какие теории считают ощущение и восприятие высшими духовными процессами
Психологические теории ощущений и восприятий
В психологии существует большое количество разнообразных теорий, направленных на объяснение процессов по-
строения первичных образов окружающего мира с опорой на органы чувств — процессов ощущений и восприятий. Такие теории могут иметь как общепсихологический, так и более частный характер, а также различаться по множеству разнообразных оснований.
К числу первых естественно-научных подходов к объяснению процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-гольца.
Большое значение для исследования психологических закономерностей ощущений и восприятий имели общепсихологические подходы к исследованию психических явлений, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гешталътпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строились на широком использовании феноменологических методов исследования.
В настоящее время большой известностью в мировой психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснительных принципов, которые являются принципиальными и для отечественной теоретической психологии.
В отечественной психологии наиболее методологически обоснованным, опирающимся на широкие естественно-научные эволюционно-биологические объяснительные принципы является деятельностный подход к формированию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А. Н. Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкретизировался и дополнялся многими выдающимися отечественными психологами.
Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?
Фехнер Густав Теодор (1801-1887)
1. Ощущения и вызывающие их внешние стимулы при
надлежат к двум разным сферам — явлений психических и
явлений физических.
• Психические и физические явления нельзя непосредст
венно сравнивать друг с другом.
• Внутри каждой из этих сфер возможны специфические из
мерения.
2. Ощущение есть простейший психический процесс, ко
торый обозначает границу между психическими и физиоло
гическими явлениями.
3. Сенсорная система человека — это «измерительный
прибор», который регистрирует особенности внешних фи
зических стимулов и преобразует их в психические явле
ния.
4. Процесс возникновения психического образа имеет
следующую последовательность:
• внешнее раздражение, воздействующее на рецептор (фи
зическое явление);
• процессы в рецепторе и проводящих нервных волокнах
(физиологическое явление);
• возникновение ощущения в ЦНС (психическое явле
ние);
• суждения (психические явления, подчиняющиеся логи
ке).
5. Психофизические характеристики людей распределе
ны по нормальному закону как любые антропологические
характеристики.
Иоганнес Мюллер (1801—1858),
Герман фон Гельмгольц (1821—1894)
Теория специфических энергий органов чувств
1. Сенсорный опыт определяется функциональным со
стоянием сенсорных нервов и их мозговой проекцией (лока
лизацией).
2. Каждый орган чувств в ответ на воздействующие сти
мулы вырабатывает «специфические энергии» или качест
ва.
• Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает
разные качества переживаний.
• Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к оди
наковому сенсорному качеству.
3. В ощущениях выражается не столько природа физиче
ского воздействия, сколько природа и состояние органов
чувств.
Факты
• Ощущения меняются не прямо пропорционально силе
физических стимулов, действующих на органы чувств.
• Интенсивность ощущений, как правило, растет медлен
нее, чем величина измеряемых физических стимулов (как
исключение — более быстрый рост чувствительности к из
менению напряжения электрического тока).
Эрнст Г. Вебер (1795-1878)
Человек ощущает не абсолютные, а относительные различия между физическими стимулами одной модальности.
Закон Бугера — Вебера: отношение изменения интенсивности физического стимула, которое регистрируется субъектом как едва заметное изменение интенсивности ощущения,
к исходной интенсивности физического стимула есть величина постоянная.
Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физического раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растет в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности физического раздражителя).
• Отношения между стимулами и ощущением устанавлива
ются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное
различие в возрастании интенсивности физической сти
муляции.
• Едва заметное отличие выступает в качестве условной еди
ницы измерения.
Закон С. С. Стивенса: величина ощущений растет пропорционально интенсивности изменения физического раздражителя, возведенной в определенную степень.
Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалирования:
• субъект фиксирует ощущение, которое вызывается опре
деленным эталонным физическим стимулом и которому
приписывается определенное числовое значение;
• вслед за этим предъявляется множество физических сти
мулов, изменяющихся только по одному параметру, ощу
щения от которых субъект должен сопоставить с величи
ной эталонного стимула и выразить различия в условных
числовых значениях.
Теория обнаружения сигналов
(информационный подход в когнитивной психологии)
1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который подчиняется кривой нормального распределения.
2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех —
«шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала
определяется двумя видами альтернатив:
• стимульными альтернативами: «шум без сигнала»; «шум с
сигналом»;
• возможные альтернативные решения субъекта о наличии
сигнала: «сигнал есть»; «сигнал отсутствует».
3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых сти
мулов часто представляет для субъекта процесс принятия ре
шения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, мо
жет иметь четыре варианта:
• правильное обнаружение — положительный ответ при на
личии сигнала;
• пропуск — отрицательный ответ при наличии сигнала;
• ложная тревога — положительный ответ при отсутствии
сигнала;
• правильное отрицание — отрицательный ответ при отсут
ствии сигнала.
4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала
может влиять ряд факторов:
• интенсивность стимула (физическая энергия и контраст
ность по отношению к фону);
• ожидание наблюдателя: ожидается появление или не ожи
дается появление сигнала;
• возможные последствия принятого решения: наказание
или поощрение и их величины.
5. Перед принятием решения субъект устанавливает неко
торый субъективный критерий (интуитивный или осознавае
мый), в соответствии с которым делается вывод о наличии
или отсутствии сигнала.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
16. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
Выделяют четыре самостоятельные парадигмы исследования восприятия.
1. Исследование связи между дистальным и проксимальными стимулами (передача стимульной энергии от объекта к рецепторной поверхности). Область современной психологии восприятия, физиологии анализаторов и экологической оптики (Гибсон), экологической акустики.
2. Соотношение между чувственной тканью образа и проксимальным стимулом. Классическая и современная психофизика.
3. Связь между чувственной тканью и предметным содержанием образа. Изучение семантики перцептивного образа (субъективные подходы).
4. Соотношение между дистальным стимулом и предметным содержанием образа. Исследования полноты и адекватности образного отражения предмета (иллюзии восприятия, необычные сенсорные способности, границы восприятия, расширение возможностей восприятия).
Объектно-оринтированные подходы (больше используют 1 и2 парадигмы исследования):
1) структурализм (Вундт, Титчинер);
2) гештальтпсихология (Вейтгеймер, Коффка, Келер);
3) экологическая теория (Гибсон);
4) информационный подход (Д. Марр)
Субъектно-оринтированные подходы (используют больше 3 и 4 парадигмы):
1) теория бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольц);
2) восприятие как категоризация (Дж. Брунер);
3) теория Канемана
4) теория перцептивного цикла (Найсер).
Гештальттеория восприятия. М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка.
Основное понятие гештальт – целостность образов восприятия и несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений.
Выделяют два мира: мир физических объектов, мир наших ощущений. Их связь – принцип изоморфизма (видим квадрат, в мозгу образуется под действием электромагнитного поля такой же по форме очаг возбуждения). Идея психофизиологического параллелизма. Но для объяснения причин возникновения психических явлений вводится понятие феноменального поля как динамического целого. Единица анализа образов воспрития в этом феноменальном поле – гештальт.
Законы образования гештальта. М. Вертгаймер – принцип прегнантности – тенденция к хорошей форме (пример, слушаем музыку, выпадает пара нот – не замечаем, восстановление целостной мелодии).
Частные закономерности прегнантности (выделенные в экспериментах):
— фактор близости;
— фактор сходства;
— ф.хорошего продолжения;
— ф.общей судьбы;
— ф.объективной установки (однажды воспринятая структура имеет свойство восприниматься также в сходных ситуациях).
Принципиальное открытие гештальтпсихологов – феномен фигуры и фона. Характеристики:
фигура имеет строго очерченный контур;
фон не структурирован, а фигура структурирована и имеет предметный характер;
фигура кажется ближе, чем фон;
фигура выглядит ярче.
Еще один феномер восприятия – транспозиция – перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов (пример, траспозиция мелодии). Но изменчивость гештальта во времени – если долго смотреть на рисунок фон станет фигурой, это говорит за активность восприятия.
Гештальтисты выступали за врожденность полевых свойств нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля составляют объективный детерминизм восприятия.
Информационный подход в восприятии.
Д. Марр. Считал сетчаточное изображение достаточным для построения перцептивного образа, т.к. в нем находится вся необходимая для анализа стимульная информация.
Выделяет 4 иерерхических уровня анализа информации:
1) образ – пространственно-временное распределение световой энергии на сетчатке.
2) Первоначальный эскиз, набросок – выделение текстуры, контуров, формы, взаимного располодения объектов в пространстве.
3) 2,5 мерный эскиз – определение общей ориентации и глубина контуров.
4) Построение трехмерной модели – создается сцена видения ситуации.
Теория восприятия как категоризация
Дж. Брунер.
Субъектно-ориентированная (см. выше).
Характеристика теории.
Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта. Т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Бессознательное движение от признаков к категориям.
Чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования окружающего мира, тем больше истинность восприятия в смысле успеха предсказания.
Свойства восприятия:
1. Восприятие – это процесс принятия решения. MEN L*VE WOMEN! Решить подобную задачу может как наблюдатель сам, так и его ЦНС (бессознательно – связь с Гельмгольцем).
2. Этот процесс основан на использовании отличительных признаков.
3. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») → предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков.
4. Категория – набор правил, по которым можно объединять явления.
5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов.
6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям.
7. При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события.
Стадии категоризации.
Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?).
Поиск признаков. Идет поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; если таких не оказалось – сознательный вопрос: «что это?». Тогда начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию.
Подтверждающая проверка. Наступает предварительная категоризация. Поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить найденную, предварительную категорию.
Завершение проверки. Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются.
Перцептивная готовность.
Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от:
1. Мотивации субъекта.
2. Вероятности появления объекта (частоты появления). Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скоре подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.
Информация, полученная таким образом, изменяет существующие когнитивные схемы, влияющие на процессы исследования, и так далее по циклу. Этот термин был введен Найссером, но общее представление об обратной связи и регулировании разделяются многими теориями восприятия.