какие территории вошли в состав арабского халифата
Арабский халифат – древнее государство, которое пытаются возродить в наше время
Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.
Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.
Почему империя называлась халифат?
Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:
Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:
Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:
Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского – это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.
Эпоха правления выборных халифов
После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.
Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.
Развитие арабской империи до битвы при Пуатье
Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.
Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.
Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.
Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.
Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.
Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.
Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.
В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.
Распад халифата
Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.
Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.
В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.
Самый известный арабский халиф
Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».
Кордовский халифат, его расцвет и падение
Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.
Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».
В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.
Арабский халифат сегодня
Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.
Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».
Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.
Военные действия против Исламского государства
Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.
Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.
Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.
Расшифровка История Арабского халифата
Расцвет цивилизации: новые города, ремесла, искусства и науки
Поскольку Мухаммад изначально был не только религиозным проповедником, но и политическим деятелем, а также полководцем, с самого начала в исламе была заложена значительная политическая составляющая и община мусульман стала развиваться в направлении превращения в государство. Однако государством она сразу не стала, и изначально то сообщество, которое было создано пророком и его сподвижниками в Медине, скорее можно было бы охарактеризовать как самоуправляемую религиозно-политическую общину, ставшую впоследствии центром союза племен, а в дальнейшем объединившую вокруг себя всю Аравию.
Поскольку Коран объявил Мухаммада последним пророком (после него пророков уже быть было не должно), после его смерти возникла проблема преемственности власти. Мухаммад при жизни совмещал в себе функции духовного и светского лидера, и понятно, что его преемник должен был также совмещать в себе эти функции, за исключением того, что он не мог быть пророком. Однако он мог быть имамом (духовным руководителем) и амиром (руководителем политическим и военным).
Эти две функции объединяются в общее понятие халиф, которое и означает «преемник» (или же «наместник), и поэтому руководители сначала мусульманской общины, а потом и сформировавшегося из нее исламского государства назывались халифами, а само это государство — в европейской прежде всего литературе — получило название халифат.
Однозначных указаний по поводу своего преемника Мухаммад не дал. Существуют предания (часть мусульман в них верит), что некоторого рода указания были и указывалось в них на зятя пророка — Али, который был мужем его дочери Фатимы и по линии которого и происходит все потомство пророка, известное впоследствии. Сторонники этой точки зрения, известные как шииты, впоследствии развили эту свою политическую идею в религиозное учение об особой святости пророческого рода и составили отдельное направление в исламе.
Однако большинство мусульман не признавало эти предания, и после смерти Мухаммада его преемником, первым халифом, был избран Абу Бакр — один из старейших сподвижников, отец любимой жены Мухаммада Аиши. За Абу Бакра выступили старые мусульмане, ветераны ислама из числа тех, кто стал мусульманином еще в Мекке и совершил переселение вместе с Мухаммадом в Медину. Однако мединские мусульмане поддержали другую фигуру — Омара, который тем не менее снял свою кандидатуру в пользу Абу Бакра, а сам уже стал халифом после его смерти — вторым праведным халифом.
Омар принял решение о том, что завоеванные мусульманами земли переходят в собственность мусульман, на самом деле — в собственность Бога. Но собственность Бога фактически оказывалась коллективной собственностью мусульманской общины, налог с этих земель поступал в распоряжение халифа, и из этих средств выделялось твердое жалованье и пайки для воинов, осуществлявших завоевания. Таким образом было положено начало становлению регулярной налоговой системы, а вслед за ней и системы бюрократического управления, поскольку для учета получателей жалованья и самих облагаемых налогом земель учреждались специальные реестры, кадастры и создавался класс чиновников, которые занимались делопроизводством.
После Омара третьим халифом стал сподвижник пророка Усман, который был женат на двух дочерях Мухаммада — Рукайи и Умм Кульсум. Одновременно Усман происходил из рода Омейядов. Омейяды — это крупные мекканские торговцы, олигархи доисламской Мекки. Они были до самого последнего момента крайне враждебно настроены по отношению к Мухаммаду и стали мусульманами одни из последних. Несмотря на то что лично Усмана это не касалось, репутация его рода накладывала отпечаток на Усмана тоже, и в особенности это ему припомнили ближе к концу его правления, когда стало назревать недовольство его политикой. Недовольство это было вызвано прежде всего тем, что Усман расставлял своих родственников, Омейядов, на ключевые посты в халифате. В частности, представитель рода Омейядов Муавия стал наместником богатейшей провинции Сирия.
Для самого Усмана это чаще всего объясняется как способ удержать под контролем стремительно расширяющуюся территорию: не надо забывать, что параллельно происходили еще арабские завоевания и территория халифата расширялась. Но тем не менее расставление родственников, возможное злоупотребление, обогащение узкой группы за счет большинства других мусульман вызвали рост недовольства в разных регионах халифата и привели к восстанию, в результате которого Усман в 656 году был убит. Есть известная легенда, что он вышел к осаждавшим его дом со свитком Корана в руках и кровь обагрила страницы, и по мусульманскому миру до сегодняшнего дня ходят различные списки так называемого Усманового Корана с предполагаемыми пятнами его крови.
С убийством Усмана началась первая гражданская война, в которой выделились первоначально два основных лагеря: с одной стороны это сторонники Али, у которых к тому моменту уже была идея о том, что халиф должен быть только из рода пророка; с другой — была еще группа сподвижников, к которым в том числе принадлежала вдова Мухаммада Аиша, но эта группа довольно быстро потерпела политическое поражение, и, таким образом, противники Алидов стали объединяться вокруг Омейядов, считавших себя по праву наследниками Усмана как своего родственника. Когда Али изъявил готовность пойти на примирение с Омейядами, часть наиболее радикальных его сторонников отвергла примирительный план и выступила против обоих лагерей, сформировав тем самым еще одно религиозно-политическое движение, известное под названием хариджиты.
Вся эта внутриполитическая борьба происходила одновременно с расширением территории халифата в ходе внешней экспансии ислама, которую в литературе называют арабскими завоеваниями. Целью этих завоеваний было прежде всего установление политического господства ислама, обложение иноверцев налогами: при условии уплаты этих налогов христиане, иудеи, зороастрийцы и другие сохраняли за собой право исповедовать свою религию, жить по своему закону. Фактически они получали религиозно-правовую автономию под защитой мусульманского государства, главным условием которой была политическая лояльность.
Насильственное обращение в ислам прямо запрещено Кораном, с точки зрения мусульманского права такое обращение не признается и человек не считается мусульманином. Тем не менее существовали факторы, стимулировавшие обращение иноверного населения на завоеванных территориях в ислам. И не в последнюю очередь факторы экономические, поскольку переход в ислам означал освобождение от налогов. Но даже при этом исламизация проходила достаточно постепенно, и в целом ряде регионов халифата в течение еще нескольких столетий сохранялось преобладание немусульманского населения. Например, христиане в Сирии или в Египте численно преобладали над мусульманами примерно до Х века — то есть еще лет 300 после начала арабских завоеваний.
Идея распространения ислама за пределами Аравии тем не менее была, видимо, уже у Мухаммада. Есть известная история, или предание, о том, что пророк в последний год своей жизни послал гонцов к правителям Ирана, Византии, Эфиопии и Александрийскому патриарху с предложением принять ислам, но получил отказ. Однако было бы упрощением считать, что волна арабских завоеваний была вызвана в действительности отказом соседей принять ислам добровольно. Первые столкновения мусульман с Византией и Ираном начались с конфликтов на межплеменной почве. Конфликты с арабскими вассалами византийцев и персов привели к началу столкновений, которые впоследствии вылились в завоевание пограничных территорий.
Кроме того, для самих только что принявших ислам аравийцев, про которых в Коране говорилось: «Вы приняли ислам, но не уверовали», эта внешняя экспансия стала важным фактором, который способствовал сглаживанию противоречий в их племенной среде, и (что едва ли не более важно) источником материальных средств в виде военных трофеев, которые позволяли существовать без обременительных налогов.
Еще непосредственно перед началом арабских завоеваний среди новообращенных аравийских племен произошло так называемое отпадение — когда после смерти Мухаммада целый ряд аравийских племен отказался выплачивать соответствующие подати, мотивируя это тем, что договор был заключен лично с пророком и после его смерти утратил силу. Первый халиф Абу Бакр серьезными усилиями подавил это сопротивление. И не последним фактором в усмирении этого внутриаравийского сопротивления стала открывшаяся возможность внешних завоеваний, которые мотивировали сохранять лояльность к мусульманскому государству в дальнейшем.
Одновременно эти завоевания все-таки содержали в себе и религиозную идею. Но это именно идея установления торжества ислама, а не принуждения к нему. Кроме того, в процессе сформировалась определенная военная этика, учение о джихаде, в рамках которого дозволялось воевать только с воюющими, нельзя было трогать женщин, детей, постройки и посевы. И вообще, требовалось поступать с покоренным населением максимально справедливо, оставляя религиозные свободы и частный уклад при условии политической лояльности. Завоевания происходили в очень стремительном темпе; Сирия и Месопотамия были завоеваны фактически к рубежу 630–40-х годов, то есть менее чем за 10 лет после смерти пророка. В следующем десятилетии был завоеван Иран, Египет, и арабы вышли на территории к северу от Амударьи и к западу от Ливии и Туниса. Эта скорость тоже вызывает много размышлений на тему того, почему все так произошло.
Более-менее понятно, почему легко сдавались арабам христианские провинции. Христиане Сирии и Египта в большинстве своем принадлежали к тем древним восточным церквям, которые византийской государственной церковью признавались еретическими и подвергались преследованиям в Византийской империи. Арабов же внутрихристианские вероисповедные различия не интересовали, их интересовала политическая лояльность и налогообложение, в остальном они предоставляли полную свободу — и вот на этом первом этапе ближневосточным христианам мусульманская власть была гораздо более комфортна, удобна, чем власть единоверной Византии.
Соответственно, в правление второго праведного халифа Омара с расширением территории появляются первые признаки трансформации мединской общины в полноценное государство. Появляются зачатки государственного аппарата, государственной бюрократии, возникает постоянно действующая армия, осуществляющая завоевания, выстраиваются более четкие элементы налоговой системы. С этого момента можно говорить о некотором переломе. И отражением этого процесса будут в том числе и внутренние гражданские противостояния в халифате в VII веке.
Со смертью четвертого халифа Али закончилась эпоха правления первых халифов, которые в мусульманской (суннитской) традиции называются праведными халифами — это название заимствовано западной историографией и используется как обозначение периода. В исламской традиции этот период считается эпохой счастья и рассматривается как образец идеального общественного устройства, в наибольшей степени соответствовавшего принципам, заложенным пророком.
Казалось бы, странно, что период довольно ожесточенного противостояния между различными фракциями мусульманской общины считается образцовым временем, но на самом деле причина не в этом противостоянии, а в том, что при этих первых четырех халифах сохранялся патриархальный уклад, образ жизни правителей мало отличался от образа жизни подданных, существовало равенство, нестяжательство. Исчезновение нестяжательства и появление стяжательства и злоупотребление родственными связями как раз и привели к первой гражданской войне.
То есть политическим идеалом ислама является все-таки, видимо, не государство, а такая самостоятельная община, которой Бог непосредственно управляет через пророка. Либо, после смерти пророка, через его преемников, которые безусловно, безоговорочно следуют тому, что через этого пророка было свыше ниспослано.
Однако не все мусульмане согласны с концепцией четырех праведных халифов. Шииты не признают праведных халифов вообще, вместо них они признают имамов из рода Али, у которых, кроме самого Али, так никогда и не было реальной и полной политической власти. Хариджиты, более-менее умеренные, считали первых двух халифов, Абу Бакра и Омара, праведными, а Усмана и Али исключали из этих праведных.
Тем не менее это период знаковый, важный; последующая мусульманская традиция всегда отсылает к нему и сравнивает все последующие эпохи с этой начальной — которая является мерилом и критерием того, как нужно в идеале вести себя и действовать.
Кроме этого, религиозно-политический раскол уммы (мусульманской общины) приобрел и некоторое территориальное измерение. Так, опорой Омейядов стали Сирия и Палестина, и в сирийской, например христианской, исторической традиции Омейяды оцениваются очень высоко. Их помнят как терпимых и щедрых правителей, не притеснявших христиан, преобладавших в этом регионе, и заслуживающих всяческих похвал.
Этой комплиментарности по отношению к христианам способствовало еще и то, что Омейяды с доисламских времен были связаны с христианской Сирией тесными торговыми связями. Для них это все было хорошо знакомо и не ново. Эта связь с сирийской традицией повлияла, видимо, и на характер власти самих Омейядов. Так, халифат изначально был выборным институтом, и судьба каждого из четырех первых халифов решалась волей общины и ее поддержкой.
Уже первый халиф из династии Омейядов, Муавия, завещал халифский престол своему сыну и превратил таким образом исламское правление в наследственную монархию, не отличавшуюся в этом смысле ничем от остальных таких же монархий этого региона и в это время. При первых же омейядских халифах начал формироваться дворцовый ритуал, иерархия, начала закрепляться социальная стратификация, и это также отражает процесс перехода от патриархального общинного равенства к классическому раннесредневековому государству имперского типа с централизованной властью, контролирующей большие территории и опирающейся на политическую, бюрократическую, гражданскую и военную иерархии.
Этот процесс трансформации (а фактически создания монархического государства) вызвал вторую гражданскую войну в халифате. Она началась с того, что в 680 году мученически погиб выступивший против Омейядов внук Мухаммада Хусейн — сын четвертого халифа Али. Вокруг его гибели у его сторонников, шиитов, возник особый траурный культ, который стал первым шагом на пути превращения шиизма из чисто политического движения в поддержку одной из семейно-родственных групп в религиозное учение.
Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Омейядам сын одного из сподвижников пророка Абдуллах ибн аз-Зубайр. Он поднял восстание, и его в качестве имама и халифа признало большинство провинций халифата, благодаря чему в западной литературе его часто называют антихалифом — видимо, по аналогии с европейскими антипапами.
Сторонники Абдуллаха были разбиты, и движение его подавлено в 692 году. После этого Омейяды провели ряд серьезных реформ. Прежде всего это арабизация делопроизводства, то есть перевод документации на арабский язык, и введение единой золотой и серебряной монеты.
Здесь надо прокомментировать. Дело в том, что на самом раннем этапе формирования халифата управление завоеванными провинциями оставалось в руках тех, кто управлял ими и при прежних империях, то есть тех самых региональных элит, писцов, администраторов, управляющих. По сути, арабам принадлежала только военная власть и функция взимания налога. Поэтому все практики управления завоеванными территориями фактически были унаследованы халифатом от предыдущих империй. И поэтому, скажем, в византийских провинциях делопроизводство велось на греческом, иногда арамейском языке, в Иране — на арамейском и персидском. И вот теперь, после вторичной централизации власти, оно переводится на арабский язык, и это свидетельствует о том, что центральная власть таким образом высказывает намерение контролировать процесс на всех этапах. Одновременно вводится единая золотая и серебряная монета взамен старых византийских и иранских денег, которые продолжали функционировать на территории халифата в первые годы и десятилетия после завоевания.
Во-первых, эти реформы закрепили централизацию власти, а во-вторых, они закрепили доминирующее положение арабов. И это, пожалуй, основная черта омейядской эпохи. Халифат Омейядов — государство номинально исламское, но в котором фактически арабы занимали положение привилегированного класса. Притом что в теории, если человек становится мусульманином, какого бы он ни был происхождения, он становится равным всем остальным мусульманам, может пользоваться теми же правами и имеет те же самые обязанности, на практике в омейядский период мусульмане неарабского происхождения (а это прежде всего иранцы, поскольку сирийцы и египтяне в этот период не очень активно переходили в ислам) не получали равного статуса с арабами, продолжали быть неполноправными, в некоторых случаях они продолжали даже на бумаге числиться иноверцами и с них взимался положенный иноверцам налог.
Это все приводит к тому, что в этой неарабской новоисламизированной среде зреет существенное недовольство правлением Омейядов. То есть Омейядами теперь недовольны не только старые сподвижники пророка, которые могли упрекать тех, что они отняли у них власть, но и новые мусульмане становятся недовольны тираническим, как это обычно описывается в текстах эпохи, правлением Омейядов, и в этой среде активно развиваются оппозиционные исламские течения. Именно иранская среда становится благодатной почвой для распространения шиизма, первоначально возникшего на арабской почве, но массовую поддержку получившего именно в иранской среде.
Поскольку это первое поколение мусульман, сама исламская религия как стройное теологическое и правовое учение находится еще в стадии формирования и оппозиционные исламские течения часто смешиваются с самыми разнообразными доисламскими верованиями, которые существуют на этих территориях, порождая сложный религиозный синкретизм, политически крайне заряженный.
Соответственно, на фоне одного из таких движений возникает процесс, который мы называем Аббасидская революция. Движение Аббасидов, концентрировавшееся вокруг одного из родов племени курайш, к которому принадлежал Мухаммад, рода Аббаса, собрало вокруг себя в начале VIII века довольно мощную поддержку, состоявшую из крайне разнородных элементов. Там были и шииты, и хариджиты, и представители синкретических течений на базе соединения элементов ислама с местными традициями. Вся эта разнородная масса следовала за тайной революционной организацией, выдвигавшей лозунг о необходимости передачи власти богоугодному имаму из дома пророка.
При этом не уточнялось ни имя этого имама, ни к какому из родов среди тех, с которыми был связан родственными узами Мухаммад, этот имам бы принадлежал. Соответственно, каждая из враждебно настроенных по отношению друг к другу групп, но одинаково недовольных Омейядами, могла прочитать в этом широком универсальном лозунге то, что она сама хотела бы там видеть.
Это движение к середине VIII века приводит к тому, что власть Омейядов удается свергнуть. На ее место приходит род Аббасидов, который образует следующую династию халифов и следующую эпоху в истории халифата. Омейяды были разгромлены практически полностью и почти все уничтожены, однако один из немногих уцелевших отпрысков сбежал из Багдада на крайний запад мусульманского мира, в недавно завоеванную Испанию, ставшую страной Ал-Андалус, как ее называли арабы, и основал там независимый Кордовский эмират.
Мы видим серьезный политический раскол мусульманского мира не только на идеологическом, но и на государственном уровне. Испанские Омейяды не признавали победивших Аббасидов в качестве халифов, в качестве источника высшей легитимности власти, и в отдаленной провинции на тот момент правили совершенно самостоятельно.
Главным последствием аббасидской революции стало то, что арабы и не арабы в мусульманском государстве получили равные права. То есть достаточно было быть мусульманином, чтобы тебе был открыт путь в элиту халифата. Это очень серьезным образом способствовало быстрому росту культуры, о которой необходимо говорить отдельно. Сейчас же стоит отметить еще и то, что все остальные обещания Аббасидов были ими полностью нарушены. Аббасиды продолжали править так же, как Омейяды, — как наследственные государи; они еще более жестоко, чем Омейяды, разделывались с любой оппозицией — прежде всего той, которая составляла ядро их революционного движения, с шиитами. Преследования шиитов резко усилились при Аббасидах.
Но эта политическая, религиозно-политическая борьба компенсировалась расцветом средневековой арабо-мусульманской культуры, вклад в которую теперь на равных вносили как арабы, так и не арабы, мусульмане и не только мусульмане.
Важнейшей структурной особенностью средневековой арабо-мусульманской культуры является ее преимущественно городской характер. Само количество городов резко увеличилось с арабскими завоеваниями. Казалось бы, вот кочевники, вышедшие из пустыни, завоевывают территории, на которых существует древняя и глубокая культура, — тем не менее это приводит не к разорению, а, наоборот, к укреплению старых культурных традиций и появлению новых, на похожем уровне сложности. Происходит не «опустынивание», не разрушение городского и сельского хозяйства, а, наоборот, рост городов, развитие торговли — а вслед за этим развитие наук, искусств и ремесел.
Помимо старых городских центров Ближнего Востока и Ирана (которые частично восстанавливаются, частично сохраняются), появляются новые военно-политические центры, ставшие впоследствии довольно известными городами Ближнего Востока. Это, например, Басра или Куфа в Ираке. Это Фустат, ставший впоследствии Каиром в Египте. Это Кайруан в Тунисе. Это Шираз в Иране и менее известный Васит в Ираке. В этих новых городах возводятся монументальные мечети, дворцы правителей, украшающиеся мрамором, мозаиками. В старых городах появляются также шедевры исламской архитектуры (еще в эпоху Омейядов) — известная Омейядская мечеть в Дамаске или, например, мечеть на Храмовой горе в Иерусалиме, с которой связана легенда о ночном путешествии и вознесении на небеса пророка Мухаммада и благодаря которой Иерусалим является третьей святыней ислама после Мекки и Медины.
Эта новая исламская архитектура, частично заимствующая традиции доисламского зодчества на завоеванных территориях, частично создающая новые, знаменует новый этап в развитии исламской цивилизации. Скромные мечети Мекки и Медины ранней эпохи заменяются богато отделанными зданиями, для строительства и украшения которых приглашают византийских мастеров (в Иране — иранских). Все это призвано свидетельствовать о мощи ислама и его империи, то есть халифата. Таким образом, ислам окончательно становится религией преимущественно городских жителей, и именно в этой среде в дальнейшем развиваются и богословские дискуссии, и исламское право, наука, искусство и ремесла средневекового мусульманского мира.
В аббасидскую эпоху иранцы, вошедшие в ближайшее окружение халифов, принесли с собой многие традиции иранской культуры и иранской доисламской государственности. Они возродили некоторые институты, в частности известную многим, даже просто из арабских сказок, фигуру вазира — главного советника, главного министра халифата. Это институт иранского происхождения, возрожденный в Аббасидском халифате.
Вазир возглавлял административный аппарат государства, который также к этому моменту разросся. При Аббасидах складывается система так называемых диванов — отраслевых ведомств, управлявших различными сферами хозяйственной и политической жизни халифата. Вазир координировал их работу, фактически он был распорядителем государственного устройства, сбора налогов и так далее.
Среди первых вазиров Аббасидов наиболее известна династия Бармакидов, которые были перешедшими в ислам потомками верховного жреца буддийского храма в Балхе на территории современного Афганистана. То есть, помимо понятных христианской и иудейской составляющих и зороастризма в Иране, есть еще и элемент средневосточного буддизма, который также растворился в средневековой арабо-мусульманской культуре.
Обособление гражданской администрации от военной власти повлекло за собой создание системы диванов, расширение бюрократического слоя — а следовательно, расширение образованного класса. Получается, что образованный класс халифата в значительной степени состоял из новых мусульман неарабского происхождения, а часто в него включались и немусульмане. Христианские писцы и чиновники в той же самой Сирии и Месопотамии — реальное явление и при Омейядах, и при Аббасидах, и при других правителях.
Все это приводит к тому, что формирующаяся культура изначально складывается как культура интернациональная, во многом — глобальная с точки зрения амбиций и масштаба и опирающаяся на доисламское наследие, при этом трансформированное в свете новых, установленных исламом реалий.
Исламское государство политически объединило широкое пространство от Атлантики до Китая и от Кавказа до юга Аравии. При этом даже в те периоды, когда власть была в высокой степени централизована, самостоятельность провинций была достаточно высокой, потому что невозможно такую территорию контролировать из одного места.
Значительная часть этого пространства и до ислама несколько раз в истории объединялась крупными империями. Пожалуй, наиболее известная такая эпоха — это эпоха эллинизма, когда после распада империи Александра Македонского общее культурное пространство сохранялось на большей части территории, которая вошла впоследствии в состав халифата. Поэтому неудивительно, что эллинистическое наследие стало важной частью почвы, на которой стала произрастать исламская культура.
Грекоязычное интеллектуальное пространство было важным источником образованности и знаний. С греческого языка на арабский сирийские христиане (преимущественно) переводили философские и научные трактаты, что, в частности, породило особое направление арабо-мусульманской философии, представители которого стремились совместить положения коранического откровения с рационалистическими традициями античной и эллинистической мысли. Наряду с этим с персидского языка переводились литературные произведения, легшие в основу средневековой общемусульманской литературы не только на арабском, но и на других литературных языках мусульманского мира (на новоперсидском, впоследствии — на турецком), но прежде всего на арабском.
Затем персидский язык был посредником для перевода индийских научных сочинений. И тут тоже известна история, связанная с тем, что именно через эти персидские переводы арабы заимствовали у индийцев десятичную систему счисления, которая легла в основу нового этапа развития математики. Эта новая математика, получившая арабское название аль-джабр, сегодня нам известна под названием «алгебра», которое происходит как раз от этого арабского слова. Ну и наконец, цифры, которые во всем мире знают как арабские, на самом деле индийского происхождения, арабскими они называются тоже ровно потому, что всему остальному человечеству они стали известны через посредничество арабов, через их научные сочинения по математике, астрономии, физике и так далее.
Центрами этой формировавшейся высокой средневековой культуры становились не столько старые городские культурные центры, сколько новые арабские города, возникшие из военных лагерей. В этих городских центрах происходило смешение — или, по крайней мере, очень тесное соприкосновение — культурных традиций, которые уже присутствовали на этих территориях. С другой стороны, при Аббасидах динамика внешних завоеваний снизилась, Аббасидский халифат уже не расширял своих границ, и основная энергия мусульманской жизни перешла в мирное русло. У жителей городов было уже гораздо больше досуга для ученых занятий и размышлений о вечном. Важно, что все жители этих городских центров, разного происхождения и разного вероисповедания, активно учились друг у друга. Проще всего было, конечно, ремесленникам, для которых не было никаких преград, поэтому бурный расцвет исламского искусства напрямую связан с освоением мусульманскими мастерами методов иранского и византийского искусства и творческим преобразованием этих методов в новом контексте.
За пределами таких практических искусств и ремесел — в теории, в философии, в медицине, в математике и даже в богословии — мусульмане обсуждали те же самые проблемы, научные и теоретические вопросы, которые волновали их сограждан другого вероисповедания. Кроме того, выходцы из неарабской, прежде всего иранской среды внесли очень серьезный вклад в развитие наук, например, об арабском языке, создав школу средневековой арабской филологии и грамматическую теорию.
Поскольку халифат контролировал широкую территорию и вся эта территория находилась в рамках одного политического пространства (то есть фактически не было никаких внутренних границ), а рост городов при этом способствовал интенсивному росту торговли, связи между даже отдаленными провинциями халифата были достаточно тесными. И те или иные изобретения, знания или достижения, которые возникли в одной из частей халифата, довольно быстро становились известны во всех других тоже. Культурный обмен становился очень интенсивным.
Передача знания в самые первые века ислама в основном происходила частным порядком. Здесь очень важна функция мечети, поскольку мечеть в исламе — это не храм, как в христианстве, это больше похоже на то, чем является синагога для иудеев. Это место, где, с одной стороны, совершаются молитвы, а, с другой стороны, в то время, когда они там не совершаются, мусульмане собираются в мечети, проводят время, обсуждают дела. И, в частности, делятся знаниями. Первоначально именно в мечетях вокруг известных учителей собирались кружки ищущих знания и получали образование.
Со временем, ближе к концу XI века, эта система трансляции знаний была институциализирована, и возникли медресе — мусульманские школы, содержавшиеся за счет так называемого вакфа — целевого капитала, который, согласно мусульманскому праву, изымается из торгового оборота и направляется на содержание разного рода благотворительных проектов.
Есть версия, что модель европейского университетского образования позднего Средневековья — раннего Ренессанса, связанная с лекциями, семинарами и проживанием студентов в непосредственной близости от места их обучения, часто в единой ограде, в кампусе, является заимствованием из этого мусульманского средневекового медресе, поскольку первые медресе выглядели именно так. Студенты жили и учились в одном месте; при этом, в отличие от частного образования предыдущих веков, была введена система преподавательских званий и допуска преподавателей к обучению и система группового обучения через лекции и диспуты. А в самой этой мусульманской модели многие исследователи видят следы буддийских монастырей, представление о которых могло проникнуть через центры средневосточного буддизма.
В IX веке разворачивается крупная кампания по переводу основных известных в регионе на разных языках культурных и научных текстов на арабский язык. Особый толчок этому дает политика аббасидского халифа ал-Мамуна, который в 20-е годы IX века создает в Багдаде так называемый Дом мудрости, где переводчики, владевшие различными языками, переводили тексты по математике, физике, философии, медицине, астрономии и литературе, которые потом лягут в основу арабской научной школы.
Если говорить об устройстве средневекового мусульманского города, то первое, что необходимо сказать, — единого типа такого города нет. Точно так же, как нет единого стиля мусульманской архитектуры. Все, что строят мусульмане, является мусульманской архитектурой, но единых канонов нет. Точно так же нет единого типа устройства города, но есть некоторые устойчивые черты. Скажем, города доисламского Ирана четко делились на две части: там существовала цитадель, крепость и собственно город, так называемый шахристан, в котором происходила городская жизнь и осуществлялись гражданские процедуры. Торговля происходила не в городе, а вне городских стен, и некоторые исследователи связывают происхождение слова «базар» с ранним его значением — «место у ворот».
Эти старые традиции впоследствии переплелись с принесенными традициями арабских поселений, главной из которых было то, что арабы и при переходе к городской жизни сохраняли родоплеменные связи и селились племенами. Отсюда в городах арабского происхождения возникают племенные кварталы, которые часто внутри города, по мере развития и роста этих городов, становятся отделенными друг от друга стенами и воротами. То есть существует не только одна общая городская стена на весь город, но и внутренние стены. Соответственно, в некоторых крупных городах возникает такая ситуация, что поселение арабского типа возникает вокруг старого центра с крепостью и шахристаном иранского типа. Поскольку арабы расселялись более или менее везде по территории халифата, то квартальная система присутствует в любом более или менее крупном арабском городе. Постепенно это все сложилось в некую схему, когда в такого типа городе возникает центральная площадь, на ней базар и мечеть, и они тесно связаны — и это, в общем, тоже арабская традиция, восходящая еще к доисламской эпохе, когда святые места были связаны с местами ярмарочной торговли.
Впоследствии племенные кварталы переставали быть племенными и люди расселялись не по принадлежности к той или иной семейно-родственной группе, а по принадлежности к профессии, или корпорации, или религиозной группе; или выходцы из местности при переселении в город селились компактно. Следы этого можно увидеть и в современных арабских городах. Но вот, например, Багдад, столица Аббасидов, был городом совершенно нового типа. Он строился с нуля на месте исчезнувшей деревни, от которой и получил свое название. Полуофициально Багдад называли Круглым городом, поскольку в изначальном плане, по которому он строился и который был совершенно оригинальным, он должен был иметь форму круга с четырьмя воротами во внешней стене, по четырем сторонам света, входными арками и обширными помещениями для военных отрядов. Все эти четверо ворот выходили на центральную площадь, где находились дворец халифа, соборная мечеть и административные учреждения халифата — диваны, министерства.
Багдад довольно быстро перестал быть действительной резиденцией халифов, которые, боясь народного недовольства, в основном проводили время в загородных резиденциях. Но, будучи по статусу главным городом халифата, он на долгое время стал одним из основных центров интеллектуальной деятельности, развития культуры, науки. Дом мудрости был создан именно в Багдаде и стал центром освоения мусульманами античных и иранских научных и философских знаний.
В средневековой арабо-мусульманской культуре важную роль играла не только религиозная или философская составляющая, но и воспитательная роль культуры — то, что на всех языках мусульманских народов обозначается термином адаб. Первоначально этот термин обозначал назидательную литературу для воспитания детей из благородных семейств; в расширительном смысле он толковался как вообще комплекс знаний, навыков, умений, стереотипов поведения, которые должны быть свойственны воспитанному, образованному, благородному человеку.
В значительной степени стандартом для этой назидательной культуры, помимо арабских мотивов, стало наследие доисламской литературы Ирана — в особенности в той ее части, где речь шла о воспитании будущих полководцев и правителей, эмиров и султанов. Их воспитывали на исламизированных примерах из древнего персидского эпоса и доисламской истории Ирана в гораздо большей степени, чем на примерах из арабской традиции.
Кроме естественно-научных, философских и богословских вещей, важную роль в книжной культуре мусульманского Средневековья играли история и география. Возникновение исторической науки в исламском мире тесно связано с религиозными потребностями: она использовалась как вспомогательная дисциплина для датировки тех или иных преданий, касавшихся жизни пророка и первых мусульман. Впоследствии арабские историографы стали составлять обширные компиляции из всех известных им исторических преданий, разного происхождения — арабского и не арабского. Жанр таких всемирных исторических хроник приобрел очень широкую популярность в раннесредневековом мусульманском мире. Самый известный и самый ранний автор масштабного труда такого типа — это арабский историк ат-Табари персидского происхождения, составивший образцовый свод всемирной истории от сотворения мира до времени, в которое он жил (то есть до Аббасидов).
Эти тексты, бывшие гораздо более доступными, чем специализированные сочинения по математике и астрономии, довольно быстро и массово переписывались и распространялись в разных частях мусульманского мира. Отсюда еще одна важная составляющая культурного производства в средневековом мусульманском мире — развитие рукописной книги, когда писцы могли переписывать довольно высокими тиражами. Об этих средневековых рукописях вполне можно говорить в терминах публикации. То есть один и тот же текст мог в десятках экземпляров переписываться в разных концах мусульманского мира и таким образом становился частью некоего культурного канона, с которым обязательно должен был быть знаком образованный человек.
К такого рода исторической литературе примыкала и географическая, первоначально возникшая под влиянием аналогичных греческих сочинений, но впоследствии превратившаяся в самостоятельный жанр, в котором мусульмане достигли очень высокой степени оригинальности в том числе еще и потому, что в средневековом мусульманском мире путешествие в поисках знания считалось крайне престижным занятием. Поэтому средневековые мусульманские географы не только составляли компиляции из известных им сочинений, переведенных с греческого или с других языков, и описаний чудес мира, но и часто соединяли их со своим собственным опытом путешествий по разным частям мусульманского мира и его окрестностям. Эта географическая традиция сыграла важную роль в формировании географической картины мира Европы накануне эпохи Возрождения.
В частности, в уже отвоеванной у мусульман норманнами Сицилии известный географ андалузского происхождения ал-Идриси оставался и служил при дворе Роджера II в первой половине XII века — ему принадлежит одно из наиболее подробных географических описаний мира, куда он включил и то, что он видел, и то, чего он не видел, и то, о чем он читал. Считается, что европейские географические представления следующей эпохи, которые в том числе привели к началу Великих географических открытий, во многом были заимствованы из арабо-мусульманских географов, таких как ал-Идриси.
Если вообще говорить о Средиземноморье (в первую очередь, конечно, о мусульманской Испании), то здесь надо отметить, что это была сама по себе очень важная зона межкультурных контактов. Интерес Запада к мусульманскому Востоку был обусловлен двумя факторами: непосредственным соседством с мусульманским миром в Средиземноморье, а потом, во время эпохи Крестовых походов, когда крестоносцы пришли освобождать Гроб Господень, по их мнению, у варваров, а столкнулись с высоко развитой культурой.
Мусульманская Испания, как и другие средиземноморские регионы, была местом синтеза европейской и ближневосточных культур. Этот синтез отразился практически во всех сферах, от музыки и архитектуры до философии и мистицизма. И, пожалуй, в этих точках едва ли не более тесно, чем в других областях мусульманского мира, происходило взаимодействие мусульман, христиан, иудеев, арабов, берберов, местного европейского населения. И противоречия между ними, как правило, были менее острыми, чем, например, в центральных и восточных областях мусульманского мира.
Это может быть связано с тем, что Испанию завоевывали уже даже не сами арабы, а североафриканские берберы под руководством арабских полководцев. Но в большей степени, я думаю, это нужно объяснять тем, что мусульмане там долгое время составляли меньшинство. Даже в периоды раздробленности мусульманских государств в Испании вполне могли возникать ситуации, когда удельные правители, бывшие христианами, могли быть вассалами мусульман. Но могло быть и наоборот: мусульманские правители — вассалы христианских сеньоров. Скажем, до конца XIV века известна практика сохранения мусульманских общин в христианских государствах и городах Испании под властью христианских правителей. При этом мусульмане, жившие в христианских городах, сохраняли религиозно-правовую автономию примерно по такому же принципу, по какому ею обладали иноверцы в мусульманском мире. То есть внутри себя они судились по своему закону, по шариату, — при этом высшей инстанцией, разбиравшей их шариатские споры между собой, мог быть христианский король, если они жили на христианской территории.
С другой стороны, само христианское население Испании под властью мусульман, а также в соседних христианских княжествах активно перенимало арабскую культуру — их называют термином мосараб, что значит «арабизированный». Это свидетельствовало о высокой степени престижа арабского языка и мусульманской культуры, следовать которой считалось хорошим тоном, независимо от религиозной принадлежности.
Эпоха расцвета средневековой мусульманской культуры и бурного ее развития закончилась с приходом в XIII веке на Ближний Восток монголов. После их прихода такого бурного развития культуры уже не было, но она была настолько устойчиво сформирована, с настолько глубокими традициями, что эти традиции продолжали сохраняться и во многом сохраняются и до сих пор, независимо от темпов развития и создания нового. И часто — независимо от политической ситуации.
Для мусульманского мира характерно, что создание централизованных государств и их разрушение не связано с динамикой культуры. Наоборот, часто можно видеть, что, если крупная империя рушится, возникает масса удельных правителей, каждый из которых хочет содержать двор, чтобы он был не хуже, чем у халифа, разворачивает широкую меценатскую деятельность. И, таким образом, распад крупного государства приводит, наоборот, к бурному расцвету придворной высокой культуры — гораздо более бурному, чем он был во времена централизованной власти и политической стабильности.