какие теории о происхождении славян существуют в исторической науке
Теории происхождения славян
Многие вопросы истории, к сожалению, не всегда остаются точно изученными и исследованными. Это порождает образование многих предположений и гипотез. И одним из таких спорных вопросов был, есть и остается славянский, а точнее говоря – о происхождении славян. Ученые и историки спорят и дискутируют по этому поводу не один десяток лет. Хотя, с другой стороны, наличие загадок только подстегивает интерес к изучению жизни и происхождения наших предков.
Современные теории происхождения славян
Происхождение славянского этноса – это тайна, никто точно не знает откуда он взялся и где его родина. Проблема в том, что нет достоверных источников информации, а все теории – мнения ученых, подтвержденные археологическими, лингвистическими и топонимическими фактами, которые различаются по степени достоверности и проработанности. Славянский вопрос породил массу предположений и гипотез. Уже несколько сотен лет исследователи спорят, при этом создается ощущение тайны и ореол романтизма вокруг всего, что связано с родиной славян.
Мавро Орбини (17 век), югославский историк и панславист, в своих сочинениях выражал мнение, что славяне древнейший народ, когда-то доминировавший во всем мире и старше самих пирамид. С этим трудно спорить, ведь если славяне есть сейчас, значит их предки существовали, когда пирамиды еще не были построены. Если продлить эту «логическую» цепочку, то мы дойдем до самого Адама и общечеловеческого корня:
«Адам первопредок – значит он предок славян – славяне древнейший народ на земле».
Или так: «Адам первопредок – евреи потомки Адама – славяне потомки Адама – значит славяне – это евреи». Как мы видим, такая логика абсолютно бесполезна и ни к чему не приводит. Если все народы имеют общие, древние корни, то рассуждать об изначальном происхождении бессмысленно. Чтобы преодолеть это противоречие, точнее было бы говорить о временах, когда народ славян осознал свою самость и был признан соседями. Вот на этом этапе уже могут быть старшие и младшие этносы. Кто-то строил пирамиды, капитолий и термы, в то время как соседи жили в лесу общинно-родовым строем и «молился пням».
Все существующие гипотезы и теории происхождения славян можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет так называемые миграционные теории, а вторая — автохтонные. Из названия этих групп становится ясно одно: кто-то уверен в том, что славяне пришли с других территорий и земель в Европу (миграционные теории), а их оппоненты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Кто из них прав, сказать сложно. Однако наибольшее распространение и признание все же получили миграционные.
Теории историков
Древнейшим источником, в котором ведется речь о происхождении славян, считается легендарная «Повесть временных лет». Автор – Нестор летописец определяет исторический ареал славян по нижнему течению Дуная. Он указывает, что именно оттуда они рассредоточились на другие территории. Таким образом, автор стал одним приверженцев, а точнее родоначальником миграционной теории. Идея Нестора – самая старая документированная версия, поэтому стоит особняком. Попытаемся разобраться в каждой из теорий. Миграционные теории происхождения славян.
Дунайская (она же балканская или дунайско-балканская) теория происхождения славян
Наиболее распространенной и популярной считается теория о том, что прародители славян возникли на прилегающих к Дунаю землях, а затем рассеялись по Центральной, Южной и Восточной Европе. Она нашла много приверженцев среди российских историков. Веским аргументом в ее пользу считаются указания в Лаврентьевской летописи на то что после разрушения Вавилонского столпа и разделения народов, протославяне расселялись на восток и Европы. Из классиков, эту теорию поддерживал Ключевский. Многие современные историки с ней согласны.
На сегодняшний день она является самой популярной и распространенной. Одним из первых людей, заинтересовавшихся происхождением славян, стал знаменитый летописец Нестор, автор Повести временных лет. По его мнению, расселение славянских народов началось с нижнего течения реки Дунай. Кстати, эту теорию мы встречаем и в письменах эпохи Средневековья. Далее ее развил отечественный ученый Ключевский, добавив, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье к шестому веку новой эры. Образовав здесь племенной союз, восточные славяне продолжили мигрировать на восток и северо-восток. За эту теорию в России выступали и выступают историки Соловьев, Породин, Трубачев.
Скифо-сарматская теория происхождения славян
В этой версии славяне представлены как скифы, сарматы и роксоланы. Теория предполагает, что под такими именами прародители славян вышли из Передней Азии и рассредоточились по южной части Восточной Европы. Она возникла впервые в Баварской хронике и продвигалась историками западной Европы до 18 века.
Первое упоминание о ней относится к тринадцатому веку. Ее поддержали многие хроники Западной Европы. О чем же гласит эта гипотеза?
Праславяне, некогда заселявшие территории Передней Азии близ Черного моря, назывались скифами и сарматами. А с течением времени они мигрировали на запад и юго-запад. Данную теорию, кстати, поддерживал и Михаил Ломоносов. Сегодня же она почти потеряла своих приверженцев.
Висло-одерская теория происхождения славян
Она появилась лишь в восемнадцатом веке в Польше. Согласно ей, славяне впервые появились на землях между реками Висла и Одер. Отечественный ученый и археолог Седов считает также, причем называет и конкретную дату появления — пятый-шестой века до новой эры.
Социальный и политический смысл теории заключается в полоноцентризме. Польша – родина славян, а значит имеет преимущества перед соседями.
Одерско-днепровская теория
Гласит, что праславяне в одно и то же время возникли на территории между Одером на западе и Днепром на востоке. Поддерживает эту гипотезу Рыбаков.
Поклонники этой теории имели немалые расхождения во мнениях, они считали праславянскими польские археологические культуры: тшинецкую, тшинецко– комаровскую, лужицкую и скифские лесостепные культуры. Предположительно праславянские племена очень быстро заняли большие ареалы от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпат и Судет на юге. Именно эту версию поддерживали известные академики Рыбаков и Артамонов, которые считаются классиками в славянском вопросе.
Прикарпатская теория
Основана лишь на названиях географических объектов (особенно водоемов), поэтому почти не нашла своих сторонников. Появилась в девятнадцатом веке.
Родоначальником ее является П. Шафарик, словацкий ученый (1837 г.). Его последователем был немецкий исследователь Ю. Удольф. По версии авторов славянские названия сконцентрированы в Галиции, Подолии и на Волыни.
Припятско-полесская теория происхождения славян
Эта теория была популярна в западной Польше и германии. Польский археолог К. Годлевский предположил продвижение славян из Полесья в Висло-Одерское междуречье. Версия базируется на изучении языковой составляющей культуры, была популярна в начале 20 века.
Она состоит из двух подтеорий: верхне- и среднеднепровской. Суть ее заключается в том, что славяне, изначально жившие в Полесье, затем мигрировали на земли между реками Висла и Одер.
Прибалтийская теория происхождения славян
была предложена известным историком и ученым Шахматовым. Он высказывает свою позицию так: предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. В подкрепление своей версии автор представляет выявленный пласт древней славянской гидронимии между Неманом и Днепром. Шахматов считал, что славяне широко расселились по всей Европе, но жили среди других народов, поэтому редко упоминаются у древних авторов, или упоминаются, но под иными названиями. Например, иллирийцы, кельты, сарматы, скифы. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.
Как мы видим, все миграционные теории утверждают, что славяне – своеобразные «пришельцы». Они стали гостями на тех землях, которые всегда считались их Родиной. И еще одна важная особенность: в разных хрониках и летописях славяне зачастую упоминаются под другими именами.
Автохонские теории
Теперь перейдем ко второй, не менее известной группе теорий — автохтонной. Вообще, если быть точнее, теория тут одна. Она заключает в себе мысль о том, что славяне жили там, где изначально и появились (то есть она принципиально отличается от миграционной теории происхождения славян). Этого предположения придерживались советские историки. Славянская общность, в частности восточные славяне, образовалась на территории нынешней Польши, а также Украины и Белоруссии. Причем считается, что славянская общность стала объединением мелких и разрозненных племен, которые проживали на этих землях. Выделяют три этапа формирования славянской группы народов:
Некоторые считают, что автохтонная теория происхождения славян просто придумана, чтобы преувеличить роль некоторых государств (Польши, Болгарии, России).
Альтернативные теории
Гиперборея и Аркаим
Гиперборея – окутанная ореолом тайны и величия страна, мифическая родина славян.
Легенда о Гиперборее известна нам из сочинений Платона и Плиния старшего. Эта версия возникновения не только славянской расы, но и всей цивилизации полна тайн и романтизма и поэтому будоражила фантазию многих искателей тайн.
Название «Гиперборея» происходит от «борей» – северный ветер, то есть страна за северным ветром, информация о ней обрывочна. Скорее всего, постоянных политических и торговых связей не было.
В 20 веке на волне повального увлечения мистицизмом было написано много сомнительных книг, из которых можно сделать вывод, что территория Гипербореи охватывала Россию, возможно Гренландию, Скандинавию и острова Северного полюса. Эта земля представлена прародиной всех ариев – предков белой расы Европы и Азии.
Аркаим – городище бронзового века, найдено археологами в 1987 году, в Челябинской области. Городище – как городище, 3-2 тыс. до н.э. Крепость, загоны, некрополь и два многоквартирных дома из кирпича. Из удобств – ливневая канава- канализация. В окрестностях нашли еще несколько таких городов, назвали – «культура синташты». Ученые сразу выдвинули три теории происхождения синаштов: местная, восточная и западная, письменности той эпохи не найдено, были ли аркаимцы протославянами – не известно.
Все было спокойно, пока в 1991 году Аркаим не посетила Тамара Глоба. После этого началось паломничество мистиков. Теперь этот город – место силы, тектонический разлом, древний вулкан, место могущества, посвященное солнцу, обсерватория и схематичная мандала, а также модель вселенной и космос в миниатюре. В Аркаиме ищут истоки Европейско-арийской культуры, цивилизации и философии, и даже находят упоминание о нем в Ригведе и Авесте. Ну, при желании, в Авесте можно найти упоминания о чем угодно, а если и не найти – то придумать.
Космическая версия
Согласно этой теории Мидгард – Земля, прародительница ариев и славян. Ее местонахождение определяется на пересечении восьми небесных космических путей, связывающих плодородные земли в девяти звездных системах светлых миров. Этот миф доносит главную мысль, что наши предки не имели ничего общего с обезьянами, а пришли из космоса 600000 лет назад. Были некие славяно-арийские боги, которые и были прародителями людей.
Впоследствии жителям Гипербореи пришлось перебраться на Евразийский континент из-за Великого потопа. Эта теория хорошо развита учеными-фантастами. Обратите внимание на труды Н Левашова, его книги читаются очень легко и интересно, практически как беллетристика.
В завершение статьи нужно сказать, что фентезийных теорий гораздо больше. Например, я не упомянул В. Шемшука, который пишет о многослойной биосфере, 50 метровых людях и гигантских деревьях. О В. Асове, который написал серию книг по русскому ведизму… Таких версий сотни, у каждого современного автора – своя, при этом они почти не имеют связи с реальностью. Большинство писателей говорит о откровении высших сил, о озарениях и тайных знаниях, которые почти непроверяемы.
Заключение
Мы, конечно, лишь кратко рассмотрели теории происхождения славян. Но есть и еще современные взгляды на эту проблему. О чем же они гласят?
Начнем с того, что славяне являются выходцами из огромного массива народов, которые некогда назывались индоевропейцами. Индоевропейская общность в древности населяла масштабные территории: на западе границей был Атлантический океан, на востоке – Индийский, на севере – Ледовитый, а на юге – Средиземноморье. В четвертом-пятом тысячелетиях Европа еще не была ими полностью освоена. Если отметить на карте примерный центр расселения индоевропейцев, то он будет располагаться на северо-востоке Балкан и Малой Азии. Что касается праславянских племен, то они занимали земли ближе к Карпатам.
Но затем племена и народы постепенно стали осваивать все новые площади. Это объясняется легко: началось бурное развитие скотоводства и земледелия, а эти занятия требовали много земельных участков. Последних стало не хватать на всех. Так племена освоили и Центральную, и Восточную Европу, дойдя до Средней Волги. И, конечно, среди них были и предки славян. Конечно, эти процессы миграции шли довольно долго, постепенно. Относятся эти события примерно ко второму тысячелетию. И необходимо отметить, что четко сформированной славянской общности тогда еще не существовало.
Пятнадцатый век прошлой эры стал временем, когда процессы переселения поутихли. Теперь жизнь стала оседлой, более спокойной. Теперь всем хватало земли, что способствовало к дальнейшему расцвету земледелия. И примерно в это же время формируются самостоятельные племена, в том числе и славянские. То есть, согласно современной теории, прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. Затем, как мы знаем, все славяне поделились по территориальному признаку на восточных, западных и южных.
Таково мнение большинства ученых на сегодняшний день. Вообще оно является общепринятым, с ним иногда бывает трудно поспорить ввиду отсутствия других фактов.
К сожалению, мы никогда уже не сможем восстановить картину тех событий, когда на земле появились первые славяне. Для нас история их происхождения останется загадкой навсегда. Но это же не запрещает ученым и историкам предполагать, думать, высказывать свои мнения и выдвигать гипотезы.
Конечно, не все существующие теории одинаково распространены. Какие-то имеют гораздо больше приверженцев, а какие-то себя и вовсе почти изжили. А к какой теории склоняетесь Вы? Или, может быть, у Вас появился свой взгляд на данную проблему.
Какие теории о происхождении славян существуют в исторической науке
В наши дни на земном шаре проживает примерно 300-350 миллионов славян, причем большая их часть составляет население Европы. Однако до сих пор в науке нет единого мнения о том, где находилась прародина славян и где зародился славянский язык.
Попробуем разобраться во всем многообразии теорий происхождения славян.
Все существующие точки зрения можно разделить на миграционные 1 ´ и автохтонные 2 ´ теории.
Миграционные теории происхождения славян
Дунайская (балканская, дунайско-балканская) теория.
Считается, что впервые она была описана в первой русской летописи «Повести временных лет» знаменитым древнерусским книжником Нестором 3 ´ (XII век). Расселение славянских племен по его версии начинается с нижнего течения Дуная. Чешские и польские хронисты XIII-XIV веков также придерживались этой точки зрения.
В XIX-XX веках «дунайскую прародину» славян признавал С. М. Соловьев. 4 ´ Его ученик историк О. В. Ключевский 5 ´ отмечал, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье, а Карпаты стали «общеславянским гнездом», из которого «славяне разошлись в разные стороны». Восточные славяне в дальнейшем продолжают мигрировать на восток и северо-восток.
О.Н. Трубачев 6 ´ в 80-90-х годах прошлого века сформулировал так называемую «неодунайскую» теорию. Местом первичного расселения славян исследователь считаем Среднее Подунавье. Затем в I веке нашей эры славяне оказались вытеснены кельтами и уграми на север (Повисленье) и на восток (Поднепровье). Но уже в середине I тысячелетия нашей эры славяне вновь возвращаются в Подунавье, на Балканы. По концепции О.Н. Трубецкого «движение славян на юг было возвратным». Данная точка зрения имеет лингвистическую и экстралингвистическую аргументацию. Передвижение славян на север, а затем на юг соответствует общей картине переселения народов в Европе. Именно у южных славян ранее всего появилось самоназвание ‘словене’, которое постепенно было принято в трудах византийских историков и готского историка Иордана в VI в. (склавины). Западные и восточные славяне в тех же трудах именуются венедами и антиами. Этноним ‘славяне’ О.Н. Трубецкой соотносит с лексемой ‘слово’ трактует самоназвание народов как ‘ясно говорящие’, то есть говорящие на понятном языке.
Скифо-сарматская теория.
Согласно этой теории праславяне некогда жили на территории Передней Азии близ Черного моря и назывались скифами, сарматами и роксоланами. С течением времени они мигрировали на юго-запад и запад. Лингвистические основания в данной гипотезе отсутствуют. В наши дни эта гипотеза всерьез не рассматривается, хотя имеет некоторых сторонников.
Впервые гипотеза была высказана в Баварской хронике XIII века 7 ´ и поддержана многими хронистами в Западной Европе. Гипотеза в основном базируется на сведениях и полумифологических представлениях античных историков, а также информации о местах расселения и кочевания скифов и сарматов. Приверженцем происхождения славян от сарматов был английский историк Эдвард Гиббон 8 ´. Эти положения получили развитие в европейской исторической науке (в частности, в трудах польских историков Яна Длугоша 9 ´ и Матея Стрыйковского 10 ´; позднее эти мотивы нашли отражение в польском сарматизме). 11 ´
Среди русских историков эта концепция нашла отражение в трудах В. Н. Татищева 12 ´, который, очевидно, полагал, что сарматы и славяне не являются одним и тем же народом, но первые были ассимилированы вторыми.
Идею происхождения славян от сарматов разделял М. В. Ломоносов 13 ´, который в «Кратком Российском летописце» отмечал: «Славяне и чудь по нашим, сарматы и скифы по внешним писателям были древние обитатели в России. Единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств неспоримо» 14 ´.
Автохтонные теории происхождения славян
Прибалтийская теория.
Прибалтийская гипотеза, или идея двух славянских прародин, была предложена известным историком и ученым А. А. Шахматовым 15 ´ в конце XIX – начале ХХ вв. Две славянские прародины – это, во-первых, район, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и, во-вторых, район, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). А. А. Шахматов исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II веке нашей эры продвигаются на юг и освобождают бассейн реки Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район реки Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V века нашей эры) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов). С его точки зрения, предки славян проживали в районе бассейна Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Затем они стали называть себя венедами, мигрировали к Нижней Висле. Последняя и стала так называемой второй прародиной славян. И лишь через несколько десятков лет образовались ветви восточных и южных славян.
Висло-одерская теория.
С точки зрения сторонников данной теории праславяне должны быть соотнесены с племенами лужицкой культуры бронзового или начала железного века, и, соответственно, славянский народ возникает на территории междуречья Вислы и Одера. Гипотеза базируется не на лингвистических, а на археологических основаниях. Так, российский археолог В. В. Седов 16 ´ предложил соотнести с праславянами культуру подлёшевых погребений, обнаруженную в бассейнах среднего и верхнего течения Вислы и Варты (притока Одера) и относящуюся к V–VI векам до нашей эры (Седов В.В. Этногенез ранних славян // Вестник РАН. Т. 73, № 7. 2003. С. 594 – 605. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_07/SEDOV.HTM)
Одеро-днепровская теория.
Согласно этой теории, праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются: тшинецкая культура XVII—XIII вв. до н. э.; тшинецко-комаровская культура XV—XI вв. до н. э.; лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.
Сторонниками одеро-днепровской теории являются некоторые польские историки, а России – Б. А. Рыбаков 17 ´, чья концепция в то же время близка висло-одерской теории и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке.
Б. А. Рыбаков выделяет пять этапов истории славян, начиная с эпохи бронзы – XV века до нашей эры. Первый этап связан с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения – от Одера до левобережья Днепра – была «первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян … эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина» 18 ´.
На втором этапе – лужицко-скифском (XII-III века до нашей эры) славяне были представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в союз под именем сколотов. Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства и переходу к третьему этапу истории праславян, продолжавшемуся со II века до нашей эры по II век нашей эры. Праславяне были представлены двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой, чьи территории простирались от Одера до левобережья Днепра. Четвертый этап, именуемый пшеворско-черняховским, датируется II-IV века нашей эры и характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена. Пятый этап – пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской империи восстанавливается славянское единство.
Висло-днепровская теория.
По мнению М. Фасмера (Германия), Ф. П. Филина, С. Б. Бернштейна (Россия), В. Георгиева (Болгария), Л. Нидерле (Чехия), К. Мошиньского (Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере, то есть это территория современной северо-западной Украины, южной Белоруссии и юго-восточной Польши.
Чешский исследователь Л. Нидерле 19 ´ считает, что место славянской прародины может быть определено только предположительно и высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, исследователь Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тысячелетия нашей эры. По его мнению, она находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе – верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников – полей погребений лужицко-силезского типа (Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000. URL: https://www.litmir.me/br/?b=192220&p=1#section_1).
Ф. П. Филин 20 ´ определяет область расселения славян в начале нашей эры между Западным Бугом и Средним Днепром. Опираясь на лингвистические и экстралингвистические данные, исследователь предлагает периодизацию развития языка праславян.
Первый этап (до конца I тысячелетия до нашей эры) – начальная стадия формирования основы славянской языковой системы.
На втором этапе (от конца I тысячелетия до нашей эры до III-IV веков нашей эры) – в праславянском языке происходят серьезные изменения в фонетике, эволюционирует его грамматический строй, развивается диалектная дифференциация.
Третий этап (V-VII века) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии.
Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С. Б. Бернштейна 21 ´, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. Поддерживая гипотезу А. А. Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы – западную и восточную, исследователь указывает, что из последней на определенном этапе выделились восточная и южная группы, чем и объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, особенно фонетическая, западнославянских.
1´ Миграционные теории – научные теории, описывающие условия, причины и результаты перемещения значительных групп населения в пространстве в историческом, социологическом, политологическом и экономическом аспектах.
2´ Автохтонный – местный, коренной; происходит от древнегреческого ‘autochtones’ (αὐτός –‘сам’ + χθών –‘земля’), что означает ‘принадлежащий по происхождению данной территории’.
3´ Нестор Летописец, также Нестор Печерский, Нестор Киевский (ок. 1056 – 1114) –древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
4´ Соловьев Сергей Михайлович (1820 – 1879) русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871–1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник.
5´ Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – российский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
6´ Трубачёв Олег Николаевич (1930 – 2002) – советский и российский лингвист-славист, исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики; специалист в области сравнительно-исторического языкознания, лексикограф. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992).
7´ Баварская хроника императоров и пап (лит: Chronicon imperatorum et pontificum Bavaricum) содержит историю императоров (перечислены до 1291 г.) и пап (до 1238 г.). Анонимный автор ведет повествование, начиная с библейской истории человечества и сообщает сведения о европейских народах, среди которых упоминает русов. Сохранилась в рукописи XIV в.
8´ Гиббон Эдвард (1737 – 1794), английский историк, автор «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776 – 1788).
9´ Длу́гош Ян (1414 – 1480) – польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.
10´ Стрыйко́вский Мате́й (1547 – между 1586 и 1593) – польский историк, поэт и писатель и дипломат, католический священник (капеллан). Первый историограф Великого княжества Литовского. Его труд «Описание европейской Сарматии» (польск.«Sarmatiae Europeae descriptio») был издан в 1578 году под именем Александра Гваньини. Авторство Стрыйковского было подтверждено королевским судом.
11´ Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI—XIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов (славян и литовцев).
12´ Татищев Василий Никитич (1686 – 1750) – российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. Вторая редакция «Истории Российской» была издана через 18 лет после его смерти, при Екатерине II в 1768 году. Первая редакция «Истории Российской», написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 году.
13´ Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765). Первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня. Статский советник, профессор химии (1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук (1745) и почётный член Королевской Шведской академии наук.
14´ Ломоносов М. В. Краткий Российский летописец с родословием. Сочинение Михаила Ломоносова // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 6: Труды русской истории, общественно-экономическим вопосам и географии. 1747—1765 гг. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 293.
15´ Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920), филолог, академик Петербургской АН (1894). Труды в области славистики. Исследователь русского языка, в том числе его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в том числе славянскому, финскому и мордовскому языкам). Редактор академического «Словаря русского языка» (1891 – 1916).
16´ Седов Валентин Васильевич (1924 – 2004) – советский и российский археолог-славист, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН (1997), действительный член РАН (2003) и академик АН Латвии (1994). Внёс значительный вклад в исследование этногенеза славян.
17´ Рыбаков Борис Александрович (1908 – 2001) – советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии.
18´ Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981. С. 221.
19´ Нидерле Любор (1865 – 1944) – чешский археолог, этнограф, историк-славист и антрополог, профессор Карлова университета, член Чешской академии наук и искусств. Занимался первобытной и античной, а затем славянской археологией. В 1893 году вышла книга «Человечество в доисторические времена», где изложена археология Европы от палеолита до эпохи средневековья включительно. В 1902 – 1934 годах опубликовал знаменитый труд «Славянские древности», в котором представил масштабный свод известной о славянах информации.
20´ Филин Федот Петрович (1908 – 1982) – советский лингвист, славист, профессор, член-корреспондент АН СССР (1962). Автор трудов по истории восточнославянских языков, диалектологии, лексикологии и лингвистической географии, выдержанных в духе традиционного сравнительно-исторического языкознания XIX века. В 1968–1982 годы возглавлял Институт русского языка АН СССР, а в 1971—1982 годы журнал «Вопросы языкознания». Руководил рядом масштабных научно-издательских проектов, в частности Диалектологическим атласом русского языка, Большим академическим словарём и Словарём русских народных говоров. Лауреат Ленинской премии за академический словарь и премии имени А. С. Пушкина АН СССР за монографию «Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк».
21´ Бернштейн Самуил Борисович (1910 – 1997) – советский и российский лингвист-славист, балканист, диалектолог, специалист по болгарскому языку, лингвистической географии. Доктор филологических наук, профессор. Автор мемуаров, историк науки. Иностранный член Болгарской и Македонской академий наук. Автор более 400 печатных работ, в том числе более 20 монографий, учебников и словарей. Из них наиболее заметны неоконченный, но весьма подробный «Очерк сравнительной грамматики славянских языков» (ч. 1, 1961, ч. 2, 1974), а также историко-филологическая монография «Константин-философ и Мефодий» (1984).