какие существуют виды аудита
Понятие и виды аудита
Аудиторская проверка или аудит — независимая оценка экономической деятельности предприятия, а также правильности ведения отчетных документов, перечисления налогов и иных операций. В этом материале мы раскроем это понятие и подробнее расскажем о видах аудита.
В частности, такая проверка (внешняя или внутренняя) позволяет с точностью определить, насколько достоверно в документах компании отражены результаты хозяйственных и финансовых операций и соответствует ли характер ведения бухгалтерской отчетности существующим нормативным актам.
Виды аудита: внешний/внутренний, обязательный/инициативный
Все виды аудиторских проверок делятся на две категории. Одни из них проводятся внешними наблюдателями, так называемыми независимыми экспертами (внешний аудит). Другие — личным составом предприятия (внутренний). Классификация также учитывает несколько подгрупп. О каждой из них расскажем далее.
Инициативный аудит
Инициативный аудит инициируется самой компанией, поэтому масштаб и направленность деятельности проверяющих также отражаются во внутренних документах и никак не регламентируются извне. К мероприятию специалисты приступают только после факта подписания соглашения между двумя сторонами.
Обязательный аудит
Обязательные аудиты (в том числе по объему и направлению мероприятий) регламентирует законодательство. Инициатором проведения становятся ведомственные органы. Обязательно организация подобного аудита для:
— открытых акционерных обществ;
— кредитных и страховых компаний;
— различных бирж, а также фондов (государственных и внебюджетных);
— при стоимости активов на балансе в 200 тыс. раз большей установленного МРОТ.
Специальный
Сущность этого аудита состоит в анализе определенных аспектов производственной и хозяйственной деятельностей. При этом обнаруженные данные сравнивают на соответствие утвержденным стандартам и регламентам.
Страховой, банковский и общий
Разделение построено на объекте исследования. Так, страховой аудит нацелен на проверку документации страховщиков. Банковский — на развитие организаций, которые предоставляют кредитные услуги. Общий аудит — наиболее обширное понятие. Так как именно этот вариант проверки актуален для остальных видов компаний.
Внутренний
Одна из разновидностей внутреннего финансового контроля предприятия. Обычно такую проверку заказывают крупные компании со множеством филиалов. Внутренний аудит имеет ряд отличий от внешнего:
— проводят служащие компании;
— информация носит рекомендательный характер;
— затраты на проверку несет предприятие.
Принципы и задачи аудита
Далее рассмотрим принципы, которые актуальны для всех видов аудита. В первую очередь, это достоверность полученных данных и незаинтересованность аудитора в прибыли предприятия. Во вторую, точность исследования должна быть такой, чтобы на основе полученной отчетной документации можно было сделать адекватные выводы о результатах финансовой деятельности организации и принять эффективные управленческие решения.
Какие задачи решаются в рамках аудита?
Результатом любого аудита становится анализ и корректировка существующих схем управления, цель которых состоит в развитии проекта и выходе на новый уровень. Проверки также исключают лишние затраты и предпринимательские риски, которые нередко становятся причиной банкротства.
Виды аудита и условия осуществления аудиторской деятельности
Виды аудита
Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.
Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности.
В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.
Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
(например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).
Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.
Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
С точки зрения исторического развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.
Обязательная аудиторская проверка
Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Сопутствующие аудиту услуги
В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При этом последние в аудиторских организациях начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполняемых услуг.
Для выполнения сопутствующих аудиту услуг от исполнителей требуется профессиональная компетентность в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права и экономики.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимаются отличные от аудита услуги, связанные выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, а также следующие услуги:
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять деятельность, влекущую возникновение конфликта интересов с аудируемым лицом.
Все вышеперечисленные сопутствующие аудиту услуги могут быть условно подразделены на три группы: услуги контроля, услуги действия и консультационные услуги. Услуги контроля подразумевают, что аудитор контролирует правильность и обоснованность отражения фактов хозяйственной деятельности, начисление налоговых платежей и др. К услугам действия относится, например, разработка инвестиционных проектов, постановка бухгалтерского учета, его ведение и восстановление.
С развитием рыночных отношений консультационные услуги становятся насущной необходимостью, что объясняется тем, что рыночная экономика предусматривает формирование здоровой конкурентной среды, а конкурентные преимущества таких фирм заключаются в нововведениях и квалифицированных советах. Если на первых этапах экономического развития спрос и разнообразие консультационных услуг были ничтожны, то сегодня спектр консультационных услуг значительно расширился, представляя собой внешний финансовый аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные, юридические, рекрутинговые услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринговые услуги, проектно-инвестиционное консультирование, услуги по антикризисному управлению и т. п. Спрос на консалтинговые услуги растет не только в России, но и во всем мире. В настоящее время на рынке консультационных услуг в России преобладают следующие тенденции:
Все сопутствующие аудиту услуги по отношению к обязательному аудиту подразделяются на «совместимые» и «несовместимые». При оказании совместимых услуг они могут быть выполнены одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.
При оказании несовместимых аудиторских услуг необходимо учитывать, что обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.
Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.
При оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.
При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность:
Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.
Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, консультаций, письменных составленных первичных документов, регистров учета, отчетности и справок и т. п. Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.
Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Независимость аудитора – один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор.
В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности (ст. 12) аудит не может осуществляться:
Если систематизировать приведенные основания, можно сделать вывод, что при проведении обязательной аудиторской проверки аудиторы не должны иметь зависимости от проверяемого предприятия:
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Таким образом, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранения соответствующих обстоятельств, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.
Внутренний аудит
Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, регламентируемым законодательно государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит способен совершенствовать систему управления.
Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Международный опыт организации предлагает также возможным вынесение внутреннего аудита за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям.
Внутренний аудит – это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К структурам внутреннего аудита относятся назначаемые собственника ми экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Отличительной особенностью данного определения является то, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.
Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо определиться с его структурой. Из элементов системы внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные факторы.
Субъекты контроля – специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объективность, тем выше результаты контроля. Требования к знаниям и умениям работников внутреннего аудита включают: знание особенностей функционирования предприятия, структуры управления; владение техникой и методикой проведения проверок; знание норм законодательства; умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке; способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.
Объект внутреннего аудита – это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты выбираются в соответствии с целями.
Метод внутреннего аудита организации – это способ достижения цели, который характеризуется использованием как общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), так и собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).
Для достижения указанной цели внутренний аудит должен быть нацелен на решение следующих задач :
В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и задач, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными. В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм законодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию (если входит в его структуру) и должностными инструкциями.
Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и средних предприятиях служат:
Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее – аттестация) – проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:
При соблюдении всех требований и прохождении обучения претендент проходит процедуру тестирования (экзамена). Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (аттестационной комиссией).
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом в объеме 40 часов ежегодно (120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в год). Обучение по программам повышения квалификации осуществляется учебно-методическими центрами или иными лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности (саморегулируемыми аудиторскими объединениями).
Решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается судом (по заявлению саморегулируемого аудиторского объединения, членом которого является аудитор) и может быть обжаловано аудитором в течение трех месяцев со дня получения решения.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован (при этом аудитор исключается из Единого реестра аудиторов и аудиторских фирм), по основаниям, предусмотренным п. 1, 3–5, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Контроль качества аудита подразделяется на внутренний и внешний. При этом необходимо учитывать требования Федерального стандарта аудита № 7 «Внутренний контроль качества аудита» и рекомендациями Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по проведению процедуры контроля качества аудиторских услуг.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:
Своевременной проверке подлежат:
Проверка работы по проведению аудита может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
ИПБ России предусматривает определение порядка подготовки контролера качества, в соответствии с которым претендент, являющийся членом ИПБ России, при наличии аттестата аудитора, своевременного прохождения повышения квалификации, стажа практической деятельности не менее пяти лет, положительной характеристики может пройти специальный курс подготовки и после процедуры тестирования получить сертификат. Лица, получившие сертификат контролера качества, заносятся в Реестр контролеров качества ИПБ России.
Проверка может проводиться раз в три года, но не чаще одного раза в год, при наличии оснований. В состав группы контролеров может входить не более трех человек, один из которых (как минимум) должен иметь аттестат контролера. Все контролеры должны быть независимы от проверяемой организации. Итоговым документом является заключение по результатам проверки. Контролеры не имеют право проводить проверку финансовых документов проверяемой аудиторской фирмы и приобщать к своим документам копии документов (для соблюдения конфиденциальности).
В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или Федеральных стандартов аудита виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими была установлена Министерством финансов РФ (уполномоченным федеральным органом), который может проводить такие проверки своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Министерством финансов РФ в 2001–2002 гг. было организовано 644 проверки аудиторских организаций, не представивших отчет согласно приказу № 69н. По результатам проведенных проверок с учетом выявленных различных нарушений лицензионных требований и условий, а также качества работы в 487 случаях направлены предупреждения в аудиторские организации и аудиторам, в том числе в десяти случаях направлены уведомления в правоохранительные органы.
Все эти контрольные меры предусмотрены в целях усиления ответственности аудиторов и аудиторских фирм, повышения доверия к результатам аудита со стороны пользователей.
Отправить по почте
Общая информация
от 30.12.2008 № 307-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Дата публикации: 15.03.2021
План мероприятий по реализации Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
Дата публикации: 19.02.2021
от 07.07.2021 № ИС-аудит-46/2
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/2)
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/2) Отправить по электронной почте
Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/2) Поделиться в социальных сетях
Дата публикации: 07.07.2021
Дата изменения: 07.07.2021
Прикрепленный файл: docx, 58.41 кБ
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии
Информационное сообщение
7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р[1].
Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:
терминология законодательства об аудиторской деятельности[2];
правовые основы регулирования аудиторской деятельности²;
деятельность аудиторских организаций;
обязательный аудит и конкурсы;
оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
деятельность саморегулируемой организации аудиторов;
контроль деятельности аудиторских организаций.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙУточнены требования минимальной численности аудиторов в аудиторской организации
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ уточнено, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее – такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 г.
Трудовым законодательством не раскрывается понятие «основное место работы» (равно как понятие «место основной работы»). По мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России, изложенному в письме от 15 сентября 2016 г. № 14-2/В-880, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
В случае, когда аудиторская организация собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее трех, а с 1 января 2023 г. не менее пяти (ранее – такое требование не устанавливалось).
Если аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее семи, а с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (ранее – такое требование не устанавливалось).
Уточнена сфера деятельности аудиторских организаций
Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:
Вид обслуживаемых аудируемых лиц
Другая аудиторская организация
Публичные акционерные общества
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг
Головные кредитные организации банковских групп
Головные организации банковских холдингов
Общества взаимного страхования
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг
Бюро кредитных историй
Негосударственные пенсионные фонды
Управляющие компании инвестиционных фондов
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов
Иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»
Лица, отличные от указанных выше организаций
Введены новые обязанности аудиторских организаций
Введен ряд новых обязанностей аудиторских организаций:
Содержание новой обязанности
На кого распространяется обязанность
Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов)
Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации на финансовом рынке
Информация предоставляется при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией по требованию аудируемого лица
Вести Интернет-сайт аудиторской организации
Все аудиторские организации
Раскрывать информацию о своей деятельности на Интернет-сайте (ранее – Совет по аудиторской деятельности рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем Интернет-сайте)
Все аудиторские организации
Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Для аудиторских организаций на финансовом рынке Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к указанным перечню и срокам, а также требования к форме раскрытия информации
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него[4]
Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе аудиторские организации на финансовом рынке
Порядок предоставления электронных документов в Федеральное казначейство и получения таких документов от него устанавливает Федеральное казначейство
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него4
Аудиторские организации на финансовом рынке
Порядок предоставления электронных документов в Банк России и получения таких документов от него устанавливает Банк России
Назначать руководителей аудита
Все аудиторские организации
Подробнее см. подраздел «Введена обязанность назначать руководителей аудита» в настоящем разделе
Осуществлять взаимодействие с Банком России
Аудиторские организации на финансовом рынке
Подробнее см. подраздел «Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций с Банком России» в настоящем разделе
Сообщать об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России
Аудиторские организации на финансовом рынке
Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе
Расширен предмет аудита
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности. В качестве предмета аудита определены следующие виды финансовой информации: 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, 2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, 3) часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.), 4) любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).
В дополнение к этому предметом аудита определены:
бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).
Аудиторская тайна
Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским организациям. В связи с этим аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии с названной статьей, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами (ранее – такое требование не формулировалось).
Введена обязанность назначать руководителей аудита
В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита» (ранее – в законодательстве не использовалось). Руководитель аудита – аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Иными словами, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному аудируемому лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом, как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее – требование не устанавливалось).
Как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы.
Руководителем аудита общественно значимой организации может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не может быть назначен руководителем аудита общественно значимой организации.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Эти положения касаются: дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации; дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке; особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке.
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России. Основными элементами этого порядка являются:
участники взаимодействия – аудиторские организации на финансовом рынке и Банк России;
предмет взаимодействия – информация об общественно значимых организациях на финансовом рынке, состав которой определен новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
содержание взаимодействия – обмен информацией;
формы взаимодействия – запрос информации, предоставление информации по запросу и в инициативном порядке;
Уточнены права и обязанности аудируемых лиц
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации[5]), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельностью», другими федеральными законами (ранее – не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией).
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТОМ И КОНКУРСАМИДополнен перечень случаев проведения обязательного аудита
Перечень случаев проведения обязательного аудита, установленный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», дополнен случаем, когда организация является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанным раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ранее – только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).
Запрещено проведение обязательного аудитаиндивидуальными аудиторами
Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации (ранее – допускалось проведение обязательного аудита отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором). Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее – такой запрет отсутствовал). Однако Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых организаций.
Запрет в отношении проведения обязательного аудита действует начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 г.
Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг
Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия проводят конкурс в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При применении этого порядка допускается одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе и (или) обеспечении исполнения контракта.
Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин России совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими федеральными законами (ранее – такое полномочие отсутствовало).
Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в частях 4 и 5 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» термин «открытый конкурс» заменен термином «электронный конкурс». Данное изменение действует с 1 января 2022 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России
[1] См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.
[2] См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.
[4] Данная норма применяется по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ.
[5] См. Информационное сообщение ИС-аудит-43.