какие танцы написал прокофьев
Прокофьев и балет. Роман длиною в жизнь
к 125-летию композитора
Отношения Сергея Прокофьева с балетом складывались непросто. Его балетная музыка вызывала весьма противоречивые оценки критики, на этом поприще он переживал и оглушительные поражения, и головокружительный успех и часто, очень часто оказывался непонятым как собратьями по цеху, так и представителями балетного мира. И, тем не менее, он вновь и вновь обращался к хореографическому жанру, подарив миру удивительные балеты, среди которых непревзойденный шедевр, совершивший триумфальное шествие по сценическим площадкам мира — бессмертные «Ромео и Джульетта».
Впервые девятилетний Серёжа Прокофьев побывал на балете в 1900 году, это была «Спящая красавица» Чайковского. Впечатления остались неоднозначные. К этому возрасту юный музыкант уже успел сочинить оперу «Великан», но и подумать не мог, что написание музыки к балету тоже окажется его судьбой.
Поворотным моментом стало знакомство с творчеством труппы Сергея Дягилева, он был захвачен «Дафнисом и Хлоей» Равеля и двумя балетами Стравинского: «Жар-птицей» и «Петрушкой». В беседах с Дягилевым возникают первые, неясные еще очертания балета на русскую доисторическую тему, воссоздающего атмосферу скифского «варварства» – «Ала и Лоллий». Инициатива принадлежала Дягилеву, а натолкнула его на эти мысли, несомненно, «Весна священная». Под влиянием гениальной музыки Стравинского состоялась первая проба пера Прокофьева в балетном жанре. Несколько позже – между 1915 и 1920 гг. – возникает балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Помня о том, какую злую шутку сыграла с ним слабость либретто предыдущего произведения, на этот раз Прокофьев сам становится либреттистом, заимствуя сюжет в народных сказках в пересказе Афанасьева. Озорная музыка русского характера удалась композитору. Балет получился живой, изобилующий остроумными эпизодами и напоминающий «скоморошьи игрища».
Вскоре после возвращения на Родину, в 1933 году, Прокофьев задумывается о создании балета по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Тему подсказал известный шекспировед, в то время – художественный руководитель Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Сергей Радлов. Композитор приступил к работе над партитурой, одновременно создавая либретто совместно с Радловым и видным ленинградским критиком, театроведом и драматургом Адрианом Пиотровским. В 1936 году балет был представлен дирекции Большого театра, с которым у авторов был договор. Любопытно, что в первоначальном варианте сценария предусматривался счастливый конец. Музыка балета, показанная руководству театра, в целом понравилась, но коренное изменение смысла трагедии Шекспира привело к яростным спорам. В конечном счете, авторы согласились с упреками в вольном обращении с первоисточником и сочинили трагический финал.
Однако и в этом виде балет дирекцию не устроил. Музыку сочли «нетанцевальной» и договор расторгли. В этом решении сыграла роль сложившаяся политическая обстановка: в начале 1936 года в «Правде» были опубликованы печально известные статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», шельмующие Шостаковича. Подвергся репрессиям и соавтор либретто Адриан Пиотровский. Дирекция решила не рисковать.
Итак, Большой театр от заказа отказался, Ленинградское хореографическое училище тоже не осмелилось ставить спектакль на непривычную по тем временам музыку. Так и получилось, что мировая премьера «Ромео и Джульетты» состоялась в 1938 году в Чехословакии (г.Брно). Балет в одном акте в хореографии Иво Псоты имел оглушительный успех, после чего Советский Союз решил незамедлительно поставить этот спектакль на сцене Кировского театра.
Ленинградская постановка далась хореографу Леониду Лавровскому ценой огромной, напряженнейшей работы, поисков и ожесточенных споров с композитором. Прокофьев отбивался от требований внести изменения и дополнения – мол, на дворе 1940-й, четыре года прошло, как все написал и закрыл для себя эту тему. Однако Лавровский победил, и в результате был написан целый ряд новых танцев и драматических эпизодов. Именно в этой редакции спектакль приобрёл всемирную известность и был назван вершиной творческих поисков советского балета трех десятилетий.
Продолжает балетный ряд Прокофьева изумительная «Золушка» – тем более удивительная, что написана эта самая сказочная из балетных сказок в 1941-44 годах… И путь ее на сцену тоже был непростым. Майя Плисецкая: «Перед премьерой «Золушки» театр накалился добела. Музыка, зазвучавшая на планете впервые, была непривычна. Оркестранты, то ли от лености, то ли от испорченности марксистскими догмами – что искусство принадлежит народу, – почти взбунтовались против Прокофьева. И раньше его партитуры упрощали и переоркестровывали в стенах нашего театра. Хрестоматийный пример, теперь уже помещаемый в каждом музыкальном учебнике, – «Ромео», переоркестрованное музыкантом оркестра Борисом Погребовым, на потребу косным и глухим танцорам. Громче, громче, мы ничего не слышим, почему так тихо, верещали они со сцены. Прокофьев ходил на все репетиции и, двигая желваками, интеллигентно молчал. Мне его жалко было. Нелегко, наверное, это все вынести».
Сегодня, 125 лет спустя со дня рождения композитора и через 63 года после его смерти, все его балеты не просто живы, а стали классикой и вошли в сокровищницу мировой музыки.
Ритм – это страшная сила, Шесть фрагментов из музыки Прокофьева
В начале ХХ века в музыке произошла смена власти. Лирическую мелодию – царицу романтизма – довольно бесцеремонно потеснил ритм. Мелодия, конечно, не сдалась без боя, но эпохе революций, мировых войн и стремительного научно-технического прогресса всё же больше подошёл саундтрек с чётким ритмом. Недаром человечество в ХХ веке так полюбило джаз, рок, рэп и “Болеро” Равеля.
Прокофьев с его рациональным умом (спорт, шахматы и автомобили были его страстью) понял это одним из первых. Вот шесть фрагментов из его сочинений, которые и сейчас производят сильное впечатление мощью своей ритмической энергии.
1. Токката (1912 год)
Эта пьеса не просто музыка, а настоящий манифест новых фортепианных звучаний.
Долой мистику фортепианного туше, педальных наплывов и поэтических грёз! Даёшь конструктивизм, энергию механической силы и эйфорию скорости! В конце концов, фортепиано – ударный инструмент.
ДЛЯ СПРАВКИ: Туше – это способ нажатия (прикосновения) клавиш, влияющее на звук. А под “педальным наплывом” имеется в виду такой эффект, когда использование правой педали рояля образует длящиеся, висящие в воздухе звучания.
“Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. … Не могу удержаться от вопля восторга!
– написал Мясковский по поводу этой пьесы.
Действительно остроумно, если учесть, что эта футуристическая музыка полностью, до мелочей, соответствует духу и форме баховской токкаты. Прокофьев чтил традиционные структуры.
Юджа Ванг (Yuja Wang, 王玉佳) со своей пуленепробиваемой техникой.
2. “Чужбог и пляска нечисти” из “Скифской сюиты” (1914 год)
После шумного парижского скандала с балетом Стравинского “Весна священная” Сергей Дягилев, отлично понимавший, что такое пиар, решил двигаться в том же направлении. Он заказал балет на похожую (языческую) тему молодому Прокофьеву.
Но результат (балет “Ала и Лолий”) его не устроил, и композитору пришлось переработать музыку в симфоническую сюиту. Она получила называние “Скифской”.
Во второй части, где страшный Чужбог (этого “иностранного” бога придумал автор балетного либретто Сергей Городецкий) со своей армией нечисти идёт в наступление на скифов, Прокофьев не пожалел литавр и барабанов.
Уже на репетициях были пострадавшие.
“Я заставил Cass’y [барабаны] и литавры начинать елико возможно сильнее, те разъярились и закатили такой грохот, что их сосед, второй тромбонист, бледный, вскочил и закричал: “Я уйду!… Я уйду!… Я не могу выносить такого треску!”
— из дневника Прокофьева.
На премьере ударник “разъярился” ещё пуще, и вошёл в такой раж, что порвал кожу на литаврах. А шокированный Глазунов демонстративно покинул зал.
Впоследствии “Чужбог и пляска нечисти” была в большом почёте у просвещённых рокеров. Её обработке сделали Emerson, Lake & Palmer, а Metallica только что выпустила новый альбом (S&M2),где они играют эту часть с симфоническим оркестром Сан-Франциско, да ещё с предварительной лекцией о Прокофьеве.
3. “Тревога” из музыки к спектаклю “Египетские ночи” (1935 год)
У Пушкина есть незаконченная повесть под таким названием. Александр Таиров – режиссёр Московского камерного театра – поставил спектакль по мотивам этого сочинения, присоединив к нему “Цезаря и Клеопарту” Бернарда Шоу и “Антония и Клеопатру” Шекспира. Клеопатру играла Алиса Коонен. Музыку к нему написал Прокофьев.
4. “Ледовое побоище” из кантаты “Александр Невский”
Кантата “Александр Невский” – это великолепный продукт вторичной переработки музыки Прокофьева к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна.
В пятой части Прокофьев разворачивает батальное полотно – картину битвы крестоносцев и войска Александра Невского на Чудском озере.
Эту музыку нужно обязательно слушать живьём и видеть своими глазами, никакая запись не передаст её грандиозного акустического эффекта. А ударная группа в оркестре – это отдельное шоу.
Когда после напряжённого ожидания с карканьем воронов начинает мерно сотрясаться лёд под копытами конницы тевтонцев, а потом раздаётся басовое завывание тубы и хор начинает чеканить латинские псалмы.
5. Соната №7, третья часть (1943 год)
В первой части этой сонаты звучит бетховенский мотив судьбы. А её финал – знаменитое Precipitato (“стремительно”) – это почти ритуальное торжество ритма, движение мощной позитивной силы против Зла и Хаоса.
Соната была написана в военные годы, когда Зло и Хаос имели совершенно конкретный облик.
Алексей Султанов потряс публику исполнением этой сонаты на XI конкурсе имени Чайковского.
6. “Танец рыцарей” из балета “Ромео и Джульетта” (1934 год)
Номер один из всех хитов Прокофьева, известный во всём мире так же, как и “Танец с саблями” Хачатуряна, тоже основан на магии монотонного чеканного ритма.
А в тихой середине, где Джульетта танцует с Парисом, Прокофьев создаёт по контрасту совершенно магическое ощущение хрупкой мечты и смутной тревоги.
Поскольку Кировский театр, а вслед за ним и Большой отказались ставить этот балет, Прокофьев сделал из этой музыки три симфонических сюиты. Они исполнялись задолго до советской премьеры балета в 1940 году. Во второй сюите “Танец рыцарей” получил название “Монтекки и Капулетти”.
Кто только не использовал музыку рыцарей в своих целях: футбольные фанаты, авторы компьютерных игр, телевизионных программ и рекламы, не говоря уже о рок группах The Smiths, Deep Purple, Emerson, Lake & Palmer, Muse и рэперах.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)
Из Википедии — свободной энциклопедии
с оркестром соль минор:
1-я часть, 2-я тема
Названия произведений, время и место их издания даны по титульным листам первых изданий.
Сведения, отсутствующие на титульных листах, приводятся в квадратных скобках. Названия неизданных произведений даются по авторским рукописям и авторскому указателю. Годы, взятые в круглые скобки (в графе «Время написания»), указывают дату написания первой редакции произведения.
Список отсортирован по опусам, однако ради удобства разделен на несколько разделов: до мая 1918 (до отъезда за границу), май 1918 — май 1936 (окончательный приезд в СССР) и май 1936—1953. Иногда поздние редакции и переложения некоторых сочинений могут находиться в более раннем хронологическом разделе, чем их реальное время создания (например, «Сказка про шута», начатая в 1915 г., была закончена в 1920, но по опусному номеру она попала в раздел «Сочинения, написанные до 1917 г.»). Многие произведения, начатые в России, были закончены уже за границей, поэтому деление на хронологические периоды в определенной мере условно.
В список не включены детские произведения Прокофьева, многие из которых сохранились только в виде начальных тактов.
Какие танцы написал прокофьев
Сергей Прокофьев «Танец рыцарей» (Монтекки и Капулетти)
«Ромео и Джульетта». Эта красивая, но трагическая история любви двух благородных молодых людей из знатных итальянских семейств пришла к нам из времён средневековья, а пересказанная поэтическим текстом великого Шекспира, она стала бессмертной и по сей день успешно используется в различных видах искусства. Например, любителям классической музыки хорошо известна симфоническая поэма Гектора Берлиоза и увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского , а помимо этого одной из наиболее незаурядных интерпретаций этой истории о настоящей любви стал балет выдающегося Сергея Прокофьева . В новаторском спектакле советского композитора много ярких завораживающих номеров, и одним из них является «Танец рыцарей», музыка которого влечёт, волнует и притягивает какой-то неведомой силой.
Историю создания «Танца рыцарей» Прокофьева, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Сергей Прокофьев, принявший революционные преобразования в России весьма скептически и ухавший весной 1918 года за границу, сильно тосковал по оставленной им родине. Уже в конце 1932 года композитор, уставший от заграничных странствий, с уверенностью сообщил журналистам, что намерен окончательно возвратиться в Советский Союз, за жизнью которого внимательно наблюдал по новостям из прессы. Он мечтал попутешествовать по родной стране, познакомиться с ударными стройками, такими как Днепрострой, и отразить в своих будущих произведениях энтузиазм людей и гигантские успехи молодого государства.
Вернувшись в 1934 году в Москву, Прокофьев без промедления включился в творческую жизнь страны, так как всем сердцем старался вжиться и познать новую Россию. Сергей Сергеевич встречался со старыми друзьями: Мясковским, Асафьевым, и от души радовался их успехам, а также интересовался работами молодых композиторов. Он наслаждался воздухом родины и при каждом удобном случае выезжал на природу, чтобы полюбоваться её красотами. Это было долгожданное соприкосновение с Россией, которое вдохновляющее воздействовало на композитора.
В то время главной творческой задачей композитора было завоевать признание отечественных слушателей. Его увлекла идея о новом музыкальном спектакле с сюжетом о новом человеке и героическом преодолением препятствий. Прокофьев много читал произведений советских литераторов, а также знакомиться с оперными и балетными либретто. Впрочем, осенью 1934 года Сергей Сергеевич из переписки с Асафьевым узнал, что в Ленинграде заведующий литературной частью Малого оперного театра Адриан Пиотровский рассматривает к постановке два оперных сюжета и оба по Пушкину: «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка». Прокофьев съездил в Ленинград, но дело закончилось лишь знакомством с Адрианом Ивановичем. В канун нового года Пиотровский вновь вызвал Прокофьева к себе, и на этот раз, чтобы выбрать сюжет для балета. Однако вся предоставленная композитору тематика вновь была не современной, а из эпохи Средневековья. Тем не менее, предложенная шекспировская история о «Ромео и Джульетте» весьма заинтересовала Сергея Сергеевича, так как именно в музыкальном материале на данный сюжет он в полной мере мог бы воплотить лирическую образность, переполнявшую его через край.
Воображение композитора так воспламенилось, что он вместе с Адрианом Пиотровским, театральным режиссёром Сергеем Радловым мог часами обсуждать сценарий задуманного балета. Поначалу всё складывалось неплохо, но случилось непредвиденное. Дирекция оперного театра отказалась заключить договор, однако Прокофьев, загоревшись идеей создания « Ромео и Джульетты », не отчаивался. Он вернулся в Москву, и нашёл возможность подписать соглашение на постановку балета с Большим театром. Помимо этого композитору предоставили отдельные апартаменты в доме отдыха в Поленово, где обычно отдыхали артисты театра, чтобы он за летние месяцы в спокойной обстановке написал музыку к будущему спектаклю. Сергею Сергеевичу предстояло сочинить 58 номеров, многие из которых должны быть танцевальными. Итак. следуя законам жанра, тщательно продумывая все детали спектакля, и выступая как подлинный музыкант – драматург, он характеристику семейства одного из враждующих веронских родов – Капулетти, решил дать в торжественном, суровом и маршеобразном «Танце рыцарей». Эта яркая композиция, входящая во вторую картину первого акта была создана Прокофьевым уже в июне. В конце июля он закончил второй акт, в конце августа – третий, а свой автограф на клавире балета поставил восьмого августа.
Интересные факты
Содержание «Танца рыцарей»
Третья, заключительная часть композиции – это реприза первой части, представленная автором в сокращённом варианте. Несмотря на то, что в тематическом материале отсутствует «тема вражды», своей рельефностью музыка оставляет сильное эмоциональное впечатление.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Прокофьев «Танец рыцарей»
Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор, 1-я часть, 2-я тема |
Названия произведений, время и место их издания даны по титульным листам первых изданий.
Сведения, отсутствующие на титульных листах, приводятся в квадратных скобках. Названия неизданных произведений даются по авторским рукописям и авторскому указателю. Годы, взятые в круглые скобки (в графе «Время написания»), указывают дату написания первой редакции произведения.
Список отсортирован по опусам, однако ради удобства разделен на несколько разделов: до мая 1918 (до отъезда за границу), май 1918 — май 1936 (окончательный приезд в СССР) и май 1936—1953. Иногда поздние редакции и переложения некоторых сочинений могут находиться в более раннем хронологическом разделе, чем их реальное время создания (например, «Сказка про шута», начатая в 1915 г., была закончена в 1920, но по опусному номеру она попала в раздел «Сочинения, написанные до 1917 г.»). Многие произведения, начатые в России, были закончены уже за границей, поэтому деление на хронологические периоды в определенной мере условно.
В список не включены детские произведения Прокофьева, многие из которых сохранились только в виде начальных тактов.
Содержание
Произведения, написанные до 1918 г
Opus | Название произведения | Время написания | Дата первого исполнения и исполнитель | Первое издание |
---|---|---|---|---|
1 | Первая соната для ф-п. f-moll [одночастная. Allegro. Meno mosso. Allegro] | 1909 (1907) | 21 февраля (6 марта) 1910, Москва, автор | [1911], Юргенсон |
2 | Четыре этюда для ф-п. | 1909 | 21 февраля (6 марта) 1910, Москва, автор (исполнялись три этюда: №№1, 2, 4) | [1912], Юргенсон |
3 | [Четыре пьесы] для фортепиано.: |
1. Воспоминание 2. Порыв 3. Отчаяние 4. Наваждение
1. Allegro giocoso 2. Andante 3. Intermezzo. Vivace 4. Scherzo. Allegro risoluto 5. Allegro giocoso
1. Белый лебедь 2. Волна
1. Есть другие планеты (Бальмонт) 2. Отчалила лодка (Апухтин)
1. Allegro ma non troppo 2. Scherzo. Allegro marcato 3. Andante 4. Vivace
1. Andantino 2. Scherzo. Vivace 3. Intermezzo. Allegro moderato 4. Finale. Allegro tempestoso
1. Tempestoso 2. Allegro rubato 3. Allegro precipitato 4. Smanioso 5. Precipitosissimo
1. Andantino 2. Scherzo. Vivacissimo 3. Moderato. Allegro moderato
1. Поклонение Велесу и Але 2. Чужбог и пляска нечисти 3. Ночь 4. Поход Лоллия и шествие Солнца
1. Шут со своею шутихою 2. Танец шутиных жен 3. Шуты убивают своих жен 4. Шут, переодетый молодухой 5. Третий антракт 6. Танец шутиных дочерей 7. Приезд купца, танец поклонов и выбор невесты 8. В спальне у купца 9. Молодуха оборотилась козлухой 10. Пятый антракт 11. Ссора Шута с купцом 12. Заключительный танец
1. Под крышей (В. Горянский) 2. Серое платьице (З. Гиппиус) 3. Доверься мне (Б. Верин) 4. В моем саду (К. Бальмонт) 5. Кудесник (Н. Агнивцев)
1. Allegro 2. Intermezzo. Larghetto 3. Gavotta. Non troppo sllegro 4. Finale. Molto vivace
1. Andante. Allegro 2. Tema con variazioni 3. Allegro, ma non troppo
1. Солнце комнату наполнило 2. Настоящую нежность 3. Память о солнце 4. Здравствуй 5. Сероглазый король
1. Allegro molto sostenuto 2. Andante assai 3. Allegro con brio, ma non leggiere
Произведения 1918—1935 гг
Opus | Название произведения | Время написания | Дата первого исполнения и исполнитель | Первое издание |
---|---|---|---|---|
31 | «Сказки старой бабушки» для ф-п.: |
1. Moderato 2. Andantino 3. Andante assai 4. Sostenuto
1. Танец 2. Менуэт 3. Гавот 4. Вальс
1. Andante 2. Lento, ma non troppo 3. Animato 4. Andantino, un poco scherzando 5. Andante non troppo
1. Заклинание воды и огня 2. Голос птиц 3. Бабочка 4. Помни меня 5. Столбы
25 ноября 1953, Париж, под упр. Ш. Брюка (концертное исполнение)
1. Allegro tranquillo 2. Andantino 3. Un poco allegretto
1. Tema con variazioni 2. Andante energico 3. Allegro sostenuto, ma con brio 4. Adagio pesante 5. Allegro precipitato, ma non troppo presto 6. Andantino
1. Allegro ben articolato 2. Tema con variazioni
1. Явление участников 2. Комиссары, ораторы и граждане 3. Матрос и работница 4. Фабрика
1. Moderato, molto ritmato 2. Larghetto (non troppo lento) 3. Allegro energico. Allegretto 4. Allegro non troppo e pesante. Moderato cantabile
1. Канафия 2. Манмагер 3. Каре кыз 4. Шама 5. Ек куругай
1. Moderato, molto ritmato 2. Ноктюрн 3. Танец 4. Эпилог
1. Moderato 2. Andante 3. Allegro agitato 4. Andante mosso. Allegro moderato
1. Allegro moderato 2. Moderato scherzando
1. Adagio. Allegreto. Presto. Andantino espressivo. Presto 2. Allegro fastoso 3. Presto (solo de trois clarinettes) 4. Andante assai 5. Andante pomposo. Allegro espressivo
1. Andante 2. Andante tranquillo 3. Moderato quasi allegretto 4. Allegro risoluto
1. Allegro giocoso 2. Andante 3. Intermezzo. Vivace 4. Scherzo. Allegro risoluto 5. Allegro giocoso
1. Алексей 2. Бабуленька 3. Генерал 4. Полина 5. Развязка
1. Allegro 2. Andante molto vivace 3. Andante
1. Прелюдия 2. Вариация первого танцовщика 3. Помолвка 4. Ссора 5. Сцена 6. Эпилог
1. Интермеццо (из балета «Блудный сын») 2. Рондо (из балета «Блудный сын») 3. Этюд (из балета «Блудный сын») 4. Скерцино (из Песен без слов, соч. 35) 6. Скерцо (из Симфониетты, соч. 48)
1. Vivace 2. Andante 3. Moderato 4. Vivace
1. Сонатина e-moll 2. Сонатина G-dur
1. Allegro con brio 2. Moderato ben accentuato 3. Toccata. Allegro con fuoco 4. Larghetto 5. Vivo
1. Andante cantabile 2. Allegro 3. Commodo (quasi allegretto) 4. Allegro con brio
1. Andante assai 2. Allegro 3. Andante (все части исполняются без перерыва)
1. Andante 2. Allegro guisto 3. Tema con variazioni
1. Прогулка 2. Пейзаж 3. Пасторальная сонатина C-dur [одночастная]
1. Рождение Киже 2. Романс 3. Свадьба Киже 4. Тройка 5. Похороны Киже
1. Стонет сизый голубочек 2. Тройка
1. Ночь в Египте 2. Цезарь, сфинкс и Клеопатра 3. Тревога 4. Танцы 5. Антоний 6. Закат Клеопатры 7. Roma militaris
1. Adagio penseroso. Moderato 2. Lento 3. Andante
1. Allegro moderato 2. Andante assai 3. Allegro ben marcato
Произведения, написанные после 1936 г
Opus | Название произведения | Время написания | Дата первого исполнения и исполнитель | Первое издание |
---|---|---|---|---|
64 | «Ромео и Джульетта», балет в 3 действиях, 9 картинах. [Сюжет В. Шекспира. Либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского и С. Прокофьева] | 1935-36 | 30 декабря 1938, Брно | 1944, Музфонд (стеклография) |
64 bis | «Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для оркестра |
1. Народный танец 2. Сцена 3. Мадригал 4. Менуэт 5. Маски 6. Ромео и Джульетта 7. Гибель Тибальда
1. Монтекки и Капулетти 2. Джульетта-девочка 3. Патер Лоренцо 4. Танец 5. Ромео и Джульетта перед разлукой 6. Танец антильских девушек 7. Ромео у могилы Джульетты
[a] Две массовые песни [для голоса с ф-п.]: 1. Партизан Железняк 2. Анютка
[б] Четыре песни для голоса или одноголосного хора с ф-п.: 1. Растет страна 2. Сквозь снега и туманы. Слова А. Афиногенов 3. За горою 4. Песня о Ворошилове
1. Болтунья 2. Сладкая песенка 3. Поросята
1. Сосны 2. Румяной зарею 3. В твою светлицу
1. Вступление («Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма») 2. Философы 3. Интерлюдия 4. Мы идем тесной кучкой 5. Интерлюдия 6. Революция 7. Победа 8. Клятва Сталина 9. Симфония 10. Конституция
1. Народный танец 2. Сцена 3. Менуэт 4. Джульетта-девочка 5. Маски 6. Монтекки и Капулетти 7. Патер Лоренцо 8. Меркуцио 9. Танец антильских девушек 10. Ромео и Джульетта перел разлукой
1. Русь под игом монгольским 2. Песня об Александре Невском 3. Крестоносцы во Пскове 4. Вставайте, люди русские 5. Ледовое побоище 6. Мертвое поле 7. Въезд Александра во Псков
1. Вставайте, люди русские 2. Отзовитеся, ясны соколы 3. А и было дело на Неве-реке
1. Песня о Родине 2. Стахановка 3. над полярным морем 4. Проводы 5. Смело вперед 6. Шел станицею казак 7. Гей, по дороге
1. Andante assai 2. Allegro brusco 3. Andante 4. Allegrissimo
1. Вступление 2. Семен и мать 3. Замовины 4. Южная ночь 5. Казнь 6. Село горит 7. Похороны 8. Наши пришли
1. Allegro inquieto 2. Allegretto 3. Tempo di valzer, lentissimo 4. Vivace
1. Allegro inquieto 2. Andante caloroso 3. Precipitato
1. Andante dolce 2. Andante sognando 3. Vivace
1. Песня («Дрянь адмиральская») 2. Песня смелых 3. Клятва танкиста 4. Сын Кабарды 5. Подруга бойца 6. Фриц 7. Любовь воина
1. Allegro sostenuto 2. Adagio 3. Allegro
1. Moderato 2. Scherzo 3. Andante 4. Allegro con brio
1. Интермеццо 2. Гавот 3. Медленный вальс
1. Вальс (из оперы «Война и мир») 2. Контрданс (из музыки к фильму «Лермонтов») 3. Мефисто-вальс (из музыки к фильму «Лермонтов»)
1. Фея Весны 2. Фея Лета 3. Фея Осени 4. Фея Зимы 5. Кузнечики и стрекозы 6. Ориенталия 7. Паспье 8. Каприччио 9. Бурре 10. Адажио. Принц и Золушка
1. Andante 2. Allegro marcato 3. Adagio 4. Allegro giocoso
1. Вальс; Золушка и принц 2. Вариация Золушка 3. Ссора 4. Вальс; отъезд Золушки на бал 5. Па-де-шаль 6. Amoroso
1. Allegretto 2. Allegro strepitoso 3. Andante tranquillo 4. Allegro con brio, ma non troppo presto
Тетрадь № 1:
1. В лете калина 2. Зеленая рощица 3. На горе-то калина 4. Снежки белые 5. Кари глазки 6. Катерина
Тетрадь № 2:
1. Сон 2. За лесочком 3. Дунюшка 4. Янигде дружка не вижу 5. Сашенька 6. Чернец
1. Московская славна путь-дорожка 2. Всякой на свете-то нежится
1. Вступление 2. Танец с шалями 3. Ссора 4. Фея-бабушка и фея Зимы 5. Мазурка 6. Отъезд Золушки на бал 7. Вальс Золушки 8. Полночь
1. Мечты Золушки 2. Урок танцев и гавот 3. Фея Весны и фея Лета 4. Бурре 5. Приезд Золушки на бал 6. Большой вальс 7. Галоп
1. Павана 2. Золушка и принц (Adagio) 3. Три апельсина 4. Южные края (Соблазн) 5. Ориенталия 6. Принц находит Золушку 7. Медленный вальс 8. Amoroso
1. С той поры, как я встретил вас (из оперы «Война и мир») 2. Золушка в замке (из балета «Золушка») 3. Мефтсто-вальс (из музыки к фильму «Лермонтов») 4. Конец сказки (из балета «Золушка») 5. Вальс новогоднего бала (из оперы «Война и мир») 6. Навстречу счастью (из балета «Золушка»)
1. Allegro moderato 2. Largo 3. Vivace
1. Andante. Allegro eroico 2. Andante tranquillo 3. Moderato quasi allegretto 4. Allegro risoluto
1. Moderato 2. Andante dolce. Tema con variazioni 3. Con brio. Allegro precipitato
1. Andante grave 2. Moderato 3. Allegro ma non troppo
1. Вступление 2. Серенада 3. Менцэт 4. Мечты (ноктюрн) 5. Танец
1. Едва опомнилась земля от грохота войны 2. Кому сегодня десять леть 3. Город славы — Сталинград 4. Пусть будет героям наградой 5. Нам не нужна война 6. Голуби мира 7. Колыбельная 8. На мирном торжестве 9. Разговор в эфире 10. Весь мир готов к войне с войной
1. Andante 2. Allegro guisto 3. Andante con moto
1. Любовная 2. Танец дружек 3. Танец девушек 4. Обрядовая 5. Хороводная (Свадебная)
1. Вступление 2. Цыганская пляска 3. Пряс Северьяна 4. Соло цыганки 5. Общая пляска
1. Moderato 2. Allegretto 3. Andante espressivo 4. Vivace
1. Allegro tranquillo 2. Andantino 3. Un poco allegretto
64 bis «Ромео и Джульетта», первая симфоническая сюита из балета для оркестра
64 ter «Ромео и Джульетта», ВТОРАЯ симфоническая сюита из балета для большого оркестра