какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программа

Методические материалы «Структура дополнительной общеобразовательной программы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Содержание структурных компонентов программы

— наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

— наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

— дата и № протокола Педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

— гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

— адресат программы (указание возраста учащихся);

— срок реализации программы;

— ФИО, должность разработчика (автора-составителя) программы;

— место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы. (Приложение 1)

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:

направленность (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;

актуальность программы – своевременность, полезность и значимость для учащихся, современность;

отличительные особенности программы – отличие программы от других подобных, ее своеобразие и специфика;

адресат программы – краткая характеристика учащихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;

объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);

формы организации образовательного процесса:

формы обучения: очная, очно-заочная, заочная форма, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;

— формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные;

— формы организации занятий: индивидуальные, групповые или всем составом; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории учащихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

Цель и задачи программы

Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Содержание программы должно быть отражено в учебном плане, учебно-тематическом плане и их содержании.

Учебно-тематический план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме. (Приложение 3)

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

— содержание составляется согласно УП;

— формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

— необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

— материал следует излагать назывными предложениями;

— содержание каждого года обучения целесообразно

В этой части необходимо сформулировать:

— требования к знаниям и умениям, которые должен

приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

— компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

— личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет учащийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график – составная часть общеобразовательной программы, определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов.

Оформление календарного учебного графика является единым для ЦДОД. Календарный учебный график оформляется на учебный год. (Приложение 4)

Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество учащихся);

информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

кадровое обеспечение (при участии в реализации нескольких педагогов, а также иных специалистов) – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).

Формы отслеживания и фиксации образовательных

результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п.9; ст.47, п.5)

Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:

методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский; проектный, дискуссионный, игровой и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

лабораторное занятие, шоу, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, рейд, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, ринг, практическое занятие, представление, презентация, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, ярмарка, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета;

алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

дидактические материалы – раздаточные материалы,

инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин

Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы, составляются для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

При составлении списка литературы необходимо учитывать:

основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;

наглядный материал : альбомы, атласы, карты, таблицы.

Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Перечень формируется, исходя из необходимости реализации конкретной ДООП: дидактические материалы, материалы аттестации, разработки мероприятий, конспекты занятий, и др.

Требования к оформлению дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

Текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12 или 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4, поля стандартные. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Источник

Какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программа

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) является одним из основных документов детского творческого объединения, так как в ней отражаются приоритетные концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы творческого объединения.

Программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

При составлении Программ педагогам необходимо учитывать важные аспекты:

Программы разрабатываются и реализуются по направленностям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требование к результатам освоения Программы.

Методические рекомендации помогут педагогам систематизировать представления о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, особенностях формирования её содержания и технологии оформления в условиях действующего законодательства.

1. Нормативно-правовые основания разработки Программы

1.1. Методические рекомендации разработаны на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

— Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
— Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
— Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
— Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
— Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482).

1.2. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом и уставом образовательной организации: порядок разработки и реализации Программ, количество обучающихся в объединении, формы обучения (273-ФЗ – ст. 28, п. 1).

1.3. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (273-ФЗ – ст. 28, п. 2).

1.4. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (273-ФЗ, ст. 2, п. 9).

2. Оформление и содержание структурных элементов Программы

Структурные элементы Программы:

2.1. Титульный лист – первая страница, предваряющая Программу и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. В титульном листе указываются: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы, с указанием Ф.И.О. руководителя, даты и номера приказа, направленность и название программы, возраст учащихся, срок её реализации, Ф.И.О., должность автора (авторов) Программы, название города и год разработки Программы.

Пример оформления титульного листа Программы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ_________________

Принята на заседании методического (педагогического) совета

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Школа безопасности»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

Возраст обучающихся: 14–16 лет

Срок реализации: 2 года

педагог дополнительного образования

2.2. Пояснительная записка. Данный структурный элемент Программы содержит основные характеристики Программы:

2.3. Содержание Программы. Данный структурный элемент Программы состоит из двух частей: учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана и направлен на достижение цели и задач Программы и планируемых результатов её освоения.

2.3.1. Учебный (тематический) план (УТП) оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения. УТП содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. Количество часов в УТП указывается из расчёта на одну группу.

Пример оформления учебного (тематического) плана:

Учебный (тематический) план

Наименование раздела, темы

Формы аттестации (контроля)

В колонке «Формы аттестации (контроля)» указываются формы подведения итогов освоения каждого раздела (зачёты, проекты, конкурсы, выставки и т.п.) и средства контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы и т. п.).

2.3.2. Содержание учебного (тематического) плана – реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем Программы в соответствии с учебным (тематическим) планом. В данном подразделе кратко описываются виды деятельности на занятии: теория (лекция, семинар, дискуссия, круглый стол, консультация и т.п.) и практика (практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, соревнование, игра, экскурсия и т.п.).

Пример оформления содержания учебного (тематического) плана:

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Основы фитодизайна

Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (6 часов)

Практика (4 ч.). Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание растений. Приемы безопасной работы ножницами, кусачками, секатором, ножом. Отработка приемов крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки.

Тема 1.2.

2.4. Формы контроля и оценочные материалы. Данный структурный элемент Программы содержит описание форм подведения итогов реализации Программы текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (зачеты, проекты, конкурсы, концерты, выставки, фестивали и т.п.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы и т. п.), которые позволяют определить достижение планируемых результатов учащимися.

2.5. Организационно-педагогические условия реализации Программы. Данный структурный элемент Программы состоит из двух частей:

2.6. Приложения к Программе. Данный структурный элемент Программы может содержать дополнительную информацию: календарный учебный график, календарно-тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы.

Календарный учебный график – комплекс основных организационно-педагогических характеристик образовательного процесса, определяющий даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т. д. Календарный учебный график является приложением к Программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т. д.) для каждой учебной группы.

Пример оформления календарного учебного графика

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

3. Уровневая дифференциация Программ

Государственная работа предоставляется государственным общеобразовательным организациям, государственным профессиональным образовательным организациям, государственным образовательным организациям высшего образования, государственным организациям дополнительного образования детей, подведомственным Департаменту образования и науки города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ на вводном, ознакомительном, базовом и углублённом уровнях (Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018г. №482)).

3.1. К вводному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 10 часов. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на ознакомительный уровень не менее 20% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.2. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения – от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.3. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 6 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; от 3 до 5 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования и науки города Москвы, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.4. К углублённому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 2 до 8 часов в неделю для программ, формирующих современные умения и навыки для учебы, жизни и труда; не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю для иных программ. Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиадах не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призёров перечня конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования и науки города Москвы, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

3.5. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению Программы, а материал Программы, должен учитывать особенности тех учащихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении Программы.

3.6. Обучение инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам за счёт средств бюджета города Москвы, на которые они были зачислены до достижения ими возраста 18 лет, осуществляется до окончания срока реализации данных программ вне зависимости от возраста инвалида.

4. Особенности организации образовательного процесса по Программам

Требования к организации образовательного процесса установлены СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41).

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования
(Приложение № 3 к СанПин 2.4.4.3172-14)

Направленность объединения

Число занятий в неделю

Число и продолжительность занятий
в день

Источник

Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ

Методические рекомендации

по составлению дополнительных общеразвивающих программ

МБО ДО ДПиШ Миякинский район Республика Башкортостан

1. Базовый элемент системы дополнительного образования – дополнительные общеразвивающие программы, а не образовательная организация.

Единых требований к написанию дополнительных общеразвивающих программ нет, только примерные требования.

Содержание дополнительной общеразвивающей программыдолжно быть направлено на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона.

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на конкретные области знаний и виды деятельности и соответствует определённой направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в Организации.

Использование при реализации дополнительных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

2. Структура дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Дополнительная общеразвивающая программавключает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебный план, содержание программы, методическое обеспечение, литература.

Титульный лист содержит:

• наименование образовательной организации согласно Уставу;

• грифы принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы;

• название дополнительной общеразвивающей программы;

• возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная общеразвивающая программа;

• срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;

• фамилия, имя, отчество, должность автора, составителя дополнительной общеразвивающей программы;

• название села, в которой реализуется дополнительная общеразвивающая программа;

• год разработки дополнительной общеразвивающей программы.

2.2. Пояснительная записка

В пояснительной записке следует:

указать и обосновать принадлежность программы к определённой направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);

• новизну, отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих общеобразовательных программ (по классификации программ; ведущие идеи; ключевые понятия; этапы реализации);

• педагогическая целесообразность (вытекает из новизны и актуальности; что необходимо для реализации актуальности); (аргументированное обоснование выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса);

• контингент обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы (возраст, количество детей в группе, условия набора);

• формы проведения занятий (индивидуальные, групповые, теоретические, практические);

• режим занятий (необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы, количество занятий в неделю, их продолжительность по нагрузкам в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14);

• цель (обобщённый предполагаемый результат образовательного процесса); («Что я хочу получить по итогам реализации этой программы»); (цель должна быть конкретна, реальна, достижима, диагностична);

• задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные); («Как я буду это делать»);

• планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); (все конкретные знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися в процессе обучения) по каждому году обучения; (это внутренние результаты, они в ребёнке, их не увидишь); (предметные результаты исходят из обучающих задач, «будут знать»; личностные – из воспитательных; метапредметные (надпредметные, надпрофессиональные) – из развивающих; надо переформулировать задачи в результаты);

• формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы по годам обучения, в конце реализации программы (педагогическое наблюдение; в виде анкетирования, беседы, игры, тестирования, зачётов, сдачи контрольных нормативов; участие в выставках, концертах, фестивалях, соревнованиях, конкурсах и т. д.); (это инструменты проверки результатов, внешнее проявление).

Учебный план составляется на каждый год обучения и раскрывает последовательность изучения тем и количество часов на каждую из них,определяет соотношение учебного времени на теоретические и практические занятия и оформляется в виде таблицы:

или (большой) темы Количество часов Формы контроля/аттестации (можно убрать в Содержание)

Последнее занятие Итоговое занятие

Итоговое количество часов за учебный год зависит от количества часов занятий в неделю.Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель:

В неделю 1 2 3 4 6 8 10

за год 36 72 108 144 216 288 360

В учебном плане необходимо закладывать часы на:

вводное занятие (введение в программу, инструктаж по правилам техники безопасности);

концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

итоговое занятие, отчетное мероприятие.

2.4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Содержание дополнительной общеразвивающей программы отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий разного уровня). Нумерация, название раздела, темы должно совпадать с перечисленными разделами и темами в учебном плане. В содержании каждой темы кратко указываются основные теоретические понятия без описания и тематика практической деятельности обучающихся разного уровня углубленности, доступности и степени сложности на занятии с учётом принципа дифференциации по уровням сложности (стартовый уровень, базовый уровень, продвинутый уровень).

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Данный раздел включает в себя:

описание приёмов, методов, форм, технологий организации образовательного процесса, это показ инструментария педагога;

материально-техническое обеспечение (сведения о помещении, в котором должны проводиться занятия, перечень оборудования и материалов, инструментов необходимых для занятий (станки, швейные машины, приборы, декорации, костюмы, специальная форма для занятий, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, мультимедийный проектор);

Календарный учебный график (составляется на каждый год обучения) – в приложении № 1;

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.); тесты с анализом; словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы и задания; диагностические материалы; репертуарные планы; интересный материал…

1. Нормативно-правовые документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

Конвенция ООН о правах ребёнка

Концепция развития дополнительного образования детей и взрослых

«Письмо Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172 от 04.06.2014 г. №41

Положение о дополнительной общеразвивающей программе Организации

2. Основной список (учебная литература, пособия за последние пять лет)

3. Дополнительный список (до 2012 года)

Нужно указать источник, ссылку – где это можно прочитать.

3. Оформление программы

Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом TimesNewRoman, кегль 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине,поля страницы: 3,0 см слева, 1,5 см справа, 2,0 см снизу и сверху, листы формата А4. Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу посередине. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Соблюдать единый графический стиль.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая глава начинается с новой страницы.

Обязательно делать сноски на используемые источники.

Писать «обучающиеся» или «учащиеся», но не дети, ребёнок, воспитанники; «творческое объединение», а не «кружок».

4. Образцы оформления структурных элементов дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников»

муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

Миякинского района РБ

Директор МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

Объединение «Умные ручки»

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Петрова

педагог дополнительного образования,

Глава 1. Пояснительная записка…3

Принадлежность программы к определённой направленности

Новизна, отличительные особенности

Формы проведения занятий

Задачи программы

Формы подведения итогов реализации

Глава 2. Учебный план…5

Глава 3. Содержание программы….

Глава 4. Методическое обеспечение…

Глава 5. Литература….

Приложение 1. Календарный учебный график

ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля

Тема/Раздел № … (Наименование, количество часов)

Практика: …Стартовый уровень:.Базовый уровень: …Продвинутый уровень: …

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

36 Итоговое занятие

№ Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

Методист МБО ДО ДПиШ Миякинский район РБ

Баширова Лена Диасовна

«Давай поиграем» (методические рекомендации) Поскольку в наше время воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач народного образования, активизируется вопрос и.

Методические рекомендации по оформлению раздевалки МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАЗДЕВАЛКИ Как известно театр начинается с вешалки, а детский сад с раздевалки. Все педагоги прекрасно.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по организации спортивных прогулок Спортивные прогулки- особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельности посвящено спортивной тематике.

какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программа. Смотреть фото какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программа. Смотреть картинку какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программа. Картинка про какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программа. Фото какие структурные элементы включает дополнительная общеразвивающая программаМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Методические рекомендации родителям по экологическому воспитанию Методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *