какие таможенные правонарушения являются преступлениями

Глава 1. Таможенные правонарушения

Глава 1
Таможенные правонарушения

Для целей настоящей Главы:

E1./F2. «административное урегулирование таможенного правонарушения» означает процедуру, установленную национальным законодательством, в соответствии с которой таможенная служба уполномочена урегулировать таможенное правонарушение либо посредством предписания по нему, либо на основе компромисса;

E2./F3. «урегулирование на основе компромисса» означает соглашение, в соответствии с которым таможенная служба, будучи на то уполномоченной, отказывается от проведения процессуальных действий в отношении таможенного правонарушения при соблюдении лицом (лицами), причастным(и) к данному правонарушению, определенных условий;

E3./F1. «таможенное правонарушение» означает любое нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства.

Расследование, установление и административное урегулирование таможенных правонарушений таможенной службой регулируется положениями настоящей Главы и, насколько это применимо, положениями Генерального приложения.

В национальном законодательстве определяются таможенные правонарушения и условия, при которых они могут расследоваться, устанавливаться и при необходимости являться объектом административного урегулирования.

В национальном законодательстве указываются лица, которые могут считаться ответственными в связи с совершением таможенного правонарушения.

В национальном законодательстве определяется срок, по истечении которого процессуальные действия, связанные с таможенными правонарушениями, более не могут предприниматься, и устанавливается дата, с которой исчисляется этот срок.

Расследование и установление таможенных правонарушений

В национальном законодательстве определяются условия, при которых таможенная служба уполномочена:

— проверять товары и транспортные средства;

— требовать представления документов или корреспонденции;

— требовать доступа к автоматизированным базам данных;

— проводить обыск лиц и помещений; и

Личный обыск для таможенных целей проводится только в тех случаях, когда имеются достаточные основания для подозрений в контрабанде или в других таможенных правонарушениях, которые считаются серьезными.

Таможенная служба не проводит обыск помещений, если у нее нет достаточных оснований для подозрений в контрабанде или в других таможенных правонарушениях, которые считаются серьезными.

Таможенная служба в кратчайшие сроки информирует заинтересованное лицо о характере предполагаемого правонарушения, о положениях законодательства, которые могли быть нарушены, и, соответственно, о возможных штрафных санкциях.

Процедура, которой надлежит следовать при обнаружении таможенного правонарушения

В национальном законодательстве определяются процедура, которой надлежит следовать таможенной службе после обнаружения ею таможенного правонарушения, и меры, которые она может предпринять.

10. Рекомендация по практическому применению

Таможенная служба должна в протоколах о правонарушениях или административных отчетах приводить сведения о таможенных правонарушениях и указывать предпринятые меры.

Арест или задержание товаров или транспортных средств

Таможенная служба налагает арест на товары и/или транспортные средства только в тех случаях, когда:

— они подлежат изъятию или конфискации; или

— они могут потребоваться для представления в качестве доказательств на каком-либо дальнейшем этапе производства по делу.

Если таможенное правонарушение касается только части партии товаров, только эта часть является объектом ареста или задержания при условии, что таможенная служба убеждена в том, что оставшаяся часть партии товаров не была прямо или косвенно использована при совершении правонарушения.

Когда таможенная служба налагает арест или задерживает товары и/или транспортные средства, она предоставляет заинтересованному лицу документ, содержащий:

— описание и количество арестованных или задержанных товаров и транспортных средств;

— причину ареста или задержания; и

14. Рекомендация по практическому применению

Таможенная служба должна выпускать арестованные или задержанные товары под достаточную гарантию при условии, что данные товары не подпадают под какие-либо запреты или ограничения, либо не потребуются в качестве доказательств на каком-либо дальнейшем этапе производства по делу.

15. Рекомендация по практическому применению

Таможенная служба должна освобождать от ареста или задержания транспортные средства, которые были использованы при совершении таможенного правонарушения в тех случаях, когда она убеждена в том, что:

— эти транспортные средства не были сконструированы, переделаны или видоизменены, либо приспособлены любым способом для целей сокрытия товаров; и

— эти транспортные средства не потребуются для представления в качестве доказательств на каком-либо дальнейшем этапе производства по делу; и

— при требовании может быть предоставлена достаточная гарантия.

16. Рекомендация по практическому применению

Транспортные средства должны изыматься или конфисковываться только в тех случаях, когда:

— собственник, оператор или ответственное лицо в момент правонарушения были стороной, причастной к правонарушению или осведомленной о нем, либо не предприняли все разумные меры для предотвращения совершения правонарушения; или

— транспортные средства были специально сконструированы, переделаны или видоизменены, либо приспособлены любым способом для целей сокрытия товаров; или

— восстановление в прежнем состоянии транспортных средств, которые были специально видоизменены или переделаны, невозможно.

17. Рекомендация по практическому применению

За исключением тех случаев, когда товары предположительно являются скоропортящимися или непригодными для хранения таможенной службой в силу их природы, таможенная служба не должна продавать товары, на которые наложен арест или которые были задержаны, или распоряжаться ими каким-либо иным образом до тех пор, они окончательно не будут признаны изъятыми или конфискованными, либо товарами, переданными государству.

В национальном законодательстве определяются полномочия таможенной службы по задержанию лиц и условия такого задержания, в частности, срок, по истечении которого решение о задержании подлежит пересмотру судебным органом.

Административное урегулирование таможенных правонарушений

Таможенная служба предпринимает необходимые меры для того, чтобы там, где это применимо, в кратчайшие сроки после обнаружения таможенного правонарушения, обеспечить возможность:

— приступить к административному урегулированию последнего; и

— информировать заинтересованное лицо о сроках и условиях этого урегулирования, возможности обжалования и сроках такого обжалования.

20. Рекомендация по практическому применению

В тех случаях, когда при очистке товаров было обнаружено таможенное правонарушение, которое считается незначительным, должна быть предусмотрена возможность урегулирования данного правонарушения таможенным органом, который его обнаружил.

21. Рекомендация по практическому применению

В тех случаях, когда пассажир считается совершившим незначительное таможенное правонарушение, должна быть предусмотрена возможность урегулирования данного правонарушения без промедления таможенным органом, который его обнаружил.

В национальном законодательстве устанавливаются штрафные санкции, применимые к каждой категории таможенных правонарушений, которые могут быть рассмотрены в рамках административного урегулирования, и таможенные органы, уполномоченные на их применение.

Степень строгости или объем любых штрафных санкций, применяемых при административном урегулировании таможенного правонарушения, зависит от серьезности или важности совершенного таможенного правонарушения, а также от предыдущей деятельности заинтересованного лица, связанной с таможенной службой.

В тех случаях, когда в декларации на товары указываются недостоверные сведения, и декларант может доказать, что были предприняты все необходимые меры для предоставления точной и правильной информации, таможенная служба принимает этот фактор во внимание при решении вопроса о наложении любой штрафной санкции.

В тех случаях, когда таможенное правонарушение происходит в результате форс-мажорных или иных обстоятельств, которые не зависят от заинтересованного лица, и со стороны этого лица отсутствует проявление небрежности или намерения обмануть, никакие штрафные санкции не применяются при условии, что эти факты установлены должным образом, признаваемым таможенной службой.

Товары, на которые был наложен арест или которые были задержаны, или выручка от продажи таких товаров за вычетом любых пошлин и налогов, а также всех других сборов и понесенных расходов должны быть:

— возвращены лицу, имеющему право на их получение, в кратчайшие сроки после окончательного урегулирования таможенного правонарушения; или

— когда это невозможно, сохранены для их предоставления в распоряжение данным лицам в течение определенного срока

при условии, что эти товары не были признаны изъятыми или конфискованными, либо переданными государству в результате урегулирования.

Право на обжалование

Любое лицо, причастное к таможенному правонарушению, подлежащему административному урегулированию, имеет право на подачу жалобы в орган, независимый от таможенной службы, за исключением случаев, когда это лицо согласно на урегулирование на основе компромисса.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Таможня дает уголовные дела

Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа. Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной. Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

Незаметные

Сложился стереотип, что таможенные органы осуществляют лишь контрольные и надзорные функции в области таможенного дела. Действительно, в структуре таможен превалируют подразделения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на выполнение данных функций: таможенные посты, отделы контроля таможенной стоимости, таможенных процедур, таможенного контроля после выпуска товара и др. При этом многие подразделения наделены широким кругом полномочий по проведению проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД и других лиц.

Но необходимо учитывать, что такие подразделения таможен в своей деятельности могут выявить не только правонарушения, ответственность за которые установлена таможенным кодексом ЕАЭС и кодексом об административных правонарушениях РФ, но и деяния, отнесенные Уголовным кодексом РФ к преступлениям. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей предусмотрена ст. 194 УК. Расследование уголовных дел производится дознавателями таможенных органов (ч. 1 и 2) и следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 и 4 ст. 194 УК).

Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2018 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2019 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие.

Среди множества функциональных подразделений таможенной службы для многих незаметными остаются те, непосредственными задачами которых являются выявление и расследование преступлений: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам.

Как выявляются таможней такие преступления?

Как уже сказано выше, признаки преступления в таможенной сфере (и не только) могут выявить контрольно-надзорные подразделения таможни и направить соответствующие материалы в подразделение дознания.

Например, по результатам проверки отдела по таможенному контролю после выпуска товаров может быть установлена неуплата или неполная уплата таможенных платежей на сумму, образующую крупный размер (свыше двух миллионов рублей согласно примечанию к ст. 194 УК), что может являться уголовно-наказуемым деянием. Теперь проверяемому лицу при несогласии с решениями таможни уже придется защищаться не только путем оспаривания результатов проверки и требований об уплате таможенных платежей, но и уголовно-процессуальными средствами, а у таможенного органа появляется больше полномочий для дальнейшей проверки деятельности организации в ходе расследования уголовного дела.

Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни. При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности.

Типичным является выявление признаков преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данная сфера работы не доступна для глаз участников ВЭД в связи с ее конспиративным характером. Проверяемые лица могут длительное время не знать (а могут вообще не узнать) о проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
Лишь при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий участнику ВЭД или иным лицам может стать известно о попадании в поле зрения таможенного органа (вызов для опроса, проведение гласного обследования и др.), при этом права проверяемого лица ограничены спецификой оперативно-розыскной деятельности (фактическая невозможность ознакомиться с основаниями проведения мероприятий, поводами заведения соответствующего дела или материала и др.). Необходимо также учитывать наличие в структуре ФТС собственных оперативно-технических подразделений.

При выявлении признаков преступления результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть направлены дознавателю или следователю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Также основанием проведения «правоохранительным блоком» таможни проверки в отношении участника ВЭД может стать любое обращение, в том числе от недобросовестного конкурента.
При этом проведение проверки и применение мер уголовно-процессуального воздействия (запросы документации, вызовы на опрос и др.) могут продолжаться длительное время, что создает неудобство и напряжение в деятельности организации, а порой даже негативно влиять на ее деловую репутацию (органы таможни зачастую запрашивают документацию от контрагентов, вызывают их руководителей для дачи объяснений и др.).

Все многообразие поводов для проверки в уголовно-процессуальном порядке свидетельствует о возможности ее начала в отношении любого участника ВЭД и не только. Проверке может подвергнуться каждая организация, участвующая в товарообороте, включая тех, кто приобретает товары исключительно на внутреннем рынке.

Каковы основания для начала проведения процессуальной проверки? Фактически любые – каждое сообщение может быть воспринято дознавателем и следователем как содержащее сведения об уклонении от уплаты таможенных платежей. Также отсутствуют обязательные критерии для возбуждения уголовного дела – законодательно не закреплено наличие, например, акта проверки или требования об уплате таможенных платежей. На практике же на данной стадии, как правило, все вращается вокруг расчета суммы неуплаченных таможенных платежей, но для дознавателя нет обязательной формы расчета – это может быть справка специалиста, заключение, требование и др. Единственным закрепленным законом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что зачастую субъективно.

Как не перевести взаимодействие с таможней в уголовно-правовую сферу?

Тем руководителям, кто планирует или продолжает добросовестно участвовать во внешнеэкономическом товарообмене, позволю себе дать несколько рекомендаций:

1. Внимательно отнеситесь к подготовке документов, декларированию товаров, организации их доставки, не забывая, что таможенное оформление – довольно сложная процедура, требующая обязательное участия специалистов в таможенном деле. Сохраняйте таможенные декларации, товаросопроводительные документы, переписку с зарубежными и иными контрагентами, перевозчиками и таможенными представителями (брокерами). Контролируйте достоверность товаросопроводительных и иных документов, предоставляемых непосредственно в таможенный орган, брокеру либо контрагентам.

2. Пользуйтесь услугами только проверенных и зарекомендовавших себя таможенных представителей (брокеров), не соглашайтесь на сомнительные схемы уменьшения бремени таможенных платежей.

4. При проведении каких-либо проверочных мероприятий, даже пока не связанных с уголовным преследованием, привлекайте к участию специалистов, компетентных в различных сферах: таможенном деле, производстве по делам об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном производстве, чтобы прогнозировать риски и пресечь развитие дальнейших неблагоприятных последствий.

5. Отстаивайте интересы организации с момента первых претензий со стороны таможенных органов (запросов документов, корректировки таможенной стоимости, изменении кода ТН ВЭД, возбуждении дела об административном правонарушении и др.) в целях выяснения оснований и пресечения дальнейшего развития ситуации в уголовно-процессуальном русле.

В заключение отмечу, что и при возбуждении уголовного дела добросовестным предпринимателям не стоит отчаиваться, так как доказывание по делам рассматриваемой категории крайне скрупулёзный и сложный процесс, сопряженный с проведением большого объема следственных действий и анализом специфичной таможенной документации. Последовательная и активная защита зачастую убеждает правоохранительные органы в отсутствии оснований для уголовного преследования.

Источник

Таможня дает уголовные дела

Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа. Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной. Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

Незаметные

Сложился стереотип, что таможенные органы осуществляют лишь контрольные и надзорные функции в области таможенного дела. Действительно, в структуре таможен превалируют подразделения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на выполнение данных функций: таможенные посты, отделы контроля таможенной стоимости, таможенных процедур, таможенного контроля после выпуска товара и др. При этом многие подразделения наделены широким кругом полномочий по проведению проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД и других лиц.

Но необходимо учитывать, что такие подразделения таможен в своей деятельности могут выявить не только правонарушения, ответственность за которые установлена таможенным кодексом ЕАЭС и кодексом об административных правонарушениях РФ, но и деяния, отнесенные Уголовным кодексом РФ к преступлениям. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей предусмотрена ст. 194 УК. Расследование уголовных дел производится дознавателями таможенных органов (ч. 1 и 2) и следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 и 4 ст. 194 УК).

Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2018 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2019 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие.

Среди множества функциональных подразделений таможенной службы для многих незаметными остаются те, непосредственными задачами которых являются выявление и расследование преступлений: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам.

Как выявляются таможней такие преступления?

Как уже сказано выше, признаки преступления в таможенной сфере (и не только) могут выявить контрольно-надзорные подразделения таможни и направить соответствующие материалы в подразделение дознания.

Например, по результатам проверки отдела по таможенному контролю после выпуска товаров может быть установлена неуплата или неполная уплата таможенных платежей на сумму, образующую крупный размер (свыше двух миллионов рублей согласно примечанию к ст. 194 УК), что может являться уголовно-наказуемым деянием. Теперь проверяемому лицу при несогласии с решениями таможни уже придется защищаться не только путем оспаривания результатов проверки и требований об уплате таможенных платежей, но и уголовно-процессуальными средствами, а у таможенного органа появляется больше полномочий для дальнейшей проверки деятельности организации в ходе расследования уголовного дела.

Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни. При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности.

Типичным является выявление признаков преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данная сфера работы не доступна для глаз участников ВЭД в связи с ее конспиративным характером. Проверяемые лица могут длительное время не знать (а могут вообще не узнать) о проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
Лишь при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий участнику ВЭД или иным лицам может стать известно о попадании в поле зрения таможенного органа (вызов для опроса, проведение гласного обследования и др.), при этом права проверяемого лица ограничены спецификой оперативно-розыскной деятельности (фактическая невозможность ознакомиться с основаниями проведения мероприятий, поводами заведения соответствующего дела или материала и др.). Необходимо также учитывать наличие в структуре ФТС собственных оперативно-технических подразделений.

При выявлении признаков преступления результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть направлены дознавателю или следователю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Также основанием проведения «правоохранительным блоком» таможни проверки в отношении участника ВЭД может стать любое обращение, в том числе от недобросовестного конкурента.
При этом проведение проверки и применение мер уголовно-процессуального воздействия (запросы документации, вызовы на опрос и др.) могут продолжаться длительное время, что создает неудобство и напряжение в деятельности организации, а порой даже негативно влиять на ее деловую репутацию (органы таможни зачастую запрашивают документацию от контрагентов, вызывают их руководителей для дачи объяснений и др.).

Все многообразие поводов для проверки в уголовно-процессуальном порядке свидетельствует о возможности ее начала в отношении любого участника ВЭД и не только. Проверке может подвергнуться каждая организация, участвующая в товарообороте, включая тех, кто приобретает товары исключительно на внутреннем рынке.

Каковы основания для начала проведения процессуальной проверки? Фактически любые – каждое сообщение может быть воспринято дознавателем и следователем как содержащее сведения об уклонении от уплаты таможенных платежей. Также отсутствуют обязательные критерии для возбуждения уголовного дела – законодательно не закреплено наличие, например, акта проверки или требования об уплате таможенных платежей. На практике же на данной стадии, как правило, все вращается вокруг расчета суммы неуплаченных таможенных платежей, но для дознавателя нет обязательной формы расчета – это может быть справка специалиста, заключение, требование и др. Единственным закрепленным законом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что зачастую субъективно.

Как не перевести взаимодействие с таможней в уголовно-правовую сферу?

Тем руководителям, кто планирует или продолжает добросовестно участвовать во внешнеэкономическом товарообмене, позволю себе дать несколько рекомендаций:

1. Внимательно отнеситесь к подготовке документов, декларированию товаров, организации их доставки, не забывая, что таможенное оформление – довольно сложная процедура, требующая обязательное участия специалистов в таможенном деле. Сохраняйте таможенные декларации, товаросопроводительные документы, переписку с зарубежными и иными контрагентами, перевозчиками и таможенными представителями (брокерами). Контролируйте достоверность товаросопроводительных и иных документов, предоставляемых непосредственно в таможенный орган, брокеру либо контрагентам.

2. Пользуйтесь услугами только проверенных и зарекомендовавших себя таможенных представителей (брокеров), не соглашайтесь на сомнительные схемы уменьшения бремени таможенных платежей.

4. При проведении каких-либо проверочных мероприятий, даже пока не связанных с уголовным преследованием, привлекайте к участию специалистов, компетентных в различных сферах: таможенном деле, производстве по делам об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном производстве, чтобы прогнозировать риски и пресечь развитие дальнейших неблагоприятных последствий.

5. Отстаивайте интересы организации с момента первых претензий со стороны таможенных органов (запросов документов, корректировки таможенной стоимости, изменении кода ТН ВЭД, возбуждении дела об административном правонарушении и др.) в целях выяснения оснований и пресечения дальнейшего развития ситуации в уголовно-процессуальном русле.

В заключение отмечу, что и при возбуждении уголовного дела добросовестным предпринимателям не стоит отчаиваться, так как доказывание по делам рассматриваемой категории крайне скрупулёзный и сложный процесс, сопряженный с проведением большого объема следственных действий и анализом специфичной таможенной документации. Последовательная и активная защита зачастую убеждает правоохранительные органы в отсутствии оснований для уголовного преследования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *