какие темы раскрывает автор в рассказе белый пудель
Смысл рассказа «Белый пудель»
«Белый пудель» — один из самых знаменитых рассказов Александра Куприна, объединяющий сразу несколько особенно любимых этим писателем тем — тему цирковых артистов, тему обездоленных, но не теряющих отваги и присутствия духа детей и, наконец, тему умных и преданных животных. Сам знаменитый писатель перепробовал множество профессий, включая профессию циркового артиста, так что он знал этот мир как никто другой.
Действие увлекательного и колоритного рассказа разворачивается в любимых и не раз описанных писателем окрестностях одного из предместий Ялты. Главные герои рассказа — двенадцатилетний акробат Сережа, его старый дед — шарманщик и дрессировщик животных (как выясняется позднее, он не находится с Сергеем в родстве) и удивительно умный, обаятельный и артистичный четвероногий артист — давший имя рассказу белый пудель по кличке Арто. После долгих и безрезультатных скитаний среди дач бродячая труппа наконец встречает людей, которые рады посмотреть представление. Вот только наибольшее рвение проявляет капризный, избалованный и крайне противный мальчик со странным именем Трилли, который захотел заполучить замечательного пса в свою личную собственность. Вначале он требует от взрослых купить Арто, а потом, когда хозяева пса не соглашаются продать друга, велит покорным ему взрослым похитить и спрятать белого пуделя.
И здесь друзья Арто ведут себя по-разному. Старый дедушка Лодыжкин приходит в настоящую панику, ведь барский дворник обещал напустить на его след полицию, а несчастный старик много лет живет под чужим именем и с чужим паспортом. И без всякой вины — просто он давным-давно стал жертвой мошенников. А вот Сережа отправляется выручать четвероногого товарища. и ему это удается! Словом, лежащий на поверхности смысл этого рассказа очевиден: будь настойчивым и храбрым, сохраняй верность друзьям, и ты одолеешь любые препятствия, даже если сам ты пока еще мал и слаб.
Кстати, есть данные, что эта история не была выдумана Куприным и происходила в действительности. Ведь среди его героев немало реальных людей — от великого хирурга Николая Пирогова, героя рождественского рассказа «Чудесный доктор», до отважного летчика Сергея Уточкина. Да и главные герои романтической повести «Суламифь» тоже не были придуманы Куприным. Сам писатель подчеркивал, что многие из рассказанных ими занимательных историй, в том числе и «цирковых», имели место в действительности.
В классической русской литературе 19-начала 20 века много историй про юных цирковых артистов. Некоторые из этих ребят — беспомощные жертвы жестоких взрослых, подобно маленькому сироте Пете из хрестоматийного рассказа Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Но Сережа напоминает скорее отважных героев Бориса Житкова или мальчика Артемку из популярной в недавние годы трилогии советского писателя Ивана Василенко, чем забитых и запуганных героев старинных сентиментальных повестей. Ну, а пес Арто — близкий «родственник» знаменитой Каштанки, собачки с острой мордочкой, похожей на лисичку, и благородного черного пуделя Артемона из написанной много позже сказки о деревянном мальчике Буратино.
Дружба мальчика и собаки — тоже сюжет многих классических произведений. Сразу вспоминается история о мальчике Теме, спасшем свою кудлатую Жучку (еще один цикл повестей, который вначале легко читается детьми, но чем дальше, тем яснее, что он предназначен именно для взрослого читателя). Маленький Сережа Аксаков тоже спас брошенного злыми людьми щенка и горько плакал, когда им пришлось расставаться. И наконец, верными друзьями белого Бима тоже оказываются мальчишки, которым нет дела до «взрослых» предрассудков и страхов.
А еще из истории об Арто и его друзьях можно извлечь много интересных исторических деталей, смысл которых трудно понять без комментария. К примеру, злющий дворник, которого так боялись Сережа и его названый дед — не просто бородач с метлой, но и верный помощник полицейских, обязанный доносить на подозрительных жильцов. Да и человеку без паспорта приходилось едва ли не труднее, чем в наши дни — если в наше время жертва мошенников вправе восстановить документы, то сто лет назад человека, попавшего в такой же переплет, как дедушка Лодыжкин, запросто могли упечь за решетку.
Анализ рассказа «Белый пудель» (А.Куприн)
Автор: Guru · Опубликовано 25.02.2021 · Обновлено 28.02.2021
Творчество Александра Ивановича Куприна несет в себе любовь к людям, к природе. В своих произведениях он показывает нам ценность человеческих качеств и как тонкий психолог, ненавязчиво позволяет самим определиться между тем, как поступать правильно.
Одним из подобных примеров является рассказ «Белый пудель». Его сюжет прост и понятен, и вместе с тем надолго останется в памяти после прочтения, потому что подобные ситуации мы можем наблюдать и в своей жизни.
Повествование ведется о нелегкой жизни старика и мальчика, чье одиночество скрашивает умная и талантливая собака и верный друг – пудель Арто. Именно с любовью к животному и связана кульминационная часть и идея произведения.
Выступая на дачах Крыма, дружная компания худо-бедно зарабатывает на жизнь. В один из дней герои попадают в неловкую ситуацию, когда становятся заложниками капризов избалованного ребенка из богатой семьи. У мальчика Сергея, не имеющего за душой ничего, кроме его любимой собаки, крадут Арто ради прихоти барского сына, перед семьей которого бродячие артисты давали представление. Чтобы вызволить друга из беды, Сережа совершает рискованный поступок.
Диалоги со стариком отражают мудрость старшего поколения. В то же время, мы видим, что сирота, познав уже немало в жизни, многому научился и сам радует старика рассуждениями, мудрыми не по годам.
Пудель Арто, вокруг которого и закручивается сюжет, как индикатор проявления истинных качеств, позволяет увидеть, что каждый из персонажей произведения из себя представляет.
Типаж трудолюбивого, зарабатывающего уже в двенадцатилетнем возрасте на жизнь Сережи прямо противоположен капризному и не знающему меры сыну хозяина дачи Трилли. На их сравнении поднимается вопрос не только социального неравенства. Эгоизм Трилли и его потребительское отношение не только к вещам, но и к живым людям особенно ярко проявляется на фоне бескорыстной дружбы и душевных качеств главных героев.
Нельзя не отметить описания мест, о которых идет речь в повествовании. Читая рассказ, проникаешься не только чистотой помыслов и непритязательностью жизни артистов, но и красотой Крымского полуострова. Только открытый миру, добрый и чуткий ребенок может так искренне радоваться окружающей природе. Его удивляет все – теплое море, зеленые годы, сады и виноградники. Местные жители равнодушны к окружающей их идиллии и гармонии. Этим приемом автор еще раз подчеркивает закостенелость сердец одних и жизнелюбие других.
Рассказ не оставляет равнодушным прочитавших его. В сердце врезается образ трогательного ребенка, который в силу жизненных обстоятельств не по годам мудр и способен принимать взрослые решения. Его возвращение за собакой было опасным, но он не мог по-другому. Потому что друзей в беде не бросают. В конце концов доброта и любовь победила над жестокостью и глупостью.
Сочинение Анализ рассказа Белый пудель Куприна
Чаще всего, кто имеет животных, относится к ним как друзьям. Рассказ Куприна подтверждение этому. В повествовании заложен глубокий смысл. Рассказ «Белый пудель» не придуман, автор его взял из жизни. С бродячими артистами, про которых написал, Куприн познакомился в Крыму. Много историй артисты поведали автору, вот одна из них.
Трое бродячих артистов, мальчик Сережа, старик Лодыжкин, и пес Арто давно уже работали вместе. Старик взял мальчика на воспитание, родственными отношениями они не были связаны. Взаимоотношения между ними были дружеские, несмотря на то, что Арто был псом, к нему относились как к члену маленькой семьи. И старик, и мальчик были, по сути, чужими людьми друг другу, но за время их трудовой деятельности они не просто сблизились, стали почти родными. Суровая жизнь бродяг обязывала заботиться друг о друге, иначе выжить не возможно. Мальчик снисходительно относился к старику и часто молча, соглашался с ним, хотя был и против его решений. Только к псу они одинаково относились, не просто хорошо, а как к помощнику, другу. Для них он был больше чем собака, а предать того кто близок просто невозможно. Такие отношения могут быть только у людей без крова и постоянно находящихся в труде. Богатым, изнеженным этого не понять.
Так и случилось одним летним днем. Бродячая труппа, увидав шикарный дом, решила, что здесь можно заработать и начала представление. Никто не знал чем все закончиться. Маленькому избалованному барчуку понравилась собачка. И слуги, потакая ему, пошли на подлость выкрали Арто. Что не сделаешь, если обещаны деньги или надо выслужиться. У богатых нет принципов, жалости и сострадания. Это другой мир, и они не понимают, что можно жить по-другому. Для них не только животные, но и люди это игрушки без желаний и потребностей. Они не понимают, что могут своим поведение доставить людям неприятности. У них на первом месте «Я», кроме него ничего больше нет.
Для чего нужна была собака мальчику? Поиграть и выбросить. Он и его окружение не способно понять, что это не просто пес, а артист помогающий зарабатывать на хлеб. Без него будет трудно.
В рассказе все закончилось хорошо. Даже начинаешь верить в справедливость и верность, умение прийти на помощь в нужный момент.
Сочинение по произведению Белый пудель
Куприн известен как автор многих произведений для детей и взрослых. С помощью своих рассказов он учит маленьких читателей правильной взаимосвязи с людьми, закладывает понятие о морали, добре и зле. Одним из таких рассказов является «Белый пудель».
Сюжет рассказа автор взял из собственной жизни. Был случай, когда к Куприну на дачу заезжали бродячие артисты, хозяин приглашал их на чай. Команда артистов состояла из старика с шарманкой, мальчика и белого пуделя. Этот мальчик и рассказал историю о том, как одна богатая дама пожелала выкупить пуделя для своего сына, но артисты отказали ей в этом, после чего барышня разгневалась.
В 1903 году в свет выходит рассказ «Белый пудель», который раскрывает две важные темы для любого времени: социальное неравенство и чистая, бескорыстная дружба между человеком и животным. Поэтому рассказ стал «вечной классикой» для детей и читается по сей день.
Главным конфликтом рассказа является существенном различии мировоззрений. И восприятие друга меньшего. Для богатой барышни и ее сына белый пудель – это игрушка, а для бедных бродячих артистов — это друг, ради которого можно и рискнуть жизнью. Персонажи обозначены очень четко, видно каждую черту и склад характера, а положительных и отрицательных героев видно сразу. Например. Трилли равнодушно и холодно относится к природе, в то время как Сережа восторгается и удивляется ее красоте и особенности. Сын богатой барышни неженка, который не привык добиваться чего-либо сам, поэтому и тело его неуклюжее, а Сережа напротив храбрый, ловкий мальчишка. Многое можно узнать из речи героев, например Трилли часто употребляет такие фразы, как «Хочу», «дай» и тому подобное. Маленький артист говорит предложениями, полными смысла и мудрости.
Действие рассказа не затянуто, без затейливых переплетений судеб. Время, происходящее в нем короткое, но разделён на 6 эпизодов, которые имеют свое логическое начало и законченность. Благодаря этому соблюдается главная цель рассказа: показать маленьким читателем, что дружба должна быть чистой, честной и бесценной. Ведь именно дружба самое главное богатство человека в жизни, а эгоизм не всегда поощряется получение желаемого.
Нужно понимать, что в жизни не всегда может быть такой же счастливый конец, как в рассказе «Белый пудель». Важно научиться просто ценить дружбу и дорожить ей, а как сложится судьба дело каждого случая.
Анализ рассказа Белый пудель, Куприн
Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ “Белый пудель” о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и доброте.
Главные действующие лица рассказа – это шарманщик в летах Мартын Лодыжкин, двенадцатилетний мальчик-сирота по имени Сережа и белый Пудель
С самого начала автор вводит нас в курс событий и знакомит с родом деятельности бродячих артистов. Все трое живут на берегу Черного моря и путешествуют изо дня в день по небольшим селениям, показывая цирковые трюки. У дедушки Мартына давно состарившаяся шарманка, которая еле играет, а иногда издает жалобный скрип.
Так что самое интересное показывают зрителям Сережа и Арто. Сережа выполняет акробатические трюки, а Арто показывает всякие “веселые штуки”. Крепкая дружба помогает им жить и выживать.
В середине произведения мы узнаем, что артисты добрались до дачи под названием “Дружба”, где повстречали не очень приветливую семью. На даче проживал мальчик лет восьми по имени Трилли, за которым ухаживала целая бригада слуг и служанок. Мама мальчика потакала всем его капризам, а тут его очередным капризом стало отнять Арто у бродячих артистов. Лодыжкину предлагали немыслимые деньги за белого пуделя, и даже понимая, что на них он может купить себе и Сереже трактир, он друга не продал.
В результате, Дворнику было дано задание выкрасть Арто без ведома Лодыжкина. Так он и поступил. Пока артисты спали, он заманил собачку колбасой и выкрал.
Автор заканчивает свой рассказ на радостной ноте. Сережа догадался, кто был виновником пропажи их друга и на следующий день с наступлением темноты прокрался на дачу богачей. Там он в одной из пристроек обнаружил Артои и они вместе сбежали.
Здесь нужно отметить, что сюжет рассказа был практически основан на реальных событиях, так как на дачу Куприна в Крыму часто захаживали бродячие артисты. Среди них был и шарманщик, и мальчик-акробат и цирковая собачка. С учетом детского восприятия, автор постарался грамотно и незатейливо выстроить композицию рассказа.
Все события произошли в короткий срок и повествуют о настоящей дружбе.
Related posts:
Сочинение Анализ рассказа Белый пудель Куприна
Чаще всего, кто имеет животных, относится к ним как друзьям. Рассказ Куприна подтверждение этому. В повествовании заложен глубокий смысл. Рассказ «Белый пудель» не придуман, автор его взял из жизни. С бродячими артистами, про которых написал, Куприн познакомился в Крыму. Много историй артисты поведали автору, вот одна из них.
Трое бродячих артистов, мальчик Сережа, старик Лодыжкин, и пес Арто давно уже работали вместе. Старик взял мальчика на воспитание, родственными отношениями они не были связаны. Взаимоотношения между ними были дружеские, несмотря на то, что Арто был псом, к нему относились как к члену маленькой семьи. И старик, и мальчик были, по сути, чужими людьми друг другу, но за время их трудовой деятельности они не просто сблизились, стали почти родными. Суровая жизнь бродяг обязывала заботиться друг о друге, иначе выжить не возможно. Мальчик снисходительно относился к старику и часто молча, соглашался с ним, хотя был и против его решений. Только к псу они одинаково относились, не просто хорошо, а как к помощнику, другу. Для них он был больше чем собака, а предать того кто близок просто невозможно. Такие отношения могут быть только у людей без крова и постоянно находящихся в труде. Богатым, изнеженным этого не понять.
Так и случилось одним летним днем. Бродячая труппа, увидав шикарный дом, решила, что здесь можно заработать и начала представление. Никто не знал чем все закончиться. Маленькому избалованному барчуку понравилась собачка. И слуги, потакая ему, пошли на подлость выкрали Арто. Что не сделаешь, если обещаны деньги или надо выслужиться. У богатых нет принципов, жалости и сострадания. Это другой мир, и они не понимают, что можно жить по-другому. Для них не только животные, но и люди это игрушки без желаний и потребностей. Они не понимают, что могут своим поведение доставить людям неприятности. У них на первом месте «Я», кроме него ничего больше нет.
Для чего нужна была собака мальчику? Поиграть и выбросить. Он и его окружение не способно понять, что это не просто пес, а артист помогающий зарабатывать на хлеб. Без него будет трудно.
В рассказе все закончилось хорошо. Даже начинаешь верить в справедливость и верность, умение прийти на помощь в нужный момент.
Сочинение по произведению Белый пудель
Куприн известен как автор многих произведений для детей и взрослых. С помощью своих рассказов он учит маленьких читателей правильной взаимосвязи с людьми, закладывает понятие о морали, добре и зле. Одним из таких рассказов является «Белый пудель».
Сюжет рассказа автор взял из собственной жизни. Был случай, когда к Куприну на дачу заезжали бродячие артисты, хозяин приглашал их на чай. Команда артистов состояла из старика с шарманкой, мальчика и белого пуделя. Этот мальчик и рассказал историю о том, как одна богатая дама пожелала выкупить пуделя для своего сына, но артисты отказали ей в этом, после чего барышня разгневалась.
В 1903 году в свет выходит рассказ «Белый пудель», который раскрывает две важные темы для любого времени: социальное неравенство и чистая, бескорыстная дружба между человеком и животным. Поэтому рассказ стал «вечной классикой» для детей и читается по сей день.
Действие рассказа не затянуто, без затейливых переплетений судеб. Время, происходящее в нем короткое, но разделён на 6 эпизодов, которые имеют свое логическое начало и законченность. Благодаря этому соблюдается главная цель рассказа: показать маленьким читателем, что дружба должна быть чистой, честной и бесценной. Ведь именно дружба самое главное богатство человека в жизни, а эгоизм не всегда поощряется получение желаемого.
Нужно понимать, что в жизни не всегда может быть такой же счастливый конец, как в рассказе «Белый пудель». Важно научиться просто ценить дружбу и дорожить ей, а как сложится судьба дело каждого случая.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Белый пудель
Популярные сегодня темы
Андреем Платоновым был создан замечательный рассказ о человеколюбии и доброте. Это рассказ «Юшка». Платонов своё отношение к человечеству в целом через описание главного героя рассказа.
В произведении всем известного и многими любимого Шекспира «Гамлет» большая часть героев борется с несправедливостью этой жизни и ложью, пытаясь найти свою истину
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» три персонажа имеют схожие черты, пусть это сравнение и неявно. Речь идет про Лужина, Свидригайлова и Раскольникова.
Одни из основных героев романа в стихах «Евгений Онегин» Ленский и Ольга предстают как противопоставление Онегину и Татьяне. Сюжетная линия Ленский – Ольга призвана раскрыть больше все черты центральных героев.