какие танцы танцуют армяне
Армянские национальные танцы
«Танец – это поэма, в ней каждое движение – слово». Эта фраза, слетевшая с уст Мата Хари, как нельзя лучше характеризует уникальную танцевальную культуру Армении. В армянских танцевальных композициях отображена вся история страны – противостояние врагам, вера в Бога, светлое будущее, любовь к родине и семье.
Мужские
В разноплановом народном творчестве армян танцам отведено особое место. Они возникли еще в период первобытно-общинного строя, и дошли до нас в видоизмененном виде, не утратив отточенности форм и красоты. Страсть, утонченность и красноречивость движений делает их особенными и выделяет среди остальных.
Национальные армянские танцы выражают характер и менталитет республики. На пути армян на протяжении веков возникали разные трудности, но они с честью донесли танцевальную культуру до наших времен.
ВАЖНО: Первые армянские танцы появились в Армянском Нагорье еще до времен возникновения христианства. Пройдя сквозь поколения, они сохранили свою исконную структуру.
В Армении исполняют преимущественно групповые танцы. Их танцуют во время проведения семейных церемоний и празднований.
Яндекс картинки
Армянские танцы бывают:
Армяне исполняют около 35 мужских, женских и смешанных народных танцевальных композиций. Каждая из них наполнена своим смыслом и у каждой есть своя история. Гордые мужские движения похожи на величие армянских гор, а нежные и плавные женские – на легкий весенний ветер.
Армения, географически располагаясь между Западом и Востоком, много раз подвергалась нападениям. Это стало причиной возникновения военных танцев.
Когда мужчины исполняют танец воина, то в нем видна вся сила, гордость, воля и дух защитника, который оберегает свою семью от врага. Самые знаменитые энергичные воинственные армянские танцевальные композиции – «Берд» и «Трахаг».
Берд (крепость) – военный танец, малой родиной которого является город Васпуркан. Его танцуют только мужчины. Изначально была такая игра – Гмбетахаг, во время которой люди, стоя на плечах друг друга, создавали крепости. Позже эта забава перешла в танцевальную композицию.
Танцоры во время исполнения показывают процесс возведения оборонительных стен крепости, которая во времена войн строилась для защиты территории. Этот танец единственный в мире, который имеет такую оригинальную структуру.
Яндекс картинки
Один из самых известных национальных мужских танцев в республике называется «Кочари». Свое название он получил от тюркского слова «коч» – баран.
Кочари изначально имитировал прыгающих коз или овец. Он является символом мужской силы, воинственного духа и ритуальной победы. Во время исполнения танцоры становятся в круг или ряд и, держась за руки, или обнимая друг дружку за плечи, приседают, а также изображают бодание воображаемого противника.
Есть много разновидностей кочари:
Каждая область Армении танцует его в своем оригинальном стиле. Сопровождается он игрой национальных музыкальных инструментов – дхоле и зурне.
ВАЖНО: В 1945 году армянские солдаты, которые дошли до стен Рейхстага, исполнили легендарный кочари, который стал символом великой победы.
Вервери или как еще называют армяне Вер-вер – это групповой танец, который состоит из двух частей. Сначала танцоры движутся в медленном темпе, а потом с каждой минутой ритм ускоряется.
Раньше танцевальная композиция имела название «Вернапар», что в переводе означает идти вверх и вверх или «танец наверх». Танцоры – молодые, полные сил мужчины. Они подпрыгивают высоко вверх, передавая своими движениями знания для детей, которые в будущем должны стать сильными защитниками родины.
Армянский военный танец, исполняющийся мужчинами в западной провинции Сасун, называется «Ярхушта». Согласно этимологии он переводится как «товарищ оружия». Солдаты ранее танцевали его перед выходом в бой в военное время.
Движения в танцевальной композиции имитируют битву двух солдат, которые по очереди атакуют друг друга. Ярхушта является одним из тех уникальных танцев, которые не сильно видоизменились, пройдя вековую историю.
Женские
В каждой области и провинции Армянской Республики свои танцевальные композиции и костюмы. Они объединяют народ и воспитывают патриотизм. Через театрализованные армянские танцы каждый округ выражает свои традиции, особенности культуры и свою жизнь.
Яндекс картинки
Женские танцевальные композиции бывают:
Каждое танцевальное движение имеет свое значение. Каждый танец – это маленькая человеческая история.
Для ценителей нежных, медленных танцевальных композиций будет интересным – «Узундара». Его исполняют на свадьбах. Сдержанные движения девушки символизируют прощание невесты с домом и родителями.
Узундара – национальный обрядовый лирический танец республики. Невесты танцуют его в сольном исполнении или в окружении других девушек.
Яндекс картинки
Шавали или как его называют – «танец свекрови» впервые был исполнен родителями молодоженов на праздновании свадьбы в провинции Карин. Все женатые счастливые гости во главе с родственниками жениха и невесты стали в один круг и, держась за мизинцы друг друга, танцевали.
Яндекс картинки
Сегодня Шавали исполняют женщины и мужчины среднего возраста. Женские движения в нем полны изящества и нежности.
Шалахо – известный народный армянский танец, где задействованы мужчины и женщины. В нем танцоры изображают сражение за сердце любимой девушки. Женские движения, как в большинстве танцевальных композициях страны – медленные и лирические, мужские – энергичные и быстрые.
Яндекс картинки
Папури – древний армянский национальный танец, который по верованиям армян изгоняет злые силы и освобождает от негативной энергии. В этой смешанной танцевальной композиции могут участвовать все желающие, независимо от статуса и рода. В ней танцоры, обнимая друг дружку за плечи и делая шаги в сторону, бьют пятками о землю. Главная задача – показать в движениях армянскую общину, которая объединяется против зла.
Яндекс картинки
Армения подарила мировому обществу много интересных танцевальных композиций, которые исполняются прекрасными музыкально-хореографическими коллективами. Среди них наиболее популярные:
Эти коллективы популярны не только в родной стране. Они заслужили признание во всем мире.
Национальные танцы в наши дни носят преимущественно светский характер. Многие из них забыты и канули в прошлое, но их феномен продолжает оставаться уникальным культурным элементом любой нации.
Армянские народные танцы стали неотделимой частью жизни граждан, их сценических представлений и празднований. При посещении Армении каждый может надеть Тараз и, танцуя с армянами, почувствовать в полной мере их дух, получить незабываемые эмоции, которые останутся в памяти навсегда.
Армянские национальные танцы
Мата Хари однажды сказала: «танец-это поэма, в котором каждое движение это слова”. С самого начала своего пути армяне прошли через различные трудности и преодолели их, не теряя своей национальности.
Теперь давайте посмотрим на некоторые из армянских национальных танцев, которые отражают культуру страны.
Кочари
Ярхушта
Сасун танцевал, и весь мир был поражен,
Сасун танцевал, и весь мир понял,
Что этот танец не просто танец, но история старой страны,
Что история-повод для гордости.
Берд
Узундара (танец невесты)
В танце Узундара девушки делают различные змееподобные движения, используя свои руки и тело. Причина этого заключается в том, что в армянской мифологии была змея с четырьмя головами, каждая из которых представляла собой страну. Одна из ее неядовитых голов представляла Армению.
Вторая- дружественный народ. Две другие головы были ядовиты и представляли врагов. Делая змеиные движения, женщины отвлекали ядовитых голов змеи.
Шалахо
Один из самых известных и энергичных армянских танцев называется Шалахо. Существуют разные версии танца, но наиболее распространенным является танец, в котором двое мужчин сражаются, чтобы завоевать сердце своей любимой женщины.
В наши дни и мужчины, и женщины танцуют шалахо на различных мероприятиях в Армении. У женщин медленные и лирические движения, как в большинстве армянских танцев. Мужские движения сильно отличаются от женских. Они танцуют быстрее и энергичнее.
Шавали (танец свекрови)
Шавали был обязательным свадебным танцем в Армении, который возник в провинции Карно. Танец также назывался танцем свекрови, поскольку родители невесты или жениха танцевали его во время свадьбы.
Теперь танцовщиками Шавали являются как мужчины, так и женщины среднего возраста. Если только женщины танцуют Шавали, танец выглядит как «Узундара». Движения в танце изящны и очень нежны.
Вервери
Танцоры обычно были молодыми и сильными мужчинами. Они прыгали очень высоко, обучая детей, которые должны были вырасти и быть сильными, чтобы защитить свою страну. Также в армянской мифологии говорится, что этот танец изменит весь образ жизни всех существующих в мире (включая людей и животных).
Если вы когда-нибудь посетите Армению, не упустите возможность станцевать наши национальные танцы. Кстати, можно даже надеть Тараз и почувствовать дух армян в полной мере. Мы можем гарантировать, что эмоции, которые вы получите здесь, останутся с вами надолго.
Армянские национальные танцы
Путешествие в Армению с Armenia Holidays, и вы увидите самые традиционные танцы в Армении.
Танец- это способ выражения национального характера и менталитета. Традиционные танцы отражают психологию, сущность, мировоззрение народа и его взгляд на жизнь. Армяне пронесли свою культуру танцев сквозь века, несмотря на разнообразные трудности, которые вставали на их пути.
Исконные армянские танцы сформировались и достигли своего расцвета ещe в дохристианское время на територрии Армянского Нагорья, когда армяне являлись язычниками. Армянские танцы дошли до нас, пройдя через много поколений с небольшими трансформациями, сохранив свои движения, а также структурную и музыкальную характеристику.
Существует множество видов aрмянских танцев: мифические, эпические, лирические, военные, танцы-поклонения божествам, танцы, связанные с охотой и многие другие.
Разберем некоторые из армянских танцев.
Кочари
Кочари- самый известный армянский танец, который включен в Список Нематериального Культурного Наследия человечества ЮНЕСКО.
Кочари- эти имитация движений овна, который символизирует силу, мощь и борющийся дух. Первоначально это был танец военной или ритуальной победы, который исполнялся только мужчинами. В наши дни кочари танцуют люди любого возраста, рода и социального статуса. Существуют десятки разновидностей кочари, так как в каждом регионе исторической Армении был свой вид кочари, такие как Карно кочари, Алашкерти кочари и другие. Кочари- один из самых редких танцев, цепочка передачи которой никогда не обрывалась.
Чтобы расширить границы традиционных танцев среди людей со всего мира в честь 2800-летия столицы Армении Еревана и 100-летия Первой Армянской Республики в 2018 году был организован проект “Ари пари кочари” (“Давайте танцевать кочари”). На самом деле, данный проект представляет из себя флеш-моб, в рамках которого во всех странах мира представители армянской диаспоры собираются на площадях или в парках, чтобы вместе станцевать древний армянский танец- кочари.
Легендарный кочари был исполнен армянскими солдатами у стен Рейхстага в Берлине в 1945 г. в годы Великой Отечественной Войны как символ победы.
Ярхушта
Ярхушта- армянский военный танец, который танцевали исключительно мужчины в провинции Сасун Западной Армении. Согласно одной из этимологий, слово “ярхушта” означает “товарищ оружия”. В древности солдаты танцевали этот танец перед боем. Танец выглядит как битва между двумя солдатами, поочередно аттакующих друг друга. Ярхушта известен со Средних веков и упомянут в трудах армянских историков, например в истории Мовсеса Хоренаци (историк 5-го века н.э.).
Ярхушта – один из редких танцев, который не подвергся большим изменениям, дойдя до наших дней.
Еще один армянский военный танец называется берд и в переводе означает “крепость”. Истоки танца находятся в армянском городе Васпуракан Западной Армении. Люди говорят, что до танца это была игра, которая называлась Гмбетахах (игра купола). Берд танцуют исключительно мужчины. Главная характеристика танца и почему он называется так кроется в кульминационной части выступления, когда танцоры становятся на плечи друг друга, образовывая оборонительную стену крепости. Это единственный в мире танец, короый имеет подобную уникальную структуру.
Шавали
Каждое событие в древней Армении имело свои традиции и танец. Шавали- это танец, который исполняют родственники невесты во время свадьбы. Его в основном танцевали в провинции Карин Западной Армении. Обычно на свадьбах родственники невесты вели себя пассивно- мало танцевали. Однако, данный танец был обязательным свадебным танцем, во время которого танцоры, которые должны быть только счастливые и женатые люди, встают в круг (первыми стояли“парбаши”- родители невесты) и танцуют, держась мезинцами. Шавали могли танцевать как женщины, так и мужчины среднего возраста.
Эчмиадзин
Эчмиадзин- культовый танец провинции Карин. Несмотря на то, что его исполняли еще в языческое время (предположительно танец посвящен поклонению божества Солнца), сейчас танец называют именем главного кафедрального собора Армянской Апостольской Церкви, находящемся в городе Вагаршапат. Танец Эчмиадзин танцуют в кругу, который то сужается, затем снова становится шире. Узкий круг символизирует закат. 12 шагов (6 налево и 6 направо) с небольшими наклонами- это выражение поклонения культу зодиаков в дохристианский период или же 12 апостолам после принятия христианства. Так как правая сторона символизировала удачу, а левая- неудачи, танцоры, делая шаг направо и вперед, сохраняли удачу внутри круга/общины, и делая шаг налево, отрекались от всего негативного. Другими словами, Эчмиадзин- это своего рода танец-молитва церкви или общины.
Папури
Чтобы избавиться от всего негативного, древние армяне таневали папури (примечание: нет ничего общего со словом попурри), где папара означает сломать, крушить или наказать. Танец состоит из ударов ногами о землю и хлопков, так как древние армяне верили, что таким образом изгоняли зло и негатив. Папури, исполнялся всеми людьми, независимо от возраста, рода и социального статуса. Во время танца танцующие стоят держась за плечи друг друга, делают шаги направо и удары пятками о землю. Первая часть танца медленная, затем становится более активной, в результате чего шаги заменяются прыжками. Главное значение танца- формировать крепкую общину и объединить ee против зла.
В армянской культуре танец- это способ объединения людей и источник энергии. Наряду с единством, танец воспитывает в людях патриотизм. Чтобы сделать популярным и способствовать распространению армянских национальных танцев среди молодежи, в некоторых школах страны преподают данные танцы. “Мы и наши танцы” прекрасная инициатива, организованная Ансамблем Народной песни и танца Карин, в рамках которого, танцоры ансамбля во главе с его основателем и творческим директором Гагиком Гиносяном, учат всех желающих армянским национальным танцам. Мероприятие проводится в последнюю пятницу каждого месяца с 2005-го года. В летний период мероприятие проходит под открытым небом на Каскаде, в Ереване. Там вы увидите сотни молодых ребят и даже туристов, которые наслаждаются вечером, танцуя армянские национальные танцы.
Так же имеются планы внедирть армянские военные танцы в учебную программу армянской армии. Сегодня Ансамбль Карин уже удачно осуществил множество проектов в Армении и за пределами страны, и продолжают свою деятельность в возрождении культуры армянских традиционных танцев в повседневной жизни.
Присоединяйтесь к Armenian Holidays и получите возможность исследовать Армению!
Кочари, ярхушта и джейрани: какими бывают армянские народные танцы
Танец – одно из выражений народного представления о прекрасном, и армянскому народу удалось сохранить его национальные особенности, несмотря на влияние культур других стран. Восходящий к глубокой языческой древности, армянский танец сопровождал религиозные обряды и битвы, национальные праздники и состязания, был выражением скорби и ликования. Часто народные танцы превращались в маленькие спектакли, красота которых заключалась как в многоцветии костюмов и своеобразии музыкального сопровождения, так и в колорите танцевальной лексики.
В древности ряд плясок был связан с верованиями и обрядами. Часто их содержание зависело от пола и возраста исполнителей. Эти разграничения особо строго соблюдалось при проведении праздников, связанных с циклом сельскохозяйственных работ, и на свадьбах. В военных плясках участвовали только мужчины. В театрализованных действиях, конных состязаниях и шествиях с ряженьем – в основном холостые парни и девушки. Молодежь также организовывала игры и пляски на праздниках годового цикла (масленица, сбор полевых цветов и трав, гадания). Детям же плясать со взрослыми не разрешалось.
Армянские танцовщицы, 1934. Фото: mnopedia.org
Так, деление участников по полу и возрасту является одной из наиболее ярких особенностей армянского танцевального фольклора. Однако к середине XX века границы начали стираться. Также перестал соблюдаться порядок исполнения танцев. В старину эта последовательность имела не только магическое значение, но и позволяла преодолеть технические трудности при исполнении движений. Как правило, пляска начиналась с медленного темпа и простейших фигур, затем постепенно усложнялась. Число танцующих женщин сокращалось, а в самых быстрых плясках с прыжками и присядкой состязались уже только мужчины. Несмотря на все разнообразие армянского народного танца, можно четко проследить его жанровую направленность.
Обрядовые танцы
Обрядовые пляски армян восходят к языческим обрядам и играм. Большинство из них было связано с годовым циклом сельскохозяйственных работ. Важная роль отводилась пляскам, которые имели определенное место и время исполнения, например, «Вери-вери» и «Кочари», исполнявшиеся во время скотоводческих праздников. А весенняя обрядовая песня-пляска «Джан-Гюлюм» сопровождала сбор цветов и гадание девушек-невест.
» data-provider-name=»YouTube»>
Значительное место занимали пляски свадебного цикла, согласно народным верованиям, имевшие магическое значение. Ими старались «обеспечить» материальное благополучие, многочисленное потомство и счастье супружеской чете. Пляски сопровождали все обряды свадебного цикла, начиная с момента сватовства вплоть до вступления на брачное ложе. Среди них – «Тагвори мэр, дурс ари!» («Мать новобрачного, выходи!»), которую исполняли юноши и девушки во дворе жениха, выстроившись полукругом. «Скесури пар» («Пляска свекрови»), которая выходила на призыв-песню дружек и выносила несколько лавашей для того, чтобы покрыть ими крест-накрест голову или плечи невестки. Руководила всей свадебной церемонией сваха: с серебряным подносом над головой она танцевала перед гостями, прославляя родителей жениха и невесты. Завершив свой танец, сваха заказывала музыкантам медленную танцевальную мелодию и вводила в круг родителей жениха и невесты, которые в конце танца целовали своих детей. «Момеров пар» («Танец со свечами») исполняли в конце свадьбы супружеские пары, включая жениха и невесту. Посаженая мать зажигала свечи и раздавала всем пляшущим, которые торжественным медленным шагом проходили три или семь кругов.
Мартирос Сарьян. Армянский танец, 1915. Фото: wikioo.org
Дорожные пляски
Во время праздничных торжественных шествий, встреч и проводов, паломничества на богомолье и свадебных процессий исполнялись дорожные пляски. У каждого танца было свое название, определенные фигуры, музыка и даже текст. Участники выстраивались длинной вереницей: днем первый и последний из танцоров держали в руках по большому цветастому платку, а вечером – факелы для освещения пути. По мере приближения к месту прибытия вереница постепенно распадалась, и некоторые участники процессии начинали исполнять сольные танцы. Так, пляска «Тнгоз» исполнялась во время свадьбы в пути, когда невесту уводили из отчего дома. Движения танца напоминают погоню, в нем могло участвовать любое количество юношей и девушек.
» data-provider-name=»YouTube»>
Военные пляски
Артур Меликян. Армянский национальный танец «Ярхушта». Фото: armenianart.am
Подражательные пляски
Наиболее частыми объектами для подражания становились животные (медведь, верблюд, коза) и птицы (журавли, аисты). Пляски-пантомимы носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Например, в коллективной пляске «Медведь» участники скакали на правой ноге, просунув руку под левое согнуто колено и держась за руку партнера. Своеобразен и очень интересен по содержанию смешанный хоровод «Крунги». Исполнители его подражают своими движениями журавлям: танцующие мужчины и женщины плавно идут по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями. Женщины садятся на одно колено, будто вьют гнезда, а мужчины легкой поступью «хлопочут» вокруг своих подруг. Сравнение с антилопой определяет смысл танца «Джейрани». Пляска строится на медленных, плавных, упругих шагах, легких всплесках кистей рук и манере держать голову.
Трудовые и бытовые танцы
Трудолюбие армянского народа находят свое отражение в танцах, чаще всего коллективных. К ним можно отнести пляски пастухов с посохом, арканом и колокольчиком, пляски «Дынго» («Ступка») и «Касаб аваси» («Пляска мясников»), которые исполняли только мужчины. В женских танцах Армении имитировали работу в поле и дома, сбор цветов и игры вокруг фонтана. В сольной пляске «Шали» танцор отображал процесс обработки шерсти.
» data-provider-name=»YouTube»>
Шуточные пляски
Из комических мужских танцев наибольший интерес представляют «Поплянчо» и «Шалахо». В первом воспроизводятся движения веселого плясуна на канате. Второй создает образ жизнерадостного и ловкого юноши, который мастерски играет с платком, забрасывая его на руку и на плечо. Потеряв свой предмет, юноша замечает пропажу на полу и начинает лукаво к себе ее подзывать. В финале танца платок снова оказывается в руке танцора. Отличительной особенностью «Шалахо» является энергичный и широкий ход, который неоднократно повторяется в танце. «Лудки» – групповой танец, в котором участвуют не более восьми юношей. Это танец лудионов, шутов и скоморохов. Его пляшут легко, с гордой осанкой и юмором.
Подготовлено по материалам: Непомнящих В. Армянский танец, 2011; Хачатрян Ж. Традиционные свадебные пляски армян, 1975.