какие темы изучают в 6 классе по математике
Математика 6 класс темы уроков
В математике 6 класса темы уроков посвящают характерным чертам делимости, делению, умножению, вычитанию и сложению рациональных и натуральных чисел и дробей с различными знаменателями. Изучают положительные и отрицательные числа, а также операции с ними. Заканчивают исследованием координат на плоскости. Кроме того, посвящают время на изучение круга и шара. 6 класс – последний год для математики, поэтому он является подготовкой к алгебре и геометрии.
Делимость чисел
В первую очередь проходят признаки делимости, делители и кратные. Эти знания помогут при решении последующих сложных задач. Можно выделить такие этапы изучения материала:
Вычитание и сложение дробей с отличающимися знаменателями
Данный раздел поможет вспомнить дроби, а также правила их применения. В темы уроков по математике за 6 класс обязательно включены следующие курсы:
Деление и умножение обыкновенных дробей
Это довольно трудная тема, так что нужно уделить ей особое внимание. Проходят деление и умножение обыкновенных дробей:
Отношения и пропорции
Эти понятия помогут составить базовые представления о реальном мире, дадут навыки для изучения окружающих предметов. В ходе уроков выясняются основные понятия геометрии:
Положительные и отрицательные числа
Это один из фундаментальных разделов, который необходим для последующего изучения науки. В математике 6 класса в темы уроков входит исследование положительных и отрицательных чисел:
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сначала рассматривают сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел:
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Позже изучается умножение и деление положительных и отрицательных чисел:
Решение уравнений
Наиболее важным результатом является умение применять полученные знания на практике, использовать формулы из разных разделов математики. В этом классе много времени уделяется решению уравнений:
Координаты на плоскости
Данный раздел научит проводить классификацию, сформирует понимание о статистике и некоторых закономерностях окружающего мира, а также даст математические инструменты наглядности. В темы уроков по математике за 6 класс входит изучение:
Заключение
На этом этапе вы получите многие практические навыки и знания для будущей работы по специальности. Кроме того, многие уроки направлены на развитие логического аппарата и критического мышления. Вы научитесь создавать математические алгоритмы и находить различные пути решения задач. На данном этапе математика даёт знания, необходимые для изучения других школьных предметов.
Уроки по предмету Математика 6 класс
Урок 1
Делители и кратные
Какое число называется делителем (кратным) данного числа? Какое число является делителем любого натурального числа? Чему равен самый маленький (большой) делитель числа а? Чему равно самое маленькое кратное числа а?
Урок 2
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
Как по записи числа определить, делится ли оно на 2; 5; 10 без остатка? Что такое четное (нечетное) число?
Урок 3
Признаки делимости на 9 и на 3
Как по записи числа определить, делится ли оно на 3; 9? Как по записи числа определить, делится ли оно на 6; 18; 15?
Урок 4
Простые и составные числа
На этом уроке мы познакомимся с вами с двумя видами чисел, которые различаются количеством делителей.
Урок 5
Разложение на простые множители
Существует ли составное число, которое нельзя разложить на простые множители? Чем могут отличаться два разложения одного и того же числа на простые множители?
Урок 6
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
Какое число называется наибольшим общим делителем (НОД) двух натуральных чисел? Всегда ли он существует? Какие числа называются взаимно простыми? Как найти НОД двух (трех) натуральных чисел?
Урок 7
Наименьшее общее кратное
Какое число называется наименьшим общим кратным (НОК) чисел а и b? Всегда ли оно существует? Как найти НОК двух (трех) чисел?
Урок 8
Основное свойство дроби
В чем состоит основное свойство дроби?
Урок 9
Сокращение дробей
Что значит сократить дробь? Какая дробь называется несократимой?
Урок 10
Приведение дробей к общему знаменателю
Какое число может служить общим знаменателем двух дробей? Какое число называется дополнительным множителем?
Урок 11
Сравнение дробей с разными знаменателями
Какие правила сравнения дробей мы изучили? Как сравнить две дроби с разными знаменателями?
Урок 12
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Как сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями? Как сложить (вычесть) обыкновенную и десятичную дроби?
Урок 13
Сложение и вычитание смешанных чисел
Как сложить два смешанных числа? Как выполнить вычитание смешанных чисел? Как сложить (вычесть) десятичную дробь и смешанное число?
Урок 14
Умножение дробей
Как умножить дробь на натуральное число? Как умножить дробь на дробь? В чем состоит алгоритм умножения смешанных чисел?
Урок 15
Нахождение дроби от числа
Как найти дробь от числа? Как найти несколько процентов от числа? Как применяется нахождение дроби от числа для решения задач?
Урок 16
Применение распределительного свойства умножения
Как умножить смешанное число на натуральное? Как применяется распределительное свойство умножения для рационализации вычислений с обыкновенными дробями и смешанными числами?
Урок 17
Взаимно обратные числа
Какие числа называются взаимно обратными? Какое число является обратным самому себе?
Урок 18
Деление
Как разделить дробь на натуральное число? Как разделить дробь на дробь? Как выполняется деление смешанных чисел?
Урок 19
Нахождение числа по его дроби
Как найти число по заданному значению его дроби? Как найти число по заданному значению его процентов?
Урок 20
Дробные выражения
Какое выражение называется дробным? Что называется числителем, знаменателем дробного выражения? Как найти значение дробного выражения?
Урок 21
Отношения
Что называется отношением двух чисел? Что показывает отношение двух чисел? Как найти, какую часть число а составляет от числа b?
Урок 22
Пропорции
Что называется пропорцией? Какие члены пропорции называются средними, а какие крайними? Как составить верную пропорцию?
Урок 23
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Какие величины называются прямо пропорциональными (обратно пропорциональными)? Что можно сказать об отношениях соответствующих значений прямо пропорциональных (обратно пропорциональных) величин?
Урок 24
Масштаб
Что называется масштабом карты, плана, чертежа? Какие виды масштабов бывают? Как применяется понятие «масштаб» для решения задач?
Урок 25
Длина окружности и площадь круга
Что называется окружностью, радиусом, диаметром окружности? Как найти длину окружности, зная ее радиус? Как найти площадь круга, зная радиус ограничивающей его окружности?
Урок 26
Шар
Что называется радиусом шара, его диаметром? Что называется сферой?
Урок 27
Координаты на прямой
Какие числа называются положительными, отрицательными? Является ли нуль положительным, отрицательным числом? Какая прямая называется координатной прямой?
Урок 28
Противоположные числа
Какие числа называются противоположными? Какое число противоположно самому себе? Сколько противоположных чисел есть у каждого числа?
Урок 29
Модуль числа
Что называется модулем числа? Как обозначается модуль числа? Чему равен модуль положительного (отрицательного) числа, нуля?
Урок 30
Сравнение чисел
Как сравнить два числа с разными (одинаковыми) знаками? Какие правила сравнения чисел с нулем вы знаете? Как сравнить число и его модуль?
Урок 31
Изменение величин
Что означает положительное (отрицательное) перемещение точки на координатной прямой? Где в реальной жизни мы сталкиваемся с изменениями величин?
Урок 32
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Что значит прибавить к числу а число b? Как изменится число а, если b положительное (отрицательное) число?
Урок 33
Сложение отрицательных чисел
Как сложить два отрицательных числа? Может ли при сложении двух отрицательных чисел получиться нуль, положительное число?
Урок 34
Сложение чисел с разными знаками
Как сложить два числа с разными знаками? Может ли сумма двух чисел с разными знаками быть положительным (отрицательным) числом, нулем?
Урок 35
Вычитание
Что означает вычесть из числа а число d? Может ли разность двух чисел быть числом положительным, нулем, отрицательным?
Урок 36
Умножение
Как перемножить два числа с разными знаками? Как перемножить два отрицательных числа? Как возвести в квадрат положительное, отрицательное число? Какое число получается в результате?
Урок 37
Деление
Как разделить отрицательное число на отрицательное? Как разделить числа с разными знаками?
Урок 38
Рациональные числа
Какие числа называются рациональными? Существуют ли числа, не являющиеся рациональными?
Урок 39
Свойства действий с рациональными числами
Какими свойствами обладает сложение (умножение) рациональных чисел? Как применяются свойства действий с рациональными числами для упрощения выражений, нахождения значения выражений?
Урок 40
Раскрытие скобок
Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», «—»? Как записать сумму (разность) двух выражений и упростить ее?
Урок 41
Коэффициент
Что называется коэффициентом выражения? Как определить знак коэффициента в выражении?
Урок 42
Подобные слагаемые
Какие слагаемые называются подобными? Чем могут отличаться подобные слагаемые? Что значит привести подобные слагаемые?
Урок 43
Решение уравнений
Изменятся ли корни уравнения, если обе части уравнения умножить на ненулевое число? На нуль? Как перенести слагаемое из одной части уравнения в другую?
Урок 44
Перпендикулярные прямые
Какие прямые называются перпендикулярными? Какие отрезки, лучи называются перпендикулярными? Как построить перпендикулярные прямые?
Урок 45
Параллельные прямые
Как расположены на плоскости две прямые, перпендикулярные третьей прямой?
Урок 46
Координатная плоскость
Как называют пару чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости? Как называется первая (вторая) координата точки? Как построить точку с заданными координатами в прямоугольной системе координат?
Урок 47
Столбчатые диаграммы
В чем отличие столбчатой диаграммы от круговой? Как построить столбчатую диаграмму по данным задачи?
Урок 48
Графики
Как по графику зависимости величин определять соответствующие значения этих величин? Как построить график зависимости величин по данным задачи?
Лэйдл предлагает пройти онлайн-уроки по математике за 6 класс. Все занятия проходят в режиме онлайн и позволяют значительно повысить знания ребенка по данной дисциплине, разобраться с нюансами школьной программы и улучшить оценки по предмету.
В 6 классе у многих школьников возникают сложности с дробями и операциями деления – именно эти темы являются основными. При помощи грамотно структурированных уроков ребенок научится выполнять простейшие подсчеты без многочасового изучения материала. Лэйдл делает упор на логику и интуитивное понимание математики.
3 причины изучать математику вместе с Лэйдл
Чтобы дроби больше не пугали вашего ребенка, зарегистрируйтесь на Лэйдл и пройдите пробный урок по математике бесплатно!
Рабочая программа по математике 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6 им. А.С.Макаренко»
приказом МБОУ СШ № 6 им. А.С. Макаренко
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
естественно- математического цикла
на заседании методического совета
протокол №2 от 26.08.2021
Рабочая программа по математике 6 класса разработана на основе следующих документов:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.,
· ООП ООО МБОУ СШ № 6 им. А.С. Макаренко,
· рабочей программы. Математика. Предметная линия учебников «Сфера», 5-6 классы Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. – М.:Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК Бунимовича Е.А.:
Целью реализации программы по учебному предмету «Математика» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Данная рабочая программа рассчитана на 170 часов и реализуется в течение 34 учебных недель (5 часов в неделю).
Форма текущего контроля – контрольная работа; форма итоговой промежуточной аттестации – контрольная работа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
1) ответственно относиться к учению;
2) ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
3) ценностное относиться к природному миру, следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
4) эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
5) контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
учащихся получат возможность научиться:
1) первоначальным представлениям о математической науке как сфере человеческой деятельности, этапах её развития, значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативно общаться и сотрудничать со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) отличать гипотезу от факта;
4) активности при решении арифметических задач.
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающийся получит возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающийся получит возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
обучающийся получит возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного курса «Математика. 6 класс»
2. Дроби и проценты (20 ч)
Повторение: понятие дроби, основное свойство дроби, сравнение и упорядочивание дробей, правила выполнения арифметических действий с дробями. Преобразование выражений с помощью основного свойства дроби. Решение основных задач на дроби. Понятие процента. Нахождение процента от величины. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Круговые диаграммы.
3. Десятичные дроби (9 ч)
Десятичная запись дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенной; критерий обратимости обыкновенной дроби в десятичную. Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер.
4. Действия с десятичными дробями (27 ч)
Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10. Умножение и деление десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Приближенное частное. Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями.
5. Отношения и проценты. Пропорции (19 ч)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление в данном отношении. Выражение процентов десятичными дробями; решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах. Учебный проект «Проценты в нашей жизни».
6. Выражения, формулы, уравнения (15 ч)
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные выражения и числовые подстановки. Формулы. Формулы периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника, объема параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга. Уравнение. Корень уравнения. Составление уравнения по условию текстовой задачи.
Числа, противоположные натуральным. «Ряд» целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой. Сравнение целых чисел. Сложение и вычитание целых чисел; выполнимость операции вычитания. Умножение и деление целых чисел; правила знаков.
8. Рациональные числа (16 ч)
Отрицательные дробные числа. Понятие рационального числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Противоположные числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами, свойства арифметических действий. Примеры использования координат в реальной практике. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Построение фигуры, симметричной данной относительно прямой и относительно точки. Симметрия в окружающем мире.
10. Прямые на плоскости и в пространстве (7 ч)
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы, их свойство. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Примеры параллельных и перпендикулярных прямых в окружающем мире. Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми, от точки до плоскости.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная к окружности и ее построение. Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника. Круглые тела.
12. Многоугольники и многогранники (9ч)
Сумма углов треугольника. Параллелограмм и его свойства, построение параллелограмма. Правильные многоугольники. Площади, равновеликие и равносоставленные фигуры. Призма.
13. Множества. Комбинаторика. (7 ч)
Понятие множества. Примеры конечных и бесконечных множеств. Подмножества. Основные числовые множества и соотношения между ними. Разбиение множества. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью кругов Эйлера. Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов событий.