какие суда относятся к вспомогательным
Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись
Деятельность военно-морского флота не осуществляется сама по себе. Для того чтобы военные корабли могли успешно нести боевое дежурство, работает множество вспомогательных судов и катеров: гидрографических, океанографических, спасательных, разведывательных, танкерных, буксирных. Эти корабли редко оказываются в центре внимания, однако без них ВМФ не может существовать.
Данный цикл статей посвящен вспомогательным и специальным судам, работающим в интересах нашего военно-морского и коммерческого флотов. Открывают цикл корабли, предназначенные для гидрографических исследований.
Корабли гидрографической службы
Гидрографическая служба России существует под разными названиями и в разных организационно-структурных формах со времен Петра I. В настоящее время ее официальное название — Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.
Основные функции Управления следующие:
2. Организация проведения океанографических, гидрографических и морских геофизических работ в океанах и морях в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ.
3. Руководство работой по созданию навигационных морских, геофизических и других специальных карт (в том числе электронных), руководств и пособий для плавания в Мировом океане и обеспечение ими в установленном порядке потребителей РФ и зарубежных государств.
4. Руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) ВМФ морскими средствами навигации и океанографии (далее именуется — МСН), поддержанием технической готовности МСН на кораблях постоянной готовности.
5. Содержание и развитие системы навигационного оборудования на побережье и в морских водах, находящихся под юрисдикцией РФ (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ, обеспечение действия средств навигационного оборудования с установленными характеристиками и режимами работы.
6. Руководство непосредственно подчиненными воинскими частями и организациями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями ГС ВМФ.
7. Участие РФ в деятельности Международной гидрографической организации (далее — МГО) и Международной ассоциации маячных служб (далее — МАМС), взаимодействие и сотрудничество с другими международными и региональными мореведческими организациями.
Какими же средствами реализуются приведенные выше задачи? Рассмотрим имеющиеся в наличии у гидрографической службы корабли.
Гидрографические суда проекта 860. Строились в 1960-х в Гданьске (Польша). Полное водоизмещение — 1274 тонны. Скорость полного хода — 15 узлов. Дальность хода — 6200 миль на скорости в 10 узлов. Силовая установка — 2×1500 л. с., дизели «Згода-Зульцер» 5TG48. Экипаж — до 53 человек.
Гидрографические суда проекта 861 предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.
Строились в 1960-1970-х годах в Гданьске. Полное водоизмещение — 1542,6 тонны. Скорость полного хода — 17,3 узла. Дальность хода — 8900 миль на 11 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л. с. Экипаж судна составляет 45 человек и 10 членов научной команды.
В качестве специального оборудования на кораблях проекта 861 установлены ГАС «Бронза» и радиопеленгатор АРП-50Р.
Океанографические исследовательские суда проекта 852 тип «Академик Крылов». Строились в 1970-х годах в польском Шецине.
Суда данного проекта предназначены для исследований в области океанологии, химической гидрологии и морской метеорологии. Также для биологических, аэрологических, актинометрических наблюдений; регистрации волнения и течений в акватории Мирового океана, и других морских наблюдений и исследований.
Судно имеет полное водоизмещение 9140 тонн, максимальную скорость хода — 20,8 узла, дальность хода 24 000 миль на 15,4 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей мощностью 8000 л. с. Экипаж судна — до 148 человек.
На судне размещено 20 научных лабораторий, общей площадью 900 кв. м, в том числе: гидрографическая, радиоизмерительная, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая, центр обработки данных и астрономический павильон. На верхней палубе оборудована площадка и ангар для одного вертолёта типа Ка-25.
На судах предусмотрено одновременное размещение 4-х океанографических буйковых станций типа: ЛЭРОК-0,5, ЛЭРОК-1, ЛЭРОК-2, ЛЭС-23-1, ЛЭС-55-1.
Для погрузочно-разгрузочных работ суда оборудованы: одной крановой установкой на баке грузоподъемностью 7 тонн, двумя малыми кранами г/п по 250 кг и двумя кормовыми грузовыми стрелами г/п по 8 тонн.
На судах штатно имелись следующие вспомогательные катера и боты: 2 гидрографических промерных катера; 1 рабочий катер типа 725 вместимостью 20 чел; 1 разъездной катер типа 731 вместимостью 9 чел; 2 спасательных бота вместимостью по 70 чел.
Гидрографические суда проекта 862. Строились в 1970-80-х годах в польском Гданьске. Эти суда предназначены для изучения вопросов океанографии, имеющих специфическое военное значение, таких как изучение гидрологических условий для обеспечения свободного плавания подводных лодок новых проектов в удаленных районах Мирового океана и для проведения комплексных океанографических исследований. В частности, корабли проекта 862 могут:
1) делать маршрутный промер;
2) проводить батитермографные исследования (непрерывное измерение вертикального распределения температуры воды);
3) наблюдать за морскими течениями;
4) делать исследования химической гидрологии;
5) исследовать морскую метеорологию;
6) проводить промер глубин;
7) производить детальную съёмку рельефа дна;
8) делать топографическую съёмку;
9) проводить геодезические работы;
10) исследовать радионавигационные системы.
Данные суда обладают неограниченной мореходностью и работали во всех районах Мирового океана.
Корабли проекта 862 имеют полное водоизмещение в 2435 тонн, максимальную скорость хода в 15,9 узла, дальность хода в 8650 морских миль, экипаж — до 70 человек. ГЭУ состоит из двух дизелей мощностью по 2200 л. с. В качестве вспомогательных двигателей установлены 2 электродвигателя мощностью по 143 л. с., дающие бесшумный малый ход.
Для производства работ на борту находятся два гидрографических промерных катера, а также батометр и другое оборудование.
Из специального оборудования следует отметить ОГАС МГ-329 «Шексна» и оборудование для РТР и РР.
Гидрографические суда проекта 865. Строились в конце 1980-х в Гданьске по заказу ВМФ СССР. Суда имеют полное водоизмещение в 3450 тонн, скорость полного хода — 15 узлов, дальность хода — 11 000 миль на 12 узлах. Экипаж — до 70 человек. Силовая установка — дизельный двигатель «Згода-Зульцер» 12АSB-25D мощностью 4800 л. с.
Гидрографические суда проекта 870 постройки Гданьской судоверфи. Суда предназначаются для гидрологических исследований в ближней морской и базовой зонах, изучения и работ в опасных для судоходства районах, оборудования рейдов. Имеют полное водоизмещение 680 тонн, скорость полного хода в 14 узлов, максимальную дальность хода в 4000 миль на 11 узлах. Экипаж — 26 человек. Силовая установка — 2 дизеля суммарной мощностью 1740 л. с.
Суда проекта 871 строились в Гданьске в 1970-х годах. Имеют полное водоизмещение в 690 тонн, скорость полного хода в 13 узлов, дальность хода 3160 миль на 10,2 узлах, экипаж до 33 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 600 л. с.
Гидрографические суда проекта 872 строились в Гданьске в 1970-1980-х годах. Предназначены для гидрографического обеспечения флота в ближней морской зоне. Суда имеют полное водоизмещение в 1190 тонн, скорость полного хода — 13,37 узлов, максимальную дальность плавания в 4356 миль на 11,82 узлах, экипаж — 36 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 960 л. с., также есть 2 вспомогательных электродвигателя мощностью 143 л. с.
Малые гидрографические суда проекта РЭФ-100 строились по заказу ВМФ СССР в Румынии в 1980-х годах. Имеют полное водоизмещение в 499 тонн, скорость в 8,5 узлов, максимальную дальность хода — 1000 миль на 6 узлах, экипаж — 19 человек, ГЭУ — 2 дизеля по 300 л. с.
Суда проекта 16611 «Фарватер» строились в 1990-2000-х годах на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске. В задачи судов проекта входят:
1) съёмка рельефа дна в прибрежных районах морей;
2) площадное обследование рельефа дна с шириной охвата 40 метров;
3) промер с инструментальной оценкой;
4) гидрографическое траление;
5) гидрографические измерения;
6) обслуживание средств навигационного оборудования и гидрографических партий.
Суда имеют полное водоизмещение в 384,7 тонны, скорость полного хода — 11,5 узла, дальность хода — до 1600 миль, экипаж — 15 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-редукторных агрегатов ДРА-525, мощностью по 400 л. с.
Гидрографическое оборудование включает в себя:
1. Широкополосный эхотрал, применяется для измерения глубины по способу траления участков морского дна.
2. «Съемка» — многоканальный эхолот.
3. «Мускат-2» — малогабаритный гидроакустический комплекс площадной съемки рельефа дна в прибрежной зоне.
4. «Приз» — промерный эхолот.
5. «Крабик-БМ» − приемоиндикатор.
Малые гидрографические суда проекта 19910 отечественной постройки. Строительство ведется с 2000-х по настоящее время. В задачи судна входят:
1) постановка и снятие навигационных морских буев и вех всех типов;
2) обслуживание (осмотр, перезарядка и ремонт) береговых и плавучих средств навигационного оборудования (СНО), контроль за их бесперебойной работой;
3) выполнение гидрографических работ в объеме возможностей устанавливаемого оборудования;
4) перевозка различных грузов для обеспечения работ береговых СНО и гидрографических подразделений на необорудованном побережье.
Суда имеют полное водоизмещение в 1200 тонн, скорость полного хода — 12,5 узлов, дальность хода до 3500 миль, экипаж — 17 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с передачей мощности на две полноповоротные винторулевые колонки с винтами фиксированного шага в насадках (электродвигатели АДГ-550-4, мощностью по 750 кВт) и одно носовое подруливающее устройство.
Гидрографическое оборудование представлено многолучевым эхолотом, позволяющим получать изображение рельефа дна в 3D-формате в режиме реального времени.
Специальное оборудование представлено: 8-ми тонным двухгаковым электрогидравлическим краном, 0,16-тонной гидрологической лебедкой с кран-балкой, ручной грузовой талью 0,99 тонн, двумя откидными площадками с гидроприводом, двумя площадками-накопителями с вращающимися рольганами.
Катера проекта 19920 предназначены для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах, в том числе для:
1) разведки водного маршрута;
2) гидрографических промеров;
3) съёмки рельефа дна;
4) лоцмейстерских проводок;
5) постановки, съёма и обслуживания плавучих средств навигационного оборудования;
6) лидирования подводных лодок в пунктах базирования.
Также катера могут доставить научные группы и спецоборудование до 15 тонн на необорудованное побережье.
Катера имеют полное водоизмещение в 320 тонн, скорость хода — до 11,5 узлов, дальность хода до 1000 миль, экипаж — 11 человек. ГЭУ катера состоит из двух дизель-редукторных агрегатов на основе дизелей «Deutz» BF6M 1015МС мощностью по 337 л. с.
Гидрографическое оборудование катера включает в себя:
1) многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации;
2) промерный эхолот;
3) профилограф гидрографический;
4) система измерения параметров качки;
5) измеритель скорости звука в воде;
6) автономный возвращаемый гидрологический зонд;
7) автоматизированный мареограф.
Большой гидрографический катер проекта 23040Г предназначен для: высокоточной площадной съёмки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров и съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров; обслуживания всех типов плавучих предостерегательных знаков (далее — ППЗ); постановки/съёмки всех типов ППЗ до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метра; доставки личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования; навигационно-гидрографического обеспечения спасательных и поисковых операций; лоцманской проводки и лидирования подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.
Катер имеет полное водоизмещение в 192,7 тонны, скорость хода до 13 узлов, силовую установку из 2-х дизелей по 337 л. с. каждый
Катер проекта 23370Г предназначен для выполнения лоцмейстерских и отдельных видов гидрографических работ, в том числе:
1) постановки (съемки) и обслуживания плавучих предостерегательных знаков (ППЗ);
2) доставки обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования (СНО), в том числе расположенных на необорудованном побережье;
3) оперативного промера глубин в местах постановки ППЗ с использованием промерного эхолота.
Заключение
В составе ВМФ России на сегодняшний день находятся: 1 судно проекта 860, 4 — проекта 861, 1 судно проекта 852, 8 — проекта 862, 2 корабля проекта 865, 5 — проекта 870, 5 — проекта 871, 15 судов проекта 872, 2 судна проекта РЭФ-100, 3 — проекта 16611, 3 проекта 19910, 2 судна проекта 16609, 1 судно проекта 90600, 9 катеров проекта 19920, 2 катера проекта 23040Г, 20 катеров различных проектов советской постройки. Всего — 52 судна и 31 БГК.
На первый взгляд, Россия располагает внушительным флотом гидрографических судов и катеров. Однако большая их часть построена в 1970-80-х годах. В скором времени их ждет списание. Реально новыми являются 3 судна проекта 19910 и 3 судна проектов 16609 и 90600, а также 11 катеров проектов 19920 и 23040Г.
Для обновления флота гидрографических судов в настоящее время ведется строительство 8 малых гидрографических судов проекта 19910, 2-х больших гидрографических катеров проекта 19920, 2-х БГК проекта 23040Г, одного БГК проекта 23370Г и одного малого гидрографического катера проекта 21961.
Таким образом, в настоящее время происходит только обновление состава малых гидрографических судов и БГК, причем в количестве, значительно меньшем, чем количество списываемых судов. При этом полностью отсутствует замена судам проектов 852, 862 и 865. А это суда, способные совершать дальние походы и действовать практически в любых точках Мирового океана. То есть в ближайшие годы ВМФ России сможет рассчитывать на гидрографическое обеспечение только в своих территориальных водах. Более того, учитывая гигантскую протяженность береговой линии России, различные климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий, можно с уверенность сказать, что вводимых в эксплуатацию судов однозначно мало для надежного гидрографического обеспечения ВМФ даже в наших территориальных водах.
Есть, правда, некоторая надежда, что гидрографическое обеспечение в дальней морской зоне смогут взять на себя океанографические суда, строящиеся в интересах другого (весьма секретного) ведомства. Но об этом — в следующей статье.
Какие суда относятся к вспомогательным
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 13 апреля 2020 года N 3215-АБ/20
Об объектах вспомогательного использования
В связи с обращениями граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, кадастровых инженеров по вопросам, возникающим в связи с созданием объектов вспомогательного использования, их государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на них, Росреестр сообщает.
1. О критериях отнесения объектов к числу вспомогательных зданий, строений, сооружений.
под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:
здания и сооружения временного (сезонного) назначения;
здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;
здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в отличие от положений ГрК РФ Закон N 384-ФЗ позволяет относить к числу объектов вспомогательного использования здания и сооружения, но при этом не упоминает строения, конкретизируя цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.
раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части в том числе зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (в том числе основного и вспомогательного назначения) объектов капитального строительства для объектов производственного назначения (подпункт «з» пункта 12);
раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в графической части в том числе календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства) (подпункт «х» пункта 23);
раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать в текстовой части в том числе перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) (подпункт «е» пункта 38).
Таким образом, создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.
Пунктом 3 Требований N 1175 установлено, что размещение строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования внутри и на территории объектов капитального строительства определяется проектной документацией.
Сводом правил N 31-115-2008 «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта», утвержденным приказом ОАО «ИОЗ» от 28 августа 2008 г. N 12в, приказом Международной академии футбольной и спортивной индустрии от 15 сентября 2008 г. N 9, предусмотрено, что здания и помещения вспомогательного назначения при спортивных трассах или сооружениях проектируются в соответствии с положениями СНиП 31-06-2009 и СП 31-115-2006, а также нормативными документами, соответствующими назначению здания.
Минстроем России согласована следующая позиция (письмо от 16 марта 2020 г. N 9394-ДВ/08):
учитывая, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования;
при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией);
согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
в этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (так, при наличии на земельном участке здания торгового центра в качестве основного объекта не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, расположенное на этом же земельном участке).
2. Об отнесении объектов вспомогательного использования к недвижимому имуществу.
ГрК РФ определено понятие некапитальных строений, сооружений как строений, сооружений, не имеющих прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) (пункт 10.2 статьи 1 ГрК РФ).
Таким образом, строения, сооружения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям статьи 130 ГК РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.
Согласно сложившейся судебной практике (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункт 2.4 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 г., Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г., пункт 25 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г.) вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому должен разрешаться на стадии его создания (в соответствии с положениями ГрК РФ, применяемыми в отношении объектов капитального строительства), а также с учетом наличия самостоятельного назначения этого имущества (по отношению к земельному участку, на котором такое имущество расположено) и способности выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Одновременно тот факт, что объект вспомогательного использования может являться некапитальным строением или сооружением, следует учитывать и в ходе кадастровой деятельности, учитывая, что согласно пункту 2 части 2 статьи 29_1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в технический план кадастровый инженер несет предусмотренную законом ответственность (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
правообладатель садового земельного участка имеет право возведения на таком земельном участке хозяйственных построек, в том числе временных, то есть не относящихся к недвижимому имуществу, к примеру теплиц или навесов;
правообладатель огородного земельного участка имеет право создания на данном земельном участке исключительно объектов, не являющихся объектами недвижимости.
С учетом предусмотренных Законом N 217-ФЗ положений такие объекты, как теплицы или навесы, расположенные на садовых или огородных участках, не могут являться объектами кадастровых работ и объектами кадастрового учета.
3. Об использовании земельных участков для размещения объектов вспомогательного использования.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Необходимо также учитывать, что на основании части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. В соответствии со статьями 37 и 38 ГрК РФ в градостроительном регламенте также указываются виды разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства. При этом каких-либо исключений в отношении видов разрешенного использования и параметров разрешенного строительства объектов вспомогательного использования ГрК РФ не предусматривает.
Таким образом, несмотря на то, что для строительства объектов вспомогательного назначения не требуется разрешение на строительство, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, либо документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу пункта 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приостанавливается по решению государственного регистратора прав также в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляются также исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, а также требования к ее подготовке и состав содержащихся в ней сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953. Тем не менее при наличии проектной документации, содержащей сведения об объекте строительства, в отношении которого выполняются кадастровые работы, и отсутствии требования о получении разрешения на строительство такого объекта приоритетным является применение при кадастровых работах проектной документации на строительство (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ), а не декларации об объекте недвижимости.
При этом в техническом плане в отношении объекта вспомогательного использования в строке 14 «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются слова «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «здание контрольно-пропускного пункта»), а в разделе «Заключение кадастрового инженера» целесообразно указать, что в соответствии с ГрК РФ для строительства заявленного на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта не требуется выдача разрешения на строительство, поскольку он является объектом вспомогательного использования, в частности, указать, каким документом данный объект определен в качестве вспомогательного (при наличии такого документа), в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию, в чем именно данная функция заключается. В качестве обоснования отнесения объекта к вспомогательному в состав технического плана может быть включена в том числе проектная документация, подготовленная в отношении основного объекта недвижимости (если законодательством о градостроительной детальности предусмотрена подготовка такой проектной документации в отношении основного объекта недвижимости).
Ответственность за достоверность отраженной в техническом плане информации об объекте недвижимости в соответствии с действующим законодательством несет кадастровый инженер.
Росреестр полагает необходимым обратить внимание также на то, что в определенных законом случаях создание объектов вспомогательного использования может осуществляться не только лицами, которые обладают на земельный участок вещными и иными правами, например, арендой либо безвозмездным пользованием. Так, в частности, ЗК РФ предусматривает возможность размещения подобных объектов: