какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Пояснительные и интерактивные методики преподавания. Дискуссия. Групповая работа. Ролевые игры. Стратегия решения проблем.

Прямая форма обучения предусматривает наличие материалов, которые позволяют ученикам более наглядно воспринимать информацию. Использование блок-схем или списка пунктов, которые будут обсуждаться, поможет лучшей концентрации.

Тем не менее, такой формат не всегда эффективен и имеет ряд ограничений:

Существует ряд исследований, свидетельствующих о том, что интенсивная подача материала в таком формате может негативно сказываться на процессе усвоения информации. Если слушатель в той или иной степени не включается в процесс обсуждения, то уже через 15 минут внимание ослабевает.

Дискуссия-это упорядоченный процесс личного общения, в котором люди обмениваются мнениями по конкретной теме с целью решения проблемы. Для того чтобы обмен идеями проходил эффективно, необходимо желание разговаривать друг с другом, слушать друг друга, выдвигать более одной точки зрения, намеренье развивать свои знания и понимание обсуждаемого вопроса.

Дискуссия может быть частью интегрированной системы стратегии обучения. Дискуссия помогает развить:

Если речь идет о работе с младшими школьниками, то обсуждение скорее может быть эффективным способом развития навыков взаимодействия: слушания других, уважения чужой точки зрения, вежливости в общении. В среднем школьном возрасте дискуссия помогает вербализировать мысли, строить высказывание в понятной для других форме.

Точно также как и лекция, дискуссия имеет ряд своих ограничений:

Однако для организации групповой работы требуется большая подготовка со стороны педагога. Физическое обустройства классов в ряде случаев не позволяется организовать работу в малых группах таким образом, что они не мешали друг другу. Оптимальным количеством участников в одной группе считается 4-5 человек. Однородная группа (со сходными способностями, знаниями, мнениями) обеспечивает сплоченность, но более продуктивными с точки зрения педагогических результатов считаются гетерогенные группы.

Ролевая игра предлагает возможность использовать действие и обсуждение для изучения проблемной ситуации. Ролевая игра предлагает шанс посмотреть на проблему под другим углом, представив себя не тем человеком, каким являешься в жизни. Ролевые игры могут варьироваться от высоко структурированных, проходящих по заранее разработанному сценарию, до полуструктурированных, включающих спонтанные элементы.

Ролевые игры также как и групповая работа эффективны для развития навыков общения и принятия решений в различных социальных ситуациях. Ролевые игры можно использовать на всех уровнях обучения, от начальной и средней школы до вуза.

Для того чтобы ролевая игра была эффективной, важно, чтобы:

Выбор ролевой игры должен соответствовать возрасту, полу, уровню способностей и интересам. Как правило, использование ролевых игр в образовательном процессе начинается с использования высоко структурированных ролевых игр к более сложным, открытым формам. Требования ролевой игры должны быть понятны и заранее донесены до всех участников.

Еще одной педагогической стратегией является стратегия решения проблемы (problemsolving strategy), согласно которой преподавателем предлагается некая реальная (либо реалистичная) проблема, которая имеет много возможных решений. Такой подход помогает подойти к процессу обучения более комплексно.

Как правило, такая стратегия предусматривает следующую схему работы:

преподаватель должен представить существующие ограничения в решении. Все проблемы имеют некоторые заявленные или подразумеваемые ограничения. Задача педагога состоит в привлечении внимания учащихся к этим ограничениям.

Источник

Стратегии преподавания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Описание презентации по отдельным слайдам:

СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления отношений Сравнение стратегий и факторы их выбора

Важные положения «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе» «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения» «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний» «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика» «Уважение и сотрудничество – основа образования» «Юмор и улыбка делают школу человечнее»

ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание) Индивидуальные (изучение документа, исследование)

УСЛОВИЯ ВЫБОРА у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество учащихся объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения слабый уровень первоначальной подготовки учащихся

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Экономия времени Снижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемых Низкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оценивания Сужение источников информации Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание

АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные (индивидуальные вопросы и комментарии) Коллективные или командные (подготовка проекта) Групповые (вопросы от группы)

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы учащихся по уровню подготовки

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивации Опасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Групповые (работа в группе) Коллективные или командные (обмен информацией, выработка общего решения)

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес учащихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп

Положительное и отрицательное Положительное Отрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивации Первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практику Ограниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности

Стратегии установления отношений Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе Директивные (подчинение – порядок – иерархия) Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство) Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)

Влияние равноправной стратегии ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Отсутствие боязни совершить ошибку. Возможности для свободного творчества. Чувство уверенности в своих силах и самоуважения. Личная ответственность за принимаемые на основе свободного выбора решения. Самоопределение и устойчивость к внешнему давлению. ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ Отсутствие четких ориентиров. Нигилизм и отрицание любых авторитетов. Снижение дисциплины. Агрессивность учащихся по отношению к сверстникам и взрослым. Неготовность учащихся отстаивать свое мнение и защищать свою позицию.

Влияние миссионерской стратегии установления отношений ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Повышение мотивации учащихся. Делает процесс обучения понятным и радостным. Положительный эмоциональный фон Наличие положительного примера и личностного авторитета. Уверенность в своих целях и идеалах. ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ Привязанность к другому человеку. Сведение сложных вопросов к набору постулатов и истин. Преобладание эмоций над разумом. Опасность психического давления и влияния. Размывание ответственности за собственные действия и решения.

Влияние директивной стратегии установления отношений ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Простые и четкие правила. Высокий уровень дисциплины. Простота и понятность требований. Прозрачность и понятность процедуры оценивания. Четкие границы поведения. ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ Подавление инициативы и творчества. Оказание давления и зомбирование. Подавление личности и индивидуальности. Иллюзии преобладают над реальностью, а ритуалы – над осознанностью. Отсутствие внутренней мотивации школьников к учению

ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ Объем рассмотренного материала Процент усвоения материала Структурированность материала Теоретический (научный) уровень Соответствие планированию Мотивация Деятельностный компонент Индивидуальность Вариативность Творчество на занятии Затраченное время Количество учащихся Ресурсы Дисциплина.

ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим) Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность

Использование различных стратегий в учебном процессе

Технологии преподавания Компьютерные. Игровые. Диалоговые. Монологические. Проектные. Исследовательские. Ассоциативные. Оценочные. Рефлексивные.

Методы преподавания Рассмотрение ситуаций (Case study). Беседа. Лекция. Круглый стол. Анализ документа. Работа с понятиями. Выбор из имеющихся альтернатив. Моделирование. Анкетирование.

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Номер материала: 185179092522

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

5 мощных стратегий, которые позволят обучиться чему угодно

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

Каждый из нас может учиться быстрее и эффективнее, и есть несколько простых инструментов, которые могут помочь тебе в этом. Если ты включишь эти стратегии в процесс обучения, они положительно повлияют на твои способности.

Вот 5 мощных стратегий для ускорения процесса обучения:

1. Метод удара часов

Когда дело доходит до изучения чего-то нового, метод удара часов – это та самая стратегия, которая позволит тебе освоить любой навык или запомнить необходимую информацию максимально быстро. Метод удара часов заключается в знании, что количество часов в процессе обучения не имеет значения, но ты должен выбрать, какой стиль обучения даст тебе лучшие результаты.

Например, два человека ехали из пункта А в пункт Б. Неважно, насколько опытным является первый водитель. Если он водит избитый пикап, а у второго водителя есть Ferrari, то первый водитель проиграет.

Твой стиль обучения — это транспортное средство, которое может привезти тебя туда, куда ты хочешь добраться. Что бы ты не хотел выучить или освоить, тебе на выбор даются десятки, а то и сотни различных общедоступных методов и «экспертов». Это означает, что тебе нужно потратить больше времени на то, чтобы понять, у кого ты собираешься учиться, каков авторитет твоего «учителя» и соответствует ли он твоему стилю обучения.

2. Правило 80/20

Ты, вероятно, слышал о законе Парето. Это концепция, разработанная итальянским экономистом Вильфредо Парето, которая объясняет, что 80% желаемых результатов будут получены только из 20% твоих усилий. Хотя точное соотношение варьируется от ситуации к ситуации, ты все равно можешь обнаружить, что:

20% людей в твоей жизни приведут к 80% твоего счастья;

20% твоих клиентов будут управлять 80% твоих продаж;

20% твоих методов обучения приведут к 80% твоих результатов.

Когда дело доходит до обучения, создается впечатление, что мы так много не знаем, поэтому тебе буквально приходится перепрыгивать с одной темы на другую в попытках объять необъятное. Это приведет только к потере времени. То, что ты должен сделать, — это сосредоточиться на одной или двух вещах, которые помогут тебе достичь желаемых результатов.

Если ты учишь английский, чтобы иметь возможность путешествовать, вместо того, чтобы учиться писать или читать по-английски, ты должен научиться говорить на этом языке. Или вместо того, чтобы пытаться угодить недовольному клиенту, который платит тебе 500 рублей в месяц, ты должен уделять больше внимания клиенту, который платит тебе по 10 тысяч рублей в месяц.

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

3. Метод мгновенной практики

Погружение — лучший способ чему-нибудь научиться. Как показывают исследования, люди сохраняют в памяти:

5% того, что они узнают из лекции;

10% того, что они узнают из чтения;

20% того, что они узнают из аудио-видео;

30% того, что они узнают, когда они видят презентацию или смотрят на процесс работы;

50% того, что они узнают, когда участвуют в групповом обсуждении;

75% того, что они изучают, когда практикуют то, что узнали;

90% того, что они узнают, когда они используют полученные знания немедленно.

Вспомни, как ты научился играть в баскетбол, кататься на велосипеде или плавать. Вместо того чтобы смотреть обучающие видео или читать учебники о том, как что-то делать, самый действенный способ учиться быстрее — это начать действовать немедленно и набраться опыта на своих ошибках.

4. Метод наставника

Люди, выступающие на самых высоких уровнях, имеют одну общую черту — у них есть тренер. Есть 5 причин, по которым ты можешь бросить процесс обучения:

тебе не хватает времени;

у тебя кончились деньги;

ты несерьезно относишься к обучению;

ты теряешь интерес.

Наличие тренера (наставника/учителя) позволяет тебе видеть слепые пятна, которые не замечал раньше, и облегчает проход через трудные времена, которые неизбежно наступают, когда ты узнаешь что-то новое.

Наставником может быть не только профессиональный тренер или эксперт в определенной области. Можешь попросить своих друзей или родных выступить в роли человека, который будет контролировать ход твоего обучения и твои результаты.

какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Смотреть картинку какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Картинка про какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ. Фото какие стратегии помогают сформировать чувство ответственности за собственное обучение ответ

5. Метод постепенного вливания в процесс

Выполнение работы часто является самой трудной вещью для большинства людей. Распространенная ошибка, которую делают люди, когда они узнают что-то новое, — это сосредотачиваются на производительности, а не на самом процессе. Трудно увидеть какие-либо последовательные результаты, пока ты не проделал значительную работу заранее.

Для писателей и журналистов это сидеть и писать 500 слов в день, как бы плохо это ни получалось. Для спортсменов это просыпаться каждое утро и тренироваться, независимо от того, насколько уставшим и болезненным ты себя чувствуешь. Для изучающих иностранный язык это заставлять себя говорить на чужом языке каждый день, независимо от того, сколько ошибок ты совершаешь или насколько неудобно ты себя чувствуешь.

Источник

ДОКЛАД на тему : «Современные стратегии обучения в образовательном процессе и их эффективность»

Универсальные методы для повышения уровня образованности учащихся

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему : «Современные стратегии обучения в образовательном процессе и их эффективность»»

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ,

Что мы понимаем под образованностью человека? Образованность – это внутреннее свойство, которое:

а) развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов;

б) характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им мировой культуры, общечеловеческого опыта.

Особая роль в формировании образованности принадлежит образовательной деятельности, в процессе которой человек меняется сам и оказывается способным к решению более сложных жизненных задач.

Основой требований государства к образованности каждого студента является образовательный стандарт.

В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трёх составляющих является обоснование сущности образованности, критериев выделения уровней образованности, обобщённых моделей образованности на различных ступенях образования.

Для повышения уровня образованности учащихся используются универсальные методы:

1) постановка проблемы; 2) формирование цели; 3) конкретизация цели в задачах; 4) самоконтроль; 5) самооценка.

Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование, использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе. Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.

Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении учащихся больше было средств, для достижения ими определенного уровня образованности. Существует три уровня образованности: Элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность.

Элементарную грамотность можно определить как способность применять универсальные методы учебно-познавательной деятельности для использования сведений, полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно-познавательных проблем. Функциональная грамотность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, научных понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приёмов к конкретной ситуации. Компетентность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах, для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников и в результате собственной исследовательской деятельности, в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если студент проявляет познавательную активность. Познавательная активность студента рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности студента является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности студента. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

-естественное стремление студента к познанию;

-положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для студента результата.

Активные стратегии обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Уроку предшествует мозговой штурм, в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.

Затем Студенти, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования ( при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или, по просьбе учащихся, как участник малой исследовательской группы); цели, направления и содержание исследований; структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон; результатом защиты становится награждение разработчиков проектов.

Схема проведения урока – проекта:

1. Определение проблемы предполагаемого проекта (его задачи, тип, количество участников).

2. Выдвижение и обсуждение с студентами гипотез решения основной проблемы.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам.

5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной работы), выводы.

Методы: традиционные (словесные, наглядные, практические); поисковые (проблемные вопросы, ролевая игра, опрос-интервью, дискуссия).

Проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах с использованием большого количества приёмов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2 – 3 педагога, 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся.

Урок с дидактической игрой

Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Структура дидактической игры: игровой замысел; правила, игровые действия; познавательное содержание, или дидактические задачи; результат игры.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

1. Группе предлагается для самостоятельного решения серия похожих заданий. При подборе заданий учитываю уровни сложности: от простого (предполагающего решение по алгоритму) к сложному уровню, где предусматривается решение задач в изменённой, нестандартной ситуации.

2. Каждый студент, работая в своей тетради, имеет право выбора заданий по их уровню сложности. Тот, кто нашёл путь решения, по своему желанию выходит к одной из частей доски и пишет это решение в общем виде, а так же вывод.

3. Аналогичным образом учащиеся решают другие заданий, «вынесённые» на урок. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (за каждое заданий своя оценка и в зависимости от его активности).

4. В конце урока обсуждаются лучшие ответы и на основании учёта всех отметок в журнал выставляется итоговая.

Такие уроки позволяют увидеть уровень умений и навыков ответов, пробелы в знаниях отдельных учащихся, обучать учащихся навыкам самостоятельного поиска решений, выделяя из них наиболее рациональные. Такие уроки отличаются высоким темпом работы учащихся, несут большой эмоциональный заряд, развивают творческий потенциал и, наконец, просто очень нравятся учащимся и имеют хорошую отдачу.

Чтобы снять состояние тревожности и неуверенности в себе, использую взаимоопрос, когда студенты спрашивают друг друга по базовым листам контроля, в котором перечислены основные правила, понятия, схемы которые обязан знать каждый студент. Основная же цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос может быть непродолжительным 3-5 минут.

О составлении упражнений по аналогии, обобщенного упражнения с использованием данных. Именно работа над упражнением развивает определенные свойства и качества личности студента, умение обобщать, мыслить аналогиями, умение наблюдать, анализировать.

В этом направлении начала работу с пятиклассниками по составлению уравнений по цепочке: выполнить упражнение, выполнить проверку, составить и решить новое задание по аналогии сделать проверку. Далее в 6-ом классе, эту цепочку продолжаем: учащиеся пытаются составлять и решать задание – обобщение. Например, учащимся предлагаю несколько задание:

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения. Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Мoжно организовать сначала пары. Уделить особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходить к работе в группе, которая состоит из трёх учащихся. Как только мы убеждаемся, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляем новых учащихся. Набирать в малую группу следует не более пяти человек.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, мальчиков и девочек. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам: заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы (в этом случае учитель контролирует состав группы), попросить учащихся рассчитаться «на первый-второй. » по числу групп (после расчета первые номера образуют первую группу, вторые – вторую)­, по позиции учащихся.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточного долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их. Распределить роли внутри группы. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

регистратор (записывает результаты работы);

докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

активный слушатель (старается пересказать своими: словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания),

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Старайтесь сделать свои инструкции максимально чёткими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень чётких, инструкций за один раз. Записать инструкции на доске и (или) карточках, предоставить группе достаточно времени на выполнение задания, придумать, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Следует обязательно продумать метод поощрения, обеспечить групповые награды за групповые усилия.

Быть внимательным к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, надо обеспечить справедливый выбор докладчика. Стараться обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

Надо быть готовым к повышенному рабочему шуму, характерному, для методов совместного обучения.

На уроке повторения, обобщения и систематизации знаний организую работу малых групп. Делю класс на 3 группы: экономистов, биологов, медиков, применив активную стратегию: вытащи карточку. Акцентирую внимание на том, что материал урока даёт им возможность развивать умения находить закономерности, применять полученные знания при решении нестандартных задач. Раздаю и объясняю каждой группе задания.

– Перед вами разноуровневые задание. Каждой группе предложено обсудить решение задание. В течение 15 минут вы обсуждаете задание и предлагаете ее выполнить. Затем по очереди из группы выходит студент к доске и записываете решение задания. У каждой группы на парте есть ватман, на котором вы можете сделать к заданию пояснительную схему.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Активные стратегии проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие стратегии проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным стратегиям организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счёте приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал активных стратегий урока можно охарактеризовать следующим образом:

-формирование у учащихся стойкого интереса к предмету

-воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности;

-развитие, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитие творчества и фантазии.

Как бы не работал учитель, какие бы не давал задания детям, для того, чтобы они ощущали себя комфортно, необходимо всегда словесно поддерживать и подбадривать их, не скупиться на ласковое слово, на похвалу, на поддержку слабых. Обращение внимания на каждое удачное решение слабого студента, для того чтобы вселить в него уверенность в себе, подхлестнуть его мнение о себе, для того, чтобы его стали уважать другие. Мое педагогическое кредо «Студент – прежде всего личность», и я в своей работе никаким образом не должна обидеть эту личность, а всегда уважать и считаться с ней. Только при взаимном уважении, при взаимном доверии и понимании любой Студент будет чувствовать себя комфортно в колледже и будет с удовольствием туда идти ежедневно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *