какие тексты являются смешанными а какие составными

Методическая разработка «Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA»

Методическая разработка «Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA» дает представление содержательных аспектов понятий «читательская грамотность», «смысловое чтение»; определяет типы построений заданий PISA, форматы текстов, ситуации в моделировании PISA.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA»»

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Международное Исследование ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ PISA

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И смысловое чтение

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять

о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, участвовать в жизни общества, расширять свои знания

Смысловое чтение – вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов:

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

КАК СТРОЯТСЯ ЗАДАНИЯ PISA

Задания для проверки читательской грамотности характеризуются по трем составляющим:

Первые две составляющие используют, чтобы установить разных уровней сложности задания.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Какие читательские умения контролируют

Умение – подход, который определяет способ работы читателя с текстом.

Группы читательских умений:

Умение найти и извлечь информацию

Умение интегрировать и интерпретировать сообщение

Умение осмыслить и оценить сообщение

Форматы и типы текстов в модели PISA

Текст – составляющая заданий PISA, любой материал для чтения.

Форматы текстов в модели PISA

Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п.

Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма

Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Форматы текстов в модели PISA

Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи

Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления.

Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Типы текстов в модели PISA

Описание – тип текста, в котором информация относится

к свойствам предметов в пространстве. Вопрос к тексту: «Что…?»

Пример : описание определенного места в книге о путешествиях

Повествование – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов во времени. Вопросы

к тексту: «Когда…?», «При каких обстоятельствах…?» и т.д.

Пример : роман, краткий рассказ

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Типы текстов в модели PISA

Изложение – тип текста, в котором информация представлена

в виде составных понятий, ментальных конструкций или тех элементов, в которых понятия/конструкции можно проанализировать. Вопрос к тексту: «Как…?».

Пример: эссе, концептуальная карта

Аргументация – тип текста, который демонстрирует отношения между понятиями и утверждениями. Вопрос к тексту: «Почему…?».

Пример: письма редактору, отзывы о книге или фильме

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Типы текстов в модели PISA

Инструкция – тип текста, в котором даются указания, что, как и в какой последовательности сделать.

Пример: рецепт, руководство по работе с ПО

Взаимодействие (сделка) – тип текста, цель которого заключается в достижении соглашения, заключении сделки.

Пример: письменное распоряжение, запрос на организацию встречи, поручение

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Ситуации в модели PISA

Ситуация – составляющая заданий PISA. Используется, чтобы определить, зачем автор создал текст.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Ситуации в модели PISA

Пример: личные письма, художественная литература, биографии

Общественные ситуации. Относятся к текстам, которые касаются деятельности общества.

Пример: официальные документы, блоги в виде форума, информация об общественных событиях

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Ситуации в модели PISA

Учебные ситуации. Относятся к текстам, которые строятся специально для учебных задач.

Пример: школьные учебники, электронные интерактивные обучающие программы

Деловые ситуации. Относятся к текстам сферы решения деловых вопросов.

Пример: должностная инструкция; объявление о найме работников в газете или интернете

Источник

Что такое несплошные тексты и как их читать

Екатерина Бунеева

09 апреля 2019 • 18:00

Тексты окружают нас и сопровождают повсюду. И не всегда даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.

Сплошные не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.

В несплошных информация передаётся не только словесным способом. На школьных уроках дети читают и составляют таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. Иллюстрация с подписью в учебнике – тоже несплошной текст. А в повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Умеем ли мы читать такие тексты? А дети? Чтобы это определить, попробуйте ответить на вопросы:

1.Вы различаете, сплошной это текст или несплошной, обращаете на это внимание?
2. Умеете вычитывать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Можете перевести, например, сплошной текст – в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме?
5. Сможете самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки?

Как читать такие тексты?

Вот самый простой пример: ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Функции знаков препинания в письменной речи», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.
Даны заголовки столбцов таблицы: | Знаки препинания | Какую роль играют | и слова, которые нужно распределить по этим столбцам: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.

Как нужно действовать? Сначала прочитать формулировку задания изучающим чтением. Кстати: читать задания многие школьники не умеют, отсюда и результат получается не очень.

1. Читаем заголовок таблицы: «Функции знаков препинания в письменной речи».

О чём сказано в явном виде? У знаков препинания в письменной речи есть определённые функции. Что читаем «между строк»? Этих функций несколько (использована форма множественного числа – функции). Какой вопрос возникает у читателя? Сколько этих функций и какие они?

2. Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: Знаки препинания. Какую роль играют.

Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать знаки препинания и указать их роль в письменной речи. Здесь есть подтекстовая информация: показано два столбца, значит, все данные слова надо по ним распределить, разделить на две группы.

3. Читаем слова, которые нужно перенести в таблицу: точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки, две запятые, два тире, скобки, завершение, разделение, выделение.

Здесь перечислены все знаки препинания и их группы по функции. Вот ответ на вопрос (см.пункт 1) Подтекст: знаки препинания надо сгруппировать, а поскольку в перечне даны названия трёх групп по функции (завершение, разделение, выделение), а столбцов два, в таблице будет шесть ячеек. В задании об этом напрямую не сказано, но мы эту информацию нашли «между строк».

Результат работы – таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх группах знаков препинания по функции.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Какие читательские умения развиваются при этом?

Прежде всего дети учатся читать задание, понимать, о чём говорится прямо, а о чём в неявном виде (правильно всё понял – правильно выполнил задание!); самостоятельно создавать несплошной текст (таблицу), переводить информацию из одной формы в другую, строить устное связное высказывание.

Это важнейшие, базовые универсальные действия, которые помогают работать с информацией: читать и разбираться в содержании любого текста.

Источник

Презентация по теме » Сплошной и несплошной текст»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Сплошной» и «несплошной» тексты Составила учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ ООШ с. Новопавловка Елистратова Е.А

Где мало слов, там вес они имеют. Уильям Шекспир Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Джонатан Свифт Искусство писать – это искусство сокращать. А. П. Чехов

Все тексты делятся на cплошные (без визуальных изображений) несплошные (с визуальными изображениями) Так, в нашей гимназии, основывающей учебно-воспитательный процесс не только на традиционных, но и на инновационным технологиях, уже много лет работает научное общество учащихся, которые осуществляют исследовательскую работу по интересующим их темам в различных школьных предметах. В настоящий момент особенно актуальна проектная деятельность, которая предполагает положительные результаты в приобретении новых знаний и расширении обучающего пространства.

Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование) инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы).

Несплошные тексты: графики диаграммы таблицы карты схемы визитки формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления.

Правила чтения несплошных текстов 1. Что я вижу перед собой? (Например, передо мной визитка, диаграмма и т. д.) 2. О чем в ней (в нем) сообщается? (В ней (визитке) даются сведения о фотографе и т.д.) 3. Расскажи о содержащейся информации. (Например, фотограф Алексей делает фотографии свадеб, праздников, корпоративов. Кроме того, он выполняет монтаж и печать фотографий. Его № тел. такой-то.) 4. Для чего нужно было представлять информацию в виде несплошного текста? (в виде визитки, диаграммы, рекламы, схемы, анкеты и т.д.) (Например, из визитки можно точно узнать о человеке, его роде деятельности и как с ним связаться). Пример перевода информации театрального билета в сплошной текст: Передо мной билет на спектакль по пьесе Шекспира «Гамлет». Показ состоится 25 октября 2008 года в Московском театре классического спектакля. Начало – в 19.00. Владелец билета заплатил 2000 рублей. Смотреть пьесу он будет в партере, в 3 ряду, на 7 месте.

Пример использования сплошных и текстов на уроке русского языка Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает: ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать); смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный); неполное действие (приоткрыть, присесть); действие доведено до нужного результата (прихлопнуть); сопутствующее действие (присвистывать); действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть). Приставка ПРЕ- пишется: в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный); в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).

Пример использования несплошного текста на уроке русского языка Таблица

Пример использования несплошного текста

Пример использования несплошного текста Диаграмма

Использование несплошного текста

Использование несплошного текста. Диаграмма

Спасибо за внимание

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Номер материала: ДБ-1094281

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое текст?

Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?

Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.

Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.

Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!

По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.

Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.

Задание: необходимо расставить знаки препинания.

Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.

Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно

Данный фрагмент является текстом, потому что:

Прочтем еще один фрагмент.

Этот отрывок не является текстом:

Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?

1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.

2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.

Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.

Отличительные черты текста

Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.

Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.

Тема текста

Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.

1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.

Ответьте на вопросы.

1. О чем говорится в каждом тексте?

(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)

2. Как вы догадались, какая тема является главной?

(Ответ: по ключевым словам.)

Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.

В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.

Задание: определите тему текста.

На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.

Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Мы обязательно ответим любознательным ученикам!

Структура текста

Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура текста

Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.

Внутренняя структура текста

У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:

Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.

Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.

Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.

Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.

Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».

Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.

Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).

В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:

Виды текстов

Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.

Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.

Задание: определите вид текста.

1. Поздравительная речь на митинге.

Источник

Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Несплошные тексты.docx

как средство формирования умения работать с информацией

В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего образования указываются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Среди метапредметных результатов особое место занимает готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

Программа международной оценки обучающихся PISA (2015г) свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её, т.е. показали неготовность работать с несплошными текстами.

Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Ряд заданий составлены на основе несплошных текстов, как впрочем и некоторые задания ВПР в 4 классах. И те и другие вызывают затруднения у обучающихся.

Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Таким образом, цель данного педагогического опыта: формирование умений у учащихся работать с несплошным текстом как с источником информации.

Информация – это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.

Информация – это вся совокупность сведений об окружающем мире, о всевозможных протекающих в нём процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).

В работах современных исследователей можно найти материал по методике обучения чтению сплошных и несплошных текстов на уровне профессионального образования, однако применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана.

Анализируя современные учебники начальной школы, я сделала вывод, что задания с несплошными текстами встречаются в них, но их очень мало и отсутствует связь с жизненным опытом учащихся. Поэтому необходимо формировать базовые умения работы с подобной текстовой информацией на уроках.

В своей работе использую различные упражнения, направленные на развитие умений учащихся работать с несплошными текстами.

Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:

а) определение, к какой группе относится текст (является сплошным или несплошным);
б) определение вида несплошного текста (Какой это вид несплошного текста? Как вы определили? Какие виды несплошных текстов представлены в этом задании? Какие тексты вам предстоит прочитать?).

Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её):

а) высказывание своих предположений о содержании текста на основе заглавия;

б) определение особенностей структуры текста;
в) расстановка по ходу чтения специальных графических знаков;

г) выделение ключевых слов (знаков);

д) формулирование информации, которая содержится в тексте в явном виде;

е) задавание вопросов проблемного характера по ходу и после чтения;

ж) формулирование подтекста (информации, содержащейся в тексте в неявном виде) с пояснением своих формулировок;

з) озаглавливание несплошного текста.

Умение переводить информацию в другие текстовые формы:

а) составление на основе данной таблицы (схемы, …) устного (письменного) сплошного текста;
б) формулирование правила (определения, закономерности) на основе несплошного текста;

в) представление информации из данного сплошного текста в форме таблицы: определение количества столбцов, озаглавливание и т.д.;

г) представление текста правила (определения) в форме схемы, опорного конспекта и т.д.

Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.

Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст:

а) дополнение данной таблицы (схемы) недостающими данными;

б) чтение сплошного текста, выделение новой информации и запись ключевых слов;

в) расширение исходного несплошного текста;

г) чтение сплошного текста и обоснование выбора вида несплошного текста;

д) составление на его основе таблицы (схемы, графика, диаграммы и т.д.).

Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:

а) формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;
б) использование полученной информации в новой ситуации;

в) сопоставление новой и ранее полученной информации;
г) выполнение мини-проекта (проекта) на определённую тему с использованием в том числе информации, извлечённой из несплошных текстов.

Предложенные упражнения можно сформулировать в виде конкретных приёмов чтения.

Виды и приёмы чтения несплошных текстов

Практическое занятие «Работа с несплошным текстом»

Задание: Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания.

какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть фото какие тексты являются смешанными а какие составными. Смотреть картинку какие тексты являются смешанными а какие составными. Картинка про какие тексты являются смешанными а какие составными. Фото какие тексты являются смешанными а какие составными

Класс делится на группы. Каждая группа учащихся должна составить вопросы и задания по содержанию билета на определённую тему.

Общие вопросы по содержанию информации

Математические вопросы и задания

Задания, связанные с предметом «Русский язык»

Работа с таблицами (ТКМ)

Работа с картой. Определение маршрута посещения выставки

Поиск недостающей информации

Учащиеся работают определённое время в группах. Далее каждая группа представляет результаты своей работы по теме, а присутствующие принимают активное участие в обсуждении и выполнении заданий.

(Варианты заданий и ответов на слайде)

Методика школьного образования в настоящее время ещё не накопила достаточного количества приёмов чтения несплошных текстов и диагностики уровня сформированности умения работы с такой информацией. Это значит, что эта тема не только актуальна, но и остаётся открытой.

Так как в соответствии с ФГОС предметные результаты включают в себя систему предметных действий в основе большинства которых лежат прежде всего познавательные учебные действия: использование знаково-символических средств; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д, то у обучающихся при систематической работе с несплошными текстами п овысится способность к решению учебно-практических задач.

Данная система работы дает положительные результаты, поэтому я планирую продолжать эту работу как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Опыт моей работы может быть использован учителями начальных классов и преподавателями других дисциплин, а также воспитателями детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО

Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение, 2009.

Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий/ Под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой.- Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература»,2012.

http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kto-ne-menjaetsja-tot-ne-idet-vpered-87345.html «Системный подход к формированию результата «смысловое чтение» как основной ресурс повышения результатов обучения»

ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.

(«Большая энциклопедия школьника» издательство «Росмэн-Пресс», 2002 г.)

1 Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Задание : Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.

1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.

Предполагаемый ответ : в 1923 г.

2 Раздел « Понимание и преобразование информации»

Ученик научится находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные со бытия и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возраста нию и убыванию).

Задание : Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.

3 Раздел « Применение и представление информации»

Ученик научится определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги) .

Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.

Предполагаемый ответ: Азия , Европа, Америка (для ответа на вопрос необходимо сначала по названию города определить страну, используя дополнительную литературу (атлас), а затем определить часть света).

4 Раздел « Оценка достоверности получаемой информации»

Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *