какие страны являются лидерами в edtech сфере

Рейтинг EdTech-стартапов. Список крупнейших единорогов мира

Мы сформировали ТОП 10 компаний-единорогов, которые активно привлекают новые раунды инвестиций и продолжают масштабироваться.

Yuanfudao — это крупнейшая платформа для организации онлайн-курсов, рассчитанная на учеников начальной и средней школы в Китае. Помимо своей онлайн-деятельности, компания Yuanfudao создала сеть учебных и исследовательских центров в крупных городах Китая, в которых работает более 30 000 сотрудников.

Согласно последних пресс-релизов, общее количество пользователей продуктов Yuanfudao — 400 млн. человек, а платная база подписчиков составляет более 3.7 млн. Эта статистика делает их крупнейшей компанией в сфере информационных технологий по количеству пользователей.

Zuoyebang — это приложение для интерактивного домашнего обучения школьников, функционал которого переплетен с китайским поисковиком Baidu. Изначально, проект создавался как сайт для вопросов и ответов (Baidu Zhidao), но очень удачно масштабировался и стал образовательной платформой. Также, со временем, Zuoyebang стал своеобразным нетворкинг-комьюнити для преподавателей в Китае.

В общей сложности, у них более 170 миллионов активных пользователей, а главная гордость компании — разработка искусственного интеллекта, который распознает фотографии домашнего задания, проверяет и помогает его выполнять.

VIPKid — сайт для группового или индивидуального онлайн-обучения английскому языку. Компания выбрала необычный для своей ниши формат продвижения, аналогичный сетевому маркетингу — приглашая знакомых учителей работать с VIPKid, преподаватель получает денежное вознаграждение. Это win-win метод, за счет которого сотрудники получают дополнительный источник заработка, а в компанию постоянно приходят новые высококлассные специалисты.

Стартап Udemy ориентирован на повышение квалификации профессионалов и обучение взрослой части населения. В общей сложности, у них свыше 150 000 онлайн-видеокурсов, а количество учеников превышает 40млн.

Udemy активно поддерживает деятельность коучей и преподавателей — дает возможность загружать свои лекции и устанавливать их стоимость. Взамен, платформа берет процент от чека покупки. Подобное партнерство — один из способов монетизации проекта.

Duolingo — это американский проект, который включает в себя веб-сайт и мобильное приложение для изучения языков. Также, они проводят цифровые экзамены на знание языка, Duolingo English Test, результаты которого котируются в 2000+ университетах по всему миру.

Общее количество пользователей платформы превышает 300 млн., что делает их приложение одним из самых скачиваемых в EdTech нише. Особенно, пользователей привлекает тот факт, что весь функционал платформы доступен бесплатно. Монетизируется проект сугубо на продаже премиум-подписок.

ApplyBoard — это инструмент, который связывает между собой студентов, преподавателей и рекрутеров учебных заведений по всему миру. Здесь, учителя и ученики могут подавать заявки для работы, прохождения практики или обучения в других странах.

Course Hero — это сайт, на котором собрана база учебных ресурсов, литературы и образовательных курсов. На этой платформе можно найти абсолютно все — пособия с задачами, учебники, заметки для занятий, инфографику, пошаговые объяснения и т.д.

Quizlet — это онлайн-приложение, цель которого — максимально геймифицировать процесс обучения. Платформа предлагает пользователю выбрать один из семи режимов, постепенно повышает сложность занятий, а все уроки проходят в форме игр, тестов и т.д.

Huike Group — это проект, который собрал в себе передовой технологический комплекс инструментов для обучения. Кроме того, фаундеры проекта сотрудничают с национальным «12-м пятилетним планом» по развитию мобильного Интернета, облачных вычислений, Big Data и других технологий нового поколения. Среди учителей Huike Education Group есть представители более 300 национальностей, включая преподавателей из Пекинский университет аэронавтики и астронавтики, Университет Фудань, Пекинский университет и т. д.

Если сравнивать уровень развития ниши EdTech в Китае, Америке и, к примеру, в Восточной Европе — последним только предстоит раскрыть свой потенциал. Мы в Adventures Lab открыты к проектам в нише EdTech. Чтобы заявить о проекте, просто заполните специальную форму на нашем сайте или просто пишите нам.

Источник

35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере

Методика составления рейтинга

Целью рейтинга было охватить крупнейшие российские частные компании EdTech. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за 2018 год.

При подготовке рейтинга использовались данные самих компаний, системы «Контур-фокус», открытых источников. У тех компаний, которые привязывают финансовый год к учебному — InternetUrok, SkillFactory, SkillBox — указаны поступления с июля по июнь.

В составлении рейтинга участвовали:

Дина Каракаш, инвестиционный менеджер ФРИИ

EdTech — это широкая область, сегодня она охватывает направления от онлайн-курсов творческих специальностей до приложений геймификации и нейродевайсов. Более того, если смотреть на общемировые тренды, то станет очевидно, что обучающий контент становится все более развлекательным. Это связано с привлечением, вовлечением аудитории и ее удержанием при росте конкуренции — проектов и контента становится слишком много, люди начинают цепляться за яркое или за бренд, которому можно доверять. Уже высказывалось мнение, что EdTech превращается в некий entertainment, это также относится и к офлайн-обучению в топ-университетах мира.

Также стоит понимать, что каждая область EdTech очень индивидуальна, со своими особенностями и сложностями. Глядя на рейтинг, прежде всего хотелось бы выделить системные проекты — это «Учи.ру», «Дневник.ру», «Инфоурок», YaClass. Их направление привязано к взаимодействию с институтами, государством и инфраструктурой в целом, что, с одной стороны, сильно усложняет запуск и делает их зависимыми от крупных игроков, но, с другой стороны, клиенты здесь крупные и есть возможность масштабирования. Например, модель «Учи.ру» позволила им выйти на зарубежные рынки относительно быстро, опыт в РФ по ведению сделок и тестированию гипотез оказался релевантным для рынка Бразилии.

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере

Второй большой сегмент — это обучение P2P, онлайн-уроки: Skyeng, Amlab, различные курсы программирования и т.д. Тут большая конкуренция, много компаний выходит на этот рынок из-за относительно низкого порога входа. Здесь возникает вопрос относительно клиентского сегмента, наличия проблемы, уникального предложения и потенциала масштабирования.

Алексей Басов, заместитель генерального директора, инвестиционный директор РВК

Сегодня образование — это динамично растущий рынок, одно из ключевых направлений венчурных инвестиций, область быстрой цифровизации и появления новых технологий. Ключевым направлением для инвестирования является развитие перспективных технологий для повышения эффективности и доступности образования, в числе которых создание образовательного контента, сервисы подбора образовательных программ, образовательные платформы-агрегаторы, решения для управления персональной образовательной траекторией и технологии верификации знаний.

Сегодня на российском рынке мы наблюдаем появление целого ряда успешных российских компаний в сфере EdTech с выручкой в сотни миллионов рублей и более. В качестве примеров можно привести платформы Skyeng, Lingualeo, MAXIMUM Education. На образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием госкапитала, в том числе РВК.

Последние годы рынок EdTech энергично развивается, а темпы роста выручки компаний в этом сегменте свидетельствуют о высокой заинтересованности пользователей в высокотехнологичных образовательных продуктах.

Дмитрий Стариков, проектный менеджер кластера информационных технологий фонда «Сколково»

Резидентами фонда «Сколково» являются около 20 EdTech проектов. Ежегодно они увеличивают выручку в среднем в 2–3 раза, а целевую аудиторию — на 50%. По нашим подсчетам, решения участников «Сколково» способны закрыть 80% рынка онлайн-образования в России к 2021 году.

Объем рынка EdTech в России можно оценить примерно в 30 млрд руб. Доля частных компаний будет расти, на арену выходят такие крупные игроки, как Сбербанк и «Яндекс», которые захватят значительную долю рынка.

EdTech-рынок перспективен, ежегодно появляется несколько новых стартапов в сфере образования. Наиболее быстро растущими можно назвать сегменты дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования.

На мой взгляд, необходимо обратить внимание на сегмент решений для детей с особенностями развития. Потребность в таких решениях есть, а предложения немного.

Также интересным будет сегмент решений, которые используют контент из различных источников и выдают персонифицированную подборку наиболее релевантного материала (с учетом текущего уровня знаний, целей обучения, наилучших методов восприятия информации и др.). Такие решения будут также полезны преподавателям для подготовки качественного контента занятий.

Алексей Соловьев, инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital

EdTech — это та ниша, которая за последние пару лет показала рост и количества стартапов в этом сегменте, и бум интереса со стороны инвесторов. В 2017 году EdTech не входил даже в десятку инвестиционно-привлекательных ниш для российских венчурных инвесторов, а в 2018-м инвесторы вывели образовательные технологии в топ-5 потенциальных сегментов для инвестирования.

Предприниматели, в свою очередь, обеспечивают предложение на спрос инвесторов — среди респондентов исследования «Стартап барометр» почти 20% стартапов — образовательные проекты. Соответственно, EdTech входит в топ-5 интересов инвесторов и в топ-5 интересных рынков для стартаперов — эта корреляция обещает нам успешное развитие сегмента.

Образовательные проекты перспективны, потому что являются более жизнеспособными — большинство из них уже финансируется на собственную выручку от продаж. Это значит, что в этом сегменте существуют бизнес-модели, которые быстрее приносят первые продажи и имеют короткий цикл от создания продукта до выхода на рынок и получения первой выручки. Такой бизнес-моделью является онлайн-школа.

В ближайшем будущем мы можем ожидать роста рынка на 30–40% в год по ключевым метрикам: будет увеличиваться количество новых проектов, число студентов в онлайн-школах, увеличиваться выручка компаний.

Исходя из особенностей запуска и продвижения онлайн-школ я бы выделил онлайн-образование в отдельный сегмент рынка. Они быстрее запускаются, быстрее получают первую выручку, в отличие от высокотехнологичных EdTech-проектов, которые создают новые девайсы, пособия для обучения, внедряют технологии AI, Big Data, AR/VR в образовательный процесс.

В связи с ежегодным появлением сотен онлайн-школ я думаю, что самыми востребованными станут проекты в сфере продюсирования и продакшена, сервисные платформы для онлайн-обучения и технологии смешанного адаптивного обучения на базе больших данных о прогрессе и результатах студентов.

Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech акселератора Ed2

Главные тренды — общие и глобальные — сохраняются последние десять лет. Это цифровизация, то есть переход любых форм образования из офлайна в онлайн, и усиление роли частного бизнеса, когда любой шустрый стартап может в короткие сроки создать востребованный продукт. Если говорить о методологических подходах, то большой интерес вызывает индивидуализация и сопровождаемые формы образования. Отсюда появление на рынке тьюторов и наставников. Концепция «обучение в течение всей жизни» популярности не теряет. ЕdTech пробует себя в сегментах обучения специалистов ручного труда и людей предпенсионного возраста.

Позиции лидеров связаны с двумя основными показателями. Первое: все лидеры — компании с более чем пятилетней историей, наработавшие клиентскую базу и бренд на тогда еще практически пустом рынке. Второе: это компании, получившие инвестиции, то есть дополнительные средства для развития и продукта, и маркетинга. Дело в том, что образовательный продукт — долгий. Его надо разработать, создать, продать. Потом ждать обратной связи от клиента, а этот период равен по длительности самому образовательному процессу. Без инвестиций пройти этот путь практически невозможно.

Парадигма «Кто владеет информацией, тот владеет миром» устарела. Пришла новая: «Кто владеет трафиком, тот владеет всем», в том числе образованием. На рынок EdTech выходят коммерческие компании, владеющие огромным трафиком или клиентской базой: телеком, интернет-компании, банки. Проще начать продавать образовательный продукт своим клиентам как дополнительную услугу, увеличивая ARPU, чем залить трафик в интересный образовательный продукт.

Выходят они, правда, медленно, поэтому пока изменения малозаметны.

Одной из самых перспективных ниш считаю образование специалистов ручного труда, то есть «синих воротничков». У нас в стране около 30 млн квалифицированных рабочих. Уже появились проекты, которые профессионально и успешно переводят в онлайн 2/3 образовательного процесса для таких специалистов.

Это большой рынок. Кто первый выйдет на него — быстро выбьется в лидеры индустрии.

EdTech сейчас развивается в основном в частном сегменте, причем и со стороны разработчика, и со стороны клиента. То есть основными создателями новых проектов являются небольшие команды с качественными идеями, а основным потребителем — сам учащийся либо его работодатель. Сегмент школьного дополнительного образования полностью финансируется из кармана родителей.

Как следствие, основными рынками EdTech является детское и взрослое дополнительное образование. А это около 10 млрд руб. в детском и 15 млрд во взрослом, то есть в среднем 7–12% от рынка всего образования в этих двух сегментах.

Комментарии руководителей топ-3 крупнейших EdTech компаний:

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng

«Сектор дополнительного онлайн-образования будет расти по деньгам в 2–3 раза каждый год. Лидеры, скорее всего, сохранят свои позиции. Продолжится процесс конвергенции между классическим «государственным» образованием и частным сектором — поставщики услуг и контента будут больше представлены в аудиторных и внеаудиторных занятиях школьников и студентов.

С точки зрения бизнеса наша цель — расти быстрее рынка. С точки зрения продуктов — сделать в образовании главным вопросом результат, а не процесс. Мы видим, что контроль качества результата в частных компаниях выше, чем в почти всех государственных, и хотим, чтобы появился массовый запрос в обществе на результативное применимое образование».

Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп»

«Мы планируем расширять свою деятельность, количество образовательных направлений и брендов, входящих в холдинг. Мы будем расти, отвечая на вызовы трансформирующегося рынка труда, и дальше помогать людям обретать новые навыки и целые профессии, находить «новых себя» в меняющемся обществе и экономике.

Что касается наших существующих проектов, то «Нетология» и дальше будет укреплять позицию лидера в области обучения digital-профессиям и активно расширять линейку своих образовательных продуктов. «Фоксфорд» также планирует сохранять свою лидерскую позицию в сегменте дополнительного среднего образования и увеличивать отрыв от конкурентов. Команда «Фоксфорда» продолжит развивать качество своего образовательного продукта, более активно внедрять в него технологии геймификации, Big Data и искусственный интеллект. Мы рассматриваем возможности для эффективного сотрудничества с государством, в частности в федеральных проектах, нацеленных на построение современной инфраструктуры онлайн-школы».

Юрий Усков, директор и основатель iSpring

«Корпоративное обучение и повышение квалификации — важнейший бизнес-процесс в компании, возможно, основной. С каждым годом все больше и больше организаций будут это осознавать и внедрять инструменты для автоматизации корпоративного обучения. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет рынок будет устойчиво расти. Сейчас он демонстрирует темпы роста порядка 25–30% в России, и это выше, чем в среднем по миру, по развитым странам. Будут происходить стандартные рыночные процессы, такие как консолидация и т.п. Мы растем кратно рынку. Уже сейчас можем говорить, что мы игрок номер один на рынке корпоративного обучения, а в ближайшие год-два это станет очевидно всем, подобно тому, как 1С — очевидный лидер в бухгалтерии. Мы уже очень хорошая платформа для онлайн-обучения, полностью закрывающая потребности малого и среднего бизнеса. Сейчас мы активно развиваем продукт, чтобы отвечать запросам крупных корпораций».

Источник

Куда идти EdTech-проекту: топ-5 азиатских стран

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере

Генеральный директор акселератора Фонда Первопечатника Ивана Федорова, президент Ассоциации экспортеров образования

Сейчас на рынке EdTech динамичнее всего развивается Азиатско-Тихоокеанский регион. Он растет в два раза быстрее мирового, ежегодный прирост — почти 20%. Помимо очевидного Китая, привлекательными странами для экспорта EdTech являются Индия, Вьетнам, Индонезия и Малайзия.

Мария Аксенова, генеральный директор акселератора Фонда Первопечатника Ивана Федорова, президент Ассоциации экспортеров образования, рассказывает, почему именно эти страны интересны для EdTech.

В последние годы мы наблюдаем перераспределение долей мирового рынка EdTech между частями света. Североамериканский рынок, наиболее зрелый в мире, похоже, достиг насыщения и, согласно исследованию, замедлил темпы роста до 5% в год. Его доля на мировой арене постепенно уменьшается. Если в 2016 году она составляла 50–55%, то в 2018 — всего 40%.

Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, выросла с 24% в 2016 году до 55% в 2019 году. Именно этот регион будет в приоритете EdTech компаний в следующем десятилетии.

Критерии выбора рынков

Помимо динамичного роста рынка EdTech, общей характеристики для всех стран Азиатско-тихоокеанского региона, я выделяю еще пять критериев, которые определяют привлекательность национальных рынков.

Приоритетные национальные рынки

Проанализировав многолетний опыт экспорта образовательных проектов нашей команды, кейсы уже работающих за рубежом российских EdTech-проектов и вышеназванные критерии, могу рекомендовать следующие страны как приоритетные для экспорта образовательных программ.

Индия

Население: 1,3 млрд человек

Средний возраст: 26,7

Годовой темп роста ВВП: +3,1%. Это вторая по численности населения страна в мире (18% от населения Земли). Рынок образования динамично развивается. Система высшего образования — одна из крупнейших в мире, с преобладанием частного сектора. В стране высокий спрос на квалифицированные кадры и онлайн-образование. Развитый IT-сектор и английский язык, хотя для локализации продукта может потребоваться перевод на хинди и другие языки полуострова Индостан.

Индия — партнер «Росатома». Для обеспечения реализации его проектов Ассоциация экспорта технологического суверенитета (АЭТС) создает систему ранней подготовки и профориентации школьников средних и старших классов. В Индии есть Ассоциация «Руссофт», у которой есть налаженные связи с местными деловыми партнерами. Действует Российско-индийский научно-технологический центр.

В стране работают акселераторы, развита культура проведения образовательных выставок. В 2019 году инициировано создание российско-индийской группы по вопросам образования. Власти и местные бизнес-партнеры готовы к сотрудничеству.

Вьетнам

Численность населения: 99 млн человек

Средний возраст: 30,4

Годовой темп роста ВВП: 0,36%

Вьетнам — второй по динамике развития рынок в ЮВА. Государство входит в группу Next Eleven. 90% экономики Вьетнама — малый и средний бизнес. Хорошая среда для стартапов, существует много свободных ниш.

В стране стабильно растет доля среднего класса. Значительная часть населения занята в IT. Бурно растет число пользователей интернета. Во Вьетнаме присутствует «Росатом», заинтересованный в продвижении образовательных проектов.

В партнерстве с Национальным университетом Вьетнама в Ханое при поддержке Минкомсвязи России и Дальневосточного федерального университета ведется работа по созданию «Российско-Вьетнамского Центра технологий». Международные проекты «Россия-Вьетнам: новая экономика» и «Высокие технологии России: стратегия развития и экспортный потенциал» присутствовали на «Expo Russia-Vietnam 2019».

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере

Индонезия

Население: 275 млн человек

Средний возраст: 28

Годовой темп роста ВВП: +2,97%

Индонезия стратегически важна для российской внешнеэкономической политики. Она входит в Next 11 и занимает пятое место в мире по численности трудоспособного населения (116 млн человек). Преобладание среднего класса (64%) характеризует население страны как платежеспособное.

В Индонезии мало качественных стартапов и дефицит местных предпринимателей. Тут благоприятные условия для иностранного бизнеса.

Говоря об интересу к образованию и техническому развитию, отмечу несколько положительных моментов: интерес «Росатома» к продвижению образовательных проектов, наличие и высокое качество образования технологических университетов, создание Российско-Индонезийского центра высоких технологий. Регулярно проходит Российско-Индонезийский бизнес-форум.

Малайзия

Население: 33 млн человек

Средний возраст: 27,7

Годовой темп прироста ВВП: +0,7%

Малайзия интересна в качестве стартовой точки для выхода на рынки стран Юго-Восточной Азии. Здесь высокий спрос молодежи на высшее образование (сейчас оно есть у 24% граждан). Радует объем потенциального рынка для экспорта образования.

В Малайзии развитая инфраструктура, налоговые льготы для IT-проектов и высокий уровень благосостояния нации. Тут самый высокий показатель ВВП на душу населения из стран нашего топа.

Есть интерес к совместным проектам крупнейшей малайзийской компании в сфере зеленой энергетики и умного города, партнерство с крупнейшим технологическим университетом и высокая готовность Российско-малайзийского центра высоких технологий.

Китай

Население: 1,4 млрд человек

Средний возраст: 37

Годовой темп роста ВВП: +3,2%

Китай — безусловный лидер азиатского EdTech, поэтому стоит особняком в нашем анализе. Популярны программы обязательного и дополнительного школьного образования и обучения английскому.

Бурный рост китайского EdTech начался шесть лет назад, а в 2019 году, по подсчетам Агентства инноваций Москвы на основе данных Crunchbase, китайские образовательные стартапы привлекли более 40% от мирового объема венчурных инвестиций в EdTech. В том же 2019 году доля китайских компаний среди EdTech-стартапов с наиболее высокой капитализацией доля китайских компаний достигла 80%.

Выход на китайский рынок будет нелегким из-за его насыщенности и высокого уровня конкуренции, именно поэтому я поставила его в конце списка.

какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть фото какие страны являются лидерами в edtech сфере. Смотреть картинку какие страны являются лидерами в edtech сфере. Картинка про какие страны являются лидерами в edtech сфере. Фото какие страны являются лидерами в edtech сфере Tsinghua University. Shutterstock/Xiaojiao Wang

С чего начать экспортную экспансию

Каждый EdTech-продукт уникален, поэтому путь выхода на иностранные рынки будет индивидуален. Создать шаблонные инструкции, которые подойдут любой компании, просто невозможно. Однако можно дать общие рекомендации и показать траекторию первых шагов.

Стартапам изначально стоит настроиться на локализацию продукта: создание экспортного бренда, перевод продукта на английский или местный язык, техническую и методологическую адаптацию, поднастройку целевой аудитории.

Возможно, потребуется изменить бизнес-модель. Подчеркну, что мы не говорим о создании совершенно нового продукта или начала работы с аудиторией, принципиально отличающейся от привычных клиентов на родном рынке — это слишком дорого и рискованно.

Очевидный первый шаг — глубокое изучение национальных рынков из нашего шорт-листа на предмет конкурентного анализа, среднего чека, культурных особенностей и наличия местного партнера. Объясню, почему последний критерий очень важен при выборе страны.

Во-первых, выход на международный рынок через создание совместного предприятия быстрее и экономичнее. Во-вторых, такой подход сокращает риски: местный партнер отвечает за знание локального законодательства и правоприменительной практики, культуры ведения бизнеса, психологии местного потребителя. Объединение сильных сторон партнеров — это стратегия win-win: одна сторона может обеспечить технологии, методологию, контент, вторая сторона — привнести глубокую экспертизу местного рынка и аудиторию.

Я рекомендую стартапам в начале экспортного пути привлекать экспертов. Самостоятельный выход на международные рынки возможен, но долог и трудоемок в части тестирования продукта и поиска надежного контрагента, который будет выполнять договоренности.

Последнее время вижу достойные российские EdTech стартапы, у которых есть потенциал стать успешными за рубежом. Надеюсь, скоро они дадут нам повод гордиться успехами российского образования на мировой арене.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *