобритания | нет | нет | да/да | ||
Венгрия | нет | да/да | |||
Германия | да/да | ||||
Греция | да/нет | ||||
Грузия | нет | нет | нет | нет | да/да |
Дания | нет | да/да | |||
Ирландия | нет | нет | да/да | ||
Исландия | нет | нет | да/нет | ||
Испания | да/да | ||||
Италия | да/да | ||||
Кипр | нет | нет | да/нет | ||
Латвия | да/да | ||||
Литва | да/да | ||||
Лихтенштейн | нет | нет | нет | да/нет | |
Люксембург | да/да | ||||
Македония | нет | нет | нет | нет | нет |
Мальта | нет | да/нет | |||
Молдавия | нет | нет | нет | нет | да/да |
Монако | нет | авто- мати- чески с Францией | нет | нет | |
Нидерланды | да/да | ||||
Норвегия | нет | нет | да/да | ||
Польша | нет | да/да | |||
Португалия | да/нет | ||||
Румыния | нет | нет | да/да | ||
Сан-Марино | нет | авто- мати- чески с Италией | нет | нет | |
Сербия | нет | нет | нет | нет | нет |
Словакия | да/нет | ||||
Словения | да/нет | ||||
Турция | нет | нет | нет | нет | |
Украина | нет | нет | нет | нет | да/да |
Финляндия | нет | да/да | |||
Франция | да/да | ||||
Хорватия | нет | готовится с 1 июля 2015 | да/да | ||
Черногория | нет | нет | нет | да/да | |
Чехия | нет | да/да | |||
Швейцария | нет | нет | нет | да/нет | |
Швеция | нет | нет | да/да | ||
Эстония | да/да | ||||
Австралия | нет | нет | нет | нет | да/да |
Канада | нет | нет | нет | да/да | |
Новая Зеландия | нет | нет | нет | нет | да/нет |
США | нет | нет | нет | да/да | |
Япония | нет | нет | нет | нет | да/нет |
Высылка российских дипломатов 26-29 марта 2018
Какие страны выслали дипломатов, а какие отказались это делать смотрите в таблице.
В таблице в столбце отказавшихся стран перечислены только страны, которые ранее вводили санкции против России, но отказались высылать дипломатов. Таких стран 11
Надо отметить, что высылать отказались не только некоторые члены ЕС, но и Новая Зеландия, которая входит в Британское содружество.
Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
Что представляют собой санкции США?
Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».
Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).
Виды санкций против России
Существует несколько санкционных программ в отношении России.
Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.
Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.
В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.
В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.
Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.
Кого могут затронуть санкции США?
Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.
Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.
Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.
Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.
Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.
Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.
Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.
Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.
Восемь лет санкций против России. Главное
* Данные в списках могут дублироваться, например, более половины людей, компаний и организаций, попавших под санкции за кибератаки против США, позднее были включены также в санкционный список CAATSA.
** Cанкции ЕС в отношении подозреваемых в отравлении Скрипалей, введенные в 2019 году, и санкции ЕС и США, введенные в 2020 и 2021 году в связи с отравлением Навального.
*** Полное название указа президента США Джо Байдена — «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации»
Кто попал под санкции США и ЕС. Полные списки*
Под какие ограничения попадают компании и физические лица из санкционных списков
Могут ли санкции быть отменены
* Почему имена людей дублируются в разных списках
Один и тот же человек может находиться сразу в нескольких санкционных списках. 108 физических лица одновременно попадают под ограничения ЕС и США. Кроме того, Соединенные Штаты также могут вносить одного и того же человека в список SDN на разных основаниях. Чаще всего это сочетание CYBER2 (кибератаки против США) и CAATSA.
* Почему одни и те же фамилии в списках написаны по-разному
Фигурантов санкционных списков могут перепутать с другими людьми из-за проблем с транслитерацией имен, так как проверка клиентов осуществляется компаниями и банками в автоматическом режиме. США во избежание подобных трудностей вносят в список SDN сразу несколько вариантов написания иноязычной фамилии, например Timchenko и Timtchenko.
* Исключают ли умерших из списков
ЕС удалил из своих санкционных списков 12 человек в связи с их кончиной. К примеру, это депутат Госдумы VI созыва Людмила Швецова (умерла в 2014 году), сенатор от Курской области Олег Пантелеев (умер в 2016-м) и экс-глава ЛНР Валерий Болотов (умер в 2017 году). Умерший 30 августа 2018 года депутат Госдумы Иосиф Кобзон был исключен из списка только 22 января 2019-го. Продлевая антироссийские ограничения в сентябре 2018 года, ЕС оставил в списке убитого 31 августа главу ДНР Александра Захарченко. Его могут исключить из перечня позже, когда ЕС убедится в том, что активы, заблокированные на территории Евросоюза, не будут кому-либо переданы.
* Попадает ли компания под санкции, если долей в ней владеет человек из санкционного списка
Американские санкции автоматически распространяются на все компании, в которых физическим и юридическим лицам из санкционного списка принадлежит хотя бы 50%. Активы всех таких фирм подлежат заморозке в американской юрисдикции, гражданам и компаниям США запрещено совершать с ними какие-либо сделки. Обязанность проверять, не попадает ли контрагент автоматом под санкции, лежит на самом бизнесе. Поэтому после введения санкций «олигархи» часто сокращают доли в компаниях до уровня чуть ниже 50%. Если лицо А находится в списке SDN и владеет 30% в компании X и лицо B находится в списке SDN и владеет 20% в компании X, то компания X автоматически попадает под санкции, даже если не числится в списке SDN.
* Могут ли санкции коснуться людей, которых ни в чем не обвиняют
** Повлияли ли санкции на рейтинг президента Путина
Глава ВЦИОМа Валерий Федоров в октябре 2018 года говорил, что апрельские санкции в связи с «делом Скрипалей» «сработали на Путина». По его словам, они «были восприняты обществом как несправедливые, люди сплотились, чтобы поддержать лидера, потому что было все слишком нарочито, слишком очевидный несправедливый подход Запада». Это подтверждается и данными Левада-центра (признан Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента). «Санкции [снижают рейтинг] опосредованно, не напрямую, — заявил РБК эксперт Левада-центра Денис Волков, — они добавляются в общеэкономические проблемы; соответственно, становится сложно улучшать уровень жизни — рейтинг снижается». В марте 2018 года рейтинг Путина оценивался в 80%, в апреле — в 82%, дальнейшее снижение (с 79% в мае до 67% в июле) произошло после объявления о начале работы над пенсионной реформой в июне 2019 года. В ноябре 2018 года рейтинг одобрения деятельности Путина составлял 66%.