какие существуют виды учреждений дополнительного образования детей
Учреждение дополнительного образования детей
Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Содержание
Типология учреждений
Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Существуют следующие виды учреждений:
До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:
Кроме того с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:
Детские ж/д существуют и по сей день в 25 городах России, 9 городах Украины,по одной в Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.
История развития учреждений дополнительного образования в России
В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).
На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 — ДЮСШ, 464 — СДЮШОР, 556 — ДЮКФП, 7 — центров физической культуры.(59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ, а также государственно-общественной организации «Юность России»). Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений. [1]
Литература
Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.
Виды дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Существуют следующие виды учреждений:
Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
Детская школаискусств, в том числе по видам искусств;
Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:
-дома, центры детского и юношеского творчества;
-специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно-туристические и др.);
-многопрофильные клубы по месту жительства;
-творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах; научные общества школьников;
-туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и др. экспедиции;
-досуговые непрофильные объединения
К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.
Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного образования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
Главными задачами являются:
-выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;
— формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);
— помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;
— решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;
— развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.
Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:
— добровольность в выборе деятельности, содержания и форм организации;
— свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;
— многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содержанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, переходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);
— отсутствие обязательного контроля и оценок;
-опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями сверстниками,
— опыт содружества поколений.
Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по-разному взаимодействовать.
Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образовательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, мероприятия
Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования.
Отечественная система дополнительного образования детей формировалась на базе внешкольных учреждений. Возникновение в России первых внешкольных учреждений для детей связано с именами: Станислава Теофиловича Шацкого ( 1878 – 1934 г.г.) – педагога экспериментатора и Александра Устиновича Зеленко (1871 – 1953 г.г.) – архитектора-педагога. В 1905 году они открыли первый в Москве клуб для детей и подростков под названием «Дневной приют для приходящих детей», в клубе функционировали слесарная, столярная и швейная мастерские; работало культурно-просветительское общество. Приют посещали около 150 детей.
В Советское время дополнительное образование дети получали в Домах и Дворцах пионеров, в спортивных школах, на станциях юных техников и натуралистов.
Сегодня в Российской Федерации в каждом городе и населенном пункте на различных станциях, в центрах, школах, домах и дворцах дополнительного образования дети получают возможность, заниматься, развиваться и совершенствоваться в таких направлениях как:
Виды учреждений дополнительного образования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды учреждений дополнительного образования.
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.
Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.
Выделяют следующие виды Центров:
Центр дополнительного образования детей;
Центр развития творчества детей и юношества;
Центр творческого развития и гуманитарного образования;
Центр детско-юношеский, детского творчества;
детский центр (подростковый);
Центр внешкольной работы.
Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);
Центр детский морской;
Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).
Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ:
школа по различным областям науки и техники,
по различным видам искусств,
детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов:
Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
Дворец учащейся молодежи,
Дворец пионеров и школьников,
Дворец юных натуралистов,
Дворец спорта для детей и юношества,
Дворец художественного творчества (воспитания) детей,
Дворец (Дом) детский культуры искусств.
Видами Домов могут быть:
Дом детского творчества;
Дом детства и юношества, учащейся молодежи;
Дом пионеров и школьников;
Дом юных натуралистов;
Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Дом художественного творчества (воспитания) детей;
Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.
Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Станция юных натуралистов;
Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
Станция детская экологическая (эколого-биологическая);
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Учреждения дополнительного образования детей
Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских организациях, тогда особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.
Суть деятельности учреждений дополнительного образования детей сменилась. Сегодня идеологические мотивы, которые так четко просматривались в схемах воспитания двадцатого века, не особо актуальны, на первый план вышли процесс поиска талантливых детей и активное развитие их способностей.
Какие учреждения существуют
Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.
По форме подчинения учреждения ДОД бывают:
Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:
Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.
До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:
В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но официально кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.
Направления
На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:
У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.
Основные задания и цели
Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:
Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.
Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.
Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Реферат
Виды учреждений дополнительного
Образования детей.
Подготовила слушатель курсов повышения квалификации
Махинова А.Г.
Содержание
1. Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации
2. Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.
Основные цели и задачи
Введение
Отличительными изменениями характера образования является его ориентация на развитие инициативы, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.
Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.
Этапы развития дополнительного образования в Российской Федерации
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели.
Актуальность изучения дополнительного образования детей вызвана тем, что в условиях ускорения темпов общественных изменений появляются принципиально новые требования к обучению и воспитанию нового поколения. Еще сравнительно недавно главной задачей социализации детей и подростков было обеспечение успешного овладения ими культурой, которая была создана за многие тысячелетия существования человечества. Требовалось воспроизвести актуальную для данного времени культуру материальной и духовной деятельности человека. Так как темпы социальных преобразований были незначительны, то из поколения в поколение воспроизводись устойчивые знания о природе, общественных отношениях, методах использования орудий труда. Родители, учителя требовали от детей полного усвоения тех ценностей, которыми руководствовались деды и прадеды. Воспитание строилось на воспроизводстве давно выработанных человечеством, конкретным этносом норм и правил взаимодействия с природным и искусственно созданным людьми миром. Такая система воспитания не требовала учета индивидуальных особенностей детей, не ориентировала их на приобретение навыков самостоятельного развития на основе имеющихся базовых знаний и навыков [17, с. 201]. Господствовало представление о необходимости, как отмечал поэт, «жить законами, данными Адамом и Евой». Всякие нововведения вызывали опасение, страх перед неизвестным и внедрялись медленно.
Только с середины XIX века началась модернизация технических устройств на основе использования электрической энергии, новых двигателей. К взрослым людям, занятым на производстве, стали предъявляться новые требования. Тогда впервые возникла необходимость дополнительного образования. Оно было направлено на формирование у взрослых людей тех знаний и умений, которые позволяли им освоить методы работы на новых машинах, механизмах, применяемых не только на заводах, но и в быту. Дополнительное образование компенсировало то, что человек позапрошлого века не получил во время первичной социализации. Шло обучение грамотному письму, чтению чертежей, пониманию основных законов механики, действия электрических устройств и т. п.
В начале ХХ века общество осознало необходимость обучения всех детей в школе. В противном случае они не могли, став взрослыми, приобрести сложные по содержанию профессиональные знания. Было сформировано представление об определенном минимуме знаний по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, получение которых школьниками создает основу для приобретения в дальнейшем профессиональной подготовки. На содержание школьного образования огромное виляние оказал опыт становления школы в XVIII–XIX веках. Тогда сложилось представление о том, что все дети должны получить совокупность определенных знаний по математике, истории, литературе, родному и иностранному языкам, географии. Содержание школьного материала базировалось на тех достижениях науки, которые существовали в то время и позволяли выпускнику школы в дальнейшем учиться в любом учреждении, дающем профессиональную подготовку.
Практика массового обучения в школе выявила существенные противоречия в содержании и методах работы с детьми, разрешение которых привело к созданию особой системы дополнительного образования подрастающего поколения.
Во-первых, у большого количества детей, особенно живших в городах, появилось свободное время после уроков, которое очень часто не было заполнено какой-либо содержательной деятельностью. Раньше дети с раннего возраста участвовали в различных формах домашнего труда, помогали родителям вести хозяйство, сводного времени у них практически не было. Формирование городского образа жизни привело к появлению как у взрослых, так и у детей определенного объема времени, который нужно было чем-то заполнить. Дети, подростки, не занятые содержательным досугом, нередко включались в различные формы асоциальных действий. Возникло противоречие между потребностью общества в приобщении подрастающего поколения к нравственной, эстетической культуре и возможностями решения этой задачи. Семья уже не могла в полной мере осуществить целостное воспитание. Возникла необходимость в создании общественных форм включения детей в те виды занятий, которые обеспечивали освоение ими основных требований общества.
Во-вторых, обнаружилось противоречие между содержанием школьного образования и требованиями профессиональных образовательных учреждений, а также различных предприятий к молодым людям, которые осознанно выбирают соответствующую им специальность. Школьное образование не решало задач выявления и развития склонностей ребенка к конкретному виду трудовой деятельности. Выпускник школы имел основные представления о свойствах неживой и живой природы, знал основные законы физических и химических процессов, был информирован об истории своей страны, мира, но практически не знал самого себя.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.
В начале ХХ века в крупных городах России стали появляться образовательные учреждения, которые предлагали детям заниматься изобразительным искусством, пением, художественной самодеятельностью, различными видами спорта. Особенно активно стали развиваться эти учреждения после революции, когда была поставлена задача охватить всех детей различными формами обучения.
Следует отметить, что при этом решалась задача не только раскрытия индивидуальных задатков подростков, но и обязательного усвоения ими требований коммунистического воспитания. Идеологическая направленность образования проявлялась не только в школе, но и в системе внешкольных учреждений. Это выражалось в тех целях и задачах, которые ставились перед детьми, занимающимися в кружках эстетического, технического или спортивного профиля. Своим творчеством они должны были доказывать преимущество новой социальной системы над буржуазной.
Возникновение комсомольской и пионерской организаций позволило внедрить элементы самоуправления в систему как школьного, так и дополнительного образования. Были открыты специальные учреждения – дома пионеров, в которых школьники до 14–15 лет могли заниматься в различных кружках и секциях. Их количество было незначительно. Однако велась работа по раскрытию задатков определенной части учащейся молодежи к основным видам художественного творчества, спорту.
Возникла особая система взаимодействия социума с подрастающим поколением. Общество в условиях усложнения различных видов производств перешло к системе всеобщего обучения детей. В то же время ограниченность целей, задач, содержания массового школьного образования не позволяла учесть индивидуальные особенности того или иного ребенка. Человек, занятый делом, к которому у него отсутствовала склонность, не мог достигнуть высот профессионализма.
Шел стихийный поиск способов преодоления ограниченности системы общего образования. Жизнь показывала, что школа не может заниматься выявлением и развитием индивидуальных задатков и полностью обеспечить формирование установок подростков на рациональное использование свободного времени [65, с. 68]. Урочная форма организации учебы, когда в классе присутствует 30 и более человек, вообще лишает учителя возможности учитывать природные особенности конкретного ребенка, выявлять его склонности к определенным видам профессий. Действует усредненный подход к личности. Он выражается как в содержании образования, так и в способах оценки его результативности. Все учащиеся должны освоить образовательную программу на определенном уровне.
Исторический опыт показывает, что нередко талантливые люди, обладая уникальными способностями в одной сфере, в других демонстрируют весьма ограниченные способности. Общество, понимая недостатки школьного образования, пошло на создание дополнительного образования. Оно предполагает, во-первых, работу с небольшой группой детей. Это позволяет полнее учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Во-вторых, отсутствует обязательность посещения учреждений дополнительного образования. Ребенок или его родители имеют право выбрать тот кружок, секцию, которые им нравятся. В-третьих, главной задачей педагога учреждения дополнительного образования является максимальное развитие природных задатков его учеников. На различных выставках, конкурсах, соревнованиях обучающиеся должны показать результаты как собственного труда, так и усилий педагогов.
Возникло новое социальное взаимодействие, обеспечивающее общественный прогресс. Современное общество развивается на основе массового включения в различные виды производства людей на основе раскрытия их задатков и способностей. Социум вышел на взаимодействие с индивидуальными особенностями личности. До последнего времени это взаимодействие осуществлялось на основе выделения и формирования общего содержания деятельности всех индивидов. Каждый человек должен был в первую очередь освоить единые для всех нормы и правила. Особенным являлось то, что объединяло людей в определенную социальную группу в зависимости от социального положения, места жительства и т. п.
На сегодняшний день настоящим профессионалом можно стать только при условии совпадения содержания труда с природными склонностями человека. Тогда возможна высокая активность в самообразовании, самореализации, самоутверждении. Поэтому роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.
В настоящее время социум заинтересован не только в том, чтобы каждый ребенок освоил в процессе социализации общие для всех нормы и правила. Развитие трудовых ассоциаций, населения регионов, стран зависит от того, насколько успешно выявляются и реализуются индивидуальные способности конкретной личности. Впервые в истории общество прямо заинтересовано в целостном развитии подрастающего поколения. Каждый его представитель должен получить возможность найти в себе то ценное, что обеспечит решение актуальных социальных проблем.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).
Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.
УДОД — элемент системы образования, тип образовательного учреждения РФ цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация ДО программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Содержание деятельности УДОД — реализация программ ДОД, профессиональной подготовки; содействие воспитанникам в профессиональной ориентации, организация длительного процесса профессиональных проб; организация досуга детей, в т.ч. в каникулярное время; обеспечение уровня и содержания подготовки обучающихся в соответствии с уровнем, направленностью ДО программ, с учетом спроса на ДО услуги; методическая работа по совершенствованию образовательного процесса, оказание помощи педагогическим коллективам в части реализации ДО программ.
ТИПЫ образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, средне-специальные, средне-профессиональные, высшие, дополнительного образования детей, дополнительного образования, повышения квалификаций;коррекционные.
ТИПЫ УДОД по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
Существуют следующие виды учреждений:
· центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
· дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
· дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
· детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
· специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
· детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
(виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»)
До 2006 года в номенклатуру учреждений входили также:
· Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)
· Музей (детского творчества, литературы и искусства).
· Детский оздоровительно-образовательный лагерь.
· Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).
Кроме того, с 1992 по 1997 год существовали такие виды учреждений как:
· Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).
· Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.
· База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) — переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
· Детский стадион — переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).
· Детская железная дорога.
На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:
Основные цели и задачи
Вне зависимости от того, какое направление было выбрано для учреждения дополнительного образования, основные цели и задачи, которые ставят перед собою его работники, остаются следующие:
Дополнительное образование минимально подвергается устанавливаемым правительством стандартам. Однако, существует единственный устав учреждения дополнительного образования 2014 года, на основе которого каждое из заведений строит собственную образовательную программу. Образец устава сформирован представителями государственных властей, дополнения и коррективы в него вносятся уже учредителями отдельных организаций или различными ведомствами. Данный документ регулирует основные положения работы любого УДОД. В нем также прописаны особенности организации процесса работы с детьми, расписание и продолжительность занятий, правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.
Как правило, родители в любой момент имеют возможность сменить как само учреждение, так и педагога, обучающую программу или любые другие детали, составляющие процесс обучения. В основе развития современных УДОД лежит именно свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.
Заключение
Исследования показали, что дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общееположительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Литература
Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005, 204 с.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — СПб, 1998.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи // Внешкольник, 2000. — №3.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 6003 ; Мы поможем в написании вашей работы!