какие страны входят состав асеан входят страны
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.
В настоящее время АСЕАН с численностью населения в 622 миллиона человек, совокупным ВВП в 2,6 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,5 триллиона долларов — одна из крупнейших региональных организаций.
Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.
Юридической базой взаимоотношений стран «десятки» служат три декларации согласия АСЕАН — 1976 года, 2003 года и 2011 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.
Согласно Уставу АСЕАН, высшим органом объединения являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.
В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В настоящее время (2013-2017) этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).
В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постпреда в ранге посла.
Смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательств осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 году в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 года — Малайзия, в 2016 году председательство принял Лаос.
В 2003 году лидерами объединения одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках Ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества.
Формально договоренности об Экономическом сообществе — одном из трех «столпов» АСЕАН, наряду с сообществом по политике и безопасности и социально-культурным сообществом — вступили в силу 31 декабря 2015 года. Однако эксперты считают, что реальный процесс создания такого сообщества может растянуться на несколько лет. К 31 декабря 2015 года многие страны не успели ввести в действие новые законы, обеспечивающие на их территории принципы Сообщества.
АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанский регионе. Вокруг нее концентрируется ряд механизмов и структур, в основе которых лежит система так называемых «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 1970-е годы. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. «Секторальный» партнер Ассоциации по диалогу — Пакистан. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к совещаниям министров иностранных дел Ассоциации в рамках так называемых Постминистерских конференций в формате «10 плюс 1».
Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, РК) в формате «10 плюс 3», который был формализован в 1999 году.
С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам Ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС) в формате «АСЕАН плюс 6» (КНР, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На 5-м саммите ВАС 30 октября 2010 года оформлено официальное присоединение к этому механизму России и США.
Первый саммит ВАС в формате «АСЕАН плюс 8» состоялся 19 ноября 2011 года на острове Бали, Индонезия.
В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»).
С 1994 года действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в котором участвуют 27 стран — государства-члены «десятки», ее диалоговые партнеры и ряд других государств АТР, а также ЕС.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
А ссоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Дата создания: 8 августа 1967
Официальный сайт: http://asean.org
Количество членов: 10
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Членами АСЕАН являются 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
Председатель АСЕАН в 2018 году – Сингапур, в 2019 году – Таиланд, в 2020 году – Вьетнам.
В основе сотрудничества Ассоциации с другими странами лежит система т.н. «диалогов» (диалоговое партнерство). Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. «Секторальный» партнер Ассоциации по диалогу – Пакистан. Диалоговое партнерство Россия – АСЕАН действует с июля 1996 года.
Формат взаимодействия с АСЕАН на экономическом направлении:
Экспертная отработка торгово-экономической повестки диалогового партнерства к министерским встречам осуществляется на ежегодных консультациях старших должностных лиц по экономике (СЭДЛ) Россия – АСЕАН.
В 1998 году в Куала-Лумпуре, Малайзия, подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Председателем ДС Россия – АСЕАН с декабря 2017 года является Поляков Иван Викторович (Генеральный директор Межгосударственной корпорации развития).
Проектная деятельность:
Проектная деятельность в рамках Диалогового партнерства Россия – АСЕАН включает проведение семинаров, конференций, финансово-экономических экспертиз и исследований, обмен делегациями, профессиональное обучение и иную деятельность по содействию развитию сотрудничества между АСЕАН и Российской Федерацией в экономической, научно-технической, торговой, культурной и других областях.
Финансирование проектной деятельности осуществляется за счет средств Финансового фонда диалогового партнерства Российская Федерация – АСЕАН (ФФДП), который был учрежден в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития от 10 декабря 2005 года.
Предпосылки и история создания
В 60-х годах прошлого века отмечался распад колониальной системы, когда многие государства Азии и Африки обрели свою независимость. В таких условиях главы суверенных стран Азии опасались, что экономически развитые державы будут вмешиваться в их внутренние дела, оказывая политическое и экономическое давление. Для обеспечения нейтралитета и предупреждения в регионе межгосударственных конфликтов были подписаны многочисленные договоры и меморандумы.
Первоначально был создан так называемый альянс, известный под аббревиатурой АСА, в который входили Таиланд, Малайзия и Филиппины. Однако по причине скудости целей, которые ставились перед объединением, оно оказалось недолговечным. Страны Юго-Восточной Азии остро нуждались в разноплановой и тесной интеграции, в объединении своих экономик и создании общего рынка сбыта. Главы государств и руководители дипломатических ведомств на протяжении нескольких лет вели кропотливую работу, согласовывая и составляя коллективный договор и декларацию АСЕАН.
Создано это образование в Бангкоке в августе 1967 года. Главы государств таких стран, как Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд, подписали меморандум и общий договор, образуя основу будущей организации. В дальнейшем состав ассоциации увеличился вдвое. В настоящее время в организации состоят 10 стран с общей численностью населения более 622 миллионов человек. Показатель ВВП совокупных членов составляет 2,3 триллиона долларов, что делает ассоциацию крупнейшей региональной организацией. В настоящее время странами-участниками АСЕАН являются:
Активное развитие региональной организации началось в 1990-х и 2000-х годах. В это время многие страны Азии начали стремительно развиваться экономически, а созданный в рамках АСЕАН единый рынок стал одним из локомотивов роста всего региона. По правоустанавливающим документам членом этой организации может стать любая страна, если она находится в тихоокеанском регионе и соответствует ряду требований. Они включают в себя экономическое развитие, возможность полностью открыть свои рынки, отказаться от протекционизма в отношении собственных производителей.
Цели, задачи и устав ассоциации
Основная цель ассоциации — объединение усилий по экономическому росту, а также культурное и социальное развитие региона. В уставе организации закреплены следующие цели и задачи АСЕАН:
В период создания ассоциации многие страны Юго-Восточной Азии были озабочены вопросами сохранения своей независимости от экономически развитых стран. Первоначально в уставе содержалось указание о военной взаимопомощи стран-участниц, в том числе при ведении военных действий и внешней интервенции. В последующем, когда в регионе установился мир, была проведена ревизия правоустанавливающих документов. Функции АСЕАН были изменены, после чего все упоминания о военной помощи друг другу исчезли из устава.
Юридическая база включает три декларации, которые были подписаны в 1976, 2003 и 2011 годах. Также одним из правоустанавливающих документов является Договор о сотрудничестве и дружбе, который допускает возможность присоединения к организации других региональных государств. Этот документ подписали также Южная Корея, Пакистан, Япония, Россия, Австралия, США, Канада и Турция.
АСЕАН имеет утверждённые символы — девиз, флаг и эмблему. Все эти знаки отличия закреплены в правоустанавливающих документах. Расшифровка АСЕАН звучит как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Флаг организации появился в 1997 году, он имеет вид прямоугольного синего полотнища с красной полосой и расположенной в верхней части эмблемы организации. Девиз ее переводится с английского языка «Один взгляд, одна сущность и единое общество». Эмблема АСЕАН выполнена в виде красного круга, внутри которого перевязаны десять стеблей риса (по количеству членов).
Структура и особенности работы
Согласно уставу, высшим органом этого объединения являются встречи правительств и глав государств стран-участниц. Обычно такие саммиты проходят два раза в год — весной и осенью. Текущее руководство осуществляет избираемый координационный совет, в состав которого входят министры иностранных дел и представители всех государств, присутствующих в АСЕАН. Также на регулярной основе проходят встречи старших должностных лиц и профильных министров, что позволяет выработать общую политику и решить проблемы по конкретным направлениям взаимодействия.
В настоящее время в индонезийской столице Джакарте на постоянной основе действуют секретариат и штаб-квартира АСЕАН, которую с 2013 года возглавляет вьетнамец Ле Лыонг Минь. Это ведомство занимается выработкой общей стратегии для центра и предложений по актуальным вопросам политической, социальной и экономической жизни азиатского региона. В то же время следует отметить декоративную роль генерального секретаря, который не имеет права голоса на ежегодном саммите глав государств.
АСЕАН работает плодотворно и активно. Ежегодно проходит не меньше трех сотен всевозможных мероприятий и различных встреч, которые позволяют решить важнейшие проблемы в социальной, политической и экономической жизни региона. Также в рамках этой ассоциации в качестве превентивной дипломатии создан региональный форум, действующий с 1994 года. В рамках таких встреч бизнесмены и политики из различных стран обмениваются новостями, своими идеями и перспективными наработками. В последующем выработанная ими стратегия рассматривается главами государств на ежегодных саммитах.
Зона свободной торговли
Одним из главных достижений стран, входящих в АСЕАН, является создание общей зоны свободной торговли. В рамках подписанного договора осуществляется беспрепятственное движение товаров и предлагаемых услуг. Соглашение о создании общей зоны торговли подписано в Сингапуре в 1992 году. Этот договор дал существенный толчок развитию международной торговли в регионе, начался активный рост ВВП стран-участниц, упростился выход на внешние рынки вне зависимости от начальных характеристик экономик государств.
В рамках саммита глав государств в 2008 году было впервые объявлено о планах расширить зону свободной торговли на Южную Корею, Китай и Японию. В начале 2009 года были подписаны двусторонние договоры между АСЕАН, Новой Зеландией и Австралией об открытии своих рынков. Сейчас ведутся переговоры с Японией и Китаем об их присоединении к зоне свободной торговли, что сделало бы эту ассоциацию крупнейшим в мире рынком товаров и услуг.
Перспективы развития
Сегодня членами АСЕАН являются 10 стран Восточной и Южной Азии. Два государства, Восточный Тимор и Папуа — Новая Гвинея, получили статус наблюдателей. В 1990-х годах члены ассоциации проводили переговоры о присоединении к ним Китая, Южной Кореи и Японии. Но из-за активного противодействия США эти планы реализовать не удалось. После этого глубокие процессы интеграции в регионе продолжились, в настоящее время образовался блок стран, которые действуют в формате АСЕАН+3.
В двухтысячных годах к деятельности организации стали привлекать Индию, Новую Зеландию и Австралию. Список возможных потенциальных членов:
В 2011 году о своем намерении присоединиться к АСЕАН заявили представители Восточного Тимора. Сейчас проводится работа по оптимизации экономического и юридического законодательства этой страны, что позволит ей в скором времени стать полноправным членом ассоциации. Также перспективным членом считается Папуа — Новая Гвинея, которая с 1981 года имеет привилегированный статус наблюдателя. Эта страна активно сотрудничает в экономической и социальной сфере с АСЕАН, по сути являясь постоянным участником организации.
Международное партнерство
Российская Федерация имеет тесные социальные и исторические связи со многими постоянными членами этой организации. Так, во Вьетнаме Росатом строит АЭС, а Газпром активно развивает совместные проекты по добыче голубого топлива в этой стране. В руководстве России неоднократно подчеркивали, что дальнейшее углубление сотрудничества с организацией является одной из приоритетных задач внешней политики страны. Интересным фактом можно назвать то, что на Россию сегодня, по данным статистики, приходится около 10% товарооборота стран АСЕАН.
Определенные сложности наметились в сотрудничестве АСЕАН и США. Это объясняется ярой протекционистской политикой президента США Дональда Трампа, который начал торговую войну не только с Китаем, но и с рядом стран тихоокеанского региона. В ходе двусторонних встреч представители ассоциации и Госдепа отмечают, что в их интересах нормализовать отношения и относиться друг к другу в рамках взаимовыгодного сотрудничества, однако какого-либо прогресса в изъятии экономических ограничений пока не наблюдается.
Львиная доля экспорта стран АСЕАН сегодня приходится на страны Западной Европы. С Евросоюзом подписаны соглашения о взаимовыгодной торговле, что стало толчком к увеличению оборота с ним. Если страны Азии экспортируют преимущественно собранную бытовую технику и предметы первой необходимости, то европейские компании поставляют суперсовременные технологии, которые необходимы для дальнейшего экономического роста и технического развития региона.
АСЕАН. Между США, Китаем и СССР/Россией
8 августа 1967 года, ровно 50 лет назад, была создана АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (сокращение АСЕАН происходит от английского Association of SouthEast Asian Nations). Эта крупная международная организация, играющая важную роль в политической и экономической жизни Азиатско-Тихоокеанского региона, существует и в настоящее время, объединяя сейчас самые разные страны Юго-Восточной Азии, в том числе и вчерашних противников. Между тем, пятьдесят лет назад в Советском Союзе создание АСЕАН было воспринято весьма однозначно — с негативным смыслом. И тому были свои причины.
Шестидесятые годы ХХ века были чрезвычайно сложным временем для большинства стран Юго-Восточной Азии. Политическая ситуация в регионе оставалась крайне напряженной. Во-первых, продолжалась Вторая Индокитайская война, набирала обороты американская агрессия в странах Восточного Индокитая и, прежде всего, во Вьетнаме. Во-вторых, росло влияние Китая, который после размежевания с Советским Союзом стремился укрепить собственные позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе через формирование прокитайских коммунистических (маоистских) партий. Многие из этих партий развязали вооруженную партизанскую войну против правительств своих государств. В-третьих, в Юго-Восточной Азии продолжались вооруженные конфликты. Ко времени создания АСЕАН коммунисты вели партизанские войны практически во всех странах региона — в Бирме, во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Таиланде, Малайзии, на Филиппинах. Если во Вьетнаме и Лаосе действовали просоветские силы, то в Камбодже, Бирме, Таиланде, Малайзии и на Филиппинах — прокитайские коммунистические партии.
Кроме того, активизировались национально-освободительные движения мусульманских меньшинств в Таиланде и на Филиппинах, которые находили поддержку со стороны международных религиозно-фундаменталистских организаций и отдельных мусульманских государств.
В-четвертых, Соединенные Штаты Америки также укрепляли свое военно-политическое присутствие в регионе и стремились превратить большинство стран Юго-Восточной Азии в проводников своего влияния. Наибольшего успеха США добились на Филиппинах и в Таиланде, которые стали верными партнерами США в регионе. Что касается Южного Вьетнама, то он фактически окончательно стал к этому времени сателлитом США. Наконец, оставляла желать лучшего и экономическая ситуация в большинстве стран региона — население продолжало жить в глубокой бедности, экономика развивалась достаточно медленно, партнерские связи между странами также не отличались высокой динамикой роста.
Такая сложная обстановка заставила правительства ряда стран региона искать выход из сложившейся ситуации и консолидировать свои усилия в борьбе с внешнеполитическими и внутриполитическими рисками. С другой стороны, к этому их подталкивали и Соединенные Штаты Америки, которые были заинтересованы в интеграции своих союзников и партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе в единую структуру. Идею создания блока своих союзников в США вынашивали давно. Так, еще в 1955-1956 гг. была создана организация СЕАТО — Организация Договора Юго-Восточной Азии. Толчком к ее созданию послужило подписание 8 сентября 1954 года договора о коллективной защиты Юго-Восточной Азии, известного также как Манильский договор. Блок СЕАТО изначально создавался США в качестве военно-политической группировки, способной противостоять росту советского и китайского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме собственно США, в блок СЕАТО вошли Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Франция, Пакистан, а из собственно стран Юго-Восточной Азии — Таиланд и Филиппины. Партнерами СЕАТО были Южная Корея и Южный Вьетнам.
Однако уже во второй половине 1960-х гг. блок СЕАТО вошел в полосу кризиса, из которой так и не смог выйти. Кризис был связан с особенностями политического позиционирования ключевых участников блока в регионе. В частности, Франция потеряла интерес к деятельности в рамках СЕАТО после утраты индокитайских колоний и постепенного ослабления своего политического и экономического влияния в Индокитае. В 1965 году Франция перестала участвовать в сессиях Совета СЕАТО. Великобритания, изначально более активная, чем Франция, тоже потеряла интерес к блоку после предоставления политической независимости Малайе и Сингапуру. В конце концов, в США осознали необходимость создания блока с иным составом и на качественно иной основе. Американские аналитики продумывали различные варианты консолидации некоммунистических государств Юго-Восточной Азии, оценивая плюсы и минусы различных моделей.
Главной парадигмой создания АСЕАН стало превалирование экономического и политического сотрудничества над военным. Американское руководство считало, что именно экономические связи позволят укрепить солидарность членов АСЕАН в борьбе против «коммунистической угрозы» в Юго-Восточной Азии. Чтобы страны Юго-Восточной Азии не ощущали своей зависимости от Вашингтона и не были унижены вмешательством Америки в свою внутреннюю и внешнюю политику, США отказалось от участия в АСЕАН в качестве официального члена, хотя, разумеется, сохраняло обширные возможности для влияния на политику стран — участниц АСЕАН.
Но ко времени создания АСЕАН страны, которые рассматривались США в качестве его наиболее перспективных потенциальных участников, уже имели и собственные интересы. Они лежали не только в плоскости противостояния «коммунистической угрозе» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в укреплении политического и экономического сотрудничества некоммунистических государств Юго-Восточной Азии, в том числе и для обеспечения большей независимости от Вашингтона.
Таким образом, США фактически подтолкнули страны Юго-Восточной Азии к консолидации для достижения собственных интересов, которые уже далеко не всегда следовали в фарватере американской политики. Более того, некоторые идеи стран региона совсем не совпадали с американской внешнеполитической линией. В частности, речь идет о провозглашении Юго-Восточной Азии зоной мира и безопасности, что как бы предполагало и необходимость вывода иностранных войск, ведущих боевые действия в странах региона. Постепенно некоммунистические страны пришли к выводу, что даже при наличии риска активизации коммунистов, кровопролитные войны в Индокитае оказывают огромное дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе, препятствуют его полноценному экономическому развитию.
Страны Юго-Восточной Азии все меньше доверяли иностранным «партнерам», в первую очередь — США и Великобритании, подозревая, что западные державы грубо вмешиваются в политику региона, руководствуясь исключительно собственными политическими, военными и экономическими целями. Поэтому стремление к самостоятельному развитию и поиску путей стабилизации ситуации в Юго-Восточной Азии в конечном итоге стало превалирующей линией государств региона при создании АСЕАН. Соединенные Штаты просчитались — вместо послушного блока, политической и экономической копии СЕАТО, они получили в Юго-Восточной Азии объединение, основанное на совершенно иных принципах и с другими целями.
8 августа 1967 года в здание Департамента иностранных дел Таиланда в Бангкоке прибыли важные гости — министр иностранных дел Индонезии Адам Малик, министр иностранных дел Филиппин Нарцисо Рамос, министр иностранных дел Малайзии Абдул Разак, министр иностранных дел Сингапура С. Раджаратнам. Их встретил глава внешнеполитического ведомства Таиланда Танат Кхоман. В результате встречи главных дипломатов пяти государств Юго-Восточной Азии была подписана Декларация АСЕАН, вошедшая в историю как Бангкокская декларация.
Таким образом, АСЕАН была создана пятью ведущими на тот момент некоммунистическими государствами Юго-Восточной Азии — Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Филиппинами и Таиландом. Каждая из этих стран имела многочисленные собственные проблемы, в частности Таиланд соседствовал с воюющими Лаосом, Камбоджей и Вьетнамом, на Филиппинах и в Малайзии шли гражданские войны. В Индонезии, где в 1965 г. генерал Сухарто пришел к власти и устроил расправу над коммунистами, предстояло совершить дальнейшие шаги для политической и экономической модернизации государства. Пожалуй, наиболее стабильной страной был лишь маленький Сингапур. Ради участия в АСЕАН постарались преодолеть свои противоречия Индонезия и Малайзия, отношения между которыми прежде неоднократно выходили на уровень прямой конфронтации.
В 1971 году была принята Куала-Лумпурская декларация, направленная на решение трех основных задач АСЕАН. В первую очередь, страны АСЕАН соглашались развивать сотрудничество в сфере защиты своих политических интересов совместными силами. От иностранных держав, включая США, СССР и Китай, ожидалось признание Юго-Восточной Азии территорией мира и нейтралитета, что предполагало отказ от грубого вмешательства во внутренние дела стран региона и, тем более, от стимулирования вооруженных конфликтов в регионе.
Во-вторых, АСЕАН провозглашала нейтральный характер региона главной целью будущей политики в Юго-Восточной Азии. Таким образом, АСЕАН, хотя прямо и не отказывалась от противостояния коммунистической экспансии в регионе, но давала понять, что главной целью для объединения является не война, а мир. В-третьих, брался курс на мирное сотрудничество и сосуществование с теми странами, которые отказываются от агрессивной политики, пусть даже их политическое устройство и отличается от политического устройства стран — участниц АСЕАН. Таким образом, открывались серьезные перспективы для улучшения экономической ситуации в Юго-Восточной Азии. Ведь, если не брать в расчет политические интересы и амбиции США в регионе, то для стран — участниц АСЕАН торговля с коммунистическими или социалистическими странами региона в любом случае представляла серьезный интерес, так способствовала бы росту собственных экономик.
Наконец, АСЕАН брала курс на отказ от любых посягательств на безопасность или территориальную целостность соседних государств, что тоже способствовало нормализации ситуации в регионе и улучшению взаимоотношений между странами Юго-Восточной Азии, причем не только между странами — участницами АСЕАН.
1 января 1984 года политическую независимость официально получил султанат Бруней-Даруссалам, который спустя несколько дней был принят в состав АСЕАН в качестве шестого члена этой международной организации. Таким образом, в состав объединения вошли фактически все некоммунистические страны региона. Новые возможности для развития АСЕАН были открыты уже в 1990-е годы, после прекращения Холодной войны и постепенной нормализации политической ситуации в Юго-Восточной Азии. Как ни странно, но седьмым участником АСЕАН стала Социалистическая Республика Вьетнам, присоединившаяся к организации 28 июля 1995 года. К этому времени Вьетнам уже начал экономическую модернизацию и нуждался в укреплении экономических связей с другими странами региона. Спустя два года, 23 июля 1997 года, АСЕАН пополнилась еще двумя новыми участниками — в организацию вступили коммунистический Лаос и Мьянма (Бирма). На два года затянулось вступление в АСЕАН последней из бывших просоветских стран региона — Камбоджи, которая вступила в организацию 30 апреля 1999 года. Таким образом, к концу ХХ века в состав АСЕАН вошли практически все государства Юго-Восточной Азии, вне зависимости от их политического строя и официальной идеологии. В 2011 году заявление о вступлении в АСЕАН подала последняя страна региона, не охваченная членством в организации — Восточный Тимор.
Статус наблюдателя при АСЕАН уже давно имеет Папуа-Новая Гвинея. Это государство не относится географически к Юго-Восточной Азии, но его территориальная близость подразумевает важность для него экономических связей со странами региона.
Таким образом, в настоящее время АСЕАН является крупнейшим объединением, в которое входят все страны Юго-Восточной Азии. Если в советское время отношения между странами АСЕАН и Советским Союзом были плохо развиты, поскольку участницы организации считались союзниками и партнерами США и противниками советского влияния в регионе, то с начала 1990-х гг. стало расти экономическое, политическое и культурное партнерство АСЕАН и Российской Федерации.
13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит «Россия — АСЕАН», и с этого времени традиция проведения таких саммитов стала ежегодной, что способствовало дальнейшему укреплению сотрудничества России с Юго-Восточной Азией. И для России, и для стран Юго-Восточной Азии экономическое и политическое сотрудничество очень важны, тем более, что между отдельными странами ЮВА и Россией существуют очень теплые взаимоотношения, уходящие своими корнями и в советское и в дореволюционное прошлое. Кроме того, Азиатско-Тихоокеанский регион — сфера стратегических интересов российского государства и нашей стране важно поддерживать геополитический баланс, хотя, разумеется, состязаться по масштабам своего влияния в регионе с США и, тем более, с Китаем, она не сможет.