какие существуют искажения различных групп звуков в логопедии
Искажения звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией
Евгения Ерохова
Искажения звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста
одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков)
Нарушение звукослоговой структуры слов обычно выявляется при
логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим
недоразвитием. Как правило,диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Вопросом формирования звукослоговой структуры слова в онтогенезе и
при нарушенном развитии у детей занимались специалисты различных
областей (А. И. Сикорский, В. К. Орфинская, Л. А. Чистович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Также в
литературе широко представлены методики преодоления нарушений
звукослоговой структуры слова у детей (З. Е. Агранович, Г. Г. Голубева,
Т. А. Титова, А. К. Маркова и др.).
Все авторы отмечают, что нарушение звукослоговой структуры слова у
детей с речевой патологией, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. Проблему нарушения и коррекции звукослоговой структуры слова
большинство авторов исследуют у детей с моторной алалией (Г. В. Гуровец
Л. Б. Есечко, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и др.). Речевая
симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых
закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах,
искажениях звукослоговой структуры слова (пропуски букв, перестановки
слогов, вставки дополнительных гласных и др., нарушении
звукопроизношения и т. д.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации
речевых нарушений выделена категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная
система,нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
Исследователи (А. К. Маркова, Л. Н. Ефименкова, Г. А. Каше,
Л. В. Лопатина, О. В. Правдина, Н. В. Серебрякова, Т. А. Титова
, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова)
исследуя речь дошкольников с ОНР, отмечают, что их речь характеризуется недостаточностью фонетического оформления. У детей с ОНР отмечаются полиморфные нарушения звукопроизношения, несформированность процессов дифференциации акустически или артикуляторно сходных звуков, а также нарушения звукослогового состава слова. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи
дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Спецификой системного речевого расстройства общего недоразвития речи является нарушения звукослоговой структуры слова: замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, антиципации, контаминации.
Данные нарушения разнообразны и непостоянны в своем проявлении (от
незначительных трудностей до грубых нарушений): часто носят стойкий и
длительный характер, задерживают процесс нормального развития устной речи.
Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть
звукослоговой структурой слова. Считается, что сензитивным возрастом, для наиболее успешного преодоления данных расстройств, является дошкольный. Но если эти нарушения не коррегируются своевременно, то это приводит к нарушениям всех речевых компонентов: лексики, грамматики, связной речи.
По данным современных исследователей Г. В. Бабиной, Н. Ю.
Сафонкиной патогенезом данного типа нарушений является искажение
формирования сенсомоторного репертуара отдельных систем и их
взаимодействий, в том числе ритмической структуры слова. Это говорит о
дефицитарном или несформированном статусе конкретных мозговых систем.
Специалисты в области психолингвистики В. Глухов и В. Ковшиков
говорят о том, что для полноценного овладения языком требуется созревание вполне определенных структур нервной системы и сформированность определенных связей между ними. Это положение подтверждают, в частности, разные формы патологии нервной системы. Например, многие дети с церебральным параличом (в данном случае речь идет о детях, у которых церебральный паралич не осложнен другими нарушениями нервной системы, которые могут приводить к нарушениям усвоения языка как знаковой системы) овладевают языком как знаковой системой, хотя обычно имеют артикулярные нарушения, подчас тяжелые.
Кроме того, у ребенка должны быть сформированы периферический
артикулярный и слуховой аппарат, позволяющие ему говорить и воспринимать обращенную речь. Однако, как отмечает Н. С. Державин, даже при существенных деформациях периферического артикулярного аппарата, например при расщелинах губы и неба (твердого и мягкого, ребенок усваивает язык как знаковую систему (при этом у ребенка обычно проявляются выраженные нарушения звукопроизношения и просодии)
Иначе обстоит дело при нарушениях слуховой функции. Средняя и
тяжелая степень снижения слуха закономерно ведет к патологическому
развитию всех компонентов языка: не только фонетического и
фонематического, но и семантического, а также синтаксического, лексического, морфологического и морфо-синтаксического.
Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим
недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это
выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.
При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение,
искажение звукослоговой структуры слов,частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.
Так, Р. И. Лалаева указывает, что наиболее распространенными
ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой
структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. У детейс дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок: замена и смешение звуков при чтении (замена фонетически близких звуков, в том числе звонких – глухих и других, замена
букв по оптическому сходству, побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слоги и слова, искажение звукослоговой структуры слова (проявляются в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях звуков, перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов) В. Глухов, В. Ковшиков также указывают, что при дислексии отмечаются
искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные
ошибки этой группы:
а) пропуски гласных при стечении (скамейка – камейка);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз –
парвоз); в) добавление звуков (под дождем – под дождием);
г) перестановка звуков (лопата – лотапа);
д) пропуски, перестановки слогов (канава – кавана)
Обобщая данные литературы о нарушениях речи у детей с ЗПР,
Р. И. Лалаева указывает на то, что экспрессивной речи этих детей
свойственны не только нарушения звукопроизношения; во многих случаях
картина свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке
процесса речевого развития. Для импрессивной речи характерна
недостаточность дифференциации речеслухового восприятия.
У детей с ЗПР среди других речевых нарушений также оказывается
нарушенной и звукослоговая структура слова, что препятствует усвоению
словарного запаса и грамматического строя речи. Не только в устной речи, но и в процессе чтения и письма дети с ЗПР допускают различного рода искажения звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов. Наибольшую трудность вызывают слоги со стечением согласных и слоги с мягкими согласными.
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.
Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.
Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.
Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.
Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.
Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).
Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»
Алена Клейко
Консультация «Характеристика нарушений звукопроизношения»
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.
Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с\ з, з\ ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р’, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т’,д’,н’).
Часто твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с’ и з’. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения:
— искаженное произношение звука. Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, а не кончик
языка; межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.
— пропуск (отсутствие) звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба», в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).
— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.Например: «колова» (корова).
Звук может заменятьсядругим звуком, имеющимся в фонетической системе языка.
1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных ки г взрывными переднеязычными ти д(«тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);
2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного спереднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);
3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например сгубно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);
4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
Нестойкие (нестабильные) замены – смешения звуков.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Нарушения групп звонких и мягких звуков:
1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с’, з,з’, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.
2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков ри р’.
3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) —недостатки произношения звуков ли л’.
4. Дефекты произношения нёбных звуков:
— каппацизм — звуков ки к’;
— гаммацизм — звуков ги г’;
— хитизм — звуков х и х’;
— йотацизм — звука й
5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-ки т. д.
Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.
6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т. д.
Консультация «Характеристика нарушений поведения и деятельности у детей» Введение Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении,.
Консультация «Характеристика шипящих звуков и их артикуляция» К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук ш согласный, глухой, твёрдый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При.
Консультация для воспитателей «Характеристика подвижных игр» Характеристика подвижных игр 1. Особенности подвижных игр 2. Педагогические основы организации и проведения подвижных игр 1. Подвижные.
Консультация «Характеристика поведения детей» Характеристика поведения детей На основе диагностики и наблюдения за детьми, в группе старшего дошкольного возраста были выявлены дети с.
Консультация «Характеристика различных видов игр дошкольников» В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени.
Консультация для родителей «Характеристика речи детей 3–4 лет» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140» Консультация для родителей: «Характеристика речи детей.
Консультация «Патогенез нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией» Клиническая картина дизартрии была описана еще в конце 19 – начале 20 века. Однако единого определения этой формы речевого нарушения не.
Консультация для родителей «О коррекции нарушений звукопроизношения» «О коррекции нарушений звукопроизношения» Подготовила: Инструктор по физической культуре Шимон О. А. Развитие правильного звукопроизношения.
Особенности логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня Система логопедического воздействия имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа.
Какие существуют искажения различных групп звуков в логопедии
Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера (М.Ф. Фомичёва, 1981).
Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.
В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.
Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л’, р’, й, в, д и т. д. Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер. В группах ротацизмов, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизмы и параротацизмы, параламбдацизмы и т.д.
Необходимо сказать также, что у разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.
Многие авторы отмечают также, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности. О.В. Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.
В целом, выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым (1961). Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.
Список литературы: