какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им

Основные методы получения информации.

Методы сбора информации весьма разнообразны и их применение требует четкой классификации (рис. 11.1).

Любое исследование чаще всего начинается с анализа документов, назначение которого – извлечь необходимую информацию; оценить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования; перевести информацию, содержащуюся в документе в термины исследования; зафиксировать ее в виде определенных признаков (категорий анализа); попытаться найти способ квантификации (количественного измерения) этих признаков; представить характеристику исследуемых процессов и явлений.

какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Смотреть фото какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Смотреть картинку какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Картинка про какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Фото какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им

Рис. 11.1. Методы получения информации.

Документы – это специально созданный носитель информации. Документы бывают следующих видов:

– по форме фиксации информации можно выделить письменные, статистические, иконографические (кино-, фото-, видеоматериалы), фонетические (материалы звукозаписи);

– по степени оригинальности различают документы подлинные и копии;

– по возможной форме использования в исследовании можно выделить: документы, дающие возможность сделать выводы; документы, используемые как иллюстративный материал (для приведения примеров, ссылок и т.д.);

– по источникам информации: первичные, созданные на основе наблюдения; вторичные, составленные в результате обработки первичных документов.

Один из методов сбора информации – опрос, т.е. получение ответа на заранее подготовленные вопросы. Особенность этого метода – наличие непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респондентом); в качестве источника информации выступают суждения опрашиваемых; возможность получить сведения о мнениях, оценках, внутренних побуждениях людей. Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия.

Анкетирование – опрос с помощью специального документа, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно. Различают прессовые (публикуемые в органах печати), почтовые (рассылаемые по почте с просьбой о возврате в определенные сроки) и раздаточные (раздаваемые для заполнения и немедленного возвращения) анкеты.

Интервью – это акт непосредственного общения респондента и опрашивающего (интервьюера). По способу коммуникации различают телефонное и личное интервью, по способу ведения стандартизированное (по жесткому предварительному плану, включающему формулировку и последовательность вопросов) и свободное, когда заранее определены лишь схема и тематика беседы. По количеству интервьюеров – «один на один» и «групповые».

Социометрический опрос (социометрия, структурный анализ малых групп) используется для изучения внутри- и межколлективных связей и дает возможность количественной оценки межличностных отношений в малой (контактной) группе путем выявления взаимных симпатий и антипатий. Социометрия позволяет оценить позицию (социометрический статус) каждого члена группы в ней, выделить подгруппы, взаимоотношения между группой и отдельным ее членом, между индивидами, между подгруппами, определить сплоченность группы и т.п.

Экспертный опрос– разновидность опроса, где респондантами являются эксперты – специалисты в данной области деятельности. Они компетентно участвуют в анализе и решении проблемы прикладного социологического исследования. С помощью экспертного опроса можно более обоснованно выявить существенные стороны проблемы, уточнить цели, задачи, гипотезы исследования; проверить достоверность собранной информации; подтвердить обоснованность выводов.

Эксперимент – один из наиболее сложных методов сбора информации. Под экспериментом понимается получение информации о социальном объекте при воздействии на него заданных и контролируемых факторов, выявление на основе этого изменений в состоянии объекта, причинно-следственных связей.

Метод наблюдения состоит в непосредственном восприятии и регистрации происходящих событий исследователем (наблюдателем). Он используется в основном для получения описательной информации и не раскрывает причин происходящего.

Метод тестирования– применяется для выявления у особы наличия и степени выраженности особенностей, способностей и умений, психологического состояния и представляет собой серию вопросов с возможными вариантами ответов.

ТЕМА 12. «ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКА»

Источник

Доклад: Способы получения информации

Департамент профессионального образования

ФГОУ СПО «Моршанский строительный колледж»

«Способы получения информации»

студентка группы 400 «Б»

Проверила: Саттарова Р.М.

Человек живёт в информационном пространстве, являясь источником и потребителем информации. Источником информации является любое изменение состояния или положения на любом уровне мироздания. Поскольку одним из основных атрибутов жизни является движение, сама жизнь является тоже источником информации.

В данной контрольной работе я расскажу о том, какая информация существует и о способах ее получения информации.

Информация может быть:

· открытой (более или менее доступной);

· полузакрытой (не засекреченной, но контролируемой теми, кого она касается);

· секретной (полагаемой по различным соображениям ключевой в определенных ситуациях).

Главными носителями информации являются:

· Случайный источник. Иногда бывает, что какой-то подвернувшийся вам индивид совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывается носителем уникальной фактуры.

· Официальные документы. К ним принадлежат личные дела и медицинские карты, докладные, объяснительные записки и письма в разные инстанции, всевозможные задокументированные данные, собранные официальными (отдел кадров, жилконтора, милиция. ) службами об интересующем Вас лице или организации.

· Деловые бумаги и архивы. Это всевозможные договоры, отчеты, факсы, письма, методички, внутренние телефонные справочники, меморандумы и прочие бумаги, связанные с деловой активностью человека или организации. Они представляют первосортный источник конфиденциальной информации, позволяющей ориентироваться в делах объекта, прояснять его намерения и методы работы, прогнозировать поступки и возможности, выявлять функционеров и связи. Достоверность информации при этом преимущественно высшая.

· Носители машинной информации. Оптимальным источником, существующим во многих организациях, представляется банк данных, занесенный в ЭВМ. Сведения, хранимые там, зафиксированы на неизвлекаемых (жестких дисках) или извлекаемых (гибких дисках) магнитных носителях и способны выводиться на бумажную распечатку (листинги). Впрочем, оснащение фирмы компьютерами в общем-то не означает, что они там эффективно пользуются или что в них есть ценная информация.

· Личные бумаги и архивы. В этот замечательный набор фактуры входят записные книжки, разные пометки на листках календаря, дружеские и интимные письма, поздравительные открытки, фотографии, аудио- и видеозаписи, дневники и т.д. Такие данные попросту неоценимы при активной разработке вызвавшего интерес объекта с тщательным выявлением его контактов и полным пониманием реальных возможностей для последующего устранения, шантажа, манипулирования или вербовки.

· Обнародованные сведения. К ним относятся отловленные публикации в газетах и журналах, радио- и телесюжеты, читанные где-то лекции и выступления. Такие источники знакомят с кулуарными материалами, открывают новых носителей информации и заметно сокращают труд по разрабатыванию объекта. Качество фактуры здесь значительно зависит как от компетентности и побуждений автора, так и от намерений и репутации тех, кто конкретно предоставил ему слово.

· Подметные письма и самиздат. Любопытнейшую информацию могут содержать тиражированные тем или иным способом листовки, обращения либо заметки, каковые не хотят, да и не могут издавать официально. Все это забрасывается в народ с целью опорочить некое лицо или организацию, ознакомить с положением дел в конкретной области, вызвать смуту и разброд в мышлении обывателей.

3. Средства беспроводной и проводной связи:

· Телефон. Будучи наиболее распространенным инструментом, обеспечивающим человеческое общение, телефон способен легко выдавать секреты своего владельца.

· Телеграф, телетайп, телефакс. По каналам этих аппаратов циркулирует как графическая так и знаковая информация, выводимая на бумажные носители, что весьма удобно в деловых взаимоотношениях.

· Персональные радиостанции. Применяемые для служебной и гражданской радиосвязи оные модели отличаются эфирной обнаженностью.

4. Электронные системы обработки информации:

Компьютер. Компьютеры отдельных структур связаны между собой посредством телефонной сети, что нередко позволяет изымать из них фактуру даже пребывая в другом городе.

Сотовые и транковые радиосистемы. Данные мобильные устройства для словесного (радиотелефон) и знакового (пейджер) общения весьма удобны в обращении, но открыты для обычного эфирного радиоперехвата соответствующим сканером (если нет защитного кодирования. ) либо “двойником” используемого аппарата

5. Разные отслеживаемые факторы:

· Подслушивание. Тайно слушать можно как формальные (деловые), так и неформальные (дружеские и интимные) разговоры.

· Тайное наблюдение. Наблюдать приходится как за индивидом, так и за стационарным объектом. Скрытное слежение за человеком позволяет выяснить его контакты, места встреч, маршруты, явные привычки, образ жизни и все прочие аспекты, необходимые при детальной разработке некоего лица или организации.

· «Засекание» слухов. Эти неподтверждаемые сообщения, циркулирующие в определенных контингентах людей полезны тем, что намекают на предполагаемые знания и ожидания среды (“слух снизу”), а иной раз и на игры тех или иных сил (“слух сверху”).

Прояснение образа действий. Анализируя реакции объекта на слова и поведение различных людей, на обычные и экстремальные обстоятельства, можно довольно точно определить его цели и мотивы, силы и слабости, уровень подверженности чужому влиянию, информированность, ключевых партнеров, методы используемых действий.

Выйдя на тот или иной источник информации, четко просчитайте:

1. Его наличные и потенциальные возможности,

2. Допустимые пределы использования,

3. Степень его надежности.

В заключение хотелось бы подвести итог вышесказанному.

Получение информации – это всегда взаимодействие субъекта либо с объектом, либо с предметом носящем или хранившем в себе информацию. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, субъект должен учитывать:

· общие и конкретные цели (для какой конкретной цели его собирают);

· доступность источников информации;

· сроки сбора информации;

· степень надёжности информации.

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в процессе сбора информации субъекту необходимо знать и уметь использовать все источники информации.

Источник

Общая характеристика способов получения информации

Виды, источники и способы получения информации. По признаку изначальной предназначенности для конкретного исследования информация подразделяется на первичную, которая собирается для конкретного исследования, и вторичную, которая уже существует и была собрана для иных целей. Сбор и обработка вторичной информации часто обозначается как кабинетное исследование, а сбор первичной — как полевое исследование.

По назначению информация подразделяется на следующие виды: справочную, нормативную, аналитическую, рекомендательную, сигнальную, регулирующую (например, информация об отклонениях от плана для осуществления контроллинга).

По регулярности поступления информация подразделяется на следующие виды: непрерывную, дискретную (одинаковые интервалы времени), переменную (неодинаковые интервалы времени), спорадическую или эпизодическую (при возникновении необходимости).

Основные источники вторичной информации: публикации в научной периодике, публикации в СМИ, рекламные издания, статистические справочники, внутрифирменный статистический и бухгалтерский учет и отчетность, Интернет, коммерческие базы данных органов статистики, коммерческие базы данных консалтинговых предприятий. Основные источники первичной информации: потребители, конкуренты, посредники, эксперты, данные службы маркетинга предприятия.

Для предприятия — участника рынка наиболее значимыми источниками информации в порядке убывания значимости являются:

Маркетологу следует хорошо знать основные потоки информации в системе маркетинга:

Способы и формы сбора первичных данных. В соответствии с теорией статистики тремя основными способами сбора (получения) первичной информации являются:

Опрос — способ получения информации в результате общения исследователя и респондентов в устной или письменной форме. Опрос может иметь три формы: анкетирование, интервью, беседа. Важно отметить, что анкетирование построено по стандартизованной (жесткой) схеме, а беседа и интервью — по свободной схеме проведения опроса.

Можно выделить стандартизованную и свободную формы проведения опроса (рис. 15.3).

какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Смотреть фото какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Смотреть картинку какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Картинка про какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им. Фото какие существуют способы получения информации перечислите их и дайте краткую характеристику им

Опросы характеризуются следующими параметрами:

Наблюдение — способ получения информации, когда маркетолог «играет роль пассивного наблюдателя», не взаимодействуя с объектами наблюдения. Активное наблюдение имеет место в эксперименте, о чем сказано чуть ниже:

Кстати, бенчмаркетинг в значительной степени — наблюдение за деятельностью конкурентов.

Эксперимент — активный способ получения информации, когда субъект, проводящий эксперимент, искусственно изменяет условия, в которых находится объект наблюдения, и наблюдает за происшедшими изменениями в его поведении. Эксперимент отвечает на вопрос «если, то». Цель эксперимента — выявление причинно-следственной логической и функциональной зависимости между факторами и результатом.

Эксперимент позволяет проанализировать «чистое», изолированное влияние факторов, осуществляя изменение одних факторов при сохранении неизменными уровней других, не интересующих; нас факторов, и позволяет сделать это за ограниченное время, причем существенно меньшее, чем в случае пассивного наблюдения за теми же процессами.

Примеры задач, когда желательно применение эксперимента: исследование зависимости объема продаж от частоты выхода рекламы, исследование зависимости объема продаж от его местонахождения в торговом зале — задача мерчендайзинга. Конечно, в некоторой степени эти задачи могут быть решены и в результате пассивного наблюдения, но проблема состоит в том, что в результате пассивного наблюдения будут изменяться не только интересующие нас факторы, но и иные параметры, значения которых нам неизвестны. Поскольку эти неизвестные факторы влияют на результат наряду с анализируемыми факторами, то корректное выявление изолированного влияния последних не всегда возможно.

Рынок маркетинговой информации. Информация — специфический товар, относительно быстро теряющий свою стоимость с течением времени, как, например, современная аудио- и видеотехника, и даже еще быстрее. Естественно возникновение специализированных консалтинговых предприятий по сбору и предварительной обработке информации. В настоящее время в России сбор информации практически является одним из основных видов деятельности российских и зарубежных консалтинговых компаний, которые проводят маркетинговые исследования. Дело доходит до того, что в отдельных публикациях, особенно в сети Интернет, сбор информации отождествляется с маркетинговыми исследованиями.

Существует три варианта взаимоотношений предприятия — участника рынка и консалтинговой компании. С позиций производственного или торгового предприятия рынка варианты взаимоотношений с консалтинговой компанией выглядят так:

Информация, покупаемая несколькими предприятиями, как правило, по подписке, называется синдикативной в том смысле, что имеется группа, синдикат компаний, желающих купить данные по определенной тематике. Цена для конкретного подписчика при этом снижается.

При работе с вторичной информацией консалтинговые предприятия широко применяют контент-анализ — подбор, систематизация и анализ информации из различных источников по определенной теме. Иногда в связи с контент-анализом говорят о «бюро вырезок». Тема анализа может касаться спроса, предложения, конкуренции, деятельности отдельных конкурентов. Значительную роль при проведении контент-анализа играют публикации в средствах массовой информации. Продолжая характеристику контент-анализа, можно сказать, что эта технология применяется не только в маркетинге, но даже и в разведке.

Можно выделить несколько наиболее распространенных видов деятельности консалтинговых компаний, специализирующихся на маркетинге:

Консалтинговые компании могут осуществлять различные виды деятельности, но чаще они являются специализированными. В силу существования специализации консалтинговых компаний, предприятие, заинтересованное в результатах маркетинговых исследований, может у одной компании приобрести выборку, передать ее другой компании для проведения опроса и далее обратиться к третьей для проведения маркетингового анализа.

Источник

Реферат «Способы получения информации»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского и PR-материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист или PR-man добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной или иной значимости. При этом следует избегать чрезмерно избыточной информации, так и недостатка ее.

В журналистике методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.

1. Работа с источниками информации

Определяя источник, журналист должен знать организации, которые могут предоставить ему необходимую исчерпывающую информацию, а также лица, компетентные в данном вопросе. Но выбор источника становится проблемой, потому что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными.

Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация в действительности, занимается вопросами, которые интересуют корреспондента, как она организована, кто является ключевыми фигурами (руководителями), кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

Приходится учитывать, что собеседники журналиста боятся «репрессий» со стороны своего начальства, озабочены карьерой, не хотят общественной огласки, стесняются. Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника назвать его в публикации, то поступать следует только по закону.

Ссылки бывают разные, начиная с конкретного «как нам сообщил имярек» и заканчивая традиционным оборотом «по сведениям, поступившим от лиц, заслуживающих доверия». В последнем случае при возникновении после публикации неприятностей редакции и журналисту необходимо защищать конфиденциальность своих источников.

Отдельного подхода требуют слухи как источник информации (молва, известие, обычно еще ничем не подтвержденное, по определению толковых словарей). Журналисты охотно пользуются сведениями такого рода, предварительно обезопасив себя необходимыми процедурами. А именно:

• полезно найти источник слуха;

• переспросить у источника, так ли было или есть на самом деле;

• при удачном поиске и полученном подтверждении договориться о том, что если после опубликования материала редакции будет предъявлен иск, источник явится в суд и подтвердит изложенные сведения.

В любой другой ситуации редакция и журналист берут на себя всю возможную ответственность. Иногда слухи становятся поводом для журналистского расследования и в конечном итоге перестают быть таковыми.

Непростой объект журналистского интереса представляют собой органы внутренних дел, причем в зависимости от иерархического уровня они несколько различаются между собой. В частности, в областном УВД журналистам, чтобы получать информацию, по всей видимости, придется аккредитоваться. С Федеральной службой безопасности работать несколько сложнее. Аккредитация предусматривается не во всех структурах. Вся информация проходит через группу по связям с прессой (общественностью) и в большинстве случаев предоставляется по запросам. Многое зависит от степени доверия к данному СМИ и конкретному журналисту. По действующим внутренним приказам, оперативные работники могут общаться с корреспондентами только через пресс-службу и по решению руководства.

Суды. Отношение третьей ветви власти с «четвертой» регламентируются Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РФ. Они определяют пределы информирования журналистов в части находящихся в производстве дел, устанавливают ограничения по объемам сведений, предназначенных прессе, оговаривают условия, при которых журналисту разрешается и запрещается присутствовать на заседаниях суда. Информацию можно получить не только от судьи, но и от пресс-секретаря суда, специфика работы которого практически ничем не отличается от подобной работы в других организациях.

Как правило, визировать материалы у представителей всех трех ветвей власти не требуется. Согласно Закону «О средствах массовой информации», не допускается предварительное согласование содержания сообщений и материалов (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым).

Многие журналисты, тем не менее, дают источникам информации почитать материал целиком или зачитывают фрагменты, чтобы уточнить цитаты, цифры, иные фактические сведения, и таким образом страхуют себя от ошибок.

Выбрав источник и получив доступ к нему, собрав необходимые сведения, журналист проверяет полученную информацию. Причем проверку следует проводить при всяком удобном случае, не жалея для этого времени. Добросовестный журналист отличается тем, что для уточнения сведений сделает на пять звонков больше, чем его излишне беззаботный коллега.

Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:

1. когда материал готов, следует перезвонить источнику и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, иные данные, проговорить ясно и членораздельно важные высказывания и спросить: «правильно ли я воспроизвел ваше суждение?»;

2. по возможности следует сопоставить полученные сведения с имеющимися на это счет видео- и аудиозаписями, текстовыми документами;

3. опросить дополнительных свидетелей и очевидцев;

4. показать текст экспертам;

5. зачитать материал опытным коллегам в редакции;

6. дать прочесть текст редакционному юристу.

Все эти нехитрые действия избавят журналиста от возможных ошибок и последующих неприятностей.

2. Способы получения информации

Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов:

§ опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;

§ изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов;

§ знакомство с результатами его профессиональной работы;

§ поиск биографических сведений о нем;

§ определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов.

После подготовки остается условиться о встрече, иногда при этом согласовываются основные направления разговора. Профессиональные журналисты, как правило, стремятся устроить встречу наедине, потому что в присутствии других людей собеседник становится более предусмотрительным и сдержанным в своих суждениях. А искренность ответов есть едва ли не самое главное в интервью.

• находите и используйте приятные ассоциации;

• позволяйте интервьюируемому чувствовать себя непринужденно и быть готовым рассказывать;

• не задавайте вопросов прямо до тех пор, пока не убедитесь, что интервьюируемый готов дать желаемую информацию и дать ее точно;

• дайте собеседнику рассказать полностью свою историю, затем помогите дополнить ее;

• будьте честны и искренни, что значительно лучше, чем быть хитрым и искусным;

• избегайте роли учителя;

§ старайтесь ставить вопросы так, чтобы они были легко поняты;

§ не подсказывайте ответы на свои вопросы;

§ если вы предлагаете альтернативные вопросы, формулируйте их так, чтобы ни тот, ни другой не был приемлем для интервьюируемого;

§ помогайте интервьюируемому осознать ответственность за свои утверждения;

§ держите важные вопросы в уме до тех пор, пока не будет получена адекватная информация на каждый из них;

§ постигайте смысл каждого утверждения;

§ проверяйте ответы при любой возможности;

§ отделяйте факты от выводов;

§ записывайте все данные тут же или как можно быстрее по окончании интервью, поскольку обычно люди не представляют, с какой скоростью происходит забывание.

Подготовка к пресс-конференции требует домашней работы так же, как и интервью. Из всех возможных источников надо узнать все, что собой представляет инициатор пресс-конференции. Далее подготовьте список вопросов. Если заранее раздают пресс-релизы и другие документы, то позаботьтесь, чтобы они достались вам. На самой пресс-конференции следует:

— четко произносить свои имя, фамилию и название средства массовой информации, которое представляете;

— задавать вопросы в числе первых, так как времени, отведенного журналистам, может не хватить;

— быть внимательным, так как важная информация выдается часто между строк, в подтексте;

— слушать вопросы коллег и ответы на них, так как товарищи по цеху могут оказаться более изобретательными и искушенными.

а) фактические данные;

г) предложения и прогнозы;

д) речевые приметы собеседника (характерные особенности языка).

Наблюдение так же, как интервью, представляет собой наиболее распространенный способ получения информации.

во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях,

во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей,

в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом,

в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое включенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия. Журналисты «меняют» профессию с давних времен. Репортажи Михаила Кольцова «Три дня в такси», бытовые зарисовки «молочницы» Ларисы Рейснер были первыми такими опытами в российской прессе. С тех пор кем только не становились корреспонденты: униформистом в цирке, продавцом рыбного отдела гастронома, бомжем, заключенным.

Корреспондент другой газеты попросил знакомого прокурора «устроить» его в камеру предварительного заключения на несколько суток, дабы изнутри познакомиться с нравами этого заведения. После «отсидки» он опубликовал серию репортажей, и. прокурора сняли с работы.

Этот случай стал поводом для продолжительной дискуссии о пределах использования данного метода сбора информации. Прежде всего, необходимо согласовать возможность включенного наблюдения с руководством редакции, затем обеспечить безопасность источникам информации или тем, кто оказывал вам помощь, и позаботиться о собственной безопасности. Наконец, надо проконсультироваться с юристом.

Правила вроде бы понятные, и соблюдать их нетрудно. Но журналисты часто работают на грани фола, а то и прямо нарушают законы. Между тем Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого (в том числе и журналиста) искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым, но лишь законным способом.

«Диверсионная» методика тележурналиста Александра Невзорова, разгоняющего автомобиль со съемочной группой до ста километров в час, врывающегося на территорию предприятия и снимающего до тех пор, пока не опомнятся охранники, может оказаться привлекательной для жаждущих репортерской славы. Однако юридическую ответственность журналист в данном случае несет в полной мере.

2.3. Изучение документов

1) подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом;

2) не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание;

3) не искажены ли фамилии должностных лиц;

4) соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);

5) подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.

Желательно также установить дату появления документа и его номер. Рассказывают, что в эпоху отсутствия такого количества множительной техники, какое имеем сегодня, Анатолий Аграновский, изучая официальные бумаги, срисовывал оттиски печати в свой блокнот, чтобы при необходимости подтвердить: «я видел этот текст». Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам (опрос работников соответствующего департамента, экспертов, иных причастных к содержанию документа людей).

Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идет речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует.

Корреспондент ИТАР-ТАСС, работающая в жанре расследований, Лариса Кислинская опубликовала в «Совершенно секретно» материал «Кто “заказал” Старика», который построила на извлечениях из показаний некоего Ю. Воронцова. Последний говорил, что к убийству предпринимателя Квантришвили причастен один из бывших вице-премьеров Правительства России. Однако, как пишет в журнале «Журналист» сотрудник Судебной палаты по информационным спорам И. Еремин, из пояснений прокуратуры г. Москвы следовало, что Воронцов признан судебно-психиатрической экспертизой невменяемым, уголовных дел в отношении лиц, фигурирующих в его показаниях, возбуждено не было. Таким образом, вырванный из общего контекста событий документ привел в правовом отношении к искажению существа дела.

Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:

• фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;

• заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

• помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

• при завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.

Перечисленные правила уместны при работе с любым типом документальных источников. Есть специфика работы с личными документами, к коим относятся дневники, письма, завещания и другие. Главное требование: всеми ими можно распоряжаться только с разрешения их автора или владельца. Лишь письма, поступающие в редакцию «самотеком», не требуют согласия авторов, поэтому журналисты вправе использовать их полностью либо в сокращенном виде. Если в письме нет специальной просьбы о том, чтобы этот материал опубликован или не называть фамилию и имя его автора. К тому же сведения, излагаемые в таких письмах, требуют проверки.

2.4. Социологические способы получения информации

В практике СМИ иногда применяется методика, заимствованная из социологии. В частности, анкетирование используется для изучения мнений о газете или вещательном канале, представлений аудитории по значимым общественным проблемам, а также для сбора дополнительного статистического материала. Важно при этом грамотное (с методической точки зрения) составление анкеты. В противном случае результаты опроса окажутся не соответствующими действительности. Так, социологами был открыт «эффект картошки», суть которого заключается в следующем. Население опрашивали по поводу частоты употребления в пищу разных продуктов питания, но в список продуктов забыли включить картошку. В результате анкетного опроса оказалось, что никто из опрашиваемых информантов не ест картофель вообще.

Существенную пользу этот метод приносит при изучении читательской (слушательской, зрительской) почты, что позволяет понять тематические предпочтения аудитории, ее типичные претензии к редакции и пожелания. Методика проведения контент-анализа требует четкого выделения единиц счета, без чего статистические результаты и выводы могут оказаться некорректными.

Приступая к изучению острой темы, профессиональные журналисты руководствуются следующим алгоритмом действий:

сначала знакомятся с информацией из общедоступных источников;

затем составляют список имен и организаций, которые следует посетить;

в этот список включают людей, придерживающихся разных точек зрения на проблему, которая интересует журналиста;

предпочитают использовать только законные способы получения информации;

действуют по методу «открытого забрала», который обеспечивает право «противника» на защиту и рождает ощущение справедливости;

стараются освободиться от гида, которым снабжают журналиста на предприятиях и в организациях;

ведут разговоры с источниками информации наедине, без присутствия третьих лиц;

наносят «визит вежливости» к начальству, чтобы потом не быть обвиненными в том, что с руководством корреспондент не встречался;

запасаются необходимым количеством документов или их копий, свидетельствами очевидцев (не менее двух) по поводу тех или иных фрагментов события, проблемы, темы.

Такие способы получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации.

3. Методы предъявления информации

Журналистские тексты иной раз бывают скучными из-за присутствующей в тексте монотонности. Монотонность же возникает из-за применения в тексте однообразных методов подачи материала. Дело в том, что далеко не всеми методами журналисты владеют одинаково свободно. Настолько свободно, чтобы выбирать из всех существующих методов самые выигрышные в конкретной ситуации при предъявлении информации определенного рода. Только при комбинации различных методов предъявления информации с помощью монтажа возникает текст, способный по-настоящему заинтересовать читателя, найти отклик в его уме и сердце. Текст становится естественным, как дыхание, оживает множество ассоциативных связей, оказываются возможны глубокие умозаключения по аналогии, когда журналист свободно владеет всей палитрой методов творчества, в частности, методами изложения материала.

В издательской практике письменные тексты по способам изложения и видам классифицируют следующим образом: повествование, описание и рассуждение (традиционная классификация). Но наблюдения над живой речью и, соответственно, над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная трехкомпонентная схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении текстов художественных произведений. Однако, при работе с другими формами творчества, в том числе с публицистическими произведениями, схема нуждается в дополнении.

Наиболее полную и подробную классификацию методов предъявления информации приводит Г.В. Лазутина. Прежде всего, для обозначения искусственного языка, посредством которого журналистская информация приобретает характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях, она вводит понятие элементарных выразительных средств (ЭВС).

Элементарные выразительные Г.В. Лазутина подразделяет на два ряда смысловых единиц.

Методы предъявления ЭВС фактологического ряда, выступающего как основа журналистского текста:

2) Описание. Он формируется на основе одноименного типа речи и предполагает воспроизведение реалий в их предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных видимых и слышимых деталей.

Описание как метод предъявления ЭВС фактологического ряда существует в журналистике в двух вариантах.

3) Повествование. Этот метод рассчитан на воспроизведение фактов через их внешнюю, видимую сторону. Только передается она в данном случае не через детали обстановки, облика или поведения людей, а через обозначение основных моментов происходящего: последовательности действий, поступков, событий. Бытует оно тоже в двух видах и регулируется теми же правилами. При этом повествование репортажное, выступающее в виде свидетельства автора, как правило, воспроизводит виденные им действия, передавая динамику происходящего. Повествование реконструктивное, строящееся на документах или свидетельствах других людей, в том числе героев материалов, чаще всего отражает последовательность событий или этапов уже случившегося. Оно позволяет воспроизводить ситуацию в контексте предшествующих обстоятельств и тем самым показывать ее развитие. Однако возможно использование реконструктивного повествования и для детализации эпизодов прошлого.

6) Рассуждение служит средством предъявления сути той или иной реалии, ее значения, перспектив, выносится в текст и процесс мыслительной работы по выявлению этой сути. Вместе с автором материала адресат информации проходит весь путь постижения существа дела.

7) Типизация. Это обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным. Использование этого метода обязывает журналиста к большой ответственности: очень важно, чтобы за обобщениями такого рода стояла подлинная жизнь.

Культурологический ряд ЭВС. С помощью методов этого ряда журналист вносит в текст образы и нормативы, уже существующие в культуре.

2) Цитирование. Речь о дословном воспроизведении отдельных фрагментов из произведений науки, литературы, искусства, общественно-политических и государственных документов, афоризмов, пословиц, поговорок, даже из рекламы.

Формирование, оформление и материализация структуры журналистского текста происходит с помощью весьма разнообразных методов предъявления информации, благодаря умелому сочетанию которых возникает действительно качественный публицистический текст, в котором отражается и действительность, и авторская позиция.

• доступность источников информации (если, например, журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией);

• сроки сбора информации;

• степень надёжности информации (если журналист сомневается в надёжности информации, полученной одним из методов, ему придётся проверять её с помощью других).

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь использовать все способы получения информации, что существенным образом может обогатить и разнообразить его материал.

1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г.

2. Аграновский В.А. Кто ищет. М., 1988.

3. Васильева Л. А. Делаем новости! М.: Аспект Пресс, 2003.

4. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.

5. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие: Спб., 2000 г.

6. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

7. Ламберт Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М.,1992.

8. Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста: учебник, Спб., 2000 г.

9. Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.

10. Симонов А. К. Журналист в поисках информации. М.: Галерия, 2004.

11. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Способы получения информации
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: доклад Добавлен 00:30:01 07 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1868 Комментариев: 17 Оценило: 6 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать