какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке

Виды художественной деятельности

какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть картинку какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Картинка про какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке

какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть картинку какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Картинка про какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке

Содержимое разработки

Макеева Александра Андреевна,

Виды изобразительной деятельности, изучаемые в начальной школе, их характеристика, роль в формировании всесторонне развитой личности.

В соответствии с ФГОС одной из задач в области эстетического воспитания детей является «создание условий развития обучающихся, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей».

Изобразительная деятельность − это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Она включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Учащиеся рисуют всё: литературных героев, декоративные узоры и т. д.

Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. По мнению А.Н. Леонтьева, рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Карандашом создается линейная форма. Постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей среды.

Лепка − это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Обучающимся доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ученикам овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Основное средство в создании изображения в лепке − передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.

В процессе занятий аппликацией обучающиеся знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Ученики знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией приучают их к плановой организации работы. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в школьном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
В процессе конструирования школьники приобретают специальные знания, навыки и умения. Они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию мышления и творческих способностей детей.
Благодаря изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Источник

Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы и перспективы

“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег (1790 – 1866),
немецкий педагог

“Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному труду
и что эта обязанность более важная,
нежели передача самого предмета”.
К. Д. Ушинский (1824 – 1870/1871),
русский педагог

Что такое творчество?

Творчество – это восхождение к чему-либо новому. Творчество – это активность, которая проявляется у человека в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Почему необходимо заниматься творчеством?

Творчество – это симбиоз внутренней и внешней стороны деятельности. Внешняя сторона проявляется в выполнении определённых заданий, конструктивных решениях и т. п. Внутренняя сторона творческой деятельности включает в себя: восприятие и осмысление инструктивных указаний; обдумывание и планирование предстоящей работы; способы контроля и самоконтроля; мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы; построения предложений, их проверку; варианты оформления работы (отчётность) и т. п.

В своей работе я использую целый комплекс методов по активизации творческой деятельности учащихся на уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Предмет – обществознание. Группа поваров-кондитеров.

Тема: Истина, критерии истины.

Проблема 1: Что первично теория или практика?

Проблема 2: Что в профессии повара более значимо – вкус или эстетика?

Предмет – Устройство автомобилей.

Тема: Порядок работы цилиндров двигателя.

Проблема: освоение методики построения таблицы порядка работы цилиндров двигателя посредством решения задачи на логику. Последовательность чередования тактов в цилиндрах четырехцилиндрового двигателя 1 – 2 – 4 – 3.

Обороты коленчатого вала

Угол поворота коленчатого вала, °

Предлагается решить однотипную задачу на логику.

В купе одного из вагонов поезда Москва-Одесса ехали москвич, ленинградец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались буквами А, Б. В, Г, Д, Е.

В дороге выяснилось, что А и москвич – врачи; Д и ленинградец – учителя, а туляк и В – инженеры. Б и Е – участники ВОВ, а туляк в армии совсем не служил. Харьковчанин старше А, одессит старше В. Б и москвич сошли в Киеве, а В и харьковчанин в Виннице. Определите профессию каждого из этих пассажиров и место жительства каждого их них.

Тула
инженер
не служил

– Метод поисковой деятельности.

Предмет – Устройство автомобилей.

Тема: Повторение и обобщение знаний по теме: “Устройство двигателя”.

Проблема: составить кроссворд по теме.

Автор кроссворда Отрощенко А. учащийся группы №70, 2009.

– Метод создания эмоционально-нравственной ситуации.

Тема: Семья как социальный институт. Семья и государство.

Проблема: осознание социокультурного феномена семьи; роль и место семьи, а так же взаимодействие семьи с обществом-государством посредством анализа статьи: “Девочка-собака” (статью можно и самим подобрать по тематике).

Возможная схема анализа статьи “Девочка-собака”:

После чего учащиеся и педагог формулируют круг вопросов, на которые необходимо ответить на уроке:

Предмет – История или обществознание.

Тема: Роль Петра I в модернизации России в начале ХVIII века (по истории). Исторический процесс и его участники (обществознание).

Проблема: освоение методики оценки роли и значимости исторической личности посредством создания формулы оценки участников исторического процесса претендующей на некий универсализм.

Итогом занятия является выведенная формула оценки исторической личности (участников исторического процесса):

какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть картинку какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Картинка про какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке

где – Х – оценка личности современниками; У – оценка личности наукой; Z – оценка собственная; t – время.

Получается, что все точки над мы расставили! А так ли это?

какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть картинку какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Картинка про какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке

Где нами была допущена ошибка? Ответ: все точки над “i” нельзя расставить, а поэтому необходимо заменить букву “i” букву “I”.

какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Смотреть картинку какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Картинка про какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке. Фото какие существуют виды занятий в учебно творческой художественной деятельности учащихся на уроке

Тема: Природа и общество: сходство и различия.

Проблема: осознание всеобщей взаимосвязи в мире на примере управления обществом природными законами.

Итогом занятия является выведение из формулы нахождения расстояния (пути) формулы жизни:

где – Ж – жизненный путь; V – скорость движения; t – время.

Так что же зависит в этой жизни лично от каждого из нас?

– Метод профессиональной ориентации учащихся учреждений НПО на занятиях общеобразовательного цикла.

Предмет – Всеобщая и Отечественная история.

В курс истории были введены различные дидактические единицы, отбор которых производился с учётом профессиональной специализации.

Так, для автомехаников была сознательно расширена история технической составляющей человеческой цивилизации. В результате чего в планировании отдельных тем и разделов появились такие пункты как:

– История мирового автопрома;

– История автомобилестроения в России (или в другой какой-либо стране);

– Этапы развития техники;

– История создания автомобиля;

– Руководители стран и их автомобили и т. д.

В основном данный материал может быть рассмотрен в таких темах, как экономическое развитие или культурные достижения. Причём материал подаётся либо преподавателем, либо учащимися в виде сообщений, докладов или рефератов и т. п.

Для такой профессии, как мастер столярного и мебельного производства в процессе изучения истории в разделах, посвящённых культуре той или иной эпохи более подробно рассматривались художественные стили и направления в создании мебели, жилища, развитие новых технологий. Здесь преподавателем могут быть предложены учащимся темы для самостоятельной проектной деятельности, например: мебель викторианской эпохи; мебель в эпоху господства барокко и т. д. Преподаватель разработал урок по теме: “Отголоски славянской языческой культуры в деревянном зодчестве” с показом мультимедийного фрагмента.

С целью интеграции учебной дисциплины “история” с профессией парикмахер преподавателем на занятиях используется материал из истории причёсок и головных уборов в России 16 – 20 веков.

Для поваров-кондитеров преподаватель может предложить для изучения следующие темы:

– Чайная церемония или философия Китая;

– Веселие на Руси. Трапезы и пиршества;

– История чая в России;

– Вкус Просвещения, или как французская кухня прижилась в России;

– Хлеб насущный. Напитки восточных славян; и т. п.

Помимо вышеперечисленных я использую и другие методы, а именно:

– Метод проблемных мини-сочинений;

– Проблемные наглядные пособия;

– Исследовательские лабораторные работы;

– Метод развивающего обучения;

– Метод познавательной игры;

– Метод анализа на уроках жизненных ситуаций и т.п.

В современной педагогике очень популярны проект и проектная деятельность, поскольку позволяют при их реализации комплексно формировать все базовые компетенции.

– Проект и проектная деятельность.

Учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, которая позволит:

– проявить себя индивидуально или в группе;

– попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу;

– показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим обучающимся.

Выделяются следующие этапы работы над проектом и определённые роли в деятельности преподавателя и учащегося.

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Разработка проектного задания

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Обсуждают и принимают решение по выбору темы

Предлагает учащимся совместно отобрать темы проектов
(Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами)

Группа учащихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает их всей аудитории для обсуждения
(Самостоятельно подбирают темы и предлагают в группе для обсуждения)

Выделение исследовательской части в темах проекта

Предварительно вычленяет исследовательскую часть и предлагает её учащимся для выбора

Каждый сам выбирает себе тему исследования. Активно обсуждают.

Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные темы исследований и виды деятельности

Определив свои темы, группируются в соответствии с ними в малые команды

Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, отбор литературы, работа в Интернете

Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группе с последующим обсуждением

Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Принимает участие в обсуждении

В группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности

Разработка проекта

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Осуществляют поисковую деятельность

Оформление результатов

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Презентация (защита проекта)

Организует экспертизу

Докладывают о результатах своей работы

Оценивает своё руководство деятельностью учащихся, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, оценивают себя в нём с учётом мнения других. Желательна групповая рефлексия

При организации образовательного процесса на основе творчества меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, по добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Работа над проектом позволяет преподавателю выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Самой значимой оценкой для обучающегося является общественное признание успешности, состоятельности и результативности его исследования.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Творчество способствует реализации на уроке важнейшего дидактического положения: усвоение знаний, формирование навыков и умений всегда является результатом собственной познавательной и практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет собой систему взаимодействия преподавателя и учащихся, где педагог занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от активной деятельности учащихся (уровень субъектно-субъектных отношений).

Источник

Организация творческой деятельности учащихся

Источник развития ученика – специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, модели, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Подготовительный этап (1, 2, 3 классы)

Подготовительный этап является промежуточным, но наиболее значимым в системе работы школы. В ходе него отслеживаются уровни творческого самопроявления личности ребенка.

В первом классе ребенок адаптируется к условиям школы, включается в познавательную деятельность, но знания его отрывочны, отсутствует понимание внутренней

логики изучаемого материала, испытывает затруднение при переносе теоретического материала в практическую деятельность.

Данные задачи учителя решают через уроки, включая задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также через внеурочную деятельность. Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности:

Ниже дана методика проведения эвристических олимпиад, дня “погружения” в предмет, предметной недели.

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к предмету, выявление уровня творческих и интеллектуальных, способностей учащихся, формировать потребности и мотивы всестороннего развития как личной ценности, учить детей работать с нестандартными заданиям и рефлексировать свою деятельность.

Содержание составляют задания различной степени трудности, разработанные для учащихся каждой возрастной группы.

Методика проведения: олимпиады проводятся по параллелям в 2 тура. В 1-м туре участвуют все учащиеся. Во 2-м туре – победители 1-го тура.

Каждому учащемуся предлагаются индивидуальные листы с содержанием и формулировкой задания и указанием максимального количества баллов за выполненную работу. Время выполнения – 40 минут.

Победители школьных олимпиад участвуют в городских, областных и международных олимпиадах.

Результаты позволяют провести анализ деятельности каждого ученика, выявить способности к изучению предметов, определить умение работать в нестандартных ситуациях, проявлять свою оригинальность и самобытность, в связи с полученными данными скорректировать работу учителя.

Анализ деятельности учащихся оформляется в виде таблиц, графиков, что позволяет прослеживать динамику их развития на протяжении обучения в начальной школе.

Предметная неделя по математике. День “погружения” в математику.

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к математике, выявление уровня математических способностей учащихся.

Содержание включает разноуровневые задания алгебраического, арифметического, геометрического характера, соответствующие возрастным категориям учащихся.

Методика проведения “дня погружения” в математику.

Заранее каждый учитель готовит задания по математическим темам: “Нумерация”, “Действия с именованными числами”, “Решение уравнений”, “Решение задач повышенной трудности” и др. Каждый учащийся должен выполнить задания по всем предложенным темам, путешествуя по городу “Великих математиков”, где учитель выполняет свои роли – графини Нумерации, сеньора Арифметика, королева Величина и др.

В день “погружения” в математику все уроки проводятся по данному предмету. День начинается с линейки, на которой каждый класс получает путевой лист. В путевом листе отмечается результат выполнения задания.

Время проведения – в течении 4-х уроков с переменами. Методика проведения недели по математике. Неделя проводится в два этапа: 1-й этап- методическая неделя для учителей, включающая проведение открытого урока и взаимопосещение уроков; 2-й этап – для учащихся. На каждый день определен план работы: детям для выполнения предлагаются задания различного содержания.

Положение о проведении Творческого дня в 4 классе

Положение о проведении творческого дня в 4 классах начальной школы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов”

Проведение творческого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития активного, самостоятельного творческого мышления младших школьников с целью преемственности начальной школы и второй и третьей ступени обучения; приобщает родителей к проблемам детей. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях; предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности; создание образовательной среды, способствующей эмоционально – ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

2. Типы ученических творческих работ.

Ученические творческие работы могут быть представлены по следующим номинациям:

3. Формы проведения творческого дня

Форма проведения выбирается классным руководителем и воспитателем. В этот день приглашаются родители, учителя-предметники, все желающие. Присутствующие могут задавать вопросы, давать свою оценку, высказывать суждения.

4. Подведение итогов.

Итоги творческого дня подводятся по таким параметрам, как степень творчества, оригинальность, личный вклад, новизна, практическая польза. По итогам дня составляется итоговая таблица. Победители в каждой номинации награждаются грамотами школы.

(по десятибалльной шкале)Общая оценкаСтепень творчестваОригинальностьПрактическая пользаЛичный вкладНовизна

5. Сроки проведения.

Творческий день проводится один раз в год в третьей четверти.

Модель проведения творческого дня

1.Изучение интересов учащихся.

4.Изучение анкет классным руководителем.

5.Заполнение листа “Изучение интересов учащихся”.

6.Составление плана проведения творческого дня.

7.Оформление творческих работ совместно с родителями, учителями, воспитателями.

8.Проведение творческого дня согласно положению.

9.Подведение итогов (рефлексия учащихся, отзывы присутствующих родителей, учителей), оформление творческих работ.

Анкета для родителей

Ф.И. ребенка _____________________________

В школе проводится творческий день _ февраля в _час. Как Вы считаете, в какой номинации может участвовать Ваш ребенок? Укажите предмет и форму участия.

В какой номинации будет участвовать Ваш ребенок? _________________________

Рефлексия предполагается на этапе подведения итогов творческого дня. Она нацелена на выявление отношения учащихся к своим достижениям. Она дает осмысление затруднений и пути их преодоления у учащихся в ходе подготовки и проведения творческого дня. Предполагает получение обратной связи от одноклассников и педагогов.

Примерные вопросы для учащихся:

Показатели творческого самопроявления учителя

Инновационный потенциал педагогического коллектива начальной школы достаточно высокий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *