какие субъекты рф имеют свою конституцию и законодательство тест

ГАРАНТ:

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 452-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

Неопределенность в понимании этих положений, считает заявитель, создает затруднения в законотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и является препятствием для практической реализации ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся федеративного устройства России.

2. Определением от 27 июня 2000 года N 92-О Конституционный Суд Российской Федерации признал:

При этом, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» и Определении от 27 июня 2000 года N 92-О, с Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не снимается вытекающая из статей 9, 72 (пункты «в», «д» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность в установленном федеральным законом порядке гарантировать использование и обеспечить охрану земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

этим не затрагивается также право республик в соответствии со статьями 72 (пункт «о» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации осуществлять международные и внешнеэкономические связи, при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, предусмотренные статьей 71 (пункты «к», «л», «м», «н»), и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (пункты 1-5 резолютивной части Определения от 27 июня 2000 года N 92-О).

Разъясняя Определение от 27 июня 2000 года N 92-О, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2001 года N 65-О подтвердил, что указанные положения Конституции Республики Башкортостан утратили силу непосредственно на основании решений Конституционного Суда Российской Федерации, без каких-либо отменяющих их специальных решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, следовательно, более не являются составной частью правовой системы Российской Федерации (и правовой системы соответствующего субъекта Российской Федерации как ее элемента).

3. В Постановлении от 7 июня 2000 года и Определениях от 27 июня 2000 года N 92-О и от 19 апреля 2001 года N 65-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.

3.1. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства.

При этом, по смыслу статей 3, 4, 5, 11, 71, 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации, наделение республики всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также признание высшей юридической силы конституции республики по вопросам ее ведения как субъекта Российской Федерации не означает, что республика тем самым признается суверенным государством, поскольку и то и другое проистекает не из суверенного волеизъявления республик, выраженного в их конституциях либо договоре, а из Конституции Российской Федерации как высшего нормативно-правового акта суверенной власти всего многонационального народа России.

Отсюда также следует, что не только принадлежащая субъекту Российской Федерации полнота государственной власти, т.е. пределы полномочий (статья 73 Конституции Российской Федерации), но и приоритет нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам его собственного правового регулирования (статья 76, части 4 и 6, Конституции Российской Федерации), а также самостоятельное установление субъектом Российской Федерации своей системы органов государственной власти (статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации) не могут рассматриваться республикой в качестве ее суверенных прав и суверенных полномочий со всеми вытекающими последствиями.

Положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которой обладают субъекты Российской Федерации в порядке статьи 73 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать в системном единстве не только с положениями статьи 76 (части 2 и 5), согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут им противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон, но и с положениями статьи 77 о том, что самостоятельное установление субъектами Российской Федерации системы своих органов государственной власти должно соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом (часть 1) и что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2), а следовательно, и те, и другие должны подчиняться единым принципам и правилам функционирования этой системы.

3.4. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года, признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1; статья 67, часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором. Кроме того, территориальные границы республики, как и всех других субъектов Российской Федерации, являются не государственными, а административными.

Разрешая указанным образом вопрос о суверенитете республик, Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 (пункт «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Действующий Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 года, принятый до вступления в силу Конституции Российской Федерации, устанавливает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (часть 2 статьи 2). С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года возник вопрос о том, подлежит ли названное законоположение, действовавшие до ее вступления в силу, применению, для ответа на который необходимо прежде всего уяснение закрепленного статьей 6 Конституции Российской Федерации принципа единого гражданства: означает ли этот принцип, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно гражданами этой республики, и, следовательно, правомерно ли сохранение республиканского гражданства и правомочий республик по регулированию в данной сфере, или же данный принцип в контексте Конституции Российской Федерации означает иное, а именно что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными и равными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Российской Федерации они проживают, и независимо от оснований приобретения российского гражданства?

Разрешение этого вопроса, однако, означало бы, по существу, проверку конституционности указанного положения Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Между тем такая проверка не может быть осуществлена в процедуре толкования Конституции Российской Федерации.

Приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъекта Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Следовательно, содержащееся в статье 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, предполагает, что все указанные договоры должны соответствовать Конституции Российской Федерации, а потому любое допускавшееся ими ограничение либо разделение суверенитета Российской Федерации исключается.

Как следует из преамбулы, статьи 3 (часть 3) и пункта 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации, принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации.

В связи с этим необходимо учесть, что Федеративный договор в части, касающейся взаимоотношений Российской Федерации с республиками в составе Российской Федерации, предусматривал, что республики (государства) обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Договором (пункт 1 статьи III). В отличие от этого в статье 73 Конституции Российской Федерации применительно не только к республикам, но и ко всем другим субъектам Российской Федерации закреплено, что они обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения. Другими словами, властные полномочий субъектов Российской Федерации в сфере их ведения закреплены «по остаточному принципу», без раскрытия содержания этих полномочий.

Кроме того, Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (статья 71, пункт «о») и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (статья 71, пункт «г»), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) определяется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Конституция Российской Федерации устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации федеральным конституционным законом отнесены лишь их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Исходя из этого. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 июня 2000 года сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой регулирование образования и деятельности федеральных судов не может осуществляться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, поскольку это нарушает принцип верховенства Конституции Российской Федерации и является вторжением в полномочия Российской Федерации по предметам ее ведения, т.е. не согласуется со статьями 4 (часть 2), 71 (пункты «г», «о») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Из Постановления от 7 июня 2000 года во взаимосвязи с Определениями от 27 июня 2000 года N 92-О и от 19 апреля 2001 года N 65-О следует, что другие положения нормативных актов республик в составе Российской Федерации, которые хотя и не были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, но содержат предписания о принадлежности суверенитета (полного или частичного) республике и именно на нем основывают те или иные полномочия и компетенцию органов государственной власти и характер правоотношений с Российской Федерацией, в том числе возникающих из договоров, по существу, независимо от формы изложения будут такими же, как и положения, которые названными решениями Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частями первой и четвертой статьи 71 и частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Источник

Тестирование по Конституционному праву

Содержимое публикации

Тесты по конституционному праву РФ

1. Правительство РФ имеет право издавать:

+ постановления и распоряжения;

– постановления и указы;

– распоряжения и протоколы.

2. Правом толкования Конституции РФ обладает:

+ Конституционный Суд РФ;

– Президент РФ и Правительство РФ;

– Федеральное Собрание РФ.

3. Что входит в предмет конституционного права РФ?

+ Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;

– Общественные отношения, возникающие по поводу приобретения гражданства РФ, трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и несения ими уголовной ответственности в случае совершения преступлений;

– Общественный отношения в области экономики с участием госкорпораций, их взаимодействия с иностранными компаниями и заключения международных соглашений в различных сферах сотрудничества.

4. По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы можно разделить на:

+ управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

– императивные и диспозитивные;

– постоянные и временные.

5. Какое утверждение неверно?

+ Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.

– Для принятия конституционных поправок используется особый порядок.

– Конституция РФ закрепляет основы всех иных отраслей права.

6. Устои и важнейшие принципы, целью которых является обеспечение конституционного характера государства – это:

+ основы конституционного строя;

– верховенство Конституции РФ над другими законами;

– содержание конституционно-правовых отношений.

7. Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?

+ Человек, его права и свободы;

– Целостность и неприкосновенность территории РФ;

– Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

8. Что понимается под государственным суверенитетом?

+ Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;

– Закрепленные в Конституции РФ: отсутствие официальной религии государства, отделение от него религиозных организаций и их равноправие перед законом;

– Деление государственной власти РФ на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает демократический режим правления.

9. Конституционная правоспособность – это:

+ признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;

– закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

– предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

10. Устойчивой правовой связью лица с государством, которая выражена в их совокупных правах и обязанностях, называют:

11. Право на защиту своей чести и доброго имени относится:

+ к личным правам и свободам;

– к политическим правам;

– к социальным правам.

12. По территориально-политическому устройству все государства делятся на:

+ унитарные, федеративные и конфедерации;

– монархии, республики и теократии;

– тоталитарные, авторитарные и демократические.

13. Если Указ Президента РФ противоречит Конституции РФ, будут действовать нормы:

– Указа Президента РФ;

– На усмотрение правоприменительного органа.

14. Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?

15. Решение вопроса о доверии Правительству РФ относится к ведению:

16. Если избранным становится кандидат, который получил простое большинство голосов, т. е. больше, чем его конкуренты по отдельности, то это:

+ мажоритарная система относительного большинства;

– мажоритарная система квалифицированного большинства;

– мажоритарная система абсолютного большинства.

17. Территориальная единица, созданная для организации проведения голосования и подсчета голосов – это:

18. Как называется вступительная часть Конституции РФ?

19. Кому или чему, согласно Конституции РФ, подчиняются судьи?

+ Конституции РФ и федеральному закону;

– Президенту РФ и его указам;

20. Какое из утверждений неверно?

+ Референдум не является формой реализации местного самоуправления;

– Население само определяет структуру органов местной власти;

– Местные органы власти вправе самостоятельно формировать местный бюджет.

21. Кем утверждается военная доктрина РФ?

– Федеральным Собранием РФ.

22. За какие категории преступлений в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться смертная казнь?

+ За особо тяжкие преступления против жизни;

– За тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья;

–За особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

23. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?

+ Оплачиваемый ежегодный отпуск;

– Ежеквартальная премия по результатам работы;

– Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

24. Какое из указанных утверждений верно, исходя из прямого толкования норм Конституции РФ?

+ Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;

– Россия – президентская республика;

– России – парламентская республика.

25. Какие субъекты РФ имеют свою конституцию и законодательство?

– Республики и автономные округа;

– Республики, автономные округа и автономные области.

26. Создание каких условий является целью политики социального государства?

+ Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;

– Которые направлены на эффективное расходование бюджетных средств на социальную сферу;

– Которые создают предпосылки для экономического роста государства.

27. Какое условие называет Конституция РФ для возможности применить закон?

+ Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;

– Принятие его квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы;

– Факт подписания закона Президентом РФ.

28. Кем образуется счетная Палата РФ?

+ Советом Федерации и Государственной Думой;

29. Что из перечисленного относится к ведению Совета Федерации?

+ Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

– Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

30. Источники конституционного права

+ действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)

— исключительно Конституция РФ и решения Конституционного суда.

— Референдумы, выборы, непосредственное волеизъявление народа

31. Предметом конституционного права является:

+ фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;

— Основной Закон государства – Конституция Российской Федерации, ее действие и практика применения;

— общественные, политические и экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами.

32. Конституционное право РФ как отрасль – это:

+ система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;

— право уполномоченных законом субъектов вносить поправки в Конституцию РФ;

— комплекс упорядоченных норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере реализации государственной федеральной власти и ее взаимоотношений с региональной и муниципальной.

33. Всенародное голосование называется:

34. Каково второе название конституционного права?

35. Основным конституционным правом человека является право:

36. К источникам конституционного права относится:

+ нормативный правовой акт;

— практика системы арбитражных судов;

37. Объявление амнистии относится к компетенции:

+ Государственной Думы РФ;

38. Конституционный Суд имеет право:

+ толковать Основной Закон государства;

— осуществлять помилование и объявлять амнистию;

— вносить поправки в Конституцию РФ.

39. Субъектом конституционного права РФ не является:

+ административно-территориальная единица другого государства;

— лицо без гражданство, проживающее на территории РФ.

40. Отношения, регулируемые конституционным правом:

+ составляют его предмет;

— являются его источниками;

— служат его функциями.

41. Действия граждан или их объединений, состоящие в подготовке и распространению сведений, имеющих целью побудить избирателей проголосовать тем или иным образом, – это:

42. Организованное публичное выражение мнения группы граждан, которые во время движения несут плакаты или транспаранты, называется:

43. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ является:

44. Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов?

— Министерство внутренних дел РФ;

45. Какой документ выдается иностранному гражданину с целью подтверждения его права на проживание на территории России и беспрепятственный въезд/выезд из нее?

— Разрешение на работу;

46. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?

47. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:

48. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?

— Постановление Правительства РФ.

49. Какой этап законодательного процесса является первым?

— Рассмотрение в первом чтении;

50. Связь государства и гражданина, обусловливающая наличие между ними обоюдных прав и обязанностей, называется:

51. Какое количество субъектов входит в состав России в настоящее время?

52. Каким статусом субъекта РФ обладает Саха (Якутия)?

— Город федерального значения.

53. Государственный аппарат является частью:

— Администрации Президента РФ;

— правового статуса субъекта конституционного права.

54. Кем может заполняться избирательный бюллетень?

+ Только самим избирателем;

— Членом избирательной комиссии;

— Кандидатом на выборную должность.

55. Фальсификация итогов референдума – это нарушение закона, за которое предусмотрена:

56. Минимальный возраст гражданина для того, чтобы он прошел регистрацию в качестве кандидата на пост Президента РФ, составляет:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *