какие танки воевали в 1 мировой войне

Основные особенности танков Первой мировой войны, наиболее удачные образцы

Английские танки

В феврале 1915 года правительство Великобритании сформировало особую структуру со странным названием Landships Committee, то есть «Комитет сухопутных кораблей». В его состав вошли морские офицеры, несколько политиков, а также инженеры. Руководил новым комитетом Уинстон Черчилль, который в то время занимал пост Первого Лорда Адмиралтейства. Именно эта структура, название которой представляло собой прямой намек на рассказ Уэллса, занялась созданием машин, которые впоследствии стали называть танками.

Конструкторские работы осуществляли инженеры Уолтер Вильсон и Уильям Триттон, а первоначальная идея машины, использующей гусеничный движитель для уверенной езды по местности, изобилующей окопами и воронками, принадлежала подполковнику Данлопу Суинтону. Первый прототип танка, получивший название «Маленький Вилли», изготовили менее чем за месяц – работы продлились с 11 августа по 9 сентября 2015 года. В качестве основы было использовано шасси первого в мире серийного гусеничного трактора, созданного американским предпринимателем и инженером Бенджамином Холтом еще в 1904 году.

Спустя шесть дней эта машина совершила пробный выезд, закончившийся неудачно – вначале порвалась одна гусеница, а после её починки – вторая. Ко всему прочему, сразу же выяснилось, что «Маленький Вилли» не способен преодолеть препятствия выше шестидесяти сантиметров, да и в целом не отличается хорошей проходимостью.

Для того, чтобы решить эти проблемы, Триттон и Вильсон изменили форму машины, сделав её боковой профиль похожим на сплюснутый ромб. Чтобы увеличить высоту преодолеваемого препятствия, гусеницы пропустили по верхней кромке корпуса. Таким образом, от исходного «тракторного» шасси фактически ничего не осталось.

Видоизмененная машина получила имя «Большой Вилли». В конце января 1916 года состоялась первая демонстрация «сухопутного броненосца» представителям военного кабинета Великобритании. Затем устрашающую машину показали королю Георгу V, который немедленно одобрил решение о начале серийного производства. Чтобы немецкие шпионы не поняли, что именно строится на военных заводах и перевозится во Францию, «броненосцу» присвоили вводящее в заблуждение название «танк», что тогда обозначало просто резервуар для жидкости (обычно для горючего). Официальным же именем новой машины стало Mark I (сокращенно Mk I).

Тактико-технические характеристики первого танка были таковы:

Длина танка9,75 м
Ширина4,13 м
Высота2,45 м
Боевая масса28 450 кг
Мощность силовой установки105 л.с.
Скорость (максимальная)6 км/ч
Запас хода30 или 38 км (по разным данным)
Толщина брониЛоб и борта – 10-12 мм, днище и крыша – 5-6 мм
Экипаж8 человек

Длина приведена вместе с колесным «хвостом», который был предназначен для увеличения маневренности, а также для преодоления особо широких рвов. Впоследствии «хвосты» демонтировали. Ширина – без учета спонсонов.

Второй вариант – это «самец», основу вооружения которого составляли две шестифунтовые пушки. Они представляли собой модифицированные 57-мм морские орудия, первоначально предназначенные для борьбы с быстроходными кораблями. Кроме того, «самец» оснащался двумя «гочкисами» в боковых спонсонах, и еще двумя такими же ручными пулеметами в передней и задней частях машины. Боекомплект пушек состоял из 334-х снарядов.

Всего было изготовлено 150 танков Mk I, после чего сериями по 50 штук выпускались также его усовершенствованные варианты – Mark II и Mark III. Самым же массовым стал Mk IV – общее количество таких машин превысило тысячу.

От своих предшественников этот танк отличался несколько усиленным бронированием, более широкими гусеницами, улучшенной конструкцией смотровых щелей, а также составом вооружения. На Mark IV вместо «виккерсов» устанавливались более легкие ручные пулеметы «льюис», а стволы у пушек укоротили почти в два раза – раньше они часто цеплялись за различные боковые препятствия.

Кроме того, крупной серией не менее чем в 400 штук был выпущен танк Mark V. На нем устанавливался более мощный двигатель, специально разработанный для этой машины. Еще одним важным усовершенствованием стала новая трансмиссия, что позволило сократить количество членов экипажа и упростить управление.

До конца войны было выпущено около двухсот «Уиппетов», и в 1918 году они показали неплохие результаты на поле боя. Но хотя эти машины и были более перспективными, чем «ромбы», попытки создания на их базе полноценных средних танков Mk B, а затем и Mk C, успеха не принесли, дело не продвинулось дальше изготовления пробных партий.

Французские танки

Следует отметить, что во Франции хорошо знали о том, что в Англии планируют использовать гусеничные трактора Холта в военных целях. Эжен Брилье, главный конструктор компании Schneider-Creusot, сам наблюдал за испытаниями этих машин в начале 1915 года. После возвращения во Францию он приступил к разработке бронированной модификации одного из таких тракторов – малогабаритного Baby Holt. Но полковник Этьен полагал, что следует использовать более длинное шасси, и его мнение в конечном счете возобладало.

Первый французский танк получил название Char d’Assault-1 (CA-1), что можно перевести как «штурмовая колесница». Спроектировали его всего за два дня: 20 декабря 1915 года Этьен побеседовал с Брилье, а 22 декабря чертежи уже были готовы.

При взгляде на CA-1 хорошо заметно, что он во многом похож на «маленького Вилли». Это вполне естественно, если учесть, что использовано одно и то же гусеничное шасси. Но если англичане затем отказались от него, то французы подвергли эту исходную основу сравнительно небольшим изменениям. Причин этого было две:

Получившийся в результате CA-1 оказался, пожалуй, самым неудачным из всех танков Первой Мировой войны. Размещение пушки в передней лобовой части, причем даже не по центру, а с правой стороны, резко огранило угол обстрела. Это обозначало, что в ходе боя танк придется то и дело поворачивать всем корпусом в сторону цели. Носовой выступ, предназначенный для прорыва проволочных заграждений, оказался слишком тяжелым, машина «клевала носом» при движении.

В дальнейшем танк, созданный компанией Schneider, попытались улучшить. Были разработаны модификации, получившие название CA-2 (облегченная машина с 47-мм орудием) и CA-3 (вариант с усиленным бронированием и более мощным двигателем), но успеха добиться не удалось – исходный проект оказался тупиковым.

Примерно через три месяца после начала работ над CA-1 другая французская компания, FAMH, приступила к созданию еще одного танка, получившего название «Сен-Шамон» (Saint Chamond). В качестве основы опять было использовано гусеничное шасси Холта, но в этом случае оно было удлинено практически в два раза.

Как и CA-1, «Сен-Шамон» представляет собой скорее самоходную артиллерийскую установку, чем танк. Правда, орудие на сей раз установили по оси машины, что всё же несколько лучше.

Проходимость и маневренность «Сен-Шамона» были не на высоте. Танк оказался слишком тяжелым для своего двигателя и непомерно длинным. Последнее во многом было связано с размещением в задней части машины дублирующего поста управления. В ходе «доводки» конструкцию танка пришлось упростить, заменив поворотные башенки командира и водителя на обычные бронеколпаки. Кроме того, были сняты экраны, защищавшие ходовую часть.

В итоге и CA-1, и «Сен-Шамон» оказались явно хуже своих английских «собратьев». Но полковнику Этьену всё же удалось взять реванш – ведь именно он стал инициатором создания лучшего и самого перспективного танка Первой Мировой войны – Renault FT-17.

Впервые Этьен повстречался с Луи Рено еще до того, как обратился к услугам компании Schneider. Но в декабре 1915 года этот предприниматель отказался участвовать в создании танков, сославшись на полное отсутствие какого-либо опыта этой сфере. Но в июле 1916-го Этьен всё же смог переубедить Рено. На этот раз речь шла о создании несколько иной машины, а именно простого по конструкции лёгкого танка, на который можно было бы поставить обычный автомобильный двигатель.

Renault FT-17 вполне можно назвать предком и Т-34, и «Тигра», и Т-90, и «Абрамса». Не случайно эта машина активно использовалась вплоть до второй половины 40-х годов прошлого века, намного пережив все другие танки Первой Мировой войны.

Тактико-технические характеристики французских танков Первой Мировой войны выглядят следующим образом:

CA-1Saint ChamondRenault FT-17
Длина танка6,32 м9,24 м (с пушкой)4,96 м (с «хвостом»)
Ширина2,05 м2,67 м1,74 м
Высота2,3 м2,36 м2,14 м
Боевая масса14,6 (максимум)22 тонны7 тонн
Экипаж682
Скорость8 км/чДо 9 км/ч по шоссе7,8 км/ч
Запас хода48 км60 кмОт 35 до 65 км
Бронирование11,4 ммЛоб – 17 мм, борт – 8 мм16 мм, наклонная броня
ВооружениеПушка 75 мм, 2 пулемета 8 мм.Пушка 75 мм (обр. 1897 года или T.R), 4 пулемета 8 ммПушка 37 мм или пулемет 8 мм
Мощность двигателя65 л.с.90 л.с.39 л.с.

Всего за время войны было изготовлено 400 танков «Сен-Шамон», такое же количество CA-1 и 3187 Renault FT-17 (после окончания боевых действий выпуск этих машин долгое время продолжался, в том числе и в других странах).

Немецкие танки

Из всех промышленно-развитых стран наименьшее количество гусеничных бронированных машин выпустила Германия. Несмотря на то, что кое-какая информация о создании нового средства войны из Британии просачивалась, немецкие генералы не придали ей особого значения. Лишь после того, как в сентябре 1916 года первые английские Mk I появились на поле боя, в Германии стали относиться к этому оружию всерьез.

Тактико-технические характеристики танка A7V:

Длина танка7,35 м
Ширина3,06 м
Высота3,3 м
Боевая масса30 тонн
ЭкипажДо 18 человек
Скорость12 км/ч
Запас хода35 км
БронированиеЛоб – 30 мм, борта – 20 мм
Вооружение57 мм орудие, пять пулеметов MG.08 (7,92мм)
Мощность силовой установки200 л.с. (два двигателя)

Разработка этой машины и постройка первых опытных экземпляров в условиях продолжавшейся войны затянулись. В общей сложности было изготовлено 20 таких танков. Все они принимали участие в боевых действиях.

Основными недостатками A7V стали слишком большая высота и плохая центровка – танк мог опрокинуться. Кроме того, размещение пушки было признано неудачным. Пытаясь исправить ситуацию, немецкие конструкторы попробовали создать собственную версию английского «ромба». Этот танк, получивший обозначение A7VU, так и остался экспериментальной машиной – времени и ресурсов на её «доводку» не хватило.

Попытки создания танков в России

Несмотря на то, что в годы правления императора Николая II-го в России наблюдался достаточно интенсивный рост экономики, общий уровень промышленного развития страны по-прежнему оставлял желать много лучшего. Соревноваться с Великобританией или Францией в деле создания новых боевых машин в таких условиях было невозможно.

Тем не менее российские конструкторы в годы Первой Мировой войны всё же разработали несколько проектов танков. Наибольшую известность получил так называемый «Вездеход» – машина, созданная А.А. Пороховщиковым. Поскольку этот проект возник еще в 1914 году, его создатель даже попытался оспорить приоритет Великобритании в изобретении танков.

К сожалению, относиться всерьез к проекту «Вездехода» или «Вездехода-2» (представлен в январе 1917 год) попросту невозможно. Пороховщиков был явным дилетантом, хотя, видимо, и талантливым. Достаточно сказать, что поворачивать «Вездеход» приходилось при помощи жерди. Бронекорпус и вооружение на прототип никогда не ставили, а если бы это было сделано, то машина, скорее всего, просто увязла бы в грунте.

Как следует из воспоминаний Микулина и Стечкина, Лебеденко был не инженером, а довольно ловким, но авантюристичным предпринимателем, у которого имелись знакомства в «высших кругах». Это и позволило ему получить подряд на создание монструозного «Царь-танка», опиравшегося на гигантские колеса вышиной в 9 метров.

Как и следовало ожидать, проект провалился – «Нетопырь», как называли его сами же создатели, завяз в земле и сломался во время первого же пробного выезда.

Боевое применение танков

В то же время стало ясно, что бронированные машины нуждаются в доработке. Из 49 танков, которые предполагалось ввести в бой, пять застряло в болоте, а еще 26 поломались – 17 на марше и 9 сразу после начала атаки. Успеху же во многом способствовал «психологический фактор» – немецкие солдаты ничего подобного ранее не видели и поддались панике. В дальнейшем на такой эффект рассчитывать уже не приходилось.

Наибольшего практического эффекта английским «ромбовидным» танкам удалось добиться 8 августа 1918 года, в день начала Амьенской операции. В бой пошли сразу 415 бронированных машин, что стало для немцев настоящим шоком. В результате оборона рухнула. Этот успех стал первым шагом на пути к окончательной победе Антанты над Германией.

Первый эпизод массированного применения французских танков закончился тяжелым поражением. Это произошло 16 апреля 1917 года. В бой было отправлено 128 CA-1, из которых вернулось назад только 10.

Немецкие танки A7V использовались в войне лишь эпизодически – их было слишком мало. Тем не менее им удавалось добиться локальных успехов, причем, что интересно, каждый раз они вызывали панику в рядах солдат Антанты. Кроме того, A7V стал участником первого в истории танкового боя. Победу в нем одержали англичане, в основном за счет удачного маневрирования.

Подводя итоги, можно отметить, что при создании танков английским, французским и немецким инженерам пришлось «прыгать выше головы» – задачи, которые ставились военными перед новыми боевыми машинами, заметно превосходили уровень развития технологий, достигнутый к 1915 году. В результате большинство изобретенных в ходе Первой Мировой войны танков оказались «тупиковыми ветвями», а дальнейшее развитие бронетехники пошло по совсем иному направлению, предугадать которое удалось лишь создателям Renault FT-17.

Источник

Танки Первой мировой войны

Тяжелый танк MK. I (Великобритания)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.

Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала. Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда.

Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.

Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Первый же опыт боевого применения танков Mk. I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. В начале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk. II и Mk. III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk. II и Мк. III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа.

На машинах следующей модификации — Mk. IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk. IV не случайно стал самым массовым английским танком. С апреля по декабрь 1917 г. их было выпущено около 1200 штук.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Танк Mk. V, сменивший в производстве Мк. IV в декабре 1917 г., явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 г., а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk. V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk. IV или Mk. V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 г. под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk. IV и Mk. V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk. IV воевали в кайзеровской армии, a Mk. V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk. V и Мk. V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет. Единичные экземпляры Mk. V имелись в Вооруженных Силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 г.

Легкий танк «Whippet» (Великобритания)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Накопленный опыт использования средних французских и собственных тяжелых танков привел к распространению среди британских военных мнения о необходимости дополнить тяжелые боевые машины более подвижными легкими, которые могли бы стать своего рода «стальной кавалерией», способной развивать успех при прорыве укрепленных линий противника тяжелыми танками и действовать в его оперативном тылу.

В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фуллером, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне. Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 г., прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 г. последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 г. танк пошел в серию в безбашенном варианте.

В марте 1918 г. первые серийные танки, получившие обозначение Mk. А, сошли со сборочной линии завода. Новая машина развивала скорость, более чем вдвое превышавшую скорость танка Mk. IV, и по этой причине Mk. А получил неофициальное название «Уиппет» («борзая»).

Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. При выходе из строя хотя бы одного мотора машина двигаться дальше не могла.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Несмотря на увеличение максимальной скорости, из-за того что подвеска танка осталась жесткой, реальная скорость танков Мк. А при движении по бездорожью осталась по-прежнему невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, да и обзор из кормовой рубки был неважным. Тем не менее, по надежности Мк. А заметно превосходили своих более тяжелых «коллег». Танкисты говорили, что «борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым боевым машинам Mk. I — Мк. V из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.

Первые танки Мк. А поступили в войска в марте 1918 г., а боевое крещение нескольких первых «Уиппетов» состоялось в бою в районе Мэйн-Мэйс 26 марта. 8 августа того же года в сражении под Амьеном участвовало уже 96 машин этого типа, и там они впервые в истории танковых войск совершили нечто, похожее на оперативный прорыв: оторвавшись от своей пехоты, танки в сопровождении кавалерии провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.

Трофейные «Уиппеты» использовались в немецкой армии. Они также состояли на вооружении войск интервентов и белогвардейцев во время Гражданской войны в России, а затем в качестве трофеев даже попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» (по фамилии конструктора двигателей) эксплуатировались вплоть до начала 30-х гг. В начале 20-х гг. несколько танков было продано в Японию.

В британской же армии танки Мк. А служили недолго — вскоре после войны они были заменены более совершенными средними танками Мк. В и Мк. С.

Тяжелый танк A7V (Германия)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Работы по проектированию велись в большой спешке и завершились к концу года. 16 января 1917 г. в Берлин-Мариенфельде было продемонстрировано готовое шасси с деревянным макетом бронекорпуса, а уже 20 января Военное министерство подготовило заказ на постройку 100 машин, причем предполагалось, что бронированными будут только 10 из них.

В результате испытаний опытных образцов танка A7V выявился целый ряд серьезных недостатков в системе охлаждения двигателей, трансмиссии и ходовой части, которая, как и у французских танков, была выполнена на базе трактора «Holt». Их устранение в условиях постоянно ухудшающегося экономического положения Германии и острого дефицита различных материалов сильно затянуло работы, поэтому первый серийный A7V удалось завершить только в октябре 1917 г.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Для обеспечения требуемой скорости из-за нехватки мощных двигателей конструкторам пришлось применить двухдвигательную силовую установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Броневой корпус одного из двух вариантов, отличавшихся лишь количеством броневых деталей, устанавливался на раме. При этом толщина и качество брони позволяли противостоять не только бронебойным винтовочным пулям, но даже осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии.

Поскольку в основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, то в целом танк A7V представлял собой, скорее, «подвижный форт», хорошо приспособленный для ведения круговой обороны, чем средство для прорыва обороны противника и поддержки наступающей пехоты. Бронирование ходовой части и подвешенные над днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести заметно снижали проходимость машины. Танк уверенно двигался по рыхлому грунту только на ровной местности и легко опрокидывался даже при самом незначительном боковом крене.

До конца войны удалось построить всего 20 танков A7V (каждому из которых присваивалось собственное имя), успевших принять с переменным успехом участие в ряде важных сражений заключительного этапа Первой мировой войны. Если танковые атаки, предпринятые 21 марта 1918 г. под Сен-Кантеном и 24 апреля под Виллер-Бретонне, завершились успешно, то 15 июля под Реймсом все 20 участвовавших в наступлении танков (A7V и трофейные) были подбиты артиллерией противника. Но справедливости ради нужно сказать, что неудачи, постигавшие танки A7V, были обусловлены не столько недостатками конструкции, сколько малочисленностью машин и плохой подготовкой их экипажей — у немцев просто не было времени и возможности проводить должное обучение.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Средний танк «St. Chamond» (Франция)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Одновременно с выдачей фирме «Schneider» заказа на производство 400 танков начальник Управления автомобильной службы французской армии добился от главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ расположенной в городе Сен-Шамон компании FAMH. На фирме постарались, и всего через два месяца 27 апреля 1916 г. верховному командованию было доложено о проекте бронетрактора, якобы обладающего по сравнению со «Schneider» рядом существенных преимуществ. В результате компания FAMH также получила заказ на 400 машин.

В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с фирмы «Schneider», проигнорировали опыт английских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Holt», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессоривание, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными, как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».

Корпус танка, получившего название «St. Chamond», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «St. Chamond» электромеханической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало несравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «St. Chamond» получился довольно-таки скоростным танком — на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч. Хоть на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения возникновения поломок не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.

Первые танки «St. Chamond» (обр. 1916 г.) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 г., выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изменений. Поскольку бортовые бронелисты, прикрывающие ходовую часть, существенно снижали и без того низкую проходимость, их сняли. Гусеницы расширили сначала с 32 до 41, а затем и до 50 см. Получившийся в результате доработки вариант «St. Chamond» и был запущен в серийное производство. Не прошло и года, как танк снова подвергся модернизации: его крыша стала двускатной, а место цилиндрических башенок заняли прямоугольные. Кроме того, было усилено бронирование. После выпуска 160 машин на них заменили и артсистему — вместо специальной танковой стала устанавливаться полевая 75-мм пушка фирмы «Schneider».

Впервые танки «St. Chamond» пошли в бой 5 мая 1917 г.: 16 машин этого типа при поддержке двух рот танков «Schneider» двинулись на немецкие позиции, но не сумели преодолеть окопы и остановились перед ними. Один за другим они были уничтожены артиллерией противника. Звездный час для французских танков наступил не скоро — лишь 18 июля 1918 г. под Суассоном, когда на противника двинулись одновременно 216 танков «Schneider», 131 танк типа «St. Chamond» и 220 легких танков «Renault» FT-17. Из всей бронированной армады именно машины «St. Chamond», оказавшись наиболее устойчивыми к ружейно-пулеметному огню противника, смогли повести за собой пехоту, демонстрируя при этом всю свою огневую мощь. Всего же «St. Chamond» приняли участие в 375 боях Первой мировой войны.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Последняя серийная машина этого типа вышла из сборочного цеха завода в марте 1918 г. Выбывающие из строя танки стали постепенно заменяться более эффективными «Renault» FT-17 и к концу войны в войсках оставалось лишь 72 танка «St. Chamond», из которых 50 уже были переделаны в транспортеры.

Легкий танк «Renault» FT-17 (Франция)

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

В июле 1916 г. главному идеологу французского танкостроения, полковнику Ж.-Б. Этьену, удалось убедить известного промышленника и конструктора Луи Рено взяться за проектирование легкого танка непосредственного сопровождения пехоты, который должен был стать отличным дополнением к средним танкам. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за дело.

С марта 1918 г. новые танки, получившие официальное обозначение «легкий танк «Renault” FT модель 1917 г.» (в обиходе его сократили до более краткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития. Компоновка, впервые примененная на танке «Renault» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне — в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по такой схеме.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

«Renault» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной в производстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».

«Renault» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели.

какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть фото какие танки воевали в 1 мировой войне. Смотреть картинку какие танки воевали в 1 мировой войне. Картинка про какие танки воевали в 1 мировой войне. Фото какие танки воевали в 1 мировой войне

Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Renault» FT-17, что сделало их самой массовой машиной Первой мировой войны. За относительно короткий период — с 31 мая по 11 ноября 1918 г. — «Renault» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *