какие строки напоминают о лицейском братстве

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» — первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» — первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Вопросы и задания

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Друзьям из лицейского братства Пушкин посвятил много стихотворений. Вот одно из таких стихотворений — «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный. »). Это послание было передано Пущину, сосланному в Читу.

«И. И. Пущину». Стихотворение пронизано чувством благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Поэт надеется, что и его послание принесёт Пущину «утешенье», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней».

Прочитайте это стихотворение, подумайте, как композиционно связываются судьбы Пушкина и Пущина, как сменяется грустное настроение радостной встречей друзей.

И. И. Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Вопросы и задания

«Узник». Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

Вопросы и задания

«Зимнее утро». Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным ещё и оттого, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней.

Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.

Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры 1
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вопросы и задания

Обратим внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный!».

1 Аврора — богиня утренней зари в древнеримских мифах. Поэт говорит о «северной Авроре», то есть о заре на севере, в России.

Источник

На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?

Задание по литературе для 6 класса На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

В 6 главе повести «Дубровский» Пушкин описывает, как Дубровский решил не оставлять своего отчего дома наглым захватчикам и сжечь его. Со свечой в руке спускается он по лестнице и видит кузнеца Архипа, который идет с топором в руках.

Почему крестьяне так охотно присоединились к Дубровскому?

Потому что тоже воспринимали чиновников как врагов, как захватчиков, которые хотели отобрать их имущество, отдать их ненавистному барину, искалечить их судьбы. Они видели в чиновниках зло и нисколько их не жалели.

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

А вот для описания вьюги Пушкин использует не только эпитеты, но и олицетворение, наделяя вьюгу свойствами живого существа: Вьюга в описании поэта Злилась. При этом и мгла Носилась, Тучи были мрачными, а Луна желтела. При этом поэт сравнивает Луну с Бледным пятном.

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Решение Дубровского относится к той категории решений, которые часто принимали осажденные и проигравшие, не желая того, чтобы враг мог насладиться плодами своей победы. Осажденные сжигали свой город, Дубровский решил сжечь свой отчий дом.

Когда же это решение пришло ему в голову?

Вероятно тогда, когда он сидел в своем кабинете и, слыша внизу разухабистые пьяные голоса чиновников, смотрел на портрет своей матери. Дубровский живо представил, что все его имущество, вся мебель, все что есть в доме и даже этот портрет достанутся Троекурову и будут равнодушной рукой закинуты в кладовку, разломаны и может быть сожжены. И тогда Дубровский решил, что этого не должно случиться, что его дом никогда не достанется Троекурову.

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Исправник откровенно веселится,отпускает сальные шуточки, когда Дубровский требует объяснения, то в ответ нарывается на откровенную грубость и пренебрежение:

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Такое поведение судейских, оскорбления которые вынужден выслушивать от них молодой и любимый барин, а крестьяне продолжают считать Дубровского своим барином, вызывает неудержимый гнев толпы. И судейские чиновники могли бы тут же на месте пожалеть о своем хамстве, но заступничество Дубровского на время спасет их.

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Но как встретила дворня и крестьяне возвращение в отчий дом Владимира Дубровского?

С большой радостью. Крестьяне любили и старого барина, и любили молодого, которого пока еще не знали толком, но готовы были служить ему верой и правдой, как служили всем представителям семьи Дубровских. Эта искренняя любовь дворовых не может не тронуть и показывает какие в действительности отношения были между Дубровскими и их крепостными.

А вот об отношении этих же крестьян к Троекурову лучше всего сказал кучер Антон, который встречал Дубровского:

Источник

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» — первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» — первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Вопросы и задания

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Друзьям из лицейского братства Пушкин посвятил много стихотворений. Вот одно из таких стихотворений — «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный. »). Это послание было передано Пущину, сосланному в Читу.

«И. И. Пущину». Стихотворение пронизано чувством благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Поэт надеется, что и его послание принесёт Пущину «утешенье», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней».

Прочитайте это стихотворение, подумайте, как композиционно связываются судьбы Пушкина и Пущина, как сменяется грустное настроение радостной встречей друзей.

И. И. Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Вопросы и задания

«Узник». Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

Вопросы и задания

«Зимнее утро». Стихотворение было опубликовано в 1829 году. Оно полно жизнелюбия, очарования зимней природой и становится особенно радостным ещё и оттого, что согрето чувством любви к красавице и благоговением перед ней.

Очарование зимнего утра, когда всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных ковров, усиливается при сопоставлении с вьюжным вечером.

Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом, где «весёлым треском трещит затопленная печь», есть тёплая лежанка, возле которой «приятно думать», но можно ещё насладиться прогулкой по «утреннему снегу» в санках.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры 1
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вопросы и задания

Обратим внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный!».

1 Аврора — богиня утренней зари в древнеримских мифах. Поэт говорит о «северной Авроре», то есть о заре на севере, в России.

Источник

Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября»

Лицейская тема всегда была главенствующей в дружеской лирике Пушкина. Он окончил Царскосельский лицей в 1817 году, и однокурсники-лицеисты всю жизнь оставались самыми близкими его друзьями.

Анализ стихотворения 19 октября

Самым известным из стихотворений, написанным Пушкиным к 19 октября, является стихотворение 1825 года (Роняет лес багряный свой убор. ). В это время он находился в ссылке в Михайловском и потому не мог прийти на ежегодную лицейскую встречу. Отмечая праздник в одиночестве, он пишет к друзьям-лицеистам, вспоминая каждого из них в отдельности, а также всю лицейскую пору.

Пушкин гадает, все ли лицеисты собрались вместе в Петербурге.

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Воспоминает всех лицеистов, скорбит о умершем в Италии Корсакове.

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

С большой теплотой Пушкин пишет о своем лучшем друге Иване Пущине, который незадолго до этой даты приезжал к нему в Михайловское и хотя бы ненадолго развеял скуку (Ты усладил изгнанья день печальный. ); обращается к коллегам-литераторам, Дельвигу и Кюхельбекеру, вспоминая их бесконечные разговоры о Шиллере, о славе, о любви. В этих стихах не забывает Пушкин и императора Александра, основателя Царскосельского лицея.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Это и объясняет очень многое в дружеской лирике Пушкина. Взгляды его могли меняться, он мог считать своими единомышленниками и декабристов, и монархистов. Но главный мотив все равно оставался одним: Да здравствует лицей!.

Источник

Доклад Дружба Пущина и Пушкина 6 класс сообщение

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Краткий анализ

– Стих написан в 1826 году и посвящен Ивану Пущину, близкому другу поэта.

– Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй — старается поддержать друга в его трагическую минуту.

– Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

История дружбы Пушкина и Пущина

Пущин и Пушкин познакомились юными мальчишками на первом году учебы в Царскосельском лицее. Крепкая дружба оказала огромное влияние на творчество друг друга. Александр Сергеевич написал огромное количество стихотворений о близкой дружбе с Иваном Ивановичем: «Воспоминание», «Пирующие студенты», «К Пущину», «В альбом Пущину» и др.

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

После окончания лицея, друзья не разорвали дружбу, часто виделись. Пущин навещал Александра Сергеевича в Михайловском, где поэт отбывал ссылку.

Есть информация, что Пущин нарочно не рассказывал другу о тайных революционных кружках, не принял его в Северный декабристский кружок. Он хотел уберечь лучшего друга и его талант.

какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть фото какие строки напоминают о лицейском братстве. Смотреть картинку какие строки напоминают о лицейском братстве. Картинка про какие строки напоминают о лицейском братстве. Фото какие строки напоминают о лицейском братстве

Связь прервалась, когда Пушкина сослали в южную ссылку. В 1825 г. перед декабристским восстанием друзья увиделись в последний раз. Позже, вспоминая об этой встрече, Пушкин напишет строчки: «Мой первый друг, мой друг бесценный!».

Есть интересный факт, что, умирая от ранения пулей, Александр Пушкин вспоминал своего главного друга. Жалел, что Пущина нет рядом: «Если бы он сейчас был рядом, мне было бы намного легче».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго — после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье — глухое село Михайловское.

Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности — Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.

Краткий рассказ о дружбе Пушкина и Пущина

Ответ оставил Гуру

Иван Иванович Пущин – (1798, Москва –1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сейчас Раменский район Московской области), похоронен в Бронницах, около городского собора) – декабрист, коллежский асессор. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг. Сразу же после окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. Он являлся одним из основателей «Северного общества», принадлежал к наиболее революционному его крылу. В 1823 году Пущин вышел из гвардии, демонстративно оставив блестящую военную карьеру, которая открывалась перед ним, и поступил в надворные судьи петербургской уголовной палаты. В этой скромной должности он энергично боролся против взяточничества и неправосудия. 14 декабря 1825 года Пущин находился среди восставших, действовал энергично и хладнокровно. На следующий день после восстания лицейский товарищ его А.М.Горчаков предлагал ему устроить побег за границу, но Пущин отказался: он хотел разделить участь товарищей. Дружба Пушкина и Пущина началась с первых лицейских дней. Многие лицейские стихи (или строки в стихах) Пушкина посвящены Пущину («К Пущину», «Воспоминание», «Мое завещание», «Пирующие студенты», «В альбом Пущину» и др.). Друзья часто виделись и после окончания Лицея, до южной ссылки Пушкина. В январе 1825 года Пущин посетил ссыльного Пушкина в Михайловском.Поэта дом опальный О Пущин мой, ты первый посетил… Эта встреча друзей была последней. Через год, когда Пущин уже был заключен в крепость, поэт вновь вспоминает об этом последнем свидании в стихотворении «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Умирая, Пушкин вспомнил о далеком друге, говорил, что ему было бы легче, если бы рядом был Пущин. Пущин оставил воспоминания о своих встречах с великим поэтом – «Записки о Пушкине».Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!* При жизни Пушкина это стихотворение не печаталось. Написано 13 декабря 1826, во Пскове. Стихотворение было переслано Пущину в Сибирь на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд». Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без изменений 5 первых стихов неоконченного послания Пущину, написанного еще в 1825 г.
Оцени ответ

Главная тема произведения — дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молил « святое провиденье », чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено « лучом лицейских ясных дней ». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.

Доклад №2

Сейчас в современное время, когда развиваются социальные сети и виртуальное общение, мало кто умеет дружить по настоящему. Спустя более двухсот лет, после гибели Пушкина, все позабыли, как дружил этот легендарный классик. Еще в молодости при учебе в царском лицеи, он познакомился с Иваном Пущиным, который стал для него другом. С этим человеком Александр Сергеевич начал познавать литературные тонкости и набираться мудрости. В молодости Пушкин не придавал большого значения этой дружбе, так как они долгое время были вместе. Спустя несколько лет после окончания учебы Александр начал понимать и признавать все моменты жизни, которые их связывали. Образ Ивана Пущина очень часто встречается в произведения Пушкина, но этот образ находится далеко от первого плана произведения.

Современные поэты, литераторы и критики часто приводят в пример эту удивительную и неповторимую дружбу. Читатели всегда удивляются как Пушкин, чисто по-человечески любил и уважал Пущина. Пусть жизнь Александра была коротка, но за это время он смог совершить многочисленные поступки, которые прославили их дружбу. Пушкин всегда говорил, что настоящий друг всегда будет рядом. Он некогда не сможет отказать или еще хуже предать. Если все-таки друг стал предателем, то его смело можно считать врагом и в большинстве случаев прошения он не заслуживает. Но Пушкин считал, что такой человек заслуживает прощения, если данное предательство было совершено ради благой цели. Такой целью Александр считал достижения сердце девушки. Пушкин всегда был готов к тому, чтобы расторгнуть дружбу, но только если от этого будет всем хорошо. Можно сделать вывод, что он был готов на любые поступки ради дружбы.

Пушкин и Пущин дружили до тех пор, пока жизнь Александра трагически не оборвалась. Они постоянно состояли в переписки. Именно через эту переписку Пушкин узнал о восстании декабристов, которые пытались свергнуть императора и завладеть властью в стране. Пушкину была не важна сама суть переписки, ему поистине был важен сам диалог, что он прекращается целыми годами. Он ценил к себе хорошее настроение и пытался делать это взаимно. Но, к сожалению, этот диалог резко оборвался и некогда уже больше не возродится.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

История дружбы И. И. Пущина и А. С. Пушкина.

Родился 4 мая 1798 года. В 1811 году поступил в Царскосельский лицей одновременно с Пушкиным. После окончания Лицея Пущин был зачислен прапорщиком в лейб-гвардии конную артиллерию, состоял в тайных обществах. После разгрома декабристов был признан «виновным в участии в умысле на цареубийство…» Казнь была заменена на ссылку в Сибирь «вечно на каторжные работы». Оказывает всевозможное содействие товарищам по каторге и с ссылки, активно участвует в организации помощи нуждающимся. В 1856 г. после амнистии возвращается в Россию. Умер 3 апреля 1859 г. Краткая биография.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою.

«С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на Рождество в Петербург, я предположил съездить в Псков… Кони несут среди сугробов. Не было сил остановить лошадей у крыльца… Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, водной рубашке, с поднятыми вверх руками… Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату…» Последние слова: «Прощай, друг!» Пушкин долго стоял со свечой в руках. А потом – вечная разлука. Больше друзья так и не увиделись. Но встреча эта стала для обоих незабываемой. Встреча со старым другом.

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Послание от друга.

Средства выразительности

Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчеркивается анафорой

(«Да голос.… Да озарит…») и
старославянской лексикой
(«святое провиденье»).

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Иван Пущин

«Мой первый друг, мой друг бесценный» – это, конечно же, Иван Иванович Пущин. Он был на год старше Пушкина. Познакомились они 12 августа 1811 года во время поступления в лицей. Во время учебы их комнаты находились рядом. Дружба, завязавшаяся между молодыми людьми в лицее, сохранялась на протяжении всей жизни.

По окончании лицея Иван Пущин решил стать военным и поступил в Конную артиллерию. Здесь он познакомился с членами тайных обществ и вступил в одно из них. Он был активным участником «Священной артели», в которую входили братья Муравьевы, Иван Бурцов, из товарищей по лицею – Владимир Вальховский, Вильгельм Кюхельбеккер (Кюхля).

Возникшие разногласия с Великим князем Михаилом Павловичем вынудили Пущина оставить военной службу в январе 1823 года. Он перешел служить в Петербургскую уголовную палату.

11 января 1825 года Иван Пущин первым из друзей и близких посетил Михайловское, где в это время жил Пушкин, чтобы морально поддержать друга, сосланного за вольнодумство. Иван Иванович привез ему комедию Грибоедова «Горе от ума» и рассказал о существовании тайных обществ. Но он ничего не сказал о готовящемся покушении на жизнь самодержца.

Иван Пущин всегда был в центе событий, связанных с подготовкой и проведением декабрьского восстания, за что и был сослан в Сибирь, в Читинский острог.

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Это стихотворение Пушкин посвятил своему другу, когда узнал о печальной судьбе своего товарища по лицею. Получив это стихотворение в ссылке, Иван Пущин в своем дневнике записал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина».

Александр Сергеевич даже пытался ходатайствовать перед Николаем I о смягчении наказания Пущину, но получил отказ.

«И. И. Пущину», анализ стихотворения Пушкина

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем. Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате. Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь. Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него. Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…

Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил»

. Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его
«мой друг бесценный»
. Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье»

,
«утешенье»
,
«заточенье»
. Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние. Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье». Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью»

, о том, чтобы все декабристы получили утешенье, действительно озарила их сибирское заточенье
«лучом лицейских ясных дней»
. В нескольких строках этого стихотворения соединились и торжественность, и скорбь, и чувство единения.

Стихотворение пронизано чувством благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Поэт надеется, что и его послание принесёт Пущину «утешенье», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней».

Анализ стихотворения Пушкина «Пу­щину»

Анализ содержания стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пу­щину».

Как в стихотворении передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Стихотворение «И.И. Пущину» написано Пушкиным во время пребывания опального поэта в ссылке в селе Михайлов­ском Псковской губернии в 1826 г.

Нужно сказать, что царь отправил Пушкина на север, в родо­вое имение село Михайловское, в 1824 г. Поэт из шумной жар­кой Одессы попадает в уединённое селение, которое находится вдали от шума городского, от блестящей столичной жизни Мо­сквы и Петербурга, от преданных друзей и светских красавиц.

Стихотворение, которое состоит всего из двух строф, при­надлежит к лучшим образцам дружеской лирики поэта. Тема стихотворения: описание встречи настолько радостной для ссыльного поэта и его лицейского друга, что событие это яви­лось ярким памятным знаком, осветившим их жизнь в после­дующие годы.

Идея стихотворения — показать те события и факты, которые надолго их сдружили.

«Дружество» для Пушкина — это единение дорогих для него людей, с которыми его связала судьба в незабываемые лицей­ские годы.

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

Этой строкой начинается стихотворение, и эпитет бесценный передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес­конечное их доверие и преданность друг другу.

Друзей связала и светлая юношеская пора становления харак­теров, и общие идеалы, и чистота жизненных целей и помыслов.

Пушкин становится прославленным поэтом России, кото­рый «душой не покривил» в суровых жизненных ситуациях, требующих от него и великого трудолюбия, и огромного чело­веческого мужества. Пущин же оказывается в числе декабри­стов, дворянских революционеров, каждый из которых мог бы сказать о себе:

Отчизны внемлем призыванье.

Каждый из друзей мог бы пожертвовать собой во имя идеа­лов борьбы за Россию просвещённую, свободную от оков деспо­тизма и тирании.

В конце стихотворения Пушкин выражает надежду на то, что луч лицейской дружбы озарит его «заточенье» немеркнущим светом и утешит, успокоит его.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Число строк в строфе пять. Стихотворение написано высоким торже­ственным стилем с использованием старославянской лексики.

Вот примеры: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье».

Поэт во второй строфе использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания.

Слова «уединенный», «занесенный» произносится с е(йе) под ударением, так как с этими словами рифмуется «бесценный».

Эпитеты: первый друг, друг бесценный, печальным снегом, яс­ных дней.

Здесь искали:

Ответы на вопросы к стихотворению Пушкина «И. И. Пущину»

1. К кому обращено стихотворение? Какие слова подчёркивают печальное настроение ссыльного поэта?

Стихотворение посвящено И. И. Пущину, навестившему поэта в Михайловском в трудные годы ссылки. Грустное настроение ссыльного поэта подчеркивают такие слова: «двор уединённый», «печальным», «занесённый», «заточенье».

2. На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?

Пушкин уповает, что его послание принесёт Пущину то же утешение, которое он принёс ему во время той встречи. О лицейском братстве напоминают слова: «друг», «лучом лицейских ясных дней».

3. Используя какие приёмы (эпитеты, обращения и др.), Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

Пушкин употребляет воззвание (Мой 1-ый друг, мой друг неоценимый!) и эпитеты (бесценный, уединенный, печальным, занесенный, святое, ясных).

Михаил Юрьевич Лермонтов любил писать стихи, и вкладывать в них свою душу. Им написано свыше 300 стихотворений, среди и нашлось стихотворение под названием «Тучи».

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурную, цепью жемчужную Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. (Написано в 1840 году)

Прочитав это стихотворение, я понял, что люди жившие в обществе не одиноки, а тучи должны скитаться по небесным просторам. Изгнанники… Когда Лермонтов прочитал своим друзьям в Петербурге это стихотворение, у него глаза были влажные от слёз. Стихотворение очень трогательное и душевное. Мне кажется, что в мире очень много изгнанников, особенно зимой и осенью. Когда я читаю стихотворение, мне представляется поэт, который смотрит в окно и наблюдает за потоком туч изгнанников.

Михаил Юрьевич Лермонтов постоянно был в изгнанники (То есть, перебирался во всякие города), и он сравнил своё изгнание с тучами. И смотря в окно он сочинил это стихотворение.

Я думаю, Лермонтов хочет нам сказать что нужно держаться вместе с друзьями, близкими и приятелями, и жить в обществе как нормальные люди. А ни как тучи, всё время в изгнании.

Лермонтов вложил в это стихотворение чувства любви, страданий и страсти, как написано в стихотворении. Автор переживает разлуку с любимым городом, и волнуется насчёт его личной жизни.

Я понял, что надо дружить со всеми, но не заводить врагов, быть равным с обществом, стремиться к свободе, и не с кем не ссориться!

«Пущину» — одно из многочисленных стихотворений-посвящений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт, щедрый на эмоции и чувства, легко посвящал стихотворения многочисленным друзьям и недругам. Но И.И. Пущин всегда занимал в сердце Александра Сергеевича особое место — первый из лицейских друзей, единомышленник, он был важен для Пушкина.

Стихотворение было написано накануне первой годовщины восстания на Сенатской, в котором Пущин принял непосредственное участие. Как декабрист, один из лидеров движения, он был осужден и сослан на три десятка лет. Именно разлука с другом стала причиной написания стихотворения, в котором великий русский поэт вспоминает другой случай, связанный с Пущиным: как тот первым прервал вынужденное уединение отправленного в ссылку Пушкина, приехав в нему в начале 1825 года.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

И.И. Пущин был лучшим другом А.С. Пушкина. Его судьбу можно назвать трагической, так как он был участником декабристского восстания, после которого был арестован. В то время Пушкин жил в селе Михайловское, куда его отправили за вольные стихи. Поэт не мог выносить одиночества и лишения свободы, поэтому он очень обрадовался, когда в январе 1825 года Пущин навестил его.
Товарищ как будто предчувствовал, что они больше не увидятся. После страшных событий декабристского восстания Пущина приговорили к пожизненному заключению. В декабре 1826 года поэт написал стихотворение своему товарищу в форме дружеского письма. В 1828 году Пущин получил эти строки от верного друга.

«И.И. Пущину» – это лирическое стихотворение, в составе которого два пятистишия. В нем нет определенного сюжета, лишь слова лирического героя, который является прообразом самого Пушкина. В первой части герой говорит о своих чувствах, испытываемых к лучшему другу Пущину. Поэт ценил дружбу и дорожил ею, друзья для него были как родные люди.

В стихотворении есть определенный ритм, благодаря которому передается настроение лирического героя. Произведение написано ямбом. Во второй строфе используется такой художественный прием как анафора («да голос… да озарит»). Мотив дружбы является основной темой стихотворения. Пушкин дорожил друзьями и искренне переживал за каждого из них.

Главная тема стихотворения

Центральной темой стихотворного послания к И.И. Пущину безусловно является дружба. Пушкин обращается к Пущину, называя первым и бесценным другом, говорит о том, какое влияние оказало на него их общение, насколько важным и ценным оно было. Во второй части произведения Пушкин выражает надежду, что ясные лицейские дни, точнее, воспоминания о них, несколько скрасят Пущину долгое и безрадостное заточение.

Из короткого произведения становится ясно, насколько дорога для Александра Сергеевича эта дружба, заложенная в далекой юности и пронесенная сквозь все годы и тяжелые испытания. Юные поэт и революционер познакомились в Царскосельском лицее, вместе прошли период формирования и закаления характеров, приобрели идеалы, за которые боролись всю жизнь — свобода, честь и любовь к отчизне.

Встреча, о которой вспоминает в стихотворении Пушкин, отпечаталась у него в памяти как одно из наиболее важных и светлых событий «ссыльного периода». На момент написания «Пущину» Александр Сергеевич не мог ответить своему другу тем же: он и сам находился в ссылке. Кроме того, посещения тех, кто проходил по делу декабристов, были строго ограничены, и вряд ли опальному поэту разрешили бы присутствовать в столице или посетить Пущина в месте, где он оказался после приговора.

Именно поэтому Пушкин делает единственное, что в его силах: пишет. Пишет чудесный, полный любви и заботы о другом человеке стих, который впоследствии назовут одним из лучших образцов его дружеской лирики. Впоследствии, когда ссылка закончилась, и Пушкин снова обрел могущественных покровителей, он старался изменить императорское решение о судьбе своего лицейского друга и посвятил ему множество стихов. Но больше друзьям не суждено было увидеться.

«И. И. Пущину» А.Пушкин

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период. Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога. Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая-I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева. В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, о, когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна. Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме. Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен. Однако император Николай-I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург. Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *