какие существуют уровни общения в сестринском деле
SestrinskoeDelo.ru
Уровни общения в сестринском деле
Различают несколько уровней общения (А. К. Хетагурова, 2003).
1. Общение на уровне контакта «масок». Это уровень формального
общения, при котором у собеседника отсутствует потребность и
стремление к глубокому пониманию партнера по общению. В процессе такого общения используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участия, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п. (например, сбор паспортных данных у пациента).
Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор
жестов, мимики, слов, интонаций, пошоляющих человеку,
во-первых, скрыть свое истинное отношение к собеседнику, во-
вторых, защититься от нежелательного вторжения других в» свой
внутренний мир, в-третьих, при необходимости сгладить «острые
углы» в отношениях.
2. Примитивный уровень общения. На данном уровне общения
другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности,
полезности или бесполезности и т.п. При нужности и полезности
с человеком вступают в контакт, при ненужности — не
вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению
какой-либо цели. В данном случае человек фактически используется
как вещь, так как после получения желаемого результата
интерес к нему, как правило, быстро исчезает. При общении с
пациентом данный вариант недопустим.
3. Манипулятивный уровень общения. Данный уровень общения
близок к примитивному, так как также предполагает лишь получение
какой-либо выгоды от собеседника, но при этом истинная цель
всячески от него скрывается. При манипулятивном общении активно
используются самые разнообразные способы психологического
воздействия на человека и управления им, такие как
лесть, проявление расположенности, покровительства, запугивание,
неявный шантаж, «пускание пыли в глаза», обман и др. Данный
уровень общения также недопустим в медицинской практике.
4. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения
каждый участник действует строго в соответствии со своей
социальной ролью и положением. Индивидуальные личностные
качества человека, его внутренний мир, проблемы фактически не
учитываются. В медицинской практике такой уровень допустим в
редких случаях — экстремальных ситуациях, когда пациенту необходимо оказать неотложную помощь.
5. Светский уровень общения. Для этого уровня общения характерны
поверхностность и беспредметность. Люди при светском
уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями,
знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми
правилами данного общества. В редких случаях такой уровень
допустим при общении с коллегами и пациентами.
6. Деловой (профессиональный) уровень общения. Деловое общение
возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата.
При этом учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела и само действие оказываются гораздо важнее, чем личные (межличностные) отношения. Даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный уровень общения сближает людей и сплачивает коллектив, он желателен в рабочей обстановке (например, процесс внедрения новых сестринских технологий в деятельность ЛПУ).
7. Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения
характерен, как правило, для творческих групп и коллективов,
т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой деятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также
продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.
Такое общение, как и деловое, сближает, объединяет людей,
сплачивает коллектив в творческую группу (например, организация
медицинскими сестрами терапевтического и хирургического отделений конкурса «Лучший по профессии»). Данный уровень общения является одним из самых интересных и продуктивных и очень важен при контактах как с коллегами, так и с пациентами, поскольку дает возможность перехода к следующему уровню общения.
8. Дружеский уровень общения. Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием к проблемам другого человека, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи.
Дружеский уровень более приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.
9. Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной
открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Он также предполагает ответственность перед другим человеком, ведь на таком уровне общения партнеры допускают друг друга в самые сокровенные области души. Данный уровень общения возможен только при наличии очень грамотного сестринского персонала, обученного всем тонкостям психологии общения (например, особенности общения с умирающим пациентом, который долгое время находится под наблюдением конкретной медицинской сестры).
10. Духовный уровень общения. На данном уровне общения находятся, как правило, люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию. Такое общение духовно обогащает людей, но невозможно без предельной честности и требовательности прежде всего к самому себе. Этот уровень является наиболее совершенным.
Как правило, он возникает при общении с яркими личностями,
обладающими выраженной харизмой — способностью
человека привлекать к себе других людей и увлекать их своими
личностными особенностями и творческим потенциалом.
Тема 1.3. Общение в сестринском деле
Зная взаимные друг на друга действия души и
тела, долгом своим почитаю сказать, что есть
и душевные лекарства, которые врачуют тело.
Они почерпаются из науки мудрости.
Сим искусством печального утешишь,
сердитого умягчишь, нетерпеливого
успокоишь, робкого сделаешьсмелым,
скрытного откровенным, отчаянного
благонадежным. Сим искусством сообщается
твердость духа, которая побеждает телесные
боли, тоску, метания.
М.Я. Мудров
План лекции:
1. Общение в сестринском деле.
5. Факторы, способствующие и препятствующие общению.
7. Эффективность общения.
9. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.
10. Правила эффективного знакомства с пациентом.
11. 10 «ДА» терапевтического общения.
12. 10 «НЕТ» терапевтического общения.
Уровни общения:
— межличностный (между двумя и более людьми)
— общественный (между большими группами)
Функции общения:
1. Информационная.
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
2. экспрессивная(эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости
и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
3. регулятивная.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.
Типы общения:
Вот рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
«Таблетки, микстура и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово,
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
2. бессловесный (невербальный)
К невербальному типу общения относятся:
а) внешний вид, манера держать себяи одежда.
б) выражение лица, мимика и жесты («язык тела»).
в) положение тела в пространстве по отношении к пациенту
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне.
г) время общения.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
— паралингвистические эффекты:
Основы общения в сестринском деле
Понятие общения
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Типы и уровни общения
Функции общения
Элементы эффективного общения
Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)
Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.
Психологические типы собеседников
Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход. Это делает возможным эффективное профессиональное общение.
Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону.
2. Недоминантный собеседник – полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить собеседника во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого.
Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры.
3. Мобильный собеседник – легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.
Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.
4. Ригидный собеседник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую.
Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости.
5. Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.
Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимания к самому себе.
В общении следует быть особенно корректным и внимательным.
Глава 4. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Существует три уровня общения:
— внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)
— межличностный (между двумя и более людьми)
— общественный (между большими группами)
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.
Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:
2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (невербальный)
К этому типу общения относятся:
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).
Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:
«В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:
— Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!» И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной».
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
К невербальному типу общения примыкают так называемые паралингвистические эффекты:
* возгласы и восклицания
* тон, звучность, тембр голоса
Факторы, способствующие или препятствующие организации общения:
*адекватное освещение, отопление и вентиляция
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения – психологические закономерности восприятия людьми друг друга. Эти закономерности определяет:
*предшествующая информация о человеке
*личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников
В процессе общения очень важен стиль общения.
Различают 5 стилей общения:
1) давления (авторитарный);
Эффективность общения определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают два вида общения:
1) терапевтическое, эффективное
2) нетерапевтическое, неэффективное
Пример терапевтического общения:
«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.
Медсестра ставит цели терапевтического общения:
1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:
— Что со мной случилось?
— Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?
— А не вредно ли принимать это лекарство так долго?
— Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.
2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».
Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1) Пристальное внимание.
Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:
Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.
Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим».
Как можно чаще спрашивайте больного:
— Может быть, Вам что-нибудь нужно?
Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого крана или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.
Вам следует научиться искусству мелких знаков внимания к больному.
2) Терапевтическое прикосновение.
Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему. Контакт глаз должен нести только положительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.
НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
• Избирательное или невнимательное выслушивание.
Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля» и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.
Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.
• Стойкое или испуганное молчание.
В приемном покое врач моет руки и машинально, не задумываясь над своими словами, говорит пациенту, доставленному после автокатастрофы: «Не волнуйтесь, нога у Вас еще вырастет».
Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь».
• Критика, насмешка, угроза.
Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: «И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!»
ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).
Вы можете общаться с ними:
• посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д.
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
ШЕСТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА
1. Создать приятную атмосферу при разговоре.
Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает.
Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.
2. Получите всю имеющуюся информацию о вашем пациенте до разговора с ним..
Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.
3. Попробуйте добиться доверительных отношений с вашим пациентом.
4. Задайте тон разговора.
5. Формулировка точных вопросов.
Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем «ДА» или «Нет». «Незаконченные» вопросы концентрируют внимание пациента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите подробней рассказать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациента. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: «Как Ваше зрение?» Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: «Как часто это случается и как долго длится?»
Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 333 ; Нарушение авторских прав