какие существуют методы построения экспозиции

Техника Музеям,
Архивам и Библиотекам:

информационно-справочный сайт

Методы построения экспозиции

Методы построения экспозиций

В основу систематических экспозиций легли научные принципы организации материала. Такой метод экспонирования подразумевает под собой отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой какой-либо научной дисциплины или отрасли производства. Этот метод позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Чаще всего этот метод экспонирования применяется в музеях, посвященным естественным наукам, научно-техническим, археологическим, этнографическим, а также используется в музеях декоративно-прикладного искусства и в фондовых выставках музеев различных профилей.

какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть фото какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть картинку какие существуют методы построения экспозиции. Картинка про какие существуют методы построения экспозиции. Фото какие существуют методы построения экспозиции

Экспонирование исторических электрических ламп, построенное по систематическому принципу, Музей Инноваций Дженерал Электрик, Огайо, США

В мировой музейной практике именно амбсамблевые экспозиции получили широкое распространение, так как они являются наиболее легкими для восприятия, а также вызывают непосредственный интерес.

какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть фото какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть картинку какие существуют методы построения экспозиции. Картинка про какие существуют методы построения экспозиции. Фото какие существуют методы построения экспозиции

Ансаблевая экспонирование предметов мебели в стиле бидермайер в разделе посвященной этому стилю в музее Лангес Таннен, Шлезвиг-Гольштейн, Германия

Характерными приемами ландшафтного метода экспонирования являются панорамы и диорамы. Панорама представляет собой больших размеров лентообразную картину, натянутую по внутренней поверхности цилиндрического подрамника. Он сочетается с «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами, которые расположены перед ней по кругу. Такая панорама создает иллюзию реального пространства, которое окружает зрителя.

Диорама же позволяет рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она может находиться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. В связи с этим диорамы получили в естественнонаучных музеях более широкое распространение, так как они не требуют настолько больших площадей, как панорамы.

какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть фото какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть картинку какие существуют методы построения экспозиции. Картинка про какие существуют методы построения экспозиции. Фото какие существуют методы построения экспозиции

Биогруппа в музее «Дом Природы», Зальцбург, Австрия

какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть фото какие существуют методы построения экспозиции. Смотреть картинку какие существуют методы построения экспозиции. Картинка про какие существуют методы построения экспозиции. Фото какие существуют методы построения экспозиции

Тематическая экспозиция посвященная человеческому мозгу в Национальном Музее Здоровья и Медицины, шт.Мерилэнд, США. Обратите внимание каким образом экскурсовод делает себя частью экспозиции, становится для детей наглядной иллюстрацией излагаемой темы.

Источник

Какие существуют методы построения экспозиции

Методы построения музейных экспозиций

Методом построения экспозиции называется научно обосно- ванный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов. В отечественном музее- ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: коллекционный (систематический), ансамблевый (в естественнонаучных музеях ему соответствует ландшафтный ме- тод), иллюстративный (иллюстративно-тематический), музейно- образный.

Коллекционный (систематический) метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкрет- ной научной дисциплины или отрасли производства. Основная струк- турная единица систематической экспозиции – типологический (системный) ряд. Он позволяет показать биологическую, технологи- ческую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естест- веннонаучных, научно-технических, археологических и этнографиче- ских музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.

Иллюстративный (иллюстративно-тематический или тематический) метод позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает музейную иллюстрацию отражаемых событий или явлений. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные мате- риалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типич- ные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сто- рона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения. С 1930-х гг. тематиче- ский (комплексно-тематический или хронолого-тематический) метод стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях.

Музейно-образный метод используется для создания экспози- ционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных ре- зультатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а «обстановка» превращается в художественный портрет ее владель- ца. Основной структурной единицей музейно-образной экспозиции является экспозиционно-художественный комплекс, в котором музей- ный предмет становится средством, элементом «формы». Традиционные методы экспонирования объективно стремятся объединить экспозицию в нечто целое – коллекцию, интерьер, иллю- стративный комплекс, музейный образ и т.п. Этого требуют не только законы экспонирования в определенном пространстве, но и законы восприятия музейной экспозиции как объекта познания, нуждающе- гося в условных границах, в последовательности освоения. Стремле- ние к внутреннему единству, к информационной емкости объективно приближает музейную экспозицию (как пространственную структу- ру) не просто к образности, а к образности художественной, к искус- ству, т.е. к такой системе или, точнее, организму, в котором нет ничего случайного и механически служебного. Таким образом, пред- ложенный музеологом Т.П. Поляковым новый метод проектирования музейных экспозиций – художественно-мифологический – стре- мится к созданию полноценного музейного произведения искусства.
Принципиальной основой нового метода является отношение к музейной экспозиции как к новому виду искусства, а музейный предмет должен стать основой языка этого искусства. Принципиаль- ной особенностью художественно-мифологического метода является стремление к предметной подлинности. Однако музейный предмет воспринимается как своего рода актер, лишенный голоса и способно- сти к движению. И то, и другое восстанавливается за счет средств функционально-декоративного оформления, среди которых особую роль играют метафорические скульптурные конструкции в качестве условной витрины. Развивая идею витрины-образа и «музейного натюрморта», т.е. разрабатывая концепцию музейной инсталляции, сторонники нового метода сохраняют музейную специфику нового метода экспонирования. Построенная художественно- мифологическим методом музейная экспозиция воспринимается как художественно-мифологическая модель (картина) определенного исторического процесса (явления, события), призванная отразить его символическую суть, используя специфические музейные средства и жанровые формы ( так построена в 1989 г. экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского в Москве).

При изучении темы большое значение имеет наглядность, т.е. просмотр иллюстраций и видеоматериалов экспозиций музеев разного профиля, построенных различными методами. Произвести анализ примененных методов экспонирования.

1. Назовите принципы построения музейной экспозиции. 2. Определение метода построения экспозиции. 3. Определение и область применения коллекционного (систематического) метода. 4. Определение и область применения иллюстративного (иллюстративно-тематического или тематического) метода. 5. Определение и область применения музейно-образного метода. 6. Определение и область применения художественно- мифологического метода.

Источник

Методы построения экспозиций

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспро­изводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением пред­метов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однород­ных предметов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называется ме­тодом построения экспозиции. В отечественном музее­ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамбле­вый, ландшафтный и тематический. Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали сис­тематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки

и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпре­тацию однородных пред­метов в соответствии с классификационной си­стемой конкретной науч­ной дисциплины или от­расли производства. Ос­нов пая структурная единица систематичес­кой экспозиции – типо­логический (системный) ряд; он позволяет пока­зать биологическую, тех­нологическую, эстетичес­кую и другие виды эволю­ции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естествен­но-научных, научно-тех­нических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей. (О систематическом методе экспонирования подробнее см. Ч. 1., гл. 6.)

Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в му­зейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этно­графические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстриро­вали домашнюю обстановку, трудовой процесс, празд­ничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытова­ния. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключи­тельно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконст­руирует на основе достоверных научных данных ре­ально существовавшую или типичную для определен­ной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее приме­ром могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гума­нитарного, но и естественно-научного профиля.

При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое поз­воляет объединить в единое целое картины, скульпту­ру, мебель, предметы декоративно-прикладного искус­ства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, напри­мер, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, ри­сунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части рос­сийского общества. Расстановка мебели, развеска кар­тин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте

Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть оп­ределенный недостаток. За редким исключением исто­рические интерьеры не существовали как единое сти­левое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по вре­мени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.

В том случае, когда музеем становится сохранив­шийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обсто­ятельствах необходимо воссоздавать достоверную сре­ду, что влечет за собой целенаправленное комплекто­вание, а иногда изготовление воспроизведений музей­ных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамбле­вые экспозиции получили наибольшее распростране­ние, поскольку они легко воспринимаются посетите­лями, вызывают непосредственный интерес и оказы­вают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади ис­пользуют под воспроизведения жилых и производст­венных интерьеров.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции,воссоздающие взаимо­связи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных му­зеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая груп­па) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Час­то понятие «биогруппа» относится к научной такси-дермической композиции, которая представляет жи­вотных в среде обитания. Таксидермия (от греч. Taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объек­тов животного мира. Современная таксидермия из ре­месла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и деко­ративность здесь недопустимы, поскольку естествен­но-научные музеи призваны популяризировать досто­верные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного мето­да экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, со­зданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систе­матическую экспозицию Британский музей естествен­ной истории, причем создавал их на строго докумен­тальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а моло­дые и старые птицы – с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава ими­тировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокголь­ме была создана первая биологическая панорама, вос­создающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную кар­тину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил учас­ток местности со скалами, растениями, болотом, ручьем. В отличие от художественной панорамы, где жи­вопись подчиняет передний натурный план, в ланд­шафтной панораме пейзаж служит только вспомога­тельным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают до­кументальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуще­ствлять круговой обзор, диорама (от греч. Dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изо­бражение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).

Она охватывает лишь часть горизонта и может распо­лагаться на стене как полукруглого, так и прямоуголь­ного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

В биогруппе и диораме кроме животных размеща­ют растения и макеты различных фрагментов местно­го пейзажа – валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно поз­воляют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не все­гда может наблюдать. Но достоверная передача осо­бенностей поведения и образа жизни животных, ха­рактерных черт их среды обитания требуют проник­новения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды – неправильная поза животно­го, анатомические дефекты, не подобающие сезону гу­стота и окраска меха, растительность, не соответству­ющая данному ландшафту – все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познава­тельный смысл биогрупп и диорам.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экс­понирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспози­ция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведчес­ком музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод стал преоб­ладающим в региональ­ных естественно-науч­ных музеях и отделах природы краеведчес­ких музеев.

Тематической на­зывают экспозицию, которая посредством экспозиционных мате­риалов раскрывает оп­ределенную тему, сю­жет, проблему, создает музейный образ отра­жаемых событий или явлений. В структурном отношении она пред­ставляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В ис­торических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной еди­ницей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от система­тической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или ти­пичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Первыми во второй половине 1920-х гг. тематичес­кий, или комплексно-тематический метод экспониро­вания стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике – классовой борьбе, эко­номической и политичес­кой истории. С 1930-х гг. он стал пре­обладающим методом экс­понирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.

Следует иметь в виду, что все перечисленные мето­ды экспонирования нередко интегрируются: система­тическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систе­матической экспозиции. Выбор методов экспонирова­ния зависит от многих факторов, в том числе от профи­ля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспози­ционных площадей.

4.3. Экспозиционные материалы

Суть музейной экспозиции заключается в демон­страции памятников истории и культуры из конкрет­ного музейного собрания, поэтому основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, то есть предметы, специаль­но созданные для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существен­ные черты и свойства. Это — копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструк­ции, новоделы, голограммы.

Одна из причин их экспонирования связана с тем, что отдельные предметы из музейного собрания не мо­гут долго находиться за пределами фондохранилища, поскольку требуют особого режима хранения и специ­альных мер защиты, которые невозможно обеспечить в экспозиционных залах. Воспроизведения предметов экспонируются и в том случае, когда оригинал недо­ступен, утрачен, не может быть помещен в музей из-за своих габаритов, но представление о нем желательно дать для достижения тематической полноты и нагляд­ности экспозиционного показа. Например, в Дарви­новском музее экспонируется реконструированный в натуральную величину по воспоминаниям современ­ников фрагмент каюты парусного судна «Бигль», в ко­торой жил Ч. Дарвин во время своего кругосветного путешествия, оказавшего решающее влияние на фор­мирование взглядов молодого ученого. Для нагляднос­ти представлена и модель корабля, выполненная в мас­штабе 1:40.

Некоторые виды воспроизведений очень точно со­ответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям слепкам. Копия — это пред­мет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлин­ника или оригинала. Различают два вида копий. Один из них — это современное воспроизведение музейно­го предмета, которое по возможности точно повторяет те черты подлинника, которые являются существен­ными с точки зрения цели и задач копирования. Этот вид копий входит в состав научно-вспомогательного фонда, но в случае утраты подлинника может приобре­тать значение музейного предмета.

Копия может отличаться от оригинала по технике или размерам, но должна точно воспроизводить его манеру и композицию, в отличие от реплики, в которой второ­степенные детали оригинала могут меняться. Копиро­вание прославленных художественных произведений получило широкое распространение уже во II в. до н. э. в Древнем Риме. Копии второго типа являются памят­никами истории и культуры и в качестве музейных предметов входят в состав основных фондов музея.

Копию живописного, графического или фотогра­фического изображения, сделанную печатным спосо­бом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точ­ности воспроизводят муляжи. Они могут быть выпол­нены с оригинала по точным его обмерам, но иногда создаются по описаниям или рисункам. При утрате па­мятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описаниям создается так называемые новодел — точ­ная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Воспроизведение может выполняться и в отлич­ных от оригинала масштабе и технике, но при этом да­вать верное о нем визуальное представление. Таковы макеты и модели, которые выполняются в условном масштабе. Макет представляет собой объемное вос­произведение внешнего вида объекта, которое созда­ется в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроиз­водят производственные и бытовые интерьеры, внеш­ний вид отдельных зданий и сооружений, ландшафт и рельеф местности.

В отличие от макета модель сохраняет конструктивные принципы и фактуру оригинала. Модели создаются в тех слу­чаях, когда требу­ется изменить мас­штаб предмета, ко­торый не может быть представлен в экспозиции из-за своих габаритов, когда необходимо показать процесс функционирова­ния или работы предмета или же выделить упрощенную, условную схему предмета для его наглядной демонстрации, когда нужно предста­вить предмет, существующий только в проекте или плане.

Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозициювводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их не­правильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нару­шать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.

Особое место в экспозиции принадлежит текс­там. По своему содержанию они должны быть одно­значными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

Один и тот же предмет, включенный в разные экс­позиции, может иметь различные по форме и содержа­нию этикетки. Например, в исторических музеях эти­кетки к изобразительному материалу начинаются не с фамилии автора (как в художественном музее), а с на­звания произведения. Этикетки не должны быть гро­моздкими, но и чрезмерный лаконизм информации, содержащейся в этикетке, не оправдан, поскольку оп­рос посетителей и наблюдение за их реакцией свиде­тельствуют о том, что музейный зритель нуждается в максимально подробных сведениях об экспонатах. Для того чтобы облегчить посетителям, самостоя­тельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указа­телей. Это, прежде всего план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. У входа в от­дельный зал часто помещается его план с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозицион­ных комплексов. В залах используют указатели в виде стрелок на стене или на полу.

Надо помнить, что тексты не являются специфиче­ски музейным средством выражения, поэтому экспо­зиция не должна быть ими перегружена. Музейный образ природных и общественных явлений должны создавать, прежде всего, вещи, документы, произведе­ния изобразительного искусства.

В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голо­са птиц, животных и различные природные шумы вос­производятся в краеведческих и естественно-научныхмузеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспо­натов документальные звукозаписи лучших музыкаль­ных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писа­телей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *