какие струны выбрать для балалайки
Балалайка. Руководство пользователя
Всё про балалайку
Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.
Гитарный строй (русский, народный, деревенский)
Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.
Варианты гитарного строя:
Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)
Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.
Варианты балалаечного строя:
Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)
Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.
Примеры редких настроек:
Настройка парных струн
Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.
Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.
Помощь в настройке
Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.
Струны для балалайки
Подробнее о струнах для традиционной балалайки
Уход за струнами для балалайки
Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту «плавающего» неуверенного строя и тусклого звучания.
Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.
Особенности ухода за балалайкой
Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.
краткая историческая справка
Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.
Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.
В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.
Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016
Какие струны выбрать для балалайки
Обсуждение создаётся с целью обмена опытом в выборе производителя, магазина, материалов, толщин и прочих параметров струн для балалайки народного строя.
Замечу, что нижняя граница настройки для балалайки-примы:
3-я струна = соль малой октавы
2-я струна = си малой октавы
1-я струна = ре первой октавы
Верхняя граница (более высокого строя мною в практике не встречено)
3-я струна = ми первой октавы
2-я струна = соль первой октавы
1-я струна = си первой октавы
Я играю в строях от ля# (сиb) до ре. Уроки Андрея Каримова в основном в строю ре. Мои уроки за некоторыми исключениями всегда в до. Константин Белоусов играет в соль.
Вот, что говорят нам наши собратья-балалаечники из Мануфактуры «БалалайкерЪ» в разделе своего сайта, посвященного эксплуатации балалаек:
««НАЧАЛО ЦИТАТЫ
Выбор струн для балалайки зависит от двух главных факторов.
Фактор 1. Тип инструмента.
Для академической балалайки требуются струны с набором из двух нейлоновых и одной стальной струны. Для традиционной балалайки необходим набор из металлических струн.
Фактор 2. Стилистика исполнения.
Для академической балалайки возможны варианты с заменой нейлоновых струн на карбоновые или более продвинутые синтетические материалы, а так же с вариативностью используемых диаметров 1-ой струны. Для традиционной балалайки важным являются используемый строй и сила, с которой музыкант ударяет по струнам.
Подробнее о струнах для традиционной балалайки.
Струны для балалайки
Струны для русских народных инструментов. Прошлое и настоящее
Приходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником гармонических колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся по сути лишь усилителем и фильтром колебаний, которые выдают струны. Инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится к щипковой группе, в которую входят семейства домр и балалаек.
Жильные/кишечные струны
С незапамятной древности и вплоть до середины XIX века для большинства струнных инструментов использовались струны, изготовленные из натурального животного сырья, которые также служили в качестве так называемых «вязаных» ладов. Гораздо реже в исторических источниках встречаются упоминания о кожаных, медных, шелковых и сплетенных из растительного сырья (пеньки, конопли и даже крапивы) струнах. И хотя никаких сведений о специализированных струнных производствах в Средние века на Руси автору статьи найти не удалось, производство так называемых «жильных струн» весьма вероятно существовало наряду с производством жильных нитей для кожевенных целей, тетивы для луков и т.п.
Говоря о музыкальных струнах средневековья, нам придется невольно коснуться вопроса терминологии. Дело в том, что жильными струнами в России неверно называют струны кишечные (сделанные из кишок животных, главным образом овец). И те и другие струны имеют животное происхождение и схожий внешний вид, но технологии их производства абсолютно разные. Производство жильных струн из сухожилий парнокопытных животных было известно еще до нашей эры. Оно не требует большого количества приспособлений, серных камер и воды со специальными свойствами, как производство кишечных струн, которые при соблюдении всех тонкостей технологии, по своим музыкальным и прочностным параметрам почти не уступают суперсовременным синтетическим материалам. Кстати, именно благодаря усовершенствованию технологии обработки овечьих кишок, разработанной струнными лютьерами Италии в XV-XVIII вв., изготовители музыкальных инструментов этой страны смогли создать такие совершенные инструменты как скрипка и мандолина, первые струны которых могли довольно длительное время выдерживать высокую настройку.
Кишечные и жильные струны многие столетия верно служили музыкантам, но постепенно, с внедрением в струнное дело сначала стальных (середина XIX века), а позже синтетических (середина XX века), доля струн из животного сырья стала быстро сокращаться, и сегодня их можно лишь изредка встретить на смычковых инструментах (чаще всего в ансамблях старинной аутентичной музыки) и иногда арфах. Использование кишечных струн для русских народных инструментов прекратилось не позднее середины XX века.
Стальные струны
Многие музыканты, особенно представители неклассических жанров, довольно быстро оценили преимущество стальных струн — по сравнению с кишечными, они были более звонкими, реже рвались, меньше вытягивались и реагировали на изменение влажности и температуры, хотя и имели недостатки: были более жесткими на ощупь, ржавели и требовали от музыкантов определенного привыкания. Отметим, что именно благодаря использованию стальных струн в России прославилось звучание «цыганских» гитар.
И хотя сегодня невозможно определить, когда сталь впервые начали применять для русских народных инструментов, судя по каталогу фирмы Циммерман, в самом начале XX века для домр уже использовались исключительно стальные струны, а для балалаек как кишечные, так и стальные (у балалайки прима кишечными были 2-я и 3-я струны «ми», а у секунды 1-я струна «ре»).
Синтетические струны
Синтетические струны в настоящее время используются только на балалайке прима — это две нижние унисонные струны МИ (в фольклорной традиции их иногда заменяют на стальные диаметром около 0,40 мм). Изобретение в 40-х годах XX века в США синтетического волокна позволило на многих щипковых инструментах отказаться от традиционных кишечных струн, которые были слишком чувствительны к изменению влажности и температуры и быстро пробивались на металлических ладах. До сих пор синтетические струны часто называют нейлоновыми по названию торговой марки материала, впервые появившегося на этом рынке, несмотря на то, что сегодня изобретены десятки разновидностей материала под разными названиями, отличающихся степенью упругости, прозрачности, прочности и т.п. Исполнители на балалайке прима приобретают для своих инструментов струны МИ от гитарных комплектов, где они соответствуют 3-й струне СОЛЬ. Эти нейлоновые струны выпускают как калиброванными/шлифованными, так и некалиброванными/нешлифованными, разных диаметров и даже цветов. В настоящее время выбор нейлоновой лески поистине огромен и профессиональному музыканту порой требуется достаточно долгое время, чтобы подобрать для своего инструмента наиболее подходящий вариант.
В самом конце XX века в Европе были разработаны синтетические струны нового поколения (карбон/флюрокарбон) на базе изобретенного в Японии синтетического материала повышенной плотности. Плотность карбона выше, чем у нейлона и его аналогов на 70%, благодаря чему эти струны обладают более тонкими диаметрами. Аналогичная сила натяжения нейлоновой струны диаметра 1,00 мм на карбоне будет достигаться при диаметре 0,77 мм, а усиленная карбоновая МИ диаметром 0,86 мм из комплекта BP30C фирмы «Господин музыкант» соответствует силе натяжения нейлоновой струне диаметром 1,12 мм! Главным достоинством карбоновых струн является их отличная звонкость и более длинная «педаль», а недостатком — заметно более высокая стоимость. Но, несмотря на это, все большее число профессиональных балалаечников предпочитают сегодня использовать именно карбоновые струны.
Струнное дело в СССР
Одним из первых советских струнных производств также можно назвать струнный цех фабрики щипковых инструментов имени А. В. Луначарского в Ленинграде, выпускавший струны на стальной основе (подробных сведений найти не удалось).
Струнное дело в новой России
С возникновением в 90-х годах рыночной экономики у российских музыкантов появился более широкий выбор струн — на прилавки музыкальных магазинов хлынул поток товаров иностранных производителей. Однако меньше всего это изобилие затронуло русские народные инструменты, где импорт был представлен только дорогими струнами для домры малой и балалайки прима одной малоизвестной немецкой фирмы с фотографиями на упаковке известных российских музыкантов А.А.Цыганкова и П.И.Нечепоренко. Как уже отмечалось выше, больше других повезло исполнителям на балалайке прима — они очень быстро забыли о дефиците качественных струн МИ, получив возможность приобретать в музыкальных магазинах леску, которая идет на третью гитарную струну.
Большинству же других музыкантов-народников, использующих струны на стальной основе, пришлось, и еще долго придется полагаться главным образом на отечественную промышленность. Но все не так плохо. Несмотря на то, что сегодня выбор народных струн не столь широк по сравнению с гитарными, нельзя не признать, что с каждым годом дела в этой области идут все лучше. Постепенно музыканты-народники начинают забывать советские времена, когда струны для домры и балалайки нельзя было купить в музыкальных магазинах. В условиях конкуренции новые отечественные производители не только успешно решают задачу восполнения дефицита качественных «народных» струн, но и уже внедряют в это дело современные технологии и материалы. Говоря о современном положении дел этого легендарного в советское время струнного производства, приходится с сожалением констатировать, что оно явно не было готово к перестройке своей работы в новых экономических условиях на фоне стремительного сокращения числа народных коллективов и растущей конкуренции. В 90-е годы персонал цеха сократился в несколько раз. С уходом на пенсию легендарного начальника цеха Лидии Николаевны Антоновой, отдавшей струнному делу более 50 лет жизни, несколько оставшихся струнонавивальщиц уже работали неполный день, в цехе наблюдались постоянные перебои с поставкой сырья, из-за чего стали допускаться нарушения в технологии — одном из важнейших критериев качества любой продукции. Какое-то время цех спасала государственная поддержка, которая выражалась в бюджетных субсидиях (грантах) всем работникам театра, но осенью 2006 года он все же был закрыт.
Следующий раздел посвящен технологическим требованиям к изготовлению качественных струн. Отметим три его главных составляющих — качество исходного сырья, особенности конструкции и контроль над соблюдением технологии.
Сырье
Как уже отмечалось выше, синтетические струны сегодня встречаются только на балалайке прима (две нижние струны МИ) и на 100% привозятся сегодня из-за границы, поэтому наш рассказ пойдет о металлическом сырье, которое идет для производства струн для оркестровых балалаек секунда, альт, бас, контрабас и всей линейки инструментов семейства домр.
Далеко не все металлообрабатывающие предприятия даже за рубежом способны выдержать в полном объеме требования, предъявляемые производителями струн к «музыкальной проволоке», что уж говорить об отечественных. В этой ситуации у российских струнных фирм, на которых, как уже отмечалось, остается главная надежда у музыкантов-народников, есть три выхода: закупать качественное, но дорогое импортное сырье, работать с российской проволокой весьма среднего качества, или добиваться получения более качественного отечественного материала хлопотным путем его обработки на разных металлообрабатывающих предприятиях, где есть необходимое оборудование и квалифицированный персонал. Каждый производитель выбирает свой путь, получая соответствующие результаты.
Конструктивные особенности
Конструктивных отличий в струнах, как принципиальных, так и незначительных, может быть достаточно много. Будучи подчас незаметны глазу, они могут довольно сильно влиять на качество продукции, поэтому, даже при использовании одинаковых материалов, разные производители зачастую изготавливают струны разного достоинства.
Контроль над соблюдением технологии
Не все российские производители могут похвастаться хорошим контролем качества, несмотря на то, что по масштабам производства во много раз уступают даже европейским фирмам, поэтому музыкантам при выборе струн лучше проверять их состояние хотя бы «на глаз». Это помогает не всегда, но неаккуратный внешний вид струн часто свидетельствует о том, что их делали впопыхах, не особенно заботясь о соблюдении всех технологических тонкостей.
Мензурная проблема
И хотя в специальной литературе приводится допустимый разброс мензур балалаек в довольно большом диапазоне, мой опыт общения с лютьерами и музыкантами свидетельствует, что на практике он еще больше:
Лютьеры и музыканты-народники порой утверждают, что разница в мензуре инструмента даже в 50 мм(!) не играет существенной роли. Наверное для кого-то и так, однако, давайте сравним натяжения струн двух балалаек секунда с мензурами 440 мм и 490 мм (в пределах крайних значений реальных мензур инструмента). Как показывают расчеты, один и тот же комплект струн для короткого инструмента даст натяжение в 31 кг, а для длинного 39 кг. То есть при разнице в мензурах в 11% (примерно 2 лада) мы получим разницу в натяжении в 24%! [21] Это чересчур много для того, чтобы изготовить струны, подходящие для каждого из этих инструментов. Чтобы покрыть такую разницу производителю струн придется использовать более толстые, а значит более жесткие керны, из-за чего струны будут хуже звучать на инструментах с короткой мензурой, имея при этом и без того слишком сильное натяжение. Если же производитель станет ориентироваться на короткомензурные инструменты, выпуская более отзывчивые струны с тонкими кернами, они просто не выдержат натяжения на более длинных инструментах. Отсюда вывод — не сократив разброс в мензурах в пределах пяти, а лучше трех процентов, нельзя рассчитывать на то, что производитель, с самым лучшим качеством исходных материалов, совершенной технологией и контролем качества, сможет создать струны, удовлетворяющие профессиональных музыкантов.
Здесь будет уместным привести пример того, как к величинам мензур инструментов относятся скрипичные лютьеры на Западе. Так известный лютьер Брюс Карлсон (Bruce Carlson) в статье для журнала «STRAD» за октябрь 2004 г. пишет, что 4/4 скрипка должна иметь мензуру 328 мм, считая, что мензура скрипки Паганини под именем «Пушка» в 330 мм, которую ему довелось реставрировать, является увеличенной. То есть, специалист считает заметной разницу в мензуре в 2 мм, составляющей менее одного процента (0,61%). Обращаюсь к отечественным «мастерам»-народникам с призывом — учитесь!
К сожалению, универсальных струн не бывает и это закон, основанный на физике. Против него существует только один прием — делать специальные струны для различных типов мензур. Так и поступают в отношении таких весьма распространенных инструментов как гитара, смычковый альт, ученические скрипки и виолончели. Однако рассчитывать на то, что производители будут выпускать разные типы струн для редких оркестровых балалаек не приходится из-за низкой рентабельности такого производства. Это означает, что музыкантам с нестандартными инструментами проблем с подбором струн не избежать (более подробно тема мензур балалаек освещена автором в статье «Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления»).
Заканчивая статью о струнах для русских народных инструментов, будет не лишним остановиться на том, как их правильно выбирать. Не говоря о выборе толщин струн, которые каждый музыкант должен подобрать самостоятельно (учитывая величину мензуры своего инструмента, силу рук, стиль игры и т.п.), покупая струны, желательно обращать внимание на их внешний вид:
И напоследок несколько советов начинающим музыкантам:
Сноски:
[1] Под мензурной концепцией следует понимать выбор пропорций между длинами мензур инструментов группы.
[2] С моей точки зрения, размеры мензур оркестровых домр могут служить образцом грамотного подхода к построению семейства инструментов.
[3] Справедливости ради отметим, что к сегодняшнему дню некоторые из оркестровых инструментов, разработанных в конце XIX века, такие как домра тенор, балалайки тенор, пикколо, дискант выведены из состава «русского оркестра». Все реже встречаются домра пикколо и домра контрабас.
[4] Не считая упоминаний о разрозненных лютьерах-надомниках, сведений о российских производителях струн до XX века (а тем более еще более ранних) автору этой статьи найти не удалось.
[5] Часто ее еще называли, а некоторые музыканты называют до сих пор «шведской» сталью.
[6] Полтавский струнный цех был основан в 1928-29 г.г. на базе местного мясокомбината.
[7] Производство струн в Полтаве продержалось до 90-х годов XX века, и сегодня целиком переориентировано на выпуск шовного материала для медицины.
[8] Такими как фабрика им. Луначарского в Ленинграде и мастерскими при Всесоюзном хоровом обществе (ВХО).
[9] В 80-х годах струнный цех Большого Театра, получивший от Министерства культуры 15 новых струнных станков из Германии, уже на ¾ своих мощностей выпускал «народные» струны. При этом запись на струны «БТ» со стороны народных коллективов все равно исчислялась годами.
[10] Мастером назывался работник, прошедший стадию обучения.
[11] Для постоянного получения идентичных звуковых характеристик струн, необходимо, чтобы любая партия струнной проволоки была бы максимально идентичной предыдущим по таким параметрам как прочность на разрыв, пластичность, химический состав и т.п., вплоть до внешнего вида.
[12] Сравнения по материалам возможно только в отношении струн одинаковой конструкции.
[13] Состояние проволоки определяется степенью уплотнения ее поверхностной зоны после ее волочения. Условно различают мягкое, полумягкое и твердое состояние.
[14] Керном называется основа струны.
[15] В пользу профильного, например, шестигранного керна, который способен удерживать обмотку от самопроизвольного раскручивания без применения шелка.
[16] На струнах порой можно встретить неравномерные зазоры между витками обмотки, на петлях стальных на 5-10 мм опасно торчит острый не заделанный кончик, который может поцарапать как инструмент, так и руку того, кто будет устанавливать струны.
[17] На долю европейских производителей приходится не менее 80% российского рынка профессиональных струн для скрипки, альта, виолончели и контрабаса.
[18] Мензуры большинства солирующих инструментов других групп оркестровых инструментов, таких как скрипка, домра, мандолина, укладываются в диапазоне 325-390 мм.
[19] Все эти инструменты имеют две унисонные нижние струны.
[20] Весьма вероятно, что попытки урезания мензур балалаек секунда были вызваны переходом на стальные струны.
[21] Этот процент одинаков как для более легких, так и для более тяжелых струн.
[22] Изменение мензур неизбежно повлечет за собой изменение высотности в настройке инструментов, что, скорее всего, будет неприемлемо для академических музыкантов.
[23] Разрядка обмотки в рабочей зоне ведет к нестройности струны по ладам из-за нарушения равномерности массы струны по длине, и к появлению несимметричных колебаний, приводящих к быстрому затуханию звука.
Дмитрий Бабиченко, основатель струнной фирмы Господин музыкант