какие страны входят в состав атэс список
Министерство иностранных дел Российской Федерации
О форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)
Форум АТЭС, учрежденный в ноябре 1989 г., – межправительственный диалоговый механизм, не имеющий статуса международной организации.
В его состав входят Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония[1]. Официальные наблюдатели в АТЭС – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Форум островов Тихого океана (ФОТО) и Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС).
В рамках Форума функционирует более 30 отраслевых диалоговых структур экспертного уровня (по торговле и инвестициям, стандартам и соответствию, малому и среднему предпринимательству, транспорту, энергетике, людским ресурсам, здравоохранению и др.), занимающихся проработкой актуальных вопросов социально-экономического развития региона. На регулярной основе проводятся профильные министерские встречи. Руководящие органы АТЭС – ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним совещания министров иностранных дел и министров торговли.
Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат, расположенный в Сингапуре. Его возглавляет контрактный исполнительный директор, отбираемый по итогам открытого конкурса (с 2019 г. – малайзийка Ребекка Фатима Санта-Мария).
При АТЭС действует Деловой консультативный совет, призванный продвигать на этой площадке подходы бизнеса к вопросам торгово-инвестиционного взаимодействия в регионе (в состав входят по три представителя каждой экономики, назначаемые главами государств и правительств).
В Форуме не существует алфавитной или иной формальной очередности председательства продолжительностью в один календарный год (претенденты выдвигают свои кандидатуры в инициативном порядке). Эти функции предполагают проведение на своей территории порядка ста мероприятий различного уровня, включая встречу лидеров, и предоставляют определенные прерогативы в определении приоритетов повестки дня при условии обеспечения должной преемственности в работе Форума.
АТЭС – важный инструмент согласования подходов экономик АТР к насущным глобальным и региональным вызовам. Коллективная позиция членов Форума по вопросам торговой политики неоднократно оказывала существенное влияние на развитие институциональной базы международной торговли (вклад участников АТЭС в выход на Балийский пакет договоренностей ВТО, запуск на женевской площадке плюрилатеральных соглашений по информационным технологиям и экологическим товарам).
Изначальные программные Богорские цели АТЭС (провозглашены в 1994 г. на саммите в Богоре, Индонезия) – выстраивание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) к 2020 г. «свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности» при понимании приоритетности воплощенной в ВТО многосторонней торговой системы. Механизм продвижения в этом направлении – осуществление участниками добровольных шагов в русле принимаемых ими на основе консенсуса решений рекомендательного характера. Такой порядок работы Форума позволяет учитывать специфику каждой экономики, де-факто способствует утверждению принципа равноправной многосторонности в международных делах.
Последовательное председательство в Форуме в 2013-2019 гг. ряда развивающихся экономик (Индонезия, КНР, Филиппины, Перу, Вьетнам, Папуа – Новая Гвинея, Чили) поставило во главу угла его повестки дня проблематику комплексного содействия всеобъемлющему росту в качестве оптимального ответа на основные современные угрозы долгосрочному экономическому благополучию АТР, к числу которых отнесены усиление протекционизма, увеличение неравенства между различными экономиками и социальными группами, ухудшение демографической ситуации в связи со старением населения.
В этом контексте акцентирована важность продолжения шагов по либерализации и гармонизации национальных режимов регулирования торговли и инвестиций, прежде всего применительно к сфере услуг, в рамках которых развернута работа над концепцией Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Одновременно упор сделан на вопросы развития цифровой экономики, поддержки малого и среднего предпринимательства, реструктуризации хозяйственной деятельности, ориентированной на повышение производительности.
В связи с истечением формального срока реализации Богорских целей (признаны в целом выполненными) на прошедшем 20 ноября 2020 г. в онлайн-режиме саммите АТЭС одобрены «Путраджайские ориентиры развития АТЭС до 2040 года», предусматривающие формирование к 2040 г. «открытого, динамичного, жизнеспособного и мирного азиатско-тихоокеанского сообщества». Решать эту задачу предполагается на базе основополагающих для АТЭС принципов добровольности и консенсуса при принятии решений рекомендательного характера с упором на следующие направления работы:
В 2021 г. имеется в виду подготовить развернутый план действий по реализации ориентиров АТЭС-2040.
Согласно утвержденной ранее очередности, председательствовать в АТЭС вслед за Малайзией будут Новая Зеландия (2021 г.), Таиланд (2022 г.) и Республика Корея (2025 г.).
[1] Вследствие участия Гонконга и Китайского Тайбэя, не являющихся субъектами международного права, на площадке Форума нельзя использовать государственную символику, а его членов принято называть экономиками. В 1998 г. (одновременно со вступлением России, Вьетнама и Перу) введен мораторий на дальнейшее расширение членского состава АТЭС (претенденты – Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор).
Какие страны входят в состав атэс список
АТЭС – это региональный экономический форум, образованный в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Членами АТЭС является 21 государство, чья совместная деятельность направлена на сотрудничество в области региональной торговли, а также облегчение и либерализацию капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Россия является членом АТЭС с 1998 г.
В АТЭС вопросами борьбы с коррупцией занимается Рабочая группа по противодействию коррупции и обеспечению прозрачности (ACTWG), которая повысила свой статус в 2011 году, с 2005 просуществовав в роли Специальной группы экспертов. Рабочая группа проводит свои пленарные заседания два раза в год. Базовыми документами, определяющими основные направления антикоррупционной повестки АТЭС, являются Принципы обеспечения прозрачности АТЭС и принятые на 12-м саммите (2004 г.):
Рабочая группа также принимает участие в обеспечении реализации странами-участницами Конвенции ООН по борьбе с коррупцией и принятой в 2015 г. Пекинской декларации по борьбе с коррупцией.
В 2013-2014 гг. при Рабочей группе была создана Сеть антикоррупционных и правоприменительных органов (APEC Network of Anticorruption Authorities and Law Enforcement Agencies), которая, помимо обмена передовым опытом расследований и судебных разбирательств по делам коррупционной направленности, занимается развитием практикоориентированного международного сотрудничества при разрешении таких дел.
Как такового, отдельного механизма оценки деятельности стран-участниц по противодействию коррупции в формате работы АТЭС не предусмотрено. Вместе с тем, Рабочая группа по противодействию коррупции и обеспечению прозрачности на своих пленарных заседаниях рассматривает результаты реализации проектов, финансировавшихся за счет средств АТЭС, а также лучшие практики стран-участниц в сфере противодействия коррупции.