какие святыни есть в нижнем новгороде
Нижегородская область
Содержание
Православие в Нижегородской области [ править ]
Нижегородская епархия существует с 1672 года, учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. В конце XVIII века была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 года стал именоваться Нижегородский и Арзамасский. В 1866 году было учреждено Балахнинское викариатство.
Количество клириков и монашествующих:
белое духовенство — 300, в том числе: пресвитеров — 260, диаконов — 40.
монашествующих — 33, в том числе: пресвитеров — 26, диаконов — 7.
Населённые пункты [ править ]
Святыни Нижегородской области [ править ]
НИЖНИЙ НОВГОРОД. Благовещенский собор: «Корсунская» икона Божией Матери. Спасо-Преображенский храм в Слободе-Печеры: мощи преп. Иоасафа Нижегородского (XVI в.).
ДИВЕЕВО. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: мощи преп. Серафим Саровский, Александра, Марфа и Елена Дивеевские, блаж. Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские, преп. исп. Матрона Дивеевская; иконы Божией Матери «Серафимово-Умиление» и «Казанская»; святые источники.
САРОВ. Часовня в бывшем Саровском монастыре: мощи преп. Марк Молчальник и место первоначального погребения преп. Серафима.
С. СУВОРОВО, Дивеевского района. Успенский храм: мощи мц. Евдокия, Дария, Дария и Мария Пузовские (ХХ в.).
АРЗАМАС. Воскресенский собор: чудотворный «Воскресенский» крест. Арзамасский Никольский женский монастырь: икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих».
БОР. Успенский храм: «Казанская» икона Божией Матери.
П. МАКАРЬЕВО, Лысковского района: Свято-Троицкий преп. Макария Желтоводского женский монастырь: мощи преп. Макарий Унженский (Желтоводский) (XV в.) (часть мощей), икона преп. Макария.
С. ОРАНКИ, Богородского района (ж. д. ст. 296-ой км.). Оранский Богородицкий монастырь: «Оранская-Владимирская» икона Божией Матери.
ВЫКСА. Иверский Выксунский женский монастырь: «Выксунская-Иверская» икона Божией Матери.
С. БОРТСУРМАНЫ, Пильненского района. Успенский храм: мощи прав. Алексий Бортсурманский (XIX в.).
Монастыри Нижегородской области [ править ]
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь [ править ]
Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
Адрес: 607320, Нижегородская область, с. Дивеево, ул. Советская;
Телефон: (83134) 4-26-90 (настоятельница), 3-00-15 (канцелярия), 3-00-11 (факс);
Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь [ править ]
Пустынь в честь мучеников Флора и Лавра возникла в 1650-е гг. в глухом бору над р. Лух к северу от Гороховца. В 1677 г. царь Феодор Михайлович присутствовал здесь при закладке Успенского собора. Все здания монастыря Гороховца возведены в 1677-1713 гг. В 1713 г. в обители постригся Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I.
В 1918 г. монастырь заняли вооруженные коммунары. Во время воскресных и праздничных богослужений коммунары обязательно стреляли, часто – в кресты храмов. Братское кладбище было обращено в загон для лошадей. В 1923 г. монастырь закрыли.
Сейчас монастырь Гороховца действует. Восстановлены: надвратная церковь Петра и Павла, теплая церковь Троицы Живоначальной с примыкающей братской трапезной кельей, 49-метровая колокольня с вновь отлитыми колоколами; настоятельский корпус, казначейский корпус. Идет активное восстановление пятиглавого Собора Успения Пресвятой Богородицы (1691) рухольного корпуса.
Адрес: Нижегородская область, Володарский район, с. Фролищи. Тел.: (83136) 6-62-34.
Вознесенский Печерский мужской монастырь [ править ]
Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.
Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».
Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108;
Телефон: (831) 436-17-15, 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии);
Храмы Нижегородской области [ править ]
Спасо-Преображенский собор (Нижний Новгород) [ править ]
Спасо-Преображенский собор — православный храм в Сормовском районе Нижнего Новгорода на улице Щербакова. Собор был построен как дополнительный к уже построенной ранее церкви Александра Невского.
Храм был рассчитан на 2000 прихожан, вместе с хорами — на 2250 человек. Но потом решено было расширить церковь, устроив дополнительный престол в подцерковье. В консисторию были представлены и новые планы-проекты Петра Малиновского. Обоснование ок
Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Щербакова, 11
Телефон: 270-47-99, 270-47-95т/ф, 270-47-97
Вознесенский собор (Павлово) [ править ]
Датой постройки Вознесенской церкви города (ранее – села) Павлово Нижегородской области (ранее – губернии) считается 1785 г. на средства крестьянина села Павлово П.А.Варыпаева. Главный престол был установлен в честь Вознесения Господня, в трапезной части храма: правый престол в честь Успения Богородицы, левый – во имя святых мучеников Флора и Лавра. Церковь отличалась своим благолепием.
Богослужения в храме прекратились в 1933 г. Потом в здании церкви размещались различные городские организации.
Возобновлены службы были 8 октября 1989 г. С 1989 г. по 2003 г. настоятелем Вознесенской церкви был протоиерей Александр Калев (ныне покойный), который внес большой вклад в дело возрождения приходской жизни и благоустройства храма.
При Вознесенской церкви с 1993 г. действует воскресная школа, с 1994 г.- церковная библиотека.
Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Павлово, ул. Чапаева, д. 1а
Воскресенский собор (Арзамас) [ править ]
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.
Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.
В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти Предстоятеля Русской Православной Церкви уроженца Арзамаса Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.
Адрес: Россия, Нижегородская область, Арзамас, Соборная площадь, 19
Телефоны: (83147) 9-43-46 (канцелярия благочиния), 9-44-93 (бухгалтерия)
Где остановиться [ править ]
Паломнический центр при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре [ править ]
Центр принимает приезжающих в монастырь паломников, расселяет их, выдает талоны на бесплатное питание, проводит экскурсии по монастырю, организует паломнические поездки к святым источникам, в скиты монастыря и по святым местам Нижегородской и соседних епархий.
Центр включает в себя 10 гостиниц. Паломники могут приезжать группами и по одиночке, но необходимо заранее сообщить в центр о своем приезде. При себе желательно иметь документы, удостоверяющие личность.
Примерно половина паломников проживает в монастырских гостиницах бесплатно. Для этого необходимо получить благословение матушки игумении или благочинной.
Экскурсии по монастырю для священнослужителей, монашествующих, военнослужащих, инвалидов, воспитанников детских домов и православных приютов, учащихся православных учебных заведений проводятся бесплатно. Инвалидам предоставляются бесплатные поездки на источники.
Кроме того, до 700 человек в год получают возможность бесплатно совершить поездку на монастырском автобусе до ж/д вокзала г. Арзамас.
Время работы центра: ежедневно с 8 до 20 часов.
Адрес: Россия, Нижегородская область, с. Дивеево
20 главных монастырей Нижегородской области
На территории Нижегородской области до революции существовало множество православных объектов. Эти земли славились своими религиозными традициями, почитаемые святые и специалисты по иконописи были выходцами из этих мест. В отличие от некоторых других регионов, здесь не удалось сохранить функционирующим ни один монастырь с приходом к власти большевиков.
Отстраивать и восстанавливать монастыри стали с 90-х годов. Например, Дивеевский смог достичь прежнего уровня развития и очень популярен у паломников. Также обрела вторую жизнь самый старый монастырь области – Благовещенский. На карте появляются и новые объекты, вроде Покровской обители.
Действующие монастыри Нижегородской области
Самые известные мужские и женские обители. Святые места, список, фото с названиями и описанием!
Дивеевский монастырь
Основан в 80-е годы XVIII века в одноименном селе. Святые источники поблизости облагорожены, построены купальни. Среди реликвий имеется ковчег с частицами мощей святых из Глинской пустыни. Из икон наиболее почитаемая – Икона Божией Матери «Умиление». Перед ней скончался Серафим Саровский. Он много сделал для женского монастыря. Ему являлась Богородица, после чего здесь вырыли Святую канавку.
Адрес: с. Дивеево, ул. Советская, 11
Спасо-Преображенский монастырь
Точная дата основания неизвестна, но ориентировочно монастырь появился в середине XVI века. Находится в городе Арзамас. Обитель была закрыта с 1927 по 2006 год. За это время внутри успели организовать общежитие, склад и сберкассу. После восстановления и первой Рождественской литургии службы стали проходить постоянно, был назначен наместник. Подворье – часовня в честь Спаса Нерукотворного.
Адрес: г. Арзамас, ул. Красной Милиции, 2
Благовещенский монастырь
Самый старый монастырь Нижнего Новгорода ведёт свою историю с 1221 года. Стоит на берегу Оки. В советские годы в зданиях закрытой мужской обители располагался планетарий. Возрождение монастыря началось в 1993 году с открытия в его стенах духовного училища. В одном из храмов монастыря установлен фарфоровый иконостас. На территории комплекса торжественно открыт в 2013 году бюст императору Александру III.
Адрес: пер. Мельничный, 8
Желтоводский Макариев монастырь
Женский монастырь основан в 1433 году в одноименном посёлке. Располагается на берегу Волги. К моменту закрытия в 1917 году здесь проживало около 300 монахинь. Последовательно в обители находились детский дом, госпиталь, стойла для животных и склад. В 1991 году монастырь возвращён РПЦ. Восстановлены собор, надвратная церковь и 4 храма. Крепостные стены с башнями образуют практически ровный квадрат.
Адрес: посёлок Макарьево, ул. Набережная, 1
Оранский Богородицкий монастырь
Монастырь находится в одноименном селе с 1634 года. В его основе лежит обретение Оранской иконы Божией Матери. Закрыт в 1920 году, ранее монахов расстреляли. Во время и после войны на территории обители работал лагерь для пленных офицеров. Хотя возрождение монастыря стартовало в 1993 году, ремонтировали и освящали здания поэтапно вплоть до 2016 года. Некоторые постройки пришлось возводить с нуля.
Адрес: с. Оранки, ул. Почтовая, 2
Печерский Вознесенский монастырь
Основан монастырь в первой половине XIV века в Нижнем Новгороде. Некоторое время мужская обитель была духовным центром всего княжества. С 1924 по 1994 год здесь находились общежитие, кинотеатр и мастерская. Восстановление шло медленно: за 10 лет успели отстроить не все здания, братия насчитывала всего 14 человек. В местных храмах хранятся несколько ценных икон, в том числе и подаренные патриархом Кириллом.
Адрес: г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108
Саровская пустынь
Мужскую обитель основали в одноименном городе в начале XVIII века. Ранее Саров относился к Тамбовской губернии, теперь – к Нижегородской области. Среди насельников был и Серафим Саровский. С приходом к власти большевиков пустынь закрыли и многократно меняли её назначение. Православный приход после долгого перерыва появился тут только в 1990 году. Сам монастырь открыли в 2006 году. Один из храмов освящал патриарх Алексий II.
Адрес: г. Саров, проспект Мира, 38
Флорищева пустынь
Стоит на холме около реки Лух с 1651 года. Мужской монастырь постоянно достраивался: например, гораздо позднее тут появилась больница и небольшая богадельня. В 1923 году здания были частично разрушены. Земли вернули РПЦ в 90-х годах, а монастырь стали восстанавливать уже в XXI веке. В оформлении храмов пустыни использовались стиль и мотивы, свойственные византийским мастерам XII столетия.
Адрес: пос. Фролищи, ул. Нагорная, 3
Феодоровский монастырь
Датой основания мужского монастыря в Городце считается XIII век. Начало ему положило обретение одноименной иконы. Обитель упраздняли в XVII веке, а потом открыли вновь. Она просуществовала до 1927 года. Второе восстановление пришлось на нулевые. Соборный храм отстроили в 2009 году в первоначальном виде. Главная святыня – список Феодоровской иконы Божией Матери. Примечателен и четырёхъярусный фаянсовый иконостас.
Адрес: г. Городец, Пролетарская площадь, 34 Б
Амвросиев Николаевский Дудин монастырь
Мужской монастырь расположен в Богородском районе на правом берегу Оки. Впервые упомянут в летописях в 1408 году. Ликвидирована обитель сразу после революции. Восстановление пришлось на начало нулевых. На территории монастыря установлен самый большой в области поклонный крест. Его высота – около 9 метров, а вес – 2 тонны. К монастырю ведут специальная лестница и грунтовая дорога. А из горы рядом бьют святые источники.
Адрес: д. Тетерюгино
Высоковский Успенский монастырь
Мужская обитель основывалась в 1784 году, как старообрядческий скит. Спустя 15 лет он стал единоверческим. Статус монастыря получен в 1920 году, но уже в 1929 обитель закрыли. Монастырь примечателен своим сохранившимся архитектурным ансамблем в стиле классицизм. Основные строения: пятиглавый Успенский собор, «падающая» колокольня со смотровой площадкой, жилые корпуса. Полномасштабное восстановление началось в 1996 году.
Адрес: выселок Успенский, 19
Крестовоздвиженский монастырь
Женский монастырь появился на картах с 70-х годов XIV века. Как и остальные обители области, упразднён после революции. Синод принял решение о его возрождении в 2004 году. При этом собор обители восстановили раньше. Святыни – два особых креста. Первый с частицей Животворящего Креста Господня, второй расписан в Троице-Сергиевой Лавре и имеет высоту 4,5 метра. При монастыре работает приходская школа и медпункт.
Адрес: г. Нижний Новгород, Окский съезд, 2 Б
Покровский монастырь
Первый монастырь области, основанный после революции. Находится в селе Лукино с 2000 года. Первой настоятельницей стала игуменья Варвара, стоявшая у истоков женской обители. На время крестных ходов из храма выносится Оранская икона Божией Матери. Главный храм отделан скромно. Планируется расширение территории монастыря. Важная святыня – мощевик с частицами мощей более тридцати угодников.
Адрес: с. Лукиноул, ул. Улыбышева, 10 А
Выксунский Иверский монастырь
Женский монастырь основан в 1864 году в одноименном городе. К моменту ликвидации в 1919 году обитель была одной из самых больших в регионе. Взорвали не только собор, но и верхние ярусы колокольни. При этом в пещерных кельях погибли монахини. В 1991 году принялись за восстановление монастыря. Чудом был сохранён список Иверской иконы Божией Матери, который возвратили на законное место.
Адрес: г. Выкса, ул. Краснофлотская, 58
Маровский Крестовоздвиженский монастырь
Обитель находится в Спасском районе. Точной даты основания нет, ориентировочно монастырь появился в XVII веке. Несколько раз разорялся и разрушался. Полностью закрыт в 1927 году. Поскольку от монастыря не осталось ничего, кроме фундамента крепостной стены, то отстраивать его в 2008 году пришлось с нуля. Под нужды братии выдели участок почти в 72 тысячи м². Хотя службы в главном храме уже идут, работы ещё не закончены.
Адрес: г. Нижний Новгород, Окский съезд, 2 Б
Островоезерский монастырь
Впервые этот женский монастырь упоминается в 1580 году. Возведён на острове Ворсменского озера. Упразднён в 1930-х годах, островное расположение не спасло здания и крепостные стены от разрушений. С 1995 охраняется государством. Монашеская жизнь возобновлена здесь в 2005 году. Главные реликвии: икона Матери Божией Экономисса и афонская икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей.
Адрес: г. Ворсма, оз. Тосканка
Троицкий Белбажский монастырь
Монастырь является скитом Дивеевской обители. Основан в 1708 году в селе Белбаж по личному указу Петра I. В 1921 году закрыт, а здания активно использовались не по назначении. Прежние святыни считаются утерянными. Статус обители возвращён в 2009 году. Сохранились и были отремонтированы 2 храма, церковь и игуменский корпус. Поэтапно восстанавливаются и строятся заново новые объекты на территории скита.
Иверско-Софрониева пустынь
Построена в лесу в конце XIX века. Просуществовала недолго вплоть до 1929 года. В 90-х годах прошлого столетия при содействии жителей близлежащих населённых пунктов началось возрождение небольшого монастыря. Немногочисленная женская община поселилась в пустыни в 2001 году. Работы по освоению территории ещё идут. Над могилой основателя монастыря возведена часовня. Сёстры охотно принимают у себя паломников.
Адрес: с. Ковакса, ул. Северная, 54
Абабковский монастырь
Женская обитель располагается на правом берегу Оки в одноименном селе. Функционировала с 1818 по 1928 год. Монастырь не просто закрыли: его здания, включая храмы, взорвали. Территорию отдали дому отдыха. С передачи земли РПЦ в 90-х до начала работ по возведению новых православных объектов прошло более 10 лет. Отстроили храмы, колокольню, жилые корпуса. Главная реликвия – Икона святителя Николая с частицей мощей.
Адрес: пос. Молодежный, 25
Дальне-Давыдовский монастырь
Основывался монастырь в 40-х годах позапрошлого века во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Базировался на женской общине, состоящей из 10 сестёр. Закрыт в конце 20-х годов XX столетия. Некоторые здания остались нетронутыми. В 2000 восстановили соборный храм, а потом и приходской. В 2015 обители передана ещё часть территории, где ранее находился скит Выксунского Иверского монастыря.
Адрес: село Давыдово, ул. Монастырская, 211
Нижний Новгород
Ни́жний Но́вгород (в разговорной речи часто — Нижний, с 1932 по 1990 год — Го́рький) — город в центральной России, административный центр Приволжского федерального округа и Нижегородской области. Крупнейший по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге. Основан, предположительно, 4 (10) февраля 1221 года владимирским князем Юрием Всеволодовичем.
Содержание
Общее описание [ править ]
Областной центр в 442 км к востоку от Москвы. На реках Волга, Ока. Население – около 1,4 млн. человек.
Несмотря на то, что город большой, экономически развитый, вокруг кремля – кварталы, которые кажутся девственно старыми. Остатки купеческой роскоши, могучая Волга, история города и сам его дух рождают чувство благодарности. Если в других русских городах мы чаще благодарим Бога за благочестие князей, мужество воинов, твёрдость мучеников, то здесь – за честное богатство, которое также является Его даром.
А знакомство с историей нижегородских миллионщиков порождает вывод: чтобы оценить устойчивость банка или предприятия, куда вы хотите вложить деньги, прежде всего нужно узнать, занимается ли оно благотворительностью. Вековой опыт нижегородских купцов и заводчиков показывает, что это лучшая защита капиталов.
Центр города изобилует крутыми возвышенностями, что делает пейзажи живописнее. Так же на возвышенности находится Новгородский Кремль.
Минимальное время на знакомство с городом – два дня.
История города [ править ]
Город основал владимиро-суздальский князь Георгий II Всеволодович (внук Юрия Долгорукого) для защиты восточных рубежей своих владений от булгар и мордвы. Крепость он заложил в 1221 г. в чрезвычайно выгодном месте – там, где Ока впадает в Волгу. Здесь находилось поселение булгар; они были изгнаны князем Георгием годом раньше.
Город сразу стал важным звеном в торговле Руси с Волжской Булгарией и другими странами Азии. Князь не жалел средств для обустройства города, и, кроме множества деревянных построек, уже к 1240 г. в нём были две каменные церкви – Спасо-Преображенская и Архангельская.
Возможно, имя Новый Город было дано для отличия от более древнего Города (ныне – Городец). Позднее, для различения с северным тёзкой, добавили определение Нижний.
В первые годы Нижний Новгород пережил немало набегов, особенно сильно пострадал в 1228 г. от мордвы. В 1238 г., по мнению историков, город на окраине княжества избежал разорения.
Переход под власть Москвы
В 1350 г. князь Константин Васильевич переехал в Нижний из Суздаля, и город сделался столицей Суздальско-Нижегородского великого княжества. Город был велик, при пожаре 1377 г. сгорело 32 храма. Константин Васильевич даже вынашивал планы сделать Нижний Новгород столицей Руси. Такие планы возникали и позже, например такой совет давали Иоанну Грозному. Но Бог судил иначе.
Сын Константина Васильевича, великий князь Нижегородский Димитрий выдал дочь Евдокию за московского князя Димитрия Иоанновича Донского. В битве на Куликовом поле, прославившей Димитрия Московского, полегло 50 нижегородских бояр, тогда как новгородских только 13, белозерских – 12, московских – 40. Сын Димитрия Донского Василий отнял Нижний у тогдашнего суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича обычным для того времени способом: «пошёл в Орду к царю Тохтамышу со многою честию и дарами; и начал просить великого княжения Нижнего Новгорода…» Это произошло в 1392 г. Заметим, что свергнутый князь, пока ещё властвовал в Нижнем, проявлял непокорство духовной власти. Когда в споре между братьями о том, кому править в Нижнем, святитель Московский Алексий признал право за старшим братом Димитрием Константиновичем, Борис Константинович не подчинился. Не послушался Борис и прибывшего увещевать его игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Не уступил и тогда, когда прп. Сергий показал страшный знак Божьего неблаговоления, запретив богослужение во всех нижегородских храмах. Борису пришлось уступить военной силе.
Между Москвой и Казанью
Этнически Казанское ханство явилось плодом покорения Булгарского царства монголами. Город Казань и Казанское ханство основал в 1399 г. хан Золотой Орды Улу-Мухамед. Изгнанный из Руси, к 1438 г. он настолько окреп, что ходил на Москву, и хотя не взял её, но разорил многие другие города, в том числе Коломну.
По причине близости к Казани Нижний был разорён татарами в 1455, 1506, 1520 и 1536 гг.
Начиная с 1467 г., когда великий князь Иоанн III впервые объявил войну Казани, Москва не раз осаждала и стремилась подчинить это ханство. После осады 1487 года Иоанн III посадил на ханство Мухамед-Эмина.
В 1505 г. по совету жены Мухамед-Эмин отложился от Руси и со своим шурином, ногайским мурзой, осадил Нижний Новгород. Городу, в котором жило менее 4 тыс. человек, противостояло 60-тысячное войско. Штурм кремля, тогда ещё деревянного, длился долго. В отчаянном положении воевода Иоанн Хабар привлёк к обороне пленных литовцев в обмен на свободу. И когда враг пошёл на очередной штурм, литовцы удачным выстрелом из пушки убили предводителя ногайцев. Между ногайцами и татарами вышло несогласие: «Бысть между ними брань велика усобная и начаша сеча нагаи с татары… и много у града паде с обоих стран». И враги отступились. Через несколько лет после этого Мухамед-Эмин заболел смертельной болезнью и просил у великого князя прощения, а также чтобы после его смерти князь прислал в Казань воеводу или нового хана.
Но ставленник Москвы царил недолго: в 1521 г. власть над Казанью получил крымский хан Мухамед-Гирей. Мухамед-Гирей разорил Москву, взял Астрахань, и Казань поддержала его враждебные действия.
В 1523 г. великий князь Василий Иоаннович, пройдя с войском через Нижний, основал на Суре крепость для защиты восточных рубежей от татар. В следующем году князь Василий ходил на Казань. В Казани вновь был посажен хан, угодный Москве. Однако ставленники Москвы то изменяли, то бывали убиваемы татарами, поэтому войны между Москвой и Казанью разгорались не реже одного раза в 5 лет. Главной военной базой русских в этих войнах был Нижний Новгород.
Окончательно завоевал Казань Иоанн IV. В 1551 г. он основал на подступах к Казани г. Свияжск. А 1 октября 1552 г. после долгой осады Казань была взята и разрушена русскими войсками. Большая часть гарнизона и арсенала Нижнего Новгорода были переведены в Казань.
Смутное время тянулось для России невыносимо долго. Убили первого Лжедимитрия, потом второго, умер царь Василий Шуйский, а покой и порядок всё не водворялись на многострадальной земле. Польское войско стояло под Москвой, и бояре предложили русскую корону польскому королевичу Владиславу, прося его принять православие. Как к себе домой, поляки вошли в Златоглавую.
По сути, бояре отдали Русь на волю короля Сигизмунда. А его воля, укрепляемая посланцами папы римского, была стать русским царём вместо сына, а Россию сделать страной католиков. «Вера, царь и отечество» – все основополагающие ценности русских находились под сильнейшей угрозой.
Вначале только Смоленск мужественно сражался в кольце интервентов. Позднее и другие города, увидев со стороны поляков и литовцев осквернение храмов, грабёж и притеснения, стали готовиться к отпору. Стихийно собирались отряды, люди вооружались, целовали крест стоять за православие и свободную Русь. Там и сям вспыхивали восстания.
Рязанский боярин Прокопий Ляпунов, разослав письма по русским городам, организовал Первое ополчение, которое составилось из ополчений разных городов и окружило Москву. Это ополчение вначале имело успех, зажав поляков в Китай-городе и Кремле. Но потом казаки Заруцкого, опрометчиво принятые Ляпуновым в союзники, убили Прокопия. Разногласия ослабили ополчение.
Тем временем в Москве поляки уморили голодом патриарха Ермогена. Шведы 8 июля 1611 г. взяли Новгород.
Письма с призывом стать за веру и отечество посылали и патриарх Ермоген, и архимандрит Троицкого монастыря Дионисий. Такие письма приходили и в Нижний Новгород. (Население Нижнего составляло в то время до 5000 человек, в нём было около 25 храмов.) Они оглашались в храмах; встречали сочувствие, но не имели следствием широких организованных действий. «Верно, нам не будет избавления! Чаять нам большей гибели», – говорили нижегородцы. До тех пор, пока Бог не призвал к делу спасения Руси Кузьму Минина.
Кузьма Минин был говядарем, то есть торговцем мясом. За честность и «мудрый смысл» его так уважали, что избрали старостой одновременно двух посадов – Верхнего и Нижнего. В октябре 1611 г. Кузьма несколько раз собирал нижегородцев на площади перед Спасо-Преображенским собором и пламенными речами поднял город на решительные и самоотверженные действия для спасения отчизны. Минин утверждал, что удостоился явления преподобного Сергия Радонежского, который «велел собирать казну для военных людей и идти для очищения государства Московского от врагов». Кузьма призывал «не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Старшим народ выбрал Минина. Он добился того, что с каждого нижегородца было решено взять пятую часть достояния. К счастью, в Нижнем было много купцов. Многие давали больше положенного. Некая вдова отдала десять тысяч рублей из имевшихся у неё двенадцати. Кузнецы ковали доспехи и копья. По предложению Минина вождём выбрали князя Димитрия Пожарского, лечившегося в суздальском имении от ран, полученных в схватках с поляками на Лубянке. Во все города летели призывные грамоты. Приходили отряды из Смоленска, Вязьмы, Арзамаса, Рязани, Дорогобужа, Коломны, Гороховца. В ополчение вступали не только русские, но и татары, мордва, чуваши, марийцы.
В конце зимы 1612 г. Второе ополчение во главе с Пожарским и Мининым двинулось из Нижнего в Ярославль. Оттуда – на Москву.
И всё-таки поляки и литовцы превосходили ополченцев – числом, вооружением и воинским умением. Литовское войско, пришедшее на помощь осаждённым полякам, возглавлял гетман Ходкевич, который в 1605 г. при Кирхгольме с 4 тыс. воинов разбил 11-тысячное войско шведов. Поначалу и в Москве после двух дней кровопролитной битвы Ходкевич брал верх над Пожарским. Но в критический момент говядарь Минин выпросил у Пожарского три конные сотни и, перейдя Москву-реку через Крымский брод, ударил в тыл Ходкевича. Русские думали о Боге и родине, а литовцы о богатом обозе. Когда казаки Трубецкого отбили 400 возов из литовского обоза, враги побежали. Это было 28 августа.
Поляков взяли буквально измором. 22 октября выбили их, ослабевших от голода, дошедших до людоедства, из Китай-города. В Китай-город внесли Казанскую икону Божией Матери; впоследствии установили празднование в этот день иконы и напротив Никольских ворот поставили Казанскую церковь. А три дня спустя поляки сдали Кремль.
Будучи настоящим православным человеком, Минин не трубил о своих заслугах, сознавая себя лишь орудием Божьего Промысла. Опытные царедворцы далеко отодвинули Кузьму от государственных дел. Но Михаил Романов, воцарившийся в 1613 г., пожаловал Минина званием думного дворянина и вотчиной – селом Богородским (теперь – г. Богородск). После этого бывший говядарь участвовал в заседаниях Боярской думы и решении государственных вопросов. Умер он в 1616 г. от простуды. Героя похоронили в Нижнем Новгороде – сначала на кладбище, потом перенесли в Спасо-Преображенский собор, который в 1929 г. был разрушен. Сейчас останки Козьмы Минина находятся в Михайло-Архангельском соборе. Его именем названа главная площадь города.
Предшественницей Нижегородской была ярмарка, которая существовала в Казани при ханах. В 1524 г., после похода на Казань, великий князь Василий III, в противовес Казанской, устроил ярмарку в г. Макарьеве (возникшем вокруг Макариево-Унженского монастыря), запретив русским купцам ездить в Казань. По словам австрийского дипломата Герберштейна, князь «рассчитывал, что перенесение ярмарки нанесет большой урон казанцам и что их можно будет даже заставить сдаться, лишив возможности покупать соль, которую в большом количестве татары получали только на этой ярмарке от русских купцов». Но поначалу не меньший ущерб потерпели русские, лишившись возможности закупать товары из Персии и Армении. Однако со временем эти убытки вернулись сторицей. Ярмарка стала крупнейшим центром торговли, куда через Архангельск поступали западноевропейские товары, через Астрахань – восточные, через Казань – сибирские, а также российские – для отправки на Восток.
В 1816 г. строения Макарьевской ярмарки, которые уже тогда исчислялись тысячами, сгорели. С 1822 г. ярмарка была возобновлена в Нижнем Новгороде. Проводилась она ежегодно с 15 июля по 15 августа. В первый год ярмарки товару привезли на 26 млн. руб., а в 1881 г. – уже на 246 млн. руб. (Тогдашний рубль в пересчете на продукты, одежду и жильё примерно в 100 раз дороже нынешнего доллара США.) Причем 99% этого товара успешно продавалось на ярмарке.
В 40-тысячном городе в период ярмарки собиралось 150-200 тыс. человек. Нижний получил прозвище «кармана России».
На обширной площади ярмарки были построены тысячи лавок, здания банков, два собора, три часовни, армяно-григорианская церковь, мечеть. Были устроены канал, водопровод, электрическое освещение, электрическая железная дорога (в 1896), цирк, театр и др.
В каждой русской лавке перед образами горели лампады. История поколений ясно показывает, какие жизненные ценности помогают собрать и укрепить богатство; доказывает лживость известного афоризма: «Все крупные состояния собраны неправедным путём». Нижегородские и московские купцы были в прошлом крестьяне, само название которых произошло от слова «христиане». Ум, предприимчивость, риск уважались в среде купцов; махинации и воровство – наоборот. Миллионер-мукомол Блинов подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за мошенничество с солью, чугунные калоши, чтобы тот носил их по полчаса в каждую годовщину суда и размышлял о купеческой чести. Собрать богатство куда легче, чем сохранить себя и деньги. Поэтому со временем оказалось, что большинство богатейших купцов Нижнего – из старообрядцев; уклад старообрядцев более строг. Нижегородские миллионщики жертвовали миллионы на храмы, богадельни, приюты, учебные заведения и другие благие дела.
Но и купцы были разные. Шумели на ярмарке трактиры и кафешантаны, где вырвавшиеся от семьи «на свободу» богачи прожигали жизнь всеми известными способами.
Теперь трудно выяснить, где в поведении русских купцов был расчёт, где – искренняя щедрость, но широта поступков в любом случае впечатляет. Один пример. В 1890 г. впервые после возобновления торговых отношений с Афганистаном на ярмарку прибыли афганские купцы. Закупили товара на 250 тыс. руб., погрузили в баржу. В судно ударила молния, оно сгорело вместе с товаром. Русские купцы быстро собрали товара на ту же сумму и подарили афганцам, чтобы поддержать их почин. На следующий год афганцы приехали снова.
С развитием железнодорожной сети в конце XIX в. оборот ярмарки стал уменьшаться. Но до закрытия в 1930 г. её значение для экономики страны оставалось огромным.
В наше время сохранились Спасский и Александро-Невский соборы, а также главное здание ярмарки, в котором размещены магазины. Ежегодно здесь проводится несколько десятков выставок.
Монастыри [ править ]
Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород) [ править ]
Нижегородский Благовещенский мужской монастырь расположен на высоком правом берегу реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и в настоящее время представляет собой величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов. Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.
В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря.
Адрес: 603001, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8;
Телефон: (831) 430-07-97, 430-09-17 (наместник), 437-00-68 (бухгалтерия), 430-09-12 (швейные мастерские);
Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород) [ править ]
Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую.
В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью.
Адрес: 603022, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Окский съезд, 2А;
Телефон: (831) 433-92-25, 434-01-59 (факс), 433-76-85 (бухгалтерия); сайт www.krest.nnov.ru
Вознесенский Печерский мужской монастырь [ править ]
Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.
Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь».
Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108;
Телефон: (831) 436-17-15, 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии);
Храмы [ править ]
Перед революцией 1917 г. в Нижнем Новгороде было более 50 церквей. Сейчас действуют около 30.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород) [ править ]
Возведение храма началось в 1696 году, через 2 года после освящения Смоленской церкви в Гордеевке. Строительство было почти завершено к 1701 году, но произошёл пожар. Восстанавливалась церковь уже женой купца Григория Дмитриевича Строганова — Марией Яковлевной. Освящён в 1719 году архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом (1719 — 1738).
В 1722 году церковь была закрыта Петром I вплоть до его смерти (1725 год), неоднократно горела (в 1768, 1782, 1788 годах). В 1807 — 1812 годах А. С. Строганов провел ее капитальный ремонт. В 1820 — 1823 годах А. А. Бетанкур и И. Е. Ефимов возвели под церковью стенку-крепиду из кирпича разобранной древней Рождественской церкви. Колокольню, ранее стоявшую отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом. В 1870 — 1880 годах по проектам Л. В. Даля и Р. Я. Килевейна церковь капитально отреставрировали.
Адрес: 603001, г. Н. Новгород, Нижегородский р-н, ул. Рождественская, д. 34.
Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского (Нижний Новгород) [ править ]
В 1856 году ярмарочное купечество изъявило желание построить второй православный ярмарочный храм в память о посещении ярмарки императором Александром II и обратилось с ходатайством о постройке нового собора к нижегородскому епископу Антонию, а тот, в свою очередь, к губернатору А. Н. Муравьёву. Был проведён сбор пожертвований. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет (к 1866 году).
8 сентября 1864 г. состоялась символическая закладка камня в основание будущего храма. К 1864 году был готов проект губернского архитектора Р. Я. Килевейна. Его пришлось переработать по причине недостаточной прочности; после этого выяснилось, что для такого проекта не хватает финансирования. Новый проект, предложенный молодым архитектором Л. В. Далем, также не был утверждён.
Адрес: 603086, Н. Новгород, ул. Стрелка, 3а
Церковь Жён Мироносиц (Нижний Новгород) [ править ]
Первоначально, в XIII веке была построена деревянная церковь. Существующая каменная двухэтажная церковь построена в 1649 году.
В детстве в этот храм ходили преподобные чудотворцы Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский.
В 1805 году на средства нижегородского купца П. Переплетчикова к северной стороне трапезной пристроен кирпичный двухэтажный придел, внизу в честь апостолов Петра и Павла, вверху — Евфимия Суздальского, в трапезной — Макария Желтоводского. После пожара 1848 года поновлена фресковая роспись интерьеров. В 1894—1896 годах приделы расширили. М. П. Дмитриев выполнил тогда исторически ценные фото, которые использовались при восстановлении храма в начале XXI века.
После революции церковь была закрыта, а купола разрушены, в ней находился техникум лёгкой промышленности.
Храм возвращён Нижегородской епархии в 1990-х годах.
Адрес: Нижний Новгород, ул. Добролюбова, д. 13-А
Церковь Воскресения Христова (Нижний Новгород) [ править ]
Закладка Воскресенского храма в Ямской слободе состоялась 6 мая 1884 года. Строительство велось на средства нижегородского купца А. И. Приезжева и почетных граждан Нижнего Новгорода В. А. Соболева, И. С. Кварталова. Фасады и их убранство были выполнены с применением фасонного кирпича, без покрытия штукатуркой. Четырехстолпный трехнефный четверик завершался мощным световым барабаном с приземистой главой. В архитектуре трехъярусной колокольни прослеживались византийские мотивы, что было новшеством для конца XIX века. Иконостас в главном приделе был украшен вызолоченной резьбой в русском стиле.
2 июня 1886 года освящены главный престол в честь Воскресения Христова и южный — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Северный придел был освящён 13 мая 1887 года в честь святителя Николая Чудотворца и святого мученика Александра Римского.
Адрес: 603000, г. Н. Новгород, Нижегородский р-н, ул. Шевченко, д. 1 А.
Церковь святого благоверного князя Александра Невского в Сормово (Нижний Новгород) [ править ]
Церковь построена в 1882 году у Сормовского завода по проекту архитектора П. Малиновского и освящена в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского, а второй престол — в честь Святого Иоанна Предтечи. В 1887 году была достроена колокольня высотой 43 м.
К концу XIX века церковь Александра Невского перестала вмещать всех сормовских прихожан, и к 1905 году был построен Спасо-Преображенский собор. Его архитектором был также Павел Малиновский.
В 1924 году сормовская Александро-Невская церковь была закрыта, а в помещении создана школа; позже в бывшей церкви была образована столовая для рабочих завода. Колокольня была разобрана.
Адрес: Нижний Новгород, ул. Баррикад, дом 1, корп. 3, территория завода «Красное Сормово»
Музеи [ править ]
Музей истории Нижегородской епархии [ править ]
Музей истории Нижегородской Епархии в стенах древнего Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был основан в 2003 году.
Музей размещается в двухэтажном башенном корпусе в центре монастыря. Три зала первого этажа посвящены истории возникновения и многовековой летописи Нижегородского Печерского монастыря. Экспонаты- древнейшие археологические находки с места раскопок на месте первоначального местонахождения обители, копии архивных древних актов XVI-XVII вв., предметы прежнего убранства монастырских храмов и келий. В витринах музея выставлены рукописные и старопечатные церковные книги, архиерейские грамоты, различные дореволюционные книги и брошюры, посвященные истории монастыря, церковные облачения монашествующих, священнослужителей и епископов. Представлена здесь и различная церковная утварь, богослужебные сосуды и иконографические изображения.
Ориентировочная стоимость посещения: бесплатно.
Проезд из Москвы [ править ]
Есть примерно по 5 поездов из Москвыдо Нижнего с Ярославского (проходящие) и с Курского (прямые) вокзалов. Удобный, ночной – № 38 (с Курского).
На машине по М7 из Москвы до Нижнего Новгорода расстояние составляет 425 км, около 6 ч пути.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Нижнего Новгорода [ править ]
Вокзалы Нижнего Новгорода
Московский ж/д вокзал. Адрес: пл. Революции, 2. Тел.: (8312) 48-88-00.
Автовокзал. Адрес: ул. Студенческая, 15а. Тел.: (8312) 33-55-98.
Автостанция «Канавинская». Адрес: ул. Советская, 20. Тел.: (8312) 44-20-21.
Автостанция «Сенная». Адрес: пл. Нариманова. Тел.: (8312) 36-15-13.
Метро в Нижнем Новгороде
В г. Нижний Новгород есть метро, состоящее из одной линии, которая соединяет ж/д вокзал с автозаводом.
Автобусом с автовокзала и станции «Канавинская» около 10 рейсов, 1,5 ч в пути. #4 11 электричек, менее 2 ч в пути.
Морским путём летом можно доехать по Волге. Полпути нижегородским «Метеором», полпути ярославским, весь путь – около 8 ч.