какие суждения о культуре являются верными изначально
Контрольный тест по обществознанию Что такое культура для 9 класса
Контрольный тест по обществознанию Что такое культура для 9 класса с ответами. Тест состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 6 заданий, в части В — 4 задания.
А1. Первоначально термин «культура» обозначал:
1) хорошие манеры
2) семейные традиции
3) систему ценностей общества
4) возделывание земли
А2. Верны ли следующие суждения о составляющих культуры?
А. Культура народа включает в себя нормы и ценности, с помощью которых регулируются отношения между людьми.
Б. Культура народа включает совокупность всех созданных им материальных ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. Совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных, называется:
1) культурное наследие
2) культурный комплекс
3) культурные универсалии
4) духовная культура
А4. Артефакты:
1) созданы природой
2) созданы человеком
3) не представляют какой-либо ценности
4) относятся к нематериальной культуре
А5. Культурным наследием является
1) обычай кровной мести
2) древнерусские былины
3) современный молодежный сленг
4) современный модный телесериал
А6. К культурным универсалиям не относится:
1) похоронный ритуал
2) кочевой образ жизни
3) игры
4) личное имя
В1. Найдите черты сходства и отличия духовной и политической сфер общества.
1) находится в развитии
2) является подсистемой общества
3) создает культурные ценности
4) регулирует отношения между государством и обществом
5) включает в себя деятельность религиозных организаций
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Найдите в предложенном списке области духовной сферы общества.
1) наука
2) сословие
3) производство
4) религия
5) искусство
Номера, под которыми указаны характеристики власти, выпишите в порядке возрастания.
В3. Соотнесите виды культуры и их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Материальная культура
Б) Духовная культура
1) Симфония
2) Скульптура
3) Рукопожатие при встрече
4) Перстень
5) Церемония вступления в брак
В4. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся духовной сфере общества
школа
больница
музей
библиотека
церковь
Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.
Ответы на контрольный тест по обществознанию Что такое культура для 9 класса
А1-4
А2-3
А3-2
А4-2
А5-2
А6-2
В1. 12 345
В2. 145
В3. 24 235
В4. Больница
Тест «Культура и духовная жизнь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по обществознанию «Культура и духовная жизнь» 10 класс 3 вариант
А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)
1) правила поведения в обществе 2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли 4) способы производства новых знаний
А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию
1) искусство 2) творчество 3) наука 4) культура
А3. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. К духовной культуре относится
1) оборудование 2) искусство 3) здание 4) компьютер
А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?
А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию
1) народная культура 2) массовая культура 3) элитарная культура 4) национальная культура
В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Объекты культуры Виды культуры
А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека
В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания
1) религиозное учение 2) телевизор 3) музыка 4) оборудование 5) научное открытие 6) станок
Тест по обществознанию «Культура и духовная жизнь» 10 класс
Ключи: 3 вариант
Часть А Часть В
А1 – 3 В1. а – 2 б – 1 в – 2 г – 1 д – 1
А2 – 4 В2 2 4 6
А3 – 1
А5 – 2
А6 – 3
А7 – 3
4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».
Написать эссе: «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». (Ю.Лотман)
Алгоритм написания эссе:
1. Раскрыть смысл высказывания.
2. Раскрыть тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.
3. Использовать факты и примеры почерпнутые из различных источников:
а) сообщения СМИ;
б) материалы учебных предметов (истории, литературы, географии);
в) факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
Таким образом … (можно вернуться к первым строкам эссе)
Какие суждения о культуре являются верными изначально
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».
Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.
К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.
Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.
Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства — да, верно.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс — нет, неверно.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений — да, верно.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны — нет, неверно.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно — да, верно.
Вы уж определитесь верно 4 или нет, ВАМ ВЕРИТЬ ПРАВДА НЕЛЬЗЯ! Задние 9071 просмотрите!
Анонимность признак народной культуры, а не массовой. В задании 9071 в варианте 4) указана народная культура, внимательно посмотрите.
Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.
2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.
3) К материальной культуре относят нормы морали.
4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.
5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.
1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя. Нет, неверно, это характерно для элитарной культуры.
2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Да, верно, например новые произведения искусства сочетают в себе как традиционные каноны жанра, так и уникальные новые находки автора.
3) К материальной культуре относят нормы морали. Нет, неверно, они относятся к нематериальной культуре.
4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции. Да, верно, это ее ключевые признаки.
5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты. Да, верно, это определение культуры в широком смысле слова.
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи — да, верно.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения — нет, неверно, это массовая.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры — да, верно.
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны — да, верно.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства — нет, неверно, это массовая.
Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
Духовная культура — это сфера жизни, элементами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе — да, верно.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты — да, верно.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество — да, верно.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда — нет, неверно.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества — нет, неверно.
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Возникновение массовой культуры происходит в постиндустриальном обществе.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура — нет, неверно, балет тоже может приносить прибыли.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию — да, верно.
3) Возникновение массовой культуры происходит в постиндустриальном обществе — нет, неверно, раньше появилась.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории — нет, неверно, используются.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция — да, верно.
6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур — да, верно.
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах — нет, неверно.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления — да, верно.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих — да, верно.
4) Мораль требует от человека определённого поведения — да, верно.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность — нет, неверно.
Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами. Нет, неверно, это признак народной культуры.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества. Нет, неверно, это признак элитарной культуры.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора. Да, верно, элитарная культура ориентирована на узкую группу любителей и профессионалов, сложна по содержанию.
4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку. Да, верно.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность. Да, верно, ее произведения ориентированы на получение прибыли.
Выберите верные суждения о духовной культуре и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании.
2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре.
3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством.
4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость.
5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества.
1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании. Да, верно, она отражается в сознании отдельной личности и проявляется совокупности коллективных представлений, присущих определённой эпохе.
2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре. Да, верно, это ее элементы.
3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством. Да, верно, это определение духовной культуры.
4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость. Нет, неверно, для искусства, которое является элементом духовной культуры характерна субъективность.
5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества. Нет, неверно, на нее влияют процессы, которые протекают в других сферах жизни.
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
5) Искусству свойственны рациональность и системность.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно, другие сферы тоже способны.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями — да, верно.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций — да, верно.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ — да, верно.
5) Искусству свойственны рациональность и системность — нет, неверно, искусству это не свойственно, это признаки науки.
Пункт про религию составлен некорректно. Религия ничего не ДАЕТ человеку. Для каждого религия характеризуется по своему.
Разработчики КИМов с вами не согласны.
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.
Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»:
-рост жизненных запросов
1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения.
2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах.
1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения. Нет, неверно, мораль поддерживается силой общественного мнения.
2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития. Да, верно.
3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного. Да, верно.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. Да, верно.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах. Нет, неверно, в художественных образах отображает окружающую действительность искусство.
Выберите верные суждения о процессе глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
2) Глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс.
3) Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации.
4) Процесс глобализации сопровождается ослаблением этнических, религиозных и культурных противоречий в большинстве регионов мира.
5) Одним из проявлений глобализации является вестернизация.
1) Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации — да, верно.
2) Глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс — нет, неверно, может и снизить в отсталых странах.
3) Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации — да, верно.
4) Процесс глобализации сопровождается ослаблением этнических, религиозных и культурных противоречий в большинстве регионов мира — нет, неверно, может и усилить.
5) Одним из проявлений глобализации является вестернизация — да, верно, навязывает западную культуру и образ жизни.
Что такое вестеринизация?
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ-термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.
Выберите верные суждения о политической культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Интегративная функция политической культуры связана с формированием у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений.
2) Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное отношение к политической системе.
3) Носители гражданской политической культуры стремятся быть активными участниками политического процесса.
4) Нормативная функция политической культуры связана с формированием политических качеств, политической социализацией личности.
5) Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам.
1) Интегративная функция политической культуры связана с формированием у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений. Нет, не верно. Речь идет о познавательной функции.
2) Для подданнического типа политической культуры характерно пассивное отношение к политической системе. Да, верно.
3) Носители гражданской политической культуры стремятся быть активными участниками политического процесса. Да, верно.
4) Нормативная функция политической культуры связана с формированием политических качеств, политической социализацией личности. Нет, неверно. Речь идет о воспитательной функции.
5) Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Да, верно.
Выберите верные суждения о политической культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Активистский тип политической культуры отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в её функционировании.
2) Политическая культура представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающих безопасность сообщества.
3) Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.
4) Поведенческий элемент политической культуры включает устойчивые личные ориентиры поведения, ориентацию на определённые действия в тех или иных условиях.
5) Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений.
1) Активистский тип политической культуры отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в её функционировании. Нет, неверно, это характерно для подданического типа политической культуры.
2) Политическая культура представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающих безопасность сообщества. Да, верно, это определение политической культуры.
3) Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером. Да, верно.
4) Поведенческий элемент политической культуры включает устойчивые личные ориентиры поведения, ориентацию на определённые действия в тех или иных условиях. Нет, неверно, это ценностный компонент политической культуры (политическое сознание).
5) Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Да, верно, какое-либо политическое разнообразие отсутствует в обществе.
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке — да, верно.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений — нет, неверно, это к науке не относится.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций — да, верно.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека — да, верно.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно, другие тоже могут, например, искусство.
Первый вариант ответа не верен, т.к. объективных знаний об обществе и человеке не может быть.
Если было бы написано: Наука вырабатывает и теоретически систематизирует знания о природе, обществе, человеке (без слова «объективный»)
Разработчики КИМов с вами не согласны. Наука стремится к объективности
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: cколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта — нет, неверно.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью — да, верно.
3) Семья является одним из субъектов социального контроля — да, верно.
4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка — да, верно.
5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу — да, верно.