какие территории россия утратила в 1905 г в результате неудачной войны с японией
Итоги русско-японской войны 1904–1905 годов
Русско-японская война вошла в отечественную историю как одно из самых масштабных поражений. Героизм солдат не помог преодолеть последствия плохого управления и неготовности страны к масштабным военным действиям. Однако условия Портсмутского мирного договора были не так плохи, как можно было ожидать в условиях полного разгрома армии и флота.
VATNIKSTAN продолжает исследовать события 1904–1905 годов на Дальнем Востоке. Сегодня в фокусе внимания ход войны, роковые ошибки командования и другие причины поражений, а также роль Сергея Юльевича Витте в заключении мира.
Русско-японская война вспыхнула 27 января 1904 года и явилась результатом противоречий Японии и России на Дальнем Востоке. Война началась с осады крепости Порт-Артур, а продолжилась на полях Маньчжурии.
События обороны Порт-Артура стали одной из самых вдохновляющих страниц русской истории: героизм русских солдат и матросов, гений офицерского командования смогли продлить осаду на 157 дней! В день начала осады в корейском порту Чемульпо шесть японских крейсеров атаковали крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Матросы приняли тяжелый бой, в результате которого решили затопить крейсер и канонерскую лодку, чтобы они не достались неприятелю.
Командующим Тихоокеанским флотом назначили выдающегося флотоводца — адмирала Степана Осиповича Макарова. Однако 31 марта он погиб вместе с командой на подорванном броненосце «Петропавловск». После смерти Макарова сопротивление японцам на море было сломлено. Вместе с выдающимся адмиралом погиб и известный художник, упоминавшийся ранее в моих статьях — Василий Васильевич Верещагин.
Адмирал Степан Осипович Макаров
Гибель эскадренного броненосца «Петропавловск», А. В. Ганзен
«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 года
Несмотря на плачевную ситуацию на море войска в Порт-Артуре продолжали защищать стены крепости. Порт был блокирован с севера армией генерала Оку, тем самым Порт-Артур оказался недоступен основным силам русской армии. Таким образом армия Японии вела войну в южной Маньчжурии в двух направлениях: на юге против Порт-Артура, на севере — вдоль железнодорожного полотна южной ветки КВЖД.
В связи с тем, что войска на Дальнем Востоке ещё не были полностью укомплектованы, генерал Алексей Николаевич Куропаткин решил использовать против японцев оборонительную тактику. По плану командующего, перейти к наступлению следовало через несколько месяцев после начала войны. Японские генералы, наоборот, придерживались наступательной тактики.
Русские войска на марше
В июне 1904 года произошло сражение близ станции Вафангоу на Ляодунском полуострове, где японские силы нанесли поражение российским войскам, пробующим пробиться к осаждённому Порт-Артуру. Первое же крупное сражение произошло в августе, под городом Ляояном. Русские войска смогли отбить атаки японской армии, но Куропаткин, получив сведения о возможном отступлении, предпочел уйти на север. Итоги боя были ужасающими: 17 тысяч русских и 25 тысяч японских солдат убитыми. Решение отступать стало первым крупным просчётом генерала, но, к сожалению, не последним. Ошибка в том, что в результате боев японцы смогли овладеть портом Инкоу, который оставался единственным связующим звеном между русским штабом и Порт-Артуром.
Русские солдаты проходят Китайскую улицу города Ляоляна, август 1904 года
Позиция Омского полка близ деревни Эрдагоу (сражение под Ляоляном)
Генерал японской армии Марэсукэ Ноги
Судебный процесс над Стесселем довольно примечателен. Его противник, генерал Ноги, лично просил у императора Муцухито I разрешения сделать харакири. Генерал чувствовал вину, потому что из-за его приказов погибло множество солдат. Император же, наоборот, высоко ценил действия генерала и запретил самоубийство. А вот, что пишет Стессель императору Николаю II :
« Ваше Величество, простите нас. Мы сделали всё, что в человеческих силах. Судите нас, но судите милостиво, так как почти одиннадцать месяцев непрерывных боёв исчерпали наши силы…».
Капитуляция Порт-Артура позволила перебросить все силы японцев на север. Военные неудачи российской армии подорвали боевой дух солдат. Многие офицеры отмечали, что у войск не осталось сил и энергии. Тем временем наместник Алексеев был отстранен от руководства, полную власть получил Куропаткин. С большим трудом ему удалось упорядочить управление русскими войсками и подготовить план наступления.
Оборона Порт-Артура
Итогом подготовки стало самое масштабное и последнее сухопутное сражение в русско-японской войне. В феврале-марте под Мукденом столкнулись две противостоящие армии, число которых составляло более 500 тысяч солдат. Сражение продлилось три недели, а фронт растянулся более чем на 100 километров. Потери двух сторон были колоссальными, а преимущество постоянно переходило от одной стороны к другой. Куропаткин совершил очередную ошибку и отступил на север, несмотря на отсутствие у японцев явного преимущества. Россия опять потерпела поражение. Японская армия заняла позиции возле станции Сыпингай.
После поражения под Мукденом Куропаткина сместили с поста главнокомандующего, а вместо него назначили Николая Петровича Линевича. Однако новый командующий не стал ничего предпринимать, чтобы склонить чашу весов на сторону русских. Но и японская армия потеряла значительное количество личного состава и ресурсов, поэтому отложила планы о нападении. На полях Маньчжурии наступила передышка.
Сражение под Мукденом
Последнее крупное сражение произошло на море в Цусимском проливе. Осенью 1904 года с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру отправилась специально сформированная для этого эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского. Но попытка освободить порт, заблокированный с суши и с моря, была невыполнима. Переход через Атлантику в Индийский океан занял чуть больше полугода. Ещё до того, как эскадра достигла места предполагаемых боевых действий, Порт-Артур сдали неприятелю. Новой целью Рожественского стал переход к Владивостоку.
Флотоводец Зиновий Петрович Рожественский
Но эскадра так и не достигла своей цели, 27 мая 1905 года флот вошёл в воды Цусимского залива. Там русских ждала флотилия адмирала Того Хэйхатиро. Бой продолжался весь день. Японские корабли превосходили по численности в три раза. Они методично уничтожали самые крупные корабли российской эскадры, начиная с флагманского «Князь Суворов». К утру 28 мая эскадра Рожественского перестала существовать. 22 корабля было потоплено, 7 захвачено врагом. Более 5 тысяч человек погибли, около 6 тысяч попали в плен. Самого адмирала ранили в голову и взяли в плен.
Последней военной операцией стала высадка японских войск на острове Сахалин. Война зашла в тупик, и русскому правительству теперь необходимо было проиграть с менее унизительными условиями. На выручку пришел отставной Сергей Юльевич Витте.
Поражение под Мукденом, Цусимское сражение и высадка японских войск на Сахалине показали, что война проиграна. Страна практически лишилась флота, а внутри империи активизировались революционные движения. Единственным выходом в сложившейся ситуации стало подписание мирного договора.
Япония тоже потерпела серьёзные убытки из-за военных действий и искала пути для мирных переговоров. Ещё в мае, после Цусимского сражения, японские дипломаты попросили выступить посредником американского президента Теодора Рузвельта, который согласился на такую роль.
Переговорщиками со стороны России выступили Роман Романович Розен, бывший посол в Японии, и Сергей Юльевич Витте. С японской стороны делегацию возглавил глава Министерства иностранных дел Комура Дзютаро. Местом проведения переговоров выбрали город Портсмут в штате Нью-Гемпшир.
В ходе поездки Витте придерживался разумной тактики. Ещё до начала переговоров он дал интервью американским журналистам, высказываясь очень лестно об американцах и американском президенте. В Нью-Йорке он общался с представителями финансовой элиты страны. В общем он заручился поддержкой со стороны американского правительства в предстоящих переговорах. На переговорах он заявил, что в войне нет побеждённых и нет проигравших. Многие требования японцев он отклонил, но согласился на основные.
В итоге 5 сентября 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор. Основные условия:
• Россия признавала особые права Японии в Корее;
• Россия уступала Японии арендные права на Порт-Артур и остров Дальний;
• Россия уступала Японии южную ветку КВЖД;
• Россия уступала южную часть острова Сахалин до 50‑й параллели;
• Россия предоставило Японии права рыболовства в своих водах.
Российским дипломатом удалось минимизировать ущерб от войны. Во многом это удалось благодаря интересам США, которые опасались усиления Японии на Дальнем Востоке. Результаты договора не устроили японское население, люди ожидали больших уступок со стороны России. Это даже вылилось в беспорядки в Японии. Действия Витте в среде российской интеллигенции получили неоднозначную оценку: за бывшим министром закрепилось прозвище граф ПолуСахалинский ( при этом графским титулом его так и не наградили!).
Вот как сам Витте описывал данную ситуацию:
« Правые газеты, которые все время натравляли Poccию на Японию, следуя политике Плеве, который говорил: «нам нужна маленькая победоносная война, чтобы удержать Россию от революции», само собою разумеется, начали говорить в своё оправдание, что не следовало заключать мира, что если бы мы продолжали войну, то победили бы. Витте, заключив мир, сделал ошибку. Идя по этому пути, когда у нас революция вырвалась наружу, самые крайние правые начали кричать, что я изменник, что я обманул Государя и заключил мир помимо Его желания. Особенно они ставили мне в вину, что я уступил южную часть Сахалина, и начали называть меня графом ПолуСахалинским. Этот тон стали проводить и некоторые военные царе-дворцы, различные генерал-адъютанты, флигель-адъютанты и просто генералы и полковники — одним словом, военно-дворцовая челядь, которая делает свою военную карьеру, занимаясь дворцовыми кухнями, автомобилями, конюшнями, собаками и прочими служительскими занятиями. Этот тон был весьма на руку всем военноначальникам, которые шли на войну для хищений и разврата и, в особенности, для главных виновников нашего военного позора — генерала Куропаткина «с душою штабного писаря», и старой лисицы, никогда не забывающего своих материальных выгод, генерала Линевича, недурного фельдфебеля для хорошей роты, ведущей партизанскую войну на Кавказе».
Впрочем, японских дипломатов также критиковали на родине, но заслуженно: они не смогли укрепить военные завоевания.
Русско-японская война оставила для историков большое число материалов и множество вопросов. Был ли шанс у России противостоять новой военной державе? Что было необходимо для победы? Эти и другие вопросы до сих пор вызывают споры. Проблемы очевидны: слабая экономика, деградация государственного и военного управления, влияние правой идеологии, которая не отвечала реальным возможностям страны, разруха в морской и военной индустрии. Горькое поражение на полях Мукдена и Цусимы стало одной из причин революционных потрясений в следующие годы.
Русско-японская война 1904-1905 годов
Русско-японская война (1904-1905) — война между Россией и Японией, которая велась за контроль над Маньчжурией, Кореей и портами Порт-Артур и Дальний.
Важнейшим объектом борьбы за окончательный раздел мира в конце XIX века являлся отсталый экономически и слабый в военном отношении Китай. Именно на Дальний Восток с середины 1890-х годов был перенесен центр тяжести внешнеполитической активности российской дипломатии. Пристальный интерес царского правительства к делам этого региона во многом был обусловлен появлением здесь к концу XIX века сильного и весьма агрессивного соседа в лице вступившей на путь экспансии Японии.
После того, как в результате победы в войне с Китаем в 1894-1895 годах Япония по мирному договору приобрела Ляодунский полуостров, Россия, выступив единым фронтом с Францией и Германией, вынудила Японию отказаться от этой части китайской территории. В 1896 году был заключен русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. Китай предоставил России концессию на сооружение железной дороги от Читы до Владивостока через Маньчжурию (северо-восток Китая). Железнодорожную магистраль, известную под названием Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), начали строить в 1897 году.
Япония, утвердившая свое влияние в Корее после войны с Китаем, вынуждена была в 1896 году согласиться с установлением совместного русско-японского протектората над Кореей при фактическом преобладании России.
В 1898 году Россия получила от Китая в длительную аренду (на 25 лет) южную часть Ляодунского полуострова, так называемую Квантунскую область, с городом Люйшунь, имевшим и европейское название — Порт-Артур. Этот незамерзающий порт с марта 1898 года стал базой для Тихоокеанской эскадры российского флота, что привело к новому обострению противоречий между Японией и Россией.
Царское правительство пошло на обострение отношений с дальневосточным соседом потому, что не видело в Японии серьезного противника и надеялось небольшой, но победоносной войной преодолеть надвигавшийся внутренний кризис, грозивший революцией.
Япония, со своей стороны, активно готовилась к вооруженному столкновению с Россией. Правда, летом 1903 года началась русско-японские переговоры о Маньчжурии и Корее, однако военная машина Японии, заручившаяся прямой поддержкой США и Англии, была уже запущена. 6 февраля (24 января по ст. ст.) 1904 года японский посол вручил российскому министру иностранных дел Владимиру Ламздорфу ноту о разрыве дипломатических отношении, а вечером 8 февраля (26 января по ст. ст.) 1904 года японский флот без объявления войны атаковал порт-артурскую эскадру. Были серьезно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», крейсер «Паллада».
Начались военные действия. В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил опытный флотоводец вице-адмирал Степан Макаров, но уже 13 апреля (31 марта по ст. ст.) 1904 года он погиб, когда флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул. Командование эскадрой перешло к контр-адмиралу Вильгельму Витгефту.
В марте 1904 года японская армия высадилась в Корее, а в апреле — на юге Маньчжурии. Русские войска под командованием генерала Михаила Засулича не выдержали натиска превосходящих сил противника и в мае вынуждены были оставить Цзиньчжоускую позицию. Порт-Артур, таким образом, оказался отрезан от русской Маньчжурской армии.
К началу октября 1904 года, благодаря подкреплениям, численность Маньчжурской армии достигла 210 тысяч, а японских войск под Ляояном — 170 тысяч.
Опасаясь, что в случае падения Порт-Артура силы японцев значительно возрастут за счет высвободившейся 3-й армии, Куропаткин предпринял в конце сентября наступление на юг, но потерпел поражение в сражении на реке Шахэ, потеряв 46 тысяч убитыми (противник — лишь 16 тысяч), и перешел к обороне. Началось четырехмесячное «Шахэйское сидение».
В сентябре-ноябре защитники Порт-Артура отразили три японских штурма, но 3-й японской армии удалось овладеть господствующей над Порт-Артуром горой Высокой. 2 января 1905 года (20 декабря 1904 года по ст. ст.) начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант Анатолий Стессель, не исчерпав всех возможностей для сопротивления, сдал Порт-Артур (весной 1908 года военный суд приговорил его к смертной казни, замененной десятилетним тюремным заключением).
Падение Порт-Артура резко ухудшило стратегическое положение русских войск и командование попыталось переломить ситуацию. Однако успешно начатое наступление 2-й Маньчжурской армии на деревню Сандепу не было поддержано другими армиями. После присоединения к основным силам японцев 3-й армии
Ноги их численность сравнялась с численностью русских войск. В феврале армия Тамэмото Куроки атаковала 1-ю Маньчжурскую армию юго-восточнее Мукдена, а армия Ноги начала обход русского правого фланга. Армия Куроки прорвала фронт армии Николая Линевича. 10 марта (25 февраля по ст. ст.) 1905 года японцы заняли Мукден. Потеряв более 90 тысяч убитыми и пленными, русские войска в беспорядке отступили на север к Телину. Крупнейшее поражение под Мукденом означало проигрыш русским командованием кампании в Маньчжурии, хотя ему и удалось сохранить значительную часть армии.
Пытаясь добиться перелома в войне, российское правительство отправило на Дальний Восток созданную из части Балтийского флота 2-ю Тихоокеанскую эскадру адмирала Зиновия Рожественского, однако 27-28 мая (14-15 мая по ст. ст.) в Цусимском сражении японский флот уничтожил русскую эскадру. До Владивостока добрались только один крейсер и два миноносца. В начале лета японцы полностью вытеснили русские отряды из Северной Кореи, а к 8 июля (25 июня по ст. ст.) овладели Сахалином.
Несмотря на победы, силы Японии были истощены, и в конце мая через посредство президента США Теодора Рузвельта она предложила России вступить в мирные переговоры. Россия, оказавшаяся в тяжелой внутриполитической ситуации, ответила согласием. 7 августа (25 июля по ст. ст.) в Портсмуте (штат Нью-Хэмпшир, США) открылась дипломатическая конференция, завершившаяся 5 сентября (23 августа по ст. ст.) 1905 года подписанием Портсмутского мира. Согласно его условиям, Россия уступала Японии южную часть Сахалина, права на аренду Порт-Артура и южной оконечности Ляодунского полуострова и южную ветку КВЖД от станции Чаньчунь до Порт-Артура, позволяла ее рыболовному флоту вести промысел у берегов Японского, Охотского и Берингова морей, признавала Корею зоной японского влияния и отказывалась от своих политических, военных и торговых преимуществ в Маньчжурии. В то же время Россия была освобождена от уплаты каких-либо контрибуций.
Япония, в результате победы занявшая ведущее место среди держав Дальнего Востока, до конца Второй мировой войны праздновала день победы под Мукденом как День сухопутных войск, а дату победы при Цусиме — как День Военно-морских сил.
Русско-японская война стала первой крупной войной XX века. Россия потеряла около 270 тысяч человек (в том числе свыше 50 тысяч убитыми), Япония — 270 тысяч человек (в том числе свыше 86 тысяч убитыми).
В русско-японской войне впервые в широком масштабе были применены пулемёты, скорострельная артиллерия, миномёты, ручные гранаты, радиотелеграф, прожекторы, проволочные заграждения, в том числе и под током высокого напряжения, морские мины и торпеды и др.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Русско-японская война
Дата | 9 февраля (27 января) 1904 года — 5 сентября (23 августа) 1905 года |
Место | Маньчжурия, Жёлтое море, Японское море, остров Сахалин |
Причина | Столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии |
Итог | Победа Японской империй, Портсмутский мирный договор |
Изменения | Аннексия Японией полуострова Люйшунь и Южного Сахалина |
| |
Император Николай II
Содержание
Введение
Предыстория
После окончания Крымской войны 1853-1856 годов, из-за невозможности дальнейшей экспансии на юг и запад в европейской части страны и Средней Азии, внимание России сосредоточилось на Дальнем Востоке, где сильный до этого Китай был ослаблен после сокрушительных поражений в опиумных войнах в 1840—1860 годах. Это помогло Российской империи заключить Айгунский договор в 1858 году, который зафиксировал передачу ей территорий современного Приморского края, где в 1860 году был основан пост, а затем увеличившийся до крепости Владивосток.
С другой важной региональной державой, Японией, в 1855 году был заключён Симодский трактат, согласно которому Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин объявлялся совместным владением двух стран. Но в 1875 году Петербургский договор зафиксировал передачу Сахалина России в обмен на передачу Японии всех 18 Курильских островов. Благодаря этим действиям Россия значительно упрочила свои позиции на Дальнем Востоке.
В Японии после Реставрации Мэйдзи появились собственные колониальные устремления. И первой пробой новой армии и флота была Японо-китайская война 1894-1895, которую она быстро и победоносно завершила. По итогам мирного договора Япония получала в свои владения Ляодунский полуостров, чему воспротивились Россия с Францией и Германией. И Япония была вынуждена отказаться от этой части китайской территории.
Японская империя после этой войны утвердила свое влияние в Корее, но в 1896 году под давлением вынуждена была согласиться с установлением совместного русско-японского протектората над Кореей. Но по факту Россия являлась единоличным правителем на Корейском полуострове.
В 1897 году Россия приступила к строительству Китайско-Восточной железной дороги в Манчжурии. И под предлогом охраны железнодорожного строительства ввела туда свои войска, тем самым начав фактически оккупацию китайской территории.
А в 1898 году Российская империя получила от Китая в длительную аренду (на 25 лет) южную часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. Этот незамерзающий порт был очень важен для развития Дальнего Востока страны. С марта 1898 года Порт-Артур стал базой для Тихоокеанской эскадры российского флота.
Все эти действия не могли не оказывать негативного влияния на отношения с Японией, которая сама имела виды на Корею и северные территории Китая. Все нарастающие противоречия между империями уже не могли быть решены мирным путем.
Хотя страны в 1903 году еще пытались урегулировать спорные вопросы мирным путем, Япония в 1903 году предложила проект взаимного соглашения о Корее, который предусматривал, что Япония получает исключительные права в Корее. Ответным письмом Россия соглашалась, но потребовала для себя исключительные права на Квантунский полуостров и право на охрану железных дорог в Манчжурии. Это не входило в планы Японии, которая к тому моменту уже активно готовилась к войне. Но и царскому правительству России в то время была нужна быстрая и победоносная война, дабы ослабить набиравшую обороты подготовку к революции. И как итог переговоры ни к чему не привели.
В октябре 1903 года Россия так и не вывела свои войска из Манчжурии, хотя это было согласовано договором с Китаем от 8 апреля 1902 года. В ответ на это Япония начала протестовать против российских мероприятий в Корее.
Причины войны
Россия, придя в Манчжурию, ставила перед собой цель обеспечить себя незамерзающим портом для круглогодичной торговли со странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья.
В то же время Япония, пройдя экстенсивный путь модернизации, нуждалась все в большем и большем количестве ресурсов, как людских, так и промышленных, для дальнейшего роста. А это она могла получить только на материке.
Большую роль в развязывании войны сыграли правительства США и европейских держав, которые вели двойственную политику по отношению к участникам будущей войны, пытаясь всячески ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке с тем, чтобы самим хозяйничать в Юго-Восточной Азии. И усиление двух империй, Российской и Японской, им было не нужно. Также помогая в подготовке к войне сразу обеим противоборствующим сторонам они не плохо заработали на строительстве кораблей и поставках военных товаров.
В итоге имперские амбиции и агрессивная колониальная политика обеих государств, подогреваемая помощью европейских держав и США, стали причиной Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Подготовка к войне
Россия
Согласно кораблестроительной программе 1895-1898 годов было решено к 1903 году сосредоточить в Тихом океане 10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 крейсеров-разведчиков водоизмещением 5–6 тыс. тонн, 10 крейсеров 3-го класса по 2–2,5 тыс. тонн, один-два минных транспорта по 8 тыс. тонн (носители миноносок), два минных заградителя и 36 эскадренных миноносцев (часть последних могла быть заменена миноносцами). Для достижения указанного состава по особой программе «Для нужд Дальнего Востока» в 1898–1902 годах предстояло построить не менее половины из необходимых кораблей. На практике же сроки сдачи кораблей сдвинулись на два года, на 1905 год.
В 1903 году тогдашний министр финансов С. Ю. Витте из-за экономического кризиса, добравшегося до России, настоял на переводе кораблей в состояние так называемого «вооруженного резерва», что должно было сэкономить немалые средства, но при этом чрезвычайно ослабляло готовность флота. К тому же военно-морские силы были рассредоточены по двум главным базам на Тихом океане.
К началу 1904 года у России на Дальнем Востоке было две стратегически исключительно удобно расположенных военно-морские базы: во Владивостоке и в Порт-Артуре. Во Владивостоке находились крейсера первого класса «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь» и еще несколько небольших кораблей. Так же к Владивостоку были приписаны крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Но они находились в корейском порту Чемульпо в качестве стационеров.
Основные же силы Российского флота находились в почти совсем необорудованном Порт-Артуре, где не было ни мастерских, ни доков для устранения даже самых незначительных повреждений кораблей, и включали в себя: семь линейных кораблей, шесть крейсеров, двадцать миноносцев и 16 малых кораблей.
По общему количеству основных (броненосцев и крейсеров) кораблей русский флот не сильно уступал японскому, но, в отличие от флота противника, он строился очень разнородным. Он был, по мнению многих историков, скорее, не оперативно-стратегическим объединением, а собранием ценной и зачастую новейшей военной техники, которую использовать поодиночке было опасно и недопустимо, а эффективно вместе — затруднительно.
| . прицельные стрельбы на русских кораблях проводились «крайне редко», а военно-морскими силами надеялись не выиграть войну у вероятного противника, а сохранить с ним «мирные отношения». |
Еще очень красноречиво о подготовке в России к войне говорят слова, написанные Владимиром Александровичем Апушкиным в его книге «Русско-японская война 1904–1905 г.» [3] :
Япония
Сразу же после окончания войны с Китаем в 1895 году в Японии была утверждена программа ускоренного развития вооруженных сил. В 1897 – 1899 годах на строительство военного флота было выделено до трети государственного бюджета. Планировалось утроить численность сухопутных войск и вчетверо увеличить тоннаж военно-морского флота. Оба этих плана были успешно выполнены до начала войны с Россией.
По программе планировалось построить следующее число боевых кораблей:
При столь обширной программе инонационального морского строительства, японцы не упустили из вида задач по коренной модернизации собственной корабельной индустрии. Накопленный опыт помог в будущем почти полностью отказаться от масштабных закупок военной техники за рубежом.
Таким образом, за период с 1898 по 1903 года японцы создали однородный и высококачественный броненосный флот, перевооружили армию, организовали и обучили значительные резервы. Все это совершенно ускользнуло от внимания руководства русской разведки.
Театр военных действий
Расстояния между главными портами в Желтом и Японском морях | |
---|---|
Японские порты | |
Порты | Расстояние |
Сасебо — Гензан | 300 миль |
Сасебо — Чемульп | 220 миль |
Сасебо — Фузан | 140 миль |
Симоносеки — Фузан | 100 миль |
Симоносеки — Гензан | 300 миль |
Русские порты | |
Порты | Расстояние |
Порт — Артур — Сасебо | 660 миль |
Порт-Артур — Симоносеки | 680 миль |
Владивосток — Пролив Соя | 450 миль |
Владивосток — Пролив Цугару | 430 миль |
Владивосток — Мадзуру | 470 миль |
Владивосток — Симоносеки | 370 миль |
Владивосток — Сасебо | 600 миль |
Морским театром военных действий были Желтое и Японское моря, разделенные Корейским полуостровом. А два главных морских порта России были расположены по его разные стороны. Японские же острова тянутся полукольцом от южной оконечности Кореи до острова Сахалин. Из-за такого благоприятного расположения Япония легко контролировала все пути проходящие между морями. Япония располагала рядом хороших портов, расстояние между которыми и портами Кореи не превышало 300 миль. В то время как русские порты Владивосток и Порт-Артур были удалены на 400-600 миль от корейских и японских портов, что сильно затруднило бы десантные операции против японцев.
Соотношение сил перед войной
Ниже в таблице приведены данные по соотношению морских сил на Тихоокеанском театре военных действий на момент начала войны. В них не учитываются корабли ВМС России находившиеся на Балтике, в Средиземном море и других морях не Тихого океана.
Театры военных действий | Жёлтое море | Японское море | ||
---|---|---|---|---|
Типы кораблей | Русская эскадра в Порт-Артуре | Японский Соединённый флот (1-я и 2-я эскадры) | Владивостокский отряд крейсеров | Японская 3-я эскадра |
Эскадренные броненосцы | 7 [4] | 6 [5] | 0 | 0 |
Броненосные крейсера | 1 [6] | 6 [7] | 3 [8] | 0 |
Большие бронепалубные крейсера (свыше 4000 тонн) | 3 [9] | 4 [10] | 2 [11] | 4 [12] |
Малые бронепалубные крейсера | 2 [13] | 4 [14] | 0 | 7 [15] |
Минные крейсера и минные заградители | 4 [16] | 2 | 0 | 0 |
Мореходные канонерские лодки | 7 [17] | 2 | 3 [18] | 7 [19] |
Эскадренные миноносцы | 22 | 19 | 0 | 0 |
Миноносцы | 0 | 16 | 17 [20] | 12 [21] |
Детализированное соотношение сил перед войной. | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Театры военных действий | Флот | Эскадренные броненосцы | Броненосные крейсера | Большие бронепалубные крейсера | Малые бронепалубные крейсера | Минные крейсера и минные заградители | Мореходные канонерские лодки | Эскадренные миноносцы | Миноносцы | ||||||||
Жёлтое море | Русская эскадра в Порт-Артуре | 7 | «Цесаревич» «Ретвизан» «Полтава» «Севастополь» «Петропавловск» «Победа» «Пересвет» | 1 | «Баян» | 3 | «Аскольд» «Диана» «Паллада» | 2 | «Боярин» «Новик» | 4 | «Всадник» «Гайдамак» «Амур» «Енисей» | 7 | «Гремящий» «Отважный» «Гиляк» «Бобр» «Джигит» «Разбойник» «Забияка» [22] | 22 | 0 | ||
Японский Соединённый флот | 6 | IJN Mikasa IJN Asahi IJN Shikishima IJN Hatsuse IJN Fuji IJN Yashima | 6 | IJN Asama IJN Tokiwa IJN Azuma IJN Ikoma IJN Izumo IJN Iwate. [23] | 4 | IJN Chitose IJN Takasago IJN Kasagi IJN Yoshino | 4 | IJN Naniwa IJN Akashi IJN Takachiho IJN Niitaka | 2 | 2 | 19 | 16 | |||||
Японское море | Владивостокский отряд крейсеров | 0 | 3 | «Россия» «Громобой» «Рюрик» | 2 | «Богатырь» «Варяг» [24] | 0 | 0 | 3 | «Кореец» [25] «Манчжур» [26] «Сивуч» [27] | 0 | 17 [28] | |||||
Японская 3-я эскадра | 0 | 0 | 4 | IJN Itsukushima IJN Hashidate IJN Matsushima IJN Chen Yuen [29] | 7 | IJN Izumi IJN Suma IJN Akitsushima IJN Chiyoda, IJN Fuso IJN Kaimon IJN Saien [30] | 0 | 7 | IJN Heiyen [31] IJN Tsukushi IJN Banjo IJN Chokai IJN Atago IJN Maya IJN Uji | 0 | 12 | № 39—43 66 71—75 [32] |
Ход войны
С 3 по 5 февраля (21 по 23 января) [33] 1904 года на совещаниях членов высшего японского правительства было решено начать военные действия против России без объявления войны, внезапным нападением на порт-артурскую эскадру и на отдельные ее корабли. И уже на следующий день, 6 февраля (24 января) 1904 года, Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Незамедлительно по приказу командующего Соединённым флотом Японии вице-адмирала Х. Того 55 боевых кораблей вышли в море к берегам Кореи и Китая.
Война началась внезапной атакой японских миноносцев на корабли русской эскадры, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура, в ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года.
Хронология войны на море
В ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и чтобы не затонуть выбросились на мель. Ответным огнем артиллерией русской эскадры были повреждены японские эсминцы IJN Akatsuki и IJN Shirakumo. Так началась Русско-японская война.
В этот же день японские войска начали высадку десанта в районе порта Чемульпо. При попытке выйти из порта и направиться в Порт-Артур канонерская лодка «Кореец» была атакована японскими миноносцами, вынудившими ее вернуться обратно.
9 февраля (27 января) 1904 года произошел бой при Чемульпо. В результате которого, ввиду невозможности прорыва, были своими экипажами затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».
В тот же день, 9 февраля (27 января) 1904 года, адмирал Иессен вышел во главе Владивостокского отряда крейсеров в море, чтобы начать военные действия для нарушения транспортного сообщения Японии с Кореей.
11 февраля (29 января) 1904 года под Порт-Артуром недалеко от островов Сан-шан-тао на японской мине подорвался русский крейсер «Боярин».
24 февраля (11 февраля) 1904 года японский флот пытался закрыть выход из Порт-Артура путем затопления 5 судов, груженных камнем. Попытка оказалась неудачной.
25 февраля (12 февраля) 1904 года два русских эсминца «Бесстрашный» и «Внушительный» при выходе на разведку наткнулись на 4 японских крейсера. Первому удалось уйти, а второй был загнан в Голубую бухту, где был затоплен по приказу капитана М. Подушкина.
2 марта (18 февраля) 1904 года по приказу Морского Генерального штаба Средиземноморская эскадра адмирала А. Вирениуса (броненосец «Ослябя», крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» и 7 миноносцев), направлявшаяся в Порт-Артур, была отозвана в Балтийское море.
6 марта (22 февраля) 1904 года японская эскадра обстреляла Владивосток. Урон был незначителен. Крепость была переведена на осадное положение.
8 марта (24 февраля) 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. Макаров, сменивший на этом посту адмирала О. Старка.
10 марта (26 февраля) 1904 года в Желтом море, при возвращении из разведки в Порт-Артур, был потоплен четырьмя японскими миноносцами (IJN Usugumo, IJN Shinonome, IJN Akebono, IJN Sazanami) русский миноносец «Стерегущий», а «Решительному» удалось вернуться в порт.
27 марта (14 марта) 1904 года была сорвана вторая попытка японцев блокировки входа в гавань Порт-Артура путем затопления брандеров.
4 апреля (22 марта) 1904 года японские броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima обстреляли Порт-Артур огонь из Голубиной бухты. Всего ими было произведено 200 выстрелов и орудий главного калибра. Но эффект был минимален.
12 апреля (30 марта) 1904 года японскими миноносцами был потоплен русский миноносец «Страшный».
13 апреля (31 марта) 1904 года на мине и затонул почти со всем экипажем во время выхода в море подорвался броненосец «Петропавловск». В числе погибших был адмирал С. О. Макаров. Так же в этот день был поврежден взрывом мины и вышел из строя на несколько недель броненосец «Победа».
15 апреля (2 апреля) 1904 года японские крейсера IJN Kasuga и IJN Nisshin обстреляли внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем.
25 апреля (12 апреля ) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров у берегов Кореи потопил японский пароход IJN Goyo-Maru, каботажное судно IJN Haginura-Maru и японский военный транспорт IJN Kinsu-Maru, после чего направился во Владивосток.
2 мая (19 апреля) 1904 года японцами, при поддержке канонерок IJN Akagi и IJN Chōkai, миноносцев 9-й, 14-й и 16-й миноносных флотилий, была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз использовав 10 транспортов (IJN Mikasha-Maru, IJN Sakura-Maru, IJN Totomi-Maru, IJN Otaru-Maru, IJN Sagami-Maru, IJN Aikoku-Maru, IJN Omi-Maru, IJN Asagao-Maru, IJN Iedo-Maru, IJN Kokura-Maru, IJN Fuzan-Maru) В результате им удалось частично перекрыть проход и временно сделать невозможным выход крупных русских кораблей. Это способствовало беспрепятсвенной высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.
5 мая (22 апреля) 1904 года 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тысяч человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура.
12 мая (29 апреля) 1904 года четыре японских миноносца 2-й флотилии адмирала И. Мияко приступили к тралению русских мин в заливе Керр. При выполнении поставленной задачи миноносец №48 подорвался на мине и затонул. В этот же день японские войска окончательно отрезали Порт-Артур от Манчжурии. Началась осада Порт-Артура.
15 мая (2 мая) 1904 года на минном заграждении, выставленном за день до этого минным заградителем «Амур», подорвались и затонули два японских броненосца IJN Yashima и IJN Hatsuse.
Так же в этот день у острова Эллиот произошло столкновение японских крейсеров IJN Kasuga и IJN Yoshino, в котором второй от полученных повреждений затонул. А у юго-восточного берега острова Канглу села на мель авизо IJN Tatsuta.
16 мая (3 мая) 1904 года при проведении десантной операции к юго-востоку от города Инкоу столкнулись две японские канонерские лодки. В результате столкновения затонула лодка IJN Oshima.
17 мая (4 мая) 1904 года на мине подорвался и затонул японский миноносец IJN Akatsuki.
27 мая (14 мая) 1904 года не далеко от города Дальний налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец «Внимательный». В этот же день японское авизо IJN Miyako подорвался на русской мине и затонул в бухте Керр.
12 июня (30 мая) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в Корейский пролив для нарушения морских коммуникаций Японии.
15 июня (2 июня) 1904 года крейсер «Громобой» потопил два японских транспорта: IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru, а крейсер «Рюрик» двумя торпедами потопил японский транспорт IJN Sado-Maru. В общей сложности на трех транспортах находилось 2445 японских солдат и офицеров, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц.
23 июня (10 июня) 1904 года Тихоокеанская эскадра контр-адмирала В. Витгофта предприняла первую попытку прорваться во Владивосток. Но при обнаружении японского флота адмирала Х. Того, не вступая в бой, вернулась в Порт-Артур. Ночью того же дня японские миноносцы предприняли безуспешную атаку на русскую эскадру.
28 июня (15 июня) 1904 года в море снова для нарушения морских коммуникаций противника вышел Владивостокский отряд крейсеров адмирала Иессена.
17 июля (4 июля) 1904 года возле острова Скрыплева подорвался и затонул на японском минном поле русский миноносец №208.
18 июля (5 июля) 1904 года подорвался на мине русского минного заградителя «Енисей» в бухте Талиенвань и затонул японский крейсер IJN Kaimon.
20 июля (7 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров через Сангарский пролив вышли в Тихий океан.
22 июля (9 июля) 1904 года отрядом был задержан с контрабандным грузом и отправлен во Владивосток с призовой командой английский пароход Arabia.
23 июля (10 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен и потоплен английский пароход с контрабандным грузом Night Kommander. Также в этот день были потоплены несколько японских шхун и германский пароход Tea, шедший с контрабандным грузом в Японию. А захваченный позднее английский пароход Kalhas, после досмотра, был направлен во Владивосток. Крейсера отряда так же направились в свой порт.
25 июля (12 июля) 1904 года с моря к устью реки Ляохэ подошла эскадра японских миноносцев. Команда русской канонерской лодки «Сивуч», ввиду невозможности прорыва, после высадки на берег, взорвала свой корабль.
7 августа (25 июля) 1904 года японские войска впервые с суши обстреляли Порт-Артур и его гавани. В результате обстрела поврежден броненосец «Цесаревич», легко ранен командующий эскадрой контр-адмирал В. Витгефт. Также получил повреждения броненосец «Ретвизан».
8 августа (26 июля) 1904 года отряд кораблей в составе крейсера «Новик», канонерской лодки «Бобр» и 15 миноносцев участвовал в бухте Тахэ в артобстреле наступающих японских войск, причинив большие потери.
11 августа (29 июля) 1904 года Владивостокский отряд вышел на встрече русской эскадре, которая должна была прорываться из Порт-Артура. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик», эсминцы «Бесшумный», «Беспощадный» и «Бесстрашный» прибыли в Циндао. Крейсер «Новик», погрузив в бункера 250 тонн угля вышел в море с целью прорваться во Владивосток. В это же день в Чифу китайскими властями был интернирован русский эсминец «Решительный». Так же 11 августа командой был затоплен поврежденный эсминец «Бурный».
12 августа (30 июля) 1904 года в Чифу двумя японскими миноносцами был захвачен ранее интернированный эсминец «Решительный».
13 августа (31 июля) 1904 года в Шанхае был интернирован и разоружен поврежденный русский крейсер «Аскольд».
14 августа (1 августа) 1904 год в Корейском проливе четыре японских крейсера (IJN Izumo, IJN Tokiwa, IJN Azuma и IJN Iwate) перехватили идущих на встречу Первой Тихоокеанской эскадре три русских крейсера («Россия», «Рюрик» и «Громобой»). Между ними произошел бой, который вошел в историю под названием Бой в Корейском проливе. В результате сражения был потоплен «Рюрик», а других два русских крейсера с повреждениями вернулись во Владивосток.
15 августа (2 августа) 1904 года в Циндао немецкие власти интернировали русский броненосец «Цесаревич».
16 августа (3 августа) 1904 года во Владивосток вернулись поврежденные крейсера «Громобой» и «Россия». В Порт-Артуре было отклонено предложение японского генерала М. Ноги о сдачи крепости. В тот же день в Тихом океане русским крейсером «Новик» был остановлен и досмотрен английский пароход Seltic.
20 августа (7 августа) 1904 года у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose. В результате боя «Новик» и IJN Tsushima получили серьезные повреждения. Ввиду невозможности ремонта и опасности захвата корабля противником, командир «Новика» М. Шульц принял решение затопить корабль.
24 августа (11 августа) 1904 года в Сайгоне французскими властями интернирован русский крейсер «Диана».
7 сентября (25 августа) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Форель».
1 октября (18 сентября) 1904 года подорвалась на русской мине и затонула недалеко от острова Айрон японская канонерская лодка IJN Heiyen.
15 октября (2 октября) 1904 года из Либавы вышла на Дальний Восток 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского.
3 ноября (21 октября) подорвался на мине выставленной российским эсминцем «Скорый» и затонул в рядом с мысом Лунь-Вань-Тань японский эсминец IJN Hayatori.
5 ноября (23 октября) 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура после попадания японским снарядом сдетонировал боезапас русского броненосца «Полтава». В результате этого корабль затонул.
6 ноября (24 октября) 1904 года наскочила в тумане на скалу и затонула под Порт-Артуром японская канонерская лодка IJN Atago.
28 ноября (15 ноября) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Дельфин».
7 декабря (24 ноября) 1904 года, из-за невозможности ремонта после полученных повреждений от японского артобстрела, был затоплен экипажем броненосец «Пересвет» в западном бассейне гавани Порт-Артура.
9 декабря (26 ноября) 1904 года японская тяжелая артиллерия потопила крейсер «Баян», минный заградитель «Амур» и канонерскую лодку «Гиляк».
25 декабря (12 декабря) 1904 года IJN Takasago в ходе патрулирования подорвался на мине, выставленной российским эсминцем «Сердитый», и затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу.
26 декабря (13 декабря) 1904 года на рейде Порт-Артура огнем японской артиллерии была потоплена канонерская лодка «Бобр».
31 декабря (18 декабря) 1904 года во Владивосток из Санкт-Петербурга по железной дороге прибыли первые четыре подводные лодки типа «Касатка».
1 января 1905 года (19 декабря 1904 года) в Порт-Артуре по приказу командования экипажем были взорваны полузатопленные на внутреннем рейде броненосцы «Полтава» и «Пересвет» и на внешнем рейде был затоплен броненосец «Севастополь».
2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) командующий обороной Порт-Артура, генерал А. Стессель, отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура.
В этот же день, перед сдачей крепости, были затоплены клиперы «Джигит» и «Разбойник». 1-я Тихоокеанская эскадра была полностью уничтожена.
5 января 1905 года (23 декабря 1904 года) прибыла из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге подводная лодка «Дельфин».
14 января (1 января) 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из подводных лодок «Форель», «Сом», «Дельфин», «Касатка», «Налим», «Скат» и «Фельдмаршал граф Шереметев» сформирован «отдельный отряд миноносцев» и зачислен во Владивостокский отряд крейсеров. Начальником отряда был назначен командир подводной лодки «Касатка» лейтенант А. Плотто.
22 февраля (9 февраля) 1905 года к Владивостоку подошел отряд японских кораблей. Но Японцы без открытия огня отошли обратно.
Так же в феврале 1905 года из Либавы на Дальний Восток вышел 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова. В состав отряда входили: эскадренный броненосец «Император Николай I», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и броненосцы «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин».
20 марта (7 марта) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского прошла Малакский пролив и вошла в Тихий Океан.
26 марта (13 марта) 1905 года из Владивостока на боевую позицию к острову Аскольд вышла подводная лодка «Дельфин».
29 марта (16 марта) 1905 года вернулась во Владивосток из боевого дежурства у острова Аскольд подводная лодка «Дельфин».
11 апреля (29 марта) 1905 года во Владивосток были доставлены торпеды к русским подводным лодкам.
13 апреля (31 марта) 1905 года 2-й Тихоокеанская эскадры адмирала З. Рожественского прибыла в бухте Камрань в Индокитае.
29 апреля (16 апреля) 1905 года во Владивосток вернулась подводная лодка «Касатка».
7 мая (24 апреля) 1905 года из Владивостока вышли для нарушения морских коммуникаций противника крейсера «Россия» и «Громобой».
9 мая (26 апреля) 1905 года в бухте Камрань соединились 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова и 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. Рожественского.
11 мая (28 апреля) 1905 года во Владивосток вернулись крейсера «Россия» и «Громобой». За время рейда ими было потоплено четыре японских транспортных корабля.
14 мая (1 мая) 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского вышла во Владивосток из Индокитая.
18 мая (5 мая) 1905 года во Владивостоке у причальной стенке от взрыва паров бензина затонула подводная лодка «Дельфин».
24 мая (11 мая) 1905 года у острова Русский на японской мине подорвался и получил повреждения русский крейсер «Громобой».
27 мая (14 мая) 1905 года в Японском море у острова Цусима произошло сражение 2-ой Тихоокеанской эскадра адмирала З. Рожественского (11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев, 1 вспомогательный крейсер) с японским флотом адмирала Х. Того (4 броненосца, 24 крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, 24 вспомогательных крейсера). Это сражение вошло в историю как Цусимское сражение. В результате этого боя русская эскадра была на голову разгромлена.
29 мая (16 мая) 1905 года в Японском море у острова Дажелет своей командой затоплен броненосец «Дмитрий Донской».
3 июня (21 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле американские власти интернировали русский крейсер «Жемчуг».
9 июня (27 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле был интернирован американскими властями русский крейсер «Аврора».
29 июня (16 июня) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят со дна русский броненосец «Пересвет».
7 июля (24 июня) 1905 года японские войска начали Сахалинскую десантную операцию по высадке десанта численностью 14 тысяч человек. В то время как русские войска насчитывали на острове всего 7,2 тысячи человек.
8 июля (25 июля) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят затопленный русский броненосец «Полтава».
29 июля (16 июля) 1905 года завершилась японская Сахалинская десантная операция капитуляцией русских войск.
14 августа (1 августа) 1905 года в Татарском проливе подводной лодкой «Кета» проведена безрезультатная атака на два японских миноносца.
22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США.
5 сентября (23 августа) в США в Портсмуте между Японской Империей и Российской Империей был подписан мирный договор. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.