какие темы мотивы и образы определяют художественное своеобразие лермонтовской лирики что является
Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы творчества
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский писатель, поэт и драматург, проживший короткую трагическую жизнь. Литературное наследие, которое он оставил, стало колоссальным вкладом в развитие отечественной культуры первой половины девятнадцатого века. Основные темы лирики Лермонтова тесно связаны с его личностью и взглядами, поэтому изучать их следует в контексте его биографии и исторических событий, повлиявших на его становление как автора.
Краткая биография
Великий русский литератор родился 3 октября 1814 года в дворянской семье. Он рано потерял мать, поэтому воспитывался бабушкой, происходившей из известного рода Столыпиных. Женщина обладала влиянием в обществе, имела большое состояние, поэтому смогла обеспечить внуку превосходное домашнее образование. В возрасте четырнадцати лет юный Михаил переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион, который успешно закончил через четыре года.
В 1832 году Лермонтов пытался продолжить свое обучение и поступить в Санкт-Петербургский университет, однако претерпел неудачу на этом поприще и начал военную карьеру. Двумя годами позже поэт окончил школу гвардейских юнкеров и отправился на свое первое место службы в государственный гусарский полк.
Лермонтов увлекался поэзией с малых лет. Самые ранние стихотворения, написанные автором, датировались 1829 годом. Первой серьезной публикацией Лермонтова стало произведение «Хаджи Абрек» (1832−1833), выпущенное без его ведома в журнале «Библиотека для чтения». Несмотря на относительный успех поэмы, молодой человек не планировал дальнейшего развития своей литературной карьеры. Он продолжал писать, но делал это для души и не желал славы.
Конфликт с культурным обществом столицы и властью стал причиной судебного разбирательства над поэтом. Благодаря своим старшим товарищам, в особенности В. Жуковскому, а также родственным связям, Лермонтову удалось избежать ареста. Его отправили в первую ссылку на Кавказ, где он пробыл вплоть до 1838 года.
Лермонтов обладал горячим нравом, участвовал в нескольких дуэлях. Четыре из них удалось отменить по взаимному примирению сторон. Пятая дуэль, произошедшая в 1840 году, окончилась без жертв, но привлекла внимание недоброжелателей поэта и стала причиной его повторной высылки на Кавказ. Последняя, роковая дуэль Лермонтова случилась 15 июля 1841 года. Он был застрелен Н. Мартыновым. Причиной конфликта была длительная личная неприязнь мужчин, берущая начало со студенчества.
Первоначально поэта похоронили в Пятигорске, в месте, где он провел последние годы жизни. Однако позже его родственники подали прошение о перезахоронении его останков в семейный склеп в Тарханах, которое было удовлетворено. Прах поэта упокоился в родной для него земле весной 1842 года.
Три периода творчества
Чтобы выявить и перечислить основные темы и мотивы лирики Лермонтова, нужно разобраться с периодизацией его творчества.
Лермонтов жил во время жесточайшей политической реакции, возникшей после декабристского восстания, проведенного в 1825 году. Несмотря на то что классик не участвовал в этом масштабном событии, он сочувствовал идеям его вдохновителей. Поэтому по стихам поэта можно проследить печальную судьбу целого поколения, оставившего важный след в истории Российской империи.
По словам В. Белинского, занимавшегося исследованием лермонтовского наследия, его творчество условно делится на три больших этапа. Они представлены в таблице:
Название этапа | Даты |
«Юношеский» | с 1828 по 1832 год |
«Петербургский» | с 1833 по 1836 год |
«Кавказский» | с 1837 по 1841 год |
В самом начале своего творчества Лермонтов уделял огромное значение самопознанию, раздумьям над философскими концептами Добра и Зла и другими метафизическими вопросами. Идейным вдохновителем молодого литератора был Д. Г. Байрон — известный английский поэт-романтик, близкий ему по духу и ставший достойным примером для подражания. Лермонтов восхищался вольной тематикой байроновских стихотворений и его героями-бунтарями, стремящимися к безграничной свободе и страдающими от отсутствия внутренней гармонии.
Несмотря на то что Михаил Юрьевич действительно вдохновлялся творчеством своего старшего предшественника, он не любил, когда его сравнивали с английским поэтом-романтиком. В 1932 году он создал стихотворение «Я не Байрон», в котором обозначил свою литературную позицию и громко заявил о желании стать самостоятельным, сильным поэтом.
Начало второго этапа творчества Лермонтова ознаменовано рождением его собственных тем и мотивов, среди которых:
В этот период было написано несколько поэм, среди которых «Боярин Орша» (1834), «Аул Бастунджи» (1833−1834), «Литвинка» (1832) и три драмы («Странный человек» (1834−1836), «Арбенин» (1836), «Маскарад» (1835)). Однако главным прорывом этого этапа стало появление первых прозаических сочинений автора, таких как «Вадим» (1833) и «Панорама Москвы» (1833).
«Петербургский» этап можно назвать становлением уникального поэтического мира великого русского классика, который перестал ограничивать себя строгими рамками литературных направлений и создал свою уникальную смесь романтизма и реализма.
Третий период лермонтовского творчества тесно связан с его кавказской ссылкой, ставшей реакцией на публикацию стихотворения «Смерть поэта». Несмотря на то что Лермонтов был молодым человеком, полным сил и жажды жизни, он словно предчувствовал скорый уход и стремился выразить все недосказанное в своих произведениях.
Автор продолжает исследование выбранных ранее тем и мотивов, но совершенствует их, доводя до идеала, создавая пронзительные, поразительно мудрые стихотворения, полные то светлой грусти по несбывшемуся, то горечи по тому, что было бесповоротно утрачено.
Во многих стихотворениях, написанных в последние годы, нет какой-либо автобиографичности или исповедальности. Они являются максимально отчужденными от эмоций, лишенными напрасной патетики. Наиболее знаковым произведением последнего этапа литературного творчества автора является роман «Герой нашего времени» (1840), поэмы «Сказка для детей» (1840) и «Сашка» (1839), а также стихотворения «Бородино» (1837), «Дума» (1838), «Родина» (1841) и «Выхожу один я на дорогу» (1841).
Тематика стихотворений Лермонтова
Сквозной лейтмотив лирики Лермонтова раскрывается в трагическом пути личности, находящейся в процессе мучительного самопознания и самовоплощения. Человеческая душа становится для автора главным объектом его творческого исследования. Вся его жизнь — не что иное, как стремление к идеалу, недостижимому из-за осознания собственного несовершенства.
Основные темы, мотивы и образы лирики Лермонтова отличаются многообразием. Для них характерен авторский, особый подход к восприятию действительности.
Список главных тем, характерных для «взрослого» творчества поэта:
В зрелом творчестве автор все меньше обращался к теме природы, широко освещенной им в более ранних произведениях («Осень» (1828), «Желтеющая нива» (1837), «Ветка Палестины» (1837)). На смену ей приходит гражданская лирика, транслирующая негативное отношение Лермонтова к событиям актуальной отечественной истории и тоску по идеалам прошлого («Не верь себе» (1839), «Прощай, немытая Россия» (1841), «Договор» (1841)). Кратко говоря, из одухотворенного романтика поэт превратился в умудренного жизненными перипетиями реалиста, с отчуждением взирающего на ранее прельщавшие его образы.
Перечисляя основные темы творчества Лермонтова, невозможно не упомянуть про тему любви, неразрывно связанную для автора со страданием. Несмотря на непривлекательный внешний вид, малый рост и угрюмость, поэт не был обделен женским вниманием. Однако все его многочисленные романы заканчивались трагически. Поэтому большинство его любовных стихотворений было окутано беспросветной грустью. Главной музой его жизни была В. Лопухина, ставшая адресатом огромного количества его стихотворений («Молитва» (1837), «Оставь напрасные заботы» (1832), «Сведены судьбою» (1832)).
Мотивы, которые красной нитью проходят сквозь все лермонтовское наследие:
За двадцать шесть лет жизни Михаил Юрьевич Лермонтов успел написать около тридцати поэм, восемь прозаических произведений и более четырехсот отдельных стихотворений, каждое из которых по праву входит в золотой фонд отечественной и мировой литературы. Лермонтова можно любить или ненавидеть за его возвышенную трагичность, чрезмерную монологичность или глубокие философские искания, но отрицать его гениальность нельзя.
Конспект урока «М. Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики»
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814, Москва —1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями.
Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова
Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, «Смерть поэта». Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, — ранняя лирика, а то, что после, — поздняя.
Миссия поэта
Поэт для Лермонтова — это пророк, осмеянный толпой. Об этом он размышляет в работах «Пророк» и «Поэт». Это продолжение темы значения поэзии в обществе, где лирику используют часто для увеселения, вместо того чтобы применить свой настоящий божественный дар, исполнить свое предназначение. Поэт приходит в этот мир с божьим велением, которое он несет людям.
Лирик должен рассказывать человеку правду, обличать, раскрывать красоту и любовь. По мнению Лермонтова, люди пророка презирают. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика превращается в творчестве поэта из увлечения в миссию. Как и любой мессия, он одинок, отвергнут и непонят.
Особенности творчества Лермонтова раннего периода
Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова — психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.
Герой своего времени
Смотреть галерею
Лермонтов — поэт эпохи мощнейшего литературного развития и жесточайшей политической реакции. Его богатое наследие и главные литературные работы жизни укладывается в одно десятилетие девятнадцатого столетия. Тридцатые — это время тревожных предчувствий, нерадостных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще идет реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 году.
Общество мечется в поисках ответа на вопрос о том, что делать, не принимая до конца суровую действительность нового военного строя. Николай первый вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, имена аристократов клеймятся. Все эти реалии тотально отрицаются молодежью. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, на путь которой встает юный Михаил.
Образ демона в ранней лирике
В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие. Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, чья стихия «собранье зол», любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб «мыслить и страдать». Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение «Парус»: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой».
Поздняя лирика Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.
Философская лирика
Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины («И в небесах я вижу Бога»).
Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу». Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где «звезда с звездою говорит». Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада
из 450 народных депутатов Украины, пропорционально избираемых на пять лет по партийным спискам на основе всеобщего голосования граждан Украины. В соответствии с Конституцией Украины, Верховная Рада Украины формирует коалицию большинства, которая назначает Правительство Украины (Президент Украины подает при этом в Верховную Раду лишь кандидатуры министра обороны и министра иностранных дел). Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом. Порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины. Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины. Решения Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования. олосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.
К полномочиям Верховной Рады Украины относится:
Дополнительно на Genon.ru:
Тема поэта и поэзии
Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение «Пророк». В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: «Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет «жечь глаголом сердца людей», Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.
Главные темы и мотивы в творчестве Лермонтова
За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.
Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.
Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.
Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…».
Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.
Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.
Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.
Анализ поэмы «Мцыри»
В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри — непосвященный монах — всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса — олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.
Роман «Герой нашего времени»
Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа — Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.
В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.
Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.
Своеобразие языка
Своеобразие лермонтовского языка лучше всего можно понять, разобрав его произведения. В стихотворении «Парус» — это выражение грусти, печали, ожидание бури в значении борьбы. При этом непонятно, за что конкретно происходит эта борьба, остается неясно, к чему она должна привести.
Слова «Увы! Он счастия не ищет» занимают самую сильную конечную позицию глагола движения. «И не от счастья он бежит», — это один из смысловых центров произведения. Получается, что борьба и тревога духа — это спутники стремления к недостижимому идеалу, отказу от достигнутого.
Смотреть галерею
«Парус» — это своеобразный чертеж художественного мира автора, на примере которого можно увидеть своеобразие творчества Лермонтова. Романтическое противопоставление навсегда потерявшей гармоническую целостность личности.
Например, двойное отрицание в строках «Нет, не тебя так пылко я люблю», говорящее о напряженных чувствах и поиске возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — это способ приподнять личность над противоречивостью жизни, а не погрузить ее внутрь конфликта, как может показаться на первый взгляд. Даже непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях возвышает дух человека над обстоятельствами.
Общие выводы
Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.
Главные мотивы лирики М. Лермонтова
“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, — писал Ираклий Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.
Поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место. Вера в народ, в его могучие силы во многом помогали ему побеждать эти настроения. Лермонтов — всенародный поэт. Нас пленяет красота и человечность лермонтовских стихов. Мы слышим в его поэзии бурный протест против “угрюмой действительности”, гордый призыв к свободе и справедливости.
В России 30‑х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером тому служит стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Стихотворение заканчивается вызовом “свету”:
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда приложить свои силы. В конце концов многие из них стали безразличны ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы.
Печальным и суровым приговором поколению 30‑х годов звучит стихотворение о людях, которые пройдут по жизни “толпой угрюмой” и ничего не оставят потомкам.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема родины (“Родина”, “Бородино”), Свою “странную” любовь к отчизне Лермонтов противопоставляет лжепатриотизму правящих классов. Ни в одном произведении он не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении “Родина”. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милому его сердцу русской природе.
При виде изредка встречающегося довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, непонятное “патриотам” из дворянской знати, не умеющим взглянуть “с отрадой, многим незнакомой…”.
Лермонтову дорога родная природа, но еще больше дорог простой русский человек. Белинский назвал это стихотворение “лучшей пушкинской” вещью, имея в виду пушкинский оптимизм, веру в жизнь и народ, которые унаследовал Лермонтов.
Немалое место в лирике Лермонтова занимает тема о назначении поэта и поэзии. Одни из лучших произведений на эту тему — “Поэт” и “Пророк”. В стихотворении “Поэт” автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. (Не вослед ли Лермонтову Маяковский к штыку приравнивал перо?) Но вот кинжал превратился в “игрушку золотую”, бесславную и безвредную.
Раньше голос поэта звал к борьбе: “Бывало, мерный звук твоих могучих слов/ Воспламенял бойца для битвы…” Но теперь среди своих современников Лермонтов не видит такого певца. Заканчивается стихотворение призывом:
Проснешься ль ты опять,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
Годы реакции тяжким бременем лежали на плечах передовых людей. Глубокая грусть и тревога звучат во многих стихотворениях Лермонтова: “Выхожу один я на дорогу…”, “Дубовый листок оторвался от ветки, родимой…”, “Тучи”, “Утес”. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт пишет:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!
Поэт устал идти по своему “кремнистому пути”. Природа, звучащая в каждом его стихотворении, зовет к покою (“Спит земля в сияньи голубом…”).
Грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов.