какие страны считаются приарктическими
Международно-правовой статус Арктики и Антарктики
Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»
Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.
В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.
В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).
Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»
Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.
В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.
В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.
В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.
Крыша мира
Добро пожаловать в Артику
Сверкающие льды и цветущие мхи, промышленные города и чумы оленеводов, северное сияние и долгая полярная ночь, огромные запасы полезных ископаемых и тысячи километров нетронутой тайги и тундры, где обитают редкие животные – все это Арктика, суровый, но завораживающий мир, в котором сильные и добрые люди живут в согласии с природой.
Содержание
Арктика – одна из главных мировых сокровищниц полезных ископаемых. Ее недра содержат запасы нефти, газа, здесь добывают золото, алмазы, медь, никель, железо, вольфрам и т. д.
Что такое Арктика
Земля Большой Медведицы – так переводится с греческого слово «Арктика». «Арктос» – «медведь», «арктикос» – «находящийся под созвездием Большой Медведицы».
Арктикой называют район Земли, примыкающий к Северному Полюсу. Это Северный Ледовитый океан, прилегающие к нему части Атлантического и Тихого океанов и часть суши с условной границей, примерно совпадающей с южной границей тундры. К арктическим территориям относятся северные побережья Евразии и Северной Америки, остров Врангеля, архипелаги Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова.
Арктика в цифрах
около 27 млн кв. км.
14,54 млн кв. км.
площадь ледяного покрова
3694 м
высшая точка Арктики, гора Гунбьёрн, Гренландия
Арктические страны
В Арктический совет входят 8 стран: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия и Швеция.
Арктических государств пять: это Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. У России самая большая протяженность границ в Арктике: 22 000 км при общей протяженности арктического побережья 38 700 км. Еще три страны считаются приарктическими (они не имеют прямого выхода к океану): это Исландия, Финляндия и Швеция.
Хрупкая экосистема Арктики нуждается в бережном отношении: чтобы обеспечить регулярное эффективное взаимодействие между арктическими государствами по вопросам сохранения природы Севера, был создан Арктический совет.
Погода на Севере
Зима в Арктике длится 9 месяцев, лето – около двух недель. Полярная ночь, когда солнце вообще не показывается, может достигать 170 дней, в зависимости от широты. Полярный день, когда оно не заходит – до 6 месяцев. Осадков в Арктике выпадает мало: не более 200 мм в год.
В арктическом климате выделяют три подзоны: сибирскую (с самым суровым климатом), атлантическую и тихоокеанскую (здесь климат помягче). Чем ближе к Северному полюсу, тем холоднее и тем климат суровее.
Моря и океаны
Суровое великолепие северных морей можно увидеть своими глазами, отправившись в круиз на ледоколе.
Площадь Северного Ледовитого океана – 13 млн кв. км.
Самая глубокая морская впадина – котловина Нансена: 5449 м.
Водная территория Арктики включает в себя Северный Ледовитый океан с морями: Баренцевым, Карским, Лаптевых, Гренландским, Восточно-Сибирским, Чукотским и морем Бофорта. Также арктическими водами считаются заливы Баффинов и Фокс, проливы и заливы Канадского Арктического архипелага и северные части Тихого и Атлантического океанов.
Первопроходцы
Первый в истории беспосадочный перелет через Северный полюс совершили советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов в 1937 году.
Активное заселение Российской Арктики началось в XIX веке. На 30-е и 40-е годы XX столетия пришлась его новая волна: именно тогда были построены города Нарьян-Мар и Воркута, порты Игарка, Диксон, Тикси, а также Норильск.
История покорения Арктики насчитывает около тысячи лет. Первые русские мореплаватели выходили в моря Северного Ледовитого океана еще в XI веке, а в XVI была составлена первая российская карта его бассейна. К середине XVIII веке, благодаря многочисленным экспедициям и легендарным первопроходцам, среди которых Витус Беринг, Семен Челюскин, Семен Дежнев, было исследовано и нанесено на карты все российское побережье Северного Ледовитого океана.
Северный морской путь
СМП – кратчайший морской маршрут между Европой и Восточной Азией. Вдоль Севморпути расположено более 70 крупных и совсем небольших портов.
Северный морской путь (СМП) – глобальный круглогодичный маршрут, соединяющий Восточную Азию с Европой. Его развитие – одна из стратегических задач России. У СМП много преимуществ по сравнению с Суэцким каналом: это всесезонный путь, на нем нет пиратов и сборов за транзит – платить нужно только за сопровождение ледоколами и лоцманское обслуживание.
СМП: дешевле, короче, экологичнее
Протяженность: около 7300 миль, а через Суэцкий канал – 11 200 миль.
Длительность транзита – примерно 20 дней против более 30 дней через Суэцкий канал.
Меньше расстояние – меньше расходов на топливо – меньше воздействия на окружающую среду.
Природа Арктики
Полярная крачка – единственная птица, сезонно мигрирующая из Арктики в Антарктику.
Суровая земля Арктики полна жизни. Ее животный и растительный мир удивителен и разнообразен. Здесь обитает около 20 видов животных. Все они отлично приспособлены для жизни в таком суровом климате. Могут добывать еду даже в темноте (например, во время полярной ночи), при свете особенности окраски помогают им хорошо маскироваться, а толстая шкура или густой мех защищают от холода.
«Большая арктическая пятерка» – это кит, овцебык, белый медведь, морж и северный олень. Во время путешествий по заповедным местам Арктики этих величественных животных можно увидеть в естественной среде обитания.
Развитие Российской Арктики
Развитие экономики Арктики, СМП и ледокольного флота – один из национальных приоритетов России.
Ключевые направления развития – экономика, геологоразведка и изучение недр, Северный морской путь как глобальная транспортная артерия, а также социальные проекты, направленные на улучшение качества жизни людей.
Помимо проектов, направленных на экономическое и промышленное развитие региона, Россия уделяет особое внимание охране окружающей среды, сохранению традиционных промыслов и ремесел и поддержке коренных малочисленных народов Севера.
С 2020 года в интересах увеличения потока инвестиций в Арктике действует новая экономическая политика, в рамках которой инвесторам предлагают налоговые льготы, субсидии и другие меры поддержки. Площадь сухопутной части Российской Арктики – около 5 млн км2. Это крупнейшая в России и в мире особая экономическая зона.
Незабываемое путешествие
Катание на оленьих упряжках – одно из традиционных развлечений для туристов на Крайнем Севере.
Вопреки расхожему мнению, путешествие в Арктику – это не обязательно экстремальный туризм. Безусловно, это одно из самых интересных направлений для приключенческих туров: лыжных переходов, экспедиций на собачьих упряжках, зимнего серфинга, подледного дайвинга и других развлечений для физически подготовленных и смелых туристов.
Этностойбища, национальные деревни, народные гуляния, традиционные праздники… Этнографические и событийные туры по Российской Арктике знакомят гостей с бытом, культурой и традициями коренных жителей Севера.
Но Арктика огромна, и среди ее сокровищ – богатейшее культурно-историческое наследие. Древние наскальные изображения – петроглифы, уникальные шедевры архитектуры, знакомство с традициями коренных народов Севера, прогулки на круизных лайнерах, гастрономический туризм – все это тоже Арктика.
Какие страны считаются приарктическими
| ||
| ||
Добавить новость в:
| 12 июнь 2016 | Геополитика |
Полковник И. Светлов
Существенные перемены в плане геополитической заинтересованности стран в освоении Арктики происходят и в связи с климатическими изменениями в регионе. Так, начиная с 1970-х годов ученые зафиксировали сокращение толщины арктических льдов. В целом же на сегодняшний день регион потерял около 22 % своего ледяного покрова. По прогнозам, уже к концу нынешнего десятилетия Арктика может лишиться значительной части своего ледяного панциря и богатые минеральными ресурсами арктические шельфы станут более доступными для разработки.
Арктический шельф России составляет пятую часть общемирового шельфа, площадь которого равна 6,5 млн км 2 |
Не следует также забывать о широких транспортных возможностях региона. Ключевую роль здесь играет освоение Северного морского пути (СМП), который находится под контролем Российской Федерации. Он вдвое короче традиционного маршрута через Суэцкий канал и поэтому становится самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию с возможностью транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. Именно по этой причине Северный морской путь может стать главной арктической магистралью международного значения, что приведет к изменению всей структуры мировой торговли.
В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам право на контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Согласно ст. 76 этого документа государства, имеющие выход к Ледовитому океану, могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Она может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что шельф является продолжением ее сухопутной территории. Более того, в своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. В этом контексте работа по вопросам уточнения границ континентального шельфа представляется скорее сближающим, чем разделяющим арктические государства фактором.
Кроме того, интерес к северному региону проявляют свыше двух десятков далеких от него стран. Среди них не только государства, непосредственно выходящие своими границами к Северному Ледовитому океану, но и те, которые находятся вне территориальных вод (Великобритания, Китай, Бразилия, Индия, Япония, Южная Корея, Таиланд, Малайзия и др.).
Несмотря на то что Вашингтон не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву, он соблюдает все положения документа, поскольку считает его неотъемлемой частью традиционного международного права. Все участники Конвенции, в том числе и США, признают, что территория каждой страны может являться продолжением арктического шельфа, на который у Соединенных Штатов также есть обоснованные претензии.
Пересмотр интересов и политики США в Арктике начался в XXI веке, а пик активности пришелся на период президентства Б. Обамы. В январе 2009 года он подписал директиву по арктической политике Соединенных Штатов, где впервые были системно изложены национальные интересы страны в регионе, а также определены принципы арктической стратегии. В документе подчеркивается «долгосрочная роль» региона в процессе реализации национальных интересов США, в частности энергетические и экономические выгоды от освоения арктической энергоресурсной базы.
В условиях жесткой конфронтации с Москвой Вашингтон активно использует тезис о том, что российские правила эксплуатации Северного морского пути якобы противоречат международному морскому праву, в частности принципу свободы судоходства. Белый дом выражает обеспокоенность введением Россией разрешительного порядка плавания иностранных судов по Северному морскому пути и продолжает продвигать на международном уровне идею об интернационализации СМП. Кроме того, Соединенные Штаты используют расширение деятельности РФ по освоению приполярных территорий, чтобы обосновывать необходимость защиты национальных интересов «возрастанием российской военной угрозы в регионе».
На современном этапе базовым документом политики американской администрации в Арктике стала принятая в мае 2013 года Национальная арктическая стратегия США, которая наряду с серией последующих уточняющих документов детализировала ключевые положения директивы 2009 года. Она включает в себя военно-стратегические интересы Вашингтона (ПРО и ранее предупреждение, развертывание наземных и морских средств для стратегической переброски войск в Заполярье, стратегическое сдерживание и т. п.), интересы внутренней безопасности (предупреждение террористических атак или других преступных действий в этой зоне), а также политико-экономическую заинтересованность в данном регионе.
Наряду с этим Вашингтон проводит кампанию, направленную на дискредитацию действий России и Канады в Арктике в глазах американского и международного сообщества. Для продвижения в данном регионе собственных интересов планируется задействовать американские и транснациональные нефтяные и газовые компании, претендующие на ведение там экономической деятельности, а также международные экологические организации и другие структуры. В связи с этим в Белом доме оценивают возможные пути обеспечения лидирующей роли США в регионе, а также меры по ограничению подобных преимуществ у государств-конкурентов.
Экологическая тематика также относится к ключевым аспектом арктической политики Вашингтона. Американские специалисты уже сегодня ведут информационную войну с вбрасыванием в СМИ различных сценариев нарушения приполярными странами стандартов использования окружающей среды.
Канада. В июне 2000 года руководство страны провозгласило новую со времен «холодной войны» внешнюю политику по всем вопросам международного сотрудничества в Арктике. Ее базовые принципы, изложенные в специальном заявлении МИД Канады, адресованы в том числе властям Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, а также России и США.
В заявлении отмечается, что отныне канадский МИД берет под контроль всю деятельность страны в высоких широтах. Согласно документу «мощный информационный импульс высветил огромное значение Арктического региона как мировой арены взаимодействия и кооперации».
В настоящий момент основным органом Канады, ответственным за выработку и реализацию интересов страны в Заполярье, является Федеральный совет по Арктике. Его председателю предоставлены полномочия премьер-министра при решении соответствующих вопросов. Все нефте- и газодобывающие, научно-исследовательские, а также военные структуры, привлекаемые к их реализации, подотчетны этому органу.
Руководство Канады нацелено на значительное усиление своих позиций в регионе уже в ближайшем будущем. Это планируется сделать за счет поэтапной реализации «Генеральной программы канадской политики в Арктике и на Крайнем Севере», которая стала итогом работы Федерального совета в 2005 и 2006 годах.
Руководство страны намерено решить поставленную задачу также путем участия в проектах, ставящих своей целью расширение экономических шельфовых зон прибрежных стран в Арктике. Особая роль при этом отводится национальной военной составляющей в регионе, выступающей в качестве гаранта стабильности и зашиты интересов Оттавы.
Кроме споров относительно Северо-Западного прохода не урегулированы разногласия и по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Между странами возможна эскалация противоречий, с учетом того что в данном районе залегают нефтеносные пласты.
По взглядам канадского руководства, для надежного обеспечения национальных интересов в Арктике государство должно обладать акваторией между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. Об этом, в частности, свидетельствуют географические карты страны, где обозначены северные границы, проходящие как продолжение между Аляской и Юконом на западе, а также между канадским островом Элсмир и Гренландией на востоке, и встречающиеся на Северном полюсе. Для утверждения выработанной концепции на международном уровне Оттава предлагает и соответствующий подход к делимитации границ арктического шельфа.
Заявляя свои права на шельф, Оттава, вместе с тем, утверждает, что она позволит судам других государств беспрепятственно следовать в отмеченных водах при условии предварительного направления заинтересованной стороной запроса и получении от Канады соответствующего разрешения. Данные условия, согласно заявлениям официального представителя кабинета министров, будут «обязательными и распространяться на всех участников международных отношений».
У Канады сохраняются территориальные претензии и к Дании. Уже более 30 лет оба государства не могут договориться о принадлежности необитаемого о. Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход. По оценкам канадских специалистов, речь идет не о земле (ее площадь всего 950 м2), а прежде всего о ресурсах, залегающих в прилежащей к острову акватории.
При этом Оттава наравне с Копенгагеном стремится доказать, что хребет Ломоносова (на него претендует также и Россия) состыкован с канадским островом Элсмир и датской Гренландией. С этой целью указанные страны организуют комплексные научно-исследовательские экспедиции в район Гренландского моря, в ходе которых изучаются рельеф морского дна и пробы грунта.
Норвегия выступает своего рода проводником интересов стран Западной Европы и США в Арктике. Как следствие, внешняя политика государства в регионе характеризуется жесткой позицией относительно вырабатываемых другими прибрежными арктическими государствами механизмов возможных вариантов использования недр и акватории высоких широт.
На протяжении последнего десятилетия Осло разрабатывает соответствующие концептуальные программы защиты национальных интересов в регионе с обязательной привязкой их к интересам коллективной безопасности в рамках Североатлантического союза.
В декабре 2006 года в стране была принята так называемая стратегия развития северных регионов. В качестве главной цели в ней заявлено обеспечение устойчивого роста и развития этих регионов путем укрепления международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и в ходе проведения научных исследований.
Однако, несмотря на вполне мирный характер этих задач, Осло посредством реализации данной стратегии планирует извлечь максимум экономических и военно-политических преимуществ. Для этого руководство страны намерено предпринять ряд мер, направленных на развитие международных связей с соседями по региону, а также промышленности в северной части страны, укрепление экономического сотрудничества с Россией, поддержку науки и образования, совершенствование национальных вооруженных сил.
Дания на сегодняшний день придерживается политики нейтралитета по отношению к соседним по региону государствам, являясь наиболее лояльным участником «арктического спора». На ее национальные интересы в Арктике в целом влияют как внешние, так и внутриполитические факторы, заставляющие руководство страны проявлять гибкость и вариативность в решении территориальных вопросов.
При этом Копенгаген предпринимает активные действия по закреплению за собой арктических территорий. Ратифицировав в 2004 году Конвенцию ООН по морскому праву, Дания сразу же на основании ст. 76 указанного документа заявила в Комиссию ООН по границам шельфа свои права на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских о-вов.
Наиболее важным в плане прогнозируемых запасов углеводородного сырья и наиболее спорным в международно-правовом отношении остается хребет Ломоносова (как возможное продолжение шельфа Гренландии). Таким образом, Дания приняла на себя обязательство в течение десяти лет представить научные доказательства обоснованности своих территориальных претензий, которые» должны включать геодезические, батиметрические, геофизические и геологические данные. С этой целью национальной геологической службе поручено разработать ряд проектов с обоснованием в них не только научно-исследовательских, но и нормативно-правовых, социально-экономических и других положений.
Вместе с тем полностью устраняться от арктического раздела территорий Копенгаген не намерен. Помимо вопроса о правах на хребет Ломоносова у страны имеются нерешенные споры по другим территориям. В частности, к их числу относится противостояние Дании и Канады за о. Ханс, а также другие неразрешенные территориальные проблемы.
Ведущие государства Евросоюза (Великобритания, Франция, Германия) не имеют возможности участвовать в прямом территориальном разделе Арктики, однако намерены активно включиться в процесс освоения природных кладовых «шапки планеты». В качестве приоритетного партнера в освоении природных богатств за Полярным кругом европейские страны намерены рассматривать то государство, которое получит наиболее обширные территории и, следовательно, будет иметь самые прочные геополитические и экономические позиции в Арктике.
Среди ведущих азиатских стран особую заинтересованность к Арктике проявляет Китай, который испытывает острую нехватку энергетических ресурсов. Однако в отличие от европейских государств КНР не намерена усугублять обстановку в регионе своими притязаниями и рассматривает происходящие там процессы исключительно через призму собственных национальных интересов. Согласно оценкам китайских экспертов, Пекину с точки зрения экономической деятельности будет удобно сотрудничать с любым государством Арктического региона, независимо от того как в конечном итоге будет проведен раздел территорий.
Военно-политические стратегии арктических государств. В настоящее время в борьбе за природные ресурсы планеты четко прослеживается не только экономический, но и военно-политический аспект. В регионе перманентно наращивается военное присутствие государств.
Арктика помимо своего огромного ресурсного потенциала имеет важное военно-стратегическое значение. Здесь находятся удобные позиции для старта БРПЛ и других элементов систем стратегических оборонительных сил. ВМС арктических государств благодаря глобальному потеплению и постепенному сокращению площади льдов получают возможность действовать в полярных широтах в течение значительной части года.
Организуемые маневры имеют две общие особенности. Во-первых, они проводятся в непосредственной близости от российских рубежей. Во-вторых, эти учения, хотя и организуются «под прикрытием» поисково-спасательных операций и ликвидации последствий природных катастроф, предусматривают отработку ряда иных задач, в том числе по минированию морских акваторий и контролю воздушного пространства. В регионе также усиливаются средства противолодочной обороны натовских государств и отрабатываются задачи проведения десантных операций.
Всеобъемлющий анализ региональной военно-политической обстановки требует учета и других негативных факторов. Речь прежде всего идет о продолжающемся одностороннем развертывании сил и средств ПРО США и их ближайших союзников по НАТО на Европейском континенте с охватом морских пространств вокруг Севера Европы. В частности, были модернизированы две РЛС СПРЯУ США, размещенные в датской Гренландии и на севере Норвегии, которые включены в глобальную американскую систему противоракетной обороны. Эти средства позволяют контролировать практически полностью все приарктические районы Российской Федерации. Документами Агентства ПРО США предусмотрено завершить дополнительные работы по продлению ресурса РЛС «Глобус-2» в Вардё в 2015-2016 годах и размещению других средств ПРО.
В то же время создается объединенная база ВС США на Аляске, модернизируются авиабазы Элмендорф и Айельсон, аэродромы Барроу и Ном, разворачиваются система слежения за надводной и подводной обстановкой в Арктических морях, а также новый пункт базирования береговой охраны в н. п. Барроу.
Руководство Канады тоже предпринимает «всеобъемлющие усилия по защите своих территориальных прав» в Арктике и уже сейчас проводит «демонстративное» эскортирование кораблей и судов любой национальной принадлежности (особенно США) в районе Северо-Западного прохода.
Однако сегодня Оттава не обладает военно-морскими силами, оснащенными всем необходимым для действий в арктических льдах и способными решать поставленные перед ними задачи. Именно поэтому для патрулирования северных территорий военное руководство страны предпочитает период с июня по август, тогда как к зиме оно прекращается.
Согласно заявлению министра обороны страны Харджита Сингха Саджана, «защита северных границ остается для Канады ключевым приоритетом в сфере безопасности. Военное ведомство и национальные вооруженные силы взяли на себя обязательства по защите нашего суверенитета в Арктике, и отработка различных сценариев в ходе учений продемонстрировала видимое присутствие Канады на Севере».
Военное руководство Норвегии делает ставку на развитие высокомобильных, ориентированных на действия в условиях Арктики военно-морских сил, что позволит стране обеспечить противостояние новым угрозам в полярных широтах. ВМС рассматриваются Осло как главный военно-силовой инструмент, на который в случае возникновения конфликтных ситуаций в регионе будет опираться командование. С этой целью руководство страны приняло дорогостоящую программу развития ВМС, предусматривающую наряду с поступлением на вооружение новых боевых кораблей ледового класса профессиональную подготовку личного состава этого вида ВС в военных учебных заведениях и базах США.
Таким образам, направленность внешней политики зарубежных стран в Арктике свидетельствует об их стремлении обеспечить свои экономические и военно-политические интересы посредством наращивания военной активности на Севере, что может превратить этот регион в очередной очаг напряженности. В свою очередь, Российская Федерация последовательно выступает за компромиссное урегулирование территориальных споров и мирное освоение Арктического региона.
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире