какие тайминги ставить для ддр 4 2666
Какие тайминги ставить для ддр 4 2666
я тут в другой группе отвечал и под видео, не понимаю почему все так хотят 4х канал и смотрят на пропускную способность памяти.
30 GB/s это очень большая скорость в принципе, конечно 59 GB/s на четырех канале это в 2 раза больше, но на практике даже 30 GB/s девать некуда, нет таких задач у обычного человека которые требовали бы прочитать 30 гигабайта за секунду.
Гораздо важнее Latency потому что в любой игре полно задач по поиску чего либо в масиве/списке и если у тебя массив на 10 мб из объектов в 64 байта (это всего то 163 840 записей) то что бы перебрать этот список потребуется сделать 163840 чтений из памяти. Если латентность 80 ns это займет 13 107 200 ns т.е. 0,013 секунды, а если 60 ns то 0,0098 секунды т.е. на 130% дольше. Это конечно совсем простой пример, на деле там есть кэширование и если чтение последовательное то время доступа будет меньше.
Но и поисков таких игры при построении кадра делают не мало. Да и софт тоже максимально зависит от латнетности.
При переходе с 1 канала на 2 есть прирост т.к. повышается конкурентность, т.е. чтения потоков упорядочиваются но для игр это вообще не актуально т.к. они все заточены на 2 канала.
4 канала нужно серверу с большим количеством РАЗНЫХ задач, где под каждую выделена своя область памяти и самой памяти много (64-512Гб).
Плюс чем больше планок памяти тем выше шанс что попадется одна «не очень» и все остальные будут вынуждены работать на её частоте.
Есть владельцы DDR-4 у которых задержка 69 ns?
Существенно ускоряем выполнение задач на примере дополнительной настройки обновленной памяти HyperX FURY DDR4
Выбор оперативной памяти для рабочего или игрового ПК – головная боль для тех, кто хочет одновременно получить максимум производительности и не опустошить свой кошелёк. Нет, сегодня мы не будем в очередной раз говорить «такая-то память стоит столько и является оптимальным выбором». На примере двух новых комплектов HyperX мы покажем, каким образом можно добиться прироста производительности на платформе AMD без лишних вложений, хоть и с определёнными затратами времени. А уменьшение времени выполнения задачи позволяет выполнять больше работы за тот же период времени. Профит!
Материалов с использованием рассматриваемых сегодня комплектов HyperX будет два. Первый вы уже читаете – он будет посвящён работе с платформой AMD. Второй же будет немного позже. В нём мы изучим возможности этой памяти на платформе Intel. Всё это постараемся изложить в максимально дружелюбной форме, чтобы не перегружать вас большим количеством бесполезной (для подавляющего большинства) информацией, но расскажем общую концепцию, поэтому время зря вы не потратите.
Многие владельцы процессоров Ryzen 3000-й серии, кто собирал систему сам или же принимал непосредственное участие в выборе комплектующих, могут сказать: «Да в сети есть специальные калькуляторы для настройки памяти, нажму кнопку – и всё готово». На эту тему можно ответить просто: разгон памяти (или тонкая настройка) – лотерея; настройка памяти на AMD – вдвойне лотерея. Ни одна программа в мире не сделает всё за вас. Скорее всего, вы потратите больше времени, а в итоге – ничего не добьётесь. Хотя, примерное понимание ситуации всё же будет. Но начнём по порядку. У нас в руках есть два новых комплекта памяти: HyperX Fury DDR4 RGB ёмкостью 64 ГБ и HyperX Fury DDR4 ёмкостью 32 ГБ. У них не только разный дизайн, но и разные характеристики, включая сами микросхемы.
Первым рассмотрим HyperX Fury DDR4 RGB с кодовым названием HX430C15FB3AK4/64. В нём зашифрованы основные характеристики комплекта – частота 3000 МГц, тайминги CL15 (если полностью — 15-17-17-36) и объём – 64 ГБ, образованный четырьмя модулями по 16 ГБ. Остаётся добавить лишь про рабочее напряжение, которое составляет привычные 1.35 В.
Если судить по характеристикам, то в сравнении с уже существующими на рынке комплектами HyperX, отличия незначительные. Но нельзя не отметить, что модули памяти основаны на чипах C-die от Hynix. Хоть и не B-die, для нас это всё равно является одним из главных достоинств, так как зависимость производительности системы на AMD именно от оперативной памяти достаточно велика. Также нельзя не уделить внимание одной из главных особенностей, формирующих внешний вид системы в целом – данные модули поддерживают технологию Infrared Sync. В её основе используется набор инфракрасных датчиков, расположенных на печатной плате с обеих её сторон рядом с контактными площадками.
Если каким-либо образом прервать связь между ними, то синхронизация работать не будет, что прекрасно видно на изображении ниже, где мы положили между первым и вторым модулем обычную бумажку:
Предлагается обновлённая память в разных вариантах – в виде отдельных модулей (минимум – 8 ГБ), а также в виде комплектов из двух или четырёх модулей. Тактовая частота варьируется от 2400 МГц до 3466 МГц в зависимости от комплекта.
А теперь вернёмся к делу. Сертифицированных для работы с платформой комплектов AMD не так уж и много. И, к сожалению, HX430C15FB3AK4/64 в их число не входит. Но это не значит, что он не будет работать. Да и даже если бы у вас был сертифицированный комплект, то всё равно времени на его настройку вы потратили бы примерно столько же. Ведь каждый хочет получить прибавку производительности «на ровном месте», хоть и в случае с AMD это не так просто, как было бы с Intel. По умолчанию модули стартуют с частотой 2400 МГц.
Если же применить профиль XMP (Intel Extreme Memory Profile), то память работать будет на заявленных характеристиках, но система предупредит о том, что соотношение частоты памяти и FCLK не является оптимальным с точки зрения производительности. Настоятельно рекомендуется соотношение 1:1, а максимальное значение FCLK не должно превышать 1800 МГц. Кроме того, превышение номинального напряжения на SoC (контроллер памяти) может привести к нестабильной работе устройств с интерфейсом PCIe стандарта 4.0. Но это и так понятно из появившегося предупреждения. Что от нас требуется в идеале? Память с тактовой частотой 3600 МГц и с низкими таймингами.
У нас же в руках комплект с заявленной частотой 3000 МГц. С чипами C-die есть все шансы получить 3600 МГц. Да, тайминги будут достаточно сильно увеличены относительно номинальных, но наиболее правильное соотношение частоты к FCLK, а также тонкая настройка вторичных и третичных таймингов в итоге приведут к увеличению производительности.
Номинальный режим работы, предусмотренный профилем JEDEC, предусматривает 2400 МГц при таймингах 17-17-17-39 и соотношение 1:1.
Номинальный для комплекта режим работы – 3000 МГц при таймингах 16-17-17-36. И в данном случае соотношение частоты памяти и FCLK является 1:1, что для нас хорошо. Первый тайминг вместо 15 выставлен системой как 16, что является одним из ограничений платформы AMD, если параметр Geardown по умолчанию включён – с ним некоторые тайминги, завязанные на CL, могут быть только чётными.
В зависимости от типа памяти, даже на её частоте 3600 МГц, некоторые материнские платы могут изменять соотношение частоты памяти к FCLK в режим 2:1. С момента выхода платформы прошло немногим более двух месяцев и AGESA постоянно дорабатывается, поэтому с выходом свежей версии BIOS ситуация может измениться. Наш подопытный комплект смог взять 3600 МГц при таймингах 20-22-22-38. По сравнению со штатным режимом работы, это позволило увеличить чтение/запись/копирование, но с увеличением задержек.
В самом начале материала мы упоминали калькуляторе таймингов и напряжений. Да, такой существует и даже относительно регулярно обновляется. С его помощью, как задумано, можно быстро вычислить те тайминги, которые надо будет выставить в настройках BIOS, чтобы добиться увеличения производительности. Но не всё так гладко – нюансов очень много, а особенно – связанных с тонкой настройкой памяти. Поэтому работоспособность указанных в данном приложении параметров гарантировать практически невозможно.
Но приложение от этого не является бесполезным. В нём есть встроенный стресс-бенчмарк, который позволяет выявить нестабильность системы и продемонстрировать производительность памяти. Полезно, но лучше оперировать и реальными приложениями, которые вы используете. При чём, лучше это делать в тестовом режиме, а не в реальной работе. Вряд ли вам понравится ситуация, когда кодирование или рендер идут несколько часов, а в конце будет какая-либо ошибка или синий экран.
И ещё одна не менее полезная (в основном – для игроков) функция приложения – FreezKiller. Это небольшая программа, которая делает игровой процесс максимально плавным, что достигается новой итерацией очистки Standby кешей. С этим есть проблемы и игровой процесс может отличаться «фризами» — рывками в некоторые моменты, которые не зависят от игровой сцены. К сожалению, помогает это дополнительное приложение не всем.
Есть ещё одна интересная программа – Ryzen Master. На этот раз – от самой компании AMD. Но есть один нюанс – при активации дополнительного функционала (настройка параметров процессора и памяти) вы автоматически теряете гарантию на процессор.
Так что же делать? Немного поработать собственными пальцами и глазами. Первое – зафиксировать производительность в ваших наиболее часто используемых приложениях или играх в номинальном режиме работы памяти. В нашем случае – 3000 МГц. Второе – добиться снижения всех доступных ключевых таймингов (их названия видны в приложении DRAM Calculator for Ryzen по центру интерфейса) при напряжении до 1.35 В, а затем проверить стабильность работы и прирост производительности. Третье – пошагово увеличивать тактовую частоту памяти при незначительном увеличении таймингов. Свыше 3600 МГц смысла особо нет стараться, максимум – 3800 МГц, да и если материнская плата позволит использовать частоту FCLK 1900 МГц. Также отметим, что даже при соотношении 2:1 именно в вашем случае (приложения используются ведь разные) падения производительности может и не быть. Как бы грустно ни звучало, но да – всё придётся делать своими руками в своём конкретном случае. Даже если комплекты памяти обладают соседними серийными номерами, то это не гарантирует их стабильную работу на идентичных подобранных нами для одного из них параметрах.
Перед тем, как мы перейдём к рассмотрению второго комплекта, изучим результаты изысканий с HyperX HX430C15FB3AK4/64.
Для начала – скорость работы памяти по данным встроенного в программу AIDA64 бенчмарка. В целом, результаты ожидаемые. Дополнительная настройка памяти позволяет увеличить производительность в целом.
Но увеличение таймингов увеличивает задержку, что откидывает нас по производительности чуть ли не к номинальному режиму работы.
При конвертации сотни фотографий из RAW в JPEG при помощи Capture One прирост заметен в каждом режиме.
Поэтому проверим все режимы в реальных приложениях. Сначала добавим эффект зерна в 4K ролик продолжительностью 10 минут при помощи Adobe Premiere Pro. Время выполнения задачи указано в секундах. Во всех случаях прирост есть, можно даже назвать его заметным.
Ощутимый прирост в скорости выполнения задачи можно увидеть в After Effects от той же Adobe – здесь как включение XMP режима, так и дополнительная настройка памяти позволяет добиться заметного ускорения работы. А вот переход на 3600 МГц чуть ухудшил время – таково влияние таймингов.
В Houdini FX от SideFx прирост значительный во всех режимах работы памяти. Сразу обратите внимание, что цифры – минуты. То есть, результат действительно впечатляет!
В играх ситуация ожидаемо хорошая – подрос как минимальный фреймрейт, так и средний.
А теперь перейдём к рассмотрению более строгого с точки зрения внешнего вида комплекта – HyperX HX434C16FB3K2/32. Он характерен двумя 16 ГБ модулями, функционирующими на частоте 3466 МГц при таймингах 16-18-18-36 при напряжении 1.35 В.
Их главное отличие в дизайне от рассмотренного выше комплекта – полное отсутствие подсветки. Да, такое ещё бывает 🙂 Модули оборудованы радиаторами чёрного цвета с фирменным рельефным дизайном HyperX.
Предлагается обновлённая память в разных вариантах – в виде отдельных модулей (минимум – 4 ГБ), а также комплектов из двух или четырёх модулей. Тактовая частота варьируется от 2400 МГц до 3466 МГц в зависимости от комплекта.
С технической точки зрения, отличия от предыдущего комплекта заключается в том, что модули HX434C16FB3K2/32 основаны на чипах Samsung B-Die, что не может не радовать. В случае с AMD это не так актуально, как с Intel, но определённые возможности это нам открывает, например, забегая вперёд, это 3800 МГц при таймингах ниже заявленных для номинального режима работы.
Номинальный режим работы, предусмотренный профилем JEDEC, запускает память на частоте 2133 МГц при таймингах 15-15-15-35 и соотношение 1:1.
Номинальный для комплекта режим работы – 3466 МГц при таймингах 16-18-18-36. И в этом случае соотношение частоты памяти и FCLK является 1:1, что для нас хорошо.
В отличие от предыдущего рассмотренного комплекта, при запуске модулей на частоте 3600 МГц, соотношение так и осталось 1:1, что не может не радовать. Дополнительно обязательно надо сказать, что тайминги удалось немного опустить – до 16-16-16-32 против 16-18-18-36 стандартных. Всё это влияет на производительность в лучшую сторону. Если же выставить частоту 3800 МГц, то соотношение становится 2:1, задержка заметно увеличивается (плохо), а операции чтения/записи/копирования незначительно ускоряются. Такой режим использовать смысла нет.
И теперь о производительности в играх и профессиональных приложениях.
Первый тест, как и в прошлый раз, представляет собой замер скорости работы памяти по данным встроенного в программу AIDA64 бенчмарка.
В этом случае снижения скоростных показателей нет, так как мы только улучшали тактовую частоту и тайминги.
Логично ожидать, что и в реальных приложениях будет прирост.
Собственно, так оно и есть. В Premiere Pro он заметен.
А в After Effects вполне даже ощутим.
В Houdini FX и подавно – экономия свыше получаса со сцены или же почти 2.5 часа относительно полного номинала памяти.
Показатели кадров в секунду в играх тоже вырастут, что не может не радовать.
Сколько стоит потраченное время?
Пожалуй, это один из главных вопросов, которые зададут пользователи, приобретающие новейший процессор AMD и желающие потратить некоторое время на настройку памяти. А вот тут вам уже надо взять калькулятор и посчитать самим в зависимости от заработка – второй переменной в задаче. Первая главная переменная – время, затраченное на настройку памяти. Возможно, потраченные 10 часов на настройку уже в первый месяц смогут «отбить» их снижением времени выполнения рабочих задач. Профит будет в любом случае, это лишь вопрос времени. Что касается игр, то ситуация не столь однозначная, но целесообразность в дополнительной настройке памяти также есть. Здесь многое зависит и от разработчиков, а точнее – игрового движка и рук программистов. В некоторых играх можно получить ощутимый прирост минимального количества кадров в секунду, в то время как в других ситуация не изменится. В заключении материала сделаем выводы и по поводу рассмотренных комплектов памяти. Они отличаются как внутри, так и снаружи, но объединяет их достаточно большая гибкость в плане настроек, благодаря чему можно добиться некоторого повышения производительности как в приложениях, так и в играх. Примечательным является тот факт, что при сборке рабочей системы именно для работы, можно установить модули без подсветки, которая в таких случаях будет являться абсолютно лишней. Если же вам интересны модули с RGB подсветкой, то фирменная технология Infrared Sync позволит добиться её синхронной работы для всех установленных модулей, что придаёт максимально эстетичный внешний вид. Так что новинки от HyperX определённо заслуживают внимания даже при сборке систем на базе AMD!
Оперативная память HyperX Fury DDR4 RGB и HyperX Fury DDR4 в России уже доступны в продаже. Ознакомиться со стоимостью вы можете в магазинах партнеров.
Для получения дополнительной информации о продуктах HyperX обращайтесь на сайт компании.
Что такое тайминги и как они влияют на скорость оперативной памяти
Содержание
Содержание
Выбор оперативной памяти в игровую сборку может обернуться кошмаром, если начать разбираться в тонкостях ее работы. Требования современных игровых и рабочих задач диктуют свои условия, поэтому память — теперь чуть ли не самая важная и сложная часть в сборке компьютера. Среди многочисленных моделей нужно выбрать единственный подходящий вариант и это пугает. Причем самое сложное в этом — почему память с меньшей частотой работает быстрее и показывает больше кадров в играх, чем та, у которой частота выше. Для этого нужно разобраться, в чем все-таки измеряется скорость памяти и какие параметры влияют на нее.
Мощность компьютера измеряется величиной FLOPS, которая обозначает количество вычислительных операций за секунду. По причине того, что компьютеры могут одновременно выполнять миллионы операций, к флопсам добавляют приставку «гига».
В привычной же обстановке мы можем путать мощность и частоту, поэтому считаем производительность компьютеров не гигафлопсами, а максимальной рабочей частотой. Это проще в рядовых ситуациях, когда говорящие знают тему хорошо и соотносят мощность с герцами в уме автоматически.
В то же время, такое языковое упрощение вносит коррективы в понимание практической части вопроса. Вырывая контекст из форумов, рядовой пользователь и правда думает, что мощность памяти можно выразить в герцах. Просто потому, что гонка за частотой стала трендом среди любителей и энтузиастов. Это и мешает неопытному человеку понять, почему его высокочастотный процессор может проиграть тому, у которого на несколько сотен герц меньше. Все просто — у одного два ядра и четыре потока, а у другого четыре настоящих. И это большая разница.
Оперативная память и ее скорость
Оперативная память состоит из тысяч элементов, связанных между собой в чипах-микросхемах. Их называют банками (bank), которые хранят в себе строчки и столбцы с электрическим зарядом. Сам электрический заряд — это информация (картинки, программы, текст в буфере обмена и много чего еще). Как только системе понадобились данные, банка отдает заряд и ждет команды на заполнение новыми данными. Этим процессом руководит контроллер памяти.
Для аналогии, сравним работу оперативной памяти и работу кафе. Чипы можно представить в виде графинов с томатным соком. Каждый наполнен соком и мякотью спелых помидоров (электрический заряд, информация). В кафе приходит клиент (пользователь компьютера) и заказывает сок (запускает игру). Бармен (контроллер, тот, кто управляет банками) принимает заказ, идет на кухню (запрашивает информацию у банок), наливает сок (забирает игровые файлы) и несет гостю, а затем возвращается и заполняет графин новым соком (новой информацией о том, что запустил пользователь). Так до бесконечности.
Тайминги — качество
Работа памяти, вопреки стереотипу, измеряется не только герцами. Быстроту памяти принято измерять в наносекундах. Все элементы памяти работают в наносекундах. Чем чаще они разряжаются и заряжаются, тем быстрее пользователь получает информацию. Время, за которое банки должны отрабатывать задачи назвали одним словом — тайминг (timing — расчет времени, сроки). Чем меньше тактов (секунд) в тайминге, тем быстрее работают банки.
Такты. Если нам необходимо забраться на вершину по лестнице со 100 ступеньками, мы совершим 100 шагов. Если нам нужно забраться на вершину быстрее, можно идти через ступеньку. Это уже в два раза быстрее. А можно через две ступеньки. Это будет в три раза быстрее. Для каждого человека есть свой предел скорости. Как и для чипов — какие-то позволяют снизить тайминги, какие-то нет.
Частота — количество
Теперь, что касается частоты памяти. В работе ОЗУ частота влияет не на время, а на количество информации, которую контроллер может утащить за один подход. Например, в кафе снова приходит клиент и требует томатный сок, а еще виски со льдом и молочный коктейль. Бармен может принести сначала один напиток, потом второй, третий. Клиент ждать не хочет. Тогда бармену придется нести все сразу за один подход. Если у него нет проблем с координацией, он поставит все три напитка на поднос и выполнит требование капризного клиента.
Аналогично работает частота памяти: увеличивает ширину канала для данных и позволяет принимать или отдавать больший объем информации за один подход.
Тайминги плюс частота — скорость
Соответственно, частота и тайминги связаны между собой и задают общую скорость работы оперативной памяти. Чтобы не путаться в сложных формулах, представим работу тандема частота/тайминги в виде графического примера:
Разберем схему. На торговом центре есть два отдела с техникой. Один продает видеокарты, другой — игровые приставки. Дефицит игровой техники довел клиентов до сумасшествия, и они готовы купить видеокарту или приставку, только чтобы поиграть в новый Assassin’s Creed. Условия торговли такие: зона ожидания в отделе первого продавца позволяет обслуживать только одного клиента за раз, а второй может разместить сразу двух. Но у первого склад с видеокартами находится в два раза ближе, чем у второго с приставками. Поэтому он приносит товар быстрее, чем второй. Однако, второй продавец будет обслуживать сразу двух клиентов, хотя ему и придется ходить за товаром в два раза дальше. В таком случае, скорость работы обоих будет одинакова. А теперь представим, что склад с приставками находится на том же расстоянии, что и у первого с видеокартами. Теперь продавец консолей начнет работать в два раза быстрее первого и заберет себе большую часть прибыли. И, чем ближе склад и больше клиентов в отделе, тем быстрее он зарабатывает деньги.
Так, мы понимаем, как взаимодействует частота с таймингами в скорости работы памяти.
Соответственно, чем меньше метров проходит контроллер до банок с электрическим зарядом, тем быстрее пользователь получает информацию. Если частота памяти позволяет доставить больше информации при том же расстоянии, то скорость памяти возрастает. Если частота памяти тянет за собой увеличение расстояния до банок (высокие тайминги), то общая скорость работы памяти упадет.
Сравнить скорость разных модулей ОЗУ в наносекундах можно с помощью формулы: тайминг*2000/частоту памяти. Так, ОЗУ с частотой 3600 и таймингами CL14 будет работать со скоростью 14*2000/3600 = 7,8 нс. А 4000 на CL16 покажет ровно 8 нс. Выходит, что оба варианта примерно одинаковы по скорости, но второй предпочтительнее из-за большей пропускной способности. В то же время, если взять память с частотой 4000 при CL14, то это будет уже 7 нс. При этом пропускная способность станет еще выше, а время доставки информации снизится на 1 нс.
Строение чипа памяти и тайминги
В теории, оперативная память имеет скорость в наносекундах и мегабайтах в секунду. Однако, на практике существует не один десяток таймингов, и каждый задает время на определенную работу в микросхеме.
Они делятся на первичные, вторичные и третичные. В основном, для маркетинговых целей используется группа первичных таймингов. Их можно встретить в характеристиках модулей. Например:
Вот, как выглядят тайминги на самом деле:
Их намного больше и каждый за что-то отвечает. Здесь бармен с томатным соком не поможет, но попробуем разобраться в таймингах максимально просто.
Схематика чипов
Микросхемы памяти можно представить в виде поля для игры в морской бой или так:
В самом упрощенном виде иерархия чипа это: Rank — Bank — Row — Column. В ранках (рангах) хранятся банки. Банки состоят из строк (row) и столбцов (column). Чтобы найти информацию, контроллеру необходимо иметь координаты точки на пересечении строк и столбцов. По запросу, он активирует нужные строки и находит информацию. Скорость такой работы зависит от таймингов.
Первичные
CAS Latency (tCL) — главный тайминг в работе памяти. Указывает время между командой на чтение/запись информации и началом ее выполнения.
RAS to CAS Delay (tRCD) — время активации строки.
Row Precharge Time (tRP) — прежде чем перейти к следующей строке в этом же банке, предыдущую необходимо зарядить и закрыть. Тайминг обозначает время, за которое контроллер должен это сделать.
Row Active Time (tRAS) — минимальное время, которое дается контроллеру для работы со строкой (время, в течение которого она может быть открыта для чтения или записи), после чего она закроется.
Command Rate (CR) — время до активации новой строки.
Вторичные
Второстепенные тайминги не так сильно влияют на производительность, за исключением пары штук. Однако, их неправильная настройка может влиять на стабильность памяти.
Write Recovery (tWR) — время, необходимое для окончания записи данных и подачи команды на перезарядку строки.
Refresh Cycle (tRFC) — период времени, когда банки памяти активно перезаряжаются после работы. Чем ниже тайминг, тем быстрее память перезарядится.
Row Activation to Row Activation delay (tRRD) — время между активацией разных строк банков в пределах одного чипа памяти.
Write to Read delay (tWTR) — минимальное время для перехода от чтения к записи.
Read to Precharge (tRTP) — минимальное время между чтением данных и перезарядкой.
Four bank Activation Window (tFAW) — минимальное время между первой и пятой командой на активацию строки, выполненных подряд.
Write Latency (tCWL) — время между командой на запись и самой записью.
Refresh Interval (tREFI) — чтобы банки памяти работали без ошибок, их необходимо перезаряжать после каждого обращения. Но, можно заставить их работать дольше без отдыха, а перезарядку отложить на потом. Этот тайминг определяет количество времени, которое банки памяти могут работать без перезарядки. За ним следует tRFC — время, которое необходимо памяти, чтобы зарядиться.
Третичные
Эти тайминги отвечают за пропускную способность памяти в МБ/с, как это делает частота в герцах.
Эти отвечают за скорость чтения:
Эти отвечают за скорость копирования в памяти (tWTR):
Скорость чтения после записи (tRTP):
А эти влияют на скорость записи:
Скорость памяти во времени
Итак, мы разобрались, что задача хорошей подсистемы памяти не только в хранении и копировании данных, но и в быстрой доставке этих данных процессору (пользователю). Будь у компьютера хоть тысяча гигабайт оперативной памяти, но с очень высокими таймингами и низкой частотой работы, по скорости получится уровень неплохого SSD-накопителя. Но это в теории. На самом деле, любая доступная память на рынке как минимум соответствует требованиям JEDEC. А это организация, которая знает, как должна работать память, и делает это стандартом для всех. Аналогично ГОСТу для колбасы или сгущенки.
Стандарты JEDEC демократичны и современные игровые системы редко работают на таких низких настройках. Производители оставляют запас прочности для чипов памяти, чтобы компании, которые выпускают готовые планки оперативной памяти могли немного «раздушить» железо с помощью разгона. Так, появились заводские профили разгона XMP для Intel и DOHCP для AMD. Это «официальный» разгон, который даже покрывается гарантией производителя.
Профили разгона включают в себя информацию о максимальной частоте и минимальных для нее таймингах. Так, в характеристиках часто пишут именно возможности работы памяти в XMP режимах. Например, частоте 3600 МГц и CL16. Чаще всего указывают самый первый тайминг как главный.
Чем выше частота и ниже тайминги, тем круче память и выше производительность всей системы.
Так работает оперативная память с момента ее создания и до нашего времени.