какие типы этноса существуют

Что такое этническая общность и какие разновидности этносов существуют?

Социальные группы (общности) представлены совокупностью индивидов, которые объединяются для общественных и исторических действий. Они тесно взаимодействуют и развиваются на конкретной территории ради определенной цели. Этнические общности представлены группой людей, которые связаны языковыми, культурными, психологическими ценностями в пределах географической области.

Понятие этнической общности

Из поколения в поколение на родном языке через труды мыслителей, летописи и сказания народ передает свою культурную самобытность, индивидуальность и знания. Так образуется этническая общность, возникшая в определенный период истории. Этнические общности представлены исторически организованной группой людей, которые связаны языковыми, культурными, моральными ценностями в пределах географической области.

Этнос, племя, нация и народность – это не только синонимы, но и виды этнической общности.

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

К основным характеристикам этноса относятся:

Объединение социальной группы территорией не всегда имеет первостепенное значение. Примером может послужить еврейская этническая группа, которая в течение тысячелетий не имела собственную территорию, но сохранила идентичность и культуру.

Общий язык позволяет индивидам развивать культуру, фольклор, традиции и обычаи. Развитое самосознание помогает определить место нации среди других этносов. Наличие определенного поведения и социально-психологические особенности распределяют роли индивидов внутри нации, помогая ей эволюционировать.

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

Стереотипы характеризуют нравственную сторону общности. Например, немцы – аккуратны, французы – галантны, итальянцы – страстны, англичане – пунктуальны и т.д. Но на фоне стереотипов могут возникать такие социальные явления, как расизм, антисемитизм, русофобия, шовинизм, геноцид. Все они являются предрассудками.

Виды этносов

Основная классификация этнических общностей включает такие виды:

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

Этнические предрассудки

Некоторые общности пренебрежительно относятся к другим национальностям, отмечая собственное превосходство. Это сложилось исторически по ряду определенных причин (войн, разногласий, конфликтов, нежелания принимать чужую культуру).

Выделяют несколько основных предрассудков:

Встречается также такой этнический предрассудок, как ксенофобия. Она заключается в презрительном отношении к чужой национальной культуре или личности. Пример ксенофобии – ненависть к иностранцам и мигрантам.

Источник

Что такое «этнос»: понятие, примеры, виды, как формируется

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

В этой статье мы разберемся с тем, что такое этнос, рассмотрим примеры. Узнаем, какие разновидности этноса существуют, как он формируется. Начнём.

Что такое этнос?

Этнос (от греч. «народ» или «племя») — это устойчивое человеческое сообщество, объединенное между собой проживанием на общей территории, культурным, языковым и бытовым единообразием, а также самосознанием. Этот термин пришел в науку относительно недавно, в начале 20-ых гг. прошлого века — его ввел в научную сферу русский востоковед, антрополог, этнограф и этнолог — Сергей Михайлович Широкогоров, считавший этнос основной формой существования локальных человеческих популяций, объединяемых общим происхождением, бытом и языком.

Главными условиями образования этнической группы являются лингвистическая и территориальная общность. Затем данным факторам отводится уже роль поддерживающих, но, одновременно с этим, они формируют и главные отличительные особенности конкретного этноса. К самому устойчивому механизму формирования и дальнейшего сохранения этноса относят культуру и общность исторической судьбы, разделяемые всеми представителями определенного народа.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

В России при определении принадлежности человека к определенному этносу используют термин «национальность». Данный термин не имеет никакого отношения к гражданству, а потому гражданином РФ может быть русский, татарин, украинец, армянин, якут или представитель иного народа.

Предпосылки к формированию этноса

Основными предпосылками образования этнической группы являются:

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

Национальными меньшинствами являются:

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Формы объединения этнических групп

К процессам этнического объединения, в результате которых несколько этносов сливаются в одну новую этническую группу, относят:

Формы разделения этносов

Одновременно с объединительными процессами происходят и процессы разделения этнических групп. К таковым относят:

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.

Источник

Этнос (этническая общность) и его типы

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

Расы и природные условия

Предполагают, что человек появился в одном центре, а затем расселился по территории Земли. В конце палеолита выделились 2 очага расогенеза:западный (негроидная и европеоидная), восточный (монголоидная). Расогенез – процесс расовой дифференциации человечества в первобытную эпоху по мере расширения ойкумены. Смешиваясь и расселяясь по территориям с разным климатом и рельефом, и образовались современные расы. Люди жили в разных природных условиях, оказывающих на них сильное влияние. Так, у представителей негроидной расы, живущих в экваториальных и тропических широтах, кожа сильно облучается Солнцем. Организм в течение тысячелетий приспосабливался к избытку солнечных лучей, вследствие чего в коже выработался пигмент – меланин, который задерживает часть лучей и предохраняет организм от ультрафиолетового излучения. Поэтому кожа у негроидов приобрела темную окраску. Жесткие и курчавые волосы образуют вокруг головы естественную воздушную подушку как бы «шапку» надежно защищающую ее от перегрева. Терморегулирующее значение имеют форма носа, строение губ, количество потовых желез в организме (утолщенные губы и широко открытые ноздри облегчают испарение влаги через слизистую оболочку).

В средних и высоких широтах формировались народы белой расы. Земная поверхность получает меньше солнечного тепла, то в коже европеоидов вырабатывается пигмент лишь в разгар лета. Жители северных стран отличаются узким носом, препятствующим вдыханию слишком большего количества холодного воздуха.

Там где проживают народы монголоидной расы, часты ветры и даже бури с пылью и песком. В связи с этим разрез глаз у людей сделался уже, словно прищуренный взгляд, образовался эпикантус. Это связано с формированием расы в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим континентальным климатом, с резкими суточными и сезонными колебаниями температур.

ТЕМА 9. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЭТНОПСИХОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Этническая общность (этнос) – исторически возникший вид социальной группировки людей, который обладает совокупностью признаков: единством территории, хозяйственно-бытовых особенностей, психики, а также самосознанием, которое фиксируется самоназванием. Ни один из признаков не является главным и непременным, отличающим один народ от другого.

Выделяют временные типы этносов: племя, народность, нация. Самым ранним было племя. Оно появилось одновременно с возникновением вида человеческого Homo sapiens. В основе – кровнородственные связи, которые затем заменяются территориальными. Позже появляются союзы племен (соплеменность), на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Сейчас племена встречаются редко и в основном у кочевых народов (индейцев Америки; бушменов юга Африки). С ростом общего разделения труда, появлением классового общества и образованием государств начинает складываться более сложный этнос – народность. Народность – историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Термин «народность» в наше время часто используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность. Формирование народности заканчивается в эпоху феодализма. Господство натурального хозяйства, замкнутый образ жизни привели к образованию различных диалектов речи. Возникновение письменности создало предпосылки для формирования государственных языков на основе одного из диалектов. Высшей этнической общностью является нация, она характеризуется большей степенью развития культуры (развитый литературный язык, письменность, театр и т.д.) и экономики, общностью территории, общими чертами национального характера, большим четким этническим самосознанием. Иногда в формировании нации участвуют несколько народностей (французская – из северофранцузской и провансальской). Более мелкие народности могут и не сформировать нацию. Формируются нации в разные периоды времени (так, английская сложилась в XVI в.; русская – в XVII-XVIII в.; белорусская – в XIX в.). На Земле насчитывается свыше 3 тыс. этносов. Абсолютное большинство их малочисленны – менее 1 тыс. человек каждый. Около 50% всего населения Земли приходится на 10 крупных народов с численностью населения свыше 100 млн. каждый: китайцы-хань, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, пенджабцы, бехарцы, мексиканцы.

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

Типы этносов: суперэтнос (славяне), этнос (русские), субэтнос (казаки). В ходе поступательного развития человечества процессы этнического разъединения, которые были свойственны на ранних стадиях, сменились процессами объединения этносов. Выделяют 2 вида:

1) консолидация – процесс объединения родственных этносов и образования более крупных;

2) ассимиляция – процесс поглощения более крупным и развитым этносом другого более мелкого (бывает насильственной и естественной).

Процесс сближения различных этносов без слияния их в единое целое – межэтнической интеграцией.

Источник

Этнические общности

В рамках курса истории рассматриваются разные формы сплочения людей, такие как род, племя, народность, нация. Отсюда можно сделать вывод, что формы внутриэтнических и межэтнических объединений людей могут меняться. Так, исторически сложившиеся первые формы объединения — род и племя — являются присущими для примитивных, доиндустриальных общественных систем, а именно — первобытнообщинных.

В будущем с постепенным развитием торговых связей, общественного разделения труда стали сложнее и социальные взаимосвязи людей, которые относились к разным племенам. Здесь на первый план выходят уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают формироваться новые формы единства людей — народности или народы.

Под этносом традиционно понимают большую группу людей, объединённую общностью происхождения, имеющую свой язык и культуру и проживающую длительное время на конкретной территории.

Характерными признаками этноса являются:

Этническое самосознание характерно для человека, ощущающего свою принадлежность к определённому этносу, а также понимающего свою особенность и отличия от других этнических групп. На развитие этнического самосознания оказывают существенное влияние происхождение людей, их история, традиции, обычаи, то есть культурные элементы, которые могут передаваться из поколения в поколение и формируют специальную этническую культуру.

какие типы этноса существуют. Смотреть фото какие типы этноса существуют. Смотреть картинку какие типы этноса существуют. Картинка про какие типы этноса существуют. Фото какие типы этноса существуют

В процессе исторического развития человечества постепенно сформировались такие главные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации, которые отличаются между собой по уровню развития культуры, знаний и т. д.

Племя подразумевает специфический тип общности этнического характера, которая основывалась на кровном родстве и была преобладающей в период первобытнообщинного строя. В состав племени входили несколько родов и кланов, которые вели совместное происхождение от одного предка. Люди объединялись в племена на основе общих примитивных религиозных верований, таких как фетишизм, тотемизм, магия, а также благодаря существованию единого разговорного диалекта. Основной формой хозяйственно-экономической деятельности в то время были охота и собирательство. В дальнейшем племя заменила следующая, более высокая форма этноса, — народность.

Народность представляет собой особый тип общности, который характеризуется не кровным родством, а территориальным единством и который присущ периоду распада родоплеменного устройства. Определяющую роль в трансформации союза племён в народность сыграло зарождение государства. Благодаря образованию государств стали объединяться разные территории, а также установилась тесная связь между людьми и этническими группами. Главным отличием народности от племенной организации было наличие более высокого уровня развития экономики и фольклорной (народной) культуры, которая проявлялась в виде мифов, легенд, сказаний и т. д. Кроме того, для народности является характерным наличие сложившегося письменного языка, религиозного сознания, институтов власти.

Нацию следует охарактеризовать в качестве наивысшей формы процесса развития определённого этноса, которая проходит стадию окончательного формирования в период создания государственности. В это время создаётся внутренний рынок, развивается экономика, возникает собственная литература, искусство. Именно на основе единых территорий, языка и экономики возникает совместный национальный характер и зарождается сильное чувство солидарности со своей нацией. Основополагающими признаками нации являются стойкая государственность, развитая экономика, сложившаяся социальная структура.

Существует несколько трактовок понятия нации. Согласно одному из этих определений нация — это исторически сложившееся объединение людей на базе единой территории, экономического развития, системы политических связей, языка, культуры и психологического состояния, которые проявляются в общегражданском сознании и самосознании. Конкретно в этом случае выделяется общегражданская суть новой формы сплочения людей. В таком определении нации отсутствует этнический элемент. Стоит отметить, что в зарубежной социологии понятие «нация», как правило, трактуется как согражданство, базирующееся на индустриально развитой социально ориентированной демократии. В подавляющем большинстве современных демократических стран термин «нация» достаточно давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность граждан государства». Однако не менее реальный современный мир остается полиэтничным — 90 % народов живут в многонациональных государствах. Понятие «народ» не только не утратило своей актуальности, но и, наоборот, получило принципиальное значение в нынешних национальных отношениях. Известным остаётся тот факт, что государство будет стабильным только до тех пор, пока межнациональные отношения проживающих в нём людей остаются стабильными. Межэтнические конфликты могут вспыхивать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации — в странах Южной Азии и Тропической Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии. Такие конфликты являются очень опасными: они вполне могут разрушить даже самые мощные и крупные государства.

Согласно другому определению нация — это особая историческая общность людей, основными чертами которой являются общее происхождение её самой, её языка, территории, определённый уровень экономического развития, а также психическое состояние и культура, которые проявляются в объединении её этнического сознания и самосознания. То есть понятие «нация» соответствует новой форме внутриэтнического сплочения людей — этнос.

В итоге в одном из определений нация означает согражданство, в другом — этнос. Такая неоднозначность наталкивает многих учёных на мысль, что понятие «нация» нельзя воспринимать как строго научную категорию. Что касается определения национальности, то она означает отношение индивида к конкретному этносу или государству в зависимости от того, как он себя идентифицирует. Например, гражданин России на вопрос о национальности, скорее всего, ответит, что он русский или татарин и т. п., то есть укажет свою этническую принадлежность. В свою очередь гражданин США или Франции на идентичный вопрос ответит, вероятно, что он американец или француз. Если же говорить об этнической самоидентификации, то во многих демократических странах национальность определяют не государственные органы, а сами граждане в зависимости от отождествления себя с культурой конкретного этноса. На современном этапе развития на земле становится всё больше людей, которые родились от смешанных браков, им предоставляется право выбора национальности одного из родителей. Право выбора национальности — это обязательное право человека, необходимое условие личной свободы. Эту возможность имеют и граждане России. Для того чтобы охарактеризовать национальные особенности разных народов, их культур, используется понятие национальный менталитет (от лат. «mentalis» — умственный, духовный). Однако стоит сказать, что не существует единого представления по поводу этого понятия, часто вместо него используют понятие «национальный характер». Если особенно не вникать в научные дискуссии, то национальный менталитет обычно характеризуют как определённый образ мышления, духовную настроенность, присущая данной этнической общности.

Национальный менталитет выражается во множестве взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, которые нашли своё отражение в укоренившихся коллективных особенностях характера, что позволяет отличить данную этническую общность от остальных. Такие черты связаны с многовековой культурой народа и очень часто проявляются спонтанно.

Учёные отмечают, что национальный менталитет выступает отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном понимании, в культуре, в чётких образцах поведения. Национальный менталитет — это своего рода память о прошлом, которая осуществляет влияние на поведение людей и помогает им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям и традициям; он является устойчивым, но не закрепившимся. При сохранении фундаментальных ценностей он отчётливо демонстрирует изменения, которые происходят со страной на каждом этапе её истории. Современная наука призывает общество и правящие элиты с особым вниманием относиться к особенностям национального менталитета, а также учитывать их при проведении реформ. Кроме того, на характер ментальности большое влияние оказывают национальные традиции и ценности. Традиции — это компоненты культуры, которые могут передаваться из поколения в поколение и имеют двойственную природу. Следует упомянуть, что большое количество традиционных правил поведения закрепляются подсознательно, на уровне подражания. Поначалу они вводятся людьми в повседневной жизни сознательно. Но впоследствии следующие поколения теряют представление о том, зачем и для чего принималось конкретное правило. Остаётся только малоосознанное, но привычное действие. Кроме того, у разных стран и народов существуют свои традиции. К примеру, в Европе цвет траура чёрный, а в Китае — белый. Считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. Для русских характерно «долго запрягать, да быстро ехать». В подавляющем большинстве люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание или неуважение к ним способно спровоцировать не только обиду, но и конфликт.

Если проанализировать общие признаки этноса и нации, можно отметить, что по мере того как этнос эволюционирует от племени и народности к нации, биологические признаки в нём отходят на второй план, а на первый выходят социально-политические. Сегодня существует свыше 2500 этносов, и только несколько сотен из них являются нациями.

Источник

6.3. Этнические общности

Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей.

Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.

Этнос (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов, например славянская этническая общность. Тем не менее понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (простой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса — это род, племя, народность, нация.

Род — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства.

Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской империи и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций.Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря своей многочисленности — ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают политическую окраску и неотделимы от внешнеполитической деятельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.

История знает немало примеров угнетения одной нации другой: украинцев и белорусов — поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев — англичанами, представителей балканских народов — турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным меньшинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильственной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаждения доминирующей религии. Ограничения на национальной основе существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный характер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.

В мире и по сей день возникают конфликты на почве национальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.

Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отношений современного мира.

В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владении резервациях, которые занимают 3 % континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны являются мексиканцы. Их численность составляет по различным подсчетам от 10 до 13 млн человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нью-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексиканцы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.

В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобританию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально-освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Северная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борьба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религиозной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.

Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона индейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отдаленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франко-говорящей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.

Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выливающиеся в военные конфликты.

Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоянного внимания и заботы со стороны государства. Они периодически обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты и даже национально-освободительные войны.

В различных странах в настоящее время идет борьба за предоставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочисленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.

Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений между разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населения у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребности в увеличении территории проживания, в расширении представительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.

В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, проживавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Такая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были покинуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.

Объектом политики выступают все нации и социально-этнические группы, но в качестве субъектов политики — лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в политике на уровне государства, т.е. способны переводить свои общенациональные интересы в организованную инициативу в деле обустройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непосредственно, и через само государство.

Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, большинство — многонациональные. Некоторые из них до определенного исторического этапа своего развития оставались унитарными, где господствующими культурами были культуры государство-образующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.

Практика показывает, что федерация представляет цивилизованную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятельности наций. Дробление же государств по национальному признаку противоречит интересам экономики, успешному решению глобальных экологических проблем и не согласуется с интересами государство-образующих наций, положивших много сил на защиту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров борьбы различных национальностей за получение полной политической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических отношений, на судьбу государств и международную политику, составляет этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.

Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, особенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпячивание своей исключительности и отвергание всего, что не связано с собственной национальной культурой, несомненно, способствует национальной разобщенности и вражде.

Проявлением этноцентризма выступает национализм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и положительное. В последнее время вполне справедливо словом «национализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любящих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угнетенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.

Тем не менее от понятия «национализм» следует отличать понятие патриотизм, которое представляет собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю. Это — признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм — это глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.

Национализм в его положительных проявлениях — довольно редок. Чаще всего он порождает ненависть и вражду между народами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабощению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма в качестве государственной идеологии привело, как известно, к
развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.

1. Что такое этнос? Каковы его признаки?

2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?

3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?

4. В чем проявляются межнациональные отношения?

5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.

6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?

7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?

8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?

9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *