какие театры находятся в питере на площади искусств
Театры на площади Искусств
Лучшие театры — рейтинг, адреса и телефоны
199 отзывов • Итальянская, 13 • 8 (812) 571-76-51 • ежедневно с 11:00 до 15:00, с 16:00 до 19:00
112 отзывов • Итальянская, 21 • 8 (812) 315-53-55 • ср–пн с 11:00 до 15:00, с 16:00 до 19:00; вт с 11:00 до 15:00, с 16:00 до 18:00
Будьте внимательны: могут без предупреждения заменить спектакль с высоким рейтингом на спектакль с отрицательными отзывами. 🙁 Вечер был испорчен.
Невский проспект, 52 • 8 (812) 571-21-56 • ежедневно с 10:30 до 14:15, с 15:15 до 18:00
Apache2 Ubuntu Default Page: It works
Набережная канала Грибоедова, 4 • 8 (812) 595-43-05 • ежедневно с 10:00 до 21:00
Запрос в заведения — закажите услугу, уточните цену
Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является …
Добавить театр — бесплатная реклама вашей организации на HipDir.
Площадь Искусств в Санкт-Петербурге
Единый облик площади составляют здания Михайловского дворца и Михайловского театра, дом Голенищева-Кутузова, театр Музыкальной комедии, Российский этнографический музей, Большой зал Филармонии имени Д. Д. Шостаковича и отель «Европа».
Конечно, не все здания площади были созданы при участии Росси, но, застраивая площадь, другие архитекторы использовали его проекты или имитировали стиль фасадов своих зданий.
История создания
Начало уникального облика площади положило строительство Михайловского дворца, где сегодня располагается Государственный Русский музей. Над проектом резиденции князя Михаила Павловича начиная с 1817 года работал архитектор Карл Росси, а идея строительства принадлежала отцу великого князя, императору Павлу I. Однако к реализации проекта приступили только после смерти монарха. Место выбирали долго и наконец остановились на заросшем пустыре в центре города, в северной части которого располагался основанный Петром I фруктовый сад (Третий Летний).
Росси поставил перед собой грандиозную задачу: создать новый городской ансамбль в классическом стиле, спланировав площадь и две новые улицы, получившие название Инженерная и Михайловская. Зодчий также спроектировал все выходящие на площадь фасады зданий, хотя строились они впоследствии другими архитекторами. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями и бытовыми постройками Третьего Летнего сада, позволила Росси связать новой Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. В результате открылся вид на дворцовый фасад с изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.
Архитектор вел проект крайне тщательно, прорабатывая в эскизах все детали, от чугунной решетки и планировки парка до рисунка на паркете в залах дворца.
Строительство Михайловского дворца продолжалось до 1823 года, еще два года велась отделка интерьеров. Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился практически без изменений. А вот из интерьеров до настоящего времени дошли только два — главный вестибюль и Белый зал.
В конце XIX столетия дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, впоследствии завещавшая его своим детям. Но так как наследники были германскими подданными, император Александр III решил выкупить дворец в казну, что сделали, правда, уже после его смерти за 4 миллиона рублей серебром. Следом, 13 апреля 1895 года, вышел именной Указ Николая II об учреждении «Русского Музея Императора Александра III», для создания которого передавался весь комплекс Михайловского дворца.
В 1827 году по указу императора Николая I началось устройство перед дворцом сквера. Проект его также разработал Росси, а озеленением занимался садовник Джозеф Буш, создавший сквер в английском стиле: с зелеными газонами и широкими дорожками, по краям которых располагались клумбы из редких кустарников и цветов. Вокруг площадь была обнесена чугунной решеткой и окружена тротуаром из пудостского камня. С этого же времени площадь стала именоваться Михайловской.
Михайловский театр
Михайловский театр (площадь Искусств, д. 1) задумывался как камерная сцена для высокопоставленных гостей. Он открыл свои двери для первых зрителей 8 ноября 1833 года. Архитектор здания Александр Брюллов начал строительство в 1831 году и попытался органично вписать театр в уже сложившийся ансамбль площади. Фасад театра, которому был придан вид жилого дома, выполнен по проектам Карла Росси, чтобы гармонировать со зданием Михайловского дворца. Поэтому подлинный блеск императорского театра — серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина — открывались лишь зрителям.
В 1859 году архитектор Альберт Кавос реконструировал внутреннюю планировку и отделку театра. Он увеличил размеры зала, устроил 5-й ярус. В классических интерьерах появились элементы барокко — лепнина, кариатиды над авансценой. Эти интерьеры сохранились до нашего времени. До революции Михайловский театр не имел своей труппы и наряду с Мариинским и Александринским управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. В 1918 году по инициативе А. Луначарского был создан новый музыкальный театр — Государственный Михайловский театр, который сначала показывал старые спектакли Мариинской сцены, тогда же в театре появилась постоянная труппа.
Здания площади
В 1822 году по периметру площади началось строительство частных домов. Рядом с театром в 1831 году появляется дом (площадь Искусств, д. 3), также созданный по проекту Росси. Первым его хозяином был граф Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Человек неоднозначный, причастный к убийству императора Павла I, храбрый воин, сражавшийся с Наполеоном, и царский чиновник, в ранге генерал-губернатора Санкт-Петербурга, участвовавший в комиссии по расследованию заговора декабристов. В 30-е годы в доме поселилась семья музыканта и композитора графа Михаила Вильегорского. Позднее, в 1835 году, семья Вильегорских переехала в соседний дом, а еще через десять лет они выкупили дом 4, принадлежавший ранее табачному фабриканту Жукову. В первой половине XIX века дом Вильегорских был одним из центров музыкальной и творческой жизни столицы, их салон посещали Пушкин, Жуковский, Вяземский, бывали Лист, Глинка, Берлиоз.
Кстати, позднее в подвале во втором дворе дома 5 находилось знаменитое литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака», открытое в 1911 году Борисом Прониным, помощником Мейерхольда. После переезда в Петербург вместе с Мейерхольдом они учредили Общество интимного театра, а «Бродячая собака» была зарегистрирована как клуб общества.
По адресу: площадь Искусств, д. 2, расположено здание школы, построенное также в классическом стиле в 1938 году архитектором Ноем Троцким. Школа возникла на месте сгоревшего в 1903 году дома Жербина, где одно время размещалась богатейшая коллекция издателя «Отечественных записок» Павла Свиньина, пока финансовые затруднения не вынудили его продать свой «Русский музеум».
Михайловскую улицу от площади к Невскому проспекту проложили в 1834–1835 годах. Тогда же угловой участок дома №9 (по Итальянской улице) был передан Дворянскому собранию. Сейчас в этом здании располагается Филармония. Автор дома, построенного в 1839 году, — архитектор Поль Жако, а фасад, как и другие фасады площади, был спроектирован Росси для Дворянского собрания Петербурга.
Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Г. Малер, А. Рубинштейн, К. Шуман, П. Виардо, П. Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова. 12 июня 1921 года в этом здании состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии.
Справа от Русского музея (Инженерная, д. 4/1) находится здание, построенное в стиле русского неоклассицизма в начале ХХ века специально для Российского Этнографического музея (точнее для бывшего Этнографического отдела Русского музея императора Александра III). Строительство, которое вел архитектор Василий Свиньин, началось в 1903 году и длилось вплоть до 1916 года, когда была завершена внутренняя отделка помещений и установлено музейное оборудование. По другую сторону площади, практически напротив Михайловского дворца (ул. Итальянская, д. 13), расположилось здание театра Музыкальной комедии. Первоначально это был доходный дом, принадлежавший крупному коммерсанту, армянину по происхождению, И. Лазареву (Лазаряну). Здание неоднократно перестраивалось и ремонтировалось, пока в 1896 году дом не приобрел для своей фаворитки, актрисы Александринского театра Марии Потоцкой, Великий князь Николай Николаевич. После сильного пожара 1910 года здание было передано в городскую казну и по проекту инженеров И. Балбашевского и А. Максимова внутренние помещения были перестроены для театральных представлений. 18 декабря 1910 года здесь открылся театр, получивший название «Палас-театр», где ставились оперетты. В 1920 году помещение было передано Государственному театру комической оперы, в 1929 году здесь обосновался только что созданный в Петербурге «Мюзик-Холл», музыкальной частью которого заведовал композитор Исаак Дунаевский. С 1938 года в нем находится Ленинградский театр музыкальной комедии.
Еще один дом, определяющий облик сегодняшней площади, гранд-отель «Европа» (ранее гостиница «Европейская»). Здание гостиницы было построено по проекту архитектора Людвига Фонтана в 1873–1875 годах на основе двух домов: бывшего отеля Клее (где в разное время останавливались маркиз де Кюстин, М.И. Петипа, И.С. Тургенев) и доходного дома А.С. Рогова.
В 1871 году после пожара оба дома купило акционерное общество «Европейская гостиница» и после реконструкции, 28 января 1875 года, была открыта гостиница Hotel d`Europe.
С богатой гостиницей «Европейская» связана одна из петербургских легенд. Некий наследник умершего в эмиграции петербургского миллионера, будто бы сумевшего перед бегством из России спрятать золото под полом одного из номеров гостиницы, в советское время приехал в Ленинград. Ему удалось поселиться в том же номере гостиницы, и поздно ночью он вскрыл пол, нашел под паркетом металлическую коробку, укрепленную мощным болтом. Полночи он пилил, и, когда последняя перемычка была пропилена, раздался страшный грохот — в ресторанном зале нижнего этажа рухнула люстра.
В конце 90-х годов ХХ века в гостинице началась реконструкция, которая завершилась в 2008 году. И уже в 2009 году на церемонии вручения World Travel Awards в Лондоне гостиница «Гранд Отель Европа» была названа самым роскошным отелем Европы и мира. Однако среди архитекторов есть мнение, что перестройка домов Рогова и Клее — одна из серьезных градостроительных ошибок, нарушивших симметричную композицию Михайловской улицы.
Площадь искусств
После революции, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, на Невском проспекте в 1918 году был установлен бюст немецкого социалиста Фердинанда Лассаля. В связи с этим в начале 1920-х годов Михайловская площадь (равно как и Михайловская улица в 1918 году) получила имя Лассаля. 26 сентября 1940 года площадь Лассаля была переименована в площадь Искусств. Такое имя она получила потому, что здесь расположены крупнейшие учреждения культуры. 19 июня 1957 года в центре площади Искусств был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы Михаила Аникушина.
Популярная площадь Искусств в Санкт-Петербурге
Площадь Искусств в Санкт-Петербурге расположена в Центральном районе между Инженерной и Итальянской улицами. Ансамбль площади, который вы видим сегодня, был создан по проекту известного архитектора Карла Росси в первой половине XIX в.
История площади Искусств
Её история ведёт нас в далёкие времена, ещё до возникновения Санкт-Петербурга. Долгое время это место, где сейчас находится площадь, было пространством в районе рек Мойки и Фонтанки, заселённым финнами и называлось «Perukka-Saari», либо «Perwiskina», или «Perusina», что в переводе с финского означает — земля с твёрдым грунтом.
Далее эти земли значились шведским владением, занимающем участок, ограниченный сегодня набережными Фонтанки и Мойки у их слияния, каналом Грибоедова и отрезком Невского проспекта. Затем здешнее имение Пётр I подарил Екатерине Алексеевне, усмотрев место для разбивки сада. Царица построила на участке дворец в 1711—1714 гг. Он получил название Берхгольц — «маленький домик».
В 1719 году севернее этого участка царица начала разводить сад-огород, известный как Третий Летний, сейчас это Михайловский сад. Здесь же сохранялось болото, за которым вплоть до Невского проспекта оставался небольшой лес. Во времена царствования Анны Иоанновны сад был сохранён для охоты. Императрица распорядилась:
Позади нашего третьего огорода к проспективе, которая идёт от погребов, подле слонового двора на порожнем месте сделать ягр-гартен, для гоньбы и стреляния оленей, кабанов и зайцев, и для того оное место изравнять и насадить деревьев, …, и в середине сделать галерею деревянную на каменном фундаменте, а против дорог каменные стенки.
Охотничий сад занимал площадь от реки Кривуши (Канал Грибоедова) до нынешней Караванной улицы и с юга ограничивался Невским проспектом. В царствование Елизаветы Петровны у места слияния Мойки и Фонтанки для императрицы по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли был построен большой деревянный Летний дворец. Рядом разбит «маленький садик» с двумя симметричными прудами. К югу от дворца и нового садика также по проекту Растрелли был разбит Сад-Лабиринт, западной своей стороной выходящий к современной площади Искусств. В середине XVIII века на берегу реки Кривуши находился участок с домом, где жили садовники и работные люди.
При императоре Павле Петровиче на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны по проекту В. И. Баженова и В. Бренны был возведён Михайловский замок, к югу от которого должны были расположиться три самостоятельных сада, каждый со своей планировкой. Один из них, на месте современной площади Искусств, так и остался в планах. В 1819 году начал строиться Михайловский дворец. Его архитектор Карл Иванович Росси подчинил дворцу окружающее пространство и создал единый ансамбль.
В 1825 году Росси составил план преобразования окружающей местности и на месте пустыря — перед дворцом площади, ограниченной кварталами «обывательских домов» и продлением Большой Садовой улицы от Невского проспекта до Марсова поля, он создал Михайловскую площадь, сегодняшнюю площадь Искусств
В 1830-е годы в здании Городского головы разместился «Русский Музеум» П. П. Свиньина, с библиотекой, богатейшей коллекцией рукописей, нумизматики, минералов, живописи и скульптуры. Таким образом, площадь дала возможность видеть фасад нового здания Русского музея.
Михайловский сквер был устроен «по английскому стилю». Широкие извилистые дорожки соединяют ворота, расположенные в закруглённых углах сквера. Между дорожками клумбы из редчайших кустарников и благоухающих цветов, газоны были покрыты дёрном. Вокруг площадь была обнесена чугунной решёткой и окружена тротуаром из пудостского камня. С этого же времени площадь стала именоваться Михайловской площадью в честь дворца. В 1834 году по проекту Росси между Михайловской площадью и Невским проспектом была проложена Михайловская улица, открывшая перспективу на Михайловский дворец.
Площадь Искусств сегодня
С 2008 года на площади смонтирована архитектурно-художественная цветодинамическая подсветка, которая включается каждый час на несколько минут. В будничном режиме установка равномерно освещает фасады зданий белым цветом. На площади Искусств находятся весьма выдающиеся достопримечательности (см. на схеме внизу):
В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга ансамбль площади Искусств и все сооружения на ней являются памятниками архитектуры Федерального значения и включены в список Всемирного наследия.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Площадь Искусств
Площади
Краткое описание
В историческом центре северной столицы есть площадь, которая является сосредоточением культурной жизни города. Здесь из раскрытых окон филармонии доносятся звуки рояля, в музыкальном театре поднимается занавес, а в выставочных залах музея замерли живописные полотна. Поэтому и называется она символично – площадь Искусств.
Пришедших встречает бронзовая фигура А. С. Пушкина, прославившего в стихах «Петра творенье» – город на Неве. Автор памятника – Михаил Аникушин.
Монумент словно овальной виньеткой обрамлен зеленью сквера, к которому стекаются улицы:
Композиционный центр площади – величественный силуэт Русского музея. Создатель архитектурной жемчужины – знаменитый Карл Росси. Единство стиля высокого классицизма подчеркивают строгие линии фасадов остальных зданий, разместившихся вокруг площади.
История
В период застройки Петербурга Петром I на этом месте красовался фруктовый сад. Во время царствования Елизаветы он превратился в Третий Летний сад с двумя прудами.
Только в двадцатых годах XIX столетия здесь развернулось строительство. В честь сына императора Павла I великого князя Михаила был выстроен особняк, получивший название Михайловского дворца. Земельный участок был отведен под площадь, для подъезда к дворцу были перепланированы близлежащие улицы и разбит сквер в английском стиле.
Шли годы, и площадь Искусств преображалась. В 1860 году через нее пролегла линия знаменитой русской конки.
В 1895 году ставшее доходным домом помещение Михайловского дворца перешло в казенную собственность. Через три года указом Николая II в бывшем дворце был открыт крупнейший музей изобразительного искусства.
В годы советской власти площадь изменилась. На ней появился памятник немецкому политику-социалисту Ф. Лассалю. И петроградцы стали называть это место площадью Лассаля.
Только накануне войны место, объединившее несколько крупных учреждений культуры, стало именоваться площадью Искусств
Архитектурные особенности
В проекте застройки Михайловской площади отразилась главная особенность городской архитектуры XIX столетия: стремление к ансамблевому единству. Замысел гениального итальянца Росси отличался сочетанием своеобразной театрализации и монументальности в едином архитектурном решении.
Со стороны Невского проспекта фасад Михайловского дворца с восьмиколонным портиком просматривался как театральный «задник». Классические застройки Михайловской улицы дополняли его, словно боковые кулисы. Центральная часть, покрытая зеленью английского сквера, выступала в роли сценической площадки. Величественное здание дворца доминировало в архитектурном ансамбле, подчиняя себе остальные строения.
Росси тщательно продумал схему застройки, проектируя все здания в стилистической близости с архитектурой Михайловского дворца
Градостроители, позднее завершавшие проектировку площади, придали всем строениям композиционное единство.
Парад музеев
С площади хорошо просматриваются купола Воскресенского храма Спас на крови
Театрально-музыкальные традиции
Площадь литературная
Где находится
Адрес
Площадь Искусств находится в Центральном районе города.
Метро
Невский проспект, Гостиный двор
Как добраться
Площадь искусств
Площадь Искусств, расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Название связано с размещенными на ней учреждениями культуры и вполне отражает красоту и идеальные пропорции ее архитектурного ансамбля.
Содержание:
Историческая справка
Достопримечательности
Где находится и как добраться
Историческая справка
В петровские времена на обширной территории, включавшей и современную площадь Искусств, был разбит фруктовый сад. Позднее сад предназначался для охоты, затем был преобразован в сад Летнего дворца императрицы Елизаветы (Третий Летний сад).
Площадь, носившая изначально название Михайловской, сформирована в начале XIX века. Первым зданием, возведенным на заросшем пустыре в центре города возле Третьего Летнего сада, становится дворец, построенный в 1819-1825 годах для великого князя Михаила, младшего сына императора Павла. Проектировал его русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси, он же создал единый архитектурный комплекс, которому подчинил все окружающее пространство.
Создание городских архитектурных ансамблей являлось основной сферой деятельности зодчего, сумевшего придать Петербургу новое лицо в стиле высокого классицизма. Выдающееся градостроительное мастерство архитектора в высшей степени воплотилось в ансамбле Михайловского дворца.
Территория перед главным фасадом дворца была преобразована в площадь. Фасады всех зданий, выходящих на площадь, были спроектированы Карлом Росси. Застройкой занимались другие архитекторы, но они были внимательны к идеям великого зодчего, обращаясь к его чертежам для поддержания единого стиля. По сравнению с великолепным дворцом остальные строения выглядят скромно. Этим подчеркивается главная роль Михайловского дворца в ансамбле площади. По проекту Росси все фасады имели общие декоративные элементы, одинаковое расположение и оформление окон, этажность и высоту.
Чтобы связать усадьбу с основными магистралями города, изменили планировку близлежащих улиц. С Невским проспектом ее соединила Михайловская улица, проложенная в 1819-1825 годах. Улица Большая Садовая была продлена от Невского проспекта до Марсова поля, а от Екатерининского канала (канал Грибоедова) до Фонтанки проложили Инженерную улицу. При этом часть Садовой улицы переименовали в Итальянскую.
Карлу Росси принадлежит и планировка овального сквера на Михайловской площади, проект которой относится к 1826 году. Композиция расположения деревьев и кустарников редких пород, выполненная в английском стиле, — с газонами, цветниками и дорожками, т.е. проект озеленения, – заслуга садовника Джозефа Буша. В дальнейшем городской садовник В. Визе внес изменения, заменив разросшиеся деревья в центре сквера клумбами, чтобы открыть вид на дворец с Невского проспекта.
В очередной раз сквер перед главным фасадом Михайловского дворца претерпел изменения в ходе масштабной реконструкции площади 1946-1950 годов. Тогда ликвидировали поздние пристройки, и облик зданий был приближен к замыслу Росси, а скверу придали четкую планировку и одновременно живописность, сблизившую его с Михайловским садом, который примыкает к парковому фасаду дворца.
Примерно в это же время (к 1950 году) с площади убрали трамвайные пути. Трамвай ходил с 1907 года, сменив конку. Линия конной железной дороги существовала здесь еще с 1860 года – одна из первых в Петербурге.
Площадь дважды меняла свое название. В начале 20-х годов прошлого века Михайловская площадь, как и Михайловская улица, была переименована в площадь Лассаля в честь немецкого социалиста, бюст которому работы скульптора В. А. Синайского был установлен на Невском проспекте согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. Название площадь Искусств она носит с 26 сентября 1940 года.
Летом 1957 года сквер украсил памятник А. С. Пушкину, который по праву считается одним из лучших. Его авторы (скульптор М. Аникушин и архитектор В. Петров) так органично вписали свое творение в архитектурный ландшафт, что создается впечатление, будто памятник стоял здесь со дня основания площади.
Последняя капитальная реконструкция 2001 года проводилась по проекту архитектора Ф. К. Романовского и включала в себя работы по ремонту коммуникаций, освещения, гранитному мощению тротуаров.
Достопримечательности площади Искусств
Площадь Искусств и сегодня сохраняет исторический облик и оправдывает свое название. По Инженерной улице на нее выходят:
Михайловский дворец
Архитектурный шедевр К. Росси. С 1898 года и поныне во дворце размещается Русский музей – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, крупнейший в мире музей национального изобразительного искусства. Музей учрежден в честь покровителя искусств и страстного коллекционера императора Александра III.
(подробнее про Михайловский дворец можно прочитать здесь).
Корпус Бенуа
Назван в честь автора проекта архитектора Л. Н. Бенуа. Здание, изначально предназначенное для проведения художественных выставок, построено в 1919 году соавтором проекта архитектором С. О. Овсянниковым в стиле неоклассицизма. В 1930-х годах было передано Русскому музею. В послевоенные годы был достроен специальный переход, соединивший корпус Бенуа и основное здание музея с сохранением отдельного входа со стороны канала Грибоедова. В постоянной экспозиции представлено искусство ХХ века, часть залов отведена под временные выставки.
(подробнее про Корпус Бенуа можно прочитать здесь).
Этнографический музей
Здание строилось специально для размещения этнографической коллекции Русского музея с 1900 по 1911 год архитектором В. Ф. Свиньиным в стиле неоклассицизма. Музейный фонд формировался с 1902 года путем сбора и хранения предметов обихода различных этнических групп и содержит около 500 тысяч экспонатов и материалов культурного наследия народов, населяющих Россию.
(подробнее про Этнографический музей можно прочитать здесь).
Михайловский театр
Жемчужина в ожерелье архитектурного ансамбля, спроектированного Росси. Построен талантливым архитектором А. Брюлловым в 1831-1833 годах. Своим названием театр обязан младшему брату императора Николая I – великому князю Михаилу, так как вначале предназначался исключительно для правящей семьи и ее гостей. Позднее, открывшись для широкой публики, театр являлся третьим по счету императорским театром в Петербурге (после Мариинского и Александринского) и выполнял функцию дополнительной сцены.
В настоящее время, продолжая традиции Малого оперного театра, сочетает классические постановки оперных и балетных спектаклей с новаторскими экспериментами. Зрителям предоставляет редкую возможность «посетить заветный мир кулис» в составе экскурсии.
(подробнее про Михайловский театр можно прочитать здесь).
На противоположной стороне площади по Итальянской улице находятся не менее интересные в историческом и культурном отношении здания. Здесь расположены:
Филармония имени Шостаковича
Здание было построено для Дворянского собрания архитектором П. П. Жако в 1834-1839 годах. Ленинградская филармония, находящаяся здесь с 1921 года, даже в блокадные военные годы не прекращала концертную деятельность, поднимая дух защитников города. Тогда впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Сегодня – это обитель музыкальных традиций, главный концертный зал Санкт-Петербурга.
(подробнее про филармонию им. Шостаковича можно прочитать здесь).
Театр музыкальной комедии
На этом месте находился доходный дом Лазаревых, построенный архитектором Е. Т. Соколовым в 1799 году. Неоднократно перестраивался еще в XIX веке, а после сильного пожара в 1910 году инженеры И. Бальбашевский и А. Максимов выполнили внутреннюю перестройку под «Палас-театр». Именно в этом здании размещался знаменитый Мюзик-холл Исаака Дунаевского, а с 1938 года – Ленинградский театр музкомедии.
(подробнее про Театр музыкальной комедии можно прочитать здесь).
Ежегодно все культурные учреждения, расположенные на площади, объединяют усилия для проведения Международного Зимнего фестиваля «Площадь искусств», который привлекает лучших российских и мировых исполнителей.
Другие здания, образующие площадь, также являются памятниками архитектуры и имеют интересную историю.
Рядом с Михайловским театром находится дом (пл. Искусств, дом 3), построенный К. Росси в 1820-е годы для графа П. В. Голенищева-Кутузова – генерал-губернатора Санкт-Петербурга, человека, причастного к убийству Павла I. В советское время с 1924 по 1939 год в этом доме проживал знаменитый художник Исаак Бродский, ученик И. Е. Репина, основоположник нового течения в живописи – социалистического реализма. В 1949 году в квартире, где прошли последние 15 лет жизни художника, был открыт музей его имени, который в настоящее время является одним из филиалов музея Российской академии художеств. Посетить музей, где расположена внушительная коллекция картин Бродского и других художников, можно со среды по воскресенье. Здесь также часто проводят выставки современной живописи и вечера классической музыки.
Соседний дом Жако (пл. Искусств, 5), построенный в 1831 году с использованием фасада, спроектированного Росси, принадлежавший архитектору П. П. Жако, знаменит тем, что в начале прошлого века здесь находилось литературное кафе или арт-подвал «Бродячая собака» — центр культурной жизни Северной столицы того времени. Кафе было зарегистрировано как клуб Общества интимного театра, учрежденного Мейерхольдом, а название обыгрывало образ художника как бездомного пса. Часто бывали в этом кафе Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, читали стихи Вениамин Хлебников, Сергей Есенин. На волне интереса к Серебряному веку в истории Петербурга заведение вновь открылось в 2001 году.
По другую сторону площади расположился дом, построенный в 1831 году архитектором А. М. Болотовым для семьи графа М. Ю. Виельгорского (пл. Искусств, 4). Хозяин дома – композитор и музыкант. Его дом становится своеобразным «маленьким храмом изящных искусств»: здесь собирались ценители музыки, многие произведения М. Глинки, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана здесь прозвучали впервые в исполнении авторов. Салон посещали А. Пушкин, Ф. Тютчев. Позднее дом продали, в нем разместилась кондитерская Кочкурова, где проходили встречи революционеров. С 1993 года часть помещений дома занимает гимназия, основной корпус которой находится в соседнем здании (пл. Искусств, 2). Раньше здесь располагалась средняя школа, преобразованная в 1989 году в гимназию при Русском музее, и теперь ее ученики постигают основы искусства и науки. Фасад здания школы в 1947 году был реконструирован в стиле ансамбля площади по проекту архитектора А. А. Кедринского.
Вдоль всей Михайловской улицы от площади Искусств до Невского проспекта протянулось здание «Гранд Отель Европа», получившее в 2009 году в Лондоне награду World Travel Awards как самая роскошная гостиница Европы. Построено в 1873-1875 годах архитектором Л. Фонтана в стиле эклектики на месте двух зданий: доходного дома А. Рогова и отеля Клее. Здание нарушило симметрию композиции Михайловской улицы и в среде архитекторов считается градостроительной ошибкой. Однако этот факт не помешал легендарным личностям нескольких эпох останавливаться в «Европе». Среди имен в почетной книге постояльцев: П. И, Чайковский и И. С. Тургенев, И. Штраус и К. Дебюсси, Бернард Шоу, Владимир Маяковский, король Швеции и королева Великобритании, звезды мирового кино и выдающиеся рок-музыканты.
Старейшую гостиницу культурной столицы не обошли вниманием и хранители петербургских легенд. Рассказывают, что некий наследник русского эмигранта, спрятавшего золото в одном из номеров гостиницы, приехал в Ленинград. Ему удалось поселиться в том же номере отеля «Европа». Ночью он вскрыл паркет на полу и обнаружил массивную металлическую коробку, прикрученную болтами к перекрытию между этажами. Полночи ушло на выпиливание и, когда, наконец, поддался последний болт, — раздался невообразимый грохот. Это рухнула люстра ресторанного зала нижнего этажа.
Гармоничная и красивая площадь Искусств с 2008 года приобрела неоновое сияние, которое дает специальная подсветка. Фасады зданий с тех пор радуют переливами цветов в праздничные дни. Ищущим вдохновение горожанам и гостям Петербурга музеи и театры, которыми так богата площадь, подарят незабываемые впечатления, а уютные кафе и сквер позволят отлично отдохнуть.