какие свойства характерны для древнерусской литературы
Древнерусская литература
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
Древнерусская художественная литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Древнерусская художественная литература
Художественная литература как явление зародилась очень давно, а свое распространение получила с развитием письменности. Первым известным литературным произведение является «Повесть временных лет», написанная почти десять веков назад. Однако, литература существовала еще до развития письменности. Это была так называемая древнерусская литература. Она была выражена преимущественно мифами, а также фольклором. Люди того времени не понимали значения многих вещей, поэтому возникали мифические персонажи, например, духи, домовые, банники. Все это нашло отражение и в более поздней литературе, однако, уже в виде сказок и мифов.
Жанры и произведения древнерусской литературы по-своему уникальны. Вопреки всему передаваясь из уст в уста, они смогли сохраниться и выжить вплоть до наших дней. Фольклорное творчество (или русское народное) процветало на Руси всегда. К жанрам древнерусского народного творчества можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, в вышеприведенных жанрах заключалась уникальность древнерусской литературы как явления. Также все это определяло ее самобытное развитие, что не могло не сказаться на художественной литературе в дальнейшем.
Жанровая уникальность древнерусской художественной литературы во многом помогла историкам разобраться в славянской мифологии и в славянском образе жизни. Сейчас об этой части русской художественной литературы известно очень мало, поскольку письменности и алфавита тогда не было. Все передавалось из уст в уста, что не могло не исказить смысл сказанного. Поэтому древнерусская художественная литература столь обособлена от остальной и не подчиняется никаким правилам.
Особенности древнерусской художественной литературы
Древнерусская художественная литература обладала своими характерными особенностями. Первой ее особенностью было, как уже говорилось выше, отсутствие каких-либо письменных форм. Она была устным народным творчеством. Возможно, это и есть основная причина того, почему сейчас об этом этапе русской литературы так мало известно.
Второй особенностью древнерусской художественной литературы является ее тесная связь с верованиями славян. В каждом, без исключения, жанре присутствует какая-то часть мистики, мифов. Все это делает древнерусскую литературу особенной.
Третьей особенностью древнерусской художественной литературы является ее род: ее нельзя назвать ни прозой, ни поэзией – древнерусская художественная литература это середина между ними. Так, взять, например, любую сказку – читается сказка нараспев, медленно, но если представить ее в виде текста, то она будет прозой.
Итак, мы разобрались в характерных особенностях древнерусской художественной литературы. Значение древнерусской художественной литературы заключается в следующем:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что древнерусская литература имеет очень большое значение для современных ученых-историков и просто для современного человека. Древнерусская литература – это достояние нашего народа, наша культурная и историческая ценность. Именно от истоков древнерусской художественной литературы произошла современная. Так, мы должны помнить и ценить литературу Древней Руси.
Особенности литературы Древней Руси
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности литературы Древней Руси
Характерные черты древнерусской литературы
Литература непрестанно развивается. Расширяется и обогащается арсенал художественных приемов. Каждый писатель в своем творчестве опирается на опыт и достижения своих предшественников. Однако не в этом «неумении» кроется причина тех особенностей манеры повествования, которая дает о себе знать в произведениях литературы Древней Руси.
Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность и литературу. Древнерусские книжники оказались перед лицом сложнейшей задачи: нужно было в возможно кратчайший срок обеспечить создаваемые на Руси церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами, нужно было ознакомить новообращенных христиан с христианской догматикой, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: и с историей Вселенной, народов и государств, и с историей церкви, и, наконец, с историей жизни христианских подвижников. Словом, нужно было незамедлительно создавать литературу, посвященную сложнейшим мировоззренческим вопросам. Книги, привезенные из Болгарии, не могли обеспечить все эти разносторонние потребности молодого христианского государства, и, следовательно, нужно было переводить, переписывать, размножать произведения христианской литературы. Вся энергия, все силы, все время древнерусских книжников на первых порах были поглощены выполнением этих первоочередных задач. Процесс письма был длительным, материал письма (пергамен) дорогим, и это не только делало каждый книжный фолиант трудоемким, но и придавало ему особый ореол ценности и значительности. Литература воспринималась как нечто очень важное, серьезное, предназначенное обслуживать наиболее высокие духовные потребности.
Об истории мира рассказывали хроники и хронографы, об истории Руси — летописи, об отдельных важнейших событиях русской и мировой истории — повести (обычно включавшиеся в состав тех же летописей или хронографов).
Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, то есть христианских подвижников, либо прославившихся своим благочестием и аскетизмом, либо погибших за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и «словами». Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках.
Проблемно-тематическое своеобразие древнерусской публицистики
Изучением проблемно-тематического своеобразия публицистики Древней Руси занималась лингвист С.М. Нарожняя. В ряде своих статей она изложила результаты изучения многих произведений древнерусской и старорусской публицистики (XII-XVI вв.), позволивших определить наличие общих проблем, тем, образов. С.М. Нарожняя в ходе своих исследований установила, что отражение ключевых тем и образов древнерусской публицистики меняется в соответствии с изменениями исторической ситуации. Она показала, что выявленный проблемно-тематический спектр обеспечивает преемственность русской публицистики «раннего» периода ее истории, что составляющие проблемно тематической и образной системы древне- и старорусской публицистики взаимосвязаны.
История социума, его культуры и общественных движений неразрывна с развитием литературы и публицистики – политической, философской, религиозной, морально-этической. Зарождение и становление русской публицистики связано с рядом древнерусских текстов – «Словом о Законе и Благодати» Илариона (XI в.), «Словами» Кирилла Туровского (XII в.), Серапиона Владимирского (XIII в.), повестями Куликовского цикла (2-я пол. XIV – нач. XV вв.) и др., а также с произведениями многочисленных авторов старорусского периода (XV-XVI вв.). Посвящая свои сочинения важнейшим вопросам современной им жизни, осмысливая опыт прошлого и пытаясь предсказать будущее своей страны, известные и неизвестные сегодня авторы обозначили в этих памятниках ряд ключевых тем и вопросов, которые составили своеобразие русской публицистики донационального периода.
Тема сильной княжеской (царской) власти сопряжена в древне- и старорусской публицистике с разработкой образа идеального правителя. Так, Даниил Заточник (XII в.) восхваляет, даже чрезмерно, сильную княжескую власть. Особенно ярко, проблемно тема сильной верховной власти раскрывается в сочинениях публицистов XVI в. – И. Пересветова, И. Грозного, А. Курбского и др. Так, в Пересветовском комплексе изложена целая система взглядов публициста, отражающая его представления об идеальном правителе христианского государства – самодержце, философе и мудреце, храбром военачальнике, способном прислушиваться к советам, учитывать исторический опыт и править «грозно», но на основе «правды» и т.д..
Особое место в древне- и старорусской публицистике занимает тема взаимоотношений светской и духовной власти, места и роль монашества, их позиция в политических вопросах. Так, «Притча о душе и теле» Кирилла Туровского (XII в.) имеет не просто злободневный, но даже памфлетный смысл.
Церковная полемика рубежа XV – XVI вв. также демонстрирует проникновение гуманистических идей в русскую публицистику. Отношение к еритикам — одна из тем полемики между представителями «иосифлян» и «нестяжателей». Важное место в древне- и старорусской публицистике занимает тема ума (мудрости).
Список использованной литературы
Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси. — ТОДРЛ. Л., 1972, т. XXVII
Древнерусская книжность XI—XIV веков: Каталог памятников // ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004. С. 3—45; ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006
Книжность Древней Руси: шаг за шагом к ее познанию / Ладога и истоки Российской государственности и культуры.: [Материалы конференции в Старой Ладоге 30 июня — 2 июля]. СПб., 2003
Лихачев Д. С. Своеобразие древнерусской литературы. — В кн.: Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971, с. 108
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973, гл. 3
Сочинения И. Пересветова / Подготовил текст А.А.. Зимин. Под ред. Д.С. Лихачева. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 123-184
1 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971, с. 108
2 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971, с. 108
4 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973, гл. 3