какие суры читать покойникам

Какие суры читать покойникам

какие суры читать покойникам. Смотреть фото какие суры читать покойникам. Смотреть картинку какие суры читать покойникам. Картинка про какие суры читать покойникам. Фото какие суры читать покойникам

Сура Аль-Фатиха
Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим.
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Альхамду лилляhи роббил-*алямин.
Ар-рахманир-рахим.
Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин.
Ihдинас-сыроталь мустаким.
Сыроталь-лязина ангамта галайhим.
Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

Сура Алиф.лям.мим
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби.
Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун.
Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка.
Уа ма унзиля мин каблик.
Уа биль ахирятиhум йукиунун.
Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим,
Уа уляяика hумул муфлиhун.
Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

Сура Аяту-ль-курси
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум.
Ля тахузуhу синату уа ля наум.
Лаhу мафис Самауати уа мафил ард.
Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh.
Йаламу ма байня айдиhим.
Уа ма хальфаhум.
Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи.
Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати.
Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

Сура Я-синь
1.Ясин,
2. уалькъур’анильхакими
3. иннакаламинал мурсалина
4. гъаля сираддин мустакъим.
5.Танзиляль гъазизиррахим.
6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн.
7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю’минун.
8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му’махун.
9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун.
10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю’минун.
Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб,
11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим.
Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум
12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин.
Сура Аль-Ихрас
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад.
Лям иялид. Уа лям йуляд.
Уа лям иакуллаhу куфуан ахад.
Аллаhу Акбар. Аминь (суру 3 раза читать)

Сура аль-Фаляк
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Куль агузу биррабил фаляк.
Мин шарри ма халяк
Уа мин шарри гасикин изя уакаб.
Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад.
Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь

Сура ан-Нас.
Бисмилляhир-рахманир-рахим.
Куль агузу биррабин нас.
Маликин нас.
Иляhин нас.
Мин шарил уасуасил хан-нас.
Аллязи уасуису фи судурин нас.
Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.

После завершения молитв,просите у Всевышнего прощение за грехи свои,близких. Говорите кому посвящаете эти молитвы и перечисляете имена усопших. Потом можно попросить у Всевышнего ваши желания. И в конце произносите
Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин

Источник

О чтении суры «Йасин» умершим

какие суры читать покойникам. Смотреть фото какие суры читать покойникам. Смотреть картинку какие суры читать покойникам. Картинка про какие суры читать покойникам. Фото какие суры читать покойникам

Мусульмане всего исламского мира, помимо обязательных видов поклонений, совершают различные ритуалы сопровождаемые чтением Корана и произнесением мольб. Проведение данных ритуалов и обрядов связано с желанием верующих приблизиться к милости Всевышнего, так как это помогает им решать мирские проблемы, способствует избавлению от печали, прощению грехов. Значительная часть дополнительной ритуальной практики мусульман связана с поминанием усопших. Так, в мусульманском мире в ходе погребально-поминальных обрядов принято читать суры «Фатиха», «Йасин», «Табарак», а также произносить такбиры, формулы единобожия, благословения пророку и др.

Нередко в мусульманской среде возникают споры по поводу проведения поминальных обрядов, в ходе которых читаются суры Корана и особенно сура «Йасин». Сторонники нетрадиционного понимания религии, критикуя людей исполняющих данные поминальные обряды, апеллируют тем, что при Пророке, мир ему, подобные обряды не проводились и всё это является нововведением. Однако стоит отметить, что чтение сур Корана в целом и суры «Йасин» в частности при проведении различных религиозных ритуалов и мероприятий не является исключительно народной традицией. Эта практика своими корнями уходит в пророческий период истории ислама.

В этой связи мы попытаемся рассмотреть позицию ранних поколений мусульман в отношении чтения суры «Йасин» и других сур в ходе погребально-поминальных обрядов.

Пророк Мухаммад, мир ему, часто говорил о пользе чтения суры «Йасин», которая раскрывает человеку суть вопросов смерти, жизни и воскрешения. По причине того, что имеется много хадисов и риваятов, указывающих на достоинство чтения суры «Йасин», в том числе, над умершими, написано много книг с толкованиями, раскрывающими смысл этой суры. Так, в стамбульской библиотеке манускриптов «Сулеймания» хранится около сотни экземпляров рукописных и старопечатных материалов с толкованиями и переводами суры «Йасин». В той же библиотеке хранится около десяти единиц письменного материала из книги Шейхуль-ислама Абу Исхакзаде Асад Ефенди «Hulâsatü’t-tebyîn fî tefsîri sûre-i Yâsîn» (Краткое разъяснение толкования суры «Йасин»). Там же имеется книга первого шариатского судьи города Стамбул Хызыр Бея Челеби «Тефсири Йасин». Турецкий учёный Айша Хумейра Аслантюрк перевела данный труд на современный турецкий язык, который был дважды издан в 1997 и 2007 годах. Немало трудов, посвящённых этой суре хранятся в библиотеках других мусульманских стран.

Название суры «Йасин» связано с двумя буквами арабского алфавита «ЙА», «СИН», с которых начинается сура, и которые образуют её первый аят.

В суре «Йасин» рассматриваются такие постулаты исламской религии, как единобожие, пророческая деятельность божьих посланников и загробная жизнь. Эти темы раскрываются сквозь призму рассуждений о совершенном сотворении природы и её бесперебойном функционировании. С целью назидания сура также повествует о древних народах, населявших землю и бросивших вызов Богу через противостояние Его пророкам.

По рассматриваемым в ней темам, суру можно условно разделить на четыре части, в первой из которых содержатся доказательства и божественное подтверждение того, что пророк Мухаммад действительно является посланником Бога, а также то, что Коран является божественным писанием, ниспосланным Мухаммаду Всевышним (аяты с 1 по 12). Вторая часть посвящена жителям селения (Асхабуль-Карйах), которым Бог послал своих пророков, проповедующих им истину (аяты с 13 по 32). В третьей части подробно рассказывается об особенностях земли, на которой живут и работают люди, взращивая на ней различные злаки. Аллах напоминает людям о совершенной системе, в рамках которой ночь сменяет день, а день ночь. Творец указывает на абсолютную, не имеющую каких-либо изъянов, установленную Им систему движения небесных светил, а также на то, что людям дарована великая милость, заключающаяся в том, что они могут беспрепятственно передвигаться по водным гладям на различных плавательных приспособлениях. Через все эти примеры Аллах демонстрирует своим рабам своё безграничное могущество и силу. При этом Аллах подчёркивает: «Какое бы знамение из знамений их Господа не явилось к ним, они непременно отворачиваются от него» (аят № 40).

В последних аятах суры делается акцент на воскрешении человека после смерти. Аллах, предварительно, задавая вопрос читателю: «Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли?», приводит слова заблудшего, который вопрошает «Кто оживит кости, которые истлели?». В 79 аяте Аллах приказывает Мухаммаду дать вопрошающему ответ: Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Продолжая данную тему, Аллах напоминает людям о том, что Он создал для них огонь, высекаемый из зелёного дерева, создал небеса и землю, подчёркивая, что для Него не составляет никакой трудности сотворить что-либо. Последний аят суры содержит в себе очередное напоминание читателю о важных аспектах веры мусульман – единобожии и загробной жизни.

Как видим, в аятах с 77 по 83 затрагиваются темы, связанные с созданием человека, его смертью и воскрешением, которое отрицается многобожниками. В связи с этим можно сказать о том, что смысл данных аятов соответствует погребально-поминальной практике мусульман, которые читают суру «Йасин» над умирающим, в ходе похорон и при проведении поминальных обрядов. Стоит также подчеркнуть, что в аятах с 12 по 68 также затрагиваются вопросы жизни и смерти. Это в свою очередь указывает на логичность чтения суры «Йасин» и соответствие её смысла проводимым погребально-поминальным обрядам.

Так можно и нужно ли читать «Йасин» и другие суры для покойных? Ответ на этот вопрос необходимо искать в высказываниях Пророка, мир ему, и его праведных сподвижников.

Учёные, комментируя данный хадис, разъяснили, что в данном случае Пророк применил пальмовые ветки так как они подобно всем созданиям Аллаха, произносят множество славословий, восхваляя Всевышнего. То есть облегчение страданий находящимся в могилах людям принесли не сами ветки, а именно их зикр-поминание Бога. Этот хадис является указанием на пользу для умерших чтения различных мольб.

Относительно допустимости и желательности чтения сур Корана для усопших можно привести следующие шариатские доводы. Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха, мир ему, говорил: «Когда кто-то из вас умирает, не задерживайте его, и спешите с его погребением. И пусть у изголовья его могилы будет прочтена сура «аль-Фатиха», а у его ног окончание суры «аль-Бакара». Хадис рассказали ат-Табарани и аль-Байхаки в книге «Шу’аб-уль-иман». Аль-Хафиз Ибн Хаджар указал на хороший иснад хадиса. В одной из версий хадиса вместо «аль-Фатиха» говорилось о начале суры «аль-Бакара».

Также передают, что Абдулла ибн Умар завещал прочитать у его могилы начало и конец суры «аль-Бакара». Это передано аль-Халлялем, Ибн Кудама признал его достоверным, и ан-Навави подтвердил его хороший иснад.

Ат-Табарани сказал: «Я слышал от ал-Хусейна ибн Исхака ат-Тастари, от Али ибн Хаджара, от Мубашшира ибн Исмаила, от Абдуллы ибн ар-Рахмана ибн Аля ибн ал-Луджаджа, от его отца: “О сынок, когда я умру выкопай в моей могиле нишу (ляхд), помести мое тело в нее и прочти: «Во имя Аллаха, согласно религии посланника Аллаха». Затем закопай могилу так, чтобы она немного возвышалась над уровнем земли, а после этого прочти начало и конец суры Корова (Бакара). Я слышал, что Пророк, мир ему, поступал таким образом” (Абдулла ас-Садык, «ар-Радд аль-мухкам аль-матин» с. 283, аз-Зайляи, «Насб ар-рая» 2/302.

Относительно чтения суры «Йасин» за усопших имеются следующие доказательства.

Передаётся от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал:

مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها

«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Йасин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре» (Дайлами).

Пророк, мир ему сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то наказание (тех, кто в могиле) будет уменьшено в этот день, и тому достанется награда, равная количеству людей, похороненных на кладбище». Хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.

От Ма’киля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, мир ему, сказал: اقرؤوا يس على موتاكم «Читайте «Йа син» над своими умершими».

Передаётся, что Пророк, мир ему, сказал: «Йасин – это сердце Корана. Тот, кто читает его ради довольства Аллаха, несомненно спасётся. Читайте его для своих умерших». Ахмад бин Ханбаль, 417.

Согласно пророческой сунне, сура «Йасин» также должна читаться возле умирающего человека, так как это облегчает ему предсмертные муки.

«Сказал Пророк, мир ему:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ما مِن ميتٍ يمُوت فتُقرأ عنده يس إلا هوَّن اللهُ عليه

«Нет такого, когда кто-то умирает и читается при нем Йасин, чтобы не облегчил Аллах его смерть».

Исходя из всего сказанного, мы можем сделать вывод, что чтение суры «Йасин», а также «аль-Фатихи», первых и последних аятов суры аль-Бакара возле умирающего, над телом уже покинувшего этот мир человека и возле могил является пророческой сунной и именно это обстоятельство служит основой для широкого применения в религиозной практике мусульман чтения сур в ходе погребально-поминальных обрядов.

Посвящение наград за чтение сур усопшим приносят им пользу, так как Аллах за это прощает их грехи, облегчает положение их душ в загробном мире, а также по своей воле дарует умершим, посвящаемую им духовную награду.

Учёные подчёркивают, что самым главным при проведении погребально-поминальных обрядов является искренность, то есть все суры и поклонения, которые совершаются для того, чтобы посвятить умершим награду за них должны исполняться с искренним намерением, в противном случае, Аллах может не принять поклонение и соответственно награда за него не дойдёт до усопшего. Поэтому учёные советуют совершать данные обряды родственникам покойных, так как только родственники могут максимально искренне читать Коран и совершать иные действия с целью посвящения наград своим умершим.

Источник

Какие суры читать покойникам

какие суры читать покойникам. Смотреть фото какие суры читать покойникам. Смотреть картинку какие суры читать покойникам. Картинка про какие суры читать покойникам. Фото какие суры читать покойникам

Дуа для тех, кто потерял близкого

Однако в такие моменты жизни, важно не отчаиваться и с еще большой устремленностью уповать на Аллаха. Ведь Он не посылает нам сверх наших возможностей и для каждой беды ниспослылает решение.

Поэтому молитесь за своих близких, покинувших этот мир и помните слова посланника Аллаха (мир ему), который сказал:

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

1. При получении известия о смерти человека произносят следующий аят из Корана и дуа:

إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَ هَذَا الْمَيِّتُ مُحْسِنًا فَزِدْ فِى إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَتَجَاوَزْ عَنْهُ

Иннаа лилляяхи уа иннаа иляйхи рааджигун. (Сура «Аль-Бакара», аят 156)

Аллаахумма ин каана хааз̣аль-маййиту мухсинан фазид фии ихсаанихи уа ин каана мусии’ан фатаджаауаз ганху.

«Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся.

О, Аллах, если этот умерший был благодетельным, то умножь его благодеяния, и если он был грешником, то прости грехи его».

2. Во время похорон произносят следующую молитву:

اَللهُ أَكْبَرُ أَشْهَدُ أَنَّ اللهَ يُحْيِى وَيُمِيتُ وَهُوَ حَىٌّ لَا يَمُوتُ هَذَا مَا وَعَدَنَا اللهُ وَرَسُولُهُ وَصَدَقَ اللهُ وَرَسُولُهُ اَللَّهُمَّ زِدْنَا إِيمَانًا وَتَسْلِيمًا

Аллааху акбар. Ашхаду аннал-лааха йухйии уа йумииту уа хуа хаййун ляя йамуут. Хааз̣аа маа уагада-наллааху уа расуулюх. Уа садакал-лааху уа расуулюх. Аллаахумма зиднаа иимаанан уа таслиимаа.

«Аллах велик! Свидетельствую, что Аллах оживляет и умерщвляет. Он Живой и никогда не умрет. Это то, что обещал Аллах и Его Посланник, и правду говорил Аллах и Его Посланник. О, Аллах, умножь веру нашу и умножь нашу покорность».

3. При входе на кладбище и проходя мимо могил, произносят следующую молитву:

عَلَيْكُمُ السَّلَامُ يَا أَهْلَ الدِّيَارِ رَحِمَ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ مِنْكُمْ أَنْتُمْ لَنَا سَلَفٌ وَنَحْنُ لَكُمْ خَلَفٌ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ نَسْئَلُ اللهَ تَعَالَى لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

Галяйкумус-саляяму йаа ахляд-дияяри рахималлаахуль-мустакъдимиина миннаа уаль-муста’хыриина минкум. Антум лянаа саляфун уа нахну лякум халяф. Уа иннаа ин шаа’ аллааху бикум ляяхикуун. Нас’алюллааха тагааляя лянаа уа лякумуль-гаафийах.

«Мир вам, жители загробного мира. Да смилостивится Аллах над вами, ушедшими из этого мира, и нами, оставшимися после вас! Вы – наши предшественники, а мы те, кто после вас, и мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Мы просим у Всевышнего Аллаха благополучия для нас и для вас».

4. Посвящая награду за чтение Корана душам умерших, читают следующую молитву:

اَللَّهُمَّ بَلِّغْ ثَوَابَ مَا قُرِئَ فِى هَذِهِ السَّاعَةُ الشَّرِيفَةُ مِنْ كِتَابِكَ الْكَرِيمِ إِلَى أَرْوَاحِ جَمِيعِ الْأَمْوَاتِ الْمُسْلِمِينَ كَافَّةً وَعَامَّةً خُصُوصًا مِنْهُمْ إِلَى أَرْوَاحِ أَقْرِبَائِى الَّذِينَ أَذْكُرُهُمْ بِلِسَانِى

Аллаахумма баллигъ cа̣уааба маакури’а фии хааз̣ихис-саагатиш-шариифати мин китаабикаль-кариими иляя аруаахи джамиигиль-амуаатиль-муслимиина кааффатан уа гаамматан хусуусан минхум иляя аруаахи акрибаа’ияль-ляз̣иина аз̣курухум билисаании.

«О, Аллах, доведи награду за то, что было прочитано из Твоей Священной книги в этот священный час, всем душам умерших мусульман, а также душам моих родственников».

После прочтения этого следует перечислить имена родственников и имена их отцов. Например: «О, Аллах, доведи награду за прочитанный мной Коран душе моего отца, сына такого-то, моей матери, дочери такого-то, моему брату, сыну такого-то, моему другу, сыну такого-то».

Источник

Что принесёт пользу умершему?

какие суры читать покойникам. Смотреть фото какие суры читать покойникам. Смотреть картинку какие суры читать покойникам. Картинка про какие суры читать покойникам. Фото какие суры читать покойникам

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Ислам предписал нам посещать могилы усопших, приветствовать их, молиться за них и просить Аллаха простить их грехи. Покойный получает пользу от этих деяний, иначе они были бы напрасны, а Ислам ничего не предписывает напрасно. Поэтому многие учёные указали на дозволенность совершения благих дел для мёртвого и сказали, что воздаяние за них доходит до усопших.

К важнейшим благим деяниям из тех, что приносят пользу умершему, относятся те, что совершены им самим. Это может быть:

– знание, которому он обучил людей;
– вырытый колодец, который будут использовать люди;
– посаженное дерево;
– средства, потраченные на постройку мечети, медресе, издание книги;
– оставление Корана в наследство;
– оставление им наследства в качестве милостыни или строительство чего-либо полезного, чем будут пользоваться люди после его смерти.

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي الْمَوْتَى وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَآثَارَهُمْ وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ فِي إِمَامٍ مُّبِينٍ

«Воистину, Мы оживляем мёртвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя». (сура Ясин, аят 12)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا مات ابن آدم انقطع عمله إلا من ثلاث : صدقة جارية ، أو علم يُنتفع به ، أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знания, которым могут пользоваться другие люди; праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим)

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن مما يلحق المؤمن من عمله وحسناته بعد موته ، علماً علمه ونشره ، أو ولداً صالحاً تركه أو مصحفاً ورثه ، أو مسجداً بناه ، أو بيتاً بناه لابن السبيل أو نهراً أجراه أو صدقة أخرجها من ماله في صحته وحياته، تلحقه من بعد موته

«Поистине, к хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, что был оставлен им в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; река, русло которой он проложил; милостыня, которую он раздал из своего имущества при жизни, будучи в полном здравии. Награда за всё это дойдёт до него и после смерти». (Ибн Маджа)

Другие люди также могут принести пользу умершему, ниже приведём список этих деяний.

1. Мольба (дуа) за умершего

Мольба о прощении грехов покойного и о милости Аллаха приносит пользу умершему.

Всевышний Аллах сказал:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

«А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: “Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим. Господи! Поистине, Ты — Снисходительный, Милующий (поэтому Ты примешь наши мольбы)”». (сура аль-Хашр, аят 10)

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا صليتم على الميت فأخلصوا له الدعاء

«Если вам придётся принимать участие в заупокойной молитве, проявляйте искренность, обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного». (Абу Дауд)

В сборнике «Сунан» Ибн Маджи приводится достоверный хадис о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал дуа:

اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

(Аллахумма-гъфир ли хайина, уа майитина, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аляль-ислями, уа манн тауаффайта-ху минна, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху)

«О Аллах, прости наших живых и мёртвых, присутствующих и отсутствующих, малых и старых, мужчин и женщин! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой верующими! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него[1]

2. Благодеяния праведного ребёнка

Благие деяния детей будут записываться и их родителям-мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится.

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِذَا مَاتَ الإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, все его добрые дела прерываются, кроме трёх: непрерывной милостыни, полезного знания или праведного ребёнка, который будет молиться за него». (Муслим)

Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إن أطيب ما أكل الرجل من كسبه وإن ولده من كسبه

«Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, его ребёнок относится к тому, что он приобрёл». (Ибн Маджа)

Наилучший способ принести пользу способ своим родителям – это больше обращаться к Аллаху за них.

Всевышний Аллах сказал:

وَقُلْ رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

«Скажи: “Господи! Помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким”». (сура аль-Исра, аят 24)

3. Милостыня (садака) за умершего

Са‘д ибн ‘Убада (да будет доволен им Аллах) рассказал, что его мать умерла, когда он отсутствовал, и тогда он сказал:

يا رسول الله إن أمي ماتت وأنا غائب فهل ينفعها إن تصدقت عنها فقال : نعم ، فقال : أشهدك أن حائطي المخراف صدقة عنها

«“О Посланник Аллаха, моя мать умерла, когда я отсутствовал. Пойдёт ли ей на пользу, если я раздам от её имени милостыню?” Он ответил: “Да”. Он сказал: “Я прошу вас засвидетельствовать, что мой плодоносящий сад отдаётся на благотворительность от её имени”». (аль-Бухари)

Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

من أراد بر والديه فليتصدق عنهما فإن الصدقة تصل إلى الميت وينتفع بها بلا خلاف بين المسلمين وهذا هو الصواب وأما ما حكاه أقضى القضاة أبو الحسن الماوردي البصرى الفقيه الشافعي في كتابه الحاوي عن بعض أصحاب الكلام من أن الميت لا يلحقه بعد موته ثواب فهو مذهب باطل قطعا وخطأ بين مخالف لنصوص الكتاب والسنة وإجماع الأمة فلا التفات إليه ولا تعريج عليه

«Кто желает почтить своих родителей, пусть раздаёт милостыню от их имени, потому что (награда) за милостыню достигнет покойного и принесет ему пользу. Среди мусульман нет разногласий по этому поводу. И это верное мнение.

Что касается слов, которые учёный-факих шафиитского мазхаба, кади Абу аль-Хасан аль-Маварди аль-Басри передаёт в своей книге “Аль-Хави” от некоторых учёных мутакаллимов, согласно которым никакая награда не может достичь покойного после его смерти, то такая точка зрения однозначно ошибочна и явно противоречит текстам Корана, Сунны и единогласному мнению учёных. Поэтому не следует обращать на них внимание». («Шарх Сахих Муслим», 1/89-90)

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Тухфат аль-Мухтадж» (7/72):

(وينفع الميت صدقة) عنه ومنها وقف لمصحف وغيره وحفر بئر وغرس شجر منه في حياته أو من غيره عنه بعد موته

«Милостыня, которая дана от имени умершего, принесёт ему пользу. Это распространяется и на оставление мусхафа (экземпляра Корана) или иного имущества в качестве вакфа, и на рытьё колодца, и на посадку деревьев, независимо от того, сделал это сам умерший при жизни или кто-то другой от его имени после его смерти».

4. Пост за умершего

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек и спросил:

يا رسولَ الله، إنَّ أمِّي ماتت وعليها صومُ شَهرٍ، أفأقضيه عنها؟ فقال: لو كان على أمِّكَ دينٌ، أكنْتَ قاضِيَه عنها؟ قال: نعم. قال: فدَينُ اللهِ أحَقُّ أن يُقضَى

«“О Посланник Аллаха, моя мать умерла, и она должна была поститься один месяц, разрешается ли мне возместить за неё пропущенный пост?” Пророк ответил ему: “Если бы на твоей матери был долг, ты расплатился бы за неё?”. Он ответил: “Да”. Тогда Пророк сказал ему: “Долг перед Аллахом (пропущенный пост) более достоин того, чтобы ты расплатился за него”». (аль-Бухари, Муслим)

5. Хадж и умра за неспособных престарелых или умерших родителей

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришла женщина из Джухейны и сказала:

إِنَّ أُمِّي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ، فَلَمْ تَحُجَّ حَتَّى مَاتَتْ، أَفَأَحُجُّ عَنْهَا؟ قَالَ: نَعَمْ، حُجِّي عَنْهَا، أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكِ دَيْنٌ، أَكُنْتِ قَاضِيَتَهُ؟ اقْضُوا اللَّهَ، فَاللَّهُ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ

«Моя мать дала обет совершить хадж. Однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хадж за неё?» Он сказал: «Конечно же, соверши хадж за неё. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни её обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом ещё более заслуживает того, чтобы его вернули». (аль-Бухари)

Однако перед тем, как совершать хадж за кого-то, следует совершить обязательный хадж за себя.

6. Чтение Корана за умершего

Учёные разделились во мнениях относительно того, доходит ли до умерших награда за чтение Корана. Большинство учёных считают, что воздаяние доходит до покойного независимо от того, читается Коран рядом с покойным или вдали от него.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وذهب أحمد بن حنبل وجماعة من العلماء وجماعة من أصحاب الشافعي إلى أنه يصل، والمختار أن يقول بعد القراءة: اللهم أوصل ثواب ما قرأته، والله أعلم اه وقال ابن النحوي في شرح المنهاج: لا يصل إلى الميت عندنا ثواب القراءة على المشهور. والمختار الوصول إذا سأل الله أيصال ثواب قراءته

«Ахмад ибн Ханбаль, группа ученых и последователей аш-Шафии склонились к тому, что награда за чтение Корана доходит до умершего, и согласно избранному мнению, после чтения человек должен произнести:

“Аллахумма авсиль саваба маа кара’туху” (О Аллах, пошли награду за прочитанное мной (такому-то)).

Ибн ан-Нахви сказал в труде “Шарх уль-Минхадж”: “Не доходит награда до мёртвого, согласно достоверному мнению (машхур)”. Но согласно избранному мнению, оно доходит, если попросить Аллаха об этом». («Аль-Маджму», 15/522)

Имам Джалялюддин ас-Суюти (849–911 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

إختلف في وصول ثواب القراءة للميت فجمهور السلف والأئمة الثلاثة على الوصول وخالف في ذلك إمامنا الشافعي مستدلا بقوله تعالى

«Учёные впали в разногласия по поводу того, доходит ли до умершего награда за чтение Корана. Большинство саляфов и трое имамов высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умершего. Что же касается имама аш-Шафии, то он высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: “Человек получит лишь то, к чему приложил своё старание” (53:39)». («Шарх ус-Судур», стр. 302)

Имам Зайнуддин аль-Малибари аш-Шафии (умер в 987 г. х.) пишет в книге «Фатх уль-Муин» (стр. 432):

أما القراءة فقد قال النووي في شرح مسلم: المشهور من مذهب الشافعي أنه لا يصل ثوابها إلى الميت وقال بعض أصحابنا يصل ثوابها للميت بمجرد قصده بها، ولو بعدها، وعليه الائمة الثلاثة واختاره كثيرون من أئمتنا، واعتمده السبكي وغيره

«Что касается чтения Корана, то ан-Навави сказал в “Шархе” Муслима: “Согласно предпочтительному мнению в мазхабе аш-Шафии, награда не доходит до мёртвого, но часть наших учёных-шафиитов сказали, что мёртвый получает награду за чтение Корана, если у читающего имелась такая цель. На этом сошлись три имама (Абу Ханифа, Малик, Ахмад), и многие учёные нашего мазхаба выбрали это мнение, а ас-Субки и другие постановили, что это основополагающая позиция мазхаба”»[2].

Желательно также читать Коран возле могилы умершего.

Абдурахман ибн ‘Аля ибн Ляджлядж передаёт, что его отец ‘Аля ибн Ляджлядж, умирая, оставил следующее завещание:

إِنِّي إِذَا أَنَا مُتُّ، فَضَعْنِي فِي اللَّحْدِ، وَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ، وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللَّهِ، وَسُنَّ عَلَيَّ التُّرَابَ سَنًّا، وَاقْرَأْ عِنْدَ رَأْسِي بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَأَوَّلِ الْبَقَرَةِ وَخَاتِمَتِهَا، فَإِنِّي سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ يَقُولُ ذَلِكَ

«Когда положите меня в могилу, скажите: “Бисмиллях, ва ‘аля суннати расулиЛлях”. После этого бросьте горсти земли. Потом у изголовья читайте начало cуры Аль-Бакара и её конец. Воистину, я слышал, что Абдуллах ибн Умар говорил так же».

(Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 4/56. Аль-Байхаки в книге «Ад-Да’ават» (2/297) и ан-Навави в книге «Аль-Азкар» назвали иснад этого хадиса хорошим).

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Маджму»:

. يستحب أن يمكث على القبر بعد الدفن ساعة يدعو للميت ويستغفر له نص عليه الشافعي واتفق عليه الأصحاب ، قالوا : ويستحب أن يقرأ عنده شيء من القرآن وإن ختموا القرآن كان أفضل ،

«После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле на некоторое время и делать дуа для покойного и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии, и с этим согласились его асхабы (ученики). Они сказали: “Желательно прочитать возле него (покойного) что-нибудь из Корана, а прочитать его до конца ещё лучше”». («Аль-Маджму», 5/185)

Учёный шафиитского мазхаба Сулейман аль-Джамаль (умер в 1204 г. х.) в субкомментариях к толкованию труда «Аль-Манхадж ут-Тулаб» пишет:

ثواب القراءة للقارئ ويحصل مثله أيضا للميت لكن إن كانت بحضرته، أو بنيته أو يجعل ثوابها له بعد فراغها على المعتمد في ذلك

«Награда за чтение принадлежит чтецу, но такая же награда будет дана покойному, если чтение происходило в его присутствии, или намерение чтеца было таковым, или если чтец отправит (посредством дуа) награду покойному после окончания чтения. Это согласно основному мнению». («Хашият аль-Джамаль ‘аля шарх аль-Манхадж ит-тулаб», 4/67)

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:

مَرَّ النبيُّ صَلّى اللهُ عليه وسلَّمَ بحائِطٍ مِن حِيطانِ المَدِينَةِ، أوْ مَكَّةَ، فَسَمِعَ صَوْتَ إنْسانَيْنِ يُعَذَّبانِ في قُبُورِهِما، فَقالَ النبيُّ صَلّى اللهُ عليه وسلَّمَ: يُعَذَّبانِ، وما يُعَذَّبانِ في كَبِيرٍ ثُمَّ قالَ: بَلى، كانَ أحَدُهُما لا يَسْتَتِرُ مِن بَوْلِهِ، وكانَ الآخَرُ يَمْشِي بالنَّمِيمَةِ. ثُمَّ دَعا بجَرِيدَةٍ، فَكَسَرَها كِسْرَتَيْنِ، فَوَضَعَ على كُلِّ قَبْرٍ منهما كِسْرَةً، فقِيلَ له: يا رَسولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هذا؟ قالَ: لَعَلَّهُ أنْ يُخَفَّفَ عنْهما ما لَمْ تَيْبَسا أوْ: إلى أنْ يَيْبَسا.

«(Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо одной из стен Медины или Мекки, услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Их подвергают мучениям, и не за большой грех”, [помолчал некоторое время], а потом воскликнул: “Да, [конечно, мучают, и за тяжкие грехи]! Один из них не берёгся от собственной мочи, а другой распространял слухи”.

Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их в могилы (этих людей). Его спросили: “О Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?” — на что он ответил: “Возможно, это будет облегчать их мучения до тех пор, пока ветки не засохнут”». (аль-Бухари)

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (319–388 гг. х.), опираясь на упомянутый хадис, сказал:

فيه دليل على استحباب تلاوة القرآن على القبور، لأنه إذا كان يرجى أن يخفف عن الميت بتسبيح الشجر، فتلاوة القرآن أعظم رجاء وأكثر بركة والله أعلم

«Этот хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения Корана на могилах. Если от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то надежда и испрашивание у Всевышнего облегчения для покойного благодаря чтению Корана (над могилой) более благодатно и вероятнее к принятию. А Аллах знает лучше». («А’лям уль-Хадис», 1/274)

Однако мы должны понимать, что тут имеется в виду такое чтение, при котором строго соблюдаются правила произношения каждой буквы (махрадж). В противном случае нельзя ни читать Коран, ни брать плату за чтение.

Заключение

Не забывайте братьев и сестёр, которые покинули этот мир, они нуждаются сегодня в наших мольбах. Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам благой конец, простил нам наши грехи и поселил нас в райских садах.

Хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал по их пути!

[2] «Мнение о том, что награда не доходит до мёртвого – слабое, а высказанное частью учёных мнение, что награда доходит мёртвого – фундаментальное (или основополагающее)». (Абу Бакр ад-Димьяты, «И’анат ут-Талибин», 3/258)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *