какие страны являются лидерами в edtech сфере
Рейтинг EdTech-стартапов. Список крупнейших единорогов мира
Мы сформировали ТОП 10 компаний-единорогов, которые активно привлекают новые раунды инвестиций и продолжают масштабироваться.
Yuanfudao — это крупнейшая платформа для организации онлайн-курсов, рассчитанная на учеников начальной и средней школы в Китае. Помимо своей онлайн-деятельности, компания Yuanfudao создала сеть учебных и исследовательских центров в крупных городах Китая, в которых работает более 30 000 сотрудников.
Согласно последних пресс-релизов, общее количество пользователей продуктов Yuanfudao — 400 млн. человек, а платная база подписчиков составляет более 3.7 млн. Эта статистика делает их крупнейшей компанией в сфере информационных технологий по количеству пользователей.
Zuoyebang — это приложение для интерактивного домашнего обучения школьников, функционал которого переплетен с китайским поисковиком Baidu. Изначально, проект создавался как сайт для вопросов и ответов (Baidu Zhidao), но очень удачно масштабировался и стал образовательной платформой. Также, со временем, Zuoyebang стал своеобразным нетворкинг-комьюнити для преподавателей в Китае.
В общей сложности, у них более 170 миллионов активных пользователей, а главная гордость компании — разработка искусственного интеллекта, который распознает фотографии домашнего задания, проверяет и помогает его выполнять.
VIPKid — сайт для группового или индивидуального онлайн-обучения английскому языку. Компания выбрала необычный для своей ниши формат продвижения, аналогичный сетевому маркетингу — приглашая знакомых учителей работать с VIPKid, преподаватель получает денежное вознаграждение. Это win-win метод, за счет которого сотрудники получают дополнительный источник заработка, а в компанию постоянно приходят новые высококлассные специалисты.
Стартап Udemy ориентирован на повышение квалификации профессионалов и обучение взрослой части населения. В общей сложности, у них свыше 150 000 онлайн-видеокурсов, а количество учеников превышает 40млн.
Udemy активно поддерживает деятельность коучей и преподавателей — дает возможность загружать свои лекции и устанавливать их стоимость. Взамен, платформа берет процент от чека покупки. Подобное партнерство — один из способов монетизации проекта.
Duolingo — это американский проект, который включает в себя веб-сайт и мобильное приложение для изучения языков. Также, они проводят цифровые экзамены на знание языка, Duolingo English Test, результаты которого котируются в 2000+ университетах по всему миру.
Общее количество пользователей платформы превышает 300 млн., что делает их приложение одним из самых скачиваемых в EdTech нише. Особенно, пользователей привлекает тот факт, что весь функционал платформы доступен бесплатно. Монетизируется проект сугубо на продаже премиум-подписок.
ApplyBoard — это инструмент, который связывает между собой студентов, преподавателей и рекрутеров учебных заведений по всему миру. Здесь, учителя и ученики могут подавать заявки для работы, прохождения практики или обучения в других странах.
Course Hero — это сайт, на котором собрана база учебных ресурсов, литературы и образовательных курсов. На этой платформе можно найти абсолютно все — пособия с задачами, учебники, заметки для занятий, инфографику, пошаговые объяснения и т.д.
Quizlet — это онлайн-приложение, цель которого — максимально геймифицировать процесс обучения. Платформа предлагает пользователю выбрать один из семи режимов, постепенно повышает сложность занятий, а все уроки проходят в форме игр, тестов и т.д.
Huike Group — это проект, который собрал в себе передовой технологический комплекс инструментов для обучения. Кроме того, фаундеры проекта сотрудничают с национальным «12-м пятилетним планом» по развитию мобильного Интернета, облачных вычислений, Big Data и других технологий нового поколения. Среди учителей Huike Education Group есть представители более 300 национальностей, включая преподавателей из Пекинский университет аэронавтики и астронавтики, Университет Фудань, Пекинский университет и т. д.
Если сравнивать уровень развития ниши EdTech в Китае, Америке и, к примеру, в Восточной Европе — последним только предстоит раскрыть свой потенциал. Мы в Adventures Lab открыты к проектам в нише EdTech. Чтобы заявить о проекте, просто заполните специальную форму на нашем сайте или просто пишите нам.
35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК
Методика составления рейтинга
Целью рейтинга было охватить крупнейшие российские частные компании EdTech. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за 2018 год.
При подготовке рейтинга использовались данные самих компаний, системы «Контур-фокус», открытых источников. У тех компаний, которые привязывают финансовый год к учебному — InternetUrok, SkillFactory, SkillBox — указаны поступления с июля по июнь.
В составлении рейтинга участвовали:
Дина Каракаш, инвестиционный менеджер ФРИИ
EdTech — это широкая область, сегодня она охватывает направления от онлайн-курсов творческих специальностей до приложений геймификации и нейродевайсов. Более того, если смотреть на общемировые тренды, то станет очевидно, что обучающий контент становится все более развлекательным. Это связано с привлечением, вовлечением аудитории и ее удержанием при росте конкуренции — проектов и контента становится слишком много, люди начинают цепляться за яркое или за бренд, которому можно доверять. Уже высказывалось мнение, что EdTech превращается в некий entertainment, это также относится и к офлайн-обучению в топ-университетах мира.
Также стоит понимать, что каждая область EdTech очень индивидуальна, со своими особенностями и сложностями. Глядя на рейтинг, прежде всего хотелось бы выделить системные проекты — это «Учи.ру», «Дневник.ру», «Инфоурок», YaClass. Их направление привязано к взаимодействию с институтами, государством и инфраструктурой в целом, что, с одной стороны, сильно усложняет запуск и делает их зависимыми от крупных игроков, но, с другой стороны, клиенты здесь крупные и есть возможность масштабирования. Например, модель «Учи.ру» позволила им выйти на зарубежные рынки относительно быстро, опыт в РФ по ведению сделок и тестированию гипотез оказался релевантным для рынка Бразилии.
Второй большой сегмент — это обучение P2P, онлайн-уроки: Skyeng, Amlab, различные курсы программирования и т.д. Тут большая конкуренция, много компаний выходит на этот рынок из-за относительно низкого порога входа. Здесь возникает вопрос относительно клиентского сегмента, наличия проблемы, уникального предложения и потенциала масштабирования.
Алексей Басов, заместитель генерального директора, инвестиционный директор РВК
Сегодня образование — это динамично растущий рынок, одно из ключевых направлений венчурных инвестиций, область быстрой цифровизации и появления новых технологий. Ключевым направлением для инвестирования является развитие перспективных технологий для повышения эффективности и доступности образования, в числе которых создание образовательного контента, сервисы подбора образовательных программ, образовательные платформы-агрегаторы, решения для управления персональной образовательной траекторией и технологии верификации знаний.
Сегодня на российском рынке мы наблюдаем появление целого ряда успешных российских компаний в сфере EdTech с выручкой в сотни миллионов рублей и более. В качестве примеров можно привести платформы Skyeng, Lingualeo, MAXIMUM Education. На образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием госкапитала, в том числе РВК.
Последние годы рынок EdTech энергично развивается, а темпы роста выручки компаний в этом сегменте свидетельствуют о высокой заинтересованности пользователей в высокотехнологичных образовательных продуктах.
Дмитрий Стариков, проектный менеджер кластера информационных технологий фонда «Сколково»
Резидентами фонда «Сколково» являются около 20 EdTech проектов. Ежегодно они увеличивают выручку в среднем в 2–3 раза, а целевую аудиторию — на 50%. По нашим подсчетам, решения участников «Сколково» способны закрыть 80% рынка онлайн-образования в России к 2021 году.
Объем рынка EdTech в России можно оценить примерно в 30 млрд руб. Доля частных компаний будет расти, на арену выходят такие крупные игроки, как Сбербанк и «Яндекс», которые захватят значительную долю рынка.
EdTech-рынок перспективен, ежегодно появляется несколько новых стартапов в сфере образования. Наиболее быстро растущими можно назвать сегменты дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования.
На мой взгляд, необходимо обратить внимание на сегмент решений для детей с особенностями развития. Потребность в таких решениях есть, а предложения немного.
Также интересным будет сегмент решений, которые используют контент из различных источников и выдают персонифицированную подборку наиболее релевантного материала (с учетом текущего уровня знаний, целей обучения, наилучших методов восприятия информации и др.). Такие решения будут также полезны преподавателям для подготовки качественного контента занятий.
Алексей Соловьев, инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital
EdTech — это та ниша, которая за последние пару лет показала рост и количества стартапов в этом сегменте, и бум интереса со стороны инвесторов. В 2017 году EdTech не входил даже в десятку инвестиционно-привлекательных ниш для российских венчурных инвесторов, а в 2018-м инвесторы вывели образовательные технологии в топ-5 потенциальных сегментов для инвестирования.
Предприниматели, в свою очередь, обеспечивают предложение на спрос инвесторов — среди респондентов исследования «Стартап барометр» почти 20% стартапов — образовательные проекты. Соответственно, EdTech входит в топ-5 интересов инвесторов и в топ-5 интересных рынков для стартаперов — эта корреляция обещает нам успешное развитие сегмента.
Образовательные проекты перспективны, потому что являются более жизнеспособными — большинство из них уже финансируется на собственную выручку от продаж. Это значит, что в этом сегменте существуют бизнес-модели, которые быстрее приносят первые продажи и имеют короткий цикл от создания продукта до выхода на рынок и получения первой выручки. Такой бизнес-моделью является онлайн-школа.
В ближайшем будущем мы можем ожидать роста рынка на 30–40% в год по ключевым метрикам: будет увеличиваться количество новых проектов, число студентов в онлайн-школах, увеличиваться выручка компаний.
Исходя из особенностей запуска и продвижения онлайн-школ я бы выделил онлайн-образование в отдельный сегмент рынка. Они быстрее запускаются, быстрее получают первую выручку, в отличие от высокотехнологичных EdTech-проектов, которые создают новые девайсы, пособия для обучения, внедряют технологии AI, Big Data, AR/VR в образовательный процесс.
В связи с ежегодным появлением сотен онлайн-школ я думаю, что самыми востребованными станут проекты в сфере продюсирования и продакшена, сервисные платформы для онлайн-обучения и технологии смешанного адаптивного обучения на базе больших данных о прогрессе и результатах студентов.
Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech акселератора Ed2
Главные тренды — общие и глобальные — сохраняются последние десять лет. Это цифровизация, то есть переход любых форм образования из офлайна в онлайн, и усиление роли частного бизнеса, когда любой шустрый стартап может в короткие сроки создать востребованный продукт. Если говорить о методологических подходах, то большой интерес вызывает индивидуализация и сопровождаемые формы образования. Отсюда появление на рынке тьюторов и наставников. Концепция «обучение в течение всей жизни» популярности не теряет. ЕdTech пробует себя в сегментах обучения специалистов ручного труда и людей предпенсионного возраста.
Позиции лидеров связаны с двумя основными показателями. Первое: все лидеры — компании с более чем пятилетней историей, наработавшие клиентскую базу и бренд на тогда еще практически пустом рынке. Второе: это компании, получившие инвестиции, то есть дополнительные средства для развития и продукта, и маркетинга. Дело в том, что образовательный продукт — долгий. Его надо разработать, создать, продать. Потом ждать обратной связи от клиента, а этот период равен по длительности самому образовательному процессу. Без инвестиций пройти этот путь практически невозможно.
Парадигма «Кто владеет информацией, тот владеет миром» устарела. Пришла новая: «Кто владеет трафиком, тот владеет всем», в том числе образованием. На рынок EdTech выходят коммерческие компании, владеющие огромным трафиком или клиентской базой: телеком, интернет-компании, банки. Проще начать продавать образовательный продукт своим клиентам как дополнительную услугу, увеличивая ARPU, чем залить трафик в интересный образовательный продукт.
Выходят они, правда, медленно, поэтому пока изменения малозаметны.
Одной из самых перспективных ниш считаю образование специалистов ручного труда, то есть «синих воротничков». У нас в стране около 30 млн квалифицированных рабочих. Уже появились проекты, которые профессионально и успешно переводят в онлайн 2/3 образовательного процесса для таких специалистов.
Это большой рынок. Кто первый выйдет на него — быстро выбьется в лидеры индустрии.
EdTech сейчас развивается в основном в частном сегменте, причем и со стороны разработчика, и со стороны клиента. То есть основными создателями новых проектов являются небольшие команды с качественными идеями, а основным потребителем — сам учащийся либо его работодатель. Сегмент школьного дополнительного образования полностью финансируется из кармана родителей.
Как следствие, основными рынками EdTech является детское и взрослое дополнительное образование. А это около 10 млрд руб. в детском и 15 млрд во взрослом, то есть в среднем 7–12% от рынка всего образования в этих двух сегментах.
Комментарии руководителей топ-3 крупнейших EdTech компаний:
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
«Сектор дополнительного онлайн-образования будет расти по деньгам в 2–3 раза каждый год. Лидеры, скорее всего, сохранят свои позиции. Продолжится процесс конвергенции между классическим «государственным» образованием и частным сектором — поставщики услуг и контента будут больше представлены в аудиторных и внеаудиторных занятиях школьников и студентов.
С точки зрения бизнеса наша цель — расти быстрее рынка. С точки зрения продуктов — сделать в образовании главным вопросом результат, а не процесс. Мы видим, что контроль качества результата в частных компаниях выше, чем в почти всех государственных, и хотим, чтобы появился массовый запрос в обществе на результативное применимое образование».
Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп»
«Мы планируем расширять свою деятельность, количество образовательных направлений и брендов, входящих в холдинг. Мы будем расти, отвечая на вызовы трансформирующегося рынка труда, и дальше помогать людям обретать новые навыки и целые профессии, находить «новых себя» в меняющемся обществе и экономике.
Что касается наших существующих проектов, то «Нетология» и дальше будет укреплять позицию лидера в области обучения digital-профессиям и активно расширять линейку своих образовательных продуктов. «Фоксфорд» также планирует сохранять свою лидерскую позицию в сегменте дополнительного среднего образования и увеличивать отрыв от конкурентов. Команда «Фоксфорда» продолжит развивать качество своего образовательного продукта, более активно внедрять в него технологии геймификации, Big Data и искусственный интеллект. Мы рассматриваем возможности для эффективного сотрудничества с государством, в частности в федеральных проектах, нацеленных на построение современной инфраструктуры онлайн-школы».
Юрий Усков, директор и основатель iSpring
«Корпоративное обучение и повышение квалификации — важнейший бизнес-процесс в компании, возможно, основной. С каждым годом все больше и больше организаций будут это осознавать и внедрять инструменты для автоматизации корпоративного обучения. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет рынок будет устойчиво расти. Сейчас он демонстрирует темпы роста порядка 25–30% в России, и это выше, чем в среднем по миру, по развитым странам. Будут происходить стандартные рыночные процессы, такие как консолидация и т.п. Мы растем кратно рынку. Уже сейчас можем говорить, что мы игрок номер один на рынке корпоративного обучения, а в ближайшие год-два это станет очевидно всем, подобно тому, как 1С — очевидный лидер в бухгалтерии. Мы уже очень хорошая платформа для онлайн-обучения, полностью закрывающая потребности малого и среднего бизнеса. Сейчас мы активно развиваем продукт, чтобы отвечать запросам крупных корпораций».
Куда идти EdTech-проекту: топ-5 азиатских стран
Генеральный директор акселератора Фонда Первопечатника Ивана Федорова, президент Ассоциации экспортеров образования
Сейчас на рынке EdTech динамичнее всего развивается Азиатско-Тихоокеанский регион. Он растет в два раза быстрее мирового, ежегодный прирост — почти 20%. Помимо очевидного Китая, привлекательными странами для экспорта EdTech являются Индия, Вьетнам, Индонезия и Малайзия.
Мария Аксенова, генеральный директор акселератора Фонда Первопечатника Ивана Федорова, президент Ассоциации экспортеров образования, рассказывает, почему именно эти страны интересны для EdTech.
В последние годы мы наблюдаем перераспределение долей мирового рынка EdTech между частями света. Североамериканский рынок, наиболее зрелый в мире, похоже, достиг насыщения и, согласно исследованию, замедлил темпы роста до 5% в год. Его доля на мировой арене постепенно уменьшается. Если в 2016 году она составляла 50–55%, то в 2018 — всего 40%.
Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, выросла с 24% в 2016 году до 55% в 2019 году. Именно этот регион будет в приоритете EdTech компаний в следующем десятилетии.
Критерии выбора рынков
Помимо динамичного роста рынка EdTech, общей характеристики для всех стран Азиатско-тихоокеанского региона, я выделяю еще пять критериев, которые определяют привлекательность национальных рынков.
Приоритетные национальные рынки
Проанализировав многолетний опыт экспорта образовательных проектов нашей команды, кейсы уже работающих за рубежом российских EdTech-проектов и вышеназванные критерии, могу рекомендовать следующие страны как приоритетные для экспорта образовательных программ.
Индия
Население: 1,3 млрд человек
Средний возраст: 26,7
Годовой темп роста ВВП: +3,1%. Это вторая по численности населения страна в мире (18% от населения Земли). Рынок образования динамично развивается. Система высшего образования — одна из крупнейших в мире, с преобладанием частного сектора. В стране высокий спрос на квалифицированные кадры и онлайн-образование. Развитый IT-сектор и английский язык, хотя для локализации продукта может потребоваться перевод на хинди и другие языки полуострова Индостан.
Индия — партнер «Росатома». Для обеспечения реализации его проектов Ассоциация экспорта технологического суверенитета (АЭТС) создает систему ранней подготовки и профориентации школьников средних и старших классов. В Индии есть Ассоциация «Руссофт», у которой есть налаженные связи с местными деловыми партнерами. Действует Российско-индийский научно-технологический центр.
В стране работают акселераторы, развита культура проведения образовательных выставок. В 2019 году инициировано создание российско-индийской группы по вопросам образования. Власти и местные бизнес-партнеры готовы к сотрудничеству.
Вьетнам
Численность населения: 99 млн человек
Средний возраст: 30,4
Годовой темп роста ВВП: 0,36%
Вьетнам — второй по динамике развития рынок в ЮВА. Государство входит в группу Next Eleven. 90% экономики Вьетнама — малый и средний бизнес. Хорошая среда для стартапов, существует много свободных ниш.
В стране стабильно растет доля среднего класса. Значительная часть населения занята в IT. Бурно растет число пользователей интернета. Во Вьетнаме присутствует «Росатом», заинтересованный в продвижении образовательных проектов.
В партнерстве с Национальным университетом Вьетнама в Ханое при поддержке Минкомсвязи России и Дальневосточного федерального университета ведется работа по созданию «Российско-Вьетнамского Центра технологий». Международные проекты «Россия-Вьетнам: новая экономика» и «Высокие технологии России: стратегия развития и экспортный потенциал» присутствовали на «Expo Russia-Vietnam 2019».
Индонезия
Население: 275 млн человек
Средний возраст: 28
Годовой темп роста ВВП: +2,97%
Индонезия стратегически важна для российской внешнеэкономической политики. Она входит в Next 11 и занимает пятое место в мире по численности трудоспособного населения (116 млн человек). Преобладание среднего класса (64%) характеризует население страны как платежеспособное.
В Индонезии мало качественных стартапов и дефицит местных предпринимателей. Тут благоприятные условия для иностранного бизнеса.
Говоря об интересу к образованию и техническому развитию, отмечу несколько положительных моментов: интерес «Росатома» к продвижению образовательных проектов, наличие и высокое качество образования технологических университетов, создание Российско-Индонезийского центра высоких технологий. Регулярно проходит Российско-Индонезийский бизнес-форум.
Малайзия
Население: 33 млн человек
Средний возраст: 27,7
Годовой темп прироста ВВП: +0,7%
Малайзия интересна в качестве стартовой точки для выхода на рынки стран Юго-Восточной Азии. Здесь высокий спрос молодежи на высшее образование (сейчас оно есть у 24% граждан). Радует объем потенциального рынка для экспорта образования.
В Малайзии развитая инфраструктура, налоговые льготы для IT-проектов и высокий уровень благосостояния нации. Тут самый высокий показатель ВВП на душу населения из стран нашего топа.
Есть интерес к совместным проектам крупнейшей малайзийской компании в сфере зеленой энергетики и умного города, партнерство с крупнейшим технологическим университетом и высокая готовность Российско-малайзийского центра высоких технологий.
Китай
Население: 1,4 млрд человек
Средний возраст: 37
Годовой темп роста ВВП: +3,2%
Китай — безусловный лидер азиатского EdTech, поэтому стоит особняком в нашем анализе. Популярны программы обязательного и дополнительного школьного образования и обучения английскому.
Бурный рост китайского EdTech начался шесть лет назад, а в 2019 году, по подсчетам Агентства инноваций Москвы на основе данных Crunchbase, китайские образовательные стартапы привлекли более 40% от мирового объема венчурных инвестиций в EdTech. В том же 2019 году доля китайских компаний среди EdTech-стартапов с наиболее высокой капитализацией доля китайских компаний достигла 80%.
Выход на китайский рынок будет нелегким из-за его насыщенности и высокого уровня конкуренции, именно поэтому я поставила его в конце списка.
Tsinghua University. Shutterstock/Xiaojiao Wang
С чего начать экспортную экспансию
Каждый EdTech-продукт уникален, поэтому путь выхода на иностранные рынки будет индивидуален. Создать шаблонные инструкции, которые подойдут любой компании, просто невозможно. Однако можно дать общие рекомендации и показать траекторию первых шагов.
Стартапам изначально стоит настроиться на локализацию продукта: создание экспортного бренда, перевод продукта на английский или местный язык, техническую и методологическую адаптацию, поднастройку целевой аудитории.
Возможно, потребуется изменить бизнес-модель. Подчеркну, что мы не говорим о создании совершенно нового продукта или начала работы с аудиторией, принципиально отличающейся от привычных клиентов на родном рынке — это слишком дорого и рискованно.
Очевидный первый шаг — глубокое изучение национальных рынков из нашего шорт-листа на предмет конкурентного анализа, среднего чека, культурных особенностей и наличия местного партнера. Объясню, почему последний критерий очень важен при выборе страны.
Во-первых, выход на международный рынок через создание совместного предприятия быстрее и экономичнее. Во-вторых, такой подход сокращает риски: местный партнер отвечает за знание локального законодательства и правоприменительной практики, культуры ведения бизнеса, психологии местного потребителя. Объединение сильных сторон партнеров — это стратегия win-win: одна сторона может обеспечить технологии, методологию, контент, вторая сторона — привнести глубокую экспертизу местного рынка и аудиторию.
Я рекомендую стартапам в начале экспортного пути привлекать экспертов. Самостоятельный выход на международные рынки возможен, но долог и трудоемок в части тестирования продукта и поиска надежного контрагента, который будет выполнять договоренности.
Последнее время вижу достойные российские EdTech стартапы, у которых есть потенциал стать успешными за рубежом. Надеюсь, скоро они дадут нам повод гордиться успехами российского образования на мировой арене.