какие свойства чарткова говорят о таланте художника
Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет», описание в цитатах
Художник И. Гуганава |
Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Портрет»
Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя, описание в цитатах
«. проходивший мимо молодой художник Чартков.»
«. заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.»
«Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.»
«. должен был выслушать терпеливо бедный живописец.»
«Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.»
«. не имел времени заботиться о своем наряде. «
«. надел свой крепко и сильно заношенный халат.»
«. в своей лачужке на Васильевском острове.»
«. дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.»
«. в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом. «
«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое. «
«Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»
Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:
«. показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду. «
«Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?»
«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.»
«Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет. «
«Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте. «
«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи. «
«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться. одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.»
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их. «
«А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант. напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке. «
«И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем. «
«Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди. «
«Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы. «
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»
«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.»
Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.
Сочинение: Характеристика Чарткова в повести «Портрет» (+ таблица)
Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение о характеристике Чарткова и таблицу с цитатами, подтверждающими его выводы об этом молодом человеке.
В повести Н. В. Гоголя «Портрет» главной темой, безусловно, является искусство. Искусство, с одной стороны, подлинное и живое, оно основывается на таланте художника и его искренней вере в идею. С другой, искусство, к которому обращаются с одним намерением – заработать на прекрасном. Такое творчество пустое и серое. Автор подчеркивает, как оба эти вида искусства влияют на жизнь человека, на примере главного героя – молодого художника, Андрея Петровича Чарткова.
Чартков обладает всеми задатками подающего надежды творца: он талантлив и беден. Чартков по происхождению – обедневший дворянин. У него совсем нет крепостных – лишь один слуга по имени Никита. Чартков живет в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Ему не хватает средств даже для того, чтобы оплатить свой долг за квартиру. Однако решение проблемы вскоре обнаруживается: Чартков находит мешок с червонцами в раме одной картины, которую он приобрел на одном из аукционов за последний оставшийся двугривенный.
С обретением неожиданного богатства у Чарткова появилась возможность рассчитаться за квартиру. Кроме того, он переехал в шикарные апартаменты на Невском, сменил гардероб на куда более вычурный и начал заново строить свою карьеру. У него появились богатые клиенты, которые заказывали у него портреты. Словом, жить Чартков стал припеваючи, разве что изменился он сам. В определенный момент герой вязнет в жизни, которую он сам себе сотворил. Некоторые знакомые отмечают, что раньше Чартков был куда талантливей. Таким образом, мы наблюдаем поразительную метаморфозу. Молодой художник, разбогатев, предал главный принцип искусства – он перестал в него верить и начал творить ради наживы. Тогда талант его и покинул. Чартков утратил свой потенциал. Вместе с тем в нем начала расти зависть по отношению к более удачливым художникам. Чартков озлобился, начал скупать чужие картины, чтобы затем их безжалостно уничтожать. Как выяснилось, портрет, который так неожиданно наделил его богатством, обладал темной силой. Изображенный на полотне старик-ростовщик занимал деньги всем неискушенным, и все они становились отвратительными жадными людьми, либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь самоубийством. Чартков также пострадал от недоброго искушения старика на картине. Он тоже умер, потеряв рассудок.
Таким образом, на протяжении всего повествования мы видим, как менялся Чартков. Из бедного, но талантливого художника он превратился в успешного и популярного мастера. Однако богатство не является синонимом выдающихся способностей. Поддавшись всевозможным соблазнам, Чартков не только лишился своего дарования, но и изменился, как личность. Он стал злобным, завистливым и неприятным человеком, а в конечном итоге сошел с ума. Разум ему отказал и довел до погибели. Жадность и недальновидность довела до могилы подающего надежды молодого художника.
Обзорный анализ произведения
К повести автор относился особенно щепетильно, возвращаясь к работе над ней даже после публикации. Со временем росло писательское мастерство, менялись вкусовые предпочтения и метод работы. Но выводы, сделанные Гоголем в произведении, оставались незыблемыми. Это заставляло его вновь и вновь обращаться к своему вроде бы законченному творению, внося в текст всё новые исправления и добиваясь максимального стилистического совершенства.
История создания
Писатель обратился к идее искушения и нравственного падения художника (не в смысле живописца, а творческой личности вообще) ещё в 1831 году, когда появились первые наброски истории о нищем портретисте, в руки которого попадает внезапное богатство. Работа над повестью велась в течение 1833−1834 годов. Будучи молодым романтиком, Гоголь чрезмерно увлёкся мистической составляющей, излишним многословием и необязательными описаниями (отступление о Коломне). В рамках литературного метода это было оправданно, но уводило читателя от ясного понимания основной идеи, которая терялась в развлекательных элементах.
В таком виде эта «Петербургская повесть» вышла в свет в 1835 году в сборнике «Арабески». Восторженно приветствовавший появление молодого автора в русской литературе Белинский дал этой работе негативную оценку. Он определил «Портрет» как неудачную попытку писателя в фантастическом роде, но также заметил, что даже в падении Гоголь всё равно остаётся талантом необыкновенным. Последняя оговорка заставила писателя переработать произведение на основе принципов фантастического реализма:
Новая версия была напечатана в третьем номере «Современника» за 1842 год.
Построение и сюжет
Композиция повести представляет из себя сочетание двух частей, связанных общим образом мистического ростовщика, в котором угадывается олицетворение дьявольских, искушающих человека сил. В первой части рассказчиком является сам писатель, а во второй речь ведётся от лица сына художника, много лет назад согласившегося написать портрет старика:
Заканчивается повесть исчезновением таинственного портрета. Увлечённые историей художника Б. присутствующие не заметили, как кто-то его украл со стены. Олицетворённое зло продолжило своё существование в мире.
Смысл и художественные особенности
Мистический мотив оживающих портретных изображений в романтизме был разработан достаточно хорошо. Возник даже жанр рассказа о преступных художниках, восходящий к новеллам Э. Т. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери» и «Церковь иезуитов», а полноценное завершение получивший в знаменитом «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. Однако у Гоголя этот мотив служит средством, с помощью которого подчёркивается реализм описания нравственной беззащитности бедного человека перед всевластием золотого тельца.
Согласно мировоззрению автора делается и вывод, что только религия и истинная вера могут спасти душу человека от дьявольского наваждения.
В произведении освещены интереснейшие вопросы насчет отношения к творчеству. Мысль писателя о том, что невозможно одновременно служить практической выгоде и чистому искусству, на примере Чарткова получает литературное воплощение, становится объектом психологической драмы. В то же время Гоголь выступает и против слепого следования реализму, что видно из того, как он описывает судьбу автора портрета. Гоголь утверждает необходимость границ для этого направления. Не всё существующее в жизни может являться предметом художественного изображения.
Образ центрального персонажа
Главный герой первой части Андрей Петрович Чартков, из обедневших дворян, 22 лет от роду, проживал на съёмной квартире в 15 Василеостровской линии. Писатель долго выбирал фамилию (Чертков, Черток, Чарток), остановившись наконец на Чарткове, как не слишком значимой в написании, но вполне соотносимой с «чёртом» при произношении. Ему казалось необходимым подчеркнуть этим фантасмагорию, на которую был обречён его персонаж.
Изложение содержания первой части
Юный художник на распродаже в Щукином (ныне Апраксин) дворе приобретает портрет загадочного ростовщика с необыкновенно реалистично прописанными глазами. Вернувшись домой, он долго разглядывает картину и засыпает. Во сне ему видится, что полотно ожило, старик вышел из рамы, и, усевшись за стол, стал пересчитывать золотые монеты, упакованные в синюю бумагу. Один из таких столбиков случайно упал со стола, и Чартков схватил его.
На следующий день явившиеся к нему хозяин квартиры и квартальный требуют уплаты за месяц, угрожая в противном случае выселить художника. Полицейский неловко поправляет портрет ростовщика и оттуда выпадает синий свёрток с золотом. Первая мысль молодого человека — накупить красок, холстов, бюстиков и погрузиться в работу. Но внутренний голос подсказывает ему, что есть и иной вариант применения капитала.
Чартков снимает новую квартиру, соответствующую своему классу, просит знакомого журналиста сделать рекламу и начинает работать на заказ. Поначалу он пробует творить, ищет оригинальные цветовые и композиционные решения, но настойчивость клиентов и незатейливость их вкусов сводят на нет его устремления. Угадав желания заказчиков, художник стал штамповать бездарные поделки и превратился в преуспевающего и модного портретиста.
Но как-то раз на выставке он увидел картину своего бывшего товарища, исполненную с мастерством и талантом. Прибежав домой, Чартков попробовал создать хоть что-то подобное и увидел, что не может ничего. Его дар пропал. С этих пор герой озлобился на весь мир и, мучимый завистью, стал скупать и уничтожать любое полотно, отмеченное искрой гениальности. Все накопленные миллионы ушли на эту страсть, которая свела его с ума и довела до могилы.
Характеристика образа в цитатах
Юноша учился живописи и обещал вырасти в большого и самобытного творца. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь».
Но все мысли Чарткова занимала крайняя степень бедности, в которой протекало его существование. Денег не было вовсе, свечи кончились, за квартиру заплатить — нечем. Тема бедности звучит в начале повести и в описании внешности героя, и в деталях быта:
Однако при этом всего себя он отдаёт творчеству, готов работать круглые сутки. Последний двугривенный он тратит на покупку живописного полотна, поразившего его мастерством исполнения. Когда речь заходит о том, какие свойства Чарткова говорят о его таланте художника, помимо оценок сотоварищей по цеху, уместно обратить внимание на глубокое понимание им искусства, стремление соответствовать лучшим образцам, переживания по поводу утраты своего дара.
Ступени нравственного падения Чарткова прослеживаются Гоголем с реалистичной достоверностью. Используя открывшуюся возможность, без достаточной подготовленности он решает деньгами заменить труд по совершенствованию мастерства. Затем он потакает низкопробным вкусам своих клиентов, быстро уловив конъюнктуру рынка. Точно по наущению сатаны, чем меньше искусства остаётся в его портретах, тем богаче и значительнее делается он сам.
«…заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными…»
И вместе с ростом значительности приходит убеждение, что деньги решают всё. Теперь действия художника направлены лишь на приобретение богатства. Гибель таланта и образовавшаяся на этом месте пустота в душе объясняют, почему золото сделалось страстью Чарткова. Оно стало:
«…идеалом, страхом, наслажденьем, целью… и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, беспричинным скрягой…»
Но деградация личности была неполной, если бы не проявилась в поступках героя. Внутреннее опустошение пробуждает такие черты характера, как зависть и месть всему одарённому и светлому:
«Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину…, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья».
Этот эпизод раскрывает не только безумие нравственно опустошённого человека, но и является символом власти денег над чистым искусством. Однако писатель искренне убеждён, что, по божьему плану, за всякое злодеяние обязательно наступает расплата:
«…и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия».
Вместо вывода
«Портрет» Гоголя пытается решить концептуальные проблемы творческого процесса и взаимоотношений художник — чернь (даже если она высокопоставленная). Написанная в переходный для автора период, она совмещает в себе черты как романтического метода, так и критического реализма.
Черты последнего особенно ярко проявляются в описании высшего общества Петербурга, которое в повести выступает и жертвой деятельности дьявольских сил (история с князем Р.), и их косвенным пособником. Писатель рисует чрезвычайно занятых представителей света с саркастической насмешкой, двумя-тремя штрихами раскрывая перед читателем пустоту их жизни, поверхностность знаний и увлечение внешними эффектами. Но при этом обладание средствами позволяет им высказывать суждения, от которых зависит жизнь и благосостояние других людей.
Первые клиенты Чарткова, мать и дочь с восковыми от беспрестанных ночных балов лицами, сначала рассыпаются в комплиментах, а затем, демонстрируя полное непонимание прекрасного, принуждают юношу поступиться принципами искусства и продать им свой ученический набросок Психеи, которому он придал некоторое сходство с позировавшей ему девушкой.
Последовавшая за этим череда заказчиков, где каждый военный желал, чтобы у него непременно был Марс в глазах, а всякий чиновник — опираться на книгу с каким-нибудь пошлым, но обязательно нравоучительным высказыванием, создают обобщённый образ духовной пустоты и поклонения ложным идеалам. Гоголь уже в начале творческого пути умел тонко прочувствовать развращающее влияние праздности высшего света, имеющего столько влияния на несформировавшуюся молодежь, и предупредить об опасности следования идеалам этого мира.
Какие свойства чарткова говорят о таланте художника а какие нет
Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату. Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу. Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу. Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.
Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него. Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами. Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым. И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.
Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете. После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды. Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть. Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».
Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству. Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается. Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.
Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.
Вариант 2
В произведении Николая Васильевича Гоголя «Портрет» Андрей Чартков является одним из главных героев. Он принадлежал дворянскому роду, но бедному. Из повести мы узнаем, что Андрею молод, в возрасте примерно двадцати двух лет. Он подает большие надежды в искусстве.
Автор описывает Чарткова, как не следящего за своим внешним видом молодого юношу, вещи его рваные и старые. Причиной тому служат не только его безразличие к своему внешнему виде, а отсутствие денег. Своим смыслом жизни Чартков видит искусство, оно его вдохновляет и заставляет существовать дальше. Он постоянно рисует и совершенствует свое мастерство. Проживает главный герой в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Квартира, в которой живет Андрей не является его собственностью, он ее снимает. Но как было сказано ранее у главного героя нет денег и соответственно платить за жилье ему не чем и долг постоянно увеличивается.
Однажды Чартков спустил все свои последние сбережения на аукционе. Он купил картину, на которой был изображен портрет пожилого мужчины. Придя домой и осмотрев картину, Чартков заметил в глубине рамки мешочек с деньгами. Там оказалась приличная сумма, тысяча золотых монет. Этот день стал переворотом в жизни героя.
Все свои найденные деньги Андрей спустил на хорошие новые вещи, парфюм и новую квартиру. И остаток последних средств тратит на рекламу, что бы о нем узнали.
Вскоре Чартков становится востребованным в искусстве. У него заказывают портреты самые знатные люди города. После чего прибыль героя возрастает, и он буквально купается в деньгах. Андрей становится значимой персоной, его приглашают к себе на обед не мало известные люди, он окружен вниманием прекрасного пола.
Но не все так хорошо, как могло бы казаться. С наступления такого образа жизни Черткова, мастерство ослабевает. Руки уже не те, кисть не так ложится на холст, его картины становятся другими. И между искусством и красивой жизнью Чартков выбирает красивую жизнь, совершенно забыв про то с чего он начинал.
Чартков, увидел талантливые портреты своего друга, разозлился и возненавидел его. Его друг писал картины гораздо лучше самого Чарткова, но Андрей даже ни на мгновение не допустил мысль, что виной тому является его беззаботная гулящая жизнь. В тот момент в голову главного героя пришла мысль. И мысль была такова: скупить все красивые картины по городу. Он был зол и разгневан. Скупая все картины по городу, он приезжал домой и рвал их на мелкие кусочки. То что с ним происходило привело его к смерти.
Зачем автор описывает сны чарткова перед тем как он находит в раме деньги
3.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
Дата | Событие | Произведение |
Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?
3.2. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (из списка для самостоятельной работы)
3.3. Выполнить анализ стихотворений «Дума» и второго стихотворения на выбор (из папки заданий)
4. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Портрет».
4.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»
Дата | Событие | Произведение |
Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?
4.2. Письменно ответить на вопросы:
1) Почему художник, написавший портрет ростовщика, берётся за эту работу? Какие чувства он испытывает? Как вы думаете, искупает ли он свой грех? Обоснуйте свой ответ.
2) Как вы думаете, зачем автор описывает сны Чарткова, перед тем как он находит в раме портрета деньги?
3) Как изменяется жизнь художника после того, как он находит червонцы? А что происходит с его душой?
4.3. Устная беседа с преподавателем по тексту произведения.
Русская литература второй половины XIX века
5.1. Выполнить конспект (папка)
5.2. Устно ответить по материалам конспекта.
6. А.Н. Островский. Сведения из биографии. Драма «Гроза»
6.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»
Дата | Событие | Произведение |
Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?
6.2. Письменно ответить на вопросы:
1) Смысл названия произведения
2) Почему Катерина решается на самоубийство?
6.3. Устная беседа с преподавателем.
6.4. Выучить наизусть монолог Катерины или Кулигина (из списка для самостоятельной работы)
6.5. Выполнить тест по пьесе «Гроза»
7. И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов».
7.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество И.А.Гончарова»
Сочинение Чартков в рассказе Портрет
Герой повести Гоголя «Портрет», Андрей Петрович Чартков был из бедного, но знатного дворянского рода. У него был один единственный слуга по имени Никита. Андрей – это молодой юноша, двадцати двух лет от роду, подающий большие надежды в искусстве.
Андрей не следит за своим внешним видом, одевается в старые, рваные вещи. На самом деле, он не только не заботится о том, как выглядит, но и денег на наряды у молодого человека просто нет. Он художник, постоянно совершенствующий свои навыки в написании картин. Это занятие вдохновляет его и является смыслом его жизни. Андрей снимает комнату в Петербурге на Васильевском острове, платить за нее не чем, долг за жилье постоянно растет. Вечером, чтобы сэкономить, Андрей не зажигает свечу.
В один из дней герой отправился на аукцион, где ему приглянулась картина, за которую он отдал последние свои сбережения. На полотне был нарисован портрет старика. Осмотрев картину, Чертков обнаружил в глубине рамки небольшой мешочек с деньгами. Сумма оказалась немаленькой, тысяча золотых монет. Такая находка навсегда изменила жизнь Андрея.
В первую очередь он отправляется к швейному мастеру за новым костюмом, меняет старую маленькую комнатку, на большую квартиру в центре Петербурга. Он растрачивает свои деньги на новые вещи, покупает парфюм и другие детали туалета.
Чертков на последние деньги, создает себе рекламу, чтобы о нем услышали в городе. Молодой человек честолюбив, он желает только признания, славы и восхищения им как художником. Почти сразу же он становиться востребованным в своем деле, к Андрею приезжают самые знатные люди города для написания их портрета. Молодой человек с головой окунается во всю эту роскошь и купается в деньгах. Его приглашают высокопоставленные лица к себе на обед, он не обделен вниманием женщин, к нему относятся как к важной и значимой персоне.
Но у такой жизни есть и обратная сторона. Чартков, купаясь в богатстве и самолюбии, перестает талантливо писать свои картины, его рука ослабевает, кисть уже так не ложится на холст. Андрею надоедает такое занятие, ему больше по душе ходить на знатные вечера и растрачивать свое внимание и деньги на развлечения.
Однажды Чартков пришел к своему другу и увидел его портреты. Они оказались намного талантливее, чем пишет сам Андрей. Вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и начать заново красиво рисовать, молодой человек разозлился и возненавидел своего приятеля. В порыве безумия, Андрей начал скупать все самые лучшие картины в городе и рвать их на части. Он загнал себя в угол, дошел до белой горячки. Это сумасшествие привело Чаткова к собственной смерти.
ЧАРТКОВ о призвании художника
С помощью одной лишь буквы Гоголь увернулся от слова «чёрт», не допустив его в фамилию молодого простака, которого он скорее презирает, чем жалеет. «Чара» — очарование, приближение к сатане, заигрывание с бесом искусства. Чартков — это суетливый, переполненный желаниями мир, в Чарткове воплощен образ биологически-общественногго человека.
*** Происхождение Чарткова неясно. Провинциал, вроде юного Гоголя, приехавший искать счастья в северной столице. Один из первых разрушителей «чистого» российского искусства. Вирус чартковщины имеет психобиологическую направленность, этиология и патогенез этой болезни расплывчаты. Чаще всего этот недуг поражает молодых людей, мечтающих о быстрых деньгах, а также крупных реалистов, напустивших на себя глянец коммерции. У орденоносных художников особые лица, они похожи на морды старых замшелых рыбин, забронзовевшие лица мелькают на экране телевизора и прочих презентациях. Эти люди, вылепливавшие когда-то образы светлого будущего, они теперь пытаются схватить за хвост символы нового, ускользающего от них века. А новый век не то чтобы очень ждал их, но смотрит на них с чуть узнавающим насмешливым прищуром: а-а-а. вот вы где, вечные шустрые ребята.
*** Реальность псевдостоличного дня серая, как асфальт, с яркими вкраплениями мчащихся мимо призраков-иномарок. Чартковы не в силах осмыслить эту обычную и в то же время фантастичную жизнь Петербурга. Недавняя «социалистическая» реальность, зафиксированная в неких штампах и символах, в свое время также плохо поддавалась их торопливым густым мазкам. Гоголевский Чартков мечтал выразить самого себя и одновременно жаждал успеха в обществе. Чартковы дробят картину на плоские бесформенные куски — что-то вроде натюрморта с сырым мясом.
Тем не менее этот гоголевский Чартков, все же к чему-то стремился. Не только к успеху в обществе — поначалу этот юноша желал выразить в искусстве самого себя. Результат такого шизофренического раздвоения вылился в драму коммерческого, т.е. «успешного» художника. Блеск мишурного, освященного многосмысленной «пользой» (прежде всего материальной) искусства, застит глаза как самим творцам, так и их поклонникам, теперь их называют «потребителями искусства».
*** Чартковы, независимо от рода их художества, по сути устроения своей психологии не могут писать в «стол». У них мало завершенных, идеально отточенных творений. Еще труднее творить в иррациональном, словно бы не существующем Петербурге, где дыхание различных «человеков»создает фантастическую туманную атмосферу. В таком словно бы не существующем городе весь прочий мир кажется провинцией. И совершенно не думается о том, что где-то рядом, под боком, существует сама по себе окраинная Европа.
*** По натуре своей Чартковы не бунтари, но весь стиль их жизни, трагизм судеб, являются навозной почвой для оправдания революций и возрастания всяческих «измов». Такие творцы вольно или невольно взрыхляют души людей, на смену «новаторам», показавшим что-то «иное», некие «новые горизонты», приходят Бакунины и Нечаевы, они засевают души людей семенами бунта, красный цвет становится доминирующим в предреволюционном пейзаже.
*** В художественной лавочке, описанной Гоголем, читатель видит лица, подобные тем, которые до сих пор мелькают на экранах телевизоров: «портрет Хозрева-Мизры в барашковой шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах и с кривыми носами». Теснится, пенится свинцовое коловращение веков. Телекамеры подражая кисти старых мастеров, вырисовывают раздутые носы вождей различных партий, чиновников того или иного уровня. Таково свойство телекамеры, продолжающей традиции гоголевской объективности. Камера показывает объект во всей его сверправдивой фантастичности, подчеркивает завуалированность чиновных публичных монологов.
*** Потомки лакеев, рассматривающих картины в «красных тонах», в ближайшем будущем родят мечту о коммунизме, который, к удивлению самих же лакеев, по смыслу своему окажется ничем иным, как ненавистным для них трудом — жестоким и бесконечным.
*** Телевизор показал нового универсального персонажа — а именно Зло с большой буквы, Зло, вбирающее в себя все немыслимые краски экрана. Мощь красных мужских бицепсов, красота обнаженных молодых женщин, блеск стали, бесконечно свирепые взгляды, алая текучесть киношной крови — всё это завораживает миллионы зрителей. Тут уж не до простой картинки на тему «Зима с белыми деревьями».
*** Чартков поначалу посмеивается над тогдашним «массовым искусством». Картины, выставленные в лавочке, кажутся ему «уродливыми». Он с насмешкой упоминает о «Ерусланах и Лазаревичах», о «Фоме и Ереме». Унижением искусства называет он «фламандских мужиков», «красные и голубые» пейзажи. Он — творец одиночка, как и полагалось в старое, не испорченное коммерческим искусством. Рука истинного творца пишет сама, без внутреннего побуждения. В пальцах таится самостоятельное, не подвластное сердцу напряжение, автономный стиль, полумеханическая дикая мысль.
*** Если тайна искусства творцу не поддается, на помощь приходит самопишущая рука. Она, действительно, пишет сама, без внутреннего побуждения автора — так уж наработана! В скрюченных пальцах, судорожно сжимающих кисть или авторучку, таится самостоятельное, не подвластное уму и сердцу напряжение, автономный заостренный стиль, полумеханическая дикая мысль. Рука сама ловит образы ускользающего мира. Талант Чарткова переходит именно «в руку», в ремесло удовлетворительного качества. Тут уж и до «академического звания» рукой подать. Всякий суетливый художник, работающий одной только «привычной замашкой», вынужден платить отступные искусству. Какой конкретно «монетой» — решают обстоятельства. Чаще всего художник расплачивается гибелью души, лишь бы о н о — истинное, глубинное, терзающее его изнутри хотя бы на время от него отвязалось, отстало, не беспокоило совесть, давая автору возможность заработать деньжат и славы. Часто художник верит, что скоро наступит долгожданное время, когда он, гений, достанет из чулана пожелтевшие незавершенные холсты…
*** Отрицательное искусство, как радиация, излучает невидимые смертельные лучи, повреждая внутреннюю суть как творца, так и зрителя. Разглядывая портрет ростовщика, Чартков ощущает «странно-неприятное» чувство. Глаза на портрете сверхнатуральные, будто «вырезанные из живого человека». На портрете «странная живость, которой бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». И «свет месяца, несущий с собой бред мечты». Что-то вроде фильма ужасов, хотя современные фильмы ужасов вызывают порой лишь усмешку, когда мы догадываемся, как технически там всё устроено.
*** Взгляд сверхреалистичного портрета тотален, он проникает не только сквозь холстину, которой его завесил Чартков, он устремлен прямо в будущее, к полному своему торжеству.
*** Реклама в «ходячей» газете по возвышенности слога нисколько не уступит нынешним «раскруткам» молодых талантов. Юный Чартков не почувствовал перебора в эпитетах, а тем более глубоко скрытой иронии в тексте объявления, и прочел его «с тайным удовольствием». Творчество «нового» Чарткова вполне достойно этой рекламы. Рука его машинально совершает пробные «грациозные» замашки кистью, сам он почти мгновенно перевоплощается в «мусьё Чарткова». «Мусьё» у Гоголя, конечно, выше «человека», т.е. просто слуги. Но «мусьё» — это еще не «господин», а что-то вроде гувернера.
*** Дама-заказчица, посетившая Чарткова, не лишена понятия об искусстве. Не зря она обегала с лорнетом все художественные галереи Италии. Знает даже какого-то «мсьё Ноля», восхищается его картинами. Требует от живописца Чарткова «простоты, простоты чтобы было больше». Такая знатная реалистка!
*** Восхищаясь портретами мужичков на фоне пасущихся стад, аристократия интуитивно пыталась быть «ближе к народу», чтобы подобными художественными заклинаниями отдалить зарождающийся народный бунт. Но природа алчности такова, что никто не думает о предстоящем возмездии, стараясь отдалить его всеми средствами, том числе и с помощью искусства. Плюс свечка в храме, чтобы Господь спас наш несчастный народ.
*** Бдительная мамаша-цензор не позволила изобразить прыщик на портрете семнадцатилетней дочери. Она же не разрешила «тронуть немножечко желтенькой краской». Никому не удавалось совместить заказную работу с высоким искусством. Картины старых гениев, обслуживавших вельмож, несут в тенях своих черную печать Чарткова.
*** Более всего аристократы, генсеки, вожди страшатся полного сходства с оригиналом. Зеркальное волшебство искусства повергает их в ужас, они требуют, чтобы было «хорошо и скоро», а также одного лишь «общего выраженья» своего лица. Поденщик и ремесленник Чартков становится модным «во всех отношениях» живописцем. Антиискусство — вынужденная маска художника. Компьютер, хранящий множество информационных образов — еще один вид виртуальной чартковщины, новый способ отражения предметов окружающего мира. Благодаря искусным приемам чартковщины разнообразные химеры и фантомы наворачиваются на условное «веретено» психики зрителя. Чартковы полагают, что своим псевдоискусством могут подчинить изобразительный хаос, который, в свою очередь, щедро дарит художникам-«новаторам» куски своего бесформенного жирного тела. Настоящие же картины молчат, путь к холсту спрятан во мраке желаний современных потребителей искусств.
*** В лучший, вернее в самый удачный период своей жизни, «мусьё» Чартков напоминает Хлестакова, мечты которого частично реализовались. Он толстеет, становится «почетным и заслуженным» академиком. Его рассуждения напоминают изречения советских мэтров искусства на тему «талант — это труд». Ему внимают молодые, пока еще незачартковевшие художники.
*** Вторая часть «Портрета» имеет к первой примерно такое же отношение, как второй недописанный том «Мертвых душ» к первому. Повесть о художнике приобретает еще более мистический оттенок. Вторая часть — почти сплошное поучение и разъяснение, причем в самых выспренних фразах. Притча следует за притчей, трагедия за трагедией. Подробно описывается кусок полуЕвропы-полуАзии, запечатлевшийся в одном из тогдашних микрорайонов Петербурга под названием «Коломна». Чартков здесь даже не упоминается, однако душа несчастного художника незримо парит над скромными полукрестьянскими домишками пригорода.
*** Вторая часть «Портрета» — тот же сюжет, только в другом времени. Чартков, наверное, еще к тому времени не родился, а таинственный и ужасный портрет уже пишется именно здесь, в «Коломне», где XIX век, по словам Гоголя, приобретает «скучную физиономию банкира», в современном понятии – кредитора, дающего деньги под огромные проценты. Здесь же появляются «новые русские» в виде купцов в «синих немецких сюртуках». Купцы и банкиры пока еще скромно смотрятся на фоне прежней аристократии. Но они уже осознают силу своего капитала, и смело перебивают цены дворянам во время аукционов. «Синие сюртуки» — костяк будущей капиталистической России, предки Мамонтовых и Морозовых, а затем и «малиновых пиджаков» в криминальные 90-е годы 20-го века.
*** Притча о молодом вельможе, покровителе искусств. Разорившись на меценатстве, он превращается в деспота и гонителя талантов. А тут как на грех французская революция подоспела. И таким плохим вдруг сделался этот юный вельможа, что даже царица осерчала. Образ Екатерины II воссоздан с пародийным тщанием: «Великодушная государыня ужаснулась и, полная благородства души, украшающего венценосцев, произнесла слова… глубокий смысл их запечатлелся в сердцах многих. Государыня заметила, что не под монархическим правлением угнетаются высокие благородные движенья души, не там презираются и преследуются творенья ума, поэзии и художеств; что напротив, одни монархи бывали их покровителями; что Шекспиры, Мольеры процветали под их великодушной защитой, между тем как Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества государей и государств, а не во время безобразных политических явлений и терроризмов республиканских… Словом, государыня, произнесшая сии слова, была в ату минуту божественно прекрасна… Старики не могли об этом говорить без слез».
Екатерина II таким образом делает глубокое различие между поэтами-художниками, «низводящими в душу человека мир и прекрасную тишину» и диссидентами, сеющими волнение и ропот. Гоголь, в отличие от декабристов и народовольцев, не ощущает ненависти к царям.
*** По сценарию индийского кинофильма развивается сюжет о влюбленных князе Р. и красавице-аристократке. Виной их гибели также стали взятые взаймы деньги. Кстати, сам ростовщик Петромихали, также несет убытки, должники его, как в сказке, умирают один за другим. Гибнут или терпят «ужасные» мучения все, кто имеет дело с этим кредитором. Яркая аллегория на тему «Деньги губят человека».
*** Монолог отца художника Б. навевает тоску своей банальностью и внешнерелигиозной пустотой. Речь идет о вреде сверхреализма, которым злоупотребил пожилой мастер, отец художника Б. Стремление «быть верным природе» оборачивается отвращением к искусству.
*** 20-й век породил многие идейные метания: от мечты о коммунизме к буржуазному либерализму на грани столетий. В конце своего существования век железным способом постарался показать, что деньги — главное в жизни человека. Гоголь своим «Портретом» из глубины своей истории пытается доказать обратное. Все будущие Чартковы должны заранее знать уготованную им судьбу.
«Но есть минуты, тёмные минуты…».
Портрет Чарткова
В образе Чарткова автор старался показать собирательный образ человека, который сочетал в себе как несомненные таланты, присущие его личности, так и другие качества, которые раскрывали в нем простого человека с вредными привычками и обычными пороками. В повести рассказывается про путь, который прошел художник. Вначале он стремился достичь высот в своем ремесле, и успешно продвигался по своей карьерной лестнице. Однако, вскоре, он духовно пал, и проиграл борьбу самому себе. В гениальном произведении «Портрет» автор показал загадочную историю с элементами мистики, которая случилась с данными персонажами.
В образе молодого начинающего художника автор вложил образ человека, который стремился улучшить свою творческую деятельность посредством того, что он хотел овладеть своим мастерством сполна, и его не пугало его бедное существование, или голод. Он видел то, что он предназначен для этого дела. Художник был весьма добрым и амбициозным молодым человеком, который стремился стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, ему катастрофически не хватало денежных средств на достойное существование. Как-то раз, на свои последние деньги, он покупает портрет, который делает его по-настоящему богатым человеком. Однако, он не сумел распорядиться данным богатством правильно и рационально. Деньги вскружили голову юноше, и он забыл о своих целях и мечтах.
Герой становится весьма ленивым и безответственным человеком, который не стремится более стать профессионалом. Он стремится посещать модные и роскошные вечера, где считает, что его уважают за его творчество. Однако, это не явилось истиной. Ведь признают молодого человека исключительно за то, что он мгновенно разбогател. В конце произведения, он понимает, что он не только не может развиваться как профессионал, но и утратил былые навыки, так как не практиковался на протяжении длительного периода времени. Стоит сказать, что он прекрасно понял и принял тот факт, что когда-то поставленные цели, на сегодняшний день стали недостижимыми только из-за того, что на протяжении последнего времени, он вел праздную и сытую жизнь, которая отдаляла его от истинных целей и задач. Вначале читатель может испытать сочувствие к данному персонажу. Ведь он ставил себе цели и задачи, которые стремился решать посредством того, чтобы совершенствовать свои навыки. Однако, у него не было денег на это. И, когда они появились, он превратился в алчного и высокомерного человека, который растратил свои силы в неправильных делах.