какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации

Деятельность

Медицинская помощь детям

какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Смотреть фото какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Смотреть картинку какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Картинка про какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Фото какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организацииОстрые респираторные заболевания (ОРЗ) занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости детей. Ежегодно в мире регистрируется более миллиарда случаев острых респи¬раторных инфекций, которые, помимо собственного негативного влияния на организм человека, способствуют формированию хронической патологии.

Наиболее подвержены ОРЗ:
дети в возрасте 2-6 лет, иммунная система которых находится в стадии формирова-ния, дети, посещающие детские коллективы, что связано с высокой! контагиозностью возбудителей, дети с очагами хронической инфекции в носоглотке,
дети с аллергической патологией.

Детей, подверженных частым респираторным инфекци¬ям, принято называть
часто болеющими (ЧБД).

ОРЗ являются важной медицинской проблемой, так как они вызывают:
–нарушения физического и нервно-психического развития детей,
–снижение защитной функции иммунной системы,
–срыв компенсаторно-адаптационных механизмов,что приводит к социальной дезадаптации со значительным ухудшением качества жизни таких больных,
–нарушение календаря профилактических прививок,
–снижение успеваемости в школьном возрасте, так как дети вынуждены пропускать занятия в школе;
–уменьшение физической активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию сопутствующих заболеваний и отставанию в психомоторном развитии.

Острые формы респираторных заболеваний приводят к морфофункциональным нарушениям слизистой оболочки дыхательных путей. Кроме того, частые ОРЗ способствуют формированию хронических очагов инфекции и хронической соматической патологии, особенно ЛОР- органов и бронхолегочной системы.

У часто болеющих детей могут развиваться и различные психологические изменения. Прежде всего, это ощущение неуверенности в себе, ребенок мо-жет избегать сверстников, быть замкнутым, раздражительным с постепен-ным формированием комплекса неполноценности который может привести к социальной дезадаптации больного и нарушению качества жизни.

У часто болеющего ребенка формируется «порочный круг» адаптаци-онных реакций: на фоне ослабленного иммунитета ребенок заболевает ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. Вместе с тем для лечения ЧБД неоправданно широко используется большое количество медикаментов (полипрагмазия), в том числе салицилаты и антибиотики, которые обладают иммуносупрессивным действием.

ОРЗ у детей являются не только медицинской, но и важной социальной проблемой современного общества. Они требую! значительных материальных затрат, нанося серьезный экономический ущерб, связанный как непосредственными затратами на лечение, так и с потерей трудового времени родителей: в 95% слу¬чаев частые ОРЗ у детей являются причиной дополнительной на¬грузки на семейный бюджет. Кроме того, высокая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам родителей и госу¬дарства, ограничивает подростков в выборе профессии, влияет на их физические и репродуктивные возможности.

Именно это послужило основанием для ВОЗ рекомендовать научно-исследовательским коллективам ведущих стран обра¬тить первоочередное внимание на разработку эффективных методов профилактики и своевременной диагностики респира¬торной патологии.

Таким образом, частые ОРЗ у детей являются проблемой, тре¬бующей ком-плексного подхода к ее решению, и определяют акту¬альность и необходи-мость объединения усилий медиков, семьи и государства в реализации не только лечебных и реабилитацион¬ных, но и профилактических программ для ЧБД.

Факторы, предполагающие к развитию частых острых респираторных инфекций

Среди причин, способствующих возникновению частых ОРЗ у детей можно выделить две основные группы: эндогенные и экзогенные факторы риска.

Эндогенные факторы риска частых ОРЗ у детей
– Неблагоприятное течение анте- и перинатального периода:
а) возраст матери — до 17 и старше 35 лет. У юных матерей как правило, выявляется социальная неподготовленность V рождению ребенка. Дети, рожденные юными матерями, в большинстве случаев относятся ко II группе здоровья, и, как следствие, заболеваемость среди них высокая. У женщин старше 35 лет чаше выявляется соматическая патология, от-мечается увеличение числа абортов и хронических заболе¬ваний, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка;
б) неблагоприятное течение беременности (токсикозы, угро¬за выкидыша) способствующее внутриутробной гипоксии плода и срыву адаптационных механизмов в постнатальном периоде;
в) заболевания матери во время беременности, особенно ОРВИ приводящие к фетоплацентарной недостаточности. В связи с этим важное место отводится трансплацентарной передаче; вируса при персистирующей вирусной инфекции у матери;
г) незрелость и пограничные состояния у новорожденных детей: недоношенность, морфо-функциональная незрелость, гипотрофия, анемия, ранний переход к искусственному вскармливанию.
– Наследственно-конституциональные факторы риска:
а) генетически детерминированные и транзиторные энзимопатии могут быть причинами возникновения частых ОРИ у детей;
б) различные типы конституции (диатезы) являются по существу отражением генетической предрасположенности детей к определенным формам патологии. Отмечено, что дети с экссудативно-катаральным и лимфатическим типа¬ми конституции предрасположены к частым вирусно-бактериальным заболеваниям верхних дыхательных путей.
– Состояние центральной нервной системы ребенка играет важную роль в формировании реактивности растущего ор¬ганизма. У детей с остаточными явлениями перенесенной перинатальной гипоксии существенно нарушена адаптация к различным факторам внешней среды, изменяется функ-циональное состояние вегетативной нервной системы, что способствует дисфункции и незрелости системы терморегу¬ляции с формированием пониженной устойчивости к изме¬няющимся климатическим и гелиогеографическим факторам. Поэтому у детей с последствиями перенесенной перинаталь¬ной патологии ЦНС_так часто выявляются нарушения тер¬морегуляции и повышенная метеолабильность, приводящие к длительным субфебрилитетам. Это определяет большую подверженность детей к ОРЗ с раннего возраста.
– Иммунодефицитные состояния, различной степени выраженности как первичные, так и вторичные являются одной из существенных причин формирования острой и хронической бронхолегочной патологии.
– Аллергия как извращенная реактивность на факторы внешней и внутренней среды организма сопровождается существенными иммунными нарушениями. Дети с респираторными формами аллергической патологии(бронхиальная астма аллергические риниты, ларингиты) и аллергодерматозами чаше подвержены респираторным вирусным заболеванием;
– Очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта обусловливают снижение местного иммунитета и способствуют повышению восприимчивости бронхолегочной системы к инфекционным возбудителям;
– Патология органов желудочно-кишечного тракта и дисбактериоз кишечника различной степени выраженности при¬водят к нарушениям иммунной реактивности и повышенной чувствительности к вирусным и бактериальным инфекциям.

Экзогенные факторы риска формирования ОРЗ у детей
Наиболее значимыми факторами среды, влияющими на частоту ОРЗ у детей являются:
– Раннее в возрастном аспекте начало посещения детских учреждений и связанное с этим расширение инфекционных контактов (контакты в транспорте, скученность, наличие больших групп в детских учреждениях) способствуют повы¬шенной восприимчивости детей к респираторным инфекциям и увеличивают частоту ОРЗ.
– Низкий уровень санитарной культуры — непонимание или неприятие здорового образа жизни и как следствие этого не¬правильный образ жизни;
– Отсутствие режима дня и отдыха, дети мало времени прово¬дят на свежем воздухе и наоборот много у телевизора или компьютера, поздно ложатся спать;
– Нарушения продолжительности или отсутствие дневного сна, дефекты ухода за детьми — пренебрежение закаливанием и физической культурой; отсутствие закаливающих процедуре что способствует снижению резистентности растущего организма и обусловливает частые ОРЗ;
– Неблагоприятные социально-бытовые условия, низкий материальный и культурный уровень населения, нерациональ¬ное питание, часто однообразное питание, углеводистое пита¬ние, дефицит белка, отсутствие в рационе овощей и фруктов приводят к дефициту антиоксидантов, витаминов и микроэлементов и повышают восприимчивость организма к инфекции;
– Активное или пассивное курение родителей является одним из факторов снижения местного иммунитета с развитием не¬специфической гиперчувствительности слизистых верхних дыхательных путей;
– Высокая контагиозность возбудителей ОРЗ — известно более 200 видов возбудителей ОРЗ при этом характерна строгая видоспецифичность и кратковременность иммунитета к определенным видам и штаммам возбудителей инфекционных поражений респираторного тракта, (ятрогенные воздействия на иммунную систему (иммуносупрессивный эффект при частом и длительном и необоснованном применении антибактериальных средств или салицилатов
– Экологические нарушения в окружающей среде, обусловленные повышением содержания различных ксенобиотиков в воздухе, воде, продуктах питания. Это сопровождается накоплением токсикантов в организме, что приводит к изменениям метаболизма, нарушениям гомеостаза иммунной защиты.

Критерии выделения пациентов в группу ЧБД
Основным критерием выделения пациентов в группу ЧБД является частота заболеваемости ОРЗ. Однако для включения ребенка в группу ЧБД необходимо проведение дополнительного обследования больного:
– сбор анамнеза: прежде всего, необходимо тщательно собрать анамнез и установить причины повышенной респираторной за¬болеваемости. При этом следует обращать внимание на такие факторы, как морфо-функциональная незрелость, недоношен¬ность, последствия перинатальной патологии, отягощенная наследственность. Кроме того необходимо проанализировать такие факторы, как неблагоприятные эпидемиологические, материально-бытовые и экологические условия, низкий уро¬вень санитарной культуры родителей, пассивное курение, не-рациональный режим дня, нарушения питания, раннее начало посещений организованных детских коллективов.
– осмотр педиатра;
– дополнительные исследования:
клинический анализ крови,
общий анализ мочи;
рентгенография носоглотки и придаточных полостей носа в передней и боковой проекциях;
посев со слизистых зева (с миндалин) и из носа должен быть обязательным в практике педиатра для оценки характера ми¬кробного пейзажа слизистых, т. к. микробиоценоз слизистых является одним из важнейших звеньев противоинфекционной защиты;
исследование мазков со слизистой зева на атипичные возбуди¬тели (мико-плазмоз, хламидиоз) методом ПЦР по показаниям при длительном кашле;
– осмотрЛОР-врача, включающий оценку состояния миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанных перепонок является обязательным методом обследования ЧБД т. к. среди ЧБД хронические заболевания ЛОР-органов встречаются приблизительно в половине случаев;
– консультация клинического иммунолога и аллерголога проводится по показаниям, когда нельзя исключить аллергическую патологию или врожденный иммунодефицит.

Клинический формы острых респираторных заболеваний
Острые заболевания у ЧДБ наиболее часто проявляются в виде локализованных инфекций верхних дыхательных путей, которые клинически проявляются как: а) ринит, б) назофарингит г) тонзиллофарингит, д) ларинготрахеит. Патология нижних дыхательных путей у ЧБД часто прояляется клинически как: а) бронхит, б) ларинго-трахеобронхит, в)пневмония.

Лечение ОРЗ у ЧБ-детей
В большинстве случаев ОРВИ у детей протекают нетяжело, наблюдение за ними и их лечение осуществляется, как правило, в амбулаторных услови-ях. В то же время существует целый ряд клинических состояний, возрастных критериев и социальных обстоятельств, при которых ребенка с ОРВИ необходимо госпитализировать.

Абсолютными показаниями для экстренной госпитализации детей с ОРВИ являются:
–тяжелые и осложненные формы заболевания;
–гипертермический и судорожный синдромы;
–токсикоз и геморрагические нарушения;
–дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность.

При развитии ОРВИ у новорожденных и у детей, находящихся в неблагополучных социально-бытовых условиях (семьи алкоголиков, наркоманов и др.), наблюдение и лечение также должно проводиться в условиях стационара.

Особое внимание при респираторных инфекциях (даже неосложнённых) необходимо уделять детям с тяжелыми хроническими заболеваниями.
Ребенок, больной гриппом или другими ОРЗ, должен находиться на постельном режиме и быть максимально изолирован.

Учитывая особенности патогенеза ОРЗ, основными направлениями те-рапии в острый период являются кроме общетерапевтических мер (постельный режим, обильное питье, диета, богатая витаминами):
–этиотропное лечение с использованием противовирусных препаратов,
–противовоспалительная терапия, симптоматическое лечение.

При этом антибиотики назначаются строго по показаниям!
Хотя, в действительности, по данным ряда фармако-эпидемиологических исследований на долю острых респираторных заболевание приходится 75-80% всех назначаемых антибиотиков, при этом в 50% случаев такое назначение антибиотиков не оправдано.

Принципы оздоровления ЧБ-детей
Поиск и разработка эффективных профилактических и ле¬чебных мероприятий для детей, часто болеющих ОРЗ, является не только медицинской, но и социальной проблемой. Необходимы новые методы оздоровления ЧДБ с учетом этиологических и пато¬генетических механизмов, а также факторов внешнего окружения, формирующих предрасположенность организма ребенка к частым респираторным заболеваниям.

Комплексная реабилитация часто болеющих детей на всех эта¬пах оздоровления (семья, организованный коллектив, поликлини¬ка, санаторий) включает проведение профилактических мероприя¬тий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей, а также лечебных воздействий, способствующих коррекции выявленных патологических отклонений.

Организация рационального режима дня ребенка
В связи с тем, что у ЧДБ наблюдаются функциональные на¬рушения со сто-роны центральной и вегетативной нервной систе¬мы, необходимо исключение переутомления и перевозбуждения ребенка. Нужно увеличить продолжительность сна на 1-1,5 часа, ограничить просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т. е. ночной сон должен быть продолжительностью около 10 часов и обяза-тельным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых. При нарушениях сна и астено-невротических расстройствах показаны прогулки на свежем воздухе.

Рациональное питание
Питание часто болеющих детей должно быть разнообразным, полноценным, содержащим оптимальное количество белков, жи¬ров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Важное значение имеет обязательное включение в ежеднев¬ный рацион свежих овощей и фруктов.

Контроль за внешней средой
При частых ОРЗ у детей необходимо предусмотреть сни¬жение частоты контактов с внешними источниками инфекции — больными респираторными вирусными инфекциями. Кроме того, необходимо придерживаться следующих правил: ношение масок членами семьи, больными ОРЗ и тщательное мытье рук после контакта с больным Частая респираторная заболевае¬мость тесно связана с пассивным курением, поэтому его пре¬кращение — основное условие лечения и реабилитации. Опыт показывает, что прекращение курения в помещении, где бывает ребенок, в большинстве случаев сопровождается сокращением у него числа ОРЗ.

В городских квартирах центральное отопление в зимний пе¬риод нередко способствует высушиванию воздуха, что ведет к подсыханию слизистых оболочек во время сна; в таких ситуаци¬ях орошение слизистой носа изотоническим раствором морской воды 1-2 раза в день сокращает восприимчивость детей к ОРИ Частые ОРЗ у предрасположенных к аллергии детей — фак¬тор риска по развитию рецидивирующего обструктивного брон¬хита и бронхиальной астмы, поэтому следует обратить особое внимание на борьбу с домашней пылью, клещами, другими жи¬лищными аэроаллергенами. Эти меры особенно важны для детей,„имеющих указание в анамнезе на проявления аллергии.

Температура воздуха в помещении считается оптималь¬ной, если она составляет 18-20°С днем и на 2-4°С ниже ночью. Проветривание помещения имеет целью не только снижение температуры воздуха при его перегреве, но и удаление из воз¬духа взвесей, содержащих грязевые ча-стицы, возбудителей ОРЗ и аллергенов. Одежда ребенка должна соответствовать темпе¬ратуре воздуха, рекомендуется следовать системе «1, 2, 3» (ле¬том — один слой одежды, весной и осенью — два, зимой — три). Одежда должна быть изготовлена из хлопчатобумажной ткани.

Рациональная витаминотерапия
Это обязательный компонент программ оздоровления де¬тей, часто и дли-тельно болеющих ОРЗ. Для проведения профилактической витаминизации целесоо¬бразно использовать поливитаминные комплексы, содержащие одновременно жизненно важные витамины и микроэлементы.

Методы закаливания и физического воспитания
Учитывая, что одной из причин, способствующих высокой заболеваемости ЧДБ, часто является незрелость системы тер¬морегуляции с пониженной устойчивостью к климатическим и гелиогеографическим факторам внешней среды, все большую популярность завоевывают методы закаливания, физического воспитания, здорового образа жизни.

С уважением к читателям официального сайта министерства здравоохране-ния Рязанской области, зав. педиатрическим отделением ГБУ РО «Город-ская детская поликлиника № 3», врач педиатр высшей квалификационной категории Валерия Вадимовна Гаврилова.

Источник

Работа с ЧДБ (часто длительно болеющими детьми)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

29 «Огонек» города Московской области

Работа с ЧДБ (часто длительно болеющими детьми)

какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Смотреть фото какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Смотреть картинку какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Картинка про какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации. Фото какие сведения собираются по часто и длительно болеющим детям в образовательной организации

Вопитатели: Тумакова Е. Н.

План работы с ЧДБ (часто длительно болеющими детьми)

ЧДБ или часто болеющий ребенок – это особая группа диспансерного наблюдения, имеющая определенные критерии:

длительность течения простудных и респираторных вирусных инфекций в течение года.

К ЧДБ (часто и длительно болеющим детям) относятся:

частота и длительность ОРВИ и ОРЗ;

отсутствие уточненных хронических заболеваний (риниты, тонзиллиты, синуситы, бронхиты, аденоидиты).

2-3 раза в год от 14 до 20 дней

упражнения для верхних

4.Лечебные игры для детей 2-3 лет

Организация оздоровительной работы в ДОУ № 29Огонек» с ослабленными и часто болеющими детьми.

Основная цель коррекционной работы — комплексная реабилитация часто болеющих детей, включающая проведение мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и укрепление здоровья воспитанников. Для ее достижения создана необходимая предметно-пространственная среда, подобрано физкультурное оборудование.

Для решения задач по укреплению здоровья и физическому развитию детей в ДОУ имеются:

-физкультурные уголки в каждой группе, оснащенные в достаточном количестве специальным оборудованием и инвентарем, мягкими модулями, реабилитационными мячами;

-оборудованная физкультурная площадка на улице;

-разнообразный спортивный инвентарь.

Работает комплексная система оздоровления, предназначенная для ослабленных и часто болеющих детей (ЧБД):

— отработана модель взаимодействия педагогического и медицинского персонала в работе с часто болеющими и ослабленными детьми;

— разработаны здоровьесберегающие технологии с целью п po филактики заболеваний и коррекции оздоровления детей.
Через различные формы методической работы (консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры из опыта работы) разработана и внедрена система оздоровления ЧБД с учетом воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности (табл. 1).

Курсы повышения квалификации воспитателей и специалистов

Семинары семинары- практикумы

Физические упражнения для детей раннего и дошкольного возраста

Медико-педагогический контроль во время организованных форм обучения

Заведующий, Медицинская сестра

Организация и проведение обследования физической подготовленности дошкольников

Определение и общая характеристика группы ослабленных и часто болеющих детей

Двигательный режим ЧБД. Виды двигательной активности

Формы проведения коррекционной гимнастики с детьми

Подбор и расстановка мебели в соответствии с Сан-ПиН 2.4.1.1249-03

Воспитатели и м.сестра

Воспитатели и м. сестра

Организация и проведение дней здоровья совместно с родителями воспитанников

Проведение подвижных игр с ЧБД

Воспитатели и м. сестра

Двигательный режим в группах, Создание предметно-развивающей среды

Воспитатели и м. сестра

Создание предметно-развивающей среды

Смотр-конкурс оборудования физкультурных уголков в разных возрастных группах

Воспитатели, медицинская сестра

Участие в методической работе

Разработка комплексов коррекционной гимнастики для детей разных возрастных групп

Воспитатели, медицинская сестра

Составление комплексов физкультминуток и динамических разминок

Разработка и системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста

Взаимодействие с родителями

Анкетирование. Индивидуальное и групповое консультирование с приглашением специалистов медиков. Организация работы по физическому воспитанию «День здоровья». Оформление групповых тематических папок: «Здоровье», «Советы врача».

Организация работы групповых библиотечек для родителей

Заведующий, воспитатели, медицинская сестра

Создание предметно-развивающей среды

Смотр-конкурс оборудования физкультурных уголков в разных возрастных группах

Воспитатели, медицинская сестра

Участие в методической работе

Разработка комплексов коррекционной гимнастики для детей разных возрастных групп

Воспитатели, медицинская сестра

Составление комплексов физкультминуток и динамических разминок

Разработка и системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями

Анкетирование. Индивидуальное и групповое консультирование с приглашением специалистов медиков. Организация работы по физическому воспитанию «День здоровья». Оформление групповых тематических папок: «Здоровье», «Советы врача».

Организация работы групповых библиотечек для родителей

Заведующий, воспитатели, медицинская сестра

Поэтому многое для своего часто болеющего ребенка могут сделать только сами родители – это достаточный сон, правильное питание, постепенное закаливание и обязательные прогулки на свежем воздухе.

В детском саду разработаны формы оздоровительной работы с детьми (табл. 2), а для каждого ребенка составляется индивидуальный план оздоровления, куда вносятся все проводимые с ним мероприятия (табл. 3). В конце года подводятся итоги — анализируются показатели заболеваемости и рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО) (табл. 4).

Необходимое условие успешной работы по оздоровлению воспитанников — взаимодействие с семьей.

Формы работы с родителями:

наглядная агитация (стенды, памятки, статьи из периодической печати);

групповые родительские собрания: ознакомительные в начале года, общепрофилактические со специалистами, итоговые;

групповые и индивидуальные беседы;

дни открытых дверей (с показом физкультурных занятий);

совместные мероприятия детей и взрослых (спортивные развлечения, спортивные праздники и т.д.).

Родителям рекомендован следующий план оздоровления, единый с ДОУ:

1. Обеспечение оптимального режима:

регулярные закаливающие процедуры (не прекращать их после очередного ОРЗ, а только снизить интенсивность);

дыхательная гимнастика (постоянно);

обязательное полоскание рта после еды;

дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока;

средства для повышения аппетита;

витамины в возрастной дозе.

2. Осенью и весной в течение 10—15 дней необходимо включать комплекс профилактических мероприятий:

— смазывание зева водным раствором прополиса или раствором люголя, медом с соком алоэ.

— физиотерапевтические методы лечения по назначению врача.

Использование оксолиновой мази в период повышенной заболеваемости.

Консультации 1—2 раза в год у оториноларинголога, осмотр детей стоматологом, анализы мочи, крови.

Только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей можно достичь эффективности в оздоровлении ослабленных и часто болеющих детей.

В приложении даны различные упражнения, лечебные игры, которые можно успешно использовать в организации оздоровительной деятельности с ЧБД.

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 6—7 раз.

Сесть на стул, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4—6 раз.

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), затем похлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку» (выдох). Повторить 4—6 раз.

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить «ф-ф-ф». Повторить 4—6 раз.

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 с.

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, произнося «у-х-х» (выдох), догнать мяч. Повторить 4—7 раз.

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох — опускать вниз с длительным произнесением «г-у-у-у». Повторять в течение минуты.

Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2 раз в день).

Оздоровительные упражнения для горла

Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, снижая и увеличивая темп повтора (20—30 с).

Воспитатель. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.

Дети произносят протяжно «ка-а-а-р».

Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом.

Представляя, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараться достать до подбородка. Повторить 6 раз.

Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о», позевать. Повторить 5—6 раз.

Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха. Повторять в течение 30-40 с.

Воспитатель. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и все рассмеялись: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы. А нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.

упражнения для верхних

Цели: — научить дышать через нос; — подготовить детей к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5—6 раз.

Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая их указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания пальцами по крыльям носа.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

Быстро втянуть живот, одновременно сделав резкий выдох через нос. Повторить 3—4 раза.

7. Во время выдоха широко раскрыть рот и максимально высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Произнести «а-а-а». Повторить 5—6 раз.

Лечебные игры для детей 2-4 лет

Цели: восстановить носовое дыхание; формировать ритмичный выдох, углубляя его. Материалы: стаканы, наполненные на ‘/ 3 водой, соломинки.

Перед каждым ребенком на столике стоит стакан с водой и соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

По команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать.

Цели: скорректировать движения рук с дыхательными движениями грудной клетки; улучшать функцию дыхания (углубленный выдох).

Дети садятся полукругом перед ведущим. По его сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» они смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у-у-ф-ф». Повторить 2—4 раза.

Цели: восстановить носовое дыхание; формировать углубленное дыхание, правильное смыкание губ, ритмирование. Материалы: фанты из бумаги.
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, затем выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф», медленно соединяя ладони под «шариком». По хлопку ведущего «шарик» лопается — дети хлопают в ладоши. Из «шарика» выходит воздух: дети произносят звук [ш], делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Повторить 2—5 раз.

Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, координацию движений.

Материалы: 2 стула, листы бумаги (обручи), 4—5 фантов.

Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги (обручам), преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги или обручам). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты.

Цели: укреплять круговые мышцы рта; тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы: стол, 2 пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как шарики, ленточка.

Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее кладут шарики. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатился дальше.

Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ.

Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и также на выдохе с произнесением [м] надо похлопать указательным пальцем по левой. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук [м] правильно и громче всех, вручается фант.

Цели: улучшать глубину и ритм дыхания; укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки; тренировать координацию движений;

учиться согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Материалы: 3—4 мяча разной формы.

Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После команды «Стоп!» ребенок, у которого мяч, кидает его ведущему — «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, а играющие делают круговые движения руками. Через 2—3 мин они останавливаются. Дети говорят «ш-ш-ш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку дошкольников, чтобы при звуке [ш] губы складывались в трубочку.

Цели: формировать правильное дыхание (глубину и ритм); укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание.

Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. После слов ведущего «Пчела сказала: «Жу, жу, жу»» ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит звук [ж] на вдохе. Вместе с ведущим на вдохе разводит руки и стороны и, расправляя плечи, говорит: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз.

Формы работы по оздоровлению дошкольников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *