какие термины связаны с древнерусской культурой
Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
Содержание
От составителей
Настоящий справочник ставит своей целью устранить определенные трудности, которые могут возникнуть у слушателей лектория Государственной Третьяковской галереи при знакомстве с древнерусским искусством как в рамках традиционного цикла, так и в цикле лекций по иконографии. Наряду с некоторыми специфическими терминами, имеющими непосредственное отношение к технике древнерусской живописи, в него включены богословские понятия, а также термины, касающиеся различных сторон религиозной жизни (богослужение и др.). Кроме того, словарь содержит краткие биографические сведения о крупнейших православных богословах и о некоторых святых, особенно почитаемых на Руси, изображения которых часто встречаются в древнерусской живописи. В него включены также краткие сведения по иконографии; с учетом того, что большинство упомянутых здесь иконографических типов подробно рассматривается в лекциях, мы сочли возможным ограничиться их кратким описанием.
В словаре используется традиционная система ссылок на книги Ветхого и Нового Заветов с указанием глав и стихов, например – Мф XXV, 31 – Евангелие от Матфея, глава XXV, стих 31.
Словарь включает более 250 имен и понятий. Курсивом в тексте выделены имена и понятия, составляющие названия отдельных глав. Даты даются двумя стилями – старым и, в скобках, новым.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Какие термины связаны с древнерусской культурой
Словарь терминов по истории России.
Древняя Русь. IX-XII века.
Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.
Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.
Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г.
Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.
Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.
Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.
Вира – денежный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.
Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.
Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.
Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.
Десятина – налог в пользу церкви.
Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.
Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.
Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.
Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.
Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.
Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.
Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).
Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.
Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.
Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.
Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.
Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.
Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).
Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.
Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.
Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.
Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.
Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.
Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.
Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.
Скань – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.
Слобода – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки.
Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.
Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.
Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.
Христианство – одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом.
Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.
Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).
Словарь: Культура Древней Руси
Словарь: Восточные славяне
Термины | Определения |
Борона | земледельческое орудие, предназначенное для выравнивания почвы |
Бортничество | сбор мёда диких пчел |
Вено | выкуп за невесту или приданое жены |
Вервь | соседская община восточных славян |
Вече | у древних славян собрание взрослого мужского населения племени для решения важнейших вопросов |
Военная демократия | форма организации власти, при которой повышалась роль племенного вождя и уменьшалось значение народных собраний |
Волхв | языческий жрец, кудесник |
Идол | каменная или деревянная фигура божества, духа или героя, служащая объектом религиозного почитания |
Индоевропейцы | носители индоевропейских языков, в число которых, в частности, входят русский, английский, немецкий, французский, латынь, греческий и др. |
Народное ополчение | военные отряды, собранные из свободных общинников в случае серьезной внешней угрозы |
Переложная система земледелия | одна из форм земледелия, основанная на использовании участка земли до истощения почвы, после чего землю (перелог) оставляли без обработки до полного восстановления плодородности |
Подсечно-огневая система земледелия | одна из форм земледелия, основанная на выжигании деревьев и посадки на этом месте необходимых растений |
Рало | земледельческое орудие, предназначенное для рыхления почвы. Состояло из деревянной основы и металлического наконечника – ральника |
Родовая община | древнейшая форма общины, члены которой были связаны кровным родством и коллективным владением и обработкой земли |
Соседская община | форма общины, состоящей из отдельных малых семей, ведущих самостоятельное хозяйство при сохранении коллективного владения землей |
Соха | земледельческое орудие типа рала, предназначенное для рыхления почвы. Могло иметь один или два металлического наконечника – сошника |
Тризна | поминки после похорон у древних славян. Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, пирами в память об умершем |
Язычество | религия, исповедующая веру во множество богов |
Словарь: Древнерусское государство (IX – первая треть XII в.)
Термины | Определения |
Боярин (мн.ч. бояре) | старший дружинник, советник князя |
Варяги | норманны или викинги, древнее население Скандинавии |
Вира | судебный штраф |
Воевода | В Древней Руси военачальник |
Волость | в Древней Руси территория, которая находится под управлением князя, поставленного киевским великим князем; в удельный период территориально-административная единица в княжестве, включающая город и сельскую округу |
Вотчина | наследственное земельное держание |
Гости | купцы |
Государство | организация жизни общества, при которой существует система управления людьми (власть), проживающими на одной территории, а взаимоотношения между ними регулируются на основе законов |
Дань | дары местного населения князю и дружине за защиту своих земель |
Детинец (кремль) | укрепленная часть города, где находились главные соборы и терема князя и бояр |
Дружина | княжеское войско в Древней Руси |
Епископ | высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа (епархии) |
Закупы | социальная категория временно зависимого населения в Древней Руси; люди, взявшие в долг деньги (купу) и отрабатывающие ее в хозяйстве заимодавца |
Земля | в Древней Руси обозначение всего государства, находящегося под управлением киевского князя; в удельный период независимые государства, образовавшиеся на месте Киевской Руси |
Князь | племенной вождь у славян, а затем глава государства или представитель правящей династии |
Кровная месть | обычай, предполагающий мщение за убийство сородича самому убийце и его родне |
Лествичное право | система передачи власти, согласно которой все представители правящей династии считались владельцами Русской земли; старший брат правил в Киеве, следующий – в Новгороде и так далее по степени убывания значимости волости; в случае смерти великого князя все остальные поднимались на одну ступеньку по лестнице княжеских престолов |
Люди | лично свободные жители сельских и городских поселений, платящие государственные подати |
Митрополит | в Древней Руси глава русской православной церкви; потом архиерейский титул |
Натуральное хозяйство | тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей, а не для продажи их на рынке |
Общество | большая совокупность людей, объединенных схожим образом жизни и территорией, и осознающих свое отличие от других людей |
Огнищанин | управляющий княжеской вотчиной |
Печенеги | кочевники юга Восточной Европы в X – XI вв. |
Погост | в Древней Руси место сбора дани |
Половцы (кипчаки) | кочевники юга Восточной Европы в XI – XIII вв. |
Полюдье | объезд киевским князем своих земель для сбора дани |
Посад | окольный город, ремесленная часть города |
Посадник | княжеский наместник в городах, глава местной власти |
Ряд | Договор |
Рядовичи | социальная категория временно зависимого населения в Древней Руси; люди, нанимавшиеся на службу к землевладельцу по договору (ряду). |
Смерды | социальная категория населения в Древней Руси, статус которой до сих пор не определен: либо это полузависимые крестьяне, платящие налоги, либо свободная часть крестьянства |
Съезд князей (снем) | коллективный орган принятия важнейших решений, касавшихся всех русских земель, в XI – XIII вв. |
Тиун | княжеский или боярский слуга, управляющий различными отраслями в хозяйстве |
Урок | налог в пользу князя и размер этого налога |
Холопы (ж.р. роба) | зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам (= челядь) |
Челядь (ед. ч. челядин) | зависимое население Древней Руси (= холопы) |
Словарь: Культура Древней Руси
Термины и понятия к разделу «Древняя Русь» (подготовка к ЕГЭ)
Термины и понятия к разделу «Древняя Русь» (подготовка к ЕГЭ)
Просмотр содержимого документа
«Термины и понятия к разделу «Древняя Русь» (подготовка к ЕГЭ)»
Термины и понятия к разделу «Древняя Русь»
Анты – название объединения славянских племен у византийских и готских писателей (VI-начало VII в.)
Варяги- (норманны, викинги) название участников грабительских походов- выходцев из Скандинавии (датчане, норвежцы, шведы)
Дружина – группа постоянных боевых соратников, друзей князя, профессиональные воины и советники князя (вооруженный конный отряд)
Вервь- древнеславянская община
Капище – место идолопоклонства, где справляется языческий культ
Идол – изображение божества
Волхвы и кудесники- жрецы, служители языческих культов
Тризна- обрядовые действия и пиршество в память умершего
Вече- народное собрание общинников (мужчин-воинов)
Челядь- прислуга, рабы
Полюдье – сбор дани с общинников в пользу князя
Отрок, чадь – младшая дружина, рядовые воины
Вои – народное ополчение
Заставы – пограничные крепости
Вирник- сборщик штрафов
Глаголица, кириллица – славянские азбуки, созданные Кириллом и Мефодием. (первая не
Гриди- княжеские дружинники, телохранители князя, младшая дружина.
пользовавшиеся ее покровительством, вольноотпущенные или выкупившиеся
Летописи- исторические произведения, погодные записи важнейших событий.
Смерды – категория полусвободного населения Древней Руси, крестьяне-общинники,
несшие повинности в пользу князя (в т.ч. военную службу) и платившие ему
Холопы – категория зависимого населения в Древней Руси, близко к положению раба.
Огнищанин, тиун – управитель в хозяйстве князя
Закуп – (крестьянин зависимый от феодала) –работающий на его поле за купу (ссуду)
Вотчина – земля, передающаяся по наследству от отца к сыну (феодальное владение)
Ярлык- ханская грамота на право владеть княжеством
которых вырезали повеления хана)
Основные термины и понятия (16-17 век.)
Вершок – мера длины равная 4,4 см.
Верста— русская путевая мера равная 1066,7 м.
Голова – название военных и административных должностей в России XVI- XVII вв.
Голытьба- нищие бедняки. Бежали на юг к казакам и образовывали голутвенное (пришлое) казачество.
Голутвенное казачество— (голутва –вырубка, расчищенное для обработки поле) – не входило в реестровое казачье войско, не получало никаких доходов, занималось сельским хозяйством.
Городовой приказчик— комендант укрепленного города, начальник гарнизона, позже городничий.
Гулящие люди – общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей. Жили работой по найму и грабежом.
Думные бояре— участники Боярской Думы, ее первый чин. Кроме них в нее входили окольничие, думные дворяне, думные дьяки.
Ересь— течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование.
Каперство (голл.- морской разбой)- легальная форма пиратства, нападение вооруженных торговых судов воюющего государства на чужие суда, перевозящие грузы для неприятеля. Использовано Иваном Грозным в Ливонской войне.
Конюший-придворная должность, высший думный чин. Возглавлял Конюшенный приказ.
Копейка— русская разменная монета, введенная в обращение в 1534г., составляла 1/100 рубля.
Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
Мелкотоварное производство— труд кустарей, изготовляющих изделия на рынок в своих мастерских, в основном без использования наемной силы.
Московка – московская денга, русская серебряная монета (0,34 г.)
Немецкая слобода— место поселения иностранцев в русских городах.
Полушка – разменная серебряная монета, чеканившаяся с XV в.. Самая мелкая монета Московского государства, равнялась 1/4 копейки, составляла 0,17 г серебра
Поместный приказ – централизованное государственное учреждение. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения земельной собственности, проводил опись земель и перепись населения, сыск беглых крестьян. Центральная судебная инстанция по земельным вопросам.
Приказы- органы центрального управления
Разбойный приказ – центральное гос. учреждение, занимавшееся сыском и судом по крупным уголовным делам, выступлением крестьян и горожан, контролем губных учреждений.
Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
Соха – единица податного обложения, измерялась количеством рабочей силы, в XV в. – новгородская соха равнялась 3 обжам (обжасошная оглобля, мера земли, вспаханная в день одной лошадью) С середины XVI в. большая соха состояла из нескольких четвертей (400-600га земли).