какие существуют индивидуальные методы воспитания военнослужащих

Какие существуют индивидуальные методы воспитания военнослужащих

Методы воспитания военнослужащих совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.

Особенности применения методов воспитания определяются рядом условий, прежде всего характером общественных отношений; целями, задачами, закономерностями и принципами воспитания; содержанием политических, духовно-нравственных, правовых и других идей, внедряемых в сознание людей.

Воспитание представляет собой поэтапное систематическое воздействие на личность военнослужащего. Его методы составная часть этого процесса, инструмент воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих.

Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего.

Среди них выделяют, в свою очередь, методы индивидуального (прямого) и коллективного (опосредованного, через коллектив) воздействия.

К индивидуальным методам относят убеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику).

Коллективные методы включают соревнование и общественное мнение. Они обеспечивают опосредованное влияние на личность военнослужащего путем включения его в систему общественных ценностей и отношений.

К методам стимулирования относят поощрение и принуждение. Они позволяют закрепить поведение военнослужащего, а также ценностные установки, которые были сформированы у него в результате процесса воспитания. Метод поощрения, объединяя приемы и средства морального и материального стимулирования у военнослужащего положительного поведения, развивает усердие в службе. Принуждение отражает оценку отрицательных действий и поступков, что способствует преодолению недисциплинированности, вредных привычек в поведении военнослужащих.

Среди методов воспитания также выделяют методы оценки и коррекции.

Метод оценки предполагает анализ результатов деятельности и оценку уровня воспитанности. Методы коррекции включают три подгруппы. Первая обеспечивает восстановительную функцию воспитательного процесса. В нее входят методы переубеждения, переучивания и «реконструкции характера». Вторая подгруппа выполняет исправительную и компенсирующую функцию воспитательного процесса: методы «взрыва», разрыва (прекращения) нежелательных контактов. Третья подгруппа реализует корректирующую и прогностическую функции воспитательного процесса. Она состоит из метода критики и самокритики.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на военнослужащего.

Ни один из них нельзя считать универсальным, который бы решил все воспитательные задачи. Поэтому методы воспитания используются в комплексе как единая система средств, приемов, способов воздействия на личный состав. Способность выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – истинное проявление педагогического мастерства командира.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности военнослужащего и его качеств, требует умелого применения различных методов. Для более полного понимания необходимо рассмотреть некоторые из них более подробно.

Источник

Методы и формы воспитания военнослужащих

ПЛАН – КОНСПЕКТ

для проведения занятий с сержантским составом по общественно-государственной подготовке

ТЕМА: «Формы, методы и принципы воспитания».

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: солдатский клуб.

Руководитель занятия: _________________________________________

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ : убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение. Эффективность применения (выбора) того или иного метода зависит от ряда условий.

Во-первых, формирование личности военнослужащего, выработка у него военно-профессиональных качеств требуют применения таких способов воздействия, которые отражали бы в себе специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание.

Во-вторых, на выбор метода влияют логика воспитательного процесса, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств.

В-третьих, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности военнослужащего, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.

УБЕЖДЕНИЕ

Это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность.

Убеждение — «… главнейшая дорога человеческого воспитания”, — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.

Наиболее распространённые и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих.

Эффективность применения метода убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических условий: системность процесса воспитания в подразделении; теоретический и практический уровень военно-профессиональной подготовленности офицеров и сержантов, их личной убежденности; примерность воспитателей в выполнении служебного долга; активное и целеустремлённое отношение военнослужащих к самосовершенствованию и саморазвитию. Процесс убеждения — сложный процесс и успех его зависит от многих условий. Рассмотрим некоторые из них.

Важным условием успешности убеждения является умение офицеров и прапорщиков расположить к себе военнослужащих, завоевать их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и педагогический такт, показывать личный пример. Убеждение осуществляется во всех формах воспитательной работы. Чтобы оно было эффективным и действенным, необходимы личная убежденность воспитателя, его правдивое слово, умение ответить на острые и злободневные вопросы, ясность, доходчивость и доказательность изложения, высокая эмоциональность речи. В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения.

К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, сопоставление, обобщение, личный показ, опора на личный опыт воспитуемых и др. Убеждение осуществляется, прежде всего, путем разъяснения.

Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним. Для того, чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос, порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это терпеливо.

Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или иных положений, надо искать новые приемы, подбирать выразительные факты. Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы.

Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению. В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.

МЕТОД ПРИМЕРА

Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания. В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.

Педагогическая эффективность воспитания на примере достигается при выполнении следующих педагогических условий: создание нравственного содержания образа примера ( образца, идеала ) для подражания; отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей; возможность повторения опыта; самокритичность и самоанализ чувств и поступков военнослужащих; подлинный авторитет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культуры, такта и военно-профессионального мастерства.

МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ

В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения. Упражнения в воспитании — это такая организация службы, учёбы и всей жизни воинов, которая позволит им успешно решать служебно-боевые задачи, приобрести опыт, создать традиции правильного поведения. Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований Законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды.

ПООЩРЕНИЕ

Как метод — это система средств и приёмов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов. В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец”, «правильно”, «верно” или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела).

Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определённых интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введён А.С. Макаренко и означает предоставление воспитаннику определённого блага, высказывания положительного мнения о нём, если даже он этого в полной мере ещё не заслуживает. Оно даётся в счёт будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.

Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются:

Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие.

При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность; — своевременность поощрения как стимул последующей активности воина; — гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших; — широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.

ПРИНУЖДЕНИЕ

Является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников. Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания. Видами этого метода являются:

Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них:

Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.

ФОРМА ВОСПИТАНИЯ

Это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. На современном этапе совершенствования системы воспитания всех категорий военнослужащих, в решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя следующие

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДЧИНЕННЫХ:

Очень важно в беседе убедить, доказать, подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются в нём самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, вежливо, доброжелательно, но вместе с тем принципиально и твёрдо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, показывать свое превосходство, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.

Источник

Условия и приемы эффективного индивидуального воспитания военнослужащих

На основе глубокого знания индивидуальных особенностей под­чиненного важно выбирать такие способы воздействия на него, кото­рые окажут большое положительное влияние на данную личность.

Поэтому к каждому военнослужащему необходим индивиду­альный подход. С этой целью следует:

установить, какими основными положительными и отрица­тельными качествами обладает данная личность, в чем заключают­ся причины отклонений в ее поведении;

решить, какие пути, способы и средства целесообразно приме­нить для Положительного воспитательного воздействия на подчи­ненного, спланировать последовательность их применения и орга­низовать исполнение;

создать условия для достижения требуемого результата;

сформировать у военнослужащего внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

периодически оценивать результаты педагогического воздейст­вия, вносить коррекцию в этот процесс.

Индивидуальный подход в воспитательной работе реализуется с помощью соответствующих методов, форм и приемов, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные (нестандарт­ные).

К эффективным традиционным методам и приемам индивидуального воздействия на личность относятся следующие.

1. Убеждение, которое предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превра­тить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убежде­ния мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции воен­нослужащего, в систему мотивов его поведения.

2. Поощрение (награда). Применяется в случаях, когда необхо­димо отметить серьезные достижения и поступки военнослужаще­го. Данный метод Представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослу­жащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирую­щую функции. В нем выражается положительная оценка, общест­венное признание и одобрение успехов военнослужащего. На ос­нове оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка.

3. Одобрение, похвала. Одобрение выражается короткой репли­кой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен («Молодец!», «Правильно», «Верно», «Так держать!» и т.п.). Похвала – более развернутая оценка с анализом поступков военнослужащего («. рядовой Андреев про­жил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего»).

4. Выражение положительного отношения. Расположение к под­чиненному, приветливая улыбка, дружеский жест, доверие. Сущ­ность доверия заключается в поручении подчиненному определен­ного ответственного деда. Доверие радует и воодушевляет военно­служащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

Многократное правильное поведение служит упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специаль­ный воспитательный характер.

5. Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

Нередко подчиненные осознанно и неосознанно – копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность коман­дира подразделения к своим действиям и «поведению.

6. Воспитательная беседа является наиболее действенной фор­мой индивидуальной работы. Она применяется с Целью оказания Влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно бесе­ду можно разделить на три основных этапа.

1-й этап – вступление. Главная задача – снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к чело­веку по важным для него вопросам он воздвигает перед собой за­щитный психологический барьер). Для снижения психологическо­го барьера. Можно применить несколько способов: назвать воен­нослужащего по имени и отчеству; сказать несколько теплых слов 6 адрес подчиненного; спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знакомы с ними); выра­зить признательность собеседнику за то, что он согласился откро­венно обсудить возникшую проблему; признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап – основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели по убеждению или переубеждению подчи­ненного, чтобы повлиять на его поведение или действия.

В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (сло­весное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Уме­лое применение командиром приемов вербального и невербально­го воздействия на подчиненного повышает вероятность достиже­ния целей диалога.

3-й этап – заключительный. Главная цель этого этапа – созда­ние хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необ­ходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положи­тельные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

7. Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с уче­том особенностей личности каждого военнослужащего с целью формирования у него определенных черт характера, воли, высоким морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности.

Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.

Самостоятельные задания, связанные с необходимостью проявления смелости, решительности и т.п., целесообразно давать тем военнослужащим, которые допускают робость и элементы нерешительности.

8. Индивидуальная помощь. Она может выступать в роли советов, разъяснении, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и в других вопросах.

9. Осуждение. Должно быть справедливым, тогда оно воспринимается подчиненным как должное. Оно может быть различной силы в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен – более строгим.

Запрещение. Военнослужащего лишают какого-либо удо­вольствия: возможности участвовать в интересном для него меро­приятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие является опорой в его воспитании.

Принуждение – суть метода заключается в негативной оцен­ке, осуждении, а при необходимости и пресечении действий под­чиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педа­гогической коррекции поведения военнослужащих.

При коррекции на ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования.

Коммуникативная адаптация – предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с кото­рыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоя­щих переменах, обсуждение с ним последствий этого.

Коммуникативное включение – установление и расширение не­посредственных контактов прибывшего в подразделение военнос­лужащего с членами коллектива. Это важно для взаимо­отношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

Коммуникативное отстранение – предназначено для минимиза­ции нежелательных контактов с подчиненными. Эффективный прием этого метода – обязать чем-либо такого человека, напри­мер, поручить подготовить к показному занятию всю его служеб­ную документацию.

Коммуникативная изоляция – стараться не обращаться с данным военнослужащим, не замечать его с целью демонстрации нежелании иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (амо­ральные) поступки.

Коммуникативная «мобилизация» – создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

Прямое воздействие – прямое, непосредственное предъявление требований, например: «В вашем подразделении не терпят прояв­ление халатности в выполнении специальных работ». Эффект «значимых других» – воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков. Исключение альтернативных воздействий – исключение отрица­тельного влияния на подчиненного, например, со стороны негативного лидера и т.п.

Практическая эмпатия – «вхождение» в положение военнослу­жащего, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

Психологическое «поглаживание» – поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и затрудняет эмоциональные срывы. При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции. Коррекция статуса – разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его ста­туса. Например, в такой ситуации, как нежелание офицера прямо или косвенно подчиняться начальнику, который младше его по возрасту, необходимо разъяснение, что он имеет статус подчинен­ного.

Коррекция межличностных отношений. Представляет собой ин­дивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуациях по соблюдению ими такта в общении, оказание помощи в разрешении противоречий.

Коррекция свойств характера подчиненного. Это может быть барство, снисходительность, хвастливость, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей и т.п. Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства, уверенность в себе, склонность винить себя во всем.

Воинская дисциплина – исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее, по сути, все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому так многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по поддержанию крепкой воинской дисциплины и правопорядка среди подчиненных. При этом главным, стержневым направлением деятельности сержантов является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за строгое и точное соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов и общевоинских уставов, за безупречное поведение и исполнительность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *