какие страны вступят в еаэс
Список стран, входящих в Евразийский экономический союз
В конце мая 2014 года был подписан документ, согласно которому был создан таможенный союз – объединение страны, обладающих отдельной правоспособностью в рамках подписанного договора. Целью создания было решение отдельных вопросов.
Как создавался: история, предпосылки
Предвестником ныне действующего таможенного союза стало соглашение между Белоруссией, Россией и Казахстаном. Объединение трёх государство произошло в 2010 году. В ноябре 2011 году главы вышеперечисленных государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе отражалось решение о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. В начале 2012 года получил юридическую силу документ, являющийся основой для формирования ЕЭП.
Решение о подписании договора о создании Евразийского экономического союза было принято в марте 2012 года. В начале 2015 года соглашение было подписано.
Структурные составляющие ЕАЭС
Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.
Кто является членами
Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:
Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.
Поставленные цели и достигаемые перспективы
Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:
Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:
К 2030 году планируется:
Флаг таможенного союза
Официального флага у Евразийского объединения стран не существует, но было разработано несколько рисунков. Сегодня предпочтение отдаётся классическому рисунку – прямоугольное полотнище глубокого ярко фиолетового цвета. В левой верхнем углу располагается восьмиконечная звезда золотого цвета.
Существует ли единый орган. регулирующий работу ЕАЭС
Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС
Довольно много государств не входят в зону таможенного союза, но выступают в роли наблюдателей или ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли. К таковым относятся:
Преимущества участия
Каждая держава, уже ставшая участником ТС, или только планирующая, должна понимать, что существуют определённые преимущества, к которым можно отнести общий экономический рост всех стран – участниц. ЕАЭС это:
Сегодня, нельзя сказать, что цели, ради которых создавалось экономическое объединение стран, достигнуты. Сейчас товарооборот между державами – участниками значительно упал. Роста экономики не наблюдается, если сравнивать с тем периодом, когда договор создании ещё не был подписан.
Плюс в том, что и падения тоже нет. Экономическая ситуация во всех странах находится в стабильном положении. Некоторые эксперты считают, что, если бы ТС не был создан, в каждой державе начался бы кризис на фоне мирового.
Ниже представлен список распределения долей таможенных пошлин (показатель приводится в процентом соотношении к общей сумме):
Из списка видно, что именно 3 страны, которые стали первыми участницами (и зачинщицами) образования ТС, имеют больше прочих преимуществ по таможенным пошлинам. Без выплаты пошлин можно реализовать автомобили, выпущенные в одной из держав Союза.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Как применяются нормы таможенного соглашения
Не стоит категорично относится к созданию ТС. Некоторые эксперты считают, что создавать его не нужно было. Но есть и достигнутые результаты:
Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС
Беларусь является ли членом Союза? Если да, то, когда вступила?
Существующий единый орган, отвечающий и регулирующий деятельность Евразийского союза?
Если председатель Союза? Если да, то кто?
Что такое принцип «четырёх свобод», который желают к 2025 году реализовать державы – участники?
Краткие выводы
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
Краткие выводы
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Союз разрушимый Россия, Белоруссия и Казахстан 20 лет строят своего конкурента Евросоюзу. Результата до сих пор нет
Проект евразийской интеграции, стартовавший ровно 20 лет назад, на бумаге выглядел попыткой создать «Евросоюз» для постсоветских стран. И тогда, и сейчас многие — и не без оснований — считали и считают его попыткой Москвы возродить СССР. Однако промежуточный результат выглядит скорее провалом обоих стремлений. Общие слова политиков о достижениях наталкиваются на символический рост экономик и желание членов ЕАЭС защищать только свои, а не общие интересы. «Успехи» объединения иллюстрирует и отсутствие желающих вступить в него. Cтабильности в странах-участницах также достичь не удалось. В Киргизии идет третья по счету революция, в Белоруссии — беспрецедентные по масштабу протесты, а у Армении — открытый военный конфликт. Карго-культ на 180 миллионов человек — в материале «Ленты.ру».
Ну-ка, все вместе
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) объединяет пять государств с общим населением 184 миллиона человек и совокупным ВВП по итогам 2019 года почти в два триллиона долларов. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия к настоящему времени представляют главный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Он вобрал в себя положения прошлых объединений, в аббревиатурах которых (ЕврАзЭС, ТС и ЕАП) путаются и граждане стран ЕАЭС, и СМИ. Но все эти названия — последовательные стадии исполнения одной идеи.
На рубеже веков, 10 октября 2000 года, главы Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Документ вступил в силу 30 мая 2001 года. Цель объединения, если кратко, — максимально возможная интеграция экономик независимых государств. Конечно, не до советского уровня, где все значимые решения шли из Москвы, но до такого, что повысит в мире вес объединения в целом и каждой страны в частности.
Основными задачами заявлялись: создание для участников будущих соглашений однотипных механизмов регулирования экономики, обеспечение им свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отсутствие экономической дискриминации стран. Речь шла о схожих налоговой, тарифной, таможенной, торговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой системах. В перспективе были общая экономическая политика и инфраструктура.
Проект выглядел амбициозно и логично, но и десятки лет спустя широкой публике в России, крупнейшей стране региона, он известен скорее на уровне лозунгов. В январе 2019 года опрос ВЦИОМ показал, что только 12 процентов россиян подробно знают, что такое ЕАЭС. Еще 64 процента отвечали, что что-то слышали. При этом 28 процентов хотят видеть его новой формой СССР, 9 процентов — аналогом ЕС, а 39 процентов — объединением с уникальной формой и принципами работы. Лишь половина опрошенных считают, что ЕАЭС занимается развитием торгово-экономического сотрудничества, а треть и четверть говорят об укреплении обороноспособности и совместном противостоянии Западу. В реальности же руководство ЕАЭС и стран-участниц много раз подчеркивали, что в работе объединения отсутствуют политическая, военная и гуманитарно-культурная составляющие, только экономика.
До создания Таможенного союза СМИ в наших странах и за рубежом не проявляли особого интереса к евразийской интеграции, а затем наступил прорыв. Судьбоносные вехи в евразийской интеграции — работу Таможенного союза и создание Единого экономического пространства — стали широко освещать все СМИ
Несмотря на такой упор, экономические успехи ЕАЭС людей не впечатляют. Евразийский банк развития (ЕАБР) с 2012 по 2017 год проводил опрос в рамках проекта «Интеграционный барометр», чтобы оценить отношение граждан постсоветских стран к объединению. В последнем выпуске отмечалось, что за три года работы уровень одобрения ЕАЭС в странах-участницах упал с 75-ти до 65 процентов. Причиной стал рост числа тех, кому объединение безразлично. В первую очередь, отмечалось в докладе, респонденты объясняли свою позицию отсутствием каких-либо положительных изменений.
Смена вывесок
Началу интеграции предшествовал Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), который Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия утвердили 26 февраля 1999 года. В нем проговаривались базовые принципы будущего объединения. Сейчас его бы назвали дорожной картой.
С ЕврАзЭС же стартовала работа над внедрением прописанных тогда инициатив. Для руководства объединением учредили Межгосударственный совет ЕврАзЭС. В него входили главы государств и правительств, а принятые им на основании консенсуса решения считались обязательными к исполнению. Позднее орган трансформировался в Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) с аналогичными функциями. В январе 2006 года к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан, но осенью 2008-го приостановил свое членство из-за сомнений в эффективности объединения. После этого республика уже не вела предметных разговоров о возвращении в связанные с ним проекты.
Материалы по теме
Евросоюзное государство
Так не договаривались
На фоне метаний Ташкента в 2007 году было объявлено о намерении создать на базе ЕврАзЭС Таможенный союз (ТС). В него с 2010 года вошли Белоруссия, Казахстан и Россия — как страны, наиболее продвинувшиеся в деле интеграции и готовые к новому уровню. С середины 2010 года в силу вступил единый Таможенный кодекс трех стран, и исчезли пункты таможенного контроля на границах между ними. В ноябре 2011 года эти три страны приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, подразумевающую введение Единого экономического пространства (ЕАП). Речь шла о создании общего рынка — свободном движении товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. С 2012 года межправительственные соглашения вступили в силу. Тогда же заработал главный регулирующий орган — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), находящаяся в Москве и подчиняющаяся ВЕЭС.
В мае 2014 года пять стран подписали договор о создании Евразийского экономического союза, который должен был прийти на смену распускаемому ЕврАзЭС. От участия в новом объединении отказался Таджикистан, зато, неожиданно для многих, вступила Армения. Момент для такого договора был выбран сложный — смена власти в Киеве, присоединение Крыма и множество предпосылок к началу конфликта на востоке Украины. Эксперты отмечали, что Россия на фоне введения санкций поспешила закрепить экономические, а, как следствие, и политические отношения. Договор вступил в силу с 1 января 2015 года, хотя Киргизия получила статус члена только в августе. Молдавия, как и прежде, осталась наблюдателем. За минувшие пять лет никаких изменений в количестве членов объединения не произошло и не предполагается.
Европейские ценности
Мнение о том, что ЕврАзЭС, Таможенный союз и ЕАЭС — не более чем попытка Москвы восстановить СССР, конечно, имеет под собой основания. Об этом говорит и стремление российского руководства закрепить за самыми влиятельными мировыми игроками сферы влияния, как это было в эпоху холодной войны. Однако инициатором евразийской интеграции еще в 1994 году стал первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А весь опыт его руководства страной доказывает, что поддерживать идею, угрожающую Казахстану утратой независимости, Назарбаев бы не стал. Так, именно Казахстан выступил резко против политической составляющей в договоре о ЕАЭС 2014 года.
Мне хотелось сделать, как в ЕС. Они могут, почему мы не можем. Нам языка другого не надо, мы понимаем друг друга, у нас культурное сообщество есть, исторически общие корни есть, у нас предприятия есть, дополняющие друг друга. Давайте не будем терять это преимущество
Так что ролевой моделью евразийского объединения, по крайней мере декларируемой и открытой, следует признать Евросоюз. Официально Европа объединилась почти 30 лет назад, 7 февраля 1992 года. Это дата подписания Маастрихтского договора, вступившего в силу 1 ноября 1993 года.
Однако в реальности европейской интеграции в нынешнем виде почти 70 лет. Первым шагом в послевоенной Европе стало появление Европейского объединения угля и стали. В него в 1951 году вступили Франция, Западная Германия, Италия и страны Бенилюкса — Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
Эти же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Главным проектом считался ЕЭС — он отвечал за создание таможенного союза и за совместную таможенную политику в отношении третьих стран. В 1965 году подписан так называемый договор слияния, объединивший все три сообщества.
Сходства европейского и евразийского проектов во многом очевидны, даже если не говорить о прямой кальке названий (ЕЭС и ЕАЭС) и декларируемых целях. Например, небольшое количество стран региона, с которых проекты стартовали, — шесть в Европе и пять на постсоветском пространстве. Также в обоих случаях за пределами договоров остался один из экономических лидеров региона — в случае с Европой это Великобритания, а с ЕврАзЭС — Украина.
В первую очередь Европа пыталась договориться о совместных оборонительных и политических объединениях, но пришлось начать с экономики. Аналогично в странах бывшего СНГ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заработала лишь через два года после ЕврАзЭС.
Соединение уникального географического положения с редкостными природными, интеллектуальными, научно-техническими, индустриальными и духовными богатствами способно привести к созданию в рамках Евразийского Союза мощного потенциала, равновеликого по своим масштабам Евросоюзу, с блестящими перспективами на процветание
В основе европейской интеграции лежали энергетические проекты — уголь и атомная энергия. Для постсоветского же пространства наиболее важным документом начала работы ЕврАзЭС стало соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса. В нем говорилось о создании благоприятных условий для межгосударственных поставок этих ресурсов. На самом деле идея полностью оправдана, ведь при разных условиях доступа к энергетике сложно говорить о равных условиях для производства.
Однако одинаковые благие намерения не всегда дают тот же результат. В Европе работа над соглашениями привела к тому, что в 1973 году к ним присоединилась Великобритания. К концу 1980-х годов проект объединил почти весь регион за пределами Восточного блока и Скандинавии. Перспективы евразийской интеграции после 20 лет выглядят туманными, по крайней мере, вступление в ЕАЭС Украины кажется если не фантастикой, то делом далекого будущего.
Карго-культ
Проблемы с результатом можно было предвидеть, ведь за внешним сходством названий, целей и деклараций не принято обсуждать исключительную разницу условий, в которых оказались регионы. Принципы европейской интеграции создавались для конкретных времени и места, видоизменялись и подстраивались под обстоятельства десятки лет. Нельзя сказать, что они плохие, но стартовая позиция Европы резко отличалась от той, где оказались страны СНГ.
Многие ученые, прогнозируя, что XXI век станет веком всестороннего возрождения Евразийского региона, говорят и о «золотом веке» в развитии государств, расположенных вдоль Шелкового пути. И это далеко не безосновательно. Однако для реального воплощения этих целей и повышения благосостояния наших народов необходимы совместные усилия в реализации еще многих крупных национальных и региональных проектов
Для начала объединение Франции, Германии и Италии было лишено опасности приоритета интересов одной страны. В самом деле эти государства сравнимы по количеству населения, у них достаточно развитые экономики, есть выходы к морю и независимые возможности взаимодействия друг с другом.
В отличие от Европы, в ЕАЭС есть очевидный гегемон — по территории, доступу к природным ресурсам и возможности контактов с партнерами. Кроме того, из всех участников ЕврАзЭС, а позднее и ЕАЭС, только у России есть выход к морю (без учета Каспийского), что расширяет торговые возможности. Население России в 3,5 раза больше, чем у всех партнеров вместе взятых, страна обладает и несравнимым с ними военным потенциалом.
Европейская интеграция стартовала как проект стран, сравнимых по уровню жизни населения. Принимать куда менее состоятельные государства в ЕС начали только после десятков лет работы и выхода взаимодействия на очень высокий уровень. И только тогда стало возможным говорить о значимых миграционных потоках. Между тем ЕврАзЭС сразу включал в себя слишком разные по доходам страны — Киргизия и Таджикистан по ВВП на душу населения были беднее России в 6,4 и в 13 раз. Таким образом заявленная свобода трудовой миграции с самого начала означала в первую очередь приток в Россию гастарбайтеров.
С тех пор ситуация принципиально не изменилась. По данным Всемирного банка, в 2015-2018 годах доля переводов мигрантов в ВВП Киргизии составляла порядка одной трети, в Таджикистане — 13 процентов, в Армении — 11 процентов. Основной отток населения приходится на Россию. Это 50-60 процентов отъездов из Армении и 75-85 процентов — из Киргизии и Таджикистана.
Из Белоруссии на заработки к партнеру по Союзному государству выехали около миллиона человек — почти четверть трудоспособного населения, по оценке члена Глобальной ассоциации экспертов по миграционной политике (GMPA) Ирины Ивахнюк. Эксперты ВБ сравнили проблему миграции в ЕАЭС с голландской болезнью — ситуацией взрывного роста в отдельном секторе, который укрепляет валюту и дает негативный эффект для экономики в целом. Чаще всего эффект связан с добычей полезных ископаемых, так что к России тот же термин применяют в связи с зависимостью бюджета от нефти и газа.
Эта зависимость обозначает и еще одну глубинную разницу между началом европейского объединения и ЕАЭС. Дело в том, что страны Европы изначально были меньше привязаны друг к другу. Так, условный кризис в Италии не привел бы к немедленным аналогичным проблемам во Франции. Что же касается ЕАЭС, то его члены напрямую зависят от положения дел в России, а значит, от цен на нефть и, как показала практика, расположения российского руководства.
Строили-строили
За 20 лет в интеграционном евразийском проекте остались те же пять стран, хотя их список изменился. Число наблюдателей сократилось до одной Молдавии, так что в этом плане рассуждать об успехе ЕАЭС не приходится. Сама по себе интеграция — процесс сложный, в нем очень много деталей. Они позволяют рассуждать о достигнутом прогрессе и оперировать не всегда наглядными цифрами. Однако основной результат работы на виду у всех. Его удобнее разбить на два этапа — до и после образования в 2010 году Таможенного союза.
По ВВП на душу населения в 2000 году Казахстан был на уровне 0,68 от России (1,215 тысячи долларов против 1,787 тысячи), Белоруссия — 0,61, Киргизия — 0,16, Таджикистан — 0,08. В 2010-м у Казахстана отношение выросло до 0,84, у Белоруссии сократилось до 0,56, у Киргизии — до 0,08, у Таджикистана — до 0,07.
Быстрее других в первые десять лет богател Казахстан, хотя до уровня России он не добрался. Остальные страны отставали от партнеров по объединению. При этом Москву и Астану отличали наличие своей нефти и газа, и совпадением такое обстоятельство, конечно, не было. Так что достигнуть сравнимых условий в энергетике — начальное условие европейского объединения — не удалось. И это несмотря на во многом единую, еще советскую инфраструктуру.