какие татары живут в казани
Казанские татары — хранители культуры предков
Казанские татары являются этнической группой, входящей в татарскую народность. Они сохранили традиции, складывающиеся на протяжении многих веков. Эти традиции касаются не только повседневного уклада, но и культуры питания, а также одежды.
История
Предки казанских татар длительное время проживали на территории Волжской Булгарии. В 1236 году она оказалась завоевана Золотой Ордой, несмотря на все восстания. В дальнейшем происходит ассимиляция народов и образование Казанского ханства. Консолидация булгар с кыпчаками и финно-уграми в результате обуславливает появление казанских татар.
Историки связывают образование казанско-татарской народности с 15–16 веками. Уже в те времена они имели все признаки буржуазной нации: налаженную экономику, культуру, образование. Большинство населения занималось земледелием, другие же прославились как ювелиры, краснодеревщики, ремесленники. Тем не менее многие татары занимались кустарным производством.
Отметим, что существуют и другие теории происхождения казанских татар. Например, некоторые историки полагают, что татары произошли от волжско-камских булгар, другие же относят их предков к тюркоязычным народам.
Традиции
Традиции казанских татар восходят к нормам шариата. Особое место в них занимает семейный уклад. Брак в исламе — священная обязанность. Традиционно родители невесты или жениха в дела супругов не вмешиваются. Главным в семье всегда остается старший мужчина. Однако некоторое время молодожены обязаны жить у родителей мужа — ослушаться этого правила всегда было постыдно.
Культура
Казанские татары с давних времен любили сочинять песни, играть на музыкальных инструментах. Музыка как жанр может быть светской, духовной, плясовой, игровой. Влияние ислама привело к появлению уникального жанра напевов Корана. Особенно их любят женщины. Татары исполняют мелодии на гуслях, кобызе (маленький губной инструмент с одной струной), свистковом курае. Казанским татарам знакомы и русские инструменты. Редко татары исполняют мелодии целыми оркестрами. Обычно действует правило «один инструмент — один голос», хотя бывают исключения. Песни у татар могут быть короткие (восьмисложный стих) и длинные (десятисложный стих).
Особо важно отметить ювелирное дело. Именно им казанские татары прославились на всю Россию и за ее пределами. Разнообразие продукции позволяет найти покупателей из любого уголка планеты. Наиболее популярными изделиями являются украшения для женской одежды. Казанские татары создают неповторимые застежки, серьги, браслеты. Залогом неповторимого мастерства являются уникальные методики гравировки, литья, инкрустации, чернения. Бугорчатая скань — чисто казано-татарская техника, которая отличается уникальной орнаментацией. Изделия, при изготовлении которых применяется такая техника, отличаются высокой дороговизной.
Кожаная мозаика тоже стала визитной карточкой казанских татар и всего народа в целом. Из кожи мастера делают узорчатую обувь, отражающую национальный колорит. Сапоги делали не только для татар, но и представителей русской знати. Орнаментации добивались путем сшивания разноцветной кожи, используя золотые и серебряные нити. Техника швов неповторима и не имеет аналогов.
Золотое шитье стало нишевым ремеслом для казанских татар. Они освоили его в начале 18 века. Уникальность работ заключалась в создании рельефа, что стало возможным благодаря подкладыванию кусочков бумаги. Сейчас наблюдается расцвет художников. Мастера стремятся отразить в своих композициях булгарское наследие, отражают сюжеты, рассказанные в легендах и Коране на металле, дереве, ткани и коже.
В татарской кухне особое место занимают горячие блюда. Это прежде всего супы. Они могут быть молочными, постными и мясными.
Запивать сладости принято чаем. Во время чаепития на каждого гостя рассчитано по 10–15 больших чашек, так что чаепитие может длиться не один час.
Внешность
Одежда
Костюм казанских татар имеет туникообразный покрой. Мужчины и женщины носят шаровары, которые внешне похожи, но рубашки отличаются существенно: украшения женской рубахи выполняются с помощью мелких оборок. Эффект создает аппликация на груди, а у мужчин рубаха имеет более строгий вид. Поверх рубахи носили камзолы, причем у женщин они были без рукавов. Материалом для шитья выбирали бархат, украшая борта тесьмой и мехом. Оттенки использовали яркие.
В качестве украшений использовали металлические пояса, воротниковые застежки, ажурные пуговицы. Татары очень любили монеты «екатерининские» и «елизаветинские» — они тоже красовались на нарядных одеждах.
Мужчины носят полусферическую или подобную конусу тюбетейку. Материал, из которого она вышивается, декорируется вышивкой. Женские головные уборы иногда украшают жемчугом, монетами, гладью.
Основным женским головным убором служит калфак с покрывалом, закрывающим лицо женщины. Для украшения кос до сих пор используют кисти с чулпами. Применение таких приспособлений нужно для ускорения роста волос — по крайней мере, так считают сами татарки. Настоящий шик татарской моды — сапоги ичиги, сделанные из цветного сафьяна. Их делали исключительно из кожи, украшая растительным орнаментом. Казанские татары прославились нанесением мозаичных узоров.
На украшения татары никогда не скупились, особенно если речь шла о женщине. Общий вес украшений мог достигать 6 кг. В ход идут серебро, яшма, коралл, янтарь, бирюза. Такая страсть обуславливается не только стремлением к красоте, но и желанием защититься от злых сил. Например, бирюза оберегает от сглаза, а браслеты из серебра помогают защитить любовь.
Без преувеличения, казанских татар можно считать мастерами на все руки. Они добились значительных высот в ремеслах, кулинарии, создали неповторимую культуру. Неудивительно, что именно их творчеством восхищались во всей Российской империи и за ее пределами. До сих пор изделия прославленных ремесленников можно видеть в музеях Казани, что служит наглядным свидетельством непревзойденного мастерства.
Видео
Казанские татары
Казанские татары
Существует в мире более 10 этносов татар и именно казанские татары — одна из многочисленных и основных народов среди всех существующих. Разговаривают на русском или татарском языке. Проживают на землях РФ и являются коренными жителями автономной республики Татарстан. Относятся к средней группе по диалектам всех татар.
Численность
В Татарстане проживает 3,8 млн человек, среди которых 53 % всего населения составляют казанские татары (это чуть больше 2 млн представителей этого народа). Больше всего татар в Актанышском раене (97%), меньше всего — в Спасском (29,5%). Также казанских татар можно встретить и в других населенных пунктах России. В иных странах — незначительные поселения в США, Канаде, Украине, Турции и др. Среди этносов у казанских татар встречаются половцы, булгары (очень часто себя так называют татары) и именьковсая культура.
Описание этнической группы
Женщины имеют слегка зауженные глаза, на лице выступаю скулы. Обычно у них крепкое телосложнение. Очень часто скрывают свою красоту, как принято в азиатов. В большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, что характерно азиатским странам, где всю работу выполняют мужчины, а жены — лишь легкие бытовые задачи. Все татары чистоплотные, им присуща хитрость, но в то же время идет борьба за справедливость. Мужчины также имеют красивую внешность и телосложение, темные глаза. Очень ревнивы и слегка гордые.
Распределение по языковым группам
Так как все татары разговаривают на татарском (знание второго языка зависит от местности), то и казанские татары могут этим похвастаться. Единственное, что немного отличается говор, потому как его относят к среднему (казанскому) диалекту. Татарский язык, соответственно, относиться к кыпчакской группе тюркского происхождения языков. Что касается литературы и письменности, то применяется казанский диалект.
Происхождение этноса
В Древние времена современные земли татаров называли Булгарией. Там проживали тюркоязычные племена (например, финно-угорское). Как только Волжскую Булгарию завоевали монголы, то возникла Золотая Орда. Долго она не существовала, распалась. Вместо нее начали формироваться различные ханства, так на Булгарских землях появилось Казанское ханство, где в дальнейшем начала формироваться такая народность, как казанские татары (XV-XVI века). Исторически считается, что на этот процесс повлияли:
Религия
Верования разделились на 2 ветки: христианство (православие) и ислам (суннитского толка).
Кухня
Самое распространенное блюдо — азу. Инными словами это рагу, в его состав входят различные овощи и мясо. Чем больше продуктов, тем блюдо богаче и вкуснее.
Одежда и украшения
Традиционный костюм — кулмэк (туника или туникообразная рубаха) с шароварами. На женском костюме делали изу, разнообразные нашивки и вышивки. Наряд из-за декора (иногда нашивали даже монеты) был очень тяжелый. Мужчины на голову одевают кулэпэш или тюбетейку. Женщинам свойственно одевать вышитый жемчугом калфак, а волосы заплетать, чаще в две косы. Среди обуви представительницы прекрасного пола носят ичиг, это качественные сафьяновые сапоги с узорами. Также каждой женщине хотелось одеть побольше украшений, иногда их вес достигал 6 кг.
Культура и быт
Изначально этот народ занимался скотоводством, реже садили растительность. Проживали в избах. На казанских землях принято быть гостеприимным, поэтому щедро принимают и угощают гостей.
Перед трапезой мыть руки обязательно. Еда за столом начиналась и заканчивалась молитвой. Невоспитанность считается, если самовольничать за столом без разрешения старшин.
Накануне свадьбы дом принято украшать лентами, цветами и другими материалами и чем больше, тем лучше.
Очень ценится вышивка татарок. Они были справные ткачихи. И по сегодня вышитые полотенца — ценное изделие!
Казанские татары – хранители наследия Волжской Булгарии
Татарский народ крайне разнообразный и многочисленный. Среди различных подгрупп этноса стоит выделить казанских татар, которую представляют одну из самых крупных и интересных в культурном плане ветвей.
В Татарстане численность казанских татар составляет около 53% от общего числа (а оно насчитывает около 3,8 миллиона человек). Об их происхождении учёные не перестают спорить до сих пор, перечисляя самые разные версии относительно предков татар, живущих в Казани. Какой же народ мог быть прародителем этих племён? Что рассказывает история этого этноса?
Происхождение казанских татар
Вопрос происхождения казанских татар до сих пор волнует многих историков. Я приведу лишь несколько основных версий, которые обговаривают учёные. Согласно одной из них, татары Казани – это прямые потомки монголо-татар, согласно иному предположению, их прародителями могли быть волжско-камские булгары.
Есть и третья гипотеза, основанная на том, что казанские татары могли произойти от кипчаков, известных в Золотой Орде. Сторонники последней версии склоняются к тому, что кипчаки прошли обширные территории, оказавшись в Поволжье.
Некоторые историки и вовсе склоняются к тому, что казанские татары могли стать потомками местных тюркоязычных племён, обитавших в Поволжье. Как видите, теорий о появлении татар в Казани немало, однако ни одна из них не имеет столько доказательств, чтобы считаться официальной версией.
Фиринат Халиков «Казанское ханство», 2011 год
Становление народа
История казанских татар начинается около 1236 года, когда Волжская Булгария присоединяется к составу Золотой Орды. Несколько позднее, когда Орда распадается, на её землях появляются отдельные ханства. Именно тогда происходит образование Казанского ханства.
Такие перемены способствуют формированию нового народа, который сегодня мы называем казанскими татарами. Но если XIII век был лишь зарождением этноса, то позднее, в XV-XVI веках, происходит формирование казанских татар как народа. Большая часть представителей народности занималась земледелием, что позволяли климат и почвы региона.
Фиринат Халиков «Осада Казани», 2007 год / art16.ru
Кроме этого, развито было ювелирное искусство (считается, что способность к этому была унаследована от булгар), обработка древесины и металла. На материальной культуре татар Казани значительно отразились принципы и устои булгарского общества, а позднее было заметно влияние народов Средней Азии.
Даже сегодня сам термин “казанские татары” исследователи считают слишком неопределённым. Впервые он был использован летописцами Руси для определения народности Казанского ханства. Со временем под этим термином стали подразумевать татар, что расселялись из Казани в различные регионы. Постепенно появились сибирские татары, астраханские татары.
Период существования Казанского ханства считается временем расцвета этноса. А вот позднее к татарской культуре, развитой в Казани, начали примешиваться субэтнические элементы, которые и сегодня ярко проявляются в обычаях татар.
К XVIII веку казанские татары начинают переживать процесс превращения в субэтнос, а ещё через столетие народность теряет некоторые свои национальные признаки. Это был неизбежный процесс, ведь рядом с казанскими татарами жили и другие племена, чьё влияние непосредственно сказывалось на культуре, происходил взаимный обмен.
Казанские татары 19 века
Культура казанских татар
С давних времён казанские татары любят сочинять песни, играть на народных музыкальных инструментах, исполнять старинные мелодии. Исламское влияние стало причиной появления нового музыкального жанра – татарских песен с мусульманскими напевами.
Интересно, что популярной техникой исполнения у татар является принцип “один инструмент – один голос”. Это ярко выделяет их песни даже тогда, когда мелодии исполняются на привычных русских инструментах.
За долгую и богатую историю у татар Казани появилось немало традиций, связанных с определёнными праздниками. Для их определения люди используют два слова: гает (означает религиозные торжества) и бэйрэм (применяется к именованию народных светских празднеств).
Фиринат Халиков «Утро древней Казани», 2011 год / art16.ru
К первым принадлежит один из главнейших праздников мусульман – Рамадан. Все татары Казани в этот период соблюдают строгий пост, от восхода до заката солнца запрещается пить, есть, курить, развлекаться. Считается, что в Рамадан необходим посвятить себя размышлениям и благочестивым мыслям.
Среди народных праздников особое место занимают торжественные дни календарного цикла. Например, к ним относится Боз карау, что переводится как “смотреть лёд”. Посвящён этот праздник ледоходу, что по весне появляется на реках. Боз карау татары считают вестником весны и скорого прихода тёплых деньков.
«Казанские татары», победители фотоконкурса многоликая Россия / многоликаяроссия.рф
Наиболее массовым и популярным у казанских татар в наше время является Сабантуй. Этот праздник связан с началом полевых работ (название переводится как “Праздник Плуга”). На Сабантуй татары устраивают всевозможные развлечения, конкурсы и соревнования. Этот праздник стал одним из символов культуры татарского народа.
Казанские татары – одно из самых интересных ответвлений татарского этноса. Их история пока не открывает нам тайны происхождения татар Казани, однако их культура не перестаёт поражать своими яркостью и колоритом. Казанские татары стараются сохранить национальные особенности и традиции, что, на мой взгляд, им удаётся успешно, а в наше время и вовсе наблюдается рост национального самосознания.
Казанские татары
Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Самоназвание – татар
Содержание
Составляют основную часть (около 2/3) поволжско-приуральских татар.
Состоят из нескольких этнографических групп: центральной, нукратской, пермской, тептяро-башкирской.
Исповедуют ислам (мусульмане-сунниты), небольшая группа – христианство православного толка (см. Крещёные татары).
Семья Бикчантаевых. 1914
Слева направо: Гарайша, Нурдидэ, Давлетша, маленькая Хафазэ, Бибиэсмэ. Семейный архив Л.Давлетшиной
Термин «Казанские татары»
Термин «Казанские татары», используемый в научной литературе, отличается неопределенностью, употребляется как по отношению к собственно казанским, так и ко всем поволжско-приуральским татарам.
Первоначально смысл этого понятия зафиксирован в русских летописях («татары казанские», «казанские татаровя», «казанцы») как обозначение государствообразующего этноса Казанского ханства.
В дальнейшем, начиная со второй половины XVI в., по мере расселения татар из центральных районов Казанского ханства, под казанскими татарами начали понимать более широкую общность (например, сибирские татары называют так всех переселенцев из Волго-Уральского региона, нечто похожее наблюдается и в Приуралье).
Казанские татары. Начало XX в
История
Татарская народная песня. Солист Ш.Ахметзянов. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан
О формировании казанских татар в науке нет единой точки зрения, их этническая история остается недостаточно исследованной. Существуют гипотезы об их булгарском, золотоордынско-тюркском («татарском») и кипчакском происхождении, имеются и промежуточные точки зрения.
В целом роль булгарского компонента в сложении казанских татар была значительна. Однако сам этот компонент в этническом отношении был сложным – тюрки разного происхождения, угры, некоторые группы финнов. В составе Волжской Булгарии из различных племён формировалась булгарская раннефеодальная народность, в предмонгольское время пережившая процесс консолидации в феодальную народность (возможно, сохраняя некоторые региональные этнические отличия).
Включение территории Волжской Булгарии в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. В этническую среду населения Волжской Булгарии проникла значительная масса кипчакизированных, позже – кипчако-ногайских групп.
В XIV – начале XV вв. в районах проживания булгарского населения известны несколько княжеств с центрами в городах Болгар, Джукетау, Казань (Иски-Казань).
Лишь в период Казанского ханства (1438–1552), национального государства казанских татар, из двух этнических компонентов – булгар и так называемых татар – произошло окончательное оформление нового этноса – казанских татар как достаточно крупной феодальной народности.
Во второй половине XVI – XVII вв. в связи с изменениями в расселении усилилось взаимодействие казанских татар с мишарями и касимовскими татарами.
Смежное и чересполосное расселение разных этнических общностей татар Поволжья способствовало их этнической, языковой и культурной интеграции (см. Татары). В результате казанские татары к XVIII в. переживали процесс превращения в субэтнос, а во второй половине XIX – начале XX в., потеряв некоторые субэтнические признаки, фактически превратились в этническую группу в составе татар Волго-Уральского региона (численность на конец XIX в. – около 1,7 млн человек).
Георги И. Казанская татарка. XVIII в
Культура
Музыка народная, слова А.Ерикеева. Исполняет Ш.Ахметзянов. Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан
В период Казанского ханства казанские татары обладали развитой культурой, основывавшейся на пашенном земледелии и восходившей к периодам Волжской Булгарии и Золотой Орды (в том числе городской, что отмечено в русских и западноевропейских источниках). Животноводство, носившее пастбищно-стойловый характер, играло подчиненную роль.
Наряду с сельским хозяйством важное значение имели промыслы и такие ремесла, как деревообрабатывающее, валяльно-войлочное, ткацкое, кожевенное, ювелирное. Несмотря на то, что культура казанских татар после завоевания Казанского ханства (1552) пришла в упадок, в том числе из-за демографических потерь (в середине XVI в. численность населения сократилась на 1/3), почти полного вытеснения татар из городов, она продолжала существовать. Сохранение казанских татар в значительной целостности своей этнической территории способствовало функционированию многих элементов их традиционной культуры (праздников, обрядов и т. д.), а также джиенной системы (см. Джиен).
Некоторые культурные особенности казанских татар уникальны и особенно отчетливо проявляются в районах Заказанья. Именно там сохранились следы средневековой городской культуры казанских татар.
После тяжелого периода приспособления к колониальным условиям существования, начиная со второй половины XVIII в., экономика и культура казанских татар стали развиваться быстрее. На базе существовавших промыслов в Заказанье в XVIII–XIX вв. сложились валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в XIX в. – кожевенные, суконные и другие заводы.
Многие крестьяне занимались отходничеством (портные, шерстобиты, красильщики, плотники и др.). Расширялась торгово-посредническая деятельность.
Начиная со второй половины XIX в. стала увеличиваться доля городского населения, хотя к началу XX в. основная масса казанских татар продолжала проживать в сельской местности.
Тем не менее урбанизация и последующая индустриализация 1930-х гг. привели к быстрой утрате казанскими татарами основных элементов традиционной культуры.
Народно-разговорный язык казанских татар сыграл ведущую роль в становлении современного татарского литературного языка, а их традиционная культура стала одним из главных источников формирования национальной культуры (например, народный праздник Сабантуй, предметы одежды – калфак, ичиги и др., отдельные блюда – чак-чак, эчпочмак и т.д.).
Солнцев Ф.Г. Казанские татарки. 1869
Серия «Одежды русского государства»
Литература
Знаменский П. Казанские татары. Казань, 1910.
Воробьёв Н.И. Материальная культура казанских татар. Казань, 1930.
Воробьёв Н.И. Казанские татары: этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода. Казань, 1953.
Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.
Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени: этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV–XVII вв. Казань, 1998.
Происхождение Казанских Татар
Происхождение Казанских Татар?
Это естественное стремление, когда малый или большой народ, появившийся на земле в обозримым прошлом пытается найти свои истоки. Ведь без собственной древней истории невозможно сохраниться и уверенно развиваться в будущем. Поэтому каждому этносу как воздух нужна своя древняя история. За примерами далеко ходить не нужно, это и Американцы, как национальность появившиеся по историческим меркам совсем недавно, и Немцы во времена правления Гитлера пытавшиеся представить, что произошли от древних Ариев, и современные Украинцы ведущие свое происхождение от мифических Укров. Казанские Татары пытающиеся доказать, что являются прямыми потомками древних Болгар живших когда то на берегах Волги тоже не являются каким то исключением. Поэтому в данной статье попробуем порассуждать на эту тему, и наконец окончательно решить, когда, как, и откуда появились на этой территории Казанские Татары? Но прежде чем говорить о Казанском ханстве, необходимо вспомнить историю самих Болгар пришедших сюда с низовьев Волги. Комплексные раскопки Болгарского городища, проведенные археологами в момент строительства на Волге Куйбышевской ГЕС, обнаружили много интересного связанного с этим в настоящее время исчезнувшим народом. Так ими было выявлено, (что на этой территории, до прихода сюда Болгарских племен уже проживали другие люди, изготовлявшие свою специфическую керамическую посуду путем грубой лепки вручную. После появления на этой территории Болгар, производство местной посуды продолжилось, но уже с использованием принесенного пришельцами гончарного круга. Это показывает, что пришедшие на эту землю Болгары, стали мирно жить с местными племенами, подарив им знания, о гончарном круге, и плуге, о которых прежде местные народы не знали.) 1. (В древних слоях относящихся к появлению здесь пришельцев ученые обнаружили даже древний жертвенник посвященный так называемому Скотьему богу, могучему быку отвечавшему за здоровье домашней скотины. Либо пришедшие на эти земли Болгары, тоже верили в Скотьего бога, или переняли этот обычай у местных народов.) 2. В любом случае возникновение на этой территории нового царства, произошло в результате смешения, коренного и пришлого народов. Далее уже в рукописи Казанского летописца можно найти сведения характеризующие это новообразование. Так Казанский летописец пишет, (за Камой рекой живут Болгары говорящие на поганом языке Черемисском, но говорят были и другие Болгары. Это Отяки Ростовская чернь, бежавшая от крещения с Руси, и поселившаяся в Болгарских жилищах.) 3. Кое какие сведения на этот счет можно почерпнуть и из записок Арабского путешественника Ибн Фадлана приезжавшего с посольством на Волгу и написавшего отчет для Багдадского халифа. В своем отчете он например пишет, (когда Болгарский царь приказал всем своим племенам собраться на реке Илеть, для принятия окончательного решения о внедрении в государстве Ислпма, племена Сувас отказались подчиниться его воле, переправились на высокий берег Волги, став таким образом недоступны для его мести.) 4. Этот фрагмент рукописи показывает, что Болгарское царство в то время не было однородным, а состояло из различных отдельных народов подчинявшихся общему правителю. А что же можно сказать о Казанском ханстве, ведь Татарские ученые утверждают, якобы их предками были именно Болгары? Вот что пишется на этот счет в Казанской летописи, если перевести текст на понятный современный язык он звучит так, (был же на Оке реке старый город, именем Бряхов, оттуда же пришел царь, именем Саин, Болгарский, и поискав по местам проходя, в лето 6680 года, и нашел место на Волге на самой окраине Руси, на этой стороне Камы реки, концом прилежащей к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и Перми.) 5. Если внимательно посмотреть историю, то станет ясно, что хан Саин был правителем Золотой орды задолго до появления на этой территории Казанского ханства и построил свой город на реке Казанка как напоминание Русским князьям, что они обязаны платить ему ежегодную дань. Причем Болгарское царство к этому времени было полностью подвластно Золотоордынскому правителю поэтому об этом хане в летописи и говорится как об Болгарском правителе. Так как на понравившемся хану месте жило большое количество разнообразных змей, он прежде всего озаботился очисткой территории от пресмыкающихся а так же от народа издревле жившего здесь. Вот что говорится об этом в письменном источнике. (Как прежде того, на месте том возгнездились змеи лютые и токовище их, и воцарился в городе скверный царь, из за нечестия своего великим гневом наполнился, и распалившись как огонь, пламенными устами устрашая, и похищая, и поглощая, как овец смиренных людей Русских, во всех окрестностях живущих около Казани, изгнал от нее Русских туземец, и за три лета землю ту пустой сделал, и навел с Камы язык лютый, поганый, Болгарскую чернь, с князьями их и со старейшинами их, и такие же как он суровые, с обычаем злым, наполнил такими людьми землю ту, Черемисой, называемой Отяки, то есть говорят Ростовскую чернь, сбежавшую от крещения Русского в Болгарские жилища, и приложившуюся к Казани. И Болгарские города принадлежат теперь царям Казанским.) 6. Из этого фрагмента летописи видно, что земли за Камой рекой были заселены по приказу Ордынского царя племенами Отяков, по сути своей Славянами успевшими принять Ислам. Вот что говорится в летописи дальше, (И от этого царя Саина прежде всего началась Казань, и называлась юрт Саинов. И любил ее царь, и часто сам от столичного своего города Сарая приходил, и жил в нем, и оставил за себя на новом юрте своем царя от колена своего и князя своего с ним. После того же царя Саина многие цари, кровопийцы, Русских людей губили, и переменяясь царствовали в Казани много лет.) 7. Из истории известно, что правитель Золотой орды не только построил новый город, он приказал перенести в него и чеканку монет, где они чеканились с надписью, новый Болгар. Известно так же, что просуществовал он всего семнадцать лет, после чего был разрушен Московским воеводой, князем Федором пестрым, плывшем воевать с Золотой ордой по реке Волга. Этот воевода разорил не только Болгарский город на реке Казанка, а все царство, после чего на этом месте не было никакого государства в течении примерно сорока лет. Поэтому возникшее позднее на этом месте Казанское ханство нельзя считать прямым потомком прежнего государства, так как многие вещи, прежде существовавшие в Болгарском царстве со временем полностью исчезли. Например, в Казанском ханстве полностью отсутствовала чеканка монет, хотя у их предшественников Болгар монеты чеканились в большом количестве. Да и устройство каменных Болгарских домов резко отличалось от того, что практиковалось позднее в Казани. Через сорок лет после разрушения Саинова юрта в этих местах появился Золотоордынский царевич Улуахмед с тремя тысячами воинов. Вот что на этот счет говорится в летописи. (И идя полем, переправившись через Волгу, и зайдя в пустую Казань Саинов юрт. И мало в городе живущих, и начали собираться Сарацины и Черемиса из разных улусов Казанских, и рады ему были, а избежавшие плена обнищавшие Болгары молили его, быть заступником бедам их, и защитником от насилия, воевания Русского, и быть новому царству строителем. Да не до конца они запустеют, и повинуются ему. Царь же вселился в жилища их и поставил себе деревянный город крепость, на новом месте крепче старого, недалеко от старой Казани разоренной Русским войском. И начали собираться к царю многие варвары с разных сторон, от Золотой орды, и от Астрахани, и от Азова, и от Крыма, и начала окончательно изнемогать в то время великая Золотая орда, усилялась и укреплялась вместо Золотой орды Казань, новая орда, запустевший Саинов юрт кровью Русской кипя. Перешла царская слава, и честь и величество с большой орды и старой матери ордам всем на преокаянную дочь, молодую Казань и сильно же возросло царство как дерево замерзшее зимой, и ожившее солнцем отогретое весной. От злого дерева, говорю же от Золотой орды. Злая, злая ветвь произошла, Казань горький плод извергла, второй раз начавшись от другого царя Ордынского. И тот царь Улуахмед великую воздвиг брань и мятежи на Русской земле, больше всех первых царей Казанских, от Саина царя бывших,) 8. Если внимательно почитать Казанскую историю, то можно найти упоминание того, что среди местного населения оказалось мало девиц, которых могли бы взять в жены воины Улуахмеда, поэтому он разрешил им обращать в Ислам пленных Славянок, после чего брать их в жены. Этот хан Улуахмед провел несколько удачных военных компаний, а однажды даже сжег жилые районы Москвы, правда не захватив Русской крепости. Правил он Казанью семь лет, после чего был убит ножом своим старшим сыном Момотяком. Причем Момотяк зарезал не только своего отца, но и младшего брата Якупа, став таким образом полноправным правителем Казани. Внимательно прочитав историю Казани можно сказать, что татарский народ образовался из слияния самых разных народов, причем значительную часть в формирование новой национальности внесли и Славяне. Если считать, что основным населением на этой территории были поселившиеся здесь по приказу хана Саина Отяки, Славянские племена, когда то убежавшие с Руси. Даже в последние годы существования ханства население государства было не однородным о чем упоминает летописец. Так в одном месте своей истории он пишет, что в ханстве говорили как минимум на пяти основных языках. Главным языком естественно был Татарский, но он еще упоминает горную Черемису, луговую Черемису, Ветлужскую Черемису и Кокшайскую Черемису. Все эти народы входившие в состав Казанского ханства, естественно имели свой отличный от Татарского язык, культуру и обычаи.
Использованные материалы.
1. Археологический сборник города Поволжья в средние века.
2. Археологический сборник города Поволжья в средние века.
3. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
4. Записка Ахмада Ибн Фадлана Багдадскому халифу.
5. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
6. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
7. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
8. Летопись о зачатии, и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.