какие существуют стили речевого поведения
О типах речевого поведения
Своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Иногда не видя человека, лишь услышав первые его фразы на том конце телефонного провода, мы способны оценить характер человека, предположить его сильные и слабые стороны. И, как ни удивительно, часто это впечатление подтверждается в дальнейшем. Еще древние подметили, что большинство говорящих отличались в каком-нибудь одном из стилей.
Одни были «…велеречивые, обладавшие важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные…», а другие — «…сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространственности…», третьи же отличались умеренностью, использовали сильные стороны первых двух, но избегали их крайностей.
Сегодня, сидя за столом переговоров, участвуя в совещании или беседуя по душам, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Вряд ли прогноз был бы возможен, если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях публичного выступления как требующего усиления всех свойств говорящего.
Много лет обучая желающих ораторскому мастерству и слушая сотни публичных выступлений, я пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Прежде всего, можно выделить две большие группы ораторов: рациональные — «технари» и эмоциональные — «гуманитарии». Эти имена появились в рабочей обстановке и не могут претендовать на точность. В свою очередь, каждая из этих групп также может быть разделена еще на две. «Технари» включают в себя «системщиков» и «мыслителей», а «гуманитарии» — «поэтов» и «вождей». Разумеется, что в чистом виде такие типажи редкость, но преобладание определенных черт позволяет квалифицировать ораторский тип.
Каковы их основные особенности?
1. «Системщики». Для представителей этого типа характерно особо тщательное отношение к подготовке речевого высказывания. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, любят колонки цифр и ряды формул на доске, критично относятся к публичному выражению чувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Во время выступления все их внимание обращено к содержанию, они не любят отступать от намеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как и во время выступления, они лишь опосредовано, через материал, поддерживали связь со слушателями. Этот тип ораторов идеален при подготовке материала, хорош в чтении научных сообщений и докладов, но проигрывает, когда необходимо добиться от аудитории сопереживания.
2. «Мыслители». Есть люди, которые любят порассуждать вслух, но при этом их словесные построения лишены легкости и изящества. Это скорее публичный труд, медлительная работа шелкопряда, собирающего лапками нити разрозненных мыслей и ткущего бесконечное полотно силлогизмов. Наблюдать за рождением новых идей бывает очень занимательно, но, в силу отсутствия у оратора артистизма, не менее утомительно. «Мыслители» способны на неожиданные решения, им нередко свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему спустя какое-то время. Хорошо, если материал выступления им знаком — основываясь на известном, они способны созидать нечто новое, но именно из «мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не владеют предметом высказывания. Ораторы этого типа не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других, склонны к использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм. «Мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса времени.
3. «Поэты». Название весьма условное — редко кто из ораторов этого типа пишет стихи. Их непременным преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Именно они создают неповторимые словесные образы, как жонглеры, владея метафорами, гиперболами, аллегориями, оксюморонами и другими «вкусностями» русской речи. Если к этому блюду бывает добавлена приятная внешность, красивый голос, изящные манеры, то слушать такого оратора — редкое удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с информацией.
4. «Вожди». Это ораторы, способные воодушевить толпу. Их энергия, мощь их воли и сила слова требуют простора площадей. В обычных жизненных ситуациях вы лишь ощущаете горячность этой лавы, догадываетесь о ней по блеску глаз, по широкому жесту, по крепости голоса. Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления. Если о других частенько скажешь, что они лишь говорят слова, то эти ораторы всегда словом действуют. Однако с «вождями» случаются и печальные метаморфозы. Если предмет речи, что не так уж и редко бывает в жизни, не задевает их за живое, то из вождей превращаются они в аморфных беспозвоночных, теряя не только силу слова, но и силу звука.
Разумеется, публичное выступление — лишь одна из форм речевого поведения и далеко не все у нас ораторы. Зато побывать в ситуации конфликта доводилось каждому и, как правило, чаще, чем того хотелось бы.
Давно замечено, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности.
В психолингвистике профессором К. Ф. Седовым разработана весьма убедительная типология языковых личностей, которую вполне возможно использовать на практике. Исходя из доминирующей установки по отношению к другому участнику общения, мы выделяем три уровня коммуникативной компетенции: конфликтный, центрированный и кооперативный.
Что представляет собой конфликтный тип? Это человек — агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены против партнера по общению. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как деловые партнеры они неудобны, потому что преследуют только собственные интересы. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает неумение замечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости от этого силу голоса. Как правило, они говорят громче, чем требуется. Они могут быть точно так же невоздержанны в жестах и словесных оборотах. Когда Вы сталкиваетесь с таким типом, самое главное — сохранять спокойствие и не терять чувства собственного достоинства. Вспомните былую славу советской торговли:
Женщина из очереди:
— Да можно там побыстрее, а! Копаются еле-еле!
Продавщица:
— Че орать-то! Не хочешь — не стой!
Множество достойных продолжателей этой традиций бодрствуют в торговых залах современных маркетов. Среди них часто встречаются именно конфликтные типы. Такова сила привычки к самоутверждению за счет клиентов.
Центрированный тип речевого поведения любопытно наблюдать во время переговоров или собеседований. Их главная особенность заключается в игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с выразительной голосовой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всего интересует мнение партнера, они слушают и слышат только себя:
Приятель. Глядя по сторонам:
— Да все Слава Богу! Детей вот на юг свозил… А ты где отдыхал? (не дожидаясь ответа) Видел наших кого-нибудь? (не дожидаясь ответа) Говорят Ленка замуж наконец-то вышла…
Их более меланхоличные собратья по типу, могут быть полностью закрыты. О таких говорят «он опять ушел в себя». Отвечают невпопад, неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах, эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо, тембр голоса — тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно. Требуется постоянная работа по привлечению и удержанию их внимания. Иногда они способны своей манерой вызывать раздражение, но допускать проявления этого чувства нельзя — это приведет либо к непониманию, либо к еще большей закрытости.
Мастерство в общении демонстрируют приверженцы третьего типа речевого поведения, который мы называем кооператорским. Здесь очевидна настроенность на партнера в общении, но в одних случаях, она может быть следствием боязни конфликта, необходимостью поддерживать корректные отношения и выглядит скорее как имитация настоящего интереса (партнер поддакивает, кивает головой, повторяет Ваши слова), а в других — это действительно желание понять собеседника, войти в его положение. Такой человек не только способен услышать и увидеть партнера, но и настроиться на его волну, заговорить на его языке. Подобное речевое поведение требует мастерства владения голосом, пластичной выразительности, языкового богатства.
Разумеется, каждый человек способен к проявлению того или иного типа речевого поведения. Многое определяет здесь та ситуация, в которой нам приходиться высказываться. Но очевидно, что для достижения успеха в общении, чаще бывают полезными навыки кооперативного типа.
Безусловно, наблюдать за людьми в их речевых поступках бывает не бесполезно. Однако не так уж важно, к какому типу отнести своего собеседника. Гораздо важнее оценить свои собственные качества и привычки и постараться их исправить, если ваш речевой тип не способствует установлению хороших деловых или личных отношений. В конечном итоге лучше знать эту реку, чем без брода соваться в воду.
Игорь Родченкo
По материалам «IGRO»
Культура речевого поведения и речевой этикет. статья на тему
Речевое поведение в различных культурах
В термине речевое поведение
Речевое поведение меняется в зависимости от: детерминантов коммуникативного акта (статус коммуникантов, заданный их социальной принадлежностью или социальной ролью; тема и ситуация общения), правил использования вариантов разных уровней (разные языки, подсистемы одного языка, варианты лингвистических единиц), заложенных в индивидуальных речевых наборах у билингва или диглоссного индивида,
а также от смены каналов (переход от устного общения к письменному, и наоборот), кодов (языковых и паралингвистических), жанров сообщений и т. д.
Н. Б. Мечковская о ситуациях (например, разговор мужа с женой, отца с сыном, учителя и ученика, хозяина и гостя, начальника и подчиненного н т. п.) протекает в разной стилистической тональности. В одних культурах разговор детей и родителей характеризуется сильным стилистическим контрастом (специальные формы почтения, показатели покорности, обращение к родителям типа «на вы» и т. п.); у других народов это общение в большей мере «на равных». В традиционных восточных культурах обращение жены к мужу — это обращение младшего, подчиненного, зависимого к старшему, к господину. Во многих культурах с распространением и демократизацией образования сокращается былая речевая субординация в общении учителя и ученика» [4,с.123].
Приведём пример из книги очерков К. Чапека, в котором он описывает встречу и обмен приветствиями двух чехов: «- Здрасьте, как поживаете? — Да скверно, не ахти как! — И не говорите! А в чем дело? — Э-э, знаете, сколько забот!… — Ну, вы-то что можете сказать о заботах? Мне бы ваши заботы! — Ну, дорогой, быть бы вам в моей шкуре, тогда бы вам не поздоровилось!…А у вас как дела? — Да, знаете, неважно! — А как здоровье? — Так себе. А что у вас дома? — Ничего, скрипим! — Так будьте здоровы! — Мое почтение!». Создается впечатление, что у собеседников дела идут неважно. Но, приведя такой диалог, К. Чапек говорит, «что если читатель поймет, будто у встретившихся не так уж все хорошо и пошатнулось здоровье, он ошибется. Просто чех при встрече по обычаю, привычке не склонен говорить, что у него жизнь идет хорошо, он скорее предпочитает жаловаться. Однако жалуется он бодрым тоном и как бы хвастается заботами, гордится трудностями и огорчениями, потому что без трудностей, по его представлениям, живет лишь бездельник. У серьезного же человека на уме одни заботы. Ну а если ближний на вопрос: Как дела? — ответит, что у него все хорошо, то тотчас возбудит смутное подозрение: он что-то скрывает! Вот ведь как любопытны национальные особенности использования речевого этикета! По наблюдениям, русские на вопрос: Как дела? — предпочитают усредненный ответ: Ничего!, а вот от болгарина не редкость услышать: Хорошо! Специфика приветствий и всякого рода осведомлений при встрече у различных народов разнообразна. [8l].
Культурные традиции определяют разрешенные и запрещенные темы разговора, а также его темп, громкость, остроту.
По мнению Формановской Н. И. разнообразны модели речевого поведения гостя и хозяина. У североамериканских индейцев вполне обычен невербальный контакт: можно прийти к соседу, молча покурить полчаса и уйти; это тоже общение. В европейских культурах фатическое общение обычно заполнено речью, создающей хотя бы видимость обмена информацией. [5, с. 97]. Пример:
— Karen, what are you doing this evening?
— Кэрин, что ты делаешь сегодня вечером?
— Come by for tea. I made cookies. We’ll drink tea with cookies.
— Приходи ко мне на чашку чая. Я сделала печенье. Будем пить чай с печеньем.
— I’ll be there with pleasure!
— С удовольствием приду!
В феодальных и восточных культурах речевое поведение гостя и хозяина более сложно формально и ритуализировано, чем в послефеодальных и западных культурах. Вот как описывает современный китайский автор церемонию первого визита в Древнем Китае: «Гость должен был обязательно принести хозяину подарок, причем последний зависел от ранга хозяина (например, шидайфу ‘ученому’ следовало приносить фазана). На стук гостя к воротам выходил слуга и, узнав о цели визита, говорил; «Мой хозяин не смеет Вас принять. Поезжайте домой. Мой хозяин сам навестит Вас». Произнося эту фразу, слуга должен был кланяться и держать руки перед грудью. Посетитель, тоже держа руки перед собой и наклонив голову вперед, должен был отвечать «Я не смею затруднять Вашего хозяина. Разрешите мне зайти поклониться ему». Слуга должен был отвечать следующим образом: «Это — слишком высокая честь для моего хозяина. Возвращайтесь домой. Мой хозяин немедленно приедет к Вам». Первый отказ принять гостя носил название «церемониальной речи», второй — «настойчивой речи». После «настойчивой речи» гость должен был вновь повторить свои намерения. Слуга, выслушав гостя в третий раз, шел к хозяину и, вернувшись, говорил: «Если Вы не принимаете наш настойчивый отказ, мой хозяин сейчас выйдет встретиться с Вами. Но подарок хозяин не смеет принять». Тогда гость должен был три раза отказаться от встречи с хозяином, если его подарок не будет принят. Только после этого хозяин выходил за ворота и встречал гостя» [7,с.265].
Таким образом, национально-культурная специфика речевого поведения сказывается в том, что стилистические средства, имеющие «одноименную» стилистическую маркированность (отмеченность), в разных культурах могут быть связаны с нетождественными коммуникативными ситуациями, с различными стереотипами поведения.
Как отмечает Волосков И. В. «национальное своеобразие речевого поведения может затрагивать не только стилистику, но и некоторые более глубокие области языка — его грамматику и высокочастотную лексику. Например, в корейском языке категория вежливости насчитывает семь ступеней: 1) почтительная, 2) уважительная, 3) форма вежливости, характерная для женской речи, 4) учтивая, 5) интимная, 6) фамильярная, 7) покровительственная. Для каждой формы вежливости характерен свой набор грамматических, словообразовательных, лексических показателей. Существуют также грамматические и лексические синонимы, основное различие между которыми состоит в том, что они сигнализируют разную степень вежливости. Синонимия такого рода наблюдается в кругу местоимений, некоторых падежных окончаний, глагольных суффиксов, а также в выражении нескольких десятков таких повседневных понятий, как «мать», «отец», «жена», «семья», «дети», «дом», «жизнь», «прийти», «смотреть», «давать», «заботиться», «находиться», «рассказывать», «любовь», «бумага» и т. п». [1,с. 26.].
Все рассмотренные выше элементы речевого поведения индивидуальны в каждом языке. Все они в сочетании создают общую картину речевого поведения отдельного языка. Также одним из важных элементов в речевом поведении являются такие процессы как говорение и слушание.
Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что выходит на первый план в сообщении — информация или контакт. Функционально можно выделить два вида речевого поведения: фатическое речевое поведение (общение) и информационное речевое поведение (сообщение). С точки зрения коммуникативных ролей участников речевого акта, каждый из этих видов организуются по-разному.
По мнению Введенской И. А. «цель фатического речевого поведения
— высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Правила, которыми пользуются при этом собеседники, определяются ими интуитивно. Имея равные права в разговоре, собеседники не стремятся прийти к единой точке зрения, решить какую-то проблему. Поэтому они не особенно соизмеряют сказанное, сравнительно мало перебивают друг друга. Говорящий зачастую предпочитает сконструировать новое слово, чем отыскивать нужное обозначение в памяти. Словотворчество и речевой автоматизм облегчают процесс построения речи и потому активно используются» [2, с. 401].Пример:
—Я: Елка моя (сосновая ветка) не пахнет
—Женя: Наверно нюх сорвался (испарился).
Николаева В. В. о, 2002. — 544с.
Основные формулы
За долгий период становления культуры языка выработались условные конструкции для разных ситуаций, которые стали своеобразным фундаментом. Знание этих блоков позволяет комфортно ощущать себя в любой обстановке и не спасовать.
Для знакомства
Сначала идет приветствие независимо от того, знакомы люди или нет. Если незнакомы, то стоит или напрямую предложить познакомиться, чтобы наладить контакт с новым человеком. Это можно сделать с помощью общепринятых шаблонов:
ЧИТАТЬ Как избавиться от одиночества: 10 шагов к успеху
Если человек согласился, то стоит представиться, при необходимости назвать должность и сферу деятельности.
Для предложения и приглашения
Несмотря на созвучия слов, общение в этих двух случаях отличается. Чтобы позвать на общественное мероприятие (свадьбу, прием, награждение), нужно вручить человеку пригласительное в форме письма или карточки и продублировать его словами: «Приглашаю вас».
На полуофициальные торжества вроде корпоративов можно приглашать, собрав весь коллектив и объявив о дате и месте проведения вечера. Близкий круг людей можно приглашать неофициально, например: «Жду вас у себя на дне рождения». Необязательно лично встречаться, достаточно ограничиться телефонным звонком.
Высказывать предложения нужно, руководствуясь принципом социальной роли (начальник — подчиненный, друг — друзья, сын — родители):
Для поздравления и благодарности
Спасибо и благодарю — стандартные слова благодарности. Можно выразиться коротко или дополнить их несколькими эпитетами. Главное условие — искренность. Важно не повторяться, иначе можно испортить хорошее впечатление. В качестве благодарности часто говорят: «Очень признателен», «Я так тронут», «Как приятно». Чтобы поздравить кого-то в обществе, произносят фразы:
Для свободной обстановки или семейного праздника:
Для соболезнования
Поддержка так важна в сложных ситуациях. В таких случаях следует выражать сочувствие простыми словами и использовать фразы, которые одобряют и поддерживают: «Не расстраивайтесь», «Это пройдет», «Не падайте духом», «Я вас понимаю», «Соболезную», «Искренне сочувствую». В случае близкого знакомства объятия и дружеские прикосновения подкрепят сказанное.
Для отказа
Главная задача в щекотливой ситуации — отказать так, чтобы не обидеть и не проявить агрессию. Причины озвучивать нет надобности, достаточно корректно, но в твердой форме сказать «нет». В служебной обстановке:
В быту:
Стили речевого коммуникативного поведения
В. В. Латынов для создания типологии речевого коммуникативного поведения использовал принцип соответствия стиля общения общепринятым нормам поведения в ситуации. Предметом экспериментального исследования явилась речевая коммуникация в ситуациях неформального межличностного общения.
Московские студенты (71 чел.) описывали речевое поведение (свое собственное и собеседника) с помощью списка из 40 речевых действий (обещает, шутит, советует, настаивает, насмехается, сожалеет, одобряет, критикует и т. д.). Применялись также методы MMPI, опросники Лири и мотивации достижения.
Факторный анализ показал, что речевое поведение можно описать с помощью двух независимых факторов: доминирование – уступчивость; дружелюбие – враждебность.
Были выделены следующие стили речевого поведения:
1. Отчужденный (уступающий-недружелюбный) Такой человек дистантен, отгорожен, застенчив, обладает сниженным уровнем активности и оптимизма. Сильнее других испытывает страх отвержения в межличностном взаимодействии. Имеет наиболее адекватную самооценку (17 % выборки).
2. Послушный(уступающий-дружелюбный). Скромен, предупредителен, общается на равных, поддерживает и одобряет (20 %).
3. Сбалансированный (средние баллы по обоим факторам). Отличается активной доброжелательностью, уверенностью в себе, независимостью, честолюбием, настойчивостью и упорством. Среди всех выделяется сильным мотивом достижения (21 %).
4. Опекающий (доминирующий-дружелюбный). Стремится к сотрудничеству, независим; внимателен к окружающим, чувствителен и тревожен; общение носит личностный характер. Обладает самым сильным стремлением к принятию, не боится отвержения (27%).
5. Властный (доминирующий-недружелюбный). Стремится к доминированию и соперничеству, использует высказывания, снижающие престиж собеседника, не поддерживает собеседника; самоуверен, раздражителен. Межличностные контакты широки и поверхностны, самоконтроль понижен (15%).
Было обнаружено, что, чем выше речевая активность, тем ниже адекватность самооценки.
Исследование показало, что стиль речевого поведения стабилен, но не является жесткой системой и меняется в зависимости от ситуации взаимодействия, не теряя своей специфичности.
(См.: Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и
детерминанты // Психологический журнал. – 1995. – № 6. – С. 90
Так называемые агрессивные воспринимают другого человека как соперника. У них развита психологическая потребность в достижении успеха в любой форме, в возможности контроля над другими. Они плохо переносят проигрыш, часто непроизвольно стремятся к манипулированию другими людьми. Избирают для себя профессии, обеспечивающие быстрое продвижение, карьеру и престиж. Подобный тип людей в избытке встречается среди представителей таких профессий, как юристы, бизнесмены, специалисты по рекламе.
Отрешенный тип имеет сильную внутреннюю психологическую потребность сохранить эмоциональную дистанцию между собой и другими. Независимость и уединение – насущные потребности таких людей. Они обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым нормам, правилам, традициям нередко вызывает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (искусство, естественные науки и т. п.), нет истинной заинтересованности в людях.
Рис. 22.2.Как найти общий язык?
Подсознательные установки трех указанных типов по отношению к партнеру по взаимодействию можно выразить так: податливый взирает с немым вопросом «Любишь ли ты меня, позволишь ли мне о тебе заботиться?»; агрессивный хочет знать: «Сильный ли ты соперник? Чем ты можешь быть полезен мне?»; отрешенный задается вопросом: «Будешь ли ты покушаться на мою независимость, оставишь ли меня в покое?». Эта подсознательная личностная направленность обязательно проявляется в психологической дистанции, которая устанавливается между постоянными партнерами; она определяет совместимость партнеров и успешность их взаимодействия, особенно в неформальной сфере, в дружеских и семейных отношениях, сказывается в доминирующей мотивации общения, в способах влияния и в стиле общения.
С личностными особенностями и мотивацией достижения тесно связаны стили коммуникативного поведения, о чем говорит следующий эксперимент (см. врезку).