какие технологии использует таможня
Современные технологии в работе таможенной, совершенствование электронных сервисов и ИТ-инфраструктуры таможенных органов, новые инициативы в сфере таможенного администрирования
Выступление Первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Валентиновича Давыдова на пресс-конференции «Совершенствование работы таможенной службы: переход в цифру» в пресс-центре МИЦ «Известия».
Во-первых, две основные процедуры, на которые все обращают внимание, и которыми мы тоже очень внимательно занимаемся, это автоматизация импорта и экспорта. У нас сегодня более 20% всех импортных деклараций выпускается полностью автоматически, без участия таможенного инспектора, и около 40% экспорта выпускается полностью автоматически. То есть, если как нас спрашивают – а как вы помогаете экспортерам? – в первую очередь, вот так. То есть, экспортер в 40% случаев вообще таможню не видит. Общее количество автоматически выпущенных деклараций уже превысило миллион сто тысяч деклараций, это больше, чем за весь прошлый год. То есть, мы таким образом двигаемся в тренде, превышая уже прошлогодние показатели.
Автоматизация транзитных процедур. Огромный транзитный потенциал нашей страны, Евразийского союза, который обладает тоже огромнейшим транзитным потенциалом Вот у нас вопрос автоматизации транзитных процедур, ускорения таможенных процедур при мультимодальных перевозках, в первую очередь, это касается перегрузки из портов на железную дорогу и наоборот, поддержание вот таких цифровых транспортных коридоров, которые работают все более активно в направлении Восток – Запад и Запад – Восток, следует нам развивать еще коридор Север – Юг, это, собственно говоря, входит в число наших приоритетов.
Буквально несколько слов хотел сказать о нашей Комплексной программе развития, которую мы завершили, я считаю, успешно в период 2018 – 2020 годов, мы перешли к совершенно новому облику таможни. Если у нас было до начала этой реформы более 600 мест таможенного оформления, понятно, что в этой ситуации, в такой структуре было сложно добиваться единообразия правоприменительной практики, о чем нам говорит бизнес – у вас везде должно быть все одинаково – то есть, обратился в таможню на Дальнем Востоке, на Юге, на Северо-Западе – везде процедуры должны быть единообразны и комфортны для бизнеса. Сегодня мы имеем 16 Центров электронного декларирования, по сути дела это территориально распределенная сеть Центров электронного декларирования, в которых обеспечивается единообразие процедур, ускорение, комфорт для бизнеса, это фабрики таможенного декларирования, в которых наши сотрудники, все в достойных условиях, «опен спейс» мы сделали, хотя в условия коронавируса «опен спейс» не самая такая форма, которая защищает, но мы используем свои методы защиты нашего личного состава, поэтому в этих Центрах декларирования, в этих фабриках электронного декларирования, собственно, и куются наши автоматизированные результаты.»
Руслан Валентинович, а Вы ощущаете интерес бизнеса от перехода на цифру, почему это именно сейчас актуально, существуют ли все-таки какие-то риски для бизнеса при переходе?
Р. В. Давыдов: Спасибо за вопрос. На самом деле очень важная тема – это взаимодействие бизнеса и таможни, потому что, как говорится, танго танцуют вдвоем. Если бы бизнес тоже не двигался в сторону обеления, опрозрачивания, цифровизации своих процедур, ничего бы не получилось. Декларация ведь подается в электронном виде, декларацию подает бизнес. Если декларация подана с ошибками, значит она не пройдет не то, что автовыпуск, она не пройдет даже авторегистрацию и форматно-логический контроль. Качество работы и таможни, и бизнеса должно быть синхронизировано. Цифровизация и таможни, и бизнеса должна идти соразмеримыми темпами.
Я хотел бы несколько слов сказать про любителей ловить рыбу в мутной воде и т.д. Действительно, в 2016 году у нас было компаний низкого уровня риска, а автовыпуск и все автоматические процедуры, на самом деле, у нас применяются для компаний низкого уровня риска – автовыпуск, авторегистрация для всех, автовыпуск –только для компаний низкого уровня риска. Внимание, в 2016 году их было 2127, то есть те компании, которые мы ведем с 2013 года, которые начиная с 2013 года хотя бы одну декларацию подали. У нас есть оцифрованный профиль такой компании. В 2017 году их стало 5400, в 2018 году – 8300 и в 2021 году их уже сейчас – 11400. То есть мы понимаем вот этот вот отклик бизнеса на возможность работать по белому, он как раз и материализовался в этих цифрах автоматизации. То есть, другими словами, получается, что выгоды от цифровизации и от обеления своей деятельности для бизнеса очевидны, а риски попасться на нарушениях, на схемах возрастают, потому что все оцифровывается и становится просто прозрачным, если не на выпуске деклараций, то на контроле после выпуска. У нас тоже это направление очень активно развивается.
Поэтому на Ваш вопрос как можно ответить? Выгодна цифровизация для прозрачного и открытого бизнеса, честного бизнеса. Вот в Деловой России около половины всех деклараций выпускается автоматически. Это говорит о том, что члены объединения стремятся к опрозрачиванию своей деятельности и не нарушают. Тут два компонента – важно не нарушать таможенные правила и важно иметь адекватное качество работы, то есть работать без ошибок, правильно подавать декларации и т.д. В целом эта тенденция будет сохраняться и развиваться в Стратегии 2030.
Интеллектуальный пункт пропуска. Это концепция, которую мы разработали в Таможенной службе еще несколько лет назад. Она вошла в виде модели в Стратегию развития Таможенной службы до 2030 года и, собственно говоря, это один из ключевых инфраструктурных, технологических элементов. Пограничная инфраструктура, инфраструктура пунктов пропуска является сегодня, на мой взгляд главным, сдерживающим фактором в развитии торговли, который мы пока еще не сумели преодолеть.
Что такое интеллектуальный пункт пропуска – это такая система, которая включает в себя и инфраструктурные элементы, и интеллектуальные элементы. То есть это, как говорят, умные весы, которые взвешивают автоматически транспорт, который проезжает через пункт пропуска, и передают эти данные в систему интеллектуального пункта пропуска. Это считывание номерных знаков, все те параметры, которые контролирует Таможенная служба, выполняя и иные виды контроля, транспортный контроль, все это подкачивается в систему.
Инспекционно-досмотровый комплекс, рентген-снимок, так сказать, флюорография транспортного средства тоже подкачивается в систему, и т.д. И дальше в рамках Единого окна эта информация раздается всем контролирующим ведомствам, каждое из которых принимает решение – фитосанитары, ветеринары, таможня, пограничники принимают решение в соответствии с теми данными, которые подаются и в соответствии с системами рисков. Эти решения выдаются в единую систему, в Единое окно интеллектуального пункта пропуска и уже инспектору не надо раздумывать, и коррупционные риски снижаются, тут нельзя уже поиграть – тебя пропущу, а тебя нет. И после этого поднимается шлагбаум, можно проезжать. Поэтому важнейший такой элемент, мы ставим себе задачу вместе с Минтрансом, потому что у нас Минтранс отвечает за развитие инфраструктуры пунктов пропусков, физической инфраструктуры, этот элемент очень важен. Почему? Потому что концепция работы с компаниями низкого уровня риска, о которых мы говорили, она говорит о том, что компания низкого уровня риска должна получать определенные преимущества и при прохождении таможенной границы. А если у вас инфраструктурно не выделены полосы дополнительно движения для уполномоченных экономических операторов, компаний низкого уровня риска, тогда они физически просто не могут проехать. Мы бы рады предоставить такую возможность, но просто физически нет полосы.
Скоропортящаяся продукция тоже имеет право на первоочередной проезд. У нас не все безоблачно. Компании, которые занимаются перевозом скоропортящейся продукции, иногда жалуются, что они не могут в первоочередном порядке проехать через пункт пропуска и вынуждены стоять в очереди. Это как раз вопросы, в первую очередь, физической инфраструктуры, отсутствие полос на подъездах к пунктам пропуска, у нас еще предстоит очень много работы вместе с Минтрансом. Поэтому электронная очередь должна работать, диспетчеризация в пунктах пропуска. То есть, этот блок работы для цифровых транспортных коридоров, для ускорения процедур торговли, он очень важен.
Вы начали, как раз перечислять искусственный интеллект, который сейчас внедряется на пунктах, да? А что еще там будет, что это вообще такое искусственный интеллект, который будет сейчас интегрирован?
Следующий этап внедрения уже развитой стадии искусственного интеллекта в Таможенной службе конечно связан с возможностью обработка больших данных. Эти алгоритмы должны прокручивать огромные совершенно массивы. Мы для этих целей пришли к выводу, что нам надо построить свой центр обработки данных. Мы в Твери его сейчас как раз строим, примерно в 2023 году надеемся, что он войдет в строй, и тогда у нас появятся новые возможности по обработке и автоматизации и дальнейшей алгоритмизации всех наших процедур. С Алексеем мы говорили какова же все-таки доля тех деклараций, которые должны выпускаться автоматически. Ну, наверное, ни для бизнеса, ни для таможни погоня вот за этим процентом автовыпуска – это не самоцель. Важно, чтобы бизнесу было комфортно и удобно, чтобы он понимал. Это очень важно, это предсказуемость. Что, если я соблюдаю таможенные правила, если я работаю аккуратно и качественно с точки зрения подачи информации, значит я могу рассчитывать на скорость. Если бизнес знает, в автоматическом режиме декларация выпускается системой 5-7 минут, но даже если сработал какой-то риск, что-то нужно проверить, это должно быть быстро, понятно для бизнеса и предсказуемо. То есть у нас средние сроки выпуска сегодня для тех деклараций, которые не попали под действие системы управления рисками, то есть не возник досмотр, осмотр, запрос документов, у нас по импорту примерно 1 час 20 минут, по экспорту это полчаса. Поэтому, естественно, мы нацелены, заточены, как говорят, на то, чтобы, зная своего клиента, у нас есть еще такой концепт – цифровой двойник, я об этом сказал уже вскользь, у нас же в базе лежит все, все, что эта компания делала с 2013 года, мы видим ее поведение, фактически мы можем предсказывать ее поведение, экстраполировать, и, если мы видим существенные отклонения, то есть нам не обязательно при выпуске это делать, мы можем на постконтроле, в рамках таможенного мониторинга, который мы сейчас тоже собираемся внедрять, как один из элементов Стратегии 2030, по отклонению в деятельности компании мы просто смотрим, а что же произошло. Условно говоря, возили лекарства, вдруг повезли одежду. Надо тогда задуматься, почему компания поменяла профиль.
Много тут действительно можно говорить, но впереди очень большая работа, очень интересная, я думаю, что и для нас, и для бизнеса, потому что мы же советуемся, у нас различные форматы существуют – Общественный совет, Экспертно-консультативный совет, круглые столы. Все перешло, под влиянием пандемии многое перешло в видеоформат, но вроде тоже справляется с этим.
Руслан Валентинович, Стратегия 2030 подразумевает что-то еще? Вот вы сейчас запустите электронную торговлю, искусственный интеллект выведите на пунктах, дальше какие стратегически важные задачи в рамках этой Стратегии?
Р. В. Давыдов: На самом деле, все эти вопросы, которые мы сегодня так или иначе с коллегами обсуждаем, это все элементы нашей Стратегии 2030. И здесь конечно же, у нас постоянное взаимодействие и с четверкой, и с другими представителями бизнеса. В понедельник мы участвовали во встрече Председателя Правительства в формате консультативного совета по иностранным инвестициям – все это так или иначе отражено в Стратегии 2030. И переход на цифру, я единственное, хотел бы не согласиться с Алексеем Евгеньевичем, что сегодня таможня использует всего лишь элементы цифровизации, но дело в том, что в силу просто того, что таможня это мультидисциплинарное ведомство, мы цифровизацией активно занимаемся по меньшей мере последние 15 лет. Просто, если бы у нас не была налажена система межведомственного электронного взаимодействия, а нас, на минуточку, 32 контрагента по системе межведомственного электронного взаимодействия, мы бы просто не смогли декларации выпускать, не то что в автоматическом режиме, а вообще ни в каком. У нас сервисы эти самые с ведомствами, не все ведомства просто были, ну скажем так, жизнь их не заставляла, не потому что таможня такая хорошая и мы такие передовики, нас просто жизнь заставляла, потому что нам это надо, на нас возложено кроме таможенного контроля еще более десятка иных видов контроля – то, что касается безопасности, сертификации, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, вот это все взаимодействие. Поэтому, я, безусловно, здесь соглашусь, и мы как раз здесь такую задачу себе и ставим – этот переход качественный сделать. Он должен, по сути дела, перевести нас в работу на платформенном таком решении – таможня, как цифровая платформа, в которой прозрачный, открытый, честный бизнес мы видим, собственно, трансакции, я уже к этому подводил, о том, что у нас есть концепция цифрового двойника, и в перспективе возможен и такой революционный, эволюционный шаг, как переход на бездекларационный контроль. То есть, а зачем подавать декларацию, когда можно контролировать транзакции бизнеса. То есть, если бизнес открытый, мы видим все его транзакции, банковские, в том числе, проводки, ну здесь вопросы надо будет решить, естественно, с доступом, коммерческая тайна у нас решена, к банковской тайне, то тогда, в принципе, все это можно будет переводить именно в такой формат для того бизнеса, который готов и хочет таким образом работать.
То, что касается вот этих цепочек движения товаров, ну таможня, понятно, важное ведомство, может очень много, где и затормозить при желании или при неумении, но она не всесильна. То есть, мы все-таки, слава Богу не занимаемся производством, мы не занимаемся, созданием, снабжением и т.д. Поэтому наша задача все-таки, понимая все процессы, вот понимать мы должны. И мы должны видеть, где есть тонкие места и в этих тонких местах мы должны включать весь свой человеческий в первую очередь интеллект, искусственный интеллект и помогать проталкивать вот эти товары. Мы действительно обладаем, что называется, первичкой, мы видим все данные первичные. У меня утро начинается с мониторинга ситуации на границе с очередями. Вплоть до того, что, взаимодействие с иностранными нашими партнерами, мы взаимодействуем даже с теми партнерами, с которыми у нас есть, скажем так, определенная натянутость в отношениях с тем, чтобы не допускать очередей и диспетчерировать те транспортные потоки, которые еще только на подходе к наше границе образуются. Вот это мы уже сегодня делаем. У нас налажено очень неплохое взаимодействие. К нам приезжает в очередной раз Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации, мы со всеми, более чем 180 странами работаем активно, взаимодействуем и на площадке Всемирной таможенной организации, и на площадке европейского региона Всемирной таможенной организации, и в двусторонних форматах, ну и, естественно, ЕврАзЭС. ЕврАзЭс это наше особое такое направление, зона особого внимания, хотя кто-то может говорить, что у нас нет таможенного контроля во внутренней торговле, поэтому таможня должна где-то далеко в стороне стоять. На самом деле, если задуматься и концептуально к этому отнестись, то конечно же таможня должна заниматься тем, чтобы обеспечивать единое таможенное администрирование на территории Евразийского союза. И тогда не будет вот этих самых внутренних барьеров, потому что в разных частях Союза будет все одинаково. Естественно, вместе с бизнесом, с Евразийской комиссией, с нашими партнерами за рубежом мы будем вести дело к тому, чтобы таможня, как хороший арбитр, в футболе говорят – какой самый лучший арбитр футбольного матча – тот, которого особо и не видно на поле, то есть игра идет, арбитр есть, все выполняют правила, в необходимых случаях он вмешивается и принимает правильное, справедливое решение.
Применение новейших таможенных технологий в качестве предупредительной меры в условиях пандемии коронавируса
В связи с пандемией коронавируса (COVID-19) всеми государственными органами принимаются организационные, профилактические и предупредительные меры, направленные на недопущение ввоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора дистанцирование является одной из основных профилактических и предупредительных мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, в том числе новой коронавирусной инфекции.
В первую очередь указанные меры введены в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за счет минимизации контактов с лицами, пересекающими государственную границу.
Это достигается, в том числе путем внедрения в практику работы таможенных органов перспективных таможенных технологий.
В числе таких технологий авторегистрация электронных транзитных деклараций (ЭТД) и автоматический выпуск транзитных товаров.
В основу алгоритма данных технологий заложены проверки на предмет отсутствия оснований для отказа в регистрации транзитной декларации, а также соблюдения порядка ее заполнения и условий выпуска заявленных в ней товаров.
Переход на безбумажные технологии за счет автоматизации процессов регистрации ЭТД и декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, позволяет не только существенно сократить сроки совершения таможенных операций, но и повысить уровень информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при минимизации личных контактов.
С момента внедрения технологий авторегистрации ЭТД и автоматического выпуска транзитных товаров (с мая и декабря 2019 года соответственно) в регионе деятельности Южного таможенного управления в автоматическом режиме зарегистрировано около 7 тысяч ЭТД, автоматизированную проверку условий выпуска успешно прошли более 2 тысяч ЭТД.
В целом, начальный этап реализации данных технологий показал востребованность этого института развития электронного декларирования транзита, что подтверждается положительной динамикой показателей их применения. Так, если в прошлом году с применением технологии авторегистрации ежемесячно регистрировалось в среднем 520 ЭТД, то в текущем году – около 900 ЭТД, среднемесячные показатели применения технологии автоматического выпуска в прошлом году составили 340 ЭТД, в текущем году – около 500 ЭТД.
При этом как показывает практика основным фактором, препятствующим реализации данных технологий, является некорректное заполнение ЭТД.
Преимущественное большинство ошибок, допускаемых декларантами при формировании ЭТД, сопряжено с несоблюдением установленного порядка заполнения:
В целях расширения практики применения указанных таможенных технологий в качестве предупредительной меры в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции за счет совершения в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенных операций, связанных с регистрацией ЭТД и выпуском транзитных товаров, в автоматическом режиме без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, необходимо принять меры по повышению качества электронных документов, представляемых таможенным органам в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.
Инновационные таможенные технологии
Современные тенденции в мировой торговле создают жесткие условия для бизнеса. Чтобы оставаться конкурентоспособным, товар надо доставить потребителю в максимально короткое время и с минимальными затратами.
Информационный обмен сведениями и документами
В первую очередь основной акцент ТмК ЕАЭС делает на информационном взаимодействии между таможенными и иными госорганами, а также субъектами внешнеэкономической деятельности. Осуществляться оно будет посредством обмена сведениями и документами в электронном виде (п. 2 ст. 318 ТмК ЕАЭС).
В ст. 362 ТмК ЕАЭС речь идет об обмене документами и (или) сведениями между таможенными органами и субъектами хозяйствования, вовлеченными в внешнеэкономическую деятельность. Такой обмен проводится через информационные системы таможенных органов и субъектов хозяйствования либо с использованием ресурсов сети Интернет.
Одно окно
ТмК ЕАЭС закрепил общие подходы к использованию в деятельности таможенных органов механизма одного окна.
Например, документы и (или) сведения для таможенных операций при их совершении таможенному органу можно не представлять. Но только в случае, если таможенные органы могут получить такие документы и (или) сведения из своей информационной системы либо информационных систем госорганов (организаций) государств — членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия.
Тогда лица, определенные ТмК ЕАЭС, указывают сведения о необходимых документах в таможенной декларации. Их также можно представить таможенным органам иным способом (п. 2 ст. 80 ТмК ЕАЭС).
Отметим, что таможенные органы в ряде случаев могут получать из информационных ресурсов, в том числе других госорганов, сведения о разрешительных документах, сертификатах, валютном контроле и т.п.
ТмК ЕАЭС предусматривает, что информация о документах, которые таможенные органы могут получать из информационных систем, будет размещаться на их официальных сайтах и (или) доводиться до лиц иным способом.
Декларанты получили возможность при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС представлять только сведения о декларации вместо самой декларации или ее копии (п. 2, 9 ст. 92 ТмК ЕАЭС).
В целом, насколько понятно из приведенных примеров, ТмК ЕАЭС предполагает максимальное использование информационных ресурсов и официальных сайтов ЕЭК и таможенных служб государств — членов ЕАЭС.
Электронное таможенное декларирование
Пункт 3 ст. 104 ТмК ЕАЭС закрепляет таможенное декларирование товаров в электронной форме. Декларирование в письменной форме допускается (п. 4 ст. 104 ТмК ЕАЭС):
— при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
— в отношении товаров для личного пользования;
— в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
— в отношении транспорта международной перевозки;
— при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств — членов ЕАЭС с третьей стороной;
— в иных случаях, установленных ЕЭК и законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Вводится альтернатива во всех случаях взаимодействия декларанта с таможенным органом — при отзыве декларации на товары, внесении в нее изменений. Нововведение предполагает активное использование информационных систем. Действующий же ТмК ТС допускает только письменную форму взаимодействия.
ТмК ЕАЭС предусматривает ряд изъятий, а именно:
— если декларация на товары или транзитная декларация подается на бумажном носителе, декларант обязан представить документы, подтверждающие полномочия лица, которое ее подает;
— если декларация на транспортное средство подается в виде электронного документа, представлять документы, подтверждающие заявленные сведения, не требуется, а если на бумажном носителе — необходимо представить такие документы (п. 5 ст. 278 ТмК ЕАЭС).
Вышеприведенная новелла не означает, что декларант может вообще не иметь документов, на основании которых заполнил таможенные декларации. Его обязанность — иметь и хранить такие документы в течение установленного срока. Это необходимо, чтобы таможенный орган в рамках таможенного контроля (до либо после выпуска товаров) мог проверить достоверность заявленных сведений.
Данное нововведение потребует от таможенных служб перенастройки систем управления рисками. Им придется действовать точечно, выявляя злоумышленников и не перегружая избыточным контролем добропорядочный бизнес.
Предварительное информирование
ТмК ЕАЭС усовершенствовал подход к представлению предварительной информации. Причем изменил как идеологию предварительного информирования, так и подходы к представлению предварительной информации о товарах, перемещаемых различными видами транспорта.
Во-первых, состав информации подразделяется на два вида:
1) для оценки рисков и принятия таможенным органом предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и обеспечивающих его мер;
2) для ускорения таможенных операций и оптимизации таможенного контроля.
Предварительная информация первого вида подается в обязательном порядке. Предварительная информация второго вида представляется по желанию заинтересованных лиц (п. 2, 3 ст. 11 ТмК ЕАЭС).
Во-вторых, разрешается представлять предварительную информацию в виде электронного документа (п. 4 ст. 11 ТмК ЕАЭС). Ее можно будет использовать в ряде таможенных операций. Например, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также иных таможенных операций, определяемых ЕЭК. Это хорошая альтернатива существующему порядку. Сейчас уведомлять таможенный орган о прибытии нужно, подавая большой пакет документов. С 1 января достаточно будет представить документ с номером регистрации предварительной информации (п. 1 ст. 100 ТмК ЕАЭС).
ТмК ЕАЭС закрепил возможность использовать предварительную информацию, представленную в виде электронного документа, в качестве транзитной декларации. Порядок такого использования будет устанавливать ЕЭК (п. 7 ст. 105 ТмК ЕАЭС).
В-третьих, в качестве предварительной информации можно будет использовать сведения, заявленные в электронной таможенной декларации при предварительном таможенном декларировании. Случаи и порядок использования таких сведений в качестве предварительной информации определит ЕЭК (п. 15 ст. 11 ТмК ЕАЭС).
Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 8