какие существуют формы проявления быстроты
10.2.1. Формы проявления быстроты
Быстрота это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.
В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.
К элементарным формам проявления быстроты относятся:
• общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний;
• время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте);
• максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.
Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС.
У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500–800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем 120 мс у спортсменов и 140 мс – у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше – порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200–300 мс и более.
При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет при беге на 50–60 м в среднем 139 мс у мужчин и 159 мс у женщин, при беге на 100 м соответственно 150–160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80–90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.
Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.
Другой простой показатель быстроты – максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50–60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60–80 движений и более.
Особое проявление быстроты – скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5–1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.
9 Основные формы проявления быстроты
Основные формы проявления быстроты
Под быстротой, как физическое качество, мы понимаем способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Можно выделить 3 основные формы проявления быстроты:
Все эти формы независимы друг от друга. Физиологическое состояние быстроты двигательной реакции характеризуется латентным временем, т.е. временем за которое проходит возбуждение от рецептора к мышце. Этот процесс слагается из пяти составляющих:
Длительность латентного периода зависит от уровня тренировки специфики мышечной работы, степени утомления, квалификации спортсмена. В бодром состоянии происходит укорачивание латентного периода, а при утомлении – увеличение.
В практике спорта различают простые и сложные двигательные реакции.
Простая – это ответ на заранее известный, но внезапно появляющийся раздражитель (реагирование на выстрел спортивного пистолета, а в лабораторных условиях на световой или звуковой раздражитель). Одним из факторов, от которого зависит время простой реакции является возраст. Наибольшую быстроту реакции в экспериментальных условиях показывали лица в возрасте около 20 лет. Время реакции также зависит от характера и интенсивности раздражителя. Быстрее всего протекают реакции на слуховые раздражители, затем в ответ на осязательные (прикосновения, удары) и, наконец, на зрительный – световые и цветные сигналы.
Сложная – реакция проявляется в 2-х формах: реакция на движущийся объект и реакция выбора. Как правило, обе эти формы применяются в единоборстве, с/и, одинаково нередко они встречаются в цикл. видах спорта (при спуске с горы лыжник видит, что дистанцию пересекает лыжник-турист; спортсмен должен оценить свою скорость, скорость передвижения туриста, выбрать план действия). Быстрота двигательной реакции проявляется при выполнении старта по сигналу стартера и при неожиданном изменении ситуации.
Быстрота выполнения отдельных элементов движения проявляется при выполнении стартовых прыжков и поворотов, проносе рук по воздуху и опускание их в воду у пловцов, при отталкивании от стартовой колодки, выполнение одиночных движений в метании и прыжках легкоатлетов, при отталкивании палками у лыжников – гонщиков.
Практически наибольшее значение имеет скорость основных двигательных актов. Быстрота выполнения цикла движений является определяющей для циклических видов спорта и проявляется в темпе движений. Скорость в целом зависит от уровня быстроты, и от других причин (в беге скорость зависит от длины шагов, а длина шага от отталкивания).
Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека и при научном анализе элементарные формы проявления являются наиболее показательными. Во многих движениях, которые выполняются с различными максимальными скоростями, различают две формы:
Рекомендуемые файлы
Первую фазу характеризует стартовое ускорение, вторую – дистанционная скорость. Т.е. способность быстро набирать скорость и способность быстро передвигаться с большой скоростью. Эти две формы относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой стартовой скоростью и наоборот.
Итак, быстрота выполнения цикла движений представляет собой способность быстро чередовать “включения” и “выключения” необходимых мышечных групп, т.е. сокращение и расслабление.
В большинстве видов все эти разновидности проявления быстроты сочетаются.
Методы развития быстроты
Быстрота движения спортсмена зависит от уровня силы, техники, эластичности мышц, подвижности в суставах, а во время продолжительности работы и от выносливости. Быстрота в известной мере врожденное качество. Оно трудно поддается воспитанию, поэтому при совершенствовании быстроты важно помнить не только об энергетических мышечных усилиях, но и о расслаблении мышц, без чего нельзя выполнять повторяющиеся движения.
Расслабление мышц. Любое движение, которое совершает человек, обусловлено сочетанием возбуждения и расслабления мышц. Умение расслаблять мышцы является необходимым качеством в спорте и позволяет избавиться от излишней траты энергии.
Существует три вида напряженности мышц: тоническое, скоростное, координационное.
Тоническая напряженность или гипермиотония характеризуется повышенным тонусом мышц в состоянии покоя. Чаще всего этот вид напряжения встречается у новичков. У спортсменов высокого класса она возникает после выполнения упражнений на силу, и когда спортсмен приступил к выполнению упражнения с высокой интенсивностью после длительного перерыва.
Для снятия данного вида напряжения применяются различные упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями, туловищем, свободные махи, потряхивания. Полезны также упражнения на растягивание, гибкость, плавание при температуре 26-29 0 С, применение массажа, посещение парной бани. Такое напряжение проходит, как правило, через 2-3 дня занятий. Упражнения изометрического характера в данном периоде необходимо исключить.
Скоростная напряженность возникает в результате того, что при выполнении быстрых движений мышца не успевает расслабиться. Данный вид напряжения встречается у спортсменов высокого класса. Он является одним из факторов, препятствующим увеличению максимальной скорости движения. Для снятия этого вида напряжения рекомендуется подбирать упражнения, в которых можно быстро чередовать напряжение и расслабление (например, различные броски набивных мячей, ведение мяча с ударом об пол, рывок, толчок и др.).
Координационная напряженность возникает вследствие несовершенности техники выполнения движений, в фазе расслабления мышца остается возбужденной. Борьба с таким напряжением ведется с помощью специальных упражнений на расслабление, на совершенствование техники движения. Необходимо постоянно следить за умением расслабиться. На данном этапе целесообразен лозунг: ”Главное не результат, а свобода движений”.
Качество быстроты развивают с помощью силовых, скоростно-силовых и спринтерских упражнений.
Когда быстрота реакции имеет большое значение, используют специальные методы. К ним относятся: расчлененный (аналитический) и сенсорный метод.
Аналитический предусматривает проведение тренировки в облегченных условиях, раздельно по элементам. Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на выстрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрого ухода с колодок, но уже без стартовой команды.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстрой реакцией и способностью различать интервалы времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Бегуны хорошо воспринимающие большие интервалы времени, отличаются высокой быстротой реакции. Сенсорный метод направлен на развитие способности ощущать мельчайшие отрезки времени и, в результате, повышает быстроту реагирования. Использование этого метода тренировки проходит в три этапа.
На первом этапе занимающийся выполняет движение (например 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки тренер сообщает ему показанное время.
На втором этапе (основной) задание также выполняется с наивысшей скоростью. На этот раз тренер спрашивает время у занимающегося, за которое тот выполнил данное движение. После этого сообщает точное время. Постоянное сопоставление своих ощущений с тем, что говорит тренер, совершенствует точность восприятия времени.
На третьем этапе выполняются упражнения с различной, заранее обусловленной скоростью. Это помогает обучать свободному управлению быстротой реакции.
Время реакции на звуковой сигнал обычно несколько короче: у тренированных примерно в диапазоне 0,17-0,27 с.; у некоторых спринтеров международного класса оно равно 0,05-0,07 с.
При воспитании быстроты реакции необходимо знать, что быстрота реакции может изменяться в зависимости от того, на что направляется основное внимание – на восприятие сигнала или на ответное действие.
Обычно, когда человек проявляет наивысшую скорость, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (вес и инерция собственного тела). В этих случаях величина достигнутой скорости зависит от силовых возможностей человека. Уже отмечалось, что между силой и быстротой в движениях (с различным внешним сопротивлением) имеется определенная зависимость. Если внешнее сопротивление велико, то при увеличении силы увеличивается скорость движений. Если же внешнее сопротивление не велико, то рост силы практически не сказывается на увеличение скорости. Одновременное увеличение максимальных величин скорости силы приведет к увеличению скорости во всем диапазоне внешних сопротивлений.
Таким образом, добиться увеличения быстроты в каком-либо движении можно двумя путями:
В практике для роста уровня скорости широко используют силовые упражнения. В процессе силовой тренировки, направленной на повышение скорости движений, решают две основные задачи:
При воспитании способностей проявления большей силы в условиях быстрых отдельных движений, активно используют метод широко прогрессирующего упражнения. В данном случае максимальное силовое направление создается посредством перемещения какого-то предельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом следует выполнять упражнение с наивысшей амплитудой. Если выполнять движения с ограниченной амплитудой (в остановку), то могут закрепиться нежелательные координационные связи. Поэтому рекомендуется, например, приседания завершать выпригиванием, шире использовать метание, ударные движения и т.д. Скоростно-силовые упражнения нужно применять в сочетании с собственно силовыми, как бы опираясь на них. При использовании скоростно-силовых упражнений не удается существенно повысить уровень максимальной силы, т.к. в быстрых движениях воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно. Применяя собственно силовые упражнения для воспитания быстроты, следует учитывать, что в условиях объемных силовых нагрузок скорость движения временно снижается. Она повышается через 2-6 недель, после того как эти нагрузки прекращаются либо резко снижаются. В этот период используют главным образом упражнения с непосредственным отягощением. Быстрота движений зависит от силовых качеств спортсмена и неразрывно связана с ними.
Способность быстро выполнять упражнения – одно из важных качеств спортсмена.
Быстрота движений может быть значительно улучшена за счет развития силы мышц. Наибольшая высота достигается если отсутствует сопротивление.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
Скорость выполнения относится к работам максимальной мощности, продолжительность которой не превышает у квалифицированных спортсменов 20-22 с. (у слабо подготовленных людей это время больше).
Быстрота движений может быть выполнена путем лучшего использования эластичных мышц, т.к. предварительно растянутая мышца сокращается с большей силой и быстрее. Этого можно достигнуть путем специальных упражнений на растягивание и расслабление, но все упражнения должны быть сходны по структуре с элементами техники основного вида упражнений. Но для этого, чтобы не было стабилизации быстроты, т.е. остановки в росте спортивных результатов, надо постоянно обновлять или даже ломать старый ритм и образовывать новый, более быстрый, т.е. спортсмен должен заставить себя выполнять быстрее, проявляя при этом значительные волевые усилия. Например, бег вниз по наклонной плоскости, езда на велосипеде за лидером и т.д.
При развитии быстроты движения особое место занимает повторный метод. Основная задача – превысить в занятии максимальную скорость. Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с оплатой кислородного долга. Возбудимость центральной нервной системы непосредственно после выполнения скоростного упражнения повышена, а затем снижается. Но не надо забывать о кислородном долге, и чтобы его ликвидировать, нужно время. Интервалы отдыха должны обеспечить повторное прохождение отрезков без снижения скорости, т.е. интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала значительно снизиться, с другой, настолько длительными, чтобы показатели вегетативной функции успели восстановиться. Это возможно, т.к. восстановительные процессы в послерабочем периоде проходят неравномерно: сразу после работы восстановление идет быстро, а затем замедляется. Можно считать, что в первую треть восстановительного периода проходит 65% всего восстановления, во вторую половину – 30%, а в третью – 5%.
Например, если восстановление после бега на 200м занимает 12 мин., то через 18 мин. работоспособность восстанавливается на 95%, что дает возможность на следующую попытку без снижения скорости.
При повторном выполнении скоростных упражнений надо использовать активный отдых. Это позволяет поддержать возбудимость центральной нервной системы на высоком уровне. Средствами активного отдыха могут быть упражнения небольшой интенсивности, включая функционирование тех же мышечных групп, что и в основном упражнении. Поскольку при повторно скоростной работе интервалы отдыха все же не достаточны для полного восстановления, то скоро наступит утомление, которое выразится в снижении скорости. Это служит сигналом для прекращения работы над развитием быстроты бега.
При развитии быстроты, а следовательно и скорости движения, важным условием является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое может быть достигнуто тогда, когда занимающийся не утомлен предшествующей деятельностью. Поэтому на занятиях скоростные упражнения тренеры рекомендуют применять в начале занятий, вслед за разминкой.
В тренировочном микроцикле развитие быстроты планируют на первый или второй день после дня отдыха. Тогда нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих занятий.
Превышать установившуюся максимальную быстроту движений и скорости бега можно и с помощью звукового ускоряющегося ритма.
Для развития качества быстроты применяют также специальные упражнения, которые состоят из различных, возможно быстрых движений, в том числе и максимально приближенных к элементам избранного вида спорта. Например, такое упражнение – предельно быстро выполнять движения руками, как при беге; предельно быстро бежать на месте, руки расслаблены. Упражнения чередовать и повторять подряд три-пять раз по 5-8 с. каждое.
Для развития быстроты большое значение имеют спортивные и подвижные игры. С их помощью развиваются и совершенствуются быстрота реакции, предельно быстрое выполнение тех или иных видов движений. Из опыта работы можно сделать вывод, что большой эффект в развитии быстроты приносят различные эстафеты. Занимающиеся в игровом методе совершенствуют не только скорость выполнения движений, но и их свободу. Эмоциональность, заразительность и заинтересованность команды в выигрыше не только не утомляет, но в некоторой степени поднимает тонус их деятельности.
Вам также может быть полезна лекция «Введение».
Поэтому эстафеты можно с успехом применять как средство для развития быстроты и реакции движений. Т.к. скорость отдельного вида упражнений должна быть предельной, следовательно мышцы должны быть подготовлены к такой работе.
Вот почему еще и как средство используются занятия на местности, где действия занимающегося приближены к естественным, свободным. Но все же основное время в развитии быстроты и скорости бега имеет специальные упражнения, которым тренер должен уделять большое внимание и давать их как можно больше и разнообразнее.
Но есть и трудности, которые встречаются при развитии скорости бега – это когда спортсмен в процессе занятия приобретает определенный спортивный навык. Он становится со временем очень стойким и труднопреодолимым.
Итак, к средствам воспитания быстроты относятся: выполнение упражнений в облегченных условиях с повышением скорости, выполнение упражнений в нормальной обстановке при изменении условий, ситуаций, выполнение упражнений с посторонней помощью или в обстановке облегчающих упражнений (бег по ветру, бег с помощью тяги, бег под уклон). В проявлении предельной быстроты определяющую роль играют волевые усилия. Поэтому на их воспитание надо уделить большое внимание. С этой целью время от времени надо применять скоростные упражнения в затрудненных условиях, после чего сразу же выполнять их в обычных условиях. Например, после быстрого бега по песку – бег по обычной дорожке, после взмахов ногой с утяжеленными манжетами – то же без груза.
Для воспитания быстроты применяется три группы упражнений: общеразвивающие упражнения “на быстроту”, специальные упражнения “своего” вида спорта и упражнения других видов спорта.
Для развития качества быстроты обязательно надо учитывать и возрастные особенности занимающихся и правильно использовать все формы, методы и средства.
Какие существуют формы проявления быстроты
10.2.1. Формы проявления быстроты
Быстрота это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты.
В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами.
К элементарным формам проявления быстроты относятся:
• общая скорость однократных движений (или время одиночных действий) – например, прыжков, метаний;
• время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой (без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект (имеющее особенное значение в ситуационных упражнениях и спринте);
• максимальный темп движений, характерный, например, для спринтерского бега.
Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС.
У нетренированных лиц величина ВДР при движении пальцем в ответ на световой сигнал укорачивается с возрастом от 500–800 мс у детей 2-3-х лет до 190 мс у взрослых людей. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем 120 мс у спортсменов и 140 мс – у спортсменок. У высококвалифицированных представителей ситуационных видов спорта и бегунов на короткие дистанции эти величины еще меньше – порядка 110 мс, в отличие от бегунов-стайеров, показывающих 200–300 мс и более.
При выполнении специализированных упражнений ВДР у высококвалифицированных спортсменов также очень невелико. Так, стартовое время (от выстрела стартового пистолета до ухода со старта) у бегунов-спринтеров, участников Олимпийских игр и чемпионатов мира, составляет при беге на 50–60 м в среднем 139 мс у мужчин и 159 мс у женщин, при беге на 100 м соответственно 150–160 мс и 190 мс. Знаменитый спринтер Бен Джонсон мог уходить со старта через 99,7 мс. По теоретическим расчетам ВДР, равное 80–90 мс, вообще составляет для человека предел его функциональных возможностей.
Факторами, влияющими на ВДР, являются врожденные особенности человека, его текущее функциональное состояние, мотивации и эмоции, спортивная специализация, уровень спортивного мастерства, количество воспринимаемой спортсменом информации.
Другой простой показатель быстроты – максимальный темп постукиваний пальцем за короткий интервал времени – 10 с, так называемый теппинг-тест. Взрослые лица производят 50–60 движений за 10 с, спортсмены ситуационных видов спорта и спринтеры – порядка 60–80 движений и более.
Особое проявление быстроты – скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5–1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода.
Быстрота (физическое качество), средства и методы развития
Быстрота как физическое качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека.
Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах:
Виды (Формы) быстроты
Быстрота имеет различные виды проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель.
Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции.
Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Основные виды проявления быстроты человека:
Выделяют также еще один вид проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»).
Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные виды проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п.
Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции.
Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее.
Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Методы развития быстроты
Существует ряд методов развития быстроты:
Особенно рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры.
В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.
Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки.
Средства развития быстроты
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений.
Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.
Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией.
В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов.
Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку.
Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях. Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду.
Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощью простых упражнений нецелесообразно – слишком много их для этого понадобится.
Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положения приседа и полу-приседа. Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия.
Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков – желательно одной и другой рукой.
В домашних условиях можно использовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения – с повышенной опорой руками.
Выполнение большинства технических приемов во многих видах спорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развития рекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движение на определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условия выполнения движений постепенно осложняются.
Например, для развития быстроты реагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следует выполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затем постепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног из более выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и таким образом прийти к обычному положению на старте.
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшения быстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы тех частей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типа единоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных условиях, а затем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для развития быстроты реакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячей обычного размера. Специальные упражнения для развития быстроты состоят из различных возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота в движениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другое упражнение.
В движениях, координационно-сходных, дело обстоит по-другому. Так, например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движения отталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболее эффективны специальные упражнения для развития качества быстроты, максимально приближенные к элементам избранного вида спорта.
Выполнять упражнения в целостном виде нужно повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее в облегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно, резко.
Упражнения для развития быстроты.
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу, плиометрические упражнения (использование быстрых, взрывных движений).
Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, как быстрота переключения с одних действий на другие.
Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоваться следующими положениями:
В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.
На протяжении ряда лет тренировки, особенно юных спортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаются многочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что, надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых, более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевым качествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основанная на образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Это стабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена, препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинать специализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно, проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того, как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленности путем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются в варьируемых условиях (например, занятий баскетболом, регби).
Заключение
Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применить такие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не только повысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее на новом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развития быстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут быть применены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должна предшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укрепление мускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.
Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечной системы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельство этому – выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой в условиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег по наклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов, уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет о максимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудно перейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, более сильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить» скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке в избранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическими упражнениями.
Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.
⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]