какие танки принимали участие в великой отечественной войне
TANKI-TUT.RU – вся бронетехника мира тут
Танки СССР
Перед началом Второй мировой войны у СССР были самые мощные бронетанковые силы во всем мире. На вооружении Красной армии имелось 23 000 легких, средних и тяжелых танков, причем последних пока не было ни у одного государства, не считая устаревшие французские тяжелые танки. Также у СССР был огромный парк плавающих танков, которых тоже не было ни у одной армии мира и уже в то время на вооружении стояло порядка 1 500 новых танков КВ-1, КВ-2 и Т-34, 90% которых дислоцировались на западной границе. У Германии на начало Великой отечественной в нападении приняло участие более 3 300 танков.
11 000 танков Красной армии было потеряно в первые недели войны. К 22 июня структурная реорганизация Красной армии не бала завершена. Танковые соединения располагались друг от друга на большом расстоянии. Сказалось отсутствие скоординированных действий, отсутствие достоверных донесений разведки, нехватка достаточного количества обученных экипажей, проблемы с поставками ГСМ и снарядов.
Но тем не менее, новые танки СССР поразили наступающую Германию. Особенно выделялись танки серии КВ – единственные в мире на тот момент серийные тяжелые танки, которые вобрали в себя опыт разработки многих опытных тяжелых танков, таких, например, как СМК и Т-100.
КВ-1 – первый серийный тяж СССР
Однако сила советской армии была не только в тяжелых танках. Очень важную роль в сражениях играли средние танки, которых у СССР тоже было очень много, причем зачастую они превосходили зарубежные аналоги. Совершенно особую роль в войне сыграл средний танк Т-34, и его модификация Т-34-85. Этот танк был не только самым массовым, но и, по оценкам советских и зарубежных экспертов, самым лучшим танком Второй мировой войны.
Т-34 – главный танк Второй мировой
Было в СССР немало и легких танков, причем как довоенных, так и произведенных и разработанных уже во Вторую мировую. Правда, в этой войне легкие танки уже неспособны были справиться со многими задачами, однако при их грамотном использовании они оказывали серьезную поддержку пехоте. Из советских легких танков особенно выделялся Т-50, признанный одним из лучших легких танков того времени. Однако его было выпущено очень мало по многим причинам, и гораздо активнее Красной армией применялись Т-60 и Т-70.
Т-70 – советский легкий танк
Также стоит сказать о Т-37А, Т-38 и Т-40 – единственных во Второй мировой плавающих танках. К сожалению, в основном их применяли просто как легкие танки, хотя известны и случаи их применения по назначению, то есть для форсирования водных преград.
Плавающий танк Т-40
Также стоит отметить, что лишь у СССР и у Германии на вооружении состояли современные САУ.
В целом можно сказать, что во Вторую мировую СССР обладала самым обширным и, без сомнения, самым мощным танковым парком во всем мире. Кроме того, советские конструкторы очень быстро реагировали на усовершенствование вражеской техники, тут же выпуская новые, более прочные танки с увеличенной огневой мощью.
Танки Германии
Легкие | Средние | Тяжелые | САУ |
Pz.Kpfw.I; |
Pz.Kpfw. II Ausf. L ‘Luchs’
PzKpfw IV – достаточно популярный массовый средний танк;
«Пантера» – самый совершенный немецкий средний танк времен Второй мировой. Некоторые считают его лучшим танком войны вообще, однако у него был один недостаток – технически сложное производство.
«Маус» – сверхтяжелый танк.
Мардер I – основная противотанковая артиллерия немцев во Второй мировой войне. Также были выпущены Мадрер II и III и Мардер 38;
Хетцер – истребитель танков с эффективным вооружением, небольшим весом и сильным бронированием;
Ягдпантера – истребитель танков на базе «Пантеры»;
Ягдтигр – истребитель танков на базе «Королевского Тигра»;
Фердинанд, или Элефант – чрезвычайно эффективный на длинных дистанциях истребитель танков;
Веспе – САУ на базе T-II;
Вирбельвинд – зенитная САУ;
Штуг III – штурмовое орудие на базе танка Pz-III (Т-III);
Бруммбер – штурмовое орудие на базе танка Т-IV.
Второй «танковой державой» во Второй мировой войне была Германия. В Первой мировой Германия немного опоздала с созданием танков, да и после окончания войны в связи с ограничениями Версальского договора их стали массово разрабатывать и производить только после 1933 года.
Танков в Германии производилось не так много, как в СССР, однако они неплохо оснащались и использовались весьма эффективно, что порой позволяло одерживать победы даже над превосходящими силами противника.
На начальном этапе войны у немецкой армии не было тяжелых танков. Зато, в отличие от других стран (кроме СССР), у немцев с самого начала войны были САУ – первой из них стала Panzerjager, а позже стали появляться весьма совершенные машины, некоторые из которых делали на базе тяжелых танков. Самой известной немецкой САУ стал Фердинанд – мощный истребитель танков, весьма опасный в ближнем бою, хотя их и было выпущено немного.
Немецкая САУ Фердинанд
Было у Германии немало средних танков, самыми совершенными из которых считались Panzer III и вскоре вытеснивший его Pz.IV, которые в ходе войны много раз модернизировались. В 1941 немецкие танки, хотя среди них и не было тяжелых машин и танков, подобных Т-34, сумели нанести Красной Армии серьезный ущерб. Тем не менее, еще очень долго немецкие танки не могли бороться на равных с нашими тяжелыми и средними танками.
Все немного изменилось с появлением у Германии тяжелых танков «Тигр» и средних танков «Пантера», и до появления у СССР танков серии ИС немецкие машины успешно справлялись с большинством советских танков, оставаясь для них практически непробиваемыми. Однако СССР быстро отреагировал на появление новых машин, используя против них САУ и выпустив мощные ИСы.
Тяжелый немецкий танк Тигр
В итоге по поводу немецкой техники можно сказать, что ее сила была не в количестве и техническом совершенстве, а в грамотном применении и распределении в армии. Однако в итоге этого оказалось недостаточно для успешного противостоянии советским танкам.
Танки Франции
Легкие | Средние | Тяжелые |
Renault R35, уже устаревший к началу Второй мировой; |
«Гочкис» Н-35, практически аналогичный танку «Рено».
Somua S35.
После окончания Первой мировой у Франции был самый обширный танковый парк в мире, а также один из лучших танков того времени – Renault FT-17. Однако когда Первая мировая закончилась, танкостроение во Франции замерло, и новых машин выпустили всего 280 – пресекались все попытки оснастить армию бронетехникой.
На начало войны у Франции в основном были только устаревшие легкие машины R 35 и H35. Был у французов и более совершенный танк S-35, однако его применяли не слишком широко. Также во французской армии был тяжелый танк В-1 – очень защищенная, но сильно устаревшая машина.
Разбитый французский В1
В итоге танков во Франции к наступлению Германии было очень мало, а использовали их чрезвычайно неумело, из-за чего большинство машин было подбито или захвачено немцами.
Танки Англии
Первый в мире танк был построен именно в Великобритании, однако после Первой мировой Англия свое первенство утратило. Поскольку страна располагалась на островах, особой необходимости в танках у англичан не было. Их танки были весьма несовершенны по сравнению с немецкой и советской техникой, а также долгое время из вооружения у них были только пулеметы, что было уже недопустимо во Второй мировой. Кроме того, многие уже современные танки имели существенные недостатки старых машин – например, машина «Черчилль» с гусеницами, охватывавшими весь корпус. В саму войну танков было произведено очень мало, и они были также несовершенно, а зачастую их вообще не применяли на фронте.
Английский Черчилль
Танки США
Легкие | Средние | Тяжелые | САУ |
М3 и М5 «Стюарт». Результаты развития «кавалерийского» М1 и легкого М2А4; |
М22 «Локаст» – авиадесантный танк;
М24 «Чаффи» – так для использования в разведке и авиадесантных войсках.
М4 «Шерман» – главный танк сначала США, а затем и Великобритании.
М26 «Першинг» – танк, имевший вес тяжелого танка и боевые характеристики среднего, из-за чего многие относят его к средним танкам.
К началу Второй мировой у США было очень мало танков, поскольку в них попросту не было необходимости. Тем не менее, когда американцы поняли необходимость танков, они быстро развернули производство, сконструировав достаточно хороший средний танк Шерман.
Американский Шерман
В основном американские машины сражались на территории Европы. Активнее всего американские танки использовались против японских, а также в Нормандии, причем там использовались еще и легкие истребители танков M18 и Wolverine. Правда, практически все американские танки существенно уступали немецким, что заметно ограничивало возможности их применения.
Танки Японии
Легкие | Средние | САУ |
Ка-Ми – легкий плавающий танк; |
Те-Ке – малый танк.
Чи-Хе – усовершенствованный Чи-Ха;
До Второй мировой Япония в основном только закупала и исследовала зарубежные танки. В 20-30-х годах было разработано несколько машин, однако Япония сильно отставала как от СССР и Германии, так и даже от США, да и танков здесь выпускалось совсем немного. Одной из наиболее совершенных машин был танк Чи-Хе и его модификация Чи-Ну. Также была создана САУ на базе Чи-Хе. Активно японцы применяли танки только против американцев, правда, безуспешно.
Японский танк Чи-Хе
Танки Италии
Легкие | Средние | САУ |
Carro CV3/33 – танкетка, практически идентичная британской Карден-Лойд; |
М-13/40
М-42 – САУ на базе М-13/40.
В начале 30-х годов у Италии не было развитой танковой промышленности и более-менее современных танков, однако такие танки были чрезвычайно нужны. Для их создания у будущих противников закупили танкетку МKVI, модернизировали ее и стали выпускать под именем С-V-29. Затем появились С-V-33 и С-V-35 (L3/35), которые назывались танками, но фактически были танкетками.
В 1939 году в производство запустили М11/39, годом позже – М13/30, а в ходе войны еще две машины – М14 и М15. Последние относили к классу средних танков, хотя фактически они были легкими.
Танки других государств
Другие страны также активно участвовали во Второй мировой, однако своих танков у них в то время практически не было. Танки закупались у других стран и активно модернизировались.
Легендарные советские танки времен Великой Отечественной войны
Танки ИС («Иосиф Сталин») появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.
Танки ИС («Иосиф Сталин») появились в войсках в 1943 году. Главным их козырем стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая практически любую вражескую броню на средних расстояниях. Но конструкторы на этом не остановились и вслед за ИС-1 создали ИС-2 — самый тяжелобронированный советский танк периода войны и один из сильнейших в мире. Он был скоростным и маневренным, обладал непревзойденной защитой и огневой мощью дальнобойных артиллерийских орудий. Гитлер запрещал вступать в бой с тяжелыми машинами Красной Армии на дистанции меньше километра.
Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.
Легкий огнеметный танк ОТ-26 был создан на основе двухбашенного Т-26 в 1930-х годах. Левую башню демонтировали, в корпусе на ее месте разместили резервуар для огнесмеси, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок, брандспойт и систему зажигания. В правой башне располагался огнемет. Танк дополнительно оборудовали системой дымопуска. Машины участвовали в боях в начале войны, но вскоре большая их часть была потеряна.
Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.
Легкий танк Т-70 разработали в ноябре 1941 года, а уже через несколько месяцев, в январе 1942-го, приняли на вооружение. Апогеем службы этих боевых машин стала Курская битва, позже они стали исчезать из частей Красной армии. Серийный выпуск Т-70 прекратили в 1943 году, но некоторые экземпляры использовались до конца войны.
Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими «Тиграми», лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный «Ворошилов» воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.
Тяжелый танк КВ-85 разработали в 1943-м для борьбы с немецкими «Тиграми», лобовую броню которых на больших и средних дистанциях советское орудие не брало. На новый танк установили 85-миллиметровую пушку Д-5Т, ходовую часть взяли от КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС. Модернизированный «Ворошилов» воевал с переменным успехом: с одной стороны, его пушка не позволяла немецким танкистам чувствовать себя в безопасности, с другой — машине не хватало брони.
Самые массовые танки — участники Великой Отечественной войны
1. Советский средний танк Т-34
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 84 070 штук
Вооружение: пушка калибра 76/85 мм, два пулемета калибра 7,62 мм
Скорость на пересеченной местности: 25 км/ч
Ни один танк в истории мирового танкостроения никогда не выпускался в таких колоссальных количествах. Больше половины из почти 85 тысяч «тридцатьчетверок» приходится на модификации самого первого варианта — Т-34-76 (детище легендарного конструктора Михаила Кошкина), вооруженного 76-миллиметровой пушкой Ф-34. Именно эти танки, которых к началу войны успели выпустить около 1800 штук, преподнесли танкистам вермахта неприятный сюрприз и заставили Германию спешно изобретать способы сделать свои бронированные машины способными на равных воевать с русскими. Именно эти машины вынесли на себе — в прямом смысле слова! — и тяжесть первых месяцев войны, и невероятное напряжение перелома в войне, и стремительность броска на запад, к Победе.
2. Американский средний танк М4 «Шерман»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 49 234
Вооружение: пушка калибра 75/76/105 мм, пулемет калибра 12,7 мм, два пулемета калибра 7,62 мм
Скорость на пересеченной местности: 40 км/ч
Свое имя — «Шерман», в честь героя Гражданской войны в США генерала Уильяма Шермана, — М4 получил сначала в Великобритании, и лишь потом оно стало общим для всех танков этой модели. А в СССР, куда ленд-лизовские М4 поставлялись с 1942 года по 1945 год, его чаще всего называли «эмча», по индексу. По числу танков, стоявших на вооружении Красной армии, М4 уступили только Т-34 и КВ: в СССР воевало 4063 «Шермана».
Этот танк не любили за излишнюю высоту, делавшую его весьма заметным на поле боя, и слишком высокий центр тяжести, из-за чего танки частенько опрокидывались даже при преодолении незначительных препятствий. Зато он был очень простым в обслуживании и надежным, комфортным для экипажа и вполне эффективным в бою. Ведь 75- и 76-миллиметровые пушки «Шерманов» с успехом уничтожали немецкие Т-III и Т-IV, хотя и оказались слабоваты против «Тигров» и «Пантер». А еще любопытно, что, когда на советско-германском фронте стали массово применяться реактивные гранатометы «фаустпатроны», именно танки М4 стали основой тактики борьбы с гранатометчиками, получившей название «метла». Четыре–пять автоматчиков, усевшихся на танк и пристегнувшихся форменными ремнями к скобам на башне, открывали огонь по любым укрытиям, где могли прятаться немцы, вооруженные «фаустпатронами». А все дело было в удивительной плавности хода «Шермана»: ни один другой танк Красной армии не позволил бы автоматчикам прицелиться на полном ходу из-за сумасшедшей тряски.
3. Американский легкий танк «Стюарт»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 23 685
Вооружение: пушка калибра 37 мм, три–пять пулеметов калибра 7,62 мм
Скорость на пересеченной местности: 20 км/ч
В американской армии легкие танки М3 «Стюарт» появились в марте 1941 года, когда стало ясно, что их предшественники М2 явно не соответствуют требованиям времени. Но «двойка» стала основой для создания «тройки», унаследовав как ее достоинства — высокую скорость и эксплуатационную надежность, так и недостатки — слабость вооружения и брони и ужасающую тесноту боевого отделения. Но зато танк был несложен в производстве, что и позволило ему стать самым массовым в мире легким танком.
Из почти 24 тысяч «Стюартов» основная часть разошлась по театрам боевых действий, где воевала сама американская армия. Четверть М3 досталась англичанам, а вторыми по числу полученных по ленд-лизу машин были советские войска. В Красной армии воевало 1237 (по американским данным, 1681, однако в США учитывали все отгруженные машины, часть из которых была уничтожена вместе с судами конвоев) танков «Стюарт» всех модификаций. Правда, в отличие от «Шерманов», они уважением у танкистов не пользовались. Да, они были надежными и простыми, но нормально перемещаться могли только по прямым и широким дорогам, а на узких и извилистых плохо маневрировали и легко опрокидывались. Их теснота стала притчей во языцех у советских танкистов, а установленные в бортовых нишах курсовые пулеметы в частях сразу снимали, дабы не тратить попусту патроны: прицелов эти пулеметы не имели вообще. Но зато М3 были незаменимы в разведке, а их небольшой вес позволял использовать «Стюарты» даже для десантных операций, как это было во время десанта под Южной Озерейкой в окрестностях Новороссийска.
4. Немецкий средний танк Т-4
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 8686
Вооружение: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм
Скорость на пересеченной местности: 25–30 км/ч
Первые танки Т-4 покинули ворота завода в 1937 году, а последние — в 1945-м. За восемь лет существования танк подвергался множеству модернизаций. Так, после встречи в бою с советскими Т-34 и КВ у него появилась более мощная пушка, а броня усиливалась и усиливалась по мере того, как у противника появлялись новые средства для борьбы с PzKpfw IV. Удивительно, но факт: даже после появления более мощных и сильных «Тигров» и «Пантер» Т-4 оставался основным танком вермахта — настолько велик был его модернизационный потенциал! И, что закономерно, эта бронированная машина пользовалась заслуженной любовью у танкистов. Во-первых, она была очень надежной, во-вторых, достаточно быстрой, а в-третьих, чрезвычайно комфортной для экипажа. И понятно почему: ради удобства размещения людей конструкторы отказались от сильных углов наклона брони. Впрочем, это же стало и слабым местом Т-4: что в борт, что в корму их легко поражали даже 45-миллиметровые советские противотанковые пушки. Кроме того, ходовая часть PzKpfw IV оказалась не слишком хороша для России с ее «направлениями вместо дорог», что внесло существенные коррективы в тактику применения танковых соединений на Восточном фронте.
5. Английский пехотный танк «Валентайн»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 8275 штук
Вооружение: пушка калибра 40 мм, пулемет калибра 7,92 мм
Скорость на пересеченной местности: 15 км/ч
Предназначенный для поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций, «Валентайн» стал самой массовой британской бронированной машиной, и, конечно, эти танки активно поставлялись в СССР по ленд-лизу. В общей сложности советской стороне было отгружено 3782 танка «Валентайн» — 2394 британских и 1388 собранных в Канаде. Дошло до советско-германского фронта на полсотни машин меньше: 3332 штуки. Первые из них попали в боевые части в самом конце ноября 1941 года, и, как писали в своих воспоминаниях немецкие участники битвы под Москвой, проявили себя не лучшим образом: пленные советские танкисты, дескать, от души ругали британские «жестянки».
Впрочем, как считают историки танкостроения, причиной всему была катастрофическая спешка, из-за которой экипажи просто не успели освоить технику так, как следовало, и оценить все ее возможности. Ведь «Валентайн» не случайно выпускался такой крупной серией. В полном соответствии с британской концепцией пехотного танка он не отличался высокой скоростью, зато был отменно бронирован. Фактически это был своего рода британский аналог советского КВ с гораздо более слабой пушкой и низкой скоростью, но зато куда более надежный и ремонтопригодный. После первого опыта боевого применения командование танковых подразделений Красной армии нашло неплохой вариант использования этих машин в бою. Их стали пускать в «связке» с более приспособленными к войне на Восточном фронте советскими машинами, ставя в пару с более маневренными, но менее защищенными легкими танками Астрова типа Т-70. Единственные проблемы, с которыми так и не удалось справиться, — это слабое артвооружение и ужасающая теснота «Валентайнов».
6. Немецкий средний танк «Пантера»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 5976 штук
Читайте в рубрике «История»
Тайна отречения последнего русского царяОтрекаясь от престола, он переставал быть помазанником Божьим, а народ, не вставший на его защиту, избавлялся от греха цареубийства Тайна отречения последнего русского царя
Вес: 45 т
Вооружение: пушка калибра 75 мм, два пулемета калибра 7,92 мм
Скорость на пересеченной местности: 25–30 км/ч
Первое появление Panzerkampfwagen (PzKpfw) V Panther — знаменитой «Пантеры» — на Восточном фронте приходится на Курскую битву. К несчастью для советских танкистов и артиллеристов, новый немецкий танк оказался не по зубам большинству орудий Красной армии. Зато сама «Пантера» «кусалась» издалека: ее 75-миллиметровая пушка пробивала броню советских танков с таких дистанций, на которой новая немецкая машина была для них неуязвима. И этот первый успех дал возможность немецкому командованию заговорить о том, чтобы сделать Т-5 (так новый танк назывался в советских документах) основным вместо «ветерана» Т-4.
Но реальность оказалась иной. Хотя «Пантера» стала вторым по массовости выпуска немецким танком Второй мировой войны, а кое-кто из танковых экспертов считает ее лучшим средним танком 1940-х, вытеснить Т-4 она не смогла. Как гласит распространенная легенда, своим появлением на свет «Пантера» обязана советскому Т-34. Дескать, Берлин, недовольный тем, что русским удалось создать танк, который не по зубам вермахту, потребовал сконструировать своего рода «немецкую тридцатьчетверку». Но, как известно, стремление повторить нечто, созданное противником, приводит к появлению пусть и более мощного, но менее пригодного к модернизации оружия: конструкторов держат в тисках характеристики прототипа и удачность его конструкции. Так случилось и с «Пантерой»: она сумела превзойти средние танки союзников, в том числе и Т-34, но так до конца военной карьеры и не избавилась от врожденных недостатков. А их было немало: легко выходившая из строя силовая установка, излишняя сложность системы опорных катков, чрезвычайно высокая стоимость и трудоемкость изготовления и так далее. К тому же если в противостоянии с танками «Пантера» показывала себя с наилучшей стороны, то артиллерия была ей всерьез опасна. Поэтому наиболее эффективно PzKpfw V действовали в обороне, а при наступлении несли существенные потери.
7. Немецкий средний танк Т-3
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 5865
Вооружение: пушка калибра 37/50/75 мм, три пулемета калибра 7,92 мм
Скорость на пересеченной местности: 15 км/ч
Пусть и не такой массовый, как Т-4, Panzerkampfwagen (PzKpfw) III с середины 1941-го по начало 1943-го составлял основу парка панцерваффе — танковых сил вермахта. А всему причиной странная для советской традиции система определения типа танка по… вооружению. Поэтому с самого начала имевший 75-миллиметровую пушку Т-4 считался тяжелым танком, то есть не мог быть основной машиной, а имевший 37-миллиметровое орудие Т-3 относился к средним и вполне претендовал на роль основного боевого танка.
8. Советский тяжелый танк КВ
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 4532
Вооружение: пушка калибра 76/85 мм, три пулемета калибра 7,62 мм
Скорость на пересеченной местности: 10–15 км/ч
«Клим Ворошилов» — а именно так расшифровывается аббревиатура КВ — стал первым советским тяжелым танком классической схемы, то есть однобашенным, а не многобашенным. И хотя опыт его первого боевого применения во время Зимней войны 1939–1940 годов оказался не самым лучшим, новую машину поставили на вооружение. В том, насколько верным было это решение, военные убедились после 22 июня 1941 года: даже после нескольких десятков попаданий снарядов немецких орудий тяжелые КВ продолжали вести бой!
Но непробиваемый КВ требовал очень внимательного отношения к себе: на тяжелой машине быстро выходили из строя силовой агрегат и трансмиссия, страдал двигатель. Зато при должном внимании и с опытными экипажами танки КВ даже первых серий умудрялись проходить без ремонта мотора по 3000 км. Да и со своей основной задачей непосредственной поддержки штурмующей пехоты машина справлялась отменно. Она могла долго двигаться со скоростью пешего бойца, позволяя пехотинцам все время скрываться за броней, которая была не по зубам большинству наиболее распространенных в то время противотанковых пушек вермахта.
Летом 1942 года, когда стало понятно, что тяжелые танки, даже если их главной задачей остается непосредственная поддержка прорыва пехоты, должны обладать большей маневренностью и скоростью, появился КВ-1с, то есть скоростной. За счет чуть более тонкой брони и доработанного мотора его скорость выросла, новая коробка передач стала более надежной, а эффективность боевого применения выросла. А в 1943 году, как ответ на появление «Тигров», у КВ появилась модификация с новой башней и новым 85-миллиметровым орудием. Но модифицированная модель недолго простояла на конвейере: на смену ей уже осенью пришли тяжелые танки серии ИС — гораздо более современные и эффективные.
9. Советский тяжелый танк ИС-2
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 3475
Вооружение: пушка калибра 122 мм, пулемет калибра 12,7 мм, три пулемета калибра 7,62 мм
Скорость на пересеченной местности: 10–15 км/ч
Первые танки серии ИС — «Иосиф Сталин» — разрабатывались параллельно с модернизацией танков КВ, на которые ставили новое 85-миллиметровое орудие. Но очень скоро стало ясно, что этой пушки мало, чтобы на равных вести бои с новыми немецкими танками «Пантера» и «Тигр», имевшими толстую броню и более мощные 88-миллиметровые орудия. Поэтому после выпуска сотни с небольшим танков ИС-1 на вооружение был принят ИС-2, вооруженный 122-миллиметровой пушкой А-19.
Неуязвимый для большинства противотанковых пушек вермахта, да и многих танковых тоже, ИС-2 мог играть для пользующейся его поддержкой пехоты роль не только бронированного щита, но и артиллерийской поддержки, и противотанкового средства. 122-миллиметровая пушка вполне позволяла решать все эти задачи. Правда, она же была и причиной одного из существенных минусов ИС-2. Обслуживаемая единственным заряжающим, пушка с тяжелым снарядом была нескорострельной, позволяя вести огонь со скоростью 2–3 выстрела в минуту. Зато непревзойденная броня давала возможность использовать ИС-2 в новой роли — как броневую основу штурмовых групп, действовавших в городах. Пехотинцы-десантники защищали танк от гранатометчиков и расчетов противотанковых пушек, а танкисты громили укрепленные огневые точки и ДОТы, расчищая путь пехоте. Но если пехотинцы не успевали выявить гранатометчика, вооруженного «фаустпатроном», то ИС-2 сильно рисковал. Размещенные внутри танка топливные баки делали его чрезвычайно пожароопасным (в огне очень часто погибал механик-водитель, не имевший своего люка и выходивший последним через башню), а боеукладка на дне боевого отделения при попадании кумулятивного снаряда почти гарантированного взрывалась, уничтожая весь экипаж.
10. Немецкий тяжелый танк «Тигр»
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: 1354
Вооружение: пушка калибра 88 мм, два–три пулемета калибра 7,92 мм
Скорость на пересеченной местности: 20–25 км/ч
Вопреки распространенному мнению, что своим появлением Panzerkampfwagen (PzKpfw) VI Tiger обязан столкновением напавшей на СССР Германии с новыми советскими танками Т-34 и КВ, разработки тяжелого танка прорыва для вермахта стартовали еще в 1937 году. К началу 1942-го машина была готова, ее приняли на вооружение под индексом PzKpfw VI Tiger и направили первые четыре танка под Ленинград. Правда, этот первый бой был для них неудачным. Зато в последующих сражениях тяжелый немецкий танк полностью подтвердил свое кошачье имя, доказав, что, как и настоящий тигр, остается самым опасным «хищником» на поле боя. Особенно заметно это было в дни битвы на Курской дуге, где «тигры» оказались вне конкуренции. Вооруженный длинноствольной пушкой танк с мощной броней был неуязвим и для советских танков, и для большинства противотанковых орудий, во всяком случае в лоб и издалека. А чтобы поразить его в борт или корму с ближней дистанции, нужно было еще умудриться занять столь выгодную позицию. Это было весьма непростым делом: экипаж Т-6, как назывался «Тигр» в советских документах, имел превосходную систему наблюдения за полем боя.
Лишь позже, когда появились советские ИС-2, созданные на их базе САУ ИСУ-152 и пушки БС-3, на «тигров» нашлась управа. Не случайно ИСУ-152 и БС-3 в войсках получили уважительное прозвище «Зверобой». Но это произошло только в 1944 году, а до этого времени танк PzKpfw VI был вне конкуренции. Он и сегодня считается одним из лучших тяжелых танков гитлеровской Германии, да и всей Второй мировой войны. Однако выпустили «тигров» недостаточно для того, чтобы эти дорогущие — стоимость одной машины достигала 800 000 рейхсмарок и была втрое выше стоимости любого другого танка того времени! — и мощные машины оказали кардинальное влияние на ход войны.