какие страны признали карабах армянским
Нагорный Карабах: Иран встряхнет Закавказье?
Как уже писала «Правда.Ру», глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что в текущем году Ереван ожидает признания Республики Арцах со стороны одного из государств мира. О каком государстве идет речь, г-н Налбандян умолчал. Но важно не это. Слова руководителя армянской дипломатии наводят на мысль о том, что в ситуации вокруг Нагорного Карабаха и в Закавказье в целом готовятся серьезные перемены.
Во-первых, нужно пояснить, что «Республика Арцах» — это неофициальное название Нагорно-Карабахской Республики (НКР) — непризнанного мировым сообществом образования на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана во времена СССР. Многие историки и аналитики придерживаются мнения, что именно с конфликта вокруг НКАО-НКР начался процесс развала Советского Союза. Это нужно понимать, чтобы корректно учитывать деструктивный потенциал, кроющийся внутри этой проблемы.
Второй ключевой момент — это тот факт, что Нагорно-Карабахская Республика, объявившая о своей независимости в сентябре 1991 года, сумела не только выжить и фактически состояться в качестве государства, но и добиться выдающихся военных успехов в вооруженном конфликте с Азербайджаном. Армяне Карабаха (или Арцаха, как называют эту область в Армении) смогли установить полный контроль над территорией своей бывшей автономии, а сверх того — захватить семь районов собственно азербайджанской территории вокруг нее. Захват этих районов позволил образовать пояс безопасности, а также обеспечить прямое наземное сообщение с территорией Армении.
Третье обстоятельство, которое следует учитывать, — это то, что НКР не признана ни в качестве государства, ни в качестве стороны конфликта. Официально нагорнокарабахский конфликт существует между Арменией и Азербайджаном. Никакой НКР или Республики Арцах тут нет. В том числе и для Армении: Ереван сам до сих пор (вот уже более 25 лет) не признает НКР.
Наконец, в целях нашего анализа нужно упомянуть и о сложившемся международном формате урегулирования конфликта. В рамках ОБСЕ была создана так называемая Минская группа, сопредседатели которой и занимаются практической работой. Это Россия, США и Франция.
Итак, что могут означать слова г-на Налбандяна на этом фоне?
Сразу вызывает недоумение: если Армения действительно хочет добиться международного признания НКР, то почему она сама не начнет этот процесс с себя? Почему Ереван воздерживается от признания Арцаха, в сторонке ожидая, что на этот шаг пойдет какое-то «одно государство»?
Справедливости ради нужно сказать, что чуть менее года назад правительство и парламент Армении предприняли некоторые действия, которые можно было расценить как начало процедуры признания КНР. Однако ничего решительного сделано не было; при этом прозвучало предупреждение, что признание последует в том случае, если Азербайджан развернет агрессию против Арцаха.
Как бы то ни было, но факт остается фактом: НКР не имеет официального признания даже со стороны своего ближайшего и естественного союзника — Армении.
Кто, какое государство в мире в такой ситуации согласится заявить о признании? И на каких условиях?
По опыту международного признания Южной Осетии и Абхазии, которые до недавнего времени имели статус, аналогичный статусу непризнанной НКР, можно полагать, что речь, скорее всего, идет о каком-нибудь небольшом островном государстве.
Что изменится в случае такого признания?
Думается, что для самой Нагорно-Карабахской Республики, которая и без этого фактически состоялась, почти ничего. НКР действительно доказала свою жизненность, способность обеспечивать собственную безопасность. Здесь функционирует экономика, работает социальная сфера, идет регулярный политический процесс. Конечно, трудно предположить, что все это было бы возможным без постоянной опоры на помощь со стороны Армении. И тем не менее, Арцах — признанный или непризнанный — это политическая, военная, социально-экономическая реальность, которая вряд ли изменится в ту или иную сторону, если где-то на далеком острове его официально признают государством.
В то же время совершенно ясно, что любое формальное признание НКР-Арцаха приведет к кардинальному изменению структуры нагорнокарабахского конфликта и, соответственно, к слому существующего международного механизма его урегулирования. Если НКР получит государственный статус, она превратится в сторону конфликта. Как тогда поведет себя Армения? Тоже останется участником и (что было бы логично) создаст какой-то военно-политический блок с НКР, противостоящий Азербайджану? Или постарается дистанцироваться от ситуации, умыв руки и переложив ответственность за будущее на власти признанного теперь Арцаха? Но в Баку уже твердо заявили: в этом случае Азербайджан перестанет рассматривать Армению как сторону конфликта.
В этих условиях не менее ясно, что Минская группа (МГ) с ее сопредседателями будет фактически стерта, потребуется совершено новый механизм урегулирования. Слов нет, МГ эффективностью похвастать не может: за 25 лет она не добилась никакого прогресса в деле достижения мира. Но режим прекращения огня, отсутствие или хотя бы пресечение крупномасштабных боевых действий она худо-бедно обеспечивает. Если ее не будет, никто не сможет поручиться за то, что война вновь не полыхнет. Учитывая же возможность создания единого армяно-карабахского блока в условиях, когда Армения входит в ОДКБ и на ее территории дислоцирована российская военная база, новая война в Карабахе может представлять большую опасность для России. Нужно ли нам это?
Возникает и еще один принципиальной важности вопрос: в каких границах некое государство признает НКР-Арцах? В границах советской НКАО или вместе с захваченными районами Азербайджана? Но в любом случае ясно, как отреагируют на это в Азербайджане: Баку будет вынужден ответить крайне резко и жестко.
Всего сказанного достаточно, чтобы отчетливо понять: признание НКР-Арцаха создаст в конфликте и в регионе в целом совершенно новую ситуацию. Это как новая сдача карт за игральным столом. Такое не происходит просто так, на пустом месте. Значит, есть силы, заинтересованные в подобном кардинальном изменении формата всей проблемы.
Однако же при всем этом сложно предположить, что Ереван решился на заявления о якобы грядущем признании НКР, не заручившись хотя бы пониманием, если не поддержкой, со стороны дружественных сил. И в этой связи любопытно, что незадолго до этого в Армении побывал министр обороны Ирана.
Вообще, воздействие иранского фактора на ситуацию вокруг Карабаха и в Закавказье в целом не слишком активно освещается в прессе. Оно и понятно: до относительно недавнего времени у Ирана были иные приоритеты. Но сейчас, на фоне снятия с ИРИ санкций в рамках «ядерной сделки», невозможно отрицать неуклонное наращивание Тегераном внешнеполитической активности практически на всех направлениях. И было бы странно, если бы иранские стратеги не обратили свои взоры на Карабах.
Нельзя отрицать, что Иран располагает достаточным потенциалом для того, чтобы постараться сыграть ведущую роль в урегулировании этого конфликта. Территории современных Армении, части Азербайджана, включая Карабах, некогда входили в состав Персидской империи. Связи Ирана и с армянами, и с азербайджанцами носят давний исторический характер: в Иране очень много армян, причем они входят в деловую и административную элиту страны. Сильны в иранском обществе и позиции азербайджанцев, которые, кстати, исповедуют ислам шиитского толка.
Все эти преимущества Ирана, потенциальные рычаги его воздействия на ситуацию в Закавказье и, в частности, вокруг Карабаха до сих пор пропадали втуне: минский формат урегулирования не оставлял для ИРИ ни малейшей возможности вмешаться. Поэтому не придется удивляться, если окажется, что Тегеран решил заменить этот формат на новый, в котором будет место и ему.
Если это так, то России нужно серьезно готовиться. Иранцы уже сумели сделаться неизбежными участниками решения проблем в Ливане и Сирии, Афганистане и Ираке, в Йемене. Вероятно, теперь на очереди — Карабах.
В каких странах признали независимость Арцахской республики (фото, видео)
Война, развязанная турецко-азербайджано-террористическим альянсом против Арцаха, поставила цивилизованный мир перед фактом необходимости признания независимости Арцаха.
Ниже представлены города/страны, признавшие независимость Арцаха после 27 сентября.
02.10.2020 Городской совет второго по величине города Швейцарии Женевы принял следующую резолюцию: «Армяне Нагорного Карабаха имеют право на жизнь и право на самоопределение». Женева признает право армян Нагорного Карабаха на самоопределение как единственную гарантию их безопасности. Агрессия Азербайджана осуждается.
09.10.2020 Независимость Арцаха также признал французский город Альфорвиль, городской совет которого единогласно проголосовал за признание Республики Арцах Францией.
15.10.2020 Городской совет второго по величине города Италии Милана единогласно принял ходатайство о признании независимости Арцаха и осуждении турецко-азербайджанской агрессии. Милан призывает правительство Италии признать независимость Арцаха.
15.10.2020 Французский город Лимоне признал независимость Арцаха. 15 октября Общинный совет французского города Лимоне единогласно проголосовал за признание независимости Арцаха.
Документ, в частности, содержит следующее обращение: «Признание Францией Республики Арцах в качестве гарантии безопасности его населения, а также залога глобальной и региональной стабильности».
Таким образом, Лимоне является вторым городом во Франции после Альфорвиля и первым в регионе Овернь-Рона-Альпы, признавшим независимость Арцаха.
21.10.2020 В ходе пленарного заседания городского совета каталонский город Ампоста 16 голосами из 21 принял резолюцию, представленную Коммунистической партией Каталонии по инициативе Араратского армянского союза Каталонии, в которой осуждается нападение Азербайджана на Арцах при поддержке Турции о Израиля, признается независимость Республики Арцах и подтверждается готовность к сотрудничеству с Республикой Арцах во всех сферах.
24.10.2020 Австралийский город Райд, который в 2019 году принял резолюцию об установлении дружественных отношений со столицей Арцаха Степанакертом, выступил с заявлением, осуждающим военную агрессию со стороны Азербайджана и Турции против народа Арцаха, бомбардировку гражданских поселений а также призвал Федеральное правительство Австралии признать независимость Республики Арцах.
28.10.2020 Итальянский город Черкьяра-ди-Калабрия признал независимость Республики Арцах. Об этом сообщает пресс-служба министерства иностранных дел РА
28.10.2020 Городской совет итальянского города Палермо признал независимость Республики Арцах. Решение было принято единогласно․
«Городской совет города Палермо Италии единогласно признал независимость Республики Арцах, а также осудил агрессию Азербайджана против мирного населения Арцаха и гражданские инфраструктуры»,- отмечается в сообщении.
29.10.2020 Городской совет итальянского города Азоло признал независимость Республики Арцах. Решение было принято единогласно.
31.10.2020 Сенат американского штат Нью-Джерси принял закон о признании независимости Арцаха, сообщает на своей странице в Facebook Армянский национальный комитет Америки (ANCA). «Благодарим сенатора штата Джозефа Лагану за то, что он возглавил усилия по признанию Арцаха», — отмечается в сообщении.
04.11.2020 Канадский город Лаваль единогласно признал независимость Республики Арцах, сообщает Армянский национальный комитет Канады. В резолюции говорится, что город Лаваль признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение и осуждает военную агрессию Азербайджанской Республики против Республики Арцах, начавшуюся 27 сентября 2020 года, а также призывает правительства Канады и Квебека сделать все возможное для обеспечения полного соблюдения международного гуманитарного права, в частности Женевской конвенции.
В резолюции предлагается правительству Канады предоставить армянам Арцаха (Нагорного Карабаха) право на отделение путем признания независимости Республики Арцах.
04.11.2020 Ломбардия является первым регионом Италии, признавшим независимость Республики Арцах, сообщает посольство РА в Италии.
04.10.2020 Мэр Энглвуд-Клифс, расположенного в штате Нью-Джерси, Марио Краньяк 4 ноября от имени мэрии принял резолюцию о признании Республики Арцах и ее неотъемлемого права на самоопределение.
06.11.2020 Городской совет каталонского города Берга по предложению Армянской культурной ассоциации Барселоны, большинством голосов, признало независимость Республики Арцах, право наций на самоопределение и ее территориальный суверенитет.
06.11.2020 Ассамблея Корсики приняла резолюцию о признании Республики Арцах. Об этом сообщается на странице Посольства Армении во Франции в Facebook.
07.11.2020 Еще одна община региона Тренто в Италии, Ногаредо, признала независимость Республики Арцах. Об этом сообщает посольство РА в Италии.
В последние годы парламенты восьми американских штатов, одного из австралийских штатов, Страны Басков приняли соответствующие резолюции в защиту права народа Республики Арцах на самоопределение.
28 сентября 2017 г. ․ Постановление Сената американского штата Мичиган.
2019 г. 24 апреля Палата представителей штата Колорадо приняла резолюцию, в которой выражает свою поддержку Республике Арцах, подчеркивая недопустимость блокады Турции, Азербайджана, Республики Армения и Республики Арцах.
11 марта 1999 г. Европарламент принял резолюцию, где отмечается, что Республика Арцах провозгласила свою независимость сразу после принятия аналогичных заявлений союзными республиками.
2014 г. 3 ноября 2010 года Совет спикеров парламента Наварры (автономная область/провинция Испании) принял заявление, в котором говорится, что власти Арцаха должны быть стороной любых переговоров, которые могут сыграть решающую роль в вопросе определения будущего страны.
Международное признание независимости Республики Арцах станет одним из действенных рычагов, исключающих возможность новой агрессии Азербайджана.
Кто же все-таки признал Карабах?
Армения уже 29-й год не признает суверенным государством армянонаселенный Нагорный Карабах, в сентябре 1991 года провозгласивший свою независимость. За это время Карабах пережил войну, разруху и упадок экономики. Несмотря на установленный в 1994 году режим перемирия, обстрелы продолжаются, и с обеих сторон гибнут военные и мирные жители. Азербайджан не хочет мириться с потерей этих территорий, считая их оккупированными Арменией. Страны-члены ООН поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Тем временем независимость Карабаха признали уже 15 административных образований из геополитически противоположных секторов мира, в том числе ряд штатов США и признанные Россией самопровозглашенные государства. Армянская сторона, помимо этого, утверждает, что их примеру готов последовать Уругвай, чей МИД призвал страны мира признать независимость Карабаха. Но Азербайджан это отрицает. «Кавказский узел» рассказывает, кто уже признал Карабах, и как повлияла на позицию Армении в вопросе его статуса последняя эскалация карабахского конфликта.
Признание от признанных Россией
Независимым государством Нагорный Карабах признали Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Это пророссийски настроенные регионы, которые и сами с точки зрения большинства стран мира отдельными государствами не являются. Вопрос об их собственной государственности вышел в мировую повестку с подачи России, и трудно представить, чтобы без ее согласия они предпринимали сколь-нибудь важные шаги в своей внешней политике.Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика, в свою очередь, признает независимость Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. В отличие от Приднестровья, пока не признанного ни одним суверенным государством, независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, Венесуэла, Никарагуа и Науру, наделив их статусом частично признанных.
Признание от автономии и восьми штатов демократических государств
В октябре 2020 года, на фоне полномасштабных боевых действий в зоне конфликта, премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с послами и руководителями представительств иностранных государств и международных организаций призвал предотвратить гуманитарную катастрофу в Нагорном Карабахе, признав его независимость. Власти Азербайджана разорвут дипломатические отношения с теми странами, которые признают независимость Нагорного Карабаха, пригрозил в ответ президент Ильхам Алиев.
Признание от американских городов и округов
Армения опередит Уругвай?
Министерство иностранных дел Уругвая в январе 2015 года распространило заявление с призывом к международному сообществу признать независимость Нагорного Карабаха. Это заявление еще не означает, что Уругвай признал суверенитет Карабаха, но там сильно армянское лобби, и вполне возможно, что Уругвай, будучи признанным суверенным государством, положит начало процессу признания Карабаха мировым сообществом, пояснили тогда «Кавказскому узлу» армянские политтехнологи.
Впрочем, резкая эскалация военного конфликта вокруг карабахских территорий в апреле 2016 года побудила Армению активнее задуматься о своей позиции в вопросе статуса Нагорного Карабаха. Армянские депутаты инициировали законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха, а президент страны заявил, что Армения признает независимость Нагорного Карабаха, если военные действия перерастут в широкомасштабные.
Уже через месяц парламент Армении представил в правительство законопроект «О признании Республики Арцах», и правительство Армении 5 мая одобрило заключение по нему. Не сам проект, где НКР названа «состоявшимся государством», подчеркнули в правительстве, а именно заключение, где говорится, что решение о признании НКР будет приниматься с учетом «результатов обсуждений» и «внешних факторов».
Во время военного обострения конфликта в сентябре 2020 года премьер-министр Никол Пашинян на экстренном заседании парламента, связанном с обсуждением вопроса введения чрезвычайного положения, заявил, что Армения может обсудить вопрос признания независимости Нагорного Карабаха.
Страны-члены ООН не признают НКР
ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ не считают легитимными проводимые в Карабахе выборы в органы власти. Вместе с тем выборы в парламент Нагорного Карабаха в мае 2015 года мониторили наблюдатели из США и Франции. Некоторые парламентарии Франции также выступали с призывами признать независимость Карабаха.
В марте 2008 года страны-члены ООН 39 голосами «за» при семи «против» и 100 воздержавшихся приняли внесенную Азербайджаном резолюцию, признающую наличие у Азербайджана «оккупированных территорий». В резолюции содержится требование «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики». Россия, США и Франция голосовали против резолюции. Это страны, сопредательствующие в Минской группе ОБСЕ, которая с 1992 года занимается карабахским урегулированием. Группа ставит своей целью способствовать разрешению конфликта путем переговоров, предлагает сторонам пути мирного урегулирования и организовывает встречи президентов Армении и Азербайджана. Но и в Азербайджане, и в Армении активность этой организации в урегулировании конфликта считают недостаточно высокой.
Минская группа ОБСЕ сейчас не рассматривает Нагорный Карабах как равноправную сторону в переговорном процессе по карабахскому урегулированию, считая таковыми Армению и Азербайджан. Но на начальном этапе переговоров по карабахскому урегулированию представители Карабаха участвовали в них. Так, Бишкекский протокол от 5 мая 1994 года с призывом к прекращению огня подписан представителями и Азербайджана, и Армении, и Нагорного Карабаха.
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Ветер с Апшерона
Ереван не решает, а Баку принимает решения
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
После войны в армянских экспертных кругах и в народе бытует, развивается убеждение в том, что гарабахский вопрос решают не Ереван и Баку, а остальной мир и особенно Москва.
В том же интервью он честно признает, что Ереван не гарантирует безопасность армян в Гарабахе, также как не контролирует Лачинскую дорогу. Он признается, что не имея четких границ с Азербайджаном, Армения не признается полноценным государством. «В процессе карабахского конфликта Армения фактически не имела международно признанной границы с Азербайджаном, нет соглашения о границе, что негативно влияет на отношения между двумя странами. Государство как субъект международного права признается прежде всего своей территорией, а территория на политическом уровне очерчивается границами, а не географическими понятиями. Если есть государство, у которого нет международно признанных границ – это само по себе уже проблема».
Естественно и это нормально, что Баку учитывает и применяет в своих решениях интересы других сторон, если считает эти интересы нас устраивающими. Но зачем утверждать полное отсутствие прав Азербайджана в этом вопросе? Ответ у меня один: чтобы приравнять ущербность одной стороны конфликта с возможностями другой стороны. В Ереване не хотят признать, что они не могут что-то решать и это объяснимо. Но к Азербайджану такое не относится. И это тоже объясняется,
Доказательствами моего утверждения являются события войны-2020. Я никогда не поверю, что Ильхам Алиев как-то согласовывал, вообще уведомлял Москву или другие столицы в намерении взять Гадрут. Возможно, к Гадруту азербайджанскую армию подвели труднопрогнозируемые события реальной войны. А там уже главнокомандующий дал команду на ввод войска в город после того, как армия взяла все окружающие высоты (в то время там еще снимал репортаж Семен Пегов).
Город Гадрут готов принять азербайджанских жителей
Может, решение об освобождении города Шуша было ранее согласовано с Путиным (больше ни с кем другим), а Гадрут и окружающий его район по логике событий должен был остаться у армян, чтобы вернуть ситуацию к 1991 году, когда фактически (а не в законе АзССР) существовала НКАО с известными границами.
Надо вселить азербайджанцев в Агоглан (бывш. Гадрут) и провести там референдум
С интересом прочту другие мнения, если они грамотно обоснованы.