Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.
Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип сознательности и активности;
3) принцип наглядности;
4) принцип систематичности и последовательности;
5) принцип научности;
6) принцип доступности;
7) принцип прочности;
8) принцип взаимосвязи теории и практики;
9) принцип завершенности процесса обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
1) обращать внимание на личность ученика;
2) научить учащегося мыслить причинно.
Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:
1) понимание целей и задач предстоящей работы;
2) опора на интересы учащихся;
3) воспитание активности у учащихся;
4) использование проблемного обучения;
5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.
Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
1) использовать наглядные предметы;
2) изготавливать совместно учебные пособия;
3) использовать технические средства обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:
1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
3) должна существовать логическая урочная система;
4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
Принцип научности проходит при использовании следующих правил:
1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
3) необходимо использование научных терминов;
4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
5) необходимо поощрение исследовательской работы.
Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
2) учет возрастных особенностей учащихся;
3) доступность, использование аналогий.
Принцип прочности основан на следующих правилах:
1) систематическое повторение учебного материала;
2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
3) использование логики в обучении;
4) применение различных норм и методов контроля знаний.
Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:
1) практикой доказывать необходимость научных знаний;
2) информировать учащихся о научных открытиях;
3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
4) приучать учащихся применять знания на практике.
Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения
ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения
ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения
ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения
ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения
ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения
ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения
ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения
Нестерова И.А. Принципы обучения // Энциклопедия Нестеровых
Понятие принципов обучения
Принципы обучения давно привлекали внимание специалистов в сфере педагогики. Чешский педагог Яков Коменский заявлял, что принципы являют собой «…основоположения, на которых должен строиться весь педагогический процесс». Кроме Коменского, принципы обучения изучали и обосновывали Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.
Принципы обучения – выражение диалектической связи компонентов процесса обучения, определяющее действие в процессе обучения одного из законов диалектики, т.е. показывающее либо источник, либо механизм, либо направление развития процесса обучения [1].
Принципы обучения согласно трудам Жан-Жака Руссо и Иоганна Генриха Песталоцци
Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика.
Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
Знания следует получать не из книг, а из жизни.
Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.
Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов
Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Среди отечественных педагогов большое влияние на современное восприятие принципов обучение оказал Ушинский. Его принципы перекликаются с трудами Якова Амоса Коменского.
Принципы обучения по Я. Коменскому и К. Ушинскому
Принципы обучения по Яну Каменскому
Принципы обучения по Константину Ушинскому
Принцип сознательности и активности
Принцип постепенности и систематичности знаний
Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Принцип воспитывающего обучения
Принцип систематичности и последовательности
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся
В современной дидактике придерживаются смешанной классификации принципов обучения:
Данная классификация представлена в работе Т.М. Воителева «Теория и методика обучения русскому языку» [2].
Особенности принципов обучения
Наиболее значимыми принципами в обучения в современной педагогике являются общедидактические. Они актуальны для методики преподавания любого предмета. Рассмотрим каждый принцип отдельно. Начать следует с принципа научности.
Принцип научности – принцип обучения предполагающий высокий уровень достоверности излагаемых фактов, корректное толкование фактов и явлений.
Так, при обучении русскому языку крайне важна логика и анализ языковых явлений. Например, если изучается тема «Словосочетание», преподаватель реализует разбор и анализ каждого изучаемого компонента. При этом реализуется системный подход, который неотделим от научного принципа обучения.
Принцип систематичности и последовательности способствует осознанному усвоению информации в рамках изучаемого предмета. На уроке преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов.
В качестве примера можно рассмотреть процесс изучения морфологии русского языка на основе синтаксиса, а орфография рассматривается на базе усвоения фонетики.
Принцип преемственности опирается на уже изученные материалы и на знаниях полученных на уроках по другим предметам.
По мнению Л.Д. Саниной преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.
Принцип перспективности направлен на выявление и установление связи между материалом изученным и материалом который планируется к изучению. Данный принцип заставляет педагога не просто подавать материал учащимся, но и предвидеть, что из этого пригодится ученикам при изучении других тем и предметов. Принципы преемственности и перспективности тесно связаны друг с другом и направлены на формирование единого подхода к воздействию на мировосприятие учащихся.
Принцип сознательности направлен на осознанное взаимодействие учителя и обучающегося в рамках изучаемого предмета.
Принцип сознательности трактуется с опорой на термин «сознательность». Сознательность – это осмысливание цели и задач обучения, в полное знание фактов, глубокое понимание материала и проникновении в сущность изучаемого материала в совокупности применением знаний на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся.
Принцип активности в обучении направлен на стимулирование собственной добровольной деятельности учащихся по изучению предмета или явлений с ним связанных.
Ключевым принципом обучения является принцип наглядности. Он являет собой «золотой принцип дидактики». Принцип наглядности был предложен и изучен Яковом Коменским. Согласно принципу наглядности эффективность обучения зависит от того, насколько органы чувств участвуют в деятельности направленной на усвоение того или иного материала. Данный принцип основан на использовании средств наглядности, которые бывают нескольких групп:
Не менее важен при подаче материала принцип взаимосвязи теории и практики. Здесь необходимо соблюдать процентные соотношения теоретических и практических вопросов. В своей работы педагоги учитывают возрастные особенности учащихся. Так, одни виды теоретических и практических действий преобладают в работе с учащимися младших классов, которые нередко сначала действуют интуитивно и лишь позднее осмысливают свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний, другие же – у их старших товарищей по школе, организующих свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний. Нельзя преподносить теорию и практику одинаково и первоклассникам и старшеклассникам. Принцип взаимосвязи теории и практики тесно связан с принципом прочности усвоения знаний, который определяет способность школьников воспроизводить ранее изученную информацию и использовать её на практике.
Принцип индивидуального подхода к учащимся – принцип предполагающие знания педагога в сфере возрастной психологии и умение найти подход к каждому учащемуся.
Принцип индивидуального подхода к учащимся стимулирует дифференциальный подход, который позволяет преподносить материал учащимся по-разному, в зависимости от их психологических особенностей. Принцип индивидуального подхода к учащимся неотделим от мотивационного подхода, так как индивидуальный подход позволяет сохранить мотивацию к учёбе при помощи подбора методик актуальных для тех или иных учащихся.
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности. Их детали разнятся в зависимости от возраста и особенностей обучающихся, но общий каркас идеи сохраняется.
Все принципы обучения связаны друг с другом, поэтому эффективным будет только их одновременное применение.
Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Стоит помнить о том, что принципы обучения всегда обусловлены его целями, которые могут разниться от человека к человеку. Поэтому описанные ниже «правила» обучения не являются неизменяемым каноном – наоборот, они сменяют друг друга с переменами, проходящими в обществе или в образовательной системе. Даже сейчас педагогическая наука ещё работает над разработкой наиболее верных путей и способов обучения.
Чаще всего дети получают образование в школах, гимназиях, лицеях и схожих с ними образовательных учреждениях. Каковы же принципы обучения в них?
В первую очередь нужно понимать, что все принципы обучения можно разделить на:
Поскольку для каждого предмета существует своя уникальная методика преподавания, в данной статье мы не сможем подробно рассмотреть методические принципы обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Что касается дидактических, или общедидактических принципов, то к данной категории положений относят:
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Дидактические принципы обучения
Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.
Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.
Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.
Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения.
Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями.
Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.
Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Принцип наглядности предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.
Принцип наглядности называют «золотым правилом обучения».
Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.
Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д.
Принцип развивающегося обучения
Отдельно выделяют принцип развивающего обучения, основанный на исследованиях советского психолога Л.С. Выготского. Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка. Данный принцип предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.
В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.
Конечно же, любой процесс обучения так или иначе ставит своей целью развитие обучающегося, однако обучение носит истинно развивающий характер только в том случае, когда своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения.
Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Принципы обучения – это нормы, требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь высоких результатов в учебном процессе.
Описание слайда:
В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности наглядности доступности сознательности и активности систематичности и последовательности прочности усвоения воспитывающего обучения личностного подхода связи теории с практикой.
Описание слайда:
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Правила реализации принципа научности требуют использования: логики и языка изучаемой науки; основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой; методов конкретной науки; научных методов познания природных и общественных явлений.
Описание слайда:
Принцип наглядности стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Наглядность в теории обучения подразумевает использование зрительных, моторных, тактильных, слуховых и вкусовых ощущений. Средствами наглядности служат: натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и пр.; изобразительные средства: картины, фотографии, диафильмы, рисунки; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и пр.; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.
Описание слайда:
Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил: в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; объяснять простым, доступным языком; использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.
Описание слайда:
Принцип сознательности и активности требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении — это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Для реализации на практике принципа сознательности и активности следует соблюдать правила: добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы; использовать активные и интенсивные методы обучения; логически увязывать неизвестное с известным; учить учащихся находить причинно-следственные связи.
Описание слайда:
Принцип систематичности и последовательности Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил: формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи; использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала; осуществления межпредметных связей; координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Описание слайда:
Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил: обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; используются разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения; активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей.
Описание слайда:
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение. Правила реализации данного принципа: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных достижений.
Описание слайда:
Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Это воздействие значительно усиливается, если обучающий ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила: уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к нему, тактично поправляет ошибки, стимулирует на преодоление трудностей.
Описание слайда:
Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося. Существуют два основных пути учета личностных особенностей: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым); дифференцированный подход (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).
Описание слайда:
Методы и средства обучения
Описание слайда:
Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала. Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых: цели образования, воспитания и развития учащихся; особенности содержания изучаемого материала; особенности методики преподавания конкретного учебного предмета; время, отводимое на изучение того или иного материала; уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности; уровень педагогического мастерства учителя; материально-технические условия обучения.
Описание слайда:
Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств. Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д
Описание слайда:
Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, поэтому приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный список всех дидактических приёмов
Описание слайда:
Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения. Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной. Наиболее распространены классификации по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе) по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.
Описание слайда:
Методы по источнику обучения
Описание слайда:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДОО
Описание слайда:
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ Выделяют следующие: Наблюдение; Демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы) Показ способов изображения и способов действия.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся Улучшают наглядность и доступность учебного материала Обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе
Описание слайда:
Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции: компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени); адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.); информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.); интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т.д.).
Описание слайда:
Виды средств обучения Учебники; наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.); дидактический материал; технические средства обучения (ТСО); прочее оборудование, применяемое при обучении речь, мимика и жесты, различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) МАТЕРИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ
Описание слайда:
Материальные средства обучения визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
ВИЗУАЛЬНЫЕ средства передачи зрительной информации: печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники; простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.; технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);
Описание слайда:
Материальные средства обучения визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.
Описание слайда:
Материальные средства обучения визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).
Описание слайда:
Материальные средства обучения визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. К этой группе дидактических средств относятся: лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры разнообразные карточки тетради с упражнениями.
Описание слайда:
Материальные средства обучения визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. К этой группе дидактических средств относятся: лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры разнообразные карточки тетради с упражнениями.
Описание слайда:
Материальные средства обучения визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
Описание слайда:
Наряду с описанных выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются технические средства обучения (ТСО); учебно-наглядные средства (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.); раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями); дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.; учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии); учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.
Описание слайда:
Формы организации обучения
Описание слайда:
Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д. Среди форм организации учебного процесса выделяются формы учебных занятий: организованная образовательная деятельность (ООД/НОД/занятие), урок, лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, факультатив и т.д.
Описание слайда:
Формы отличаются по количественному составу участников; характеру взаимодействия между ними; способам деятельности; месту проведения.
Описание слайда:
Описание слайда:
Организованно-образовательная деятельность (ООД) является основной формой организации обучения в ДОО. Организованно-образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОО. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Описание слайда:
Описание слайда:
Гигиенические требования – соблюдение норм Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»« Дидактические требования: ¯ точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности; ¯ ¯ определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; ¯ выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД; ¯ обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; ¯ использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал. Организационные требования: ¯ иметь в наличие продуманный план проведения ООД; ¯ четко определить цель и дидактические задачи ООД; ¯ грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; ¯ поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ООД. ¯ не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения. ¯ ООД в ДОО не должна проводиться по школьным технологиям; ¯ ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); Требования к организации организованно-образовательной деятельности
Описание слайда:
Формы организации обучения в повседневной жизни На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения: прогулка, которая состоит из наблюдений: за природой, окружающей жизнью; подвижных игр; труда в природе и на участке; самостоятельной игровой деятельности; экскурсии; игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации; спортивные игры; дежурство детей по столовой, на занятиях труд: коллективный; общественно-полезный; труд в уголке природы; художественный труд; развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.