какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей

Какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей

Дата введения 2013-01-01

Сведения о своде правил

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 124.13330.2011 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

При разработке свода правил использованы нормативные документы, европейские стандарты (EN), разработки ведущих российских и зарубежных компаний, опыт применения действующих норм проектными и эксплуатирующими организациями России.

Работа выполнена: И.Б.Новиков (руководитель работы), A.И.Коротков, д-р техн. наук В.В.Шищенко, О.А.Алаева, Н.Н.Новикова, С.В.Романов, Е.В.Савушкина (ОАО «ВНИПИэнергопром»); канд. техн. наук В.И.Ливчак, А.В.Фишер, М.В.Светлов, канд. техн. наук Б.М.Шойхет, д-р техн. наук Б.М.Румянцев; Е.В.Фомичева; Р.В.Агапов, А.И.Лейтман (ОАО «МТК»).

1 Область применения

1.2 Настоящий свод правил распространяется на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) центральных тепловых пунктов и до входных запорных органов индивидуальных тепловых пунктов (узлов вводов) зданий (секции зданий) и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °С и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °С и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара.

1.3 В состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, центральные тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п.

1.4 В настоящем своде правил рассматриваются системы централизованного теплоснабжения в части их взаимодействия в едином технологическом процессе производства, распределения, транспортирования и потребления теплоты.

1.5 Настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и реконструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 9720-76 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 750 мм

ГОСТ 23120-2016 Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 30732-2006 Трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условия

ГОСТ Р 56227-2014 Трубы и фасонные изделия стальные в пенополимерминеральной изоляции. Технические условия

ГОСТ Р 56730-2015 Трубы полимерные гибкие с тепловой изоляцией для систем теплоснабжения. Общие технические условия

ГОСТ Р 58097-2018 Трубы гибкие полимерные армированные с тепловой изоляцией и соединительные детали к ним для наружных сетей тепло- и водоснабжения. Общие технические условия

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» (с изменением N 1)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» (с изменениями N 1, N 2)

СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (с изменением N 1)

СП 61.13330.2012 «СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» (с изменением N 1)

СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87* Несущие и ограждающие конструкции» (с изменениями N 1, N 3)

СП 265.1325800.2016 Коллекторы коммуникационные. Правила проектирования и строительства

СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения

СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по [2], [4], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматизированный узел управления; АУУ: Устройство с комплектом оборудования, устанавливаемое в месте подключения системы отопления здания или его части к распределительным тепловым сетям от центрального теплового пункта и позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы систем отопления, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии.

3.2 вероятность безотказной работы системы [Р]: Способность системы не допускать отказов, приводящих к падению температуры в отапливаемых помещениях жилых и общественных зданий ниже нормативных.

3.3 квартальные тепловые сети: Распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки.

коммуникационный коллектор: Протяженное проходное подземное сооружение, предназначенное для совместной прокладки и обслуживания инженерных коммуникаций, с внутренними инженерными системами, обеспечивающими его функционирование.

3.5 коэффициент готовности (качества) системы [какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Смотреть фото какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Смотреть картинку какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Картинка про какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Фото какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей]: Вероятность работоспособного состояния системы в произвольный момент времени поддерживать в отапливаемых помещениях расчетную внутреннюю температуру, кроме периодов снижения температуры, допускаемых нормативами.

3.6 магистральные тепловые сети: Тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

3.7 ответвление: Участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.

3.8 полупроходной канал: Протяженное подземное сооружение с высотой прохода в свету от 1,5 до 1,8 м и шириной прохода между изолированными трубопроводами не менее 600 мм, предназначенное для прокладки тепловых сетей без постоянного присутствия обслуживающего персонала.

3.9 проходной канал: Протяженное подземное сооружение с высотой прохода в свету не менее 1,8 м и шириной прохода между изолированными трубопроводами, равной какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Смотреть фото какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Смотреть картинку какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Картинка про какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей. Фото какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетеймм, но не менее 700 мм, предназначенное для прокладки тепловых сетей без постоянного присутствия обслуживающего персонала.

3.10 распределительные тепловые сети: Наружные тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта.

3.11 система централизованного теплоснабжения; СЦТ: Система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяженности наружных теплопроводов) и потребителей теплоты.

3.12 срок службы тепловых сетей: Период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода в целях определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа.

3.13 тепловой пункт: Сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.

3.14 тоннель: Протяженное подземное сооружение с высотой прохода в свету не менее 1,8 м, предназначенное для прокладки тепловых сетей, отдельно или совместно с другими сетями инженерно-технического обеспечения.

3.15 транзитная тепловая сеть: Тепловая сеть, проходящая по земельному участку и (или) через здание, но не имеющая ответвлений для присоединения теплопотребляющих установок на таком земельном участке или в здании.

3.16 трубы, бывшие в употреблении: Трубы, демонтированные после первичной (предыдущей) эксплуатации.

3.17 узел ввода: Устройство с комплектом оборудования, позволяющее осуществлять контроль параметров теплоносителя в здании или секции здания или сооружения, а также, при необходимости, осуществлять распределение потоков теплоносителя между потребителями.

Источник

Разъяснения правового департамента предприятия по вопросу незаконного размещения объектов в охранных зонах

Земельный и Градостроительный кодекс Российской Федерации определяют, что в отношении территорий, расположенных вдоль трасс прокладки тепловых сетей устанавливаются охранные зоны, в которых действует целый ряд запретов и ограничений в использовании этих территорий.

Закон о теплоснабжении и Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов обязывают теплоснабжающие организации, владельцев тепловых сетей и потребителей строго соблюдать запреты, ограничения и другие требования безопасности при эксплуатации объектов теплоснабжения.

Конкретные запреты и ограничения в использовании территорий охранных зон тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными приказом Минстроя России.

Согласно Типовым правилам в пределах охранных зон тепловых сетей запрещено:

— возводить заборы и временные строения, к которым относятся торговые павильоны, киоски, летние кафе и другие нестационарные торговые объекты,

— устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;

Вместе с тем Типовые правила разрешают письменного согласия владельцев тепловых сетей размещать в охранных зонах тепловых сетей объекты капитального строительства. Согласование размещения объектов капитального строительства производится в ходе согласования проектной документации на строительство, капитальный ремонт или реконструкцию зданий и сооружений;

Следовательно, Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей возведение временных строений в границах охранных зон тепловых сетей запрещено, а объекты капитального строительства могут быть размещены в охранных зонах исключительно после получения согласования организации, эксплуатирующей тепловые сети.

Размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на землях государственной собственности Санкт-Петербурга осуществляется на основании Схемы размещения НТО. Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга. В соответствии этим постановлением Правительства Санкт-Петербурга временные торговые объекты, расположенные в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения, не подлежат включению в Схему размещения НТО.

Размещение различных временных сооружений, в том числе и нестационарных торговых объектов, в границах охранных зон ГУП «ТЭК СПб» является нарушением требований федерального законодательства, в том числе Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, и создает угрозу жизни и здоровью населения при наступлении возможных технологических инцидентов на тепловых сетях, а также при гидравлических и технологических испытаниях.

За нарушение режима охранных зон тепловых сетей предусмотрена как административная ответственность эксплуатирующей организации и ее должностных лиц (статья 9.11 КоАП РФ), так и уголовная ответственность должностных лиц организаций, владеющих тепловыми сетями: за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное лицом вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (часть 2 статьи 118 УК РФ), за нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ (часть 1 статьи 216 УК РФ), за выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (статьи 238 УК РФ).

Поскольку федеральное законодательство запрещает размещать в охранных зонах тепловых сетей временные сооружения (в том числе и торговые павильоны, киоски, летние кафе и т.п.), то без его изменения невозможно решение вопроса их размещения в охранных зонах тепловых сетей.

В целях возможности размещения временных сооружений в охранных зонах тепловых сетей, необходимо:

— проработать вопрос внесения изменений в Типовые правила, исключив запрет на возведение временных строений в охранных зонах тепловых сетей и предоставив возможность их размещения в охранной зоне по согласованию с органами Ростехнадзора и организаций, эксплуатирующих тепловые сети.

— внести изменения соответствующее изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга о размещении нестационарных торговых объектов, возложив на лиц, заинтересованных в размещении НТО, обязанность и ответственность за соблюдения требований органов Ростехнадзора и организаций, эксплуатирующих тепловые сети, указанных при согласовании размещения НТО в границах охранных зон.

В существующих условиях возможно рекомендовать лицам, заинтересованным в размещении НТО, на этапе формирования предложения о включении НТО в Схему размещения НТО предварительно с участием владельцев тепловых сетей определять места расположения объекта НТО. Это позволит до подачи заявки на включение в Схему размещения НТО выбрать безопасное место вне охранной зоны тепловых сетей.

Вместе с тем, даже возможное изменение федерального законодательства в части определения порядка размещения временных строений в охранных зонах тепловых сетей по согласованию с эксплуатирующими организациями, не сможет исключить их ответственность за последствия возможных технологических инцидентов на особо опасных производственных объектах, которыми являются тепловые сети.

Источник

Какие строения допускается возводить в зоне прокладки тепловых сетей

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СНиП 41-02-2003 с СП 124.13330.2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2003-09-01

1 РАЗРАБОТАНЫ ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром», Пермским государственным техническим университетом, АО «Теплопроект» с участием Ассоциации разработчиков и производителей средств противокоррозионной защиты для топливно-энергетического комплекса, Ассоциации производителей и потребителей трубопроводов с индустриальной полимерной изоляцией, ОАО «Фирма ОРГРЭС», ОАО «Всероссийский теплотехнический институт», «СевЗапВНИПИэнергопром», АОЗТ «Корпорация ТВЭЛ», Мосгорэкспертизы, ОАО «Моспроект», ГУП «Мосинжпроект», ЗАО НТП «Трубопровод», ЗАО «Роскоммунэнерго», ОАО «Ленгазтеплострой», Иркутского государственного технического университета, ЗАО «Изоляционный завод», Тюменской академии строительства и архитектуры

ВНЕСЕНЫ Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 сентября 2003 г. постановлением Госстроя России от 24.06.2003 г. N 110

В разработке СНиП приняли участие: канд. техн. наук Я.А.Ковылянский, А.И.Коротков, канд. техн. наук Г.Х.Умеркин, А.А.Шереметова, Л.И.Жуковская, Л.В.Макарова, В.И.Журина, канд. техн. наук Б.М.Красовский, канд. техн. наук А.В.Гришкова, канд. техн. наук Т.Н.Романова, канд. техн. наук Б.М.Шойхет, Л.В.Ставрицкая, д-р техн. наук А.П.Акользин, канд. техн. наук И.Л.Майзель, Е.М.Шмырев, Л.П.Канина, Л.Д.Сатанов, P.M.Соколов, д-р техн. наук Ю.В.Балабан-Ирменин, А.И.Кравцов, Ш.Н.Абайбуров, В.Н.Симонов, канд. техн. наук В.И.Ливчак, А.В.Фишер, Ю.У.Юнусов, Н.Г.Шевченко, канд. техн. наук В.Я.Магалиф, А.А.Хандриков, Л.Е.Любецкий, канд. техн. наук Р.Л.Ермаков, B.C.Вотинцев, Т.Ф.Миронова, д-р техн. наук А.Ф.Шаповал, В.А.Глухарев, В.П.Бовбель, Л.С.Васильева.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие строительные нормы и правила устанавливают комплекс обязательных нормативных требований по проектированию тепловых сетей, сооружений на тепловых сетях во взаимосвязи со всеми элементами систем централизованного теплоснабжения в части их взаимодействия в едином технологическом процессе производства, распределения, транспортирования и потребления тепловой энергии, рационального использования топливно-энергетических ресурсов.

Установлены требования по безопасности, надежности, а также живучести систем теплоснабжения.

При разработке СНиП использованы нормативные материалы ведущих российских и зарубежных компаний, учтен 17-летний опыт применения действующих норм проектными и эксплуатирующими организациями России.

В строительных нормах и правилах впервые:

введены нормы экологической и эксплуатационной безопасности, готовности (качества) теплоснабжения; расширено применение критерия вероятности безотказной работы;

сформулированы принципы и требования обеспечения живучести в нерасчетных (экстремальных) условиях, уточнены признаки систем централизованного теплоснабжения;

введены нормы применения при проектировании тепловых сетей критериев надежности;

даны критерии выбора теплоизоляционных конструкций с учетом противопожарной безопасности.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила распространяются на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) тепловых пунктов (узлов вводов) зданий и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °С и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °С и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара.

В состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п.

Настоящие нормы и правила следует соблюдать при проектировании новых и реконструкции, модернизации и техническом перевооружении существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Перечень нормативных документов, ссылки на которые имеются в настоящем документе, приведен в приложении А.

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах используются следующие термины и определения.

4 КЛАССИФИКАЦИЯ

4.1 Тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.

4.2 Потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории:

Например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.

жилых и общественных зданий до 12 °С;

промышленных зданий до 8 °С.

5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1 Решения по перспективному развитию систем теплоснабжения населенных пунктов, промышленных узлов, групп промышленных предприятий, районов и других административно-территориальных образований, а также отдельных СЦТ следует разрабатывать в схемах теплоснабжения.

При разработке схем теплоснабжения расчетные тепловые нагрузки определяются:

5.3 Расчетные потери теплоты в тепловых сетях следует определять как сумму тепловых потерь через изолированные поверхности трубопроводов и величины среднегодовых потерь теплоносителя.

5.4 При авариях (отказах) на источнике теплоты на его выходных коллекторах в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться:

подача 100% необходимой теплоты потребителям первой категории (если иные режимы не предусмотрены договором);

подача теплоты на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, указанных в таблице 1;

заданный потребителем аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;

заданный потребителем аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Допустимое снижение подачи теплоты, %, до

5.5 При совместной работе нескольких источников теплоты на единую тепловую сеть района (города) должно предусматриваться взаимное резервирование источников теплоты, обеспечивающее аварийный режим по 5.4.

6 СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

Принятая к разработке в проекте схема теплоснабжения должна обеспечивать:

нормативный уровень теплоэнергосбережения;

нормативный уровень надежности, определяемый тремя критериями: вероятностью безотказной работы, готовностью (качеством) теплоснабжения и живучестью;

6.2 Функционирование тепловых сетей и СЦТ в целом не должно приводить:

а) к недопустимой концентрации в процессе эксплуатации токсичных и вредных для населения, ремонтно-эксплуатационного персонала и окружающей среды веществ в тоннелях, каналах, камерах, помещениях и других сооружениях, в атмосфере, с учетом способности атмосферы к самоочищению в конкретном жилом квартале, микрорайоне, населенном пункте и т.д.;

б) к стойкому нарушению естественного (природного) теплового режима растительного покрова (травы, кустарников, деревьев), под которым прокладываются теплопроводы.

6.3 Тепловые сети, независимо от способа прокладки и системы теплоснабжения, не должны проходить по территории кладбищ, свалок, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных отходов, полей орошения, полей фильтрации и других участков, представляющих опасность химического, биологического и радиоактивного загрязнения теплоносителя.

Технологические аппараты промышленных предприятий, от которых могут поступать в тепловые сети вредные вещества, должны присоединяться к тепловым сетям через водоподогреватель с дополнительным промежуточным циркуляционным контуром между таким аппаратом и водоподогревателем при обеспечении давления в промежуточном контуре меньше, чем в тепловой сети. При этом следует предусматривать установку пробоотборных точек для контроля вредных примесей.

Системы горячего водоснабжения потребителей к паровым сетям должны присоединяться через пароводяные водоподогреватели.

6.4 Безопасная эксплуатация тепловых сетей должна обеспечиваться путем разработки в проектах мер, исключающих:

контакт людей непосредственно с горячей водой или с горячими поверхностями трубопроводов (и оборудования) при температурах теплоносителя более 75 °С;

поступление теплоносителя в системы теплоснабжения с температурами выше определяемых нормами безопасности;

снижение при отказах СЦТ температуры воздуха в жилых и производственных помещениях потребителей второй и третьей категорий ниже допустимых величин (4.2);

Источник

Об охранных зонах тепловых сетей

М.С. Муравьева, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС» (экспертное мнение подготовлено с учетом правовой базы и правоприменительной практики по состоянию на 14.06.2013).

Особенности правового режима охранных зон тепловых сетей

Охранные зоны, санитарно-защитные зоны объектов (в том числе объектов электроэнергетики, трубопроводного транспорта, железных дорог) представляют собой зоны с особыми условиями использования территорий и особым режимом хозяйственной деятельности, обусловленными непосредственной близостью указанных объектов, ограничивающими или запрещающими те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (обеспечение сохранности, безопасного функционирования и эксплуатации объектов).

В настоящее время правовой режим охранных зон тепловых сетей (параметры зон, объем запрещений и ограничений прав по использованию земельных участков) обрывочно и противоречиво регламентирован следующими документами:

Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.

Пунктом 3 Типовых правил установлено, что на основании строительных норм и правил (СНиП) и настоящих Типовых правил в городах и населенных пунктах с учетом конкретных условий разрабатываются местные правила, утверждаемые и вводимые в действие органами исполнительной власти, без снижения требований, установленных СНиП и Типовыми правилами.

Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» (п. 4 Типовых правил).

Согласно пунктам 5, 6 Типовых правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:

■ размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;

■ загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;

■ устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;

■ устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;

■ производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов.

В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

■ производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

■ производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;

■ производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;

■ сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

Порядок согласования и проведения перечисленных работ предусмотрен пунктами 7, 8 Типовых правил. Проведение работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.

Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

Перед началом работ в охранных зонах ответственные производители работ должны быть проинструктированы владельцем тепловых сетей относительно порядка их проведения и ознакомлены с расположением трасс подземной прокладки, о чем должна быть сделана запись в регистрационном журнале либо составлен соответствующий акт.

Инструктаж мастеров, бригадиров, рабочих, мотористов землеройных машин, крановщиков и др. персонала возлагается на производителя работ.

Как следует из пункта 17 Типовых правил, работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

В случае нарушения требований Типовых правил при проведении работ в охранных зонах тепловых сетей предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, имеют право запретить выполнение этих работ.

Согласно п. 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в местах прокладки теплопроводов возведение строений не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.

Указанный пункт Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 № 07АП-1975/11).

Необходимо отметить, что арбитражные суды, трактуя нормы, закрепленные в пункте 5 Типовых правил и пункте 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, делают вывод о наличии запрета на возведение каких-либо строений (как временных, так и капитальных) как в местах прокладки теплопроводов, так и в их охранной зоне (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2011 по делу № А45-21382/2010).

4) Строительные нормы и правила.

СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» были приняты постановлением Госстроя России от 24.06.2003 г. № 110 взамен СниП 2.04.07-86 «Тепловые сети», однако не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. В связи с этим, суды признают вышеуказанные нормы и правила недействующими и применяют СниП 2.04.07-86 «Тепловые сети» (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 № 07АП-1936/08).

Расстояния по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей (оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке) до сооружений и инженерных сетей установлены в таблице 3* Приложения 6 СниП 2.04.0786 «Тепловые сети».

Так, например, наименьшее расстояние в свету по горизонтали до фундаментов зданий и сооружений при подземной прокладке тепловых сетей в каналах и тоннелях в непросадочных грунтах (от наружной бетонной стенки канала, тоннеля) при диаметре труб Ду менее 500 мм составляет 2 метра.

Порядок формализации и установления охранных зон тепловых сетей

В действующем законодательстве отсутствуют единые целостные подходы к правовому регулированию порядка установления зон с особыми условиями использования территорий.

Применительно к землям промышленности и иного специального назначения в пункте 5 статьи 87 ЗК РФ указано, что порядок установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Органы, уполномоченные принимать решения об установлении соответствующих зон, могут быть определены в актах Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, изданных в соответствии с вышеуказанными положениями ЗК РФ.

Действующие правила охраны и эксплуатации тепловых сетей не предусматривают порядок установления охранных зон, в частности необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны.

Вместе с тем, как было показано выше, размеры охранных зон тепловых сетей являются нормативно определяемыми и формализуются в соответствии с нормативными актами в зависимости от различных параметров (типа прокладки, диаметра сетей и др.).

Однако, нельзя не признать, что строительные нормы и правила устанавливают лишь минимальные расстояния от тепловых сетей до сооружений, не определяя размеры самих охранных зон. В связи с указанным, на практике могут возникнуть проблемы с нормативным обоснованием границ и размера охранной зоны в отношении отдельного трубопровода. Более того, ни Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни строительные нормы и правила не содержат такое понятие как «охранная зона тепловой сети».

Отсутствие должной правовой регламентации порядка установления и размеров охранных зон тепловых сетей может вызвать на практике споры относительно самого факта существования такой зоны.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости о зонах с особыми условиями использования территорий определен статьей 10 Закона о кадастре. К указанным сведениям в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон.

Пунктом б статьи 15 Закона о кадастре установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

При этом, согласно Письму № 22066-ИМ/Д23 документы, необходимые для внесения в кадастр сведений об охранной зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным во внесении в кадастр сведений о зоне лицом (правообладателем объекта, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается зона). Полномочия указанного лица на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа.

Принимая во внимание, что вышеуказанные правила охраны тепловых сетей не предусматривают необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении охранной зоны, сведения об охранной зоне могут быть внесены в ГКН по заявлению правообладателя теплопровода с приложением документа, описывающего местоположение границ охранной зоны (карты (плана) объекта землеустройства).

Однако это не исключает получение отказа органа кадастрового учета во внесении сведений о зоне в ГКН в отсутствие законодательной регламентации возможности такого обращения.

Проблема в том, что в Законе о кадастре не указаны последствия отсутствия сведений о зонах (в том числе охранных зонах) в ГКН, правовое (правоустанавливающее) значение внесения сведений о зонах в ГКН. Момент установления зон с особыми условиями использования территорий законодательно не определен.

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого орган кадастрового учета принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

Охранная зона в отношении объектов электросетевого хозяйства считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Установление охранных зон тесно связано с установлением ограничений прав на землю. По сути, само установление зоны преследует своей целью ограничить хозяйственную деятельность в соответствующей зоне.

Согласно пункту 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах названы в пункте 2 статьи 56 ЗК РФ в качестве ограничений прав на землю.

В силу пункта 3 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Представляется логичным установление ограничений прав на землю одновременно с установлением охранных зон. Так, к сведениям государственного кадастра недвижимости о зонах с особыми условиями использования территорий отнесено содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон (ст. 10 Закона о кадастре). В пункте 8 статьи 90 ЗК РФ применительно к земельным участкам, где размещены подземные линейные объекты трубопроводного транспорта, установлено, что у собственников указанных земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Правила установления охранных зон для различных объектов инженерной инфраструктуры устанавливают условия использования земельных участков в охранных зонах.

Согласно пункту 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Пункт 6 статьи 56 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 25.10.2011, предусматривал, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так, в письме Минэкономразвития России от 23.03.2010 № Д23-968 сообщалось о подготовке и согласовании проекта федерального закона, которым предусматривается отмена государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки, связанных с установлением зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, в связи с наличием отсылочных норм в ЗК РФ и Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к иным федеральным законам, и отсутствием предусмотренных федеральными законами случаев обязательной государственной регистрации ограничений прав на землю, связанных с установлением охранных зон, можно говорить о том, что ограничения прав на землю, связанные с установлением охранных зон, в настоящее время не подлежат государственной регистрации.

Введение государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки, связанных с установлением охранных зон, повлечет дополнительные затраты, как временные, так и финансовые правообладателей объектов инженерной инфраструктуры (в том числе связанные с постановкой на кадастровый учет частей земельных участков, охватываемых охранными зонами).

Более того, регистрация ограничений прав на земельные участки, связанных с установлением охранных зон тепловых сетей, представляется труднореализуемой в связи с тем, что основанием установления охранных зон выступает, как правило, непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида.

Риск отсутствия сведений об охранных зонах тепловых сетей в ГКН, в том числе об ограничениях прав на землю, безусловно, существует и связан, прежде всего, с признанием действий лиц по возведению объектов в охранных зонах правомерными. Следует отметить, что устоявшаяся судебная практика по указанной проблематике отсутствует. В судебно-арбитражной практике отражен подход, согласно которому отсутствие обозначения границ охранных зон и скрытых под землей теплопроводов не исключают необходимость соблюдения требований пункта 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и пункта 5 Типовых правил (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 № 07АП-1975/11). В то же время ФАС Центрального округа отклонил довод ответчика о неприменении судом положений п. 6 ст. 56 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 25.10.2011) о необходимости регистрации ограничений (обременений) права на том основании, что охранная зона установлена в силу Типовых правил до даты вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (постановление от 01.02.2011 по делу № А35-3128/2010).

Определение возможных правовых способов защиты прав владельцев тепловых сетей в связи с застройкой земельных участков, находящихся в охранных зонах

Представляется, что предъявление в суд иска на основании статей 304, 305 ГК РФ об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон является одним из возможных правовых способов защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков в охранных зонах.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Названная правовая позиция была подтверждена также в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.2013 № 153.

В соответствии с пунктом 46 постановления № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления № 10/22).

При этом, в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом (пункт 48 постановления № 10/22).

По результатам анализа судебной практики рассмотрения подобных дел можно сделать следующие выводы.

В ряде случаев суды удовлетворяют требования владельцев тепловых сетей о переносе (сносе) объектов, возведенных в охранных зонах, либо переносе (перекладке) участка тепловой сети (при наличии технической возможности) при установлении следующих обстоятельств: несоблюдение ответчиком градостроительных и строительных норм и правил при строительстве объектов и нарушение прав владельца тепловой сети (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2011 по делу № А62-1210/2011, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.12.2010 по делу № АЗЗ-3047/2010).

В случае установления того факта, что проектная документация объектов капитального строительства ответчика соответствует требованиям нормативных технических документов, результаты инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе факта непросадочности грунта, суд может отказать в удовлетворении заявленных требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 № 07АП-1936/08).

В некоторых же случаях для удовлетворения заявленных требований правообладателя теплосети суду достаточно установить расположение возведенных объектов на участке тепловой сети. Так, при рассмотрении одного из дел суд первой инстанции пришел к выводу, поддержанному судами апелляционной и кассационной инстанций, о том, что расположение торговых павильонов ответчика на участке тепловой сети, находящейся в собственности истца, нарушает права и законные интересы последнего, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанных тепловых сетей, создает угрозу жизни окружающих (арендаторов торговых павильонов, посетителей рынка, а также потребителей тепловой энергии), а также препятствует доступу истца к местам проведения ремонтных работ, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами (постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010, ФАС Центрального округа от 01.02.2011 по делу № А35-3128/2010).

Сам факт нахождения объекта на тепловой магистрали является нарушением законодательства, поскольку в пределах охранных зон не должно находиться объектов, препятствующих эксплуатации тепловых сетей. Кроме того, перемещение возведенного объекта сопряжено с дополнительными финансовыми и временными затратами правообладателя теплосети, что само по себе создает препятствие для поддержания теплосети в надлежащем техническом состоянии (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2011 по делу № А35-3694/2010).

Согласно пункту 1.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок надзор за соблюдением требований указанных Правил в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Таким образом, внесудебным способом защиты прав законных владельцев сетей представляется обращение в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая на основании пункта 6.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 № 07АП-1975/11, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2011 по делу № А45-21382/2010, которыми оставлены без изменения судебные акты об отказе в удовлетворении требований организаций о признании соответствующих предписаний управления Ростехнадзора недействительными).

Выводы

1. Среди особенностей правового режима охранных зон тепловых сетей и порядка их формализации и установления следует выделить следующие:

1) правовой режим охранных зон тепловых сетей регламентирован ведомственными нормативными актами по вопросам охраны и эксплуатации тепловых сетей;

2) действующие правила охраны тепловых сетей, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не определяют порядок установления охранных зон, в том числе необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, а также момент, с которого охранная зона считается установленной;

3) размеры охранных зон тепловых сетей являются нормативно определяемыми путем установления расстояний от тепловых сетей до сооружений и формализуются в зависимости от различных параметров (типа прокладки, диаметра сетей и др.);

4) внесение сведений об охранных зонах тепловых сетей в государственный кадастр недвижимости представляется труднореализуемым на практике, однако, существует риск отсутствия указанных сведений в государственном кадастре недвижимости, связанный с признанием действий лиц по возведению объектов в охранных зонах правомерными.

2. Возможны следующие способы защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков, находящихся в охранных зонах:

1) предъявление в суд иска об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон (негаторный иск).

2) обращение в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующей жалобой на действия лиц, нарушающих правила охраны тепловых сетей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *